Хакатоны, конференции, семинары — у программистов много возможностей проявить себя. Но далеко не все рвутся в спикеры. И упускают огромные возможности.

Если вы как разработчик достигли уровня Senior, то одной из ваших задач, скорее всего, станет наставничество — помощь новичкам, постановка задач, руководство небольшими группами. Чтобы со всем справиться и заодно прокачать профессиональные навыки, пригодится опыт участия на публичных мероприятиях. Он дает разработчику массу преимуществ:

  1. Развивает коммуникативные способности. Не так легко отыскать среди программистов человека, у которого навыки общения уровня «бог». Выступления помогают не только грамотнее формулировать свои мысли, но и легче завязывать новые контакты, например, на афтепати. А это поможет и в работе, и в личной жизни.
  2. Углубляет понимание предмета. Статистика говорит, что человек помнит только 20% того, что прочел, но 80% того, что пересказал другим. Преподавание — лучший способ стать экспертом.
  3. Продвигает ваш личный бренд. Если вы заявили о себе как о профессионале, то это постепенно отразится на вашей популярности в социальных сетях и на ваших возможностях использовать популярность для получения дополнительного заработка.
  4. Помогает в поисках работы. В какой-то момент вы захотите двигаться дальше, и участие в конференциях — хороший пункт в резюме. Хотя, если вы часто становитесь спикером, то искать будете не вы, а вас: чем больше вы на виду, тем сильнее вас хочет заполучить хорошая компания.

Думается, этого достаточно, чтобы вы уже сейчас занялись поиском конференции и семинары, на которых нужен спикер. Поэтому от нас — подробная инструкция, как им стать.

image

Походите на мероприятия как слушатель


Прежде чем рваться на сцену, стоит узнать ситуацию изнутри. Стоит найти сообщество по языку программирования и посмотреть расписание ближайших событий и митапов. Ваша цель не только послушать выступления и проанализировать подачу материала (это, в конце концов, можно сделать и при просмотре видеоконференций), но и запастись полезными контактами. Если вы познакомитесь с организаторами, то на следующих этапах вам будет чуточку легче.

Выберите тему


Многое зависит от аудитории митапа и вашего опыта. Если речь идет о какой-то новой технологии или среди слушателей преимущественно новички, им будет интересно узнать азы: что за технология, как с ней работать, зачем, кому она нужна. Но если уровень слушателей повыше, то им нужен хардкор: мелкие детали, какие-то особенности, неожиданные трудности. В обоих случаях вам надо быть асом и понимать все вдоль и поперек, но при этом ваш опыт — это иллюстрация, о нем надо рассказывать для примера. А слушателям нужна теория, практические задачи, советы. В общем, какая-то полезность.

Устройте мини-конференцию в своей компании или в городе


Для начала отложите свои мечты о большой сцене в долгий ящик. Расти до крупных площадок придется несколько лет. Вам надо потренироваться на маленьких аудиториях размером 5-20 человек. Собрать такое количество вы сможете самостоятельно среди коллег или специалистов города. Встретиться можно как в офисе, так и в антикафе. Но даже к маленькому масштабу надо отнестись максимально серьезно: заранее проверить настройку аппаратуры, несколько раз отрепетировать свое выступление, сделать презентацию, которую позже можно разослать. Идеально, если ваше первое выступление будет не дольше 30 минут, а кто-то сделает видеозапись, чтобы вы могли потом проанализировать результат.

image

Подайте доклад


Когда вы поймете, что чувствуете себя комфортно с малыми группами, можно расти дальше. На специализированных порталах, например, в сообществе Java-разработчиков JUG.ru, есть возможность подать доклад. На других ресурсах можно увидеть аббревиатуру CFP (Call For Paper) — подача запроса от спикера. Чаще всего она включает тему доклада, ее краткое описание в двух-трех абзацах, план выступления и технические требования. После рассмотрения заявления организаторы уведомят вас, сможете ли вы выступить на их конференции. Иногда имеет смысл подать заявки по нескольким темам, чтобы повысить свои шансы.

Просите об обратной связи


При подготовке любого выступления важно узнать, как вас воспринимает аудитория. Обратную связь стоит получить и до выступления (например, от компетентных коллег), чтобы переделать презентацию или план выступления, и после (например, от организаторов), чтобы поработать над речью или манерой держаться на публике. И после получения опыта в России можно даже попробовать себя на международных конференциях.