По роду деятельности мне приходится наблюдать за работой сотен рядовых пользователей ПК. Человек, который не первый день держит мышку, всё чаще сталкивается с проблемами при банальном скачивании бесплатного ПО. При разборе выясняется, что он всего лишь набрал в Яндексе «скачать Вайбер», а дальше что-то пошло не так. Я давно слежу за распространением заразы при непосредственном участии Яндекса. Когда-то это были единичные случаи, но теперь явление уже приобрело массовый характер. Объясню, в чём суть. Введём в запросе название любой популярной программы, которую условный домашний пользователь хочет скачать, и получим примерно такую выдачу:

image

Каждая строка с пометкой «реклама» — это платное объявление от физического или юридического лица, которое зарегистрировано в сервисе Яндекс.Директ со всеми адресами, телефонами и прочими ИНН. Каждое такое объявление проходит ручную модерацию, то есть, в данном случае модератора вовсе не смутил тот факт, что пять разных «официальных» сайтов подали рекламу для скачивания бесплатного приложения. И уж точно проверенный модератором номер (495) 111-22-33 не принадлежит Скайпу.

И, что самое интересное, порядок выдачи разных объявлений по одному запросу определяется аукционом. Если не вдаваться в подробности админки Директа — кто выставил бОльшую стоимость клика, того показывают выше. Да, каждое нажатие на такую ссылку обходится автору объявления в N рублей! За что именно борются рублём рекламодатели — неизвестно, вариантов много: от относительно безобидного майнинга криптовалюты на чужом железе до перехвата платёжных данных из Сбербанк.Онлайн или Алиэкспресса. Но логично, что альтруизмом здесь и не пахнет.

image

upd2 На двух предыдущих скринах результаты поиска прокручены, чтобы нижний рекламный блок оказался рядом с запросом.

На Директе мошенничество не заканчивается. Ниже обычная поисковая выдача без рекламы по запросу «anydesk» — популярного приложения от бывшей команды TeamViewer. anydesk.com — это настоящий сайт, который и должен вылезать первым по данному запросу. А уже второй результат (с точка ru) — фэйк. Достаточно одного взгляда на этот одностраничный сайт с морально устаревшим клипартом, чтобы понять, что перед нами подделка, нарисованная на коленке за 15 минут. НО только не для модераторов Яндекса. Обратите внимание: адрес этого сайта содержит заглавные и строчные буквы (AnyDesk, а не anydesk). Такое возможно только в одном случае: автор сайта зарегистрирован в сервисе Яндекс.Вебмастер и прошёл ручную модерацию на изменение регистра символов в адресе этого «официального сайта».

image

Помойка в выдаче повторяется для любого ПО, которое только приходит в голову, хоть платного, хоть бесплатного. Приписка «официальный сайт» положение не спасает, а популярная среди начинающих пользователей фраза «скачать бесплатно» наоборот только помогает попасть на поддельный сайт. Чудесные алгоритмы ранжирования Яндекса, которые совершенствуются каждый день, помогают подозрительным сайтам лезть выше. А как показывает практика, неопытный пользователь обычно жмёт первый результат поиска, доверяя лучшему отечественному поисковику.

И ещё немного про Директ. Сервис позволяет таргетировать рекламу по разным признакам. Например, показывать её только жителям Кировской области мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Это удобно для честной рекламы, скажем, магазина электроинструмента. Или можно показывать её только пользователям браузера Internet Explorer. Последние обычно ассоциируются с неопытными пользователями ПК, поэтому за такого «чайника» можно заплатить и побольше: рекламная ссылка в примере ниже вылезает даже выше искомого официального сайта. Этот запрос сделан в Internet Explorer, в альтернативном браузере рекламный блок здесь не появляется.

image

upd3 Проверим теорию с таргетингом: заходим под *nix, и всю платную рекламу по тем же запросам как рукой сняло — такие пользователи точно зря потратят стоимость клика.

image

Что делать с этой информацией? Ограничивать права учётных записей на компьютерах родственников, и объяснять, что верить никому нельзя.

И вопрос к Яндексу, если этот текст до него дойдёт: вы собираетесь как-то решать эту проблему?
Массовость проблемы подтверждает статистика запросов wordstat.yandex.ru: по каждому из ключевых слов тысячи и десятки тысяч ежемесячных запросов.

upd Изначально похвалил Гугл, но в комментариях меня поправили. Google занимается тем же самым (установленная баннерорезка скрыла эти результаты).

upd4 В комментариях появился ответ от представителя Яндекса:
Всем привет!

На Хабре меня достаточно давно знают как автора публикаций про технологии Яндекса, поэтому я вызвался добровольцем ответить на этот пост. Кроме того, мне уже приходилось рассказывать про то, как вообще работает дистрибуция софта в индустрии.

Во-первых, Яндекс сотрудничает только с теми компаниями, которые производят или распространяют ПО на легальных основаниях. Это касается и рекламы в выдаче. Вы можете возразить: но ведь на скриншотах неофициальные сайты. Суть в следующем.

Неофициальность сайта с программой в абсолютном большинстве случаев не означает, что он вредоносный. Разработчики ПО как правило заинтересованы в том, чтобы их продукты также распространялись через сайты партнёров. Для них это увеличение загрузок, а для партнёров — проценты от доходов разработчиков.

Во-вторых, как верно подметил автор, Яндекс проверяет такие объявления. Не только вручную, но и с применением наших технологий в области антифрода. Собственно, в комментариях уже подметили, что ни по одному из примеров нет однозначного вердикта о вредоносности со стороны каких-либо сканеров и баз данных. Эти примеры мы тоже перепроверили на всякий случай. Никаких признаков вредоносной деятельности там нет.

В общем, всё не так страшно. Но если вы видите что-то подозрительное, то можете сообщить об этом поддержке Яндекса или лично мне — проверим.