Я сын военного летчика и в вертолете, что называется, с пеленок. Поэтому когда нужно было принимать решение о том, какое образование получать, раздумий не было. В результате в 2001 году закончил Сызранский военный авиационный институт по специальности инженер-пилот. После окончания училища выбрал место службы на Северном Кавказе. Сначала летал в Краснодаре, а в 2008 году получил повышение и летал в Ростове-на-Дону.
Обычная рутина в службе – это выполнение задач как гражданского, так и военного назначения. По мирному направлению я перевозил грузы и пассажиров. Военная работа – это контртеррористические командировки в Чечне (во время второй кампании) и миротворческие командировки в Абхазии.
Задают вопрос, почему хотелось военных задач. Ответ прозаичный. Годы учебы и выпуска пришлись на период конца 90-х. В армии тогда все было плачевно, летали мало и только по необходимости. А необходимость эта – командировки в зоны военных и миротворческих действий – в то время в Чечню и Абхазию. Кто хотел именно полетов, а не бумажной работы и отсидеться в тепле, выбирал службу на юге России.
То время вспоминаю очень тепло, хотя служба была тяжелая. Вставали в 4 утра и летали до 23.00 с короткими перерывами, которых могло и не быть. Семь лет в Краснодаре и потом еще четыре в Ростове прошли в постоянных командировках. На базе практически не сидел, но зато делал свою летную работу, о которой и мечтает любой летчик.
IT для меня в прямом смысле стало «запасным аэродромом». Продумал я все заранее, так как даже будучи курсантом понимал, что когда-то придется перейти из ранга военного в ранг гражданского.
Военные далеко не всегда так дотошно обдумывают этот момент. В результате велик шанс остаться неподготовленным к гражданской жизни, не знать, куда себя применить. Мне так не хотелось. Продолжение военной карьеры я себе не рассматривал – летать всю жизнь не получится, а штабная работа – это тоска.
Еще один вариант – уйти в гражданскую авиацию. Это реалистичный план, многие так делают, но мне было бы скучно: взлетел и летишь по прямой, как трамвай. Никакой романтики и творчества. На военных же операциях творчества было хоть отбавляй. Сам решаешь, каким маршрутом лететь в зависимости от погоды, обстановки, ландшафта, от того, как солнце светит и т.д.
В общем, основу новой профессии я заложил еще в 2002 году, как только закончил военный институт и переехал для несения службы из Сызрани в Краснодар. Там поступил на заочное отделение в Кубанском политехническом университете (это сейчас Кубанский государственный технологический) на специальность инженер-программист. Диплом пролежал «в запасе» больше 4 лет. Мне было 32 года, когда я осознал, что пора стряхивать с него пыль. И, к слову, для меня диплом – не просто корочка (хотя корочка о втором высшем образовании добавляет уверенности). Знания по базам данных, сетевым технологиям реально пригодились.
«Немного за 30» – подходящий возраст, чтобы начать новую карьеру. Военную я закончил летчиком первого класса в звании майора и в должности заместителя командира эскадрильи с государственной наградой «Орден Мужества». Со всем этим багажом я ушел искать работу в IT.
Тяга к этой сфере была с самого детства, и любые возможности поработать с компьютерами я использовал, в том числе в армии. Все, что можно было автоматизировать с помощью техники и программ, я делал сам. Например, «плановые» (таблицы полета) было принято отрисовывать вручную. Я организовал компьютерную обработку, так чтобы можно было формировать их на компьютере и распечатывать на цветном принтере. Плановая – документ, в котором описаны: порядок выполнения полетов, виды заданий экипажам, очередность. Сначала нужно его составить, потом отрисовать для экипажа, персонала, обслуживающего полеты. Малейшее изменение в документе – обрабатывай по новой. Так что автоматизация экономила нам многие часы между полетами.
Так примерно и выглядит «плановая», источник
Искать работу в новой сфере оказалось несложно – образования, прикладного опыта и общей эрудиции хватило, чтобы сразу устроиться системным администратором. Зарплата и задачи на первом месте работы были не великие, но там я набрал первый гражданский опыт и дальше шел только в рост. Сейчас за спиной помимо текущего места работы четыре айтишных должности, в том числе на ростовском «Роствертоле», где удалось поработать над задачами наиболее близкими к инженерно-программистскому образованию. Приходилось иметь дело со скриптами автоматизации на Powershell, оптимизацией отчетов в 1С, участвовал в разработке ПО обработки и сопровождения заявок на Java.
В июне 2017-го я перешел в отдел тестирования «СёрчИнформ». После работы «сисадмина на аутсорсинге», где могли дернуть в полночь по срочному делу, которое занимало весь остаток ночи, мне хотелось работать в компании со стабильным графиком. Потому новое место работы выбирал тщательно, посмотрел информацию, публикации в СМИ, отзывы.
Прошел входное собеседование и был приглашен на стажировку. В компании принято, что на этапе испытательного срока новичок участвует во всех проектах, потом получает специализацию. На первом этапе понравилось, что в команде налажены четкие процессы, но при этом нет бюрократии и можно, при необходимости, прямо обратиться к любому сотруднику с вопросами и предложениями.
После испытательного я немного поработал с SIEM и DataCenter, а дальше перешел на свой постоянный проект – NetworkController (сетевой анализатор трафика в КИБ). Здесь приходится постоянно изучать что-то новое, в DLP такая специфика, что продукт интегрируется с множеством сторонних сервисов, нужно с ними разбираться, изучать новые технологии.
Еще одна интересная задача для меня, как тестировщика, – процесс автоматизации тестирования. Когда я пришел в компанию, каждый тестировщик использовал собственные наработки только в своем проекте. Сейчас мы сводим и проецируем положительный опыт каждого сотрудника в единую систему. Пишем скрипты для автоматизации тестирования на Python.
Часто спрашивают, легко ли было адаптироваться. Так как я задумывал переход в новую профессию давно и всегда испытывал к ней теплые чувства, адаптация много времени не заняла. У меня не было оторванности от технологий на службе. А еще помогло умение быстро «ориентироваться на местности».
Другое дело – адаптация к смене образа жизни. В авиации в отличии от других частей армии почти нет «строевизации» и все проще. Но все же «был военным, стал гражданским» – это сложный переход. Если не нашел дело по душе, будет скучно, ведь гражданская жизнь в разы более размеренная. Одно то, что тебя не выдергивают среди ночи в командировку, а дают работать по установленному графику – удивительное открытие. Но я этого и искал в своей новой карьере, адреналина мне хватило на службе.
Для тех, кто хочет сделать такой же поворот в карьере, я бы универсального совета не дал. Но что помогло мне – это:
- Планирование. Я рад, что осознал, какие у меня карьерные «горизонты» летчика, не в 45, а в 20 лет. В запасе было много времени, чтобы получить образование, а еще приобрести нужные навыки, чтобы диплом оказался не просто «корочкой».
- Не ждать многого на старте. Пришлось начинать все сначала – с небольшой должности и малой зарплаты. Но именно это и стало входом в новую профессию. Если ты готов учиться, развитие идет быстро. Моя зарплата на старте оказалась процентов на 30 ниже, чем в армии. Но семья отнеслась с пониманием, и уже в течение года разрыв я смог устранить.
- Быть открытым и любопытным. Это помогало мне в армии, помогло и в IT – сфера не показалась ни закрытой, ни снобистской, я легко нашел общий язык с людьми на «гражданке».
- Не жить зашоренными представлениями о профессии и своей жизни. Нет ничего радикального в карьерных поворотах, если к ним готов.
GlebGleb
Даааа, вот это разворот так разворот. Спасибо за советы, очень правильные на мой взгляд.
Жаль конечно, что наша авиация теряет такие кадры. Прошу так, потому что сам с авиацией связан и пока ещё в ней работаю.