Благодаря видеоконференцсвязи некоторым удается сохранить продуктивность даже в самоизоляции, когда личное общение ограничено. Поэтому сейчас особенно интересно посмотреть, какие разработки появились в сегменте ВКС за последний год и в каком направлении движется рынок. Много всего, так что поделили на две части.
Часть 1:
— Рынок ВКС — мировой срез
— Аппаратные vs программные средства видеосвязи
— Huddle rooms — аквариумы
— Кто кого: слияния и поглощения
— Не видео единым
— Конкуренция или интеграция?
— Сжатие и передача данных
Часть 2 после майских:
— Умные конференции
— Необычные кейсы. Управление роботами и охрана порядка
За последние несколько лет видеоконференцсвязь стала повседневным и действительно массовым инструментом для делового общения. Помогло появление доступных, качественных и технически развитых программных сервисов — как работающих on-premises на локальных платформах, так и доступных по модели SaaS из публичного облака.
Особенно заметный скачок произошел в последние пять лет. Благодаря развитию широкополосного доступа и появлению качественного ПО видеоконференцсвязь существенно подешевела. При этом упало в цене и оборудование. Главным образом за счет того, что открытые программные платформы не привязаны к конкретному производителю и позволяют подключать широкий спектр периферийных устройств. В результате доступность качественной видеосвязи повысилась — такой сервис могут позволить себе даже небольшие компании.
Но постоянно снижать цену производителям и операторам сервисов, разумеется, невыгодно. Поэтому они идут по стандартному пути пакетных услуг, предлагая «больше возможностей за те же деньги». Это стимулирует внедрение новых разработок в сферу ВКС. Она получает все больше интеллектуальных функций, которые все чаще опираются на алгоритмы машинного обучения. Более того, на подходе уже технологии, использующие элементы виртуальной и дополненной реальности.
Рынок ВКС — мировой срез
Оценить конкретные объемы глобального рынка ВКС — задача не из легких, ведь даже мировые исследовательские компании приводят показатели, которые могут отличаться в разы. Если говорить о 2018 годе, то, скажем, Research Nester оценивает объем рынка примерно в $5 млрд, Transparency Market Research — в $5,8 млрд, Global Market Insights говорит уже о более чем $12 млрд. Frost & Sullivan, похоже, решили вообще не мелочиться и дали оценку в $50,8 млрд. С уверенностью можно сказать лишь то, что показатель измеряется миллиардами долларов США, но это очевидно и без глубокой аналитики.
Объем мирового рынка ВКС в 2012–2021 годах, по оценкам и прогнозам компании Frost & Sullivan
Однако большинство доступных отчетов имеют и схожие моменты. Например, все аналитики согласны, что рынок будет расти как минимум до 2025 года, средними темпами около 10% в год. Также эксперты солидарны в вопросе о том, кто входит в список мировых лидеров. Состав отличается мало, хотя время от времени они меняются местами. В сегменте аппаратных решений лидируют Cisco, Poly/Polycom, Lifesize, Huawei, StarLeaf, Avaya, Logitech, ClearOne, Crestron, ZTE. При этом на первые пять компаний приходится большая часть мировых продаж.
Исследовательская компания Recon Research получила данные о продажах всех ключевых игроков на мировом рынке ВКС за последние два года. В своем отчете они отмечают, что в денежном эквиваленте более 95% мирового сегмента специализированных аппаратных решений занимают разработки Cisco, Poly, Lifesize, Huawei и StarLeaf. Эти же компании суммарно удерживают 90% рынка по количеству поставленных устройств.
Аппаратные vs программные средства видеосвязи
Еще одним интересным выводом, который сделали составители отчета Recon Research, стало то, что реализация аппаратных систем, вопреки популярному мнению, как минимум не падает, несмотря на стремительный рост программных решений, в том числе облачных. Во всяком случае, упомянутые пять лидеров отрасли не стали продавать меньше оборудования ни в денежном, ни в количественном выражении.
С 2017 года спада не наблюдалось, не ожидается его и по итогам 2019–2020 годов. Это главным образом говорит о том, что каждая группа продуктов имеет свою сферу применения и от специальных аппаратных решений для переговорных комнат пользователи полностью отказаться не готовы. Более того, эти области гармонично дополняют друг друга, вместо того чтобы конкурировать. На рынке нет противостояния «софт против железа», как прогнозировали еще несколько лет назад. Есть очевидный симбиоз, в первую очередь это ощущается в сфере корпоративных решений.
Домашний пользователь может обойтись камерой ноутбука или ресурсами смартфона. Однако к видеоконференциям корпоративного уровня предъявляются более высокие требования по качеству изображения, устойчивости каналов связи, безопасности, не говоря уже о функциональных возможностях.
Для дома достаточно наушников и ноутбука, фото Zoom
Специальные программные платформы или облачные сервисы класса VCaaS (Videoconferencing as a Service) удобны в качестве ядра системы. Они берут на себя функции видеосервера, а также предоставляют инструментарий для совместной работы, который постоянно обновляется и совершенствуется.
Программные решения позволили снять основное ограничение, которое стояло на пути широкого распространения корпоративной видеоконференцсвязи — высокую цену классического видеосервера (MCU). Что касается периферии, то здесь все стандартно и что-то принципиально новое появляется редко. Сейчас для большинства переговорных комнат базовый комплект оборудования состоит из камеры, массива микрофонов, группы динамиков, а также центрального модуля-кодека. Обычно это мини-ПК х86-архитектуры, который нужен чтобы все это объединить и подключить к корпоративному программному серверу или облачному VCaaS. В качестве средства отображения используется, как правило, простой телевизор. Также по мере снижения цен становятся все более популярными интерактивные доски.
Цифровая доска Jamboard, фото В+К
Есть специальные решения, которые объединяют все упомянутые элементы, кроме монитора, в одном корпусе. Это так называемые видеобары. Они позволяют подключить ВКС-систему к облаку «в один клик».
Видеобар Poly Studio, фото Poly
Стоимость комплексного решения для небольшой переговорной сейчас начинается от $2–2,5 тыс., за эти деньги можно приобрести качественную и функциональную корпоративную систему одного из лидеров рынка. Также при желании компания всегда может собрать свою переговорную на базе стандартного оборудования, приобретая компоненты отдельно. Но вряд ли в этом случае решение получится сильно дешевле.
Есть также системы-моноблоки, которые не требуют дополнительных забот. Стоить такая может порядка $10 тыс. Они презентабельны, удобны и предназначены в первую очередь для рабочего стола руководителя.
Моноблок Cisco Webex Desk Pro, фото Cisco
Huddle rooms — аквариумы
Еще одна характерная рыночная тенденция последних нескольких лет — рост популярности небольших переговорных до 5 человек. По данным уже упомянутого агентства Recon Research, сегодня их насчитывается не менее 25 млн по всему миру. Research and Markets говорят о 33 млн, но при этом подчеркивает, что лишь 3% из этого количества оснащаются системами видеоконференцсвязи.
Webex Room Kit Mini для маленьких переговорных, фото Cisco
Кроме того, весной 2019 года Recon Research и Mersive опубликовали опрос экспертов в сфере аудиовизуальных систем, в ведении которых суммарно находится 55 тыс. переговорных комнат, оснащенных системами ВКС. По результатам получилось, что имеющиеся переговорные распределяются по размеру следующим образом: 53% малых, 36% средних и 11% крупных.
Доли переговорных комнат разного размера на предприятиях по результатам опроса экспертов за 2018 год, Recon Research & Mersive 2019
При этом эксперты предполагают, что в ближайшие 2-3 года количество малых комнат вырастет почти на 20%, средних — на 0,8%, а крупных переговорных станет меньше на 7,8%. Многие офисы переходят к концепции открытых пространств — open space.
Ожидаемое изменение количества переговорных комнат разного размера на предприятиях в 2019-2021 годах по результатам опроса экспертов, Recon Research & Mersive 2019
Современному бизнесу все чаще нужны оперативные совещания для небольших рабочих групп, участники которых могут находиться, например, в разных странах. В таких случаях компаниям гораздо выгоднее использовать на 100% несколько малых переговорных вместо одного большого наполовину пустующего конференц-зала.
Также растет спрос на BYOD-решения (Bring Your Own Device) для видеоконференцсвязи, когда пользователи подключаются к встрече со своих собственных устройств. Популярными становятся системы обмена контентом по Wi-Fi. Для того чтобы показать коллегам презентацию, достаточно принести в переговорную свой ноутбук или смартфон, не нужно беспокоиться о поиске подходящих проводов.
Кто кого: слияния и поглощения
Мировой рынок ВКС еще далек от консолидации — покупки здесь происходят часто. Например, в мае 2019 года за $40 млн. была куплена популярная платформа для видеоконференций Vidyo. Она участвовала в стандартизации кодирования видео и дала миру протокол на основе SVC-архитектуры, который лег в основу всех современных программных ВКС решений. Покупателем стала компания Enghouse Systems, чья основная сфера деятельности — разработка ПО.
Если говорить о более крупных сделках, то главная из них состоялась в июне 2019 года, когда компания Plantronics приобрела Polycom — одного из мировых лидеров на рынке аппаратных ВКС. Сумма покупки составила $2 млрд. В результате весной 2019 года появился совместный бренд Poly. Но уже в ноябре стало известно, что новая компания, в свою очередь, может стать объектом покупки. По информации в СМИ, швейцарский производитель Logitech был готов заплатить за Poly $2,2 млрд. Сделка в итоге не состоялась. По неподтвержденным данным, встречная сумма в $3 млрд не устроила потенциального покупателя.
Нелегкие времена переживает Avaya. Весь прошлый год рынок напряженно ждал, кому же компанию продадут. В октябре 2019 года стало известно о том, что они заключили стратегический контракт на разработку совместного продукта с оператором облачных сервисов связи и совместной работы RingCentral. В рамках договора RingCentral вкладывает в предприятие $500 млн, за что получает 6% акций компании Avaya и определенные технологии. Но как отмечают отраслевые эксперты, самый важный аспект этой сделки — доступ к клиентской базе. Именно за нее RingCentral платит огромные деньги. Полученные полмиллиарда не решат всех финансовых проблем Avaya, а лишь позволят залатать некоторые дыры и получить короткую передышку.
Результатом партнерских усилий стало появление коммерческого сервиса класса UCaaS (Unified Communications as a Service) под названием Avaya Cloud Office by RingCentral. Официальный анонс состоялся в феврале 2020 года.
Буквально на прошлой неделе американский оператор Verizon объявил о покупке активно развивающегося вендора BlueJeans, который предоставляет услуги MCU из облака. Точную сумму не разглашают, однако подтвердили, что она меньше $500 млн. Сделку закроют во второй половине 2020 года. Технологии BlueJeans новые владельцы собираются интегрировать в собственную систему объединенных коммуникаций.
Не видео единым
Программные и облачные платформы сегодня перетянули на себя роль ключевого элемента экосистемы ВКС. Поэтому о них тоже стоит немного поговорить, хотя, конечно, эта тема заслуживает отдельной статьи.
Выявить однозначного лидера крайне сложно ввиду отсутствия в открытом доступе сравнимых показателей — финансовых данных и объема абонентской базы для всех участников рынка. Тем не менее, первых пятнадцать глобальных операторов выделить можно, если не пытаться расставить их на пьедестале. Анализ медиа-пространства, включая доступные аналитические отчеты, позволяет говорить о том, что востребованы в корпоративной среде по состоянию на конец 2019 года такие сервисы (по алфавиту): Adobe Connect, BlueJeans (теперь Verizon), Cisco Webex, ClickMeeting, CyberLink U Meeting, Google Hangouts, Intermedia Unite, Join.me, Lifesize, LogMeIn GoToMeeting, Microsoft Teams (+Skype for Business), RingCentral, Slack, TrueConf, Zoho Meeting, Zoom.
Сейчас тема корпоративных ВКС уже неотделима от сегмента систем для совместной работы. Если раньше это были во многом разные рынки, то сегодня все collaboration-платформы имеют возможность видеосвязи. Тем не менее, некоторые аналитические компании каким-то образом ухитряются вычленить сегмент collaboration из общего рынка корпоративных инструментов связи и общения. Например, по прогнозам Research and Markets объем мирового рынка программного обеспечения для совместной работы достигнет $16,6 млрд в 2025 году. Соответствующий отчет Gartner говорит о том, что этот же сегмент достигнет $4,9 млрд в 2021 году.
Здесь, кстати, стоит напомнить примечательный факт — в тематическом отчете Gartner Meeting Solutions 2019 впервые появился российский бренд. Речь идет о компании TrueConf, которая не только является лидером внутреннего рынка профессиональных on-premises решений для ВКС, но теперь входит и в мировую высшую лигу. В квадранте Meeting Solutions они появились в зоне нишевых игроков среди комплексных платформ, объединяющих голос, видео, обмен контентом и другие инструменты. Это такие мировые гиганты как Huawei, Avaya, ZTE и другие. Международное признание любой компании на таком уровне — это событие, достойное внимания. Подробно этот рейтинг мы разбирали отдельным постом на Хабре.
Magic Quadrant for Meeting Solutions, Gartner 2019
Также удалось найти интересные данные от Spiceworks. Они провели сравнительное исследование с целью выяснить, какой из популярных мировых облачных сервисов для совместной работы наиболее востребован в корпоративной среде, и опросили почти тысячу ИТ-менеджеров, работающих в различных компаниях.
Процент опрошенных IT-менеджеров, чьи предприятия используют популярные мессенджеры, Spiceworks 2019
Результаты показали, что Microsoft довольно эффективно продвигает Teams и переводит на него клиентов Skype for Business, который, как известно, скоро прекратит работу. По состоянию на конец марта 2020 года на фоне пандемии количество ежедневных пользователей Teams выросло до 44 млн человек. Microsoft и Slack соревнуются в анонсировании разных плохо сопоставимых цифр. В октябре 2019 года Slack озвучивал цифру в 12 млн ежедневных пользователей, в марте она трансформировалась в 12,5 млн одновременно работающих. Строго говоря, Slack не предлагает собственных услуг видеосвязи, но предоставляет возможность пользоваться из приложения партнерскими сервисами, в том числе средствами самого Microsoft, что еще больше размывает границы рынков и брендов.
Конкуренция или интеграция?
Как видно из предыдущих разделов, мировой рынок систем видеоконференцсвязи представлен очень широким перечнем производителей и разработчиков — только самых популярных платформ известно несколько десятков. Каждая из них имеет свою аудиторию. Поэтому особую важность приобретает вопрос совместимости.
Нередко бывает так, что у пользователя установлено сразу несколько программных клиентов. В бизнес-сегменте очень часто возникает необходимость совместного взаимодействия ВКС-сервисов от различных разработчиков. Формально это не должно вызывать вопросов, поскольку многие платформы построены на базе номинально совместимых технологий. Но на практике такая интеграция нередко превращается в ощутимую проблему.
Последние профильные мероприятия, которые успели провести до эпидемии — ISE, Enterprise Connect — демонстрируют стремление ведущих разработчиков ПО к совместимости. Но выражается это в создании экосистем из оборудования, которое они сертифицируют для работы со своими решениями. То есть «наш софт совместим с любым оборудованием». Производители оборудования, в свою очередь, продают комплекты, совместимые «из коробки» с тем или иным софтом. Есть попытки звонить из одного сервиса в другой, но, как правило, через SIP-протокол, для которого требуется отдельная или более дорогая лицензия. До сих пор проблема решалась внешними надстройками.
Популярности в этой сфере добился Pexip. Они предлагают шлюз для Google Hangouts Meet и продуктов Microsoft, за кадром остается Cisco. Менее известные решения у стартапов типа ZiipRoom и Mio. Первые коммерческие релизы ZiipRoom появились в середине 2018 года, потом их облачную платформу для объединения различных ВКС-решений купил аудиопроизводитель Bose. Mio пока только синхронизирует общение между чатами Slack, Microsoft Teams и Cisco Webex через API.
В начале 2020 года обещали сделать совместимыми свои комнатные решения сами Microsoft Teams, Cisco Webex и Zoom. Из переговорных с сертифицированным оборудованием, в которое встроена веб-технология, можно будет напрямую присоединяться в качестве гостя к собраниям другого вендора через WebRTC-приложение. Скорее всего, оно станет частью этих проприетарных программных клиентов и обеспечит вход для сторонних гостей через браузер. По факту это квази-совместимость со входом по ссылке. Позже Microsoft обещает добавить к этой схеме и других партнеров.
Подключение к Teams, Webex и Zoom из одного интерфейса, скриншот Microsoft
Российский TrueConf в конце 2019 года анонсировал возможность участия из своих приложений в конференциях и вебинарах любых чужих сервисов с поддержкой SIP. В частности, протестировали видеосвязь и обмен контентом с BlueJeans, Cisco Webex, GoToMeeting и Lifesize Cloud.
Сжатие и передача данных
Фундаментальные изменения в способах кодирования и передачи данных происходят нечасто. Летом 2019 года компания Cisco показала работу нового видеокодека AV1 на конференции Big Apple Video.
Технология позиционируется как лучшая замена кодекам Н.265 и H.264, которые используются в большинстве современных ВКС. AV1 должен реализовать в виде стандарта все накопленные инновации в области обработки сигналов и сжатия данных с применением машинного обучения. Он создан совместными усилиями компаний, входящих в Alliance for Open Media, который был сформирован в 2015 году. Свой вклад в разработку, помимо Cisco, внесли такие технологические лидеры как Amazon, Google, Intel, Netflix и другие. Протокол свободен от лицензионных выплат, что вполне может сделать его новым стандартом отрасли.
Однако данный кодек требует для работы неоправданно больших вычислительных ресурсов. Демонстрация Cisco показала, что в ходе передачи видео в формате HD и FullHD потребовалась вдвое меньшая пропускная способность канала связи по сравнению с H.264 при эквивалентном качестве изображения и звука. Эксперимент признали удачным, но про UltraHD, для передачи которого AV1 и создавался, речи пока не идет.
На днях Google заявил о переводе на AV1 своего пользовательского видеочата Duo, но это будет работать только на избранных устройствах с аппаратным кодированием.
Спасибо всем, кто дочитал. Часть 2 опубликуем после майских праздников, будет интересно:
— Умные конференции
— Необычные кейсы. Управление роботами и охрана порядка
Благодарим Игоря Кириллова за подготовку материала и редакцию В+К за его актуализацию.
pvsur
Спасибо, весьма актуальная информация.