
Ранее мы уже писали здесь, как организовать процесс планирования в SAP Analytics Cloud. Сегодня же хочется поговорить о новых возможностях, которые появились в решении совсем недавно. А потом перейдем к примерам сценариев, где можно увидеть гибкость и удобство этого инструмента.
Для всех, кто работает с процессом финансового планирования не секрет, что ввод данных может быть очень затратным с точки зрения времени и утомительным для пользователей. Особенно, в случае работы со сложными сценариями планированиями, которые включают распространение и распределение данных. При этом большинство инструментов работы с таблицами (а именно они основные и любимые для экономистов) не обладают гибким и понятным интерфейсом для таких действий. В SAP Analytics Cloud теперь такой интерфейс есть, и называется он Панель планирования (Planning panel). Это инструмент позволяет быстро и эффективно запускать, и модифицировать сценарии в едином окне.
«Единое окно» для ad-hoc планирования
Как до этого происходил процесс планирования в SAC? Ввод данных производился только через таблицы, отдельно можно было вызвать функцию, например, распределения значений. Сейчас все эти действия делаются через единую панель: значения изменяются и распределяются. В Панели планирования консолидируются все изменения, сделанные в таблице, чтобы пользователь смог сначала просмотреть их, а потом уже применить к данным модели. см. рис.1.

Рисунок 1 «Единое окно»
Возможности ввода данных
Представим, как экономисту приходится вводить данные в формы планирования, копи-паст их из одних ячеек в другие снова и снова для того чтобы распределить значения. Это так утомительно! Панель планирования помогает быстро перемещать значения в таблице, использовать встроенные функции и формулы (рис.2).

Рисунок 2. «Ввод данных»
Так же упрощен массовый ввод данных, теперь есть возможность сначала ввести различные значения, промоделировать изменения, и только после этого сохранить результаты в backend.
Умные подсказки для распределения данных
Ранее функции планирования были распределены по трем различным функциональным окнам для конкретных сценариев, включая распространение, распределение и присвоение значений. Понимая, что это усложняет работу пользователя в Панели планирования, создан единый интерфейс для всех выделенных сценариев. Более того, система может предложить рекомендации, какое действие и функцию использовать на основе измерений и целевых ячеек, отраженных в вашей таблице см. рис. 3.

Рисунок 3. «Умные подсказки»
Новые горячие клавиши

Рисунок 4. «Горячие клавиши»
Новые горячие клавиши можно использовать в сочетании с уже существующими для быстрого выполнения сценариев планирования непосредственно в таблице. Полный список можно посмотреть здесь. Есть еще некоторые новинки. Например, вышел новый интерфейс SAC Office для Office 365, он доступен полностью в онлайне. Это предназначено для тех, кто скучает по Эксель-таблицам, используя SAC.

Рисунок 5. SAC Office для Office 365
Когда мы говорим о процессе планирования, многие автоматически думают про финансы. Но, чтобы достичь максимальной эффективности, процесс должен быть распределен на все линии бизнеса компании: продажи, управление персоналом, управление проектами и т.д. При этом объем и процесс у всех разный в зависимости от деятельности и фокуса департамента. Именно поэтому, во избежание ситуации из басни Ивана Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и появилась концепция колаборативного корпоративного планирования, когда в организации объединяются и согласовываются все планы. Основная идея заключается в том, чтобы связать деятельность по планированию и составлению бюджета всех отделов и бизнес-единиц, иметь возможность сравнивать результаты и динамически корректировать по мере необходимости. SAP Analytics Cloud предлагает платформу для этого (рис. 6.)

Рисунок 6. Колаборативное корпоративное планирование
Рассмотрим несколько распространенных примеров сценариев, которые могут быть реализованы в SAC, а затем встроены в колаборативное корпоративное планирование.
1. Продажи
Используя SAP Analytics Cloud для планирования, представители департамента продаж могут работать с укрупненными стратегическими планами, но при этом имеют возможность углубиться в детали, например, до уровня отдельного клиента или продукта, объемные показатели, рассчитанные здесь же или полученные из SAP IBP вчера. Не забудем и про анализ. В SAP Analytics Cloud можно заложить анализ общих показателей эффективности продаж, а также онлайн моделирование этих KPI. Сделать это помогает инструментарий VDT (Value Driver Tree) – дерево взаимосвязанных показателей. VDT строится на основе существующих взаимосвязей в модели планирования и позволяет делать «что-если» моделирование с анализом факторов влияния в виде графа. Такое дерево может включать в себя, как иерархические элементы, так и драйверы, и позволяет менять их на любом уровне графа. Изменяя один (или несколько) факторов на процент или абсолютное значение, пользователь увидит все изменившиеся элементы (система подсветит их цветом, как изображено на рис.7).

Рисунок 7. Value driver tree
Таким образом, департамент продаж может иметь более детальную картину о целях и прогрессе по их достижению. А другие отделы могут разрабатывать свои планы в соответствии с данными департамента продаж или, наоборот, передавать в продажи свои данные, работая на цели компании в целом.
2. Capex
Капитальные затраты, независимо от того, из какого отдела они происходят, должны быть эффективно спланированы, как показано на рис.8. Это связано с тем, что капитальные расходы влекут большие инвестиции и могут напрямую влиять на прибыльность. Для компании важно проанализировать заранее это влияние и возможные последствия таких инвестиций, будь то новое оборудование, ИТ ландшафт или текущий ремонт. И в итоге принять максимально эффективное для бизнеса решение.

Рисунок 8. Пример реализации планирования капитальных затрат
Сюда же можно привязать историю управления проектами (рис.9). На основе данных из SAP PPM/PS можно построить аналитику, сравнивать данные по проектам в разрезе бюджетов и соответствию планам.

Рисунок 9. Анализ проектов
3. Управление персоналом
Продолжим тему коллаборации департаментов в процессе планирования. Синхронизация HR планов с финансами также важна. С помощью инструментов планирования HR могут сопоставить текущую структуру команды и цели по продажам, финансам, производству (рис. 10).
Например, один из наших заказчиков (международная компания, занимающаяся производством и фармацевтикой) помимо процесса планирования на три горизонта: 1 год, 5 и 10 лет, реализовал процесс планирования затрат на персонал. Подсистема будет позволять владельцам затрат планировать FTE и связанные с ними затраты (в компании 15 000 сотрудников), управлять переходами, повышениями, увольнениями, согласовывать эти изменения, детально управлять бонусами и отчислениями, все это в интеграции с основной системой ведения HR данных и конечно основным процессом финансового планирования.

Рисунок 10. Планирование персонала
Такие же сценарии могут быть использованы для процесса гибкого стратегического планирования, продаж и операций, а также инноваций. А объединение этих сценариев на одной платформе позволит делиться информацией между всеми департаментами и линиями бизнеса и работать совместно для достижения целей компании.
Важно отметить, что реализация общей модели может быть сделана с помощью SAP Business Planning and Consolidation, а расширения и отдельные сценарии в SAP Analytics Cloud. Таким образом можно сохранить инвестиции в уже существующее решение и начать использовать инновационные возможности SAP Analytics Cloud, как показано на рис.11.

Рисунок 11. BPC+SAC
Еще можно выстроить работу только через SAP Analytics Cloud, так как с релиза 2019.5 запускаются последовательности планирования SAP BPC напрямую из SAC story (рис. 12).

Рисунок 12. SAP BPC Planning sequence
Вообщем, SAP Analytics Cloud сейчас развивается очень активно и позволяет автоматизировать все более сложные процессы планирования. Сложные с точки зрения автоматизации — за счет своей гибкости, и сложные из-за перерасчетов модели — за счет функционального наполнения. При этом решение позволяет расширить уже существующие модели или процессы удобным современным интерфейсом моделирования, планирования и анализа, а также организовать все более актуальную концепцию коллаборативного корпоративного планирования. Кстати, мы уже готовим материал и скоро расскажем, каким образом может осуществляться подключение к данным из SAP Analytics Cloud, как обогатить процесс анализа и планирования предиктивными возможностями решения: добавить прогноз показателей во времени, построить модель классификации или регрессии. А также поговорим о self-service возможностях подготовки данных в SAP Data Warehouse Cloud.
Автор – Ирина Шефтелевич, старший архитектор бизнес-решений SAP CIS