![image](https://habrastorage.org/webt/ck/vu/wq/ckvuwqjcdzaa7ifj28at3olssvy.png)
Ранее мы уже писали здесь, как организовать процесс планирования в SAP Analytics Cloud. Сегодня же хочется поговорить о новых возможностях, которые появились в решении совсем недавно. А потом перейдем к примерам сценариев, где можно увидеть гибкость и удобство этого инструмента.
Для всех, кто работает с процессом финансового планирования не секрет, что ввод данных может быть очень затратным с точки зрения времени и утомительным для пользователей. Особенно, в случае работы со сложными сценариями планированиями, которые включают распространение и распределение данных. При этом большинство инструментов работы с таблицами (а именно они основные и любимые для экономистов) не обладают гибким и понятным интерфейсом для таких действий. В SAP Analytics Cloud теперь такой интерфейс есть, и называется он Панель планирования (Planning panel). Это инструмент позволяет быстро и эффективно запускать, и модифицировать сценарии в едином окне.
«Единое окно» для ad-hoc планирования
Как до этого происходил процесс планирования в SAC? Ввод данных производился только через таблицы, отдельно можно было вызвать функцию, например, распределения значений. Сейчас все эти действия делаются через единую панель: значения изменяются и распределяются. В Панели планирования консолидируются все изменения, сделанные в таблице, чтобы пользователь смог сначала просмотреть их, а потом уже применить к данным модели. см. рис.1.
![image](https://habrastorage.org/webt/qk/f1/3s/qkf13swdhxsnylh7hp2uhdqlbsm.gif)
Рисунок 1 «Единое окно»
Возможности ввода данных
Представим, как экономисту приходится вводить данные в формы планирования, копи-паст их из одних ячеек в другие снова и снова для того чтобы распределить значения. Это так утомительно! Панель планирования помогает быстро перемещать значения в таблице, использовать встроенные функции и формулы (рис.2).
![image](https://habrastorage.org/webt/sm/lw/qd/smlwqdm5zxbr8fb0njyqm5ek6z0.gif)
Рисунок 2. «Ввод данных»
Так же упрощен массовый ввод данных, теперь есть возможность сначала ввести различные значения, промоделировать изменения, и только после этого сохранить результаты в backend.
Умные подсказки для распределения данных
Ранее функции планирования были распределены по трем различным функциональным окнам для конкретных сценариев, включая распространение, распределение и присвоение значений. Понимая, что это усложняет работу пользователя в Панели планирования, создан единый интерфейс для всех выделенных сценариев. Более того, система может предложить рекомендации, какое действие и функцию использовать на основе измерений и целевых ячеек, отраженных в вашей таблице см. рис. 3.
![image](https://habrastorage.org/webt/fn/9d/ze/fn9dze5q_z64titqvzsiehrsexc.gif)
Рисунок 3. «Умные подсказки»
Новые горячие клавиши
![image](https://habrastorage.org/webt/q9/ty/my/q9tymy557ydrywcxf4kysepq9di.gif)
Рисунок 4. «Горячие клавиши»
Новые горячие клавиши можно использовать в сочетании с уже существующими для быстрого выполнения сценариев планирования непосредственно в таблице. Полный список можно посмотреть здесь. Есть еще некоторые новинки. Например, вышел новый интерфейс SAC Office для Office 365, он доступен полностью в онлайне. Это предназначено для тех, кто скучает по Эксель-таблицам, используя SAC.
![image](https://habrastorage.org/webt/hh/qa/cs/hhqacsgmpbbpuimy32e4gpof3lg.png)
Рисунок 5. SAC Office для Office 365
Когда мы говорим о процессе планирования, многие автоматически думают про финансы. Но, чтобы достичь максимальной эффективности, процесс должен быть распределен на все линии бизнеса компании: продажи, управление персоналом, управление проектами и т.д. При этом объем и процесс у всех разный в зависимости от деятельности и фокуса департамента. Именно поэтому, во избежание ситуации из басни Ивана Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и появилась концепция колаборативного корпоративного планирования, когда в организации объединяются и согласовываются все планы. Основная идея заключается в том, чтобы связать деятельность по планированию и составлению бюджета всех отделов и бизнес-единиц, иметь возможность сравнивать результаты и динамически корректировать по мере необходимости. SAP Analytics Cloud предлагает платформу для этого (рис. 6.)
![image](https://habrastorage.org/webt/ao/pd/lm/aopdlmxjbx37nfhzqtaixi9ezim.png)
Рисунок 6. Колаборативное корпоративное планирование
Рассмотрим несколько распространенных примеров сценариев, которые могут быть реализованы в SAC, а затем встроены в колаборативное корпоративное планирование.
1. Продажи
Используя SAP Analytics Cloud для планирования, представители департамента продаж могут работать с укрупненными стратегическими планами, но при этом имеют возможность углубиться в детали, например, до уровня отдельного клиента или продукта, объемные показатели, рассчитанные здесь же или полученные из SAP IBP вчера. Не забудем и про анализ. В SAP Analytics Cloud можно заложить анализ общих показателей эффективности продаж, а также онлайн моделирование этих KPI. Сделать это помогает инструментарий VDT (Value Driver Tree) – дерево взаимосвязанных показателей. VDT строится на основе существующих взаимосвязей в модели планирования и позволяет делать «что-если» моделирование с анализом факторов влияния в виде графа. Такое дерево может включать в себя, как иерархические элементы, так и драйверы, и позволяет менять их на любом уровне графа. Изменяя один (или несколько) факторов на процент или абсолютное значение, пользователь увидит все изменившиеся элементы (система подсветит их цветом, как изображено на рис.7).
![image](https://habrastorage.org/webt/py/su/pw/pysupwv5lgf02lbe-xkale6cr4i.png)
Рисунок 7. Value driver tree
Таким образом, департамент продаж может иметь более детальную картину о целях и прогрессе по их достижению. А другие отделы могут разрабатывать свои планы в соответствии с данными департамента продаж или, наоборот, передавать в продажи свои данные, работая на цели компании в целом.
2. Capex
Капитальные затраты, независимо от того, из какого отдела они происходят, должны быть эффективно спланированы, как показано на рис.8. Это связано с тем, что капитальные расходы влекут большие инвестиции и могут напрямую влиять на прибыльность. Для компании важно проанализировать заранее это влияние и возможные последствия таких инвестиций, будь то новое оборудование, ИТ ландшафт или текущий ремонт. И в итоге принять максимально эффективное для бизнеса решение.
![image](https://habrastorage.org/webt/sm/lh/d2/smlhd2hceiaizuvbfdey_koqobc.png)
Рисунок 8. Пример реализации планирования капитальных затрат
Сюда же можно привязать историю управления проектами (рис.9). На основе данных из SAP PPM/PS можно построить аналитику, сравнивать данные по проектам в разрезе бюджетов и соответствию планам.
![image](https://habrastorage.org/webt/fh/md/qq/fhmdqqpwwltxeutlytdyjs7bdkm.png)
Рисунок 9. Анализ проектов
3. Управление персоналом
Продолжим тему коллаборации департаментов в процессе планирования. Синхронизация HR планов с финансами также важна. С помощью инструментов планирования HR могут сопоставить текущую структуру команды и цели по продажам, финансам, производству (рис. 10).
Например, один из наших заказчиков (международная компания, занимающаяся производством и фармацевтикой) помимо процесса планирования на три горизонта: 1 год, 5 и 10 лет, реализовал процесс планирования затрат на персонал. Подсистема будет позволять владельцам затрат планировать FTE и связанные с ними затраты (в компании 15 000 сотрудников), управлять переходами, повышениями, увольнениями, согласовывать эти изменения, детально управлять бонусами и отчислениями, все это в интеграции с основной системой ведения HR данных и конечно основным процессом финансового планирования.
![image](https://habrastorage.org/webt/nj/de/wf/njdewfnxqayil3pzwqaorm_qwh8.png)
Рисунок 10. Планирование персонала
Такие же сценарии могут быть использованы для процесса гибкого стратегического планирования, продаж и операций, а также инноваций. А объединение этих сценариев на одной платформе позволит делиться информацией между всеми департаментами и линиями бизнеса и работать совместно для достижения целей компании.
Важно отметить, что реализация общей модели может быть сделана с помощью SAP Business Planning and Consolidation, а расширения и отдельные сценарии в SAP Analytics Cloud. Таким образом можно сохранить инвестиции в уже существующее решение и начать использовать инновационные возможности SAP Analytics Cloud, как показано на рис.11.
![image](https://habrastorage.org/webt/in/ch/ar/incharpxfw7enfw8krsjiemlfiu.png)
Рисунок 11. BPC+SAC
Еще можно выстроить работу только через SAP Analytics Cloud, так как с релиза 2019.5 запускаются последовательности планирования SAP BPC напрямую из SAC story (рис. 12).
![image](https://habrastorage.org/webt/tq/gg/ho/tqgghokvydhslj8xilv_zom1j_q.png)
Рисунок 12. SAP BPC Planning sequence
Вообщем, SAP Analytics Cloud сейчас развивается очень активно и позволяет автоматизировать все более сложные процессы планирования. Сложные с точки зрения автоматизации — за счет своей гибкости, и сложные из-за перерасчетов модели — за счет функционального наполнения. При этом решение позволяет расширить уже существующие модели или процессы удобным современным интерфейсом моделирования, планирования и анализа, а также организовать все более актуальную концепцию коллаборативного корпоративного планирования. Кстати, мы уже готовим материал и скоро расскажем, каким образом может осуществляться подключение к данным из SAP Analytics Cloud, как обогатить процесс анализа и планирования предиктивными возможностями решения: добавить прогноз показателей во времени, построить модель классификации или регрессии. А также поговорим о self-service возможностях подготовки данных в SAP Data Warehouse Cloud.
Автор – Ирина Шефтелевич, старший архитектор бизнес-решений SAP CIS