Жизнь Дмитрия Чистякова можно назвать успешной, но непростой. В детстве ему поставили диагноз РДА 3-й степени. Из-за этого у него были проблемы с учебой и общением со сверстниками. Но когда он познакомился с программированием, все изменилось: первый опыт на BASIC в шестом классе, первые сайты для реп-исполнителей, запуск стартапов за рубежом и руководящие должности в IT. Казалось бы, все хорошо, и жаловаться не на что. Но в какой-то момент Дмитрий осознал, что жизнь идет не так, как он хотел. Это мысль привела к тому, что он перебрался в США, где сейчас живет и работает. 



Чем он занимался в России и зачем переехал, как работают HR в США, в чем особенности Кремниевой Долины, почему Нью-Йорк это «чистилище для айтишников», и зачем приезжать в США со своим «багажом» — в интервью с Дмитрием. Вопросы задавала Светлана Петровичева, основатель GetIT и Headz.io.

До Америки: BASIC, карьера и стартапы


Расскажи о себе, чем занимался в России?

Дмитрий. Мне 33 года, родился и вырос в Москве, а живу в Нью-Йорке. Сейчас — Chief Technology Officer в CoFlippers.com, совладелец нескольких стартапов в России, Швейцарии, Австралии и США. 

Мне повезло с карьерой, да и в жизни, учитывая не лучшие стартовые условия. В детстве я был немного отсталым ребенком с проблемами в развитии и диагнозом РДА 3-ей степени — аутизм не самой легкой категории. Учился плохо: каждое родительское собрание в школе заканчивалось всеобщим порицанием моих промахов. Одноклассники старались не общаться со мной, как и большая часть учителей.

Большинство сверстников знали, кем хотели стать. Я же не имел понятия чем буду заниматься. Все изменились в 6-ом классе на уроке информатики, когда я увидел, как рисовать на монохромном мониторе с помощью BASIC, задавая координаты и последовательности при помощи циклов.

BASIC стал моей первой программой и страстью.

Можно считать, что IT-карьеру «начал» еще в школе: изучал языки программирования, Photoshop, поднимал игровые серверы и собирал сообщества.

  • Первый сайт сделал в 7 классе — вариацию сайта школы #117.
  • Первый портал запустил в 14 лет. Это была веб-платформа статистики для Counter Strike на Perl и PHP, с дополнительным интерактивом, как в браузерной игре «?Бойцовский клуб»?. Идея понравилась сообществу и каждый день портал посещали десятки тысяч человек. 
  • Первый «?заказной»? сайт сделал для рэп-продюсера Владимира Ферапонтова и его «?Неотстой продакшн». После него клиенты потекли рекой: все, кто как-то был связан с рэпом и лейблом «?Неотстой»?, шли ко мне. Потом показывали сайты друзьям, которые тоже ко мне обращались.

Успехом в карьере считаю участие в проекте Seopult и работу в команде Николая Евдокимова. Изначально Seopult был платформой для внутреннего продвижения в поисковиках сайтов клиентов рекламного агентства Unmedia. Но благодаря совместным усилиям проект быстро стал флагманом рынка IT-маркетинга в России и СНГ.

Позже познакомился с Сергеем Цыплаковым, создателем и владельцем биржи MainLink. Мы сошлись характерами и родилось много совместных проектов, например, SeoHammer. Следующий стартап — domyseo.com.au по SEO-оптимизации для поисковика Google. Запустил его со знакомым, в Австралии. Но через несколько лет поисковые машины захотели переместить огромные бюджеты в контекстную рекламу и объявили войну SEO. Со стартапом начались проблемы.

В конце 2015 познакомился с Максимом Карнауховым и Артемом Овечкиным, которые владели агентством контекстного продвижения «Матик и Agny». Вместе мы добавили к продвижению отслеживание звонков и родился новый продукт — стартап quon.ru. На тот момент у него не было аналогов на рынке. Я и сейчас его совладелец.

Долларовая ипотека


Дмитрий. Все вроде было хорошо.

Но вырос доллар, а у меня была долларовая ипотека — платежи перекрывали доход. 

Появились мысли о поиске заработка в долларах. Но и с этим возникла проблема: сотни тысяч работников IT-отрасли из бывшего СНГ ринулось на рынок Европы и Америки. Западные компании предпочитали брать разработчиков со стажем от 3 до 5 лет, а не overskill профессионалов с опытом в 10 лет, как у меня.

Несколько недель прозванивал знакомых, назначал встречи. Появилась идея стартапа routeshares.com (route.market). Он должен был помогать обмениваться маршрутами между путешественниками. Друг из Австралии предложил задеплоить проект, зарегистрировал компанию и оформил все бумаги. Но продаж не было.  

Ситуация ухудшалась, я вернулся на рынок труда, опубликовал резюме на hh.ru и разослал знакомым. Одной компании требовалось организовать процесс разработки и я взялся. Получилось удачно — открыл ИП, потому что через 3 месяца очередь из проектов на аудит и ?настройку внутренних процессов стояла на полгода вперед.

Параллельно со мной связались ребята из стартапа WhenSpeak. Это сервис, который помогает общаться спикеру и аудитории в реальном времени, например, организовывать голосования и выводить результат на общий экран. Взялся за проект, дела снова пошли в гору.

«Что мне делать в США?»


Дмитрий. Генеральный директор WhenSpeak — Андрей Пчелинцев. Однажды мы ехали с ним на встречу в Крокус Экспо. Во время поездки я расспрашивал Андрея об MBA — у меня была идея получить этот диплом, а он закончил MBA в Сколково. Во время обучения их группу отправляли в Нью-Йорк, и Андрей рассказал, как там устроена жизнь. Он прямо сказал, что я буду дураком, если не попробую уехать.

Так ты пришел к мысли переехать в Нью-Йорк?

Дмитрий. Да, и началась новая глава жизни?. Начал читать все, что есть в интернете, зарегистрировался на десятке сайтов по поиску работы, заполнил несколько вариантов резюме и откликался на все подряд — рассылал отклики 20-30 компаниям в день. Но за две недели не получил ни одного ответа.

Только через пару месяцев позвонила знакомая HR и предложила встретиться с компанией Cointelegraph в Санкт-Петербурге. Если бы я получил оффер, то пришлось бы переезжать, менять планы, терять связи — это как «генеральная репетиция» переезда в США. Это невероятно сложно, и чем старше, тем сложнее. Но я собрал вещи, купил билет на поезд и уехал.

На встрече удалось найти точки соприкосновения, но переговоры затягивались, оффера не было. Семье было тяжело, статус в новом обществе отсутствовал, а авторитет с нуля набирался крайне сложно. Я опять начал изучать вакансии, чтобы вернуться в привычную среду и готовиться к переезду в США.

Со мной связались из компании Phenom.team и предложили возглавить технологический отдел. Они занимались разработкой биржи и инструментария аналитики. Кроме того, находились в Москве, а штаб-квартира — в США. Я перебрался в Москву из Санкт-Петербурга, понимая, что провалил «репетицию».

В какой-то момент получил ответ по одной из вакансий в Нью-Йорке. В инвестиционный фонд требовался эксперт-консультант для аудитов и организации процессов внутри компании. Это было именно то, чем я и занимался в России последние пару лет. Посоветовался с женой и отправился за приключениями в Америку. Удалось договориться, что я буду курировать Phenom.team удаленно. Так я убил двух зайцев и через 3 недели оказался в самолете Москва-Нью-Йорк. С тех пор я в США.

Этапы найма в США


Дмитрий. В основном, для коммуникации в США используют UberConference или Skype. Чтобы быть конкурентным, требуется хороший английский. Работодатель не предложит работу, если хотя бы не будет вас понимать.

Этапов найма может быть от одного до пяти. Общество разграничено: много национальностей, конфессий, культур и менталитетов — нет единого стандарта, все индивидуально. Например, в Google 5 этапов. Один из них — перекрестный допрос соискателя в течение нескольких часов разными командами IT-специалистов. А русские (все, кто говорит по-русски) делают быстрый бизнес.

С русским HR можно пройти собеседование за одну встречу.

Обычно проводится несколько собеседований. Первое всегда ознакомительное — поговорить об общих положениях с HR Generalist. На втором вас презентуют потенциальному руководителю и обсуждают опыт, тоже удаленно.

Дальше зависит от навыков и опыта. Например, я претендовал на должности Chief Technology Officer или Senior Software Developer. Мне оплатили поездку на собеседование из Москвы в Нью-Йорк и сняли квартиру — это нормальная практика.

Последний этап — знакомство с CEO и командой, которые уже скорее программируют вас на долгую и результативную работу. Если подписываете оффер, то начинается процедура получения визового спонсорства и разрешения на работу.

Здесь тоже свои хитрости. Ждать квоту для рабочей визы придется дольше, чем оформить визу O-1 (суперталант), например. Она дает разрешение на работу в США на 3 года — многие так и поступают.

Весь этот процесс, от резюме до разрешения на работу, долгий и сложный. Поэтому в США существуют «личные агенты». Они готовы заняться вами, даже если вы за границей: подкрутить резюме, натаскать по экспертизе, научить проходить американские интервью и сопровождать от получения визы до выхода на работу. Все эти удовольствия за «скромные» 10-15% вашего оклада за пару лет.

Кремниевая Долина


Дмитрий. Рынок США хорошо изображен в сериале «?Кремниевая долина»?. В нем главный герой устал искать разработчиков и купил умирающую компанию с целым штатом сотрудников. Это реальный сценарий, ведь американские законы совершеннее российских в части защиты капитала компаний от «?акул»? рынка.

Хантинг разработчика может привести к большим проблемам, вплоть до тюремного срока. 

Поэтому охотники за вашей головой (агенты или HR) действуют хитрее. Они подружится с вами, а вы и не поймете, и в подходящий момент согласитесь на новую работу «?по-братски»?. В основном так случается в больших городах, где есть компании с большими деньгами.

Многое зависит и от потенциального соискателя: если он работал в Google или в Долине, и метит в Нью-Йорк, то рекрутеру точно придется «проставиться», чтобы заполучить человека. А если это перебежчик в Долину из Нью-Йорка, то скорее всего он будет бегать за агентами.

Действительно ли многие мечтают работать именно в Долине? Есть ли у тебя такие планы?

Дмитрий. Пока мне не довелось побывать в Долине, но знаю с десяток ребят, которые переехали туда из Пало-Альто или Сан-Франциско по одному сценарию:

  • получили оффер;
  • 3 года просидели в одном городе;
  • оплачивали аренду квартиры по 5000$ за однушку;
  • получили вид на жительство;
  • переехали в Нью-Йорк искать «успешный успех», где самая дорогая однушка стоит 3500$ в центре Манхэттена.

В Долине высокие заработные платы, но и уровень жизни «космически» дорогой. По статистике среднего прожиточного минимума семье из 2 человек в Нью-Йорке требуется 8 000 $ в месяц, а в Долине уже 14 000$.

Есть те, кто делает наоборот: едет в Долину из Нью-Йорка. Много наших IT-шников приезжает в Нью-Йорк, чтобы адаптироваться и переезжает позднее в Долину. В Нью-Йорке привыкаешь говорить «?Hi, how are you?»? вместо «?Hello»?, учишься общаться с американцами, копами и мигрантами, есть американскую еду, говорить на американском английском и выстраиваешь достаток.

Нью-Йорк — это огромное чистилище, в котором новый человек избавляется от своей культуры и впитывает новую.

Рынок США заполнен разработчиками?

Дмитрий. Штаты — динамично развивающаяся страна во всех областях, в том числе и в IT. Ежедневно появляются стартапы, которые получили посевные инвестиции или просто накопили деньги. Предложений для разработчиков масса, в основном по Java, Python, React, Vue, Swift. Однако, есть нюансы. 

В России можно за 2 года пройти путь от джуниора до сеньора, а в Америке это занимает десятилетие. Приезжайте с «багажом».

Код «тяп-ляп»


Чем занимаешься на работе?

Дмитрий. В режиме потока я беру проект и «причесываю» его за 2-3 месяца: слежу за разработкой, нанимаю IT-специалистов, решаю споры разработчиков, ищу оптимальные пути решения проблем и внедрения новых технологий. Также отвечаю за то, чтобы все разработчики успели научиться новой технологии. Самое сложное — это постоянно мониторить технологические обновления и понимать, зачем, например, выходит новый фреймворк, куда его применить, принимая в расчет legacy.

Кстати, я ожидал, что в США качество кода и состояние IT-проектов будет безупречным. Оказалось нет, качество такое же — «вжух и в продакшн». Качество кода отличается в зависимости от места «происхождения» стартапа.

  • Индийские стартапы достаточно неплохи, вопреки расхожему мнению. 
  • Самые тяжелые — мексиканские. Они темпераментные, часто их логика отличается от нашей.
  • Лучшее техническое состояние чаще вижу в проектах из СНГ.

Что не устраивало в России


Дмитрий. Больше всего меня огорчал уровень жизни и состояние IT-отрасли. Например, спрос на разработчиков в России рос и растет, но толковых специалистов все меньше и меньше. Для разработчиков это хорошо, а для топ-менеджера — ад.

За мою карьеру через меня прошли тысячи IT-специалистов разных направлений. Две трети из них сейчас работают за границей и счастливы: кто-то растит семьи в Азии, кто-то недавно выплатил ипотеку за дом в Австралии. Бывшая коллега по Seopult и Click.ru, Марина Хаустава, отлично себя чувствует в Калифорнии и выкладывает «бомбические» фото. Благодарен ей за советы по переезду и поддержку.

Я наблюдал, как знакомые уезжают, обустраивают жизнь и наслаждаются ей. Они плавают в морях или гуляют в горах, а я просто живу в четырех стенах своей квартиры. Угнетал и ритм бизнеса, который вырос в Москве экспоненциально. По ощущениям, в Нью-Йорке ритм спокойнее, чем в Москве.

Казалось, что все вокруг уезжают, и с каждым годом все больше.

Умные ребята разъехались, а я умирал профессионально: все больше учил людей и все реже удавалось самому чему-то научиться. Наверное, это был какой-то карьерный пик.

Меня также тревожило, что я занимаюсь чем-то неосязаемым, что нельзя потрогать. Я только и делал, что писал код, а хочется начать какое-то дело с нуля. Если начинать с нуля, то лучше делать это там, где есть перспективы. Это при всей моей любви к Родине.

Планы на будущее


Как у всех — «американская мечта».

Дмитрий. Сейчас мне понятно, что в США хорошо живут те, кто что-то делает сам. Кто работает по найму находятся в зоне дискомфорта. Американцы владеют сильным оружием массового поражения — дружелюбием. Если работаешь на американца, то он может купить тебе пива и «по-братски» попросить работать 24 на 7, чтобы «?общий проект»? взлетел без каких-либо бенефитов для тебя.

В России я был лишен выбора и жил только в IT-сфере, чтобы хорошо зарабатывать. А в США ручной труд оплачивается не меньше, чем работа в IT. Например, дальнобойщики иногда зарабатывают даже больше, чем средний разработчик. 

Мне хочется развиваться дальше и выйти за рамки IT-мира, сделать что-то осязаемое. Сейчас у меня есть четкий план на несколько лет вперед. Сильно помогают навыки организации, умение анализировать и упорство. Хочется показать всем, что если у тебя есть голова и желание, то ты можешь приехать в США и сделать бизнес стоимостью миллионы долларов.

Советы для переезжающих


Дмитрий. Советую оглянуться и ответить на вопрос: «Зачем оно мне?» В США я видел множество бесславных историй провала и разочарований. Взлеты тоже есть, но чаще у тех, кто все планирует заранее. Если решили ехать в США — не сомневайтесь, но понимайте, что без точного плана можете вернуться домой ни с чем.

  • Первое время селитесь ближе к русским районам или в них.
  • Изучите квартиры и подготовьтесь: часто люди бегут из Нью-Йорка из-за качества жилья и огромной стоимости аренды.
  • Рассматривайте всю страну, а не один город.
  • Заводите друзей — в США это очень просто.
  • И учите язык. Английский — ваше все.

Примечание. Дмитрий освещает события своей жизни

[Уголок «спонсора»] Подписывайтесь на Дмитрия в Facebook, где он освещает события из своей жизни. Также подписывайтесь на канал headz.io в Telegram — сервиса для анонимного подбора работы в IT. Там мы публикуем дайджест интересных вакансий, анонсы новых функций и трансляций, на которых помогаем советами с поиском работы.