IT — великий уравнитель. Здесь в одной команде могут работать бывшие: учитель физики, социолог, выпускник колледжа по специальности «Сварочное производство», сотрудник НИИ, медбрат и слушатель онлайн-курса «Основы Python за 6 недель» Хорошо ли это?

С одной стороны да — у нас тут классовое равенство, когда человек без образования может получать больше, чем бывший кандидат наук, и все такое. С другой — а почему так получается? Не считая того, что люди буквально бегут от работы «за еду» к работе с перспективами, это то, что IT-компании чаще всего не смотрят  в диплом и не ищут там хоть что-то связанное с «Информационными технологиями». Этому способствует как дефицит кадров, так и понимание, что текущее высшее образование давно ничему не учит. Поэтому в одном ряду и стоят выпускники факультета «Прикладной информатики», «Фармацевтики», обладатели дипломов ПТУ и средней школы.

Прошлые статьи, которые помогут ознакомиться с контекстом:

Начнем издалека.

Высшее образование: все хорошо только в «добыче»

Недавно 50 отечественных ВУЗов и университетов вошли в рейтинг QS. Это рейтинг от британской компании Quacquarelli Symonds, который входит в тройку лучших в мире, вместе с Академическим рейтингом университетов ARWU (Шанхайский рейтинг) и THE. Вот по рейтингу QS у нас отличные учреждения, в которых можно получить высшее образование. Например, Санкт-Петербургский горный университет на 12 месте, а Томский политех, что готовит инженеров в нефтедобывающей отрасли, на 23. 

Но есть нюанс.

Горный университет попал туда не как хороший ВУЗ, в целом, а по предмету «Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Это значит, что по этому предмету он готовит одних из лучших специалистов в мире, а вот инженеры в нефтянке получаются хуже.

Если посмотреть еще поглубже, то увидим, что у некоторых вузов по некоторым предметам нет мест, а есть коридоры. Рейтинг считает места по отдельным дисциплинам, а места после 50, 100 или 150 позиций вообще иногда не показываются, а только в рамках диапазона. Например, МГУ по дисциплине «Гостиничное дело» занимает 4 место, а по «Политике и международным отношениям» может быть как на 100, так и 149.

Поэтому если еще приглядеться, то увидим, что по «вышке» все хорошо только с предметами, связанными с нефтянкой и горнодобывающей промышленностью. А вот с остальными не очень: экономика, физика, право нам не очень и нужны. Тот же МГУ по рейтингу уделяет гораздо меньше внимания «Инженерным наукам и технологиям», чем «Инженерному делу в нефтяной промышленности».

В целом, то, что несколько десятков ВУЗов вошло в международный рейтинг — это хорошо. Но вглядываясь предметно видно, что именно важно в образовании — добыча ресурсов, а остальные специальности по остаточному принципу. Поэтому в общих рейтингах, например, в THE World University Rankings, который оценивает крупные ВУЗы, тот же МГУ занял в 2020 году 158 место, а МФТИ, ВШЭ и СПбГУ вошли только в Топ-350.

На выходе получаются довольно слабые, мягко говоря, специалисты (не считая нефтянки, конечно). Почему?

В сырьевой модели высшее образование не обязательно

По задумке, ВУЗы готовят специалистов с высшим профессиональным образованием, в которое входят как теоретические, так и практические знания. Но если теория хоть как-то преподается по устаревшим методичкам, то с практикой беда. Цитата.

«Никогда не забуду, как нас учили программировать на русском варианте assembler’a, было это уже в текущем десятилетии. А было это вызвано тем, что преподавателю нужно было прочитать материал и заставить нас выполнить лабораторные работы на каком-то адовом аппарате. Ну ничего, выполнили, хоть ругались долго и много. При этом не надо думать, что я вещаю из деревни, нет, нормальные языки программирования, такие как C++, C#, SQL нами изучались»

А если глянуть статью «Проблемы высшего образования и пути их решения» из журнала НИУ ИТМО от 2015 года, то находится причина таких цитат: программы устаревшие, материально-техническая база мертва, а денег на все это нет.

Отсюда и жалобы 91% работодателей на то, что у выпускников нет практических знаний, а четверть обладателей дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования, которое они должны бы были получить. Это данные доклада «Россия 2025: от кадров к талантам» от Международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG). Жалобы собирали непосредственно у работодателей. Цитата:

«Уникальной особенностью этой работы стало проведение более 90 интервью с высшим руководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей, совокупно обеспечивающих рабочие места для более чем 3,5 млн человек: с представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого капитала»

Жалобы работодателей предсказуемы, ведь, как мы уже выяснили, внимание уделено только предметам, что готовят работников на добыче ресурсов. Это подтверждает и доклад. В нем занятые условно разделены на три категории:

  • «Умение» с преимущественно физическим трудом.

  • «Правило» — рутинная техническая работа, требующая спецподготовки.

  • «Знание» — аналитика, творчество, работа в условиях неопределенности, требующая образования.

Цитата:

«В экономиках передовых стран рабочих мест категории «Знание» уже не менее 25%, в РФ — пока не более 17%, и перспективы конкуренции здесь выглядят неутешительно. Причина — отсутствие массового спроса на знания из-за сырьевой модели экономики, в которой спрос на труд остается примитивным. Среди работодателей доминирует государство и реализуется модель «социальной занятости» — сохранения неэффективных рабочих мест даже при сокращении ВВП. Из-за этого низка доля малого и среднего бизнеса (16%), стагнируют цифровая экономика (2–2,5%) и передовые рынки»

Ну вот — сырьевая модель экономики: на все, что связано с добычей обращается внимание, остальное не нужно. Структура импорта/экспорта на это прям намекает.

Поэтому и учреждений стало меньше в 1,5 раза с 2010...

...из-за того, что расходы на образование все снижаются и снижаются. Цитата из статьи «Анализ актуальных проблем высшего образования в России и возможные пути решения»

«Наблюдается систематическое сокращение доли государственных расходов РФ на образование. В частности, расходы консолидированного бюджета России на образование составляли: 

— 4,0 % от ВВП – в 2013 г.;

— 3,9 % – в 2014 г.;

— 3,8 % – в 2015 г.;

— расходы федерального бюджета – 0,9 % от ВВП – в 2013 г.; 

— 0,8 % – в 2014 г. и 2015 г.

Депутат Государственной Думы О.Н. Смолин отмечает, что, согласно федеральному бюджету, расходы на высшее образование в 2014 ниже, чем в 2013. Несмотря на их рост на 11 % в 2016 (по сравнению с 2014), – это ниже ожидаемой инфляции»

Сейчас цифры не лучше: в 2019 году расходы на образование до 2022 года заложили на уровне 3,7% ВВП. Для сравнения в СССР в 1950-х доля расходов на образование составляла 10-12% от ВВП. А теперь берем эти цифры и вспоминаем про развертку индустриализации, про научно-технический прорыв, про космос и прочие достижения предыдущей цивилизации. Корреляция на лицо, как говорится.

Поэтому и работодатели не смотрят на дипломы. Знают, что никакой ценности они не несут. 

Диплом не гарантирует ничего

Отсюда и тот факт, что диплом не гарантия, что вас возьмут на работу. Цитата:

«По данным исследовательского центра SuperJob, в 2019 году 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы и только у 17% опрошенных поиск работы не вызвал затруднений»

Диплом никак не помогает в трудоустройстве — огромная масса выпускников как «вышки», так и техникумов не устраиваются по специальности, по данным Федеральной службы государственной статистики

А вот данные HeadHunter: 40% выпускников работают не по специальности.

«Исследование компании HeadHunter показало, что среди работающих соискателей, получивших высшее образование 41% работают не по специальности. Выше всего эта доля в сфере продаж (70%) и среди административного персонала (64%)»

Чаще всего диплом не нужен. Если у человека есть опыт — его возьмут, даже если корочки нет.

Только одна пятая работодателей упираются и требуют бумажки. Это актуально для бухгалтеров, медиков, юристов (что мы одобряем, особенно для медиков).

Остальным нужна просто бумажка, не важно какой специальности, хоть «Ветеринар».

Это довольно старые данные от HH.ru. А вот если глянуть на более свежие, например, исследования сервиса «Работа.ру», то видно ту же парадигму обесценивания «вышки». Цитата коммерческого директора Владимира Корицкого

«В октябре этого года мы узнали, что российские компании хотят видеть в идеальном резюме соискателя. Оказалось, для работодателей важен релевантный опыт, навыки работника и их грамотное описание. Так ответили 75% опрошенных. О важности высшего и дополнительного образования у кандидата рассказали 13%»

Уже не для 20%, а для 13% важны дипломы. Тогда зачем диплом, если в него не смотрят? Чтобы был? Но зачем, если высшее образование обесценивают сами люди: 75% обладателей дипломов хоть раз меняли профессию

Потрясающая статистика. Но вполне ожидаемая, ведь...

«Вышка» не дает никакой ценности

Зачем учиться? Чтобы стремительно взлететь в карьере от вахтера к водителю? Цитата из доклада выше:

«Сырьевая структура экономики способствует распространению примитивной занятости – 35% занятых относятся к категории «Умение». Самые массовые профессии/виды деятельности в нашей стране — водители (7,1% занятых), продавцы (6,8%) и охранники (1,8%), причем суммарная доля этих профессий в структуре занятости за период с 2000 по 2015 год продолжала расти»

При этом это не маргиналы с тремя классами образования, а выпускники вузов и колледжей, которые идут работать вахтерами и продавцами. В прошлом году ВШЭ опросила выпускников 2010-2015 годов выпуска о том, куда они устроились — 43% работает на низкоквалифицированной работе. 

По данным headHunter похожие цифры:

«Среди респондентов с высшим образованием, не работающих по специальности, 54% пытались работать по специальности, преимущественно в транспортной сфере и в отрасли производства, но затем бросили. 45% опрошенных переставали работать по специальности из-за низкой зарплаты. По той же причине 37% соискателей с высшим образованием даже не начинали трудиться в своей сфере»

45% бросили работу из-за низкой зарплаты. Зачем стараться если труд врача ценится не больше, чем труд вахтера? Цитата из доклада:

«Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ – 20%, в то время как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдает приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня – успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель»

Причем тут МРОТ из цитаты? Вспоминаем, что писали в прошлый раз, смотрим на график и видим, что зарплата, которую предлагают выпускникам по данным ВШЭ, от него не сильно отличается. Обратите внимание на стремительный рост зарплат в зависимости от стажа. Через 7 лет можно получать на целых 6 000 больше — перспективно.

Цитата первого заместителя комитета по образованию Госдумы Олега Смолина.

«При трудоустройстве все меньше внимания обращают на диплом, все больше на опыт работы. Современный российский капитализм варварски относится к труду молодых людей.

Помню, в 1970 году, когда я начинал работать, после выдачи диплома в институте мне выплатили стипендию за 2 месяца, а в школе, куда пришел работать, получил первую зарплату авансом. Сейчас все по-другому. Я знаю молодых людей, которые имеют диплом и никуда не могут устроиться на работу. Либо у них испытательный срок без зарплаты, либо они вынуждены менять работу. Бесплатный труд молодых специалистов – это, видимо, особенность российского дикого капитализма труда с не гарантированной зарплатой»

Человек, который непосредственно курирует образование, говорит о его бесперспективности. Удивительно.

Стату подтверждают и данные ежегодного Глобального рейтинга конкурентоспособности талантов (GTCI). Цитата: 

«В 2017 году позиции России по сравнению с предыдущим годом почти не изменились, обеспечив ей 56 место из 118 стран-участниц рейтинга. При этом по критерию «Привлекательность» страна заняла лишь 81-е место, а по созданию возможностей для талантов – и вовсе 107»

Зачем стараться, если перспектив нет.

Да и чему могут научить преподаватели, которые только и думают как бы найти деньги на еду, коммуналку и лекарства? Из открытого письма В. В. Афанасьевой, профессора Саратовского государственного университета, министру образования РФ, апрель 2017 г.

«Преподаватели ВУЗов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалованье провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. 

Это превращает российских преподавателей в люмпенпролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей. При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий»

Письмо от 2017 года. Посмотрите наши прошлые статьи — не изменилось ничего.

Почему же все равно столько народу идет на вышку? По инерции — «Получи диплом, а потом делай что хочешь», «Просто надо». Да вы и сами легко в комментах накидаете эти установки, ну или у родителей спросите, они вам подскажут. Прекрасная иллюстрация — статистика по данным Работа.ру:

«Наш опрос среди соискателей показал, что 40% респондентов рассчитывают на статус вуза и полученного диплома, а навыки все равно придется получать уже во время работы. 24% опрошенных считают, что важность диплома о высшем образовании переоценена и навыки намного важнее»

Получи диплом, но потом все равно переучивайся, не работай по специальности, меняй профессию. Л — Логика. Еще одна прекрасная иллюстрация этой логики — история тимлида команды backend-разработки Voximplant. Он устраивался на все работы без диплома, в том числе и в Voximplant, успешно работал. Но…

​​

Насколько же сильны установки…Вышка бесполезна, но диплом все равно нужен. «Шобы был»…

Кстати, а что в IT? Да то же самое. 

В IT диплом не пригодится

Цитата из статьи Т — Ж.

«Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс…Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на 3 года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше. Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время»

Подобные истории, когда на условного JavaScript-разработчика идут устраиваться с дипломом «Фармацевта», а на системного администратора с дипломом «Химика», обычное дело. И ведь берут, главное, чтобы опыт был. Цитата из статьи «Я программист, хотя даже школу не закончил: нужны ли ИТ-работодателям дипломы»

«В Selectel я чаще всего собеседую продакт-менеджеров, но через меня проходят кандидаты на все позиции в департаменте…В моей практике профильное образование — ВУЗ или конкретный факультет — ни разу не было решающим фактором при приёме на работу

Из двух лучших фронтенд-разработчиков, с которыми я работал, один получил высшее техническое образование, другой заканчивал морской техникум или что-то подобное. Среди лучших проектировщиков интерфейсов встречал психологов, социологов и человека с образованием в сфере туризма. Про образование большинства продакт-менеджеров не могу даже вспомнить — настолько вуз и факультет не важны для этой должности»

Антон Куликов. Директор по продукту, Selectel, Санкт-Петербург

Именно так и есть. Продакт с дипломом психолога, учителя русского языка, фармацевта, химика или инженера-микроэлектронщика стоит в одном ряду с тем, кто этого диплома не имеет (вспоминаем прошлую статью). Это ли не обесценивание «вышки»? Если нет, то тогда не знаю, как это назвать. Но это относится не только к тем, кто не пишет код.

«В вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы, и наличие диплома не гарантирует профессионализм сотрудника. Для IT особенно свойственна высокая скорость изменений, поэтому все учебные планы в университетах устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения. Для нас сейчас наличие высшего образования у кандидата говорит только о том, что у него хватило дисциплинированности и базовых знаний, чтобы получить диплом. У джунов диплом вообще не спрашиваем»

Сооснователь и СТО Voximplant Андрей Коваленко.

Примерно такие же мысли и у многих других СТО. В статье «Обязательно ли высшее образование в IT?» автор привел данные опроса из канала «Техдирские заметки» Дмитрия Симонова и знакомых CTO и СEO, с которыми уже проводил интервью. И вот типичные ответы.

Наличие вышки зависит от уровня — на роль СТО вас с дипломом об окончании 9-го класса скорее всего не возьмут. Но «вкатиться» с ним на начальные позиции с околонулевым опытом — вообще не проблема. Вот еще стата.

Иначе говоря, диплом — это показатель того, что вы способны сидеть 5 лет на одном месте и не бухтеть. Кстати, если вам 18-20 лет (можно и позже, но лучше пораньше) — рекомендуем не тратить время на ВУЗ, а спросить у Андрея или других СТО из статьи, как вам к ним устроиться: что изучить, какие курсы пройти, как попасть на стажировку, если она есть.

И поторопитесь, ведь после «вышки» вам все равно придется делать то же самое, если хотите получать достойные деньги, а так хоть время сэкономите. Почему? Потому что…

«В России между дипломом и трудоустройством вообще нет прямой связи. Мне приходилось принимать на работу в ИТ и 20-летних юношей и девушек с опытом только в общепите, и молодого человека, который только в армии служил, и женщин после декретов, и бывших инженеров старше 35 в джуны»

Евгения Ланягина. Руководитель группы регионального ИТ-подбора Тинькофф, Санкт-Петербург

Дембель, молодая мама, официантка, инженер за 30 — буквально все «лезут» в IT. При этом даже не обязательно уметь кодить — как будто ваш скрам-мастер умеет это делать? И взглянув на эту ситуацию, скажите мне, чем же тогда выпускник вуза отличается от выпускника онлайн-школ программирования? Да только тем, что диплом могут зачесть как опыт.

«При найме на работу мы редко ориентируемся именно на диплом. Если речь о вакансии стажёра, то строчка с дипломом в резюме помогает понять, какие вопросы лучше задавать на собеседовании. Дипломную работу мы можем рассмотреть как аналог опыта работы, если человек ещё не успел никуда устроиться»

Евгения Куликова, руководитель службы академических программ «Яндекса»

Ну а если нет, то не страшно.

«Вышка» обесценилась, она уже ничего не гарантирует, если у обладателя диплома те же условия, что и у слесаря (слесарей не хотели задеть).

«Раньше высшее образование являлось гарантом качества — человек с ним мог рассчитывать на лучшую заработную плату и определенные рабочие места. Сейчас диплом вуза необходимым чаще в государственном секторе. Однако сегодня сфера образования меняется: открываются сотни онлайн-курсов и университетов, в которых готовят специалистов по новым профессиям. Поэтому можно отметить, что образование при трудоустройстве все еще нужно — другой вопрос, где и как его получать»

Руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.

«Вышка» как малиновый пиджак

Статусность и реальная польза высшего образования осталась в прошлом, как статусность и польза малинового пиджака. И если речь не про нефтянку или добычу, то «вышка» не гарантирует ничего: 

  • ни знаний;

  • ни практики;

  • ни трудоустройства;

  • ни работу по профессии;

  • ни хорошую зарплату.

«Высококвалифицированные выпускники высших учебных заведений» работают за те же деньги, что обладатели диплома ПТУ или средней школы, и с одинаковыми перспективами. Диплом обесценился и на него не смотрят в большинстве случаев практически везде...А раз так, то зачем находятся люди, что идут в IT.

  • Учатся в онлайн-школах по ускоренным программам после школы, пар или работы.

  • Получают знания бесплатно — ресурсов сотни. Ну или просто зайдите сюда — вот вам готовая программа обучения на год вперед. Из расходов — время и деньги на книги. Зачем тратить 5 лет, если результат будет тот же?

  • Устраиваются на стажировку или получают опыт на фрилансе, а через годик можно и джуном в корпорацию.

И все равно выгоднее работать стажером, чем квалифицированным специалистом после ВУЗа.

«Бизнес-план надежный как швейцарские часы».

Так чему удивляться, что люди прутся толпами в IT? 

— Нет образования? Иди стажером.

— Есть образование не по профилю? Отлично, зачтем как опыт, иди джуном/стажером.

— Есть образование по профилю? Отлично, меньше онбордить.

Просто потому, что текущая «вышка» не дает никаких значимых преимуществ. Все равно потом в компании придется доучиваться или переучиваться, добирать практику, проходить дополнительные курсы и прочее, даже если у вас профильное образование.

Но в итоге это будет быстрее для условного сотрудника. И выгоднее — ведь он может получать реальные деньги уже через год, а не через 5.

Вот так текущая система высшего образования уравняла всех. Все равны, все одинаковы.

Занимайтесь своей карьерой, повышайте свой доход, заходите на headz.io, смотрите проверенные вакансии с нормальными зарплатами. А если вы работаете не в «Информационных технологиях», то тем более — изучайте человеческие зарплаты.

Комментарии (46)


  1. Myclass
    20.12.2021 17:10
    +2

    И не только обучение — под вопросом. Раньше от родителей к детям переходил опыт. Сегодня ситуация такая, что любой взрослый человек мало чего может передать следующему поколению. Я не о ком-то конкретно, а именно обобщающе.


    1. saboteur_kiev
      21.12.2021 03:18

      Ну тут я не соглашусь.

      Сейчас я бы сказал что родитель, которому 30-40 лет, вполне себе много может передать следующему поколению.

      Сравните например 20 лет назад, когда все начиналось и даже не только айтишники, а вообще весь текущий развившийся бизнес только начинался и никто не знал как это делать.

      Сравните 30 лет назад, когда развалился СССР, и была полная анархия - там вообще непонятно что делать.

      Сравните 100 лет назад, когда развалилось царское государство, и все активно перестраивалось под новый лад, могли за лишний мешок еды "раскулачить" насмерть.


  1. Djeux
    20.12.2021 17:17
    +6

    Как самоучка (только среднее образование), могу сказать что ВУЗ дает в первую очередь социальные связи, которых не хватает если в ИТ пошел без образования. В кругу общения есть только пара тройка бывших коллег ИТшников за 10+ лет.


    1. wwwAlexandr
      21.12.2021 10:09

      Любое нахождение в группе людей и взаимодействие с ними даёт социальные связи.


      1. Djeux
        21.12.2021 12:00

        Особенно актуально для интровертов. В ВУЗе у тебя хочешь не хочешь, будут какие-то связи. Когда ты дома сидишь то заставить себя куда-то сходить на сходку это еще то испытание.


        1. Fed0r_Sumkin
          21.12.2021 14:42
          +2

          "Высшее образование заключается не в том, насколько вы хорошо зазубрите материал, а в умении пользоваться литературой." © препод моей жены.

          Не в связях дело. Из моего потока, насколько я знаю, по специальности работаю только я один и то пришлось её расширить на другие смежные отрасли (которые в универе были не только на другой кафедре, но и на другом факультете). Все остальные ушли либо в бизнес папы, либо в торговлю медоборудованием. И никакие связи никому не пригодились.

          Так что Вы переоцениваете ВУЗовские связи. Защитили диплом, бухнули вместе и разбежались. Всё. Дальше каждый сам по себе.


          1. mrise
            22.12.2021 11:07

            Личный пример:

            Я в вузе нашёл друга, который свалил из ВУЗа на полдороги и помотался по конторам, пока не нашёл тёплое местечко. Когда через год уже я покинул универ из-за отвращения к крайне неудачно выбранной специальности, у меня уже был почти готовый джоб-оффер.

            Без этого, в силу тогдашней стеснительности и интроверсии, мне было бы катастрофически тяжко найти работу.


  1. addewyd
    20.12.2021 17:25
    -1

    хвастался тут один… неделю промотайте, за примитивную игрушку уровня лабы 1го курса — диплом! О высшем, блин, образовании! Я там не дал эмоциям волю…
    вдох-выдох…

    вот такое…


  1. Elpi
    20.12.2021 17:38
    +41

    Сначала диагноз этому тексту - информационный шум с "душком".

    Замечания:

    1. "Бывших кандидатов наук" не бывает. Это звание, присуждаемое ВАКом. И оно остается с человеком, даже если он полы моет или охранником спит в будке.

    2. Цитата: "Горный университет попал туда не как хороший ВУЗ, в целом, а по предмету «Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Это значит, что по этому предмету он готовит одних из лучших специалистов в мире, а вот инженеры в нефтянке получаются хуже. "
      Тут налицо некомпетентность, "приблизительность" автора. "Инженерное дело..." - это название специальности. А квалификация выпускника будет "инженер". А уж выражение "инженеры в нефтянке получаются" вызывает смех. "Нефтянка" - это жаргонный общий, собирательный термин. А термин не способен "производить" готовых инженеров. Желательно думать при написании публичных текстов.

    3. Еще цитата: "В прошлом году ВШЭ опросила выпускников 2010-2015 годов выпуска о том, куда они устроились — 43% работает на низкоквалифицированной работе. " Ха-ха. А рейтинги процитированные вами же вы сами-то смотрели? и где там ВШЭ? Они по своей недалекости просто расписались в том, что те, кого они готовят - никому не нужны.

    4. Почему с "душком". Так ведь, по автору, во всем виновата наша дремучая отсталость. Лапотная "рашка" с сырьевой экономикой.

    5. Автор не в курсе, что престиж высшего образования снижается везде. Не нужны на современной стадии развития капитализма высококвалифицированные работники в таком объеме. А потребное количество готовят в элитных заведениях, куда с улицы не попасть. Хуже того, народу на Земле вообще слишком много, как выясняется. Но это другая тема.

    6. О необходимости высшего образования для айтишников. Так ведь это не наука. Это ремесло. А ремесленников еще в средние века учили на рабочем месте в корпорациях, цехах и гильдиях. А вот химия, к примеру - это и наука, и ремесло (требуются твердые практические навыки). Поэтому если человека с улицы пустить в химическую лабораторию - то лучше сразу же вызвать "скорую" и пожарных. И упаси Бог разрешить ему писать "околохимические" тексты (уже не говорю о статьях)! А в программировании работающие на фирме студенты идут на GitHub и тырят оттуда большими кусками. Этому можно и нужно учить на рабочем месте.

    В целом, повторюсь некомпетентный поток сознания ниочем:(


    1. belav
      20.12.2021 23:17
      +7

      В целом, повторюсь некомпетентный поток сознания ниочем:(

      Это Вы мягко сказали.


    1. MAXH0
      21.12.2021 07:18
      +2

      >>  некомпетентный поток сознания ниочем:
      То же самое можно заявить и про всю серию постов. НО они пользуются популярностью. Поэтому "продолжение следует"


    1. sim31r
      21.12.2021 10:30
      -1

      Поэтому если человека с улицы пустить в химическую лабораторию - то лучше сразу же вызвать "скорую" и пожарных.

      Вот я человек с улицы, есть знания по электронике и начальные по химии на уровне школы. Вы думаете я сразу начну смешивать щелочь и кислоту? Буду воду добавлять в концентрированную кислоту? Забуду включить вытяжку? Что будет, так это очень низкий КПД процесса, если по ТЗ будет синтез вещаства ххх за 3 часа, я его буду делать неделю, сверяя каждый шаг с доступными источниками информации, изучая оборудование и новое ПО. Скорая понадобится если работа с радиоактивными и токсичными веществами без предупреждения. Зашел в лабораторию, а там все вещества не подписаны и типа работай с ними (странный пример конечно).

      То же самое справедливо и в любой другой специальности, опасности обычно нет, но КПД процесса будет очень низкий и расти по мере обучения.


      1. Elpi
        21.12.2021 11:21
        +1

        При всем уважении, вы описываете действия нормального человека в непонятной ситуации. Замечу, я бы не стал пытаться программировать, просто не считаю правильным лезть в калашный ряд без понимания что и зачем.

        Но вы хотите влезть. Так вас увезут на скорой очень быстро. Например, когда вы будете отделять осадок вещества на фильтре под вакуумом. У меня, помнится, литровая колба рванула - и остаток дня я провел у окулиста, который промывал мне глаза от следов метанола и соляной кислоты. А метаноло и щелочь в глаза - это почти всегда слепота.

        Вы просто не подозреваете, сколько всего нужно понимать, что бы не "подорваться". Не то, чтобы принести пользу, синтезировав по готовой прописи вещество "ххх". А просто не подставить руководителя, потому что тяжелое ЧП в лаборатории с его подчиненным - это крах карьеры или тюрьма.

        Много уже лет назад молодой сотрудник, заметая следы, стал собирать с пола случайно разлитую (бутылку не удержал, разбил) концентрированную азотную кислоту. Тряпками, вдыхая при этом пары. Чтоб начальник не заругал. Умер в муках, поскольку свободная окись азота в легких снова превращается в кислоту, которая уничтожает легочную ткань. И т.д.

        Поэтому я стараюсь никогда не делать того, чего не понимаю.


        1. sim31r
          21.12.2021 12:39
          -1

          Ваши примеры обычные несчастные случаи на производстве, которые совершают и профессионалы самого высокого уровня.

          Вот пример как от боевых отравляющих веществ страдали сами их разработчики, которые понимали опасность и применяли все возможные зищитные меры. Но малейшая ошибка, сбой в работе оборудования или невнимательность приводят к тяжелым последствиям.

          И в ваших примерах, банка рванула, это неисправность оборудования, от опыта не зависит, непредсказуемый фактор. Дышать азотной кислотой это интереснее пример. Она не выглядит токсичной как боевое отравляющее вещество, и что парами кислот дышать нельзя все знают, но обычно считается что это преувеличение опасности. Сам сталкивался в контексте травления печатных плат, почитайте тут, вы наверное ужаснетесь. Обращаются с ней примерно как со спиртом, но все живы и более менее здоровы, на форуме есть упоминания от последствий вдыхания.

          Еще круче плавиковая кислота, никогда с ней не работал, но про коварство и токсичность откуда-то знаю.

          Поэтому я стараюсь никогда не делать того, чего не понимаю.

          Это не священное знание, как вы хотитете это представить, это уровень обычной бытовой логики и соблюдения техники безопасности. По хорошему объяснить про вред ряда реактивов должен был инженер по ТБ. Если что-то нужно делать, узнаем как делать и делаем. Электронщики работают с кислотами и растворителями, химики могут работать с лазерами и как из вашего примера с сосудами высокого давления. Всем может пригодится навык поднятия тяжестей, даже сисадминам сервер переставить, а это тоже не так просто, вот примерно такой плакат я еще со школы запомнил и всегда применял.

          Вот точно обратный пример вашему утверждению, человку нужно было анодировать деталь в домашних условиях, он справился и поделился опытом. Опасность есть, работа с кислотой, опасность поражения током, но технологический процесс в пределах разумного. Кому нужно разбираются и делают, а не отказываются сразу, потому что нет опыта.

          В защиту вашей точки зрения могу пример привести из детства, с 7 лет любил экспериментировать, жег пластик и плавил его, плавил свинец, разбирал приборы со светщимся циферблатом с военной техники. Сейчас, конечно, бы такие приборы в руки бы брать не стал, паяю кратковременно с вентиляцией и мою руки после пайки. В детстве таких знаний не было просто ни у меня, ни у кого из окружения, чтобы выступить в качестве инжерера по ТБ. Сейчас у меня знаний побольше и думаю общих инженерных знаний и логики хватит, чтобы не повторять ошибок начинающих химиков. Думаю справедливо для любого технаря утверждение. Но таких мало, работы много и лабораториям нет выбора и приходится брать неопытный персонал, формально по образованию химиков, реально еще люди не до конца понимающие процессы.

          Плюс к этому, обычно и делать того что не понимаешь не приходится. Так как нарастает разделение труда со всеми своими плюсами и минусами. Я сидя в офисе на данный момент не имею доступа к реактивам кроме чая и кофе, и даже отвертки нет, только комп и монитор. Кто-то наоборот, сидит в лаборатории, но на ПК ничего для разработки. И тоже пример, сидел в лаборатории, но так как есть спрос на чистых программистов, перешел в офис, за 2 недели перешел на новый язык программирования и влился в работу.


  1. FLU911
    20.12.2021 18:08
    +17

    Извините, но например между мной и программистом , который закончил мехмат - пропасть. Если автора в институте плохо учили, это не значит, что так на всех топовых технических факультетах страны.


    1. Myclass
      20.12.2021 19:29

      но например между мной и программистом, который закончил мехмат — пропасть.

      … пропасть в специальных знаниях. Иногда эти специальные знания — не самые главные. Бывает такое, что «чутьё» к например трендам, которые в будущем выстрелят — иногда важнее, чем знать все API у Windows or Linux или знать все паттерны при программировании.


      1. FLU911
        20.12.2021 20:05
        +1

        Даже чаще специальные знания - не самые главные, а важнее софтскилы или знание предметки. Просто специалисты после хороших вузов лучше, и чем лучше вуз, тем лучше специалист. Тут контекст статьи-высшее образовании не нужно. Я к этому коммент оставил.


      1. melodictsk
        22.12.2021 06:57

        Пропасть как раз в том, что самоучки в основной своей массе просто как конструктор собирают код по лучшим практикам, а крепкие выпускники как раз и создают эти лучшие практики. Но сейчас принято сравнивать конвеер с творчеством.


    1. Elpi
      20.12.2021 19:34
      +2

      Давайте уточним, о чем речь. Я говорю о разработчиках. Не знаю, есть ли сейчас такая специальность (синоним "программист"). В мое время не было. Были АСУ (автоматизированные системы управления).

      У нас разработчики генерят формы интерфейса автоматом из сущностей или прямо из редактора SQL. Ну и немного кодят, я уже написал, как. Берут уже студентов бакалавриата. И да, у меня на глазах часть из них прямо говорит, что магистратура им на фиг не упала.

      Я говорил именно о них, о таком уровне.

      Мехмат МГУ - это совершенно другое. Полагаю, их не сажают на такие задачи. Очень надеюсь, что их все же используют в более серьезных целях. Мехмат - это уровень. Упомянутые "недобакалавры" туда даже вступительные не сдадут, не то, что закончить. (Впрочем, с ЕГЭ зарекаться не приходится:( )

      У нас же есть люди, которые общаются с заказчиком, выполняют эскизное проектирование, обязанности аналитика. А потом еще и обязанности разработчика (потому что не хотят доверять реализацию незаконченным бакалаврам). Но это совсем другие люди, не просто разработчики. Это универсалы высокого класса. И вот они-то с высшим образованием.

      Поэтому надо четко оговаривать, о какой конкретно разновидности "разрабов" идет речь.


      1. rg_software
        21.12.2021 09:29
        +1

        Ну так в исходном тексте вообще не затронута вот какая тема. Допустим, есть вокруг вот эта вот сырьевая экономика, бла-бла, спрос на рабочую силу невысокой квалификации. И есть "программисты". А они, что, в другой стране живут и пишут какие-то продукты мирового уровня и масштаба? Да ничего подобного, там тоже в большой степени "айти-пролетариат", и даже если вузы волшебным образом начнут давать крутые знания и умения, ещё непонятно, кому они будут реально нужны в такой экономике.


  1. Tyusha
    20.12.2021 19:36
    +1

    Под словом "вышка" вы смешали вузы разного уровня, между которыми пропасть. Вечерний Заборостроительный Институт конечно нафиг не нужен, и вряд ли даёт что-то полезное (хотя тоже наверное даёт), но есть действительно топ-вузы. Это две огромные разницы. И знаете, на красный диплом МФТИ ещё ой как смотрят работодатели.


  1. Vladislaaaave
    20.12.2021 20:26
    +4

    Думаю если человек хочет выучится - он выучится. И не важно в ВУЗе или сам, главное чтоб навыки были


    1. Elpi
      20.12.2021 21:16
      +1

      Согласен! Вопрос исходно ставится с перекосом. Кто сказал, что высшее образование обязательно? Такая тенденция была в Союзе. Но по мере деградации системы высшего образования и быстрых изменений в образе жизни это давно уже не так.

      Собственно, практика ставит все по местам. Если люди справляются, быстро обучаются, учат что-то новое - то зачем формальная "корочка"? Особенно с учетом затрат на ее получение. И работодатели подтверждают это действием - берут на работу и не заморачиваются неактуальными вопросами.

      Получается, что эти разговоры, в значительной степени, являются попыткой преодолеть устаревший "паттерн"


    1. belav
      20.12.2021 23:18

      Наивный...


  1. Emelian
    20.12.2021 22:17
    +4

    С основной идеей статьи, что в «IT все равны» очень трудно согласится, хотя «обесценивание высшего образования» имеет место быть. Просто личный опыт, не перешибешь никакими теоретическими «доказательствами».

    Замечу, что под ИТ я понимаю программирование, причем не техническое, исключительно по техзаданию, а способность самому ставить и решать нетривиальные алгоритмические задачи. Ну, а если под ИТ считать юзание мышкой в какой-нибудь программе по 3d-моделированию, то, могу согласиться, там, например, художественный вкус может иметь большее значение, чем специальные знания.

    Я, скажем, закончил, сначала горно-геологический факультет. Программирование там было чисто символическим, на бумаге, для, тогда еще советских ЭВМ. Но, тем не менее, лекции на эту тему зацепили. Потом попал во Всесоюзное НИИ, по распределению. Закрытый отдел ЭВМ, там, вызывал жуткий интерес, но доступа не было, из-за отсутствия необходимых знаний. Хорошо, решил получить нужные знания. Поступил на математику, мехмата МГУ. Мог пойти и на факультет вычислительной математики и кибернетики, но он мне казался слабее. Пока учился, появились персональные компьютеры, а до этого работал на терминальных станциях, подключенных к большому мощному компьютеру, что-то типа мэйнфрейма. Искал ответы на нерешенные комбинаторные задачи, требующих огромных вычислений, по собственным эвристическим алгоритмам. Успехов было немного, но определенный опыт приобрел. Дипломный проект готовил в «Керосинке», т.е., Институте нефти и газа АН СССР. Тема – математическое моделирование, по оптимальному извлечению нефти из безнапорных пластов. Тема могла стать перспективной для будущей аспирантуры, но Советский Союз уже близился к своему финалу, поэтому поехал домой (обязательное распределение, к тому времени, уже отменили), где устроился на работу, в очень престижное научно-производственное объединение. Карьера мне светила сногсшибательная. Фирма закупила современное, на тот момент, компьютерное оборудование, включая крутые плоттеры. Науки, прикладной, там было выше крыши, финансирования не меряно, а шеф сразу предложил пойти к нему в аспиранты. Все было идеально, но Страну ухайдокали, а затем и эту фирму.

    Однако, собственно программистом (сейчас, на C++ / WinAPI) я стал самостоятельно. Но те задачи, которые решаю, приходиться делать одному, поскольку в Интернете хороших прототипов практически нет. Кстати, это вообще отдельный большой разговор, что Интернет это что угодно, но не База Знаний.

    Можно ли мои задачи решать с помощью «онлайн-курса «Основы Python за 6 недель»»? – Сомневаюсь! Так, что, как говориться: «Есть IT и IT!». Могу сказать только одно, без фундаментальных знаний, чувствуешь себя ущербным в программировании, как было у меня после первого ВУЗа. Кому-то может быть это нравиться, мне – нет.

    А девальвация «вышки» или «вышек», как у меня, да, присутствует. Некоторые девочки, после заочного техникума, получают, как и я. Но у них компьютерная рутина, а я своей работой более удовлетворен. Так, что, в следующей жизни, пойду, принципиально, тем же путем :).


    1. Newrbinez
      21.12.2021 08:02

      А какие задачи вы решаете?


      1. Emelian
        21.12.2021 22:21

        В настоящий момент развиваю собственную идею модульного программирования, на базе плагинов. Не в смысле новизны идеи как таковой, а просто потому, что нормальных прототипов под Windows GUI, в Интернете, просто не нашел, там были только консольные примеры. Первая моя статья на эту тему уже опубликована здесь, см. habr.com/ru/post/566864. Сейчас готовлю следующую.

        Смысл программирования приложения в виде независимых модулей, как динамических, на уровне бинарных плагинов, так и статических, на уровне кода несвязанных классов, состоит в том, чтобы было удобно работать, как в команде, так и индивидуально, просто потому, что поддерживать автономные модули значительно проще, чем монолитные.

        Другой выигрыш, это сборка приложения, как в детском конструкторе, добавил внешний плагин в папку приложения и он сразу же становится доступным в программе, в т.ч., на уровне меню, хоткеев, MDI-закладок, отображается в тулбаре и статусбаре и т.п. Если нет желания делать разделение на dll-ки, то можно скомпилировать программу целиком статически, т.е., одним ехе-шником. Для этого у меня уже есть общее решение, на бесплатной Visual Studio, генерирующее за раз несколько десятков проектов, включая 32/64 битную разрядность и разные пллагины.

        Для следующей статьи хочется добавить рабочий плагин, а не демо, как ранее. Таким плагином я выбрал обучающую программу, в данном случае, французскому языку, хотя это не принципиально. Опять же, посмотрел много прототипов подобных программ в Сети, но ничего особо не понравилось. Обучение основано на идее «запоминание руками + интерактивный звук». Первый прототип подобной программы я написал еще давно в scholium.webservis.ru/index.html, но он уже давно морально устарел. Дома я учу язык по второму прототипу, написанному на C++/WTL, но он не опубликован, поскольку я хочу его улучшить в третьей версии, уже в виде плагина. Плюс решил отказаться от некоторых неудобств WTL, поэтому перешел на WinAPI.

        Замечу, что в WTL меня не устраивают некоторые стандартные контролы Windows. Поэтому попутно пишу собственный однострочный редактор ячеек и табличный редактор на его базе.

        Конечная цель, это написание своей платформы а-ля 1С77 и конфигураций на ее базе, чтобы внедрить на своем предприятии как учетную систему, совместимой (по данным) с 1С8х. Называться платформа будет: «Модульный учет». Эту идею я уже обсуждал много где, поэтому уговоры, что так делать не надо, давно не воспринимаю. А вот если увижу учетную программу, которая мне понравиться, тогда может быть.


  1. BMXer_V
    21.12.2021 01:32
    +2

    Несмотря на наличие здравого зерна и некоторой полезной статистики про вход разных людей в IT, статья имеет слишком много передёргиваний. Как уже писали выше, не следует путать топовые ВУЗы и Усть-Задрищенский заборостроительный, равно как не стоит грести под одну гребёнку тех, кто просидел штаны пять лет и тех, кто учился.

    Я инженер-электромеханик, закончил ВУЗ в 2010 и тут же устроился на работу по специальности (хотя там сложно сказать, кто кого нашёл, я работу или работа меня) с окладом 60к. Сейчас работаю во Франции, з/п в пересчёте на рубли выроста в 5 раз. Причём все 11 лет моей профессиональной деятельности полученные в ВУЗе знания и навыки были мне полезны и послужили отличным фундаментом для дальнейшего профессионального развития. Совершенно точно, такой качественный фундамент заложить самостоятельно мне бы не удалось.

    Вообще, по моему личному опыту и по опыту знакомых в разных сферах, в России сейчас катастрофическая нехватка квалифицированных кадров буквально везде. И если "высококвалифицированный специалист" с опытом 6 лет в какой бы то ни было сфере получает 27, простигоспади, тысяч рублей, то у меня очень большие вопросы к "квалификации" такого специалиста и к качеству полученного им "высшего образования". А не к феномену ВО как таковому.

    Как правильно заметили выше, ВО действительно деградировало из-за переизбытка мест для обучения. На рынке имеется спрос на образование ради "бумажки" - всегда найдутся те, кто готов его удовлетворить. Но это не значит, что образование ради знаний перестало быть нужным, не стоит путать причину и следствие.


    1. NP447
      21.12.2021 08:02

      Вообще, по моему личному опыту и по опыту знакомых в разных сферах, в России сейчас катастрофическая нехватка квалифицированных кадров буквально везде. И если "высококвалифицированный специалист" с опытом 6 лет в какой бы то ни было сфере получает 27, простигоспади, тысяч рублей, то у меня очень большие вопросы к "квалификации" такого специалиста и к качеству полученного им "высшего образования"

      Из Франции оно конечно виднее, как контору запихивают в Ростех и зарплату теперь назначают дяди в московских кабинетах. Это я не от зависти и не про себя. Но зачастую, особенно в провинции, выше 40-50к попросту нет вакансий, куда можно попасть с улицы. Кроме того, абстрактная техническая квалификация это совершенно не коррелирующая вещь с умением находить работу, разбираться в рынке труда и прочими софт-скилами.


      1. BMXer_V
        22.12.2021 00:36

        Из моих университетских знакомых (замечу: среди них ни одного айтишника) все получают минимум сотню или около того, три человека есть с зарплатой за 200. И ни один из них не смог бы выполнять свою работу без высшего образования. Но да, это не провинция, они либо изначально родились в Москве, либо остались там после учёбы. Ещё одна девушка из параллельной группы, как и я, начинала в Москве, потом переехала в Европу.

        Вы совершенно правы, что софт скиллы не менее важны для поиска нормальной работы, чем техническая квалификация. Но, внезапно, нормальное (настоящее) высшее образование развивает и то, и другое. Как минимкм, так должно быть.

        Короче, возвращаемся к тем же самым выводам. 1) получать вышку "среднестатистического уровня" ради корочки - бред и бесполезно; 2) устроиться без ВО на хорошие позиции в том мире, в котором вращаюсь я, невозможно ни технически, ни, чаще всего, юридически.


  1. saboteur_kiev
    21.12.2021 03:23

    Можно написать неплохое бизнес приложение без вышки.

    Заказчик предоставит какие-то требования, аналитики распишут, тимлид поможет, и остальная масса разработчиков нарисует и формочки и архитектуру построят и будет нормально работать.

    А можно без вышки наваять софт для активного шумоподавления, чтобы при помощи двух микрофонов и 4 колонок рассчитать что нужно подать в задние колонки в противофазу, чтобы человек в центре все слышал, а рядом - раза в два тише? И чтобы это все работало не на райзене, а на современном, но не слишком дорогом и не слишком мощном (ибо пассивное охлаждение) процессоре?


    1. sovaz1997
      21.12.2021 08:53
      +2

      Можно, если интересовался этим и практиковался. И не важно, есть при этом корочка, или ее нет.


    1. panzerfaust
      21.12.2021 09:32

      Сравнение на 5 из 5 просто. В конторах с серьезной инженерией точно так же есть аналитики, архитектор и далее по тексту. И математик есть, и технолог даже. Никто не пилит серьезный (и коммерчески успешный) rocket science в одиночку в гараже.


    1. beskov
      21.12.2021 11:52

      возможно одного-двух человек с вышкой на команду и хватит


  1. vipassa
    21.12.2021 06:50
    +2

    Статья поверхностная, вставки цитат с одной стороны хорошо, а с другой стороны вырваны из контекста. Поэтому статья больше будет вводить в заблуждение молодых специалистов относительно важности вышки... Может быть автор этого и добивается?


    1. gatoazul
      21.12.2021 10:42
      -1

      То есть, никаких проблем в сфере высшего образования нет, а автор клевещет. И еще неизвестно, на чьи грязные шекели. Правильно?


  1. KoteMilote
    21.12.2021 07:27
    +2


  1. ruomserg
    21.12.2021 09:07
    +2

    Лучше всего, когда выпускник вуза начиная курса с третьего начинает работать. В этом случае лекции проходят не как «белый шум» и «сдал-забыл», а накладываются на реальные проблемы. Это не относится к вузам «белой кости», которые могут организовать адекватный учебный процесс (и собрать сливки из абитуриентов). Для безымянного регионального вуза вариант только один — выгонять студентов на работу по специальности в процессе учебы. Для ИТ-специальностей — это можно без проблем организовать.

    А важность высшего образования возникает в тот момент, когда ставится задача которую непонятно как делать, и гугл не помогает. Потому что она (задача) специфична для конкретного предприятия иди техпроцесса. Если у тебя есть база по необходимым для решения задачи предметам — ты сможешь почитать литературу, разобраться и решить (или объяснишь подчиненным, что им делать). Если базы нет — остается пробовать все подряд, и магические ритуалы…


  1. Maksmsk
    21.12.2021 10:10
    +2

    Да уж. Крутые разрабы получаются после таких курсов, которые не понимаю разницы между tcp и udp и думают что сервер подключается к клиенту :(. Кругозор - 200 команд на питоне.

    Правильно не нужна нам вышка. Зачем год тратить? Есть надельные курсы и сразу делать бабло 300к в наносекунду


    1. sim31r
      21.12.2021 10:37

      Я вот знаю про TCP, как обжимается витая пара, как выглядит UDP пакет на осцилографе на выходе физическом коммутатора, как программировать ПЛИС и микроконтроллеры на ассемблере, но для текущей работы, поддержки биллинга это совершенно не нужно. Только байтики перегонять из Excel в Oracle, совершенно другой стек, более абстрактный.


  1. ReDev1L
    21.12.2021 10:41
    +2

    Я в ИТ 10+ лет, РФ, без вышки. В начале все мозги проели про диплом (отделы кадров, эффективные манагеры), но я так и не закончил (МАИ, инф. безопасность). С эникея, через бекенд, фронтенд, девопс - в СТО.

    Вышка в ИТ нужна для следующих направлений:

    • Геймдев (графика, AI)

    • Алготрейдинг

    • Hardware

    • ML (спорно, можно самому статистику и теорвер подучить)

    • ??? Не знаю ещё сложных областей

    Для меня, при поиске людей в команду - диплом не решает вообще. С управленцами которые зациклены на образовании, "лычках" и т.д. - не работаю (не из-за того что не предлагают, просто сам подход к работе разный)


  1. AGrinko
    21.12.2021 11:59

    Как человек с дипломом магистра в компьютерной инженерии, могу согласиться с тем, что сам диплом не даёт ничего (если это не какая-нибудь "Лига Плюща"). Но учёба дала многое, систематизировала знания. Не то, чтобы это всё нельзя было выучить самому и в два раза быстрее - можно, только я был бы как тот ёжик в тумане... Плюс, многие темы были такие низкоуровневые (карты Карно, микроконтроллеры, ассемблер, компьютерные сети), что я бы в жизни сам не стал их учить. На практике они вряд ли нужны фронтенд разработчику, но для общего развития и глубокого понимания работы компьютера очень помогли.

    Стоит добавить, что JS я начал учить самостоятельно ещё на первом курсе, и со второго курса начал работать на полставки (а потом и full-time). В итоге после выпуска у меня было уже 3 года опыта. Без самообразования знаний из универа было бы недостаточно, чтобы начать работать.

    И ещё, магистратура, имхо, не дала мне абсолютно ничего. Бакалавриат дал.


  1. speller
    21.12.2021 16:28

    А в статье есть учёт не факта получения диплома, а желание учиться и работать в конкретной области? Я вот думаю, что причина смены профессии не в каком-то шокирующем обесценивании образования, а в том, что студенты идут учиться "куда-нибудь" или "на крутую специальность" и учатся "абы-как". Среди моих сокурсников изначально желали работать по специальности процентов 25 от силы. Остальные "получали корочку". Стоит ли удивляться, что вот эти 75% потом идут заниматься чем угодно, только не тем, на что учились? Я считаю, что данный момент в статье не учтён и это заметно искажает как данные, так и выводы.


  1. barloc
    21.12.2021 17:49
    +1

    А может зайти немножко с другой стороны?

    Вся нефтянка имеет свои кафедры и курируемые ВУЗы, также как и оплату обучения детей сотрудников. И это касается как добычи, так и смежной химии инженерии, транспортировки, логистики и т.д. Это очень заметно даже по вузам - достаточно зайти в горный и после него в какой-нибудь спбгу. В одном все в мраморе и современные лабы, в другом чо попало.

    А вот айти компании могут только хантить студентов/выпускников, но вкладываться в обучение не принято. Только МС свои продукты пропихивает.

    Ну и получили, то что получили.


  1. Myclass
    22.12.2021 12:38

    Учитель по жизни или по профессии нужен всегда. И где мы ео найдём - без разницы. Самое главное - этот хотеть учиться чему-либо. Не для галочки. В стенах ВУЗа, у ментора на работе, у друга или соседа - не важно., Иногда одна единственная книга может научить тому, что за годы учебы не осилишь. А, если по жизни получается комбинировать, то лучшего варианта не найти.


  1. Crafter2012
    23.12.2021 12:57

    Статья сделана наспех. Ощущение, что копирайтера с похмелья посадили писать, прикрываясь раскрученностью "бренда" предыдущими постами.

    Первое и основное замечание, это то что смещали в одну кучу знания\навыки и корочку, под крылом зонтичного термина "образование".

    Второе, совершенно не учтен исторический контекст, в 90 и 00 выросло как количество вузов, так и количество выпускников - осваивали деньги, как бюджетные, так и родителей. Итог немного предсказуем. Но виновато только государство, да.

    Третье, обилие и неуместность жаргона.

    В общем совершенно желтушная статья, похайпить на коктейле политики + образования. Позор. Позор! Позор! Позор!