Привет, хабражители. Меня зовут Владимир, и я работаю руководителем отдела информатизации образования в одном из московских государственных колледжей. На текущий момент у нас трудится более 1 500 сотрудников в 57 зданиях и реализуются программы основного, профессионального и дополнительного образования для более чем 35 000 жителей города Москвы.
В марте 2020 года после введения режима повышенной готовности и перевода школ на дистанционный режим работы у небольшой группы системных администраторов был открыт сезон охоты за диковинным зверем под названием – «Дистанционное обучение». Люди, которые долгое время работали в учебных классах, были вынуждены начать работу из дома.
В этой статье я не хочу вдаваться в подробности того, как проводилось обучение педагогов и осуществлялась техническая поддержка в режиме #ЛучшеДома. Более важной задачей, на мой взгляд, стал выбор платформы для дистанционного обучения. Главная проблема в рамках дистанционного образования была вызвана банальной неподготовленностью учреждений к переходу в «Онлайн». Если бы у школ было больше времени, то картина выглядела бы намного лучше. Хотя уже есть масса историй о том, что у кого глючит и «вообще проще общаться в чатике WhatsApp».
Под катом вы найдете историю о том, как мы выбирали платформу для удаленного обучения своих студентов.
Перейдем от лирики к фактам. Сначала мы хотели вообще понять, какие есть варианты. В сентябре 2019 года исследователи из Gartner изучили разные платформы для онлайн собраний и назвали 4 лидирующие компании и их инструменты в этой сфере: Cisco (WebEx), Zoom, Microsoft (Teams), LogMeIn. Также еще 2 компании оказались близки к лидерам: Google (Hangouts) и Adobe (Connect). Пришлось сразу вычеркнуть из этого списка сервисы, у которых нет бесплатного доступа, так как госзакупки – это приключение минимум на 2 месяца. Остаются Zoom, Teams, Hangouts и WebEx. Нужно отметить, что WebEx предоставлялся бесплатно для образовательных организаций сроком на 90 дней из-за пандемии. То есть тут скорее про бесплатный пробный период. Но, он, все же, есть.
И здесь начались муки, как выбрать продукт, который подойдет именно нашему учреждению, какие есть плюс и минусы у каждого решения. Первое, что я понял для себя – наше решение должно отвечать одному важному требованию: «Простота эксплуатации».
Сначала мы решили изучить WebEx. Изначально это решение было принято на «вау-эффекте»: полноценное enterprise решение от Cisco на наше огромное учреждение, бесплатно на 90 дней, да еще и с неплохим списком преимуществ. В нем даже есть отслеживание уровня внимания студента.
Но моя радость быстро была омрачена одним очень критическим пунктом – «Интеграция с системами управления учебным процессом». Немного гугла и мы приходим к тому, что для того, чтобы полноценно запустить WebEx, нам требуется интегрировать все это с LMS (learning management system), да еще и обучить пользоваться двумя системами огромное количество педагогов, наполнить LMS контентом, и уложить все это в неделю. При прочих равных можно было заставить всю связку «полететь», но не в столь сжатые сроки.
Следующий продукт, на который упал взор, – это Google Hangouts + Classroom. Вроде бы вот оно – решение, которое должно спасти ситуацию. Сам Classroom разрабатывался специально для школ. Есть все требуемые функции: публикация материалов, заданий, отслеживание прогресса учеников. Вплоть до общения с родителями. Но нашлись и несколько моментов, которые омрачили выбор решения. Например, для класса создается общая папка на Google диске, и она доступна для всего класса. Этот минус все испортил, потому что мы не хотели допустить какого-либо вида манипулирования информацией студентами. Нужно было добиться равных условий обучения.
В итоге у меня осталось всего два сервиса, которые нужно пощупать буквально за пару дней и пустить в продакшн: Teams и Zoom. Сравнивать их довольно проблематично ввиду того, что Zoom не имеет бесплатного пакета для образовательных учреждений, а Teams входит в бесплатный пакет для образовательных организаций Office 365 с планом A1. Но мы попытались.
Вот что мы нашли, если говорить о плюсах и минусах обоих систем.
В доступной Teams мы получаем:
А в Zoom:
И как бы красиво нам не вещали рекламные ролики и буклеты, есть и минусы. Прочувствовано на собственной шкуре. К сожалению, не существует эталонного решения для конкретной ситуации и времени, и это было понятно сразу.
Какие же минусы у Teams
Опять же минусы, теперь Zoom:
Это я отнес к основным минусам сервиса, еще я конечно боялся, что из-за повышенного спроса на сервис он либо не вытянет нагрузку, либо ограничит доступ к своим бесплатным возможностям. Хотя, как показала практика, два пункта из минусов действительно «выстрелили» привет Youtube и #ZOOMBOMBING.
Я исходил из доступных нам решений, сроках внедрения, особенностях внутренней кухни организации образования на объёмах свыше 35 000 обучающихся, а также на практике взаимодействия с педагогами и обучающимися. А теперь разберемся по пунктам:
И да, весь функционал в тех или иных формах присутствует в разных редакциях платформ, но для каждого конкретного случая нужно выбирать свое идеальное решение.
Моя коллега Евгения, которая в этот период проводила наши вебинары, обучающие работе на платформе Zoom и Teams для педагогов города Москвы, говорит: «Первыми, кто пострадал от удалённой работы, являются те сферы, которые нуждаются в синхронизации. Например, музыканты, где оркестры одновременно не могу звучать, хоровики, а также танцоры, где движения получаются асинхронными. Это происходит из-за того, что любые платформы только обрабатывают информацию, а вот скорость поступления этой информации от каждого пользователя своя. Вот так и происходит задержка, у кого пошустрее интернет, от того информация (в данном случае видео) быстрее прилетает, и он уже, например, поет (в случае с хором), а вот, у другого человека, который в этом хоре тоже выступает, но интернет слабенький (скорость меньше предыдущего), то от него информация (видео) прилетит в ЛЮБУЮ платформу с задержкой».
Также неудобство в использовании платформ испытали творческие люди, такие как художники. Неудобство вызвалось тем, что они не могли показывать одновременно свою палитру (когда происходило смешивание цветов) и мольберт, им приходилось использовать два устройства для отображения видео.
Если продолжить разговор о сравнении платформ, то Zoom у учителей оказался в приоритете только из-за того, что в нем отсутствует обширный функционал. Его использовали только для видеосвязи (видеоконференции). А для передачи файлов уже использовали то, чем пользовались в повседневной жизни (почта, WhatsApp). К данной платформе не приходилось долго привыкать.
Teams оказался посложнее, его быстро осилили педагоги-гуру, как мы их назвали. Они не побоялись изучить что-то новенькое для себя. Конечно не без моей помощи. Даже была создана группа поддержки пользователей Teams, где каждый мог задать интересующий их вопрос.
Проводились вебинары на этой платформе, где я демонстрировала свой экран, наглядно рассказывая, где находится та или иная функция с возможностями. В Teams, педагогам создали классы как в реальной жизни. Они заходили в определённый зал с обучающимися, где в «Публикациях» можно было вести диалог с учениками (как в Чате) и там же начать урок для всего класса.
В «Файлы» есть возможность выложить материалы к уроку или ученики могут скинуть сделанное домашнее задание в определённую папочку. На данной платформе педагог может протестировать обучающихся, создав и выложив в «Задания» тесты, и оценить, выставив в «Оценки» баллы. Были созданы Дополнительные Закладки с полезными сайтами (например, как «Библиотека МЭШ») или видео материалами с YouTube. Проводились родительские собрания или собрания внутри отдела. Многие спрашивали о возможности преподавания на данной платформе после окончания карантина (это касалось дополнительного образования).
Вывод хочется сделать следующий: «Не стоит боятся чего-то нового, тем более если Вас не оставляют бороться с этим наедине». Это как новая вещь (будь это новый смартфон, новая стиральная машинка и т.д.), нужно привыкнуть и не бояться нажимать на кнопки, изучая все больше и больше нового функционала!
Надеюсь, что вам эта статья поможет сделать выбор платформы для себя, ведь несмотря на все ограничения, которые вызвала эпидемия коронавируса, становиться очевидным что переходу на онлайн-обучение (хоть и частичному) — быть!
В марте 2020 года после введения режима повышенной готовности и перевода школ на дистанционный режим работы у небольшой группы системных администраторов был открыт сезон охоты за диковинным зверем под названием – «Дистанционное обучение». Люди, которые долгое время работали в учебных классах, были вынуждены начать работу из дома.
В этой статье я не хочу вдаваться в подробности того, как проводилось обучение педагогов и осуществлялась техническая поддержка в режиме #ЛучшеДома. Более важной задачей, на мой взгляд, стал выбор платформы для дистанционного обучения. Главная проблема в рамках дистанционного образования была вызвана банальной неподготовленностью учреждений к переходу в «Онлайн». Если бы у школ было больше времени, то картина выглядела бы намного лучше. Хотя уже есть масса историй о том, что у кого глючит и «вообще проще общаться в чатике WhatsApp».
Под катом вы найдете историю о том, как мы выбирали платформу для удаленного обучения своих студентов.
Отбор претендентов
Перейдем от лирики к фактам. Сначала мы хотели вообще понять, какие есть варианты. В сентябре 2019 года исследователи из Gartner изучили разные платформы для онлайн собраний и назвали 4 лидирующие компании и их инструменты в этой сфере: Cisco (WebEx), Zoom, Microsoft (Teams), LogMeIn. Также еще 2 компании оказались близки к лидерам: Google (Hangouts) и Adobe (Connect). Пришлось сразу вычеркнуть из этого списка сервисы, у которых нет бесплатного доступа, так как госзакупки – это приключение минимум на 2 месяца. Остаются Zoom, Teams, Hangouts и WebEx. Нужно отметить, что WebEx предоставлялся бесплатно для образовательных организаций сроком на 90 дней из-за пандемии. То есть тут скорее про бесплатный пробный период. Но, он, все же, есть.
И здесь начались муки, как выбрать продукт, который подойдет именно нашему учреждению, какие есть плюс и минусы у каждого решения. Первое, что я понял для себя – наше решение должно отвечать одному важному требованию: «Простота эксплуатации».
Сначала мы решили изучить WebEx. Изначально это решение было принято на «вау-эффекте»: полноценное enterprise решение от Cisco на наше огромное учреждение, бесплатно на 90 дней, да еще и с неплохим списком преимуществ. В нем даже есть отслеживание уровня внимания студента.
Но моя радость быстро была омрачена одним очень критическим пунктом – «Интеграция с системами управления учебным процессом». Немного гугла и мы приходим к тому, что для того, чтобы полноценно запустить WebEx, нам требуется интегрировать все это с LMS (learning management system), да еще и обучить пользоваться двумя системами огромное количество педагогов, наполнить LMS контентом, и уложить все это в неделю. При прочих равных можно было заставить всю связку «полететь», но не в столь сжатые сроки.
Следующий продукт, на который упал взор, – это Google Hangouts + Classroom. Вроде бы вот оно – решение, которое должно спасти ситуацию. Сам Classroom разрабатывался специально для школ. Есть все требуемые функции: публикация материалов, заданий, отслеживание прогресса учеников. Вплоть до общения с родителями. Но нашлись и несколько моментов, которые омрачили выбор решения. Например, для класса создается общая папка на Google диске, и она доступна для всего класса. Этот минус все испортил, потому что мы не хотели допустить какого-либо вида манипулирования информацией студентами. Нужно было добиться равных условий обучения.
2 финалиста
В итоге у меня осталось всего два сервиса, которые нужно пощупать буквально за пару дней и пустить в продакшн: Teams и Zoom. Сравнивать их довольно проблематично ввиду того, что Zoom не имеет бесплатного пакета для образовательных учреждений, а Teams входит в бесплатный пакет для образовательных организаций Office 365 с планом A1. Но мы попытались.
Вот что мы нашли, если говорить о плюсах и минусах обоих систем.
В доступной Teams мы получаем:
- Тесты с автоматической оценкой в Forms
- Создание сюжетов в цифровом формате с помощью Sway (c интерактивом)
- Трансляции
- Видеослужба для создания роликов, управления ими и их безопасного совместного использования в организации, т.е записи всех лекций хранятся в Teams
- Управление правами, защита от потери данных и шифрование
А в Zoom:
- Одновременные демонстрация экрана и видеосвязь
- Виртуальный фон
- Демонстрация экрана любого приложения iPad/iPhone
- Совместные комментарии на общем экране
- Обмен через доску сообщений
- Многопользовательское совместное использование
И как бы красиво нам не вещали рекламные ролики и буклеты, есть и минусы. Прочувствовано на собственной шкуре. К сожалению, не существует эталонного решения для конкретной ситуации и времени, и это было понятно сразу.
Какие же минусы у Teams
- Недостаточная гибкость интерфейса: нет возможности управлять выводимыми изображениями, т.е мы видим картинку только последних 4-х спикеров
- Медленное обновление информации в командах
- Интуитивно непонятный (сложный) интерфейс, в котором достаточно сложно разобраться с наскока
- Различные проблемы администрирования системы, привет PowerShell
- Не хватает функционала вебинарных платформ
Опять же минусы, теперь Zoom:
- Бесплатная версия поддерживает всего 40 минут на один вебинар, а мы помним с вами, что урок в школе 45 минут
- Для каждого вебинара требуется создавать свою ссылку
- Для комфортной и безопасной работы требуется выполнить большое количество настроек, и делать их придется каждый раз, а не все педагоги готовы освоить тонкости настройки, и повторять их каждую лекцию
- Отсутствует возможность массовой выгрузки пользователей
- Сложный интерфейс
- Проблемы с рассылкой писем (спам фильтры)
Это я отнес к основным минусам сервиса, еще я конечно боялся, что из-за повышенного спроса на сервис он либо не вытянет нагрузку, либо ограничит доступ к своим бесплатным возможностям. Хотя, как показала практика, два пункта из минусов действительно «выстрелили» привет Youtube и #ZOOMBOMBING.
Как было решено поступить
По итогу
В итоге был выбран Teams.
Я исходил из доступных нам решений, сроках внедрения, особенностях внутренней кухни организации образования на объёмах свыше 35 000 обучающихся, а также на практике взаимодействия с педагогами и обучающимися. А теперь разберемся по пунктам:
- Мне требовалось максимально масштабируемое решение, включающее в себя SSO, с реализацией без затрагивания локального AD
- Возможность глобальной выгрузки пользователей «пачкой» в конкретное место
- Статистика/отчетность
- Контроль педагогов/учеников
- Скорость внедрения
- Минимизация нагрузки на отдел IT и дальнейшую поддержку
- Безопасность и стабильность работы
И да, весь функционал в тех или иных формах присутствует в разных редакциях платформ, но для каждого конкретного случая нужно выбирать свое идеальное решение.
Моя коллега Евгения, которая в этот период проводила наши вебинары, обучающие работе на платформе Zoom и Teams для педагогов города Москвы, говорит: «Первыми, кто пострадал от удалённой работы, являются те сферы, которые нуждаются в синхронизации. Например, музыканты, где оркестры одновременно не могу звучать, хоровики, а также танцоры, где движения получаются асинхронными. Это происходит из-за того, что любые платформы только обрабатывают информацию, а вот скорость поступления этой информации от каждого пользователя своя. Вот так и происходит задержка, у кого пошустрее интернет, от того информация (в данном случае видео) быстрее прилетает, и он уже, например, поет (в случае с хором), а вот, у другого человека, который в этом хоре тоже выступает, но интернет слабенький (скорость меньше предыдущего), то от него информация (видео) прилетит в ЛЮБУЮ платформу с задержкой».
Также неудобство в использовании платформ испытали творческие люди, такие как художники. Неудобство вызвалось тем, что они не могли показывать одновременно свою палитру (когда происходило смешивание цветов) и мольберт, им приходилось использовать два устройства для отображения видео.
Если продолжить разговор о сравнении платформ, то Zoom у учителей оказался в приоритете только из-за того, что в нем отсутствует обширный функционал. Его использовали только для видеосвязи (видеоконференции). А для передачи файлов уже использовали то, чем пользовались в повседневной жизни (почта, WhatsApp). К данной платформе не приходилось долго привыкать.
Teams оказался посложнее, его быстро осилили педагоги-гуру, как мы их назвали. Они не побоялись изучить что-то новенькое для себя. Конечно не без моей помощи. Даже была создана группа поддержки пользователей Teams, где каждый мог задать интересующий их вопрос.
Проводились вебинары на этой платформе, где я демонстрировала свой экран, наглядно рассказывая, где находится та или иная функция с возможностями. В Teams, педагогам создали классы как в реальной жизни. Они заходили в определённый зал с обучающимися, где в «Публикациях» можно было вести диалог с учениками (как в Чате) и там же начать урок для всего класса.
В «Файлы» есть возможность выложить материалы к уроку или ученики могут скинуть сделанное домашнее задание в определённую папочку. На данной платформе педагог может протестировать обучающихся, создав и выложив в «Задания» тесты, и оценить, выставив в «Оценки» баллы. Были созданы Дополнительные Закладки с полезными сайтами (например, как «Библиотека МЭШ») или видео материалами с YouTube. Проводились родительские собрания или собрания внутри отдела. Многие спрашивали о возможности преподавания на данной платформе после окончания карантина (это касалось дополнительного образования).
Вывод хочется сделать следующий: «Не стоит боятся чего-то нового, тем более если Вас не оставляют бороться с этим наедине». Это как новая вещь (будь это новый смартфон, новая стиральная машинка и т.д.), нужно привыкнуть и не бояться нажимать на кнопки, изучая все больше и больше нового функционала!
Надеюсь, что вам эта статья поможет сделать выбор платформы для себя, ведь несмотря на все ограничения, которые вызвала эпидемия коронавируса, становиться очевидным что переходу на онлайн-обучение (хоть и частичному) — быть!
oldbie
А про какой конкретно колледж идет речь, если не секрет?
anonymous Автор
Не знаю на сколько корректно озвучивать название колледжа, поэтому уберу под спойлер.
ximik666
Коммерческий ВУЗ, 15000 студентов. На момент начала карантина у нас уже была Azure AD и LMS Moodle со всем необходимым материалом. Поэтому выбора большого не было, сразу остановились на Teams. Для упрощения работы внедрили плагин в LMS Moodle для генерации ссылок для подключения к собраниям Teams без всяких команд и без авторизации для студентов. Эти ссылки преподаватели выкладывали в электронное расписание. Через неделю работы в таком режиме столкнулись с зум-бомбингом, после этого завели учётки в AD для студентов, выложили учётки в ЛК студентов, отключили гостевой доступ и все вроде наладилось. Сейчас преподаватели уже практически самостоятельно разобрались с командами и созданием собраний. Была организована поддержка и студентов и преподавателей в различных месенджерах(для студентов зашёл Телеграм, для преподавателей — Whatsapp).Кстати говоря у Teams почти как месяц на экран выводится 8 спикеров и можно их все видит одновременно (если через десктоп-приложение), но запись до сих пор только 4. В ближайшее время обещают глобальное обновление, в котором добавят различные права и политики управления.
Color
Пока в Виллабаджо выбирают сервис для лекций, в Вилларибо студенты собираются в майнкрафте.
anonymous
Для организации учебного процесса в дистанционном режиме, связанным с применением профилактических мер в период повышенной готовности, в своей организации (школа), мы прибегли к решению использования сервисов на базе одной из мощнейших платформ — Google, а в частности, бесплатного продукта G Suite для образования.
Данное решение, в сравнении с аналогами, выгодно выделяют:
интуитивность и простота работы;
кроссплатформенность и совместимость (мобильные устройства);
бесперебойная работа.
Весь процесс не потребовал специальной подготовки и не занял много времени:
создание учебных материалов (любой сложности);
"домашка";
тесты с автопроверкой;
отчёты успеваемости;
видео-конференции;
а также, присущие остальным сервисам, функции: разграничение доступа, совместная работа, комментирование, хранение (! без ограничений) и т. д.
Как уже выше описано, для пользователя любого уровня подготовки, на любом устройстве — бесперебойная работа обеспечена.
Никакой инфраструктуры, бесплатно, навсегда.
telhin
При регистрации Google classroom гугл явно просит создать gsuite если идет работа в школьном учреждении. Упоминается, что будут использоваться только специальные учетки для gsuite. У меня такой вопрос: в рамках одного курса для студентов необходим ли gsuite или он предназначен для администрирования множества курсов? В чем вообще разница? Шишки долго набивать самостоятельно не хочется.
aleksandros
Gsuite стоит подключать если надо выдать студентам сотни-тысячи адресов эл. почты. Если надо просто создать пару-тройку курсов, то можно сделать это и с обычной учёткой.
anonymous
Коллеги, у нас был G-Suite но не использовался. Теперь есть и Office365 с Teams.
ТОже прошли от Zoom к Teams. У Teams еще добавлю — есть сложности с поддержкой старых устройств.
Сейчас для авторизации сделали связку — AD в Azure AD, Azure AD в Google G-Suite.
Используем Moodle и с нового учебного года хотим все это интегрировать с единым входом для студентов и преподавателей (в том числе с плагином Teams с Moodle).
Есть очень большая проблема: сброс паролей учетных записей. И чем больше людей — тем больше проблем.
Пробовали ltb-project.org/doku.php — не получилось настроить.
Есть у кого рабочее решение? Что посоветуете?
ximik666
Соглашусь — Teams и XP это боль. По поводу сброса паролей — пока используем костыль в виде службы на питоне для сброса пароля в АД, потом все уходит в облако Azure AD.
aXe1
Для аналогичной ситуации делал когда-то маленький самописный сервис. Насколько помню, там ничего сложного: подойдет любой язык с LDAP библиотекой. Для смены пароля ничего сверх стандартного LDAP'а — не нужно. И это оказалось проще, чем подобрать готовое. На тот момент (~2011 г.), ничего легковесного и простого, делающего хорошо ровно одну задачу — не нашел.
Exchan-ge
Вы может более подробно описать свою работу с Teams (начиная с самого начала)?
Например, в виде серии статей здесь.
(с Zoom работали почти все, а вот с Teams — немногие)
anonymous Автор
А что Вас конкретно интересует? Скрипты автоматизации, основные проблемы с которыми сталкивались пользователи и тех поддержка или разложить прям весь процесс внедрения по этапам. Могу ещё рассказать, как мы автоматизировали заключение электронных договоров для дополнительного образования или про дистанционную приёмную компанию в колледж.
Exchan-ge
Меня интересуют подробности — те самые промежуточные шаги, которые обычно пропускаются при описании.
Начиная с получения доступа к сервисам Teams, процесса организации его использования со стороны администрации, преподавателей и обучаемых, применения для конкретных задач (видеоконференция, обмен файлами и проч) и т.д., включая организацию контроля за действиями обучаемых («списывание» и подглядывание)
В принципе, все это должно было быть описано самой МС, но я пока такого у них не вижу.
anonymous
Teams, кстати, уже научился в размытие и виртуальные фоны на всех устройствах (до этого только на тех, которые поддерживают AVX2 инструкции). И отображение больше 4 видео тоже прикрутили.
imengineer-org
Я для школы запустил BigBlueButton на арендованом сервере.
Интегрирован с Moodle. Авторизвация через Moodle, а там, в свою очередь, через AD.
На сиротском VDS за 30 Евро уверенно держались до 100 видеопотоков.
Платил только за хостинг.
darksimpson
Всецело двачую. Поступил так же. Почему про BBB все забыли? А он ведь и очень функциональный, и опенсурсный, и масштабируется при желании. Да и LMS для него не нужна, можно использовать "штатный" фронтенд.
Я кстати также поступил для удаленной работы сотрудников и, избежав всех этих вездесущих стенаний, поднял Apache Guacamole. Очень удобно, круто и железобетонно стабильно. Все сидят дома из браузеров и не жужжат. Не тоебует никакой настройки или возьни на стороне клиентов. Работают люди в т.ч. со всякого старья на дачах под WinXP, с маков, с планшетов/ipad-ов и т.д. Разгрузил этим самым свой ИТ отдел очень конкретно...
imengineer-org
Ваш опыт очень интересен! А что на стороне офиса? Каждый на своё рабочее место заходит или есть какой-то десктоп на серваке?
Как авторизацию делали? С ключами или только по логину и паролю?
darksimpson
На стороне офиса есть терминальный сервер с 1Ц и всякими консультантами, есть несколько виртуалок с госсистемами и випнетами, ну и рабочие места — те станции, за которыми сидят люди. На это все они и лазают удаленно, взависимости от разграничения прав. Плюс я еще лазаю на серваки через SSH, который в гуакамоле тоже очень хорошо работает.
Авторизация в самом гуакамоле просто через логин-пароль. LDAP решил не делать из расчета, что пусть будет хоть какой-то "второй фактор" (пусть и не настоящий): сначала юзеры авторизуются в гуакамоле по логину-паролю, потом уже на удаленной машине в графическом режиме в своей учетке доменной, "как вживую". Пытался в гуакамоле сделать дополнительно TOTP, оно работает хорошо, но юзеры уже начинают плакать и не могут сами справиться с настройкой второго фактора: тетенькам за 50 лет это уже тяжело.
aleksandros
Дополню про Гугл-класс. Оказался очень неудобен тем, что на один курс нельзя записать несколько групп (как в Moodle, к примеру). Также нельзя курсы разбивать на категории и как-то группировать. Поэтому даже в небольшом ОУ на странице админа будет сотни 3-4 предметов и искать нужный придётся через Ctrl-F.