Был обычный
Предыстория – немного о высшей школе
…Ну как немного, практически на шесть лет ровно – в то время, когда я был студентом почти второго курса радиотехнической специальности (да еще и с военным уклоном) одного регионального университета. А под словом почти здесь понимается сдача курсовой по информатике – последний рывок, который отделял меня от успешной сдачи сессии и прекрасно скучных каникул иногороднего студента.
Позади два семестра университетской информатики, на лекциях по которой толком ничего не давалось, кроме пустых мотивационных речей преподавателя: «радиотехникам кодить надо уметь, вас же с руками оторвут потом работодатели!!1!». Но как «постичь дзен» C++, где это пригодится на практике и что мы здесь делаем, никто так и не объяснил. Так что вполне можно считать дядю-лектора инфоцыганом еще до того, как это стало мейнстримом (ведь 2014 год на дворе). Да, несомненно, были и лабораторные работы, проводивший их достаточно умный, хоть и не очень заинтересованный сам (и, как следствие, не заинтересовавший нас) аспирант, но из группы в ~30 человек понимали что-то единицы. Стоило бы, конечно, здесь упомянуть про качество высшего образования в регионах, но это больно, поэтому не будем.
Курсовая в итоге была куплена (написала ее контора на Delphi), преподом, конечно, не принята, и пришлось потратить ночь на написание чего-либо похожего, но уже на плюсах. Тема была достаточно элементарной – десктопное приложение, походящее на «базу данных турагентства». Какая задача (никакая) – такое и решение. Жуткого вида exeшник был представлен — «видно, что делал сам, давай зачетку». И на этом опыт мой программирования все, окончен (здесь должен быть известный мем с полисменом).
Но к пятому курсу пришлось косвенно к нему вернуться. Преподаватели снова завели шарманку о необходимости кодить и даже ставить допбаллы за лабораторные работы с применением навыков программирования. Все также не испытывая особого интереса к кодерству, я подзабил на это дело и per aspera ad astra (сквозь тернии к звездам (лат.)) защищал все без дополнительных плюшек.
Тут и диплом. Группа довольно большая, объединяли нас по три студента с одной темой, и по некоторому стечению обстоятельств я попал в тройку к преподавателю, который любил студентов со знанием (пусть даже и начальным) какого-либо ЯП. Мой друг, разделивший со мной написание диплома в тройке, все-таки решил уйти от своей специальности и уже стажировался на полставки в одной из IT-компаний по разработке ПО для медучреждений (его путь можно прочитать здесь). Ничего толком не понимая в плюсах, я пришелся ко двору по своей специальности, то есть отвечать за радиотехническую сторону вопроса.
К вопросу о молодых специалистах
Диплом на 5, чемодан, вокзал, Москва, и вот я в армии. Три года обязаловки (мой долг государству за обучение), а дальше – кто куда хочет и никто никого не держит. Решив не связывать свою жизнь окончательно с небом в сапогах, я начал искать пути отхода.
Вот и подходим мы к настоящему времени.
Куда идти инженеру-радиотехнику (или что нам выдает поиск по запросу «инженер-радиотехник» на сайте hh.ru):
- государственные организации – от этого я и бегу;
- военно-промышленный комплекс – так себе вариант, по мне так армия, но на заводе и в занюханном пиджаке, низкая зарплата для столицы, карьерный рост только тогда, когда начальник отдела подавится мацой, сомнительной пользы разработки – плавали и видели на студенческой практике, знаем;
- операторы сотовой связи – внятных вакансий и нормальных отзывов от сотрудников я не нашел, плюс нужен свой авто, присутствует ненормированный график, да и вообще, когда монтажников нет, будь добр сам на БС залезай – не совсем то, чем бы хотелось заниматься;
- малый процент серьезных (на первый взгляд) частных радиотехнических фирм/контор/компаний/КБ – зарплата хорошая, но огромный багаж знаний должен иметь место, и новичков они к себе не берут.
Ну и, опять же, по всем этим направлениям мы упираемся в пресловутый ОПЫТ, которого вчерашнему выпускнику, да еще и из регионального вуза взять неоткуда. Также присутствуют специфические требования и факторы: «предпочтительно образование МФТИ/МГТУ», прошлое в силовых структурах, доскональное знание некоторых ГОСТов, странного специального ПО, знание ПЛИС – уровень Бог, достаточно низкие для Москвы зарплаты, где-то вахтовый(!) метод работы и список можно множить дальше.
Ведущему(!) инженеру с таким окладом в Москве придется
подрабатывать ведущим свадеб и корпоративов
Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, не капризничаю по поводу недостаточной зарплаты на этих вакансиях – такой молодой, а уже 100к в месяц подавай, нет. За державу обидно, что уходят в никуда инженеры-радисты, которые пачками выпускаются из вузов и нигде кроме армии они не нужны, что в помине не существует программ стажировок, как и не существует крупных концернов, готовых брать молодых специалистов.
Большинство выпускников региональных политехов идут абсолютно не по специальности: радиотехники, конструкторы РЭА, энергетики, специалисты по ИБ, инженеры по ТБ – кто в бизнес, кто в армию, кто доставщиком пиццы, кто продавцом, кто таксистом, кто за копейки (и опыт) в мелкие фирмы (пока родители помогают финансово), ибо спроса на молодежь нет. Тем самым обесцениваются дипломы данных направлений, и мы получаем таких же бесконечных юристов/менеджеров/экономистов.
Конечно, жизнь – борьба, и кто ищет, тот всегда найдет, но в темпе современной жизни большого города тратить от полугода только на собеседования в сомнительные организации парню или девушке, которые полагаются только на себя, времени, конечно, нет. Да и потом вряд ли получится чего-либо добиться – карьерный рост указанные выше направления почти не предполагают.
Не обладая скиллом мамкиного бизнесмена, не будучи адептом сетевого маркетинга, а также не готовым всю жизнь работать в такси или доставке, я принял решение попробовать свои силы в IT.
Когда пытаешься войти в IT
Начало конца
Поддавшись на уговоры своей девушки, работающей в IT, намеки друга-программиста, а также располагая кучей свободного времени на самоизоляции, два месяца назад я все-таки решил начать подходить к вопросу предметно и посетил онлайн-интенсив Нетологии с многообещающим названием «Как стать программистом». Меня ждали три двухчасовые лекции за три вечера. На них достаточно подробно и с фидбеком в режиме реального времени объяснялось, что такое IT, какие существуют направления, ЯП, как в этом разобраться, что выбрать, с чего начать и что ждет в итоге.
На каждом из занятий разные спикеры рассказывали про свои направления работы
Как мне показалось, Swift – достаточно своеобразное и не очень распространенное направление для начинающего, хотя техника эпла имеется, да и зарплата по рынку вроде неплохая, но гнаться за
Плюсы и шарп для меня ненавистны еще с самого универа, тестирование вроде тоже не совсем мое. Для Data science у меня далеко не совершенные знания математики. Да, пять семестров вышмата в университете не прошли даром, но снова погружаться в дисперсию, СКО, брать производные и тем более связывать с этим карьеру не очень хотелось.
JS я решил оставить на второй этап своей карьеры, дабы приблизиться к фулстек. Программирование под Android меня тоже не очень воодушевляет, поэтому решил я остановиться на Python. Объяснение выбора может и получилось достаточно скомканным, но интенсив этот я смотрел с априорной уверенностью в том, что после него пойду постигать именно язык великого и могучего Гвидо Ван Россума.
Огромное количество статей про идеальный выбор пайтона как первого языка уже написано: про то, что погружение в программирование надо начинать именно с него, про понятный и лаконичный синтаксис, про Google, YouTube и Instagram, чуть ли не переписанные полностью на нем и в общем про то, что Бог создавал Землю семь дней, а на восьмой написал print(‘Hello world!’) именно на питоне. Поэтому останавливаться на плюсах и минусах данного языка я не буду.
А что потом?
Будучи любителем планировать все наперед, еще на этапе выбора языка я стал размышлять, а кому я такой буду нужен. Ответ достаточно опрометчивый, но простой – IT-стажировки. Да, это не полноценная работа, но помимо прокачки своих скилов, ты получаешь возможность работать в команде с уже сформировавшимися специалистами, перенимать опыт и (отнюдь не призрачный) шанс на оффер.
Про стажировки тоже рассказывать много нет смысла, статей об этом достаточно, подробно прочитать можно в соответствующем разделе на сайтах предпочтительных вам компаний. Да и рассказать мне самому об этом пока нечего. Остается только надеяться и верить (кек)
Достаточно неплохая короткая статья про то, как начать в IT — конечно, не без рекламы Яндекс.Практикума, о первых впечатлениях от которого я попробую рассказать в следующем материале.
Ну, а пока до конца моего нынешнего контракта осталось два года, и помимо основной работы у меня есть немного времени (в основном по вечерам) учиться, пробовать и искать, к чему я, собственно, и приступил почти два месяца назад.
На Хабре я хочу писать обо всех этапах своего пути до джуна с нуля (не только о том, какой я умница, но и о неудачах, ошибках, опрометчивых поступках, лени и где-то недостатке знаний – скорее всего, этого по началу будет и больше) и получать обратную связь от хабросообщества, которая, рассчитываю, будет ценной.
P.S.
Возможно, именно эта статья мало кому будет полезна, а возможно, она даст толчок кому-то не очень решительному. Не претендую на звание мотиватора, но я задумал изменить свою жизнь к лучшему и надеюсь, что мне это удастся.
P.P.S.
Буду рад вашим комментариям и советам, как новичку самостоятельно пуститься в плавание по миру IT. Пока не могу вступить в полемику предметно и на равных, но за этим я и здесь – чтобы учиться.
radonit
Ну дак зачем 5 лет сидеть на попе ровно? Хотите опыт, идите с 3 курса работать по профилю, пусть за копейки, но всё же, собственно изнутри и работу получить куда как проще чем на вакансии отзываться, более того и оклады будут совсем другие, а не как hh предлагает. Да и требования куда как адекватней, т.к. вы не проходите через сито кадровиков а непосредственно со специалистами общаетесь, да и из одной организации в другую минуя кадровый отсев так же проще перейти.
Karlson_rwa
А это очередной студент-нытик, которого не научили в институте. Потому и сидел на попе ровно. К сожалению, очень многие считают, что если они поступили в ВУЗ, то их должны, нет, просто обязаны научить и потом куда-нибудь обязательно взять за красивые глаза сразу на 100к. Нуачо? Учился же. Даже вон курсовую покупал.
Да, мой комментарий сочится ядом. Потому что сколько ни читаю таких статей — везде одно и то же. Человек почему-то априори считает, что его должны научить. А сам к этому прикладывать какие-то усилия не хочет. Я искренне не понимаю, откуда у людей такая наивность.
richman5
Где сказано, что не научили? Нытье, что по этой специальности нормальных вакансий нет — так это трезвый и правильный взгляд на вещи. И выводы правильные сделаны — уйти в
ITпитонисты, а там «смежники» востребованы.Karlson_rwa
А что мешало зайти тогда на hh, superjob и что там было в 12 году и посмотреть, кому сколько платят? Этому в школе не научили?
Neikist
Ну кстати с профориентацией в регионах и правда беда. Например я когда свою школу в деревне заканчивал вообще не представлял что на рынке востребовано. Выяснить мне тогда тоже было неоткуда (2009 год, пк с интернетом у меня не было). Потому пошел на экономиста. При том что очень неплохо в школе разбирался в математике, геометрии, физике и еще нескольких предметах. В т.ч. в информатике. Понятно что быть одним из лучших по этим предметам в деревне не то что в городе, но знал бы тогда то что узнал когда появился доступ к компьютеру и интернету (на втором курсе вуза) — пошел бы на программную инженерию или математику.
Karlson_rwa
Я вам так скажу. Меня в Москве в 2004 году никто не ориентировал. Учителя только изредка спрашивали, мол, куда поступать будешь. Так что школа тут, наверное, конечно, должна что-то там такое делать, но, по факту, как и в любых сферах жизни в нашей стране — сам не почешешься, никто не почешет за тебя.
Neikist
Даже спорить не буду, в том что выбрал неверную специальность виню только себя. Хотя конечно сравнивать деревню почти без доступа к информации и Москву не очень релевантно)
Потом то я очухался когда появился первый компьютер и немного прокачал базовую компьютерную грамотность вроде установки винды и линукса, написания хелло ворлдов и т.п., но впрочем даже тогда карьеру программиста на полном серьезе не очень рассматривал. Областной центр наш на ИТ компании не богат. Мне банально повезло что попал в хороший 1с франч где занимались достаточно серьезными и крупными проектами, что позволило наработать навыки программирования на достаточный уровень чтобы перейти в другую сферу.
Но тем не менее действительно достаточно много людей могли иметь способности и интерес к программированию, но по глупым причинам пойти учиться не туда где лучше всего раскрылись бы.
centroid
Вы — молодец!
Те кто не подумал наперед — не молодцы!
Еще есть популярное выражение — кем ты хочешь быть/что нравится — то и делай, стремись к этому
Bokhan
Сложно быть тем, кем ты хочешь быть, когда ничего не видел в жизни. Собственно, я тоже примерно на втором курсе вообще начал узнавать, что в мире «взрослой работы» есть и что из этого мне нравится. До этого даже вопрос толком сформулировать не мог, чтобы его задать.
Проблема кругозора совершенно точно существует и кажется, что в регионах эта проблема злее, чем в столицах
senglory
Ну вообще-то HH.RU существует года так с 2005го, и он не телега, чтобы его банили за пределами Москвы.
Neikist
Ну для того чтобы на него зайти нужен был компьютер и интернет) Доступ к коим у меня только году в 2011 появился. Впрочем в ближайшем к нашей деревне городе тогда хорошо если пара вакансий была. Вообще в нашей деревне компьютер с интернетом был каким то диковинным зверем. Только у нескольких взрослых был и в школе. Но в школе ими запрещали пользоваться, чтобы не сломали)
richman5
anonymous Автор
Сожалею, что вы не поняли посыл моей статьи: попытка самостоятельно перейти из одной специальность в другую. То, что было в универе, не соответствует тому, что хочу осваивать сейчас.
Считаю, что учить в университете должны, да: в моем понимании «учить» – объяснить/разъяснить, получить базовое представление, чтобы дальше развиваться самому.
Наивности абсолютно нет, ведь именно здесь я и пишу, что хочу и готов учиться в данном направлении сам, что = «прикладывать какие-то усилия».
Хорошо, что у вас получилось всего добиться самостоятельно. Я хочу сделать то же самое, сменой профессии — о чем, собственно, и этот (пусть достаточно эмоциональный) материал.
richman5
radonit
Ну ВУЗ же для кого-то готовит специалистов, опять же практику они где-то проходят, обычно ВУЗы под местные предприятия и создавались, соответственно туда и идти
anonymous Автор
В советские времена, возможно, так и было. Сейчас там им не рады. Премию отделу делить на меньшее количество сотрудников, несомненно, выгоднее. А задачи стажера может выполнить каждый
radonit
Ну на практиках то да, а если на пол ставки то обычно берут с удовольствием, по крайней мере много где так. Премии обычно полставочникам студентам и не платят, а ФОТ всё равно на других не перевести.
anonymous Автор
Специфика моего обучения предусматривала дальнейшее взаимодействие с армией, по профилю работать/подрабатывать не получится. Сейчас, конечно, у меня нет завышенных требований и ожиданий – я готов начинать со стажировок, чтобы набраться опыта. Собственно, и планирую идти таким путем
radonit
Не очень понял что вы имеете ввиду «Специфика моего обучения предусматривала дальнейшее взаимодействие с армией» военную кафедру? Если да, то она не мешает этому, на своём опыте говорю, а если нет, то что означает?
Neikist
Подозреваю разработку каких нибудь радиолокационных станций, или еще какой околовоенной электроники.
radonit
Ну и что? Почему это означает что по профилю подрабатывать не получится? Курса до 4 всё равно нет узких дисциплин и можно идти на любое радиоэлектронное предприятие (профиль в широком смысле — радиоэлектроника).
anonymous Автор
А означает оно то, что на данный момент (и ещё пару лет) я отдаю свой долг государству в армии, о чем в статье написано достаточно
radonit
Т.е. это УВЦ? Но веть это ж добровольно, за определённые плюшки, типа стипендии повышенной и пониженного проходного бала, при том у нас кто на УВЦ учился умудрялись ещё и подрабатывать на пол ставки, опять же проблем почему на пол или 0,25 ставки не пойти не вижу.
Конечно если это военное училище, тогда да, тут вопросов нет.
msububble
Смысл тогда идти в вуз и тратить драгоценное время молодости, если ты из него сбегаешь с 3 курса учиться тому, что реально понадобится на работе? Вопрос риторический, конечно, не конкретно к вам. Советский конвейер «вуз-работа по распределению», где 5-6 лет специалитета имели простое и понятное значение, был развален. Взамен рынок лет 20 ничего предложить не мог, рынок выдумал ценность наличия диплома о ВО как критерий общей способности решения задач, которые подкидывает жизнь\работодатель, а то, что они никакого отношения к специальности не имеют, почти никого не волновало. Нынешние варианты курсов видятся мне хоть какими-то «зайчатками» обучения, которое оправдает будущем каждый вложенный в него час (здесь не говорю даже про деньги, курсы бывают и бесплатные). Остается, однако, и много специальностей, где не помешало бы фундаментальное образование, те самые пресловутые «дисперсии, СКО и производные» и далее, более сложный математический\естественно-научный\гуманитарный аппарат. Как выбрать между фундаментальным образованием и набором курсов? Не помешала бы реальная система профориентации для школьников.
Создавать мы ее, конечно, не будем.radonit
Не не не, не сбегаешь, а работаешь параллельно обучению, это важно!!! У нас с обучением техническим проблема, мало практики, а работа как раз и даст понятие о практике, а теорию ВУз даст.
Собственно в двухуровневой системе образования смысл есть бакалавриат+магистры смысл есть, весь матан и физика бакалавры, спецдисциплины магистры, собственно после бакалавриата можешь идти работать, теория уже есть, а практики на предприятиях добрать, поэтому бакалавр — фундаментальное а магистр что-то типа набора курсов.
Курсы это хорошо, но они сами зачастую на чём то должны стоять (хотя и не все)
Профориентация школьников это конечно хорошо и нужно, но лично я не знаю как это сделать, плюс у нас сильно влияют родители
msububble
В годы моего обучения гибких рабочих графиков было мало, так что работа, как правило, равна пропуску занятий, если называть вещи своими именами. Под занятиями подразумевается все, что есть, кроме непосредственно производственной практики, которая официальна. Эти пропуски — суть медаль с двумя сторонами. Если ты без этих занятий уже работаешь, зачем тебе эти занятия? Не так уж и нужны. С другой стороны, большая часть тех, кто работает с третьего курса, занятия не посещает, а через сессии как-то переваливается. Недочеты, дыры в системе образования. Цена твоего диплома тогда, что за ним стоит? На выходе имеем диплом, который надо пополам делить, если не втрое. Выпускники, работающие не по специальности, в половине случаев. Трудно сказать, что это плохо, решает рынок на данный момент.
Магистратура — типа набора курсов. Думаю, не везде, хотя это официальный способ получить дополнительную смежную специальность. Зачастую магистратура суть написание первой серьезной научной работы, если в бакалавриате не успел.
Да, в моем понимании, хороший курс должен снабжаться списком требований к уже имеющимся знаниям, обозначением порога вхождения.
Профориентация — да, у меня тоже идей нет. А проблема «родители поступили, потом пришлось получать другое образование ночью после работы и платно» актуальна.
radonit
Работа же на пол ставки, т.е. утром учеба после обеда работа, хотя конечно какую-то часть занятий и приходится пропускать.
У нас довольно много хлама в образовательной программе, типа менеджмента, экономики, философии социологии и пр.
Не посещает часть занятий, причём небольшую, я например с 3 курса на пол ставки работал, практически не пропуская занятий.
Это уж точно не от недостатков диплома, тут совсем другая причина.
В России сейчас во всех вузах разное понимание, некоторые тупо специалитет пополам побили и всё, первые курсы стали бакалавриатом, последние специалитетом.
Чтоб написать серьёзную научную работу нужны эксперименты, практика, работа с мат.частью, а с этим у вузов плохо зачастую, расходники вообще не закупаются.
Ну не везде и не всегда, но если говорить о инженерах-механиках он за 5 лет должен хоть что-то спроектировать и довести до железа, у нас же сейчас по диплому то инженер, а по факту ни разу ничего не проектировал и имеет крайне смутные представления о производстве и всём что с этим связано, потому работа по специальности параллельно с учёбой сильно в этом помогает.
Ну и ещё один плюс, пожалуй основной, это опыт, когда требуют 2-3 года стажа по специальности для устройства на работа (можете по hh посмотреть процентов 90 таких вакансий), то у выпускника этого опыта нет и как бы не улучшалась система образования, опыта она не прибавит, а вот если вы параллельно работали, то на выходе у вас уже есть опыт, как раз эти 2-3 года.
msububble
В общем и целом, современный успешный разработчик обрисован рынком как фокусирующийся на работе и имеющий диплом как необходимое, но далеко не достаточное условие его успешности. А все строчки во вкладыше, которые соответствовали парам после обеда (а их бывает немало, у меня было до 30%, 4 года из 5), заполнены благодаря soft skills (упросил принять зачет\экзамен, сдал какую-то работу в обмен на услугу вроде написания ПО для кафедры и такое прочее). Конечно, soft skills сейчас — навык монетизируемый чуть ли не лучше hard skills, опять же, таков рынок. Может быть, во время и после пандемии современные гибкие графики и удаленка как-то спасут дело.
Гуманитарные предметы в инженерной\технической\математической специальности призваны сформировать у выпускника многоплановое мировоззрение, определенный менталитет, а не быть хламом. Но рынком это никак не оценивается, да.
Должна признать, все время забываю, что инженерам в электронике нужны компоненты и материалы для работы, не только голова и компьютер. Как сейчас с производственными практиками? По задумке, именно они должны давать опыт применения знаний в реальном производстве, а не сторонний работодатель, у которого свои интересы (чтобы работник работал побольше, перешел с полставки на полную).