Originate можно перевести с английского как «давать начало». Возможности команды весьма широки и не все очевидны. Originate, среди разработчиков CTI приложений — это одна из наиболее популярных команд AMI. Чаще ее используют для инициации исходящих вызовов и организации обратных звонков. В рамках данной статьи мы рассмотрим расширенные возможности.

Пример настройки AMI и подключения по telnet
Настроим учетную запись в файле /etc/asterisk/manager.conf:

[general]
enabled = yes
port = 5038
bindaddr = 0.0.0.0

[1cami] ;
secret=PASSWORD1cami
deny=0.0.0.0/0.0.0.0
permit=0.0.0.0/0.0.0.0
; Достаточно ограниченного набора прав. 
read=call
write=originate

Далее необходимо в CLI консоли Asterisk выполнить команду:

module reload manager

Для подключения будем использовать средства telnet:

~ # telnet 127.0.0.1 5038
Asterisk Call Manager/1.2

Как только появится приглашение “Asterisk Call Manager”, можно вводить команды. Первой командой должна быть авторизация.

Action: Login
Username: 1cami
Secret: PASSWORD1cami

Завершением ввода команды служит пустая строка. В случае успеха, получаем ответ:

Response: Success
Message: Authentication accepted


Базовый пример Originate


Описание параметров команды AMI
  • Channel — Имя канала. Формат type/identifier. Type — тип канала, в зависимости от используемого драйвера SIP / IAX2 / DAHDI
  • Context — Имя контекста для совершения вызова. Следует использовать совместно с параметрами Exten и Priority
  • Exten — номер телефона, определенный в контексте «Context»
  • Priority — Приоритет, позиция в Context, с которой начнеться обработка вызова
  • Timeout — Таймаут в милисекундах. Если инициатор исходящего звонка не ответил, вызов будет завершен
  • CallerID — значение callerid для исходящего звонка. Формат «ИмяСотрудника <НомерТелефона>»
  • Variable — установка переменных для порожденных Originate каналов
  • Account — Значение поля accauntcode для исходящих вызовов
  • Application — команда dialplan, которая будет выолнена, используется совместно с параметром «Data»
  • Async — признак асинхронного выполнения команды. Если установлен в значение «1», результат будет возвращен в пакете типа «Event» с именем «OriginateResponse»Data — Параметры команды dialplan
  • ActionID — идентификатор запроса, полезно использовать при несколькоих одновренменных асинхронных запросах. Позволяет сопоставить результат с исходных запросом


Коды ответа «Event» с именем «OriginateResponse»
  • 0 = Номер не найден в Context
  • 1 = Нет ответа (no answer)
  • 4 = Успешное выполнение (answered)
  • 8 = Перегрузка или абонент не доступен (congested or not available)


Рассмотрим инициацию вызова с SIP канала 104 на номер 74952293042 в контексте from-internal:

Action: Originate
Channel: SIP/104
Context: from-internal
Exten: 74952293042
Priority: 1
Callerid: 104
Variable: SIPADDHEADER="Call-Info:\;answer-after=0"

В результате этой команды, зазвонит внутренний телефон, связанный с каналом SIP/104. После поднятия трубки, вызов пойдет на номер 74952293042 в контекст from-internal, приоритет 1.

В некоторых случаях удобно совмещать исходящий вызов с intercom, для этого следует задействовать параметр Variable.
Для Cisco, Linksys, Yealink и некоторых программных телефонов, подойдет установка переменной “SIPADDHEADER” в значение: "Call-Info:\;answer-after=0"

Допустим, на рабочем месте используется телефон Linksys. В результате Originate, сработает автоматический ответ на вызов, на телефоне, связанном с каналом SIP/104.

Перехват вызова


Все слышали о функции перехвата вызова, поступившего на соседний телефонный аппарат.
Обычно функция реализуется “старкодом” *8.

Для реализации перехвата, в dialplan можно задействовать приложение PickUp или PickupChan, сети довольно много примеров использования.

Как организовать эту функцию средствами AMI?


Для захвата вызова можно воспользоваться командой Originate. У нее есть два интересных параметра:
  • Application — приложение, которое должно быть запущено
  • Data — данные приложения

Опишем пример перехвата вызова, поступившего на sip аккаунт 104:

Action: Originate
Channel: SIP/104
Application: PickupChan
Data: SIP/104-0000003c
Priority: 1
Callerid: 104
Variable: SIPADDHEADER="Call-Info:\;answer-after=0"

Особенность этого Originate — нет необходимости описывать параметр «context».

Но появляется потребоность отслеживать каналы, которые мы можем перехватить. В данном примере канал описан как «SIP/104-0000003b».

Отслеживать появление новых каналов возможно в event "Newstate", где "ChannelState" установлено в значение «5» (Ringing). Ниже пример event:

Event: Newstate
Privilege: call,all
Channel: SIP/104-0000003c
ChannelState: 5
ChannelStateDesc: Ringing
CallerIDNum: 104
CallerIDName: Default Extension
ConnectedLineNum: 104
ConnectedLineName: 
Uniqueid: askozia-1438348824.146

Как только поступит event "Newstate", где "ChannelState" установлено в значение «6» (Up) — на вызов уже ответили:

Event: Newstate
Privilege: call,all
Channel: SIP/104-0000003c
ChannelState: 6
ChannelStateDesc: Up
CallerIDNum: 104
CallerIDName: Default Extension
ConnectedLineNum: 104
ConnectedLineName: 
Uniqueid: askozia-1438348824.146

Внимательный читатель заметит в примере некоторую несуразицу:

Action: Originate
Channel: SIP/104
Application: PickupChan
Data: SIP/104-0000003b

Ошибки нет. Вызов выполняем с Channel SIP/104, PickupChan выполняем для канала SIP/104-0000003b. То есть для своего же канала.

Прокомментирую на примере


Эту функцию мы запустили в повседневное использование. На моем рабочем месте установлен IP телефон. К телефону подключена гарнитура.
  1. Мне поступает входящий вызов;
  2. Жму кнопку «Ответить на вызов» в нашем CTI приложении;
  3. Выполняется описанный выше пример originate;
  4. Благодаря установленному «SIPADDHEADER» происходит автоответ;
  5. Телефон выполняет исходящий звонок и «пикапит» вызов.

Физически, я не поднимаю трубку телефона. Общаюсь с клиентом по гарнитуре. Руки свободны — профит на лицо.

Прослушать запись разговора


В некоторых случаях удобно прослушать запись разговора с телефонного аппарата в виде обратного звонка. На наш номер 104 поступит вызов. При ответе мы услышим запись разговора.

Пример AMI:

Action: Originate
Channel: SIP/104
Application: Playback
Data: /storage/usbdisk1/test_file
Priority: 1
Callerid: Playback
Variable: SIPADDHEADER="Call-Info:\;answer-after=0"

Используется приложение "Playback", в качестве данных передаем полное имя файла без расширения "/storage/usbdisk1/test_file".

Подслушать разговор


Для обучения новых сотрудников мы начали использовать необычный подход. Каждый стажер может подслушивать / прослушивать разговоры своего куратора. Благодаря этому, сотрудник быстрее начинает понимать, как построить разговор с клиентом.
В этом случае мы используем приложение "ChanSpy":

Action: Originate
Channel: SIP/104
Application: ChanSpy
Data: SIP/105,qx
Priority: 1
Callerid: Spy-105 <105>
Variable: SIPADDHEADER="Call-Info:\;answer-after=0"

  • q — “тихий режим”, присоединение к разговору не анонсируется в разговор.


Присоединиться к разговору


В некоторых случаях куратору необходимо присоединиться к разговору и “вырулить” ситуацию. В этом случае используем следующий пример:

Action: Originate
Channel: SIP/104
Application: ChanSpy
Data: SIP/105,qBx
Priority: 1
Callerid: Spy-105 <105>
Variable: SIPADDHEADER="Call-Info:\;answer-after=0"


  • B — оба канала могут слышать присоединившегося абонента


Режим суфлера


Куратор может присоединиться к разговору и подсказывать стажеру:

Action: Originate
Channel: SIP/104
Application: ChanSpy
Data: SIP/105,wx
Priority: 1
Callerid: Spy-105 <105>
Variable: SIPADDHEADER="Call-Info:\;answer-after=0"


  • w — режим шепота, присоединившегося абонента будет слышать только канал, за которым «шпионим»


Заключение


Описанные команды отлично вписываются в CTI приложения и значительно могут улучшить удобство работы и эффективность сотрудников.

При разработке я рекомендую обратить внимание на проекты PAMI, NAMI и Shift8.

Надеюсь эта статья поможет в понимании работы команды originate, что позволит сделать ваши CTI приложения более функциональными.

Комментарии (11)


  1. nooze
    29.08.2015 14:04

    хорошая статья, пришлось как раз все это постигать по кусочкам месяца два назад для нового проекта ) жаль тогда этого матерала не было
    хороший проект PAMI (php ami) хотя очень скудная документация (можно сказать её нет) но пользоваться все равно удобно


    1. boffart
      30.08.2015 14:36

      Спасибо. PAMI мне понравился, прост в использовании, заслуживает внимания. Документации не много, согласен.


    1. AlexGx
      30.08.2015 22:58

      У PAMI скудная документация, но это компенсируется большим кол-вом примеров и официальной докой астера. А вообще какие то простые вещи можно реализовать через fsock.


      1. nooze
        31.08.2015 14:23

        Через fsock можно, но у PAMI мне понравился обширный вывод DEBUG информации, столько всего я через fsock вытащить в читабельном виде не смог, это сильно помогло в поиске проблемы когда originate не проходил


  1. Nokin
    10.09.2015 12:00

    Спасибо, Алексей. Вы пишите хорошо и интересно. Я в свое время делал проект с использованием AMI. На тот момент не смог реализовать функцию hold (постановка на удержание). Не знаете, можно ли это реализовать на ami сейчас?


    1. boffart
      16.09.2015 17:41

      Спасибо за отзыв. Я в нашем проекте воспользовался парковкой вызова.
      Кратко алгоритм и пример:

      Action: Park
      Channel: SIP/104-000001ce
      Parkinglot:
      Timeout: 30000
      


      При этом, "Parkinglot" не указывать. Вызов будет помещен на свободный слот.
      "Timeout" — через указанное время вызов вернется обратно.
      Далее анализировать event:
      • "ParkedCall" — тут можем понять на какой слот попал наш клиент.
      • "UnParkedCall" и "ParkedCallGiveUp" — event оповещяет о завершении парковки.

      Снять с такого «удержания» возможно позвонив на слот парковки, простой "originate".


  1. simplit
    23.09.2015 15:56

    Многие примеры, которые вы привели, работать не будут, из-за лишнего параметра Priority
    Параметр Priority используется только вместе с Context, Exten

    Команда Originate ответит вам «extension not found»

    текст примера
    Action: Originate
    Channel: SIP/104
    Application: PickupChan
    Data: SIP/104-0000003c
    Priority: 1
    Callerid: 104
    Variable: SIPADDHEADER=«Call-Info:\;answer-after=0»


    1. boffart
      24.09.2015 09:53

      Прошу описать детали, на какой версии Asterisk проявляется? Есть ли ссылка на более подробную документацию. Не сталкивался с описанной ситуацией.

      Все примеры из текущей статьи тестировалась на Asterisk 10.9.0.
      Кроме того, используются в реальном проекте.
      Версии Asterisk — начиная с 1.8 и заканчивая 13.
      На некоторых АТС было замечено поведение — если не указан "Priority", то originate завершается с ошибкой.


      1. simplit
        24.09.2015 15:58

        Документация есть на официальном Wiki
        Вот цитата:

        Priority — Priority to use (requires Exten and Context)


        Насколько я помню, так было всегда — еще с версии 1.4 и вряд ли это изменится.
        Упрощенно, Priority — это номер строки в описании экстена. А сам экстен не располагается в вакууме — ему нужен контекст. Примере ниже 1,2,4 — это и есть Priority
        Пример с Asterisk-Wiki
        Within each extension, there must be one or more priorities. A priority is simply a sequence number. The first priority on an extension is executed first. When it finishes, the second priority is executed, and so forth.

        exten => 6123,1,do something
        exten => 6123,2,do something else
        exten => 6123,4,do something different


        1. simplit
          24.09.2015 16:06
          +1

          Забыл добавить к предыдущему посту, что сама статья — хорошая, важная и нужная. Спасибо за статью


        1. boffart
          24.09.2015 16:43

          Спасибо за комментарий. Обязательно перепроверим.

          Priority — Priority to use (requires Exten and Context)

          Да, с этим знаком, доку читал.
          Я на текущий момент не могу привести точный пример, но был случай с одной из станций, где без этого параметра не работала команда.
          Подумайте, какой смысл в Priority, если нет ни экстена, ни контекста

          От части согласен с Вами, но в моем понимании свойство просто игнорируется если не назначены "Exten" и "Context".

          у вас же не совсем Астериск, у вас его форк — Аскозия

          Помимо Askozia наше работает и с прочими атс:
          • MyPBX U серии (там кстати Asterisk 1.6 версии), это особый случай, не все примеры описанные выше применимы.
          • АТС на базе Asterisk с 1.8 по 13 версии