Подготовка специалистов по новой профессии началась в 2019–2020 году. В интернете можно найти информацию о наборе слушателей (курсы очень разные и по количеству часов, и по стоимости; есть и бесплатные — для студентов и школьников), но пока неизвестно, каковы перспективы трудоустройства. Хотя российские СМИ неоднократно писали о том, что цифровой куратор — перспективная профессия и такие специалисты будут востребованы, в сентябре 2020 года вакансий для них на электронных досках объявлений пока не обнаружено.
Тем пенсионерам, у кого есть дети и внуки, конечно, живётся легче: им помогут настроить смартфон или совершить онлайн-платёж. Вы можете пойти дальше и, не дожидаясь появления специально обученных людей, самим выступить цифровыми кураторами и научить ваших родителей, бабушек и дедушек пользоваться современными технологиями.
Почему мы об этом пишем? Одна из тем, которую мы регулярно поднимаем и изучаем в Центре подготовки РЦТ, — это тема доступности технологий и этичной разработки цифровых государственных услуг. Таких услуг, которые будут доступны всем получателям, а не только технически грамотным, с хорошим зрением и знанием канцелярита.
Немного о профстандарте
Председатель Российского общества «Знание», зампред Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина выделяет два уровня подготовки цифровых кураторов. Базовый смогут освоить старшеклассники, более высокий будет доступен студентам, аспирантам и тем людям, кто выберет это занятие в качестве второй профессии. Задача таких специалистов — помогать людям в использовании цифровых сервисов.
Что должен знать и уметь цифровой куратор в России
Из профстандарта следует, что цифровой куратор должен «работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя», а также:
- знать правила делового этикета и переписки, грамотно оформлять документацию;
- уметь обращаться с поисковыми системами, отбирать и структурировать информацию;
- владеть основными программами для ведения баз данных;
- вести диалог, учитывая возрастные и индивидуальные особенности собеседника;
- организовывать консультирование граждан с ограниченными возможностями здоровья с привлечением специалистов;
- отбирать и применять инструменты обеспечения информационной безопасности.
Необходимые знания:
- Виды и основные пользовательские характеристики мобильных устройств.
- Основные функции операционных и файловых систем; программы, входящие в пакет типовых приложений операционной системы.
- Браузеры и программы электронной почты, основные онлайн-сервисы по оказанию электронных услуг, порталы государственных и муниципальных услуг.
- Методы обработки информации.
- Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, принципы построения и функционирования баз данных.
- Основы законодательства РФ в области персональных данных и интеллектуальной собственности, а также правила использования информационных материалов.
Цифровой куратор на практике — помощник для пенсионеров
Пока неясно, когда российские пенсионеры начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, но очевидно, что такая помощь им очень нужна.
В 2020 году во время пандемии COVID-2019 особенно остро встал вопрос о прикладных навыках. Люди, которые могут самостоятельно решить свои проблемы с помощью интернета — умеют связываться с близкими по Skype, заказывать еду, развлекаться и обучаться, — оказались в выигрышном положении. Но выяснилось, что в России очень много людей, у которых нет компьютера и смартфона (или один компьютер на семью). Кроме того, многие пенсионеры, являясь владельцами банковских карт, понятия не имеют ни о банкинге, ни о покупках в интернете и до сих пор по старинке получают пенсию наличными.
Этой весной, когда наличные у российских пенсионеров закончились, они привычно двинулись в сторону отделения банка, порой даже мимо банкомата — к знакомому и понятному оператору (часть пенсионеров имела выписку по счёту в виде сберкнижки и не пользовалась пластиковыми картами). Но большинство отделений были закрыты в связи с пандемией. Через некоторое время банки придумали способ доставлять наличные пожилым людям с помощью курьера, которого можно вызвать по телефону, но всё же история про аналоговых пенсионеров в цифровом мире — очень грустная.
За рубежом дела обстоят не лучше. В Великобритании исследование «Доступ к наличным деньгам», проведённое по заказу правительства, показало, что 17% взрослого населения (более 8 млн человек) не пользуется банковскими картами.
Базовые цифровые навыки — первое, что необходимо освоить пенсионерам
В мире всё больше пожилых людей, получающих услуги через интернет, но пока ни одна страна не может похвастаться стопроцентной компьютерной грамотностью. Чему в первую очередь нужно научить пожилого человека, входящего в оставшиеся проценты? Ключевое понятие — «базовые цифровые навыки» (basic digital skills), то есть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.
Вот основные навыки, которые помогут пожилому человеку стать чуть более независимым и счастливым:
- госуслуги (основной портал gosuslugi.ru и региональные порталы);
- онлайн-банкинг — карты и личный кабинет;
- онлайн-покупки, заказ такси;
- мессенджеры и соцсети;
- поиск информации и развлекательного контента;
- основы цифровой безопасности, обращение с паролями, способы обезопасить себя от мошенничества.
Топ цифровых навыков пользователей в других странах
В Великобритании существует нацстандарт по базовым цифровым навыкам, свежая версия опубликована в 2019 году.
Начальный пользовательский уровень в Великобритании
- Использование устройств. Пользователь знает, что такое оборудование, программное обеспечение, операционная система и приложение, может найти и установить приложение, применить системные настройки, в том числе для обеспечения доступности.
- Поиск информации. Умение перемещаться по онлайн-контенту с помощью гиперссылок, использование навигации, поиска необходимой информации; использование поисковиков.
- Управление информацией. Открытие, чтение и сохранение информации, работа с файлами и папками для хранения, организации и извлечения информации с использованием локального и удалённого хранилища.
- Выявление и решение технических проблем. Умение распознать, что возникла техническая проблема, простые проблемы — решать самостоятельно, со сложными — обратиться за помощью.
Несколько лет назад Центр изучения пенсионных реформ (ЦИПР) провёл исследование «Иная старость: социальный портрет „продвинутых“ пенсионеров». В описанные специалистами атрибуты «продвинутого» пенсионера попало и использование интернета: покупки, соцсети, банкинг, госуслуги, почта, развлекательный контент.
Топ-3 цифровых навыков пенсионеров, которые продвигает правительство Сингапура:
- оставаться на связи с друзьями и семьёй с помощью интернет-приложений;
- использовать интернет-банкинг и электронные платежи и совершать покупки через интернет;
- читать прессу и электронные книги, слушать аудиокниги.
На время карантина жители Сингапура получили бесплатный онлайн-доступ к основным СМИ. В мае 2020 года по телевидению Сингапура прошло шоу «Учись вместе со мной» — его ведущий и гости-знаменитости делились советами и рассказывали о любимых сервисах и приложениях. Обучающие занятия транслировались и онлайн. Пожилые люди Сингапура также могут связаться по телефону с цифровым волонтёром и задать ему вопросы.
Индивидуальные консультации по основным функциям часто используемых мобильных приложений или настройкам телефона пользователи могут получить на видеоплатформе Microsoft Teams. Покупки в интернете и банкинг для пожилой аудитории активно рекламируют блогеры. Опросы, проведённые в Сингапуре, показывают, что, хотя уровень социальной удовлетворённости у пенсионеров в связи с пандемией снизился, у тех из них, кто пользовался цифровыми технологиями, он оставался более высоким.
В Индии тоже борются с социальной изоляцией пожилых людей с помощью цифровых технологий. Местные благотворительные фонды учат своих пожилых подопечных пользоваться смартфоном, совершать онлайн-транзакции, бронирование, заказывать такси и оплачивать счета с помощью интернета, а также общаться в Сети и искать развлекательный контент.
Главным стимулом к цифровизации становятся социальные связи. 74-летняя жительница Австралии рассказала о том, что к цифровым технологиям её подтолкнула пандемия: книжный клуб, в котором она состоит уже 10 лет, впервые провёл встречу дистанционно. «Мы были вынуждены овладеть технологиями, чтобы сохранить качество жизни», — говорит пенсионерка. Дистанционно объяснить, как работает сервис, не так просто. Очень многие люди столкнулись с этим, занимаясь экстренной цифровизацией своих родителей на карантине. Но если есть мотивация, обучение продвигается быстро.
Австралийские исследователи из Института третьего возраста изучают влияние технологий на социальные связи пожилых людей. Они отмечают, что потребность в общении побуждает пожилых людей повышать цифровую грамотность. Если до пандемии человек был членом кружка или группы, то есть хорошие шансы, что встречи продолжатся в онлайне. «Я знаю 94-летнего мужчину, который уговорил своего 93-летнего приятеля купить старый iPad и научил его каждое утро нажимать на кнопку для видеозвонка», — рассказал один из преподавателей австралийского Университета третьего возраста.
Особенности обучения пожилых людей
При обучении пожилых людей необходимо учитывать их особенности. Это не только возрастные изменения — снижение активности, памяти и когнитивных функций, — но и жизненный опыт. Не стоит недооценивать людей пенсионного возраста, считая их зависимыми и безынициативными, и общаться с ними снисходительно, как с детьми. Возможность устанавливать приоритеты и принимать решения очень важна для пожилых студентов. Не менее важна и поддержка близких.
Мексиканские специалисты по цифровым технологиям рекомендуют учитывать при обучении пожилых людей следующие моменты:
- Знания должны отвечать личным и социальным потребностям человека.
- При групповом обучении важно сотрудничество: командная работа, взаимодействие и поддержка.
- Полученные знания должны способствовать общению: обучение даёт возможность написать родственникам, найти друзей юности, завязать новые связи, записаться к врачу.
- Пожилой человек должен быть главным действующим лицом в собственном обучении. Контент и стиль курса должны разрабатываться с учётом его интересов и ожиданий.
Главным фактором является мотивация. Приступая к обучению, люди старшего возраста должны понимать, какие преимущества — понятные именно для них — дадут им новые знания. Бабушка сможет посмотреть любимый фильм онлайн и прокачать навыки садовода, а дедушка-рыболов узнает о местах с лучшим клёвом и найдёт расписание электричек. Или наоборот. Методики обучения также могут быть разными: кому-то достаточно одного объяснения, кто-то захочет конспектировать, одним удобнее изучать гаджеты по книге, другие предпочитают видеоуроки. Наберитесь терпения, объясняйте проще, будьте готовы к тому, что всё придётся повторить, и не один раз.
В России программы цифрового ликбеза пенсионеров есть во многих регионах, но в связи с пандемией непонятно, когда они возобновятся и как изменятся. Так что, если вы решили стать цифровым куратором для своего родственника, в этом году уже точно пора сделать это!
Полезные ссылки:
- Какие компьютерные курсы выбрать пенсионеру
- «Азбука интернета» — базовый курс компьютерной грамотности от «Ростелекома»
- Канал Андрея Сухова на YouTube «Простым языком о компьютерах»
podde
Ёлки-палки. А ведь я всерьёз начал читать эту статью.
Сайт госуслуг до сих пор остаётся проектом для галочки по многим направлениям. Меня поражает, что там "принимают" твою заявку, а через три дня приходит отбивка, что "всё сделано, заявка закрыта". А ты сидишь дома и офигеваешь, потому что ничего не сделано! Тебе даже время не назначили. Это какой-то низкопробный сюр.
Непроходимый квест по многим направлениям. В котором на протяжении многих лет ничего не меняется.