Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский и я… автор одного из первых фреймворков целиком и полностью написанных на тайпскрипте — $mol. Он по максимуму использует возможности статической типизации. И сегодня речь пойдёт о максимально жёсткой статической фиксации стилей.


Это расшифровка выступления на PiterJS#46. Вы можете либо посмотреть видео запись, либо открыть в интерфейсе проведения презентаций, либо читать как статью...


Подопытное приложение


Разбирать мы будем весьма простое приложение $my_profile, которое состоит из двух панелей: меню и детализация. А каждая панель состоит из двух частей: заголовка и тела.



Генерация классов


Описывается такое приложение крайне простым кодом..


$my_profile $mol_view sub /
    <= Menu $my_panel
    <= Details $my_panel

$my_panel $mol_view sub /
    <= Head $mol_view
    <= Body $mol_scroll

Не буду грузить вас этим птичьим языком. Скажу, лишь, что из него генерируется typescript класс следующего вида..


interface $my_profile extends $mol_view {
    Menu(): $my_panel
    Details(): $my_panel
} )

interface $my_panel extends $mol_view {
    Head(): $mol_view
    Body(): $mol_scroll
} )

Каждый компонент — это некоторый класс, который наследуется от другого компонента. И в нём, для каждого вложенного компонента генерится метод, который возвращает экземпляр соответствующего класа. Такие методы обычно пишутся с большой буквы.


Генерация DOM


Моловский компонент, когда рендерится, генерирует некоторый DOM-элемент. Имя этого элемента по умолчанию совпадает с именем инстанцированного класса компонента, что довольно удобно при обзоре сгенерированного DOM-дерева. При необходимости имя элемента может быть переопределено через свойство dom_name. Кроме того, автоматически генерируется набор атрибутов, предназначенных для подключения стилей. При этом учитывается не только собственное глобальное имя компонента, но и глобальные имена всех его предков, а так же его локальное имя во внешнем компоненте, глобальные имена внешнего компонента и его предков и так далее рекурсивно до корня приложения.


interface $my_profile extends $mol_view {
    Menu(): $my_panel
    Details(): $my_panel
} )

interface $my_panel extends $mol_view {
    Head(): $mol_view
    Body(): $mol_scroll
} )

<mol_view
    mol_view
    my_panel_body
    my_profile_details_body
    >

    <mol_button_major
        mol_view
        mol_button
        mol_button_major
        my_profile_signup
        >

В данном примере мы видим следующие атрибуты:


mol_view — базовый класс для всех моловских компонент, через него можно, например, сделать reset для вообще всех компонент, без риска поломать, не моловские компоненты.
my_panel_body — значит это компонент с локальным именем Body внутри внешнего компонента $my_panel.
my_profile_details_body — значит тот $my_panel имеет локальное имя Details в приложении $my_profile.


Наложение стилей


Таким образом мы получаем исчерпывающий набор атрибутов для стилизации компонент, без традиционного ручного прописывания классов элементам. И как бы глубоко ни располагался элемент специфичность селектора остаётся постоянной, что очень удобно, когда надо переопределять стили.


<mol_view
    mol_view
    my_panel_body
    my_profile_details_body
    >

    <mol_button_major
        mol_view
        mol_button
        mol_button_major
        my_profile_signup
        >

[my_profile_details_body] {
    overflow: 'overlay';
}

[my_profile_details_body] [mol_button] {
    border-radius: .5rem;
}

Но у такого написания CSS есть ряд недостатков. Например, эти длинные селекторы утомительно писать руками. Среда разработки не понимает, что это имена компонент и ничего не подсказывает при наборе. Наконец, тайпскрипт тоже ничего про это соглашение не знает и не может протайпчекать селекторы.


Генерация стилей


Было бы классно описать наши стили прямо в тайпскрипте в простой лаконичной форме и автоматически сгенерировать из этого CSS.


[my_profile_details_body] {
    overflow: 'overlay';
}

[my_profile_details_body] [mol_button] {
    border-radius: .5rem;
}

$mol_style_define( $my_profile , {
    Details: {
        Body: {
            overflow: 'overlay',
            $mol_button: {
                border: {
                    radius: rem(.5),
                },
            },
        },
    },
} )

Тут мы вызываем функцию $mol_style_define, которая генерит StyleSheet. Передаём в неё класс компонента $my_profile и JSON, говорящий, что внутри компонента Details и его внутреннего компонента Body стили такие-то, а для всех вложенных в него кнопок — сякие-то.


CSSOM: проблема с редактированием через DevTools


Генерировать стили можно двумя способами: либо через CSSOM, либо через генерацию портянки CSS и подклеивания его через элемент style. Если использовать первый подход, то в Chrome Dev Tools такие стили становятся не редактируемыми, что очень не удобно при разработке. Поэтому приходится использовать второй подход.



Сверху на скриншоте вы видите стили, сгенеренные библиотекой aphrodite, а снизу — обычный CSS. Кстати, обратите внимание на порнографию в качестве селектора и сравните с теми именами, что генерит $mol_view.


Генерация CSS — довольно простая операция. У меня это заняло 3КБ кода. Так что не будем особо на этом останавливаться и перейдём к типизации..


CSSStyleDeclaration: слабая типизация


В идеальном мире мы бы взяли стандартный тип CSSStyleDeclaration, поставляемый вместе с тайпскриптом. Это просто словарь из 500 свойств, типизированных как string.


type CSSStyleDeclaration = {
    display: string
    // 500 lines
}

Соответственно, вы можете легко опечататься в каком-нибудь слове, а тайпскрипт это злополучно пережуёт и даже не подавится.


{
    display: 'black' // 
}

csstype: кривая типизация


Можно взять популярную библиотеку csstype, которая генерируется из выгрузки всех свойств и их значений из MDN. Во второй её версии генерируются не очень полезные типы..


type DisplayProperty =
| Globals
| DisplayOutside
| DisplayInside
| DisplayInternal
| DisplayLegacy
| "contents" | "list-item" | "none"
| string

Кто знаком с тайпскриптом, понимаю, что этот код эквивалентен следующему..


type DisplayProperty = string

Всё дело в том, что строковые литералы являются подтипами строки, потому тайпскрипт оставляет лишь наиболее общий тип.


csstype@3: кривая типизация с подсказками


Но ничего, в тетьей версии они это "починили" — string соединили с пустым интерфейсом, из-за чего слияния с литералами уже не происходит:


type Display =
| Globals
| DisplayOutside
| DisplayInside
| DisplayInternal
| DisplayLegacy
| "contents" | "list-item" | "none"
| (string & {})

Теперь типы не сливаются и подсказки всё же работают, но вы по прежнему можете опечататься и никто не ругнётся..


{
    display: 'black' // 
}

Простые свойства


Мы пойдём своим путём и самостоятельно опишем типы для нужных нам свойств в том виде, который будет нам удобнее всего. Для этого заведём интерфейс Properties и будем заполнять его..


interface Properties {

    /**
     * Whether an element is treated as a block or inline element
     * and the layout used for its children, such as flow layout, grid or flex.
     */
    display?: 'block' | 'inline' | 'none' | ... | Common

    // etc
}

type Common = 'inherit' | 'initial' | 'unset'

Подсказки по свойствам


Для каждого свойства будем писать докстринг, который будет выводиться над именем свойства при наведении, что полезно тем, кто ещё не вызубрил все 500 CSS-свойств.



Группы свойств


Многие CSS свойства имеют общий префикс и было бы удобно не писать его каждый раз, а сгруппировать в один объект..


overflow: {
    x: 'auto' ,
    y: 'scroll',
    anchor: 'none',
}

interface Properties {
    overflow? : {
        x?:  Overflow | Common
        y?:  Overflow | Common
        anchor?: 'auto' | 'none' | Common
    }
}

type Overflow = 'visible' | 'hidden' | ... | Common

Свойства размеров


Для размерностей есть не только предопределённый список значений, но произвольные юниты (1px, 2rem) и функции (calc(1rem + 1px)).


interface Properties {
    width?: Size
    height?: Size
}

type Size =
| 'auto' | 'max-content' | 'min-content' | 'fit-content'
| Length | Common

type Length = 0 | Unit< 'rem' | ... | '%' > | Func<'calc'>

Единицы измерения


Юнит можно объявить как просто класс, который параметризирован литералом и который умеет правильно себя сериализовывать.


class Unit< Lit extends string > {

    constructor(
        readonly val: number,
        readonly lit: Lit,
    ) { }

    toString() {
        return this.val + this.lit
    }

}

Так как литерал мы передаём в конструкторе, то типы экземпляров созданных с разными литералами будут различны, что не позволит, например, передать проценты туда, где ожидаются градусы.


function rem( val : number ) {
    return new Unit( val , 'rem' )
}

{
    width: rem(1) // Unit<'rem'>
}

Функции


Аналогичным образом можно реализовать и функции. В них класс параметризируется не только именем функции, но и типом её содержимого.


Func<
    Name extends string,
    Value = unknown,
> {

    constructor(
        readonly name: Name,
        readonly val: Value,
    ) { }

    toString() {
        return `${ this.name }(${ this.val })`
    }

}

function calc( val : string ) {
    return new Func( 'calc' , val )
}

{
    // Func< 'calc' , string >
    width: calc( '1px + 1em' )
}

Сокращённые свойства


Многие CSS свойства имеют как полную так и сокращённую формы. Например, для margin можно указать от 1 до 4 значений. И если для 1 и 2 всё более-менее понятно, то с болшим числом начинаются головоломки типа: если значения 4, то margin-left — это последнее значение, а если 3, то предпоследнее. Чтобы такого не происходило, оставим лишь пару сокращённых форм, а если хочется большего контроля — изволь написать в полной форме какому направлению какое значение. Получаем чуть больше писанины, но и улучшаем понятность кода.


interface Properties {
    margin?: Directions<Length>
    padding?: Directions<Length>
}

type Directions< Value > =
| Value
| [ Value , Value ]
| {
    top?: Value ,
    right?: Value ,
    bottom?: Value ,
    left?: Value ,
}

margin: rem(.5)

padding: [ 0 , rem(.5) ]

margin: {
    top: 0,
    right: rem(.5),
    bottom: rem(.5),
    left: rem(.5),
}

Цвета


Для цветов у нас есть словарь $mol_colors из всех стандартных цветов — просто берём из него ключи. Плюс добавляем несколько функций..


type Color =
| keyof typeof $mol_colors
| 'transparent' | 'currentcolor'
| $mol_style_func< 'hsla' | 'rgba' | 'var' >

color?: Color | Common

{
    color: 'snow',
    background: {
        color: hsla( 0 , 0 , 50 , .1 ),
    },
}

hsl и rgb специально не добавлены, ибо написать лишнюю единичку для hsla и rgba — не проблема, зато АПИ несколько упростили.


Списки


Порой свойство может содержать не одно значение, а целый список. Например, список фоновых картинок..


background?: {
    image?: [ $mol_style_func<'url'> ][]
}

background: {
    image: [
        [url('/foo.svg')],
        [url('/bar.svg')],
    ],
},

Тут можно было бы запариться со специальными хелперными функциями, но писать их постоянно не очень практично, поэтому используется следующая простая эвристика: если в массиве лежат простые значения, то они просто соединяются через пробел. А если сложные (массивы, объекты), то через запятые. А вложенные в них значения уже через пробел.


Списки структур


Более сложный пример — список из структур как в описании теней..


box?: {

    shadow?: readonly {
        inset: boolean
        x: Length
        y: Length
        blur: Length
        spread: Length
        color: Color
    }[]

}

box: {
    shadow: [
        {
            inset: true,
            x: 0,
            y: 0,
            blur: rem(.5),
            spread: 0,
            color: 'black',
        },
    ],
},

У тени много параметров, в которых легко запутаться, поэтому лучше писать имена параметров явно. При сериализации имена параметров отбрасываются, а значения соединяются через пробел. Особый случай — булево свойство, если оно ложно, то игнорируется, а если истинно, то добавляется имя свойства.


БЭМ-элементы


Наконец, мы дошли до самой мякотки. У нас есть компонент $my_profile, в котором есть элемент Details, который сам является компонентом $my_panel, в котором есть элемент Body, который является компонентом $mol_scroll. И было бы неплохо уметь стилизовать любой из этих элементов, через стили, задаваемые компоненту $my_profile.


interface $my_profile {
    Details(): $my_panel
} )

interface $my_panel {
    Body(): $mol_scroll
} )

$mol_style_define( $my_profile , {
    padding: rem(1),

    Details: {
        margin: 'auto',

        Body: {
            overflow: 'scroll',
        },
    },
} )

При этом хочется, чтобы тайпскрипт проверил, что указанные в стилях элементы действительно присутствуют в компонентах.


Поиск всех БЭМ-элементов


У нас есть специальная типофункция $mol_type_pick, которой вы передаёте некоторый интерфейс и желаемый тип полей, а возвращает она тот же интерфейс, но без полей, которые не соответвуют желаемому типу.


$mol_type_pick<
    $my_profile,
    ()=> $mol_view,
>

interface $my_profile extends $mol_view {
    title(): string
    Menu(): $my_panel
    Details(): $my_panel
} )

        ?

{
    Menu(): $my_panel
    Details(): $my_panel
}

В данном примере, у компонента есть свойство title, возвращающее строку. Но было бы странно вешать стили на строку. Стили можно вешать лишь на Menu и Details ибо они возвращают экземпляры компонент.


БЭМ-блоки


Вложенные компоненты порой хочется стилизовать не только по их локальному имени, но и по имени их класса. Например, мы хотим сделать вообще все кнопки по умолчанию красными, а кнопки на панели детализации — синими.


interface $my_profile {
    Menu(): $my_panel
    Details(): $my_panel
} )

interface $mol_button {
} )

$mol_style_define( $my_profile , {

    $mol_button: {
        color: 'red',
    },

    Details: {
        $mol_button: {
            color: 'blue',
        },
    },
} )

Поиск всех подклассов


Найти все имена компонент не сложно, так как все классы, функции и прочие глобальные переменные объявляются в едином неймспейсе с именем $. Это позволяет воспользоваться тем же $mol_type_pick, чтобы выбрать все компоненты.


type $mol_view_all = $mol_type_pick<
    typeof $,
    $mol_view,
>

namespace $ {
    export class $mol_view {}
    export class $my_panel {}
    export class $mol_tree {}
}

        ?

{
    $mol_view: typeof $mol_view
    $my_panel: typeof $my_panel
}

Декларативные ограничения


Наконец, мы добрались до типизации функции-генератора в которую мы передаём компонент и описание стилей. Наивное описание типов для неё выглядит в декларативной форме — по классу компонента генерируется развесистый рекурсивный тип со всеми возможными вариантами полей.


function $mol_style_define<
    View extends typeof $mol_view,
    Config extends Styles< View >
>(
    view : View,
    config : Config
)

type Config< View extends $mol_view > = {
    $my_panel: {
        $my_panel: {
            ...
        }
        $my_deck: {
            $my_panel: {
                ...
            }
        }
        ...
    }
    ...
}

Проблема тут в том, что вкладывать друг в друга компоненты вы можете практически как угодно, и число различных комбинаций растёт экспоненциально от глубины. В результате тайпскрипт выжирает всю память и падает. А если и не падает, то начинает дико тормозить.


Не понятные типошибки


Но даже если вы дождётесь вывода типа, то сообщения ошибки вас не обрадуют, ибо из него не будет понятно где и почему возникла ошибка.



Императивные ограничения


Лучше в таком случае использовать императивный подход, где вы берёте фактический тип написанного пользователем JSON, в типогуарде проходитесь по нему и переданному компоненту и генерируете новый не рекурсивный тип, где оставлены лишь валидные поля и значения. А на не валидных тайпскрипт не сматчится и сообщит об ошибке.


function $mol_style_define<
    View extends typeof $mol_view,
    Config extends StylesGuard<
        View,
        Config,
    >
>(
    view: View,
    config: Config
)

{
    Details: {
        foo: 'bar',
    },
}

        ?

{
    Details: {
        foo: never,
    },
}

Работает такой подход гораздо быстрее и кушает меньше памяти. Важно б этом помнить, когда пишете сложные типы, иначе придётся ждать подсказок по несколько секунд и порой получать фигу.


Всё ещё непонятные ошибки


Если просто возвращать never для не валидных значений, то сообщения об ошибке хоть и будут иметь координаты, но не будет понятна причина, почему написанный код не валиден.



Понятные ошибки


Вместо never лучше возвращать специальный тип, который ни с чем не сматчится и в котором литералом прописать суть сообщения об ошибке и дополнительную информацию.



В примерах мы сначала попытались навесить стили на несуществующий атрибут, потом на свойство, которое возвращает не компонент, а в конце — просто написали какую-то балалайку, которую не удалось распознать ни как имя компонента, ни как имя элемента, ни как имя свойства.


Атрибуты


Кстати, об атрибутах. В $mol_view они задаются как метод возвращающий словарь из строки в примитив.


attr *
    ^
    mol_link_current <= current false

        ?

attr() {
    return {
        ... super.attr(),
        mol_link_current: this.current(),
    }
}

Стили для атрибутов


Для описания стилей для атрибутов просто вкладываем друг в друга: собачка -> имя атрибута -> значение -> (стили, элементы и прочий фарш).


{
    '@': {
        mol_link_current: {
            true: {
                zIndex: 1
            }
        }
    }
}

Псевдоклассы и псевдоэлементы


Разумеется есть предопределённый список всех псевдоклассов и псевдоэлементов, которые можно использовать на любом уровне..


{
    ':hover': {
        zIndex: 1
    }
}

Медиа запросы


Так же можно вкладывать медиа-запросы. Это гораздо удобнее, чем в CSS, где медиа-запросы пишутся вне и требуют повторения селектора внутри.


{
    $mol_scroll: {
        overflow: 'scroll',
        '@media': {
            'print': {
                overflow: 'visible',
            },
        },
    },
}

Непосредственно вложенные блоки


Наконец, с помощью угловой скобочки можно задавать стили лишь для непосредственно вложенных элементов.


{
    '>': {

        $mol_view: {
            margin: rem(1),
        },

        $mol_button: {
            margin: rem(0),
        },

    },
}

Что получилось


  • Каскадные переопределения стилей
  • Тайпчек всех ключей и значений
  • Подсказки по всем ключам и значениям
  • Описание всех свойств
  • Понятные сообщения об ошибках
  • Удобство описания стилей

Что можно улучшить


  • Рантайм чтение стилей до рендеринга (полезно для виртуализации)
  • Типизация всех свойств (прогресс 10 из 500)
  • Добавить все функции
  • Поддержать анимации
  • Типизированные выражения в calc (а не строка)

Попробовать вне $mol


Ести вас заинтересовал мой расказ и вы хотели бы попробовать поиграться с этим, но не готовы ещё перейти на $mol, то можете воспользоваться библиотекой mol_style_all, позволяющей описывать CSS-свойства.


import {
    $mol_style_unit,
    $mol_style_func,
    $mol_style_properties,
} from 'mol_style_all'

const { em , rem } = $mol_style_unit
const { calc } = $mol_style_func

const props : $mol_style_properties = {
    margin: [ em(1) , rem(1) ],
    height: calc('100% - 1rem'),
}

codesandbox.io/s/molstyleall-ked9t


Там, конечно, нет генератора CSS, так как он сильно завязан на то, что генерирует $mol_view. Тем не менее, если вы заходите добавить эту функциональность к своему любимому фреймворку, то заходите к нам в чат mam_mol — вместе подумаем, как бы это сделать.


Продолжение следует...


К сожалению, материала оказалось слишком много, поэтому пришлось разбить выступление на две части. Это была лайтовая чать про использование, а следующая уже будет хардкорная, где мы поговорим про программирование на типах и как реализовывать всё то, о чём я рассказал..


  • Сравнение типов
  • Типофункции
  • Типотесты
  • Типошибки
  • Типогуарды
  • Фильтрация интерфейсов
  • Брендированные примитивы

Куда пойти



Обратная связь


  • Хороший доклад. Хотелось бы побольше конкретных примеров. Вот у нас есть отрисованный дизайн, и вот, что мы написали, чтобы получился pixel-perfect.
  • Очень быстро говорит! Не успеваешь понять и думаешь, что надо пересматривать и гуглить.
  • Не работал с ТС, поэтому не могу обьективно оценить ценность трудов Дмитрия.
  • Для меня не сильно профильно, непонятно и не очень интересно.