У руководителя есть простые человеческие желания — чтобы релизы выходили вовремя, багов было меньше, внутри коллектива не было «болота с крокодилами, гадюками и жабама», взаимодействие между девами и опсами больше напоминали лозунг «мир, дружба, жвачка», а не «бей ...., спасай Россию». И много-много ещё других не менее важных целей, подцелей и пожеланий.


Одна отдельная и важная цель — мотивация сотрудников, а именно разработчиков.


Чуть ли не каждая крупная компания пыталась найти свой путь, как мотивировать разработчиков. Если говорить грубо и по-гусарски, вызывать получение дофамина, как нейромедиатора, в нужный момент и длительное время, чтобы проект вышел в продакшн.



В первый очередь вспоминается знаменитая ошибка Гугла — вознаграждение от количества строк кода. Как вы понимаете, в соревновании за премии победили индусские программисты с разгромным счётом. Да и было бы странно не заметить в этот системе мотивации огромаднейшую дыру в логике.


Yahoo решила зайти с обратной стороны. И стали осыпать разработчиков бонусами за код без багов. Тут они наткнулись на когнитивные грабли. Разработчики просто стали подсознательно бояться пропустить баг. На внутреннем уровне они получили от «любимой работы» повышенный уровень кортизола, тревожности и ускоренное выгорание. Скорость выкладки в прод уменьшилась раз в 8, релизы встали напрочь.


Ещё была одна эпическая ошибка Google, которую радостно повторил император в Яндексе. В выигрыше оказались HR — потому что злые и обсценно разговаривающие продакты и проджекты просто повалили валом. Решение Яндекса было просто — увольнение по результатам оценки. "Вы. Самое. Слабое. Звено", — прямо звенит голос Марии Киселевой. Кто в этой системе получил самые низкие баллы? Естественно, те, кто шел на конфликты с окружением, пытаясь пробить для своих проектов максимальную скорость, ресурсы и прочее. Они и вылетали. Как говорится, инициатива наказуема — в стиле Яндекса.


Неизменной уже много лет остаётся ошибка Google и Facebook. Каждый год в каждом подразделении увольняют 20 процентов самых слабых. Вдумайтесь. Из самого слабого подразделения увольняют 20%. И из самого сильного подразделения увольняют 20%. Хэдхантеры потирают ладошки и вылавливают обиженных.


Есть такая штуковина. Чисто русская. Называется «Руджайл». Это Agile с русским колоритом — берём методологию Agile, добавляем карго-культ, тиранию, медведей, ядерный реактор. В общем, то, что сделал Сбербанк. Берется Agile и внедряется везде — даже если не лезет. Причем внедряют Agile так, как поняли сами. Не важно, что отцы основатели Agile говорят — не работает везде. Не всеприменимая технология. А на русское привсеместное внедрение они давно на своем форуме говорят только одно: «русские офигели, мы тут не при чем, простите братья-программисты».


В результате вместо Agile имеется бесконечный бардак и неразбериха. Взрослый умный программист год-два пытается в ней разобраться, а потом несмотря на огромную зарплату с воплем «да вы тут совсем без башки» бежит, куда угодно, где ему скажут — Agile нет.


Столь прекрасные истории собрала Алёна Владимирская. За что ей большое спасибо за хорошее настроение с самого утра.


Елена Арсеньева не осталась в стороне и поделилась тоже показательной историей. Была еще такая история, как KPI от количества закрытых багов, без учета сложности багов. Самые сложные и критичные баги стекались к самому умному, а он по показателям оказывался самым плохим.


Глеб Кудрявцев вспомнил историю, как в Ютинете в свое время вообще «топчик» сделали. Начали снимать с разработчиков половину зарплаты за незакрытый спринт. После первой же такой зарплаты уволилась половина разработчиков. Очень эффективно. Опасно, круто, как русская рулетка. С компанией тоже известно, что стало.


Все эти чудесные и в целом полезные истории собрал у себя Дмитрий Симонов ctorecords, CTO и создатель канала «Техдирские заметки» и партнёр учебного центра «Слёрм».


P.S. А как мотивируют у вас? Как гладят по шёрстке? :)