Никита Проскурин, СЕО Rummy Games Studio, компании которая занимается разработкой пошаговой стратегической игры Saturated Outer Space поделился личными ссадинами, шишками и любовно собранной коллекцией грабелек на пути к релизу. На этот раз мы с ним вместе зашли в выставочный зал юридического садового инструмента.
Расскажи на какие юридические грабли инди-команда гарантированно наступит по первости?
Грабли — одна из любимых тем у инди-разработчиков. Я общался со многими и почти все говорят: «Мы наступили на все, которые смогли! Удивительно, как вообще дошли тогда до релиза». Видимо все же не на все наступили, но чтобы подчеркнуть трудность и неизвестность некоторых процессов, начинают строить из себя героев-преодалевастов.
Гарантировано команда наступит на много граблей просто по неопытности. Но на какие именно зависит от того, насколько хорошо участники начнут планировать, на какой стадии додумаются обратиться за помощью к профессионалам, сколько денег готовы будут потратить в страхование юридических рисков и тому подобное.
Не могу ответить, на какие наступят гарантированно, но думаю, что на этот вопрос лучше всего ответят ребята из GMT Legal, с которыми Rummy Games сотрудничает благодаря нашему продюсеру.
Они уже оказали помощь в составлении и подаче заявки на открытие фирмы, в оплате пошлин, создании устава и прочих учредительных документов, помогли выбрать коды ОКВЭД, податься на аккредитацию в Минкомсвязи и многое другое.
То, что я перечислил, можно делать и самому, но как раз при работе с юристами, которые знакомы с геймдевом, число потенциальных граблей можно свести к нулю.
Расскажи, на какие грабли ты успел уже наступить сам. Best practices, как говорится.
Если мы касаемся только юридической стороны вопроса, то я наступил на грабли с возвратом затрат на открытие ООО. Дело в том, что при открытии ООО, я имел официальный статус «безработного». Такой вариант позволяет воспользоваться поддержкой правительства Москвы по возмещению затрат на открытие ООО или ИП. Они возвращают до 10 200 рублей.
Но это распространяется не на уставной капитал, а на все, что может быть связано с открытием: юридические услуги, нотариальные, пошлины, изготовление печати, бланков и тому подобное.
При обращении к нотариусу вы должны сами у него попросить специальную квитанцию, без которой государственные органы не признают этот расход целевым. То есть затрары на нотариуса я возместить не смог. Также я смог вернуть только стоимость самой печати, а вот ее доставку, мне не возместили: то есть услуги курьера по перемещению печати от точки изготовления и до вас, правительство не считает необходимостью. Типа, мог бы и сам метнуться за печатью. Я ведь по городу передвигаюсь «бесплатно», ни за транспорт, ни за бензин платить не надо. В общем в России как всегда все очень продуманно.
Ах да, еще не советую указывать собственный мобильный при подаче на регистрацию юридического лица. В первые 3 дня после подачи мне позвонили из 40 разных банков и из нескольких подобных структур с предложением открытия счета для будущей организации именно у них. Это отвлекает и напрягает.
Какие необходимы документы и юридические процедуры?
На этот вопрос мне как раз и помогли ответить юристы GMT Legal. Это довольно простой момент, необходимый пакет документов ничем не отличается от открытия любой другой ООО, но все же мне было проще, чтобы за меня это сделали профессионалы. Я даже не особо запомнил, что там было. Мне просто передали Устав, решение об открытии ООО, решение о назначении генерального директора и что-то еще. Я все подписал и мы передали все нотариусу, оплатили. Потом ждешь несколько дней и все, у тебя на руках полный комплект. Никакого головняка.
После этого юристы помогли мне составить и подать заявление на аккредитацию в Минкомсвязи, объяснили, как его подать и что нужно получить.
Далее мне помогли с договором на выкуп доменного имени и с подачей заявления на регистрацию интеллектуальной собственности.
В планах составление шаблонов договоров с сотрудниками и прочие нюансы.
Но больше всего мне нравится в сотрудничестве с GMT Legal то, что ребята делают все с оглядкой на индустрию геймдева. Это было мое самое главное требование: подстелить соломки в специфической области.
Ах да, кстати со счетом для организации: все предельно просто. Можно через юристов, а можно просто позвонить в выбранный вами банк, к вам приедет человек с пакетом документов, все вам объяснит и откроете счет. Я открывал в Райффайзене. Во-первых, я к нему привык, во-вторых, это хороший европейский банк, который все знают. В-третьих, у них есть неплохой тариф для начинающего бизнеса, а так как у меня еще и личная карта в этом банке, то все переводы между моим счетом и счетом организации идут без комиссии. Это очень полезно для учредителя, особенно если соберетесь давать займ собственному ООО.
Как дополнительный плюс: банк выдал мне реквизиты счета за несколько дней до подписания бумаг, то есть я мог включать его в договора и показывать при необходимости еще до того, как с банком подписал все бумаги.
К кому на инди-сцене можно обратиться за советом и помощью?
Мне кажется, что первая точка опоры — ваши друзья и знакомые. Лучше, конечно, чтобы они были из индустрии, так как они смогут дать совет, максимально приближенный к вашей реальности.
Во-вторых, это профессиональные подкасты. В моем любимом КДИ есть отдельные тематические теги. Можно выбрать «юридические» подкасты, прослушать их и быть в курсе основных направлений в этой теме.
Далее в списке советчиков я бы поставил профессиональные форумы, ресурсы, публичных экспертов и тому подобное. К примеру, в телеграмме есть чат, который модерируют юристы из геймдева. Там все желающие могут задать вопрос и вам на него ответят.
Ну, а уж если человек не имеет трудностей с финансовым обеспечением, то стоит обращаться к профессионалам за платной адресной помощью, может быть даже за постоянной поддержкой и сопровождением.
Кто самый опытный на отечественной инди-сцене?
Сомневаюсь, что могу корректно ответить на этот вопрос. Не встречал юристов специально для инди. Если такие есть, то я их не знаю. Может быть это бесплатная бизнес-идея для юридической компании. Открывайте подразделение для инди, помогайте им на старте бесплатно за будущую долю в проекте. Я бы даже бизнес-план мог расписать для такой услуги, но времени нет, я игру делаю.
Я выбрал тех, с кем мне было удобно связаться и контактировать. Для разнообразия могу рекомендовать Андрея Кривошеева, он очень опытный и «не одну собаку съел» в этом деле.
О каких «громких» граблях в юридическом плане ты слышал на инди-сцене?
Думаю, что самые громкие грабли на которые наступали инди — это, конечно, история нашего соотечественника, Пажитнова Алексея. Человек, создавший уникальную самобытную игру, никак в начале не оформил права на нее. Его конечно можно понять, в то время и в тех условиях в которых был создан Тетрис, никто и не думал о фиксации прав на интеллектуальную собственность. В итоге он все же справился с этой проблемой, но случай показательный. Знакомясь с его историей мне было обидно почти также, как если бы я сам вляпался в нее. Разработческая солидарность наверное.
Чем различаются юридические грабли у нас и на Западе?
Не знаю, не сравнивал. Среди моих знакомых есть те, кто сразу пытается зарегистрировать компанию в Англии для того, чтобы у них не отжали права на ИС в России. Не знаю насколько этот риск и меры его страхования оправданы. При консультации с юристом, мне было сказано, что у нас неплохое право в части охраны ИС, оно вполне коррелирует с международным и в основном не хотят регистрироваться в РФ только те, кто параноит. Наверное нельзя за это осуждать людей. Каждый сам решает, где и как «подстелить соломки». Но это что касается инди. У крупных проектов другая реальность.
В какой стране лучше регистрировать компанию?
В той, где вы работаете и чье законодательство вам понятно. Оно ведь должно защищать ваши права. Для инди нет большого смысла вдаваться в сложные сборы информации и искать подходящую юрисдикцию на старте, не стоит тратить на это драгоценное время. Сделайте сначала прототип, который у вас с руками будут отрывать издатели. Если это удастся, тогда уже стоит задуматься над экономией, налоговой оптимизацией и диверсификацией рисков.
Какие ограничения стоят перед инди-компаниями из России при выходе на западный рынок?
Проще получать инвестирование, если вы не в России. Проще не в плане процедуры, а в плане того, что за пределами РФ денег гораздо больше. И если вы имеете счет в иностранном международном банке, то все процедуры пройдут быстрее. В остальном не знаю.
Какая юридическая ошибка гарантированно вызовет Fatal error и прихлопнет инди-компанию?
Если инди вдруг получает непрофильные инвестиции, оформляя юридическое лицо, то нельзя отдавать право принятия решений такому инвестору. Скорее всего, он мало понимает в производстве игр. Решение должен принимать визионер. В противном случае инвестор похоронит свой же проект.
Также нельзя использовать чужую франшизу без покупки права на нее. Вас легко заставят закрыть компанию. Наверное грамотный юрист раскрыл бы гораздо подробнее. Это первое, что пришло мне в голову.
Спасибо, что были с нами! Хороших выходных!
EVolans
И где грабли и методы? Увидел просто реклму услуги открытия ООО за рубежом и ничего более, а связи с геймдевом и подавно.
Кому действительно эта тема интереса могу порекомендовать начавшися сейчас бесплатный курс Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы. На coursera его пока нет, но обещали что будет. Единственное что курс с оглаской на Российское, а не зарубежное право. Но даже в нем озвучено почему фирмы регистрируют на Кипре, а не в Англии.
JohnRico Автор
Вообще не было рекламы открытия ООО за рубежом. Не переживайте. Вы промахнулись страницей. Прочитали в одной месте. А написали в другом. Как добрый доктор прописываю вам отпуск, Карибы, «Пина Колада» и ЭСТ.