С чего начать?
Кто такой вовлеченный сотрудник?
Это человек, который максимально лоялен к Компании, в которой он работает. Он категорически не хочет уволится, а, наоборот, помогает с развитием Компании и ростом ее кадров, путем вовлеченности во многие процессы бизнеса. Такому сотруднику можно доверить некоторые вопросы бизнеса, которые он понимает, в силу своей специализации.
Вот поэтому, вовлеченный сотрудник намного ценнее не вовлеченного. Так что, поговорим о том, как его получить. Не просто этого добиться традиционными способами мотивации, но рядом факторов и мотиваторов, способствующих это сделать.
Условия рабочего места
Для того, чтобы в Компании были успешные специалисты, в первую очередь необходимо начать с комфортных физических условий для сотрудников. Лучший способ узнать, что для них является комфортом — спросить об этом. После того, как такие условия созданы, переходим к человеческому фактору.
Человеческий фактор играет важную роль
Большинство людей пытается разграничить личную и профессиональную жизнь.
В большинстве случаев, в офисе нет места разговорам на отвлеченные темы, за исключением обеденного времени. В то же время в дружелюбном коллективе формируется чувство командной сплоченности. Самый лучший способ наладить профессиональное общение – совместное посещение корпоративных мероприятий. Они могут проводиться в нерабочее время, например, вечеринки или групповые занятия спортом. Это время, когда можно почувствовать себя более раскованно и свободно.
Еще одним мотивирующим принципом является прозрачность общения. Политика прозрачности общения заставляет людей чувствовать себя более ценными, полезными коллективу.
Признание трудовых заслуг
Любому сотруднику будет приятно получать похвалу, одобрение и бонусы за качественно выполненную работу. При этом, варианты, как выделить сотрудника — множество. Можно, например, рассказать о его заслугах перед коллективом. Поощрить материально, либо каким то подарком и прочем. Важно, чтобы любой сотрудник чувствовал себя нужным и важным.
Выращивание внутреннего резерва – одна из первостепенных задач компаний
Рост сотрудника – это долгосрочное планирование Компании. Необходимо плановое развитие, для которого составляются индивидуальные планы каждому сотруднику.
Как это происходит?
Способов развития человека внутри компании много. Это могут быть тренинги управленческих или профессиональных навыков, наставничество, бизнес-симуляции, работа в полях совместно со специалистами, самообучение или курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Внутренний кадровый резерв – очень хорошая штука, нужно обязательно работать в этом направлении.
Внутреннее обучение
Задачи каждой Компании индивидуальны, и, нанимая новых сотрудников, мы сталкиваемся с тем, что внешние кандидаты, с опытом или без, не могут начать сразу полноценную работу. Им необходимо обучиться именно нашим процессам, стандартам, здесь они получают уникальные знания, не применимые в других Компаниях. Отсюда проистекает интересное наблюдение: кандидаты идут на это, а значит, им действительно интересно работать у нас.
Грамотное планирование труда
Как вы считаете, кто будет продуктивнее работать: специалист, которому дается инструкция что сделать и когда? Или сотрудник, который самостоятельно занимается планированием и приоритизацией сроков выполнения своих задач? Мы считаем, что вовлеченный сотрудник имеет возможность самостоятельно выполнять работу, ее планирование и сроки выполнения, что способствует высокой вовлеченности.
В продолжении этой статьи, будет вторая, в которой мы расскажем о других мотиваторах, способствующих вовлеченности специалистов.
Mimus_spb
с демонстрации результатов что ваша теория работает
SpiderEkb
В каком виде вы себе представляете демострацию?
Я вот вижу что у нас все описанное присутствует. В результате текучка очень маленькая. Людей, которые приходят «на проект» нет. Есть бонусы по результатам, проактивность поощряется как материально (пересмотр ЗП, процент бонуса), так и карьерным ростом.
В результате есть команда грамотных с своей области специалистов. А у нас не только платформа специфическая, но еще и предметную область надо понимать для продуктивной работы.
shadovv76
какие критерии используются чтобы отличить: недостаточную вовлеченность от недостаточной материальной мотивации?
не хочу автора в чем то обвинять, но мысль, что это попытка удешевить рабочую силу лежит, на мой взгляд, на поверхности.
SpiderEkb
Мне так не показалось. Я просто вижу что описано много из того, что происходит у нас.
Речи об удешевлении рабочей силы тут нет. В момент приема на работу оглашается ЗП. В наших условиях это 100% белый оклад. Который не может быть понижен (по трудовому законодательству). Если человек принял оффер — он согласился с озвученной суммой. И меньше этого он уже не получит.
Дальше уже идут бонусы. Минимальный (он зависит от должности) бонус — 15% от оклада (суммарного за период — за год или за квартал). Дальше идут коэффициенты — общий по компании — как она отработала плюс индивидуальный — по оценке руководителя. Тут уже как работал — бонус может оказаться как больше, так и меньше базового. Если руководитель видит в работнике ценного специалиста, он может повышать оценку. Максимум в полтора раза. Т.е. в результате бонус может составить не 15, а 20 процентов от суммарного оклада за период. Но поскольку премиальный фонд ограничен, то все оценки всегда сравнительные — кто лучше других, тому больше других.
Далее. Ежегодный пересмотр ФЗП. Тут тоже выделяется некая сумма, которую делят на всех. На усмотрение руководителя. Кому-то могут на 5%, кому-то на 10%, а кому-то бывает и на 25%
Еще далее — повышение в должности. Это не просто запись в трудовом соглашении. Это более высокий грейд, подразумевающий более высокий базовый процент бонуса, какие-то дополнительные плюшки типа компенсаций каких-то и еще чего-то (ну, скажем, на более низких грейдах будет только страховка ДМС+НС, на более высоких еще бесплатная страховка при выезде за границу).
Опять же — повышение не просто за то что человек сидит и исправно делает то, что ему поручат (это 100% соответствие занимаемой должности), а когда он начинает делать то, что соответствует более высокой должности — т.е. тут должность подтягивают под реальную работу.
Т.е. в целом «вовлеченность» это создание условий, когда сотрудник знает что если он будет проявлять проактивность и расти профессионально, то это будет отмечено и обязательно стимулировано материально.
Понятно, такой подход требует понимания что хорошего специалиста в улицы так просто не позовешь. Вот так чтобы пришел и сразу втянулся в работу. Выгоднее растить своих и удерживать их. Если человек хочет учится — пожалуйста. Найди курсы, скажи зачем тебе это надо и если это действительно повысит необходимый для компании уровень экспертизы, тебе их оплатят.
Праздники, корпоративы — это все уже по желанию. «Играть в индейцев» никто заставлять не будет. Не хочешь — твое право, никто коситься не будет.
Участие в проводимых компанией профессиональных митапах тоже дело сугубо добровольное (но тут обычно добровольцы все, разве что кто-то по каким-то обстоятельствам не может — там чисто профессиональное общение где можно много интересного для себя вынести, а проводится все это на выезде и по системе «все включено», так что еще немного и развеяться получается).
В целом выстариваются такие вот взаимно уважительные отношения сотрудника и компании. И текучка очень небольшая. Есть, конечно, люди, которые находят себе что-то более для себя интересное, но это нормально. Но в целом работают подолгу, растут и профессионально и карьерно.
И, кстати, когда высшее руководство обращается к сотрудникам с «политинформацией» (например на тему что мы достаточно успешно преодолеваем кризис), то всегда подчеркивается что это в значительной степени заслуга всей команды и каждого в отдельности. И без команды ничего бы не вышло. Конечно, это все слова, но они в целом подкрепляются материальным стимулированием тех, кто того стоит. И это политика компании в целом.
Так что в исходной статье я вижу прежде всего вот это вот все, а отнюдь не то, как кому-то кажется, что предлагается загонять сотрудников на корпоративы, заставлять играть в тупые командные игры и полоскать мозг тем, как они должны гордиться что работают в такой крутой компании, но при этом никак не стимулировать материально.
shadovv76
наверное вы попытались ответить всем писавшим здесь комментарии…
но позабыли ответить на вопрос процитированного комментария, к которому ответ написали.
зато обсудили вкусы :) «кажется».
так какие критерии отделяют вовлеченность в работу компании от удовлетворенности собственным материальным и карьерным ростом?
про удешевление труда: ни о снижении базового оклада, а об увеличении требований к производительности (под термином вовлеченность) за явным образом необещанное материальное поощрение.
SpiderEkb
Не понял… Что Вы имеете ввиду? Поясните.
Лично для меня «вовлеченность» — это прежде всего проявление проактивности — желание сделать чуть больше. Ну как пример — есть пул задач на оптимизацию существующих процессов. Никто насильно оттуда тебе задачу не даст (если она не вырастает до состояния дефекта промсреды). Но если возьмешь ее и сделаешь — однозначный плюс в карму и повышение KPI.
Есть общая кодовая база — т.н. низкоуровневые сервисы — набор вспомогательных функций для эффективного решения тех или иных типовых задач. Никто не обязывает что-то туда делать. Но если что-то придумал и сделал — тоже плюс в карму и повышение KPI.
Вот это для меня есть вовлеченность — делать что-то полезное сверх текучки по собственной инициативе. Все это обязательно отмечается и материализуется в виде бонусов.
С ростом уровня экспертизы появляются дополнительные задачи — кодревью, приемка поставок от вендоров, согласование и оценка FSD… Эти задачи соответствуют более высокой должности (миддлы этим не занимаются, только сеньоры). Если такое поручают миддлу — значит он созрел до повышения (с повышением базового коэффициента и доступностью дополнительных плюшек). Но особо заставят не будут — можно отказаться, и ровно сидеть миддлом много лет.
Опять — почему вы решили что оно «явным образом необещаное»? Оно как раз явным образом обещаное — это проговаривается и есть в открытом доступе (на внутренних ресурсах, доступных всем сотрудникам) — бонус начисляется по формуле
Суммарный оклад за период * Базовый коэффициент(по грейду) * KPI компании * Личный KPI по результатам оценки работы за период.
Общие критерии оценки также описаны. Есть цели на период (общие, командные, личные). Есть коэффициенты выполнения целей. По ним выводится личный KPI. Все достаточно прозрачно.
В общем и целом, тут стулья утром, деньги вечером. Т.е. сначала ты себя проявляешь, потом получаешь вознаграждение в виде повышения в должности, повышенных бонусов и т.п. Но связь однозначная. Логика примерно такая — если делаешь ровно то, что требуют — значит тебя все устраивает и тебе большего не нужно. Если делаешь больше — претендуешь на большее и это поощряется.
Для меня эта логика понятна вполне.
Karlson_rwa