Во время тестового испытания SpaceX подняла новый прототип своей ракеты Starship на рекордную высоту 12,5 км над Техасом. Но из-за проблем с двигателями корабль не смог затормозить перед посадкой и врезался в землю.
Семиминутный испытательный полет стартовал с Бока-Чика. Прототип набрал заданную высоту, но во время полета два из трех его главных двигателей отключились. Затем отключились все три двигателя, и в SpaceX попыталась выполнить маневр «колокольчик». Незадолго до того, как прототип достиг земли, двигатели заработали вновь, но Starship разлетелся на части при ударе о землю.
Этот полет был самым амбициозным испытанием космического корабля, он должен был продемонстрировать возможности запуска и посадки.
SpaceX все же посчитала испытание победой. Компания разместила баннер с надписью «Отличный тест. Поздравляем команду Starship!».
Генеральный директор SpaceX Илон Маск заявил в Twitter, что испытанию удалось достичь ряда поставленных целей. Ранее он оценивал вероятность удачного полета лишь в 30%, говоря, что «многое нужно сделать правильно».
Еще до того, как начались испытания, SpaceX указала на своем веб-сайте, что идеальный полет — это еще не показатель успеха. «С таким тестом, как этот, успех измеряется не выполнением конкретных задач, а скорее тем, сколько мы можем узнать, что повысит вероятность успеха в будущем, поскольку SpaceX быстро продвигает разработку Starship», — отмечала компания.
Последний испытанный прототип был восьмым по счету. Он был больше предшественников по размеру, включал носовую часть, а также закрылки для помощи в управлении при посадке. Транспортное средство также было оснащено тремя двигателями Raptors, которые SpaceX разработала специально для Starship.
Последний Starship, предположительно, будет оснащен шестью основными двигателями Raptor — три из них будут оптимизированы для использования на земле и три — в космосе.
SpaceX уже построила два других прототипа SN9 и SN10, похожих по размеру и форме на последний. Компания также начала строительство еще одного важного элемента системы корабля: сверхтяжелого ускорителя, который выведет его на орбиту. Пока неясно, когда машина с ускорителем совершит первый полет.
SpaceX надеется использовать Starship для реализации плана по освоению Марса. НАСА также рассматривает возможность использования Starship в качестве посадочного модуля в рамках своей лунной программы Artemis.
В конце сентября 2019 года SpaceX показала Starship Mk1. В июле этого года прототип корабля SN5 успешно прошел огневые испытания. В августе он совершил успешный «прыжок» на 150 м. В октябре прототип SN8 прошел огневые испытания сразу с тремя работающими двигателями.
См. также:
Dreablin
Вообще все выглядело как запланированное отключение. Косяк похоже был при посадке — там видно как включились 2 двигателя, а потом один отключился за пару секунд до земли.
И цвет пламени странный стал.
anonymous
Зеленый цвет пламени возникает, когда двигателю не хватает метана и горячий кислород начинает разъедать медь в двигателе — этакий engine-rich combustion (как аналог oxygen- и fuel-rich combustion).
Halt
Именно так.
«Попыталась», «должен был продемонстрировать…», «два из трех отключились».
Кошмар. Такого невежества на Хабре я еще не видел. Автору надо новости на федеральных каналах готовить, там такое любят. Ни одного предложения не написано правильно, акценты совсем не в ту степь.
Интересно, краш тест автомобиля автор тоже бы описал как «манекен не справился с управлением и врезался в препятствие на полной скорости»?
Отключение двигателей при взлете — совершенно штатная процедура. Жесткая посадка, конечно, неприятно. Но Маск неоднократно заявлял, что основная задача этого запуска — тестирование авионики, переключения питания двигателей на другие баки и самих маневров. Даже если бы ракета грохнулась пузом вниз, это уже был бы успех. Тут же, практически все до последних секунд было в порядке. Даже при посадке ракета была ориентирована вертикально.
DrPass
Причём там даже из видео очевидно, что поочередное выключение двигателей было плановым — видимо, тестировали управляемость ракеты в таких ситуациях. И, к слову, ракета управлялась и на двух, и на одном двигателе. Ещё интересный момент — эта ракета имеет, судя по всему, неплохое аэродинамическое качество и управляемость с помощью оперения, и в принципе этим может экономить топливо, необходимое для посадки.
drWhy
Оперение всё же кмк с трудом выдерживало нагрузку и готово было сложиться.
artemerschow
Halt
Аэродинамические поверхности это не крылья. Это рули. Они двигаются, чтобы обеспечить стабилизацию полета. То что они не были растопырены не значит, что оно не работало.
Valerij56
В этом полёте Старшип начал падать с нулевой скоростью, в реальности на сверхзвуке «плавники» будут задраны и спрятаны в аэродинамическую тень, за ударной волной от корпуса. Иначе их просто оторвёт — под ними нет никакого усиления, типа центроплана у самолёта.
Valerij56
Phil_itch
Возможно я ошибаюсь, но так было задумано (я про углы оперения, что выглядело как сложилось, но на самом деле углы давали большую устойчивость — по типу валанчика).
UPD: уже написали, впредь буду обновлять страницу перед написанием комментария
Halt
У них был четко спланированный профиль полета, включая ограничение по высоте, которое выставила FAA. С учетом того, что ракета летела фактически пустой (нет груза, только 3 двигателя из 6, топлива на донышке), то двигатели отключали, чтобы не было перелета. Последнюю минуту ракета летела на одном двигателе, который еще и двигал ее вбок, а не вверх, поскольку для посадки было необходимо иметь горизонтальную скорость для работы рулей и маневра belly flop.
Экономия топлива достигается тем, что ракета ориентирует себя так, чтобы иметь максимальное лобовое сопротивление, тем самым значительно гася скорость.
В конце концов, приземлились точно в середине посадочной площадки, даже с учетом отказа двигателей.
ghrb
Я думаю они скорее не хотели на высокой скорости оставаться с управлением только с помощью cold gas thrusters. Дождались когда на одном двигателе станет нулевая скорость, перевернулись тягой движка и только тогда положились на рули.
LittleSquirrel
Из того, что понаписанно на заборах: до SN15 и структурных изменений носа им FAA запрещает выходить на сверхзвук. Поэтому двигатели и отключали, чтоб не разгоняться. Если посмотреть, там очень заметное изменение длинны шлейфа (а занчит и скачок тяги) при переходе, скажем, с двух двигателей на один.
artemerschow
Ой, много ли вы знаете? Эксперты вот говорят, что это всё стенд для испытаний рапторов. Вот движки оттестируют и будут использовать их в обычных Falcon для запуска грузов в интересах американских военных. А всё это прыгание, для тестов и рекламы, прикроют, ибо «такие корабли не строятся, как у „Незнайки на Луне“, в чистом поле».
З.Ы. тег sarcasm что-то не отображается.
Halt
Хех, я бы посмотрел, как они собираются ставить метан-кислородный двигатель на ракету, спроектированную под керосин. Это не маршрутку на газ перевести.
Mike_soft
да делов-то… сколько было при ввозе праворульных машин тем «да дядядвася в гараже так фары переделывает, что лучше чем родной светит!». И тут — в правильном гаражном сервисе и баллоны под газ прямо в баки поставят, и космонавтам тумблер «газ-керосин» выведут… Единственная проблема — фалкон не во всякий гараж войдет…
konst90
Вообще планы на это у них были.
In January 2016, the US Air Force awarded a US$33.6 million development contract to SpaceX to develop a prototype version of its methane-fueled reusable Raptor engine for use on the upper stage of the Falcon 9 and Falcon Heavy launch vehicles, which required double-matching funding by SpaceX of at least US$67.3 million.
oleg_go
Нет, таких планов не было — это журналисты не разобрались и вбросили такую версию
Halt
Насколько я знаю, дальше планов дело не пошло. Тут надо понимать, что речь шла о разработке альтернативной второй ступени, по сути, это отдельная ракета, которую проектируют с нуля.
Поставить же Раптор на первую ступень Фалкона — задача близкая к невозможной: другой тип топлива, другая компоновка и объемы баков, другое распределение нагрузок, другое управление — все другое. В таких условиях проще и дешевле все выбросить и начать заново. Чем они, собственно, и занимаются.
DrPass
Просто так взять и поставить, конечно же нет, но полагаю, переиспользовать бОльшую часть Фалкона для метан-кислородной ракеты вполне реально. Жидкий метан легче керосина, поэтому нагрузку на оболочку он сам по себе нигде не увеличит. Кислородная часть аналогичная. Управление, телеметрия сохраняются с небольшими модификациями, и так далее.
Просто к новой ракете у них были изначально и другие требования к грузоподъемности, и к стоимости строительства/обслуживания, поэтому логично, что свою рабочую лошадку оставили работать, и начали проектировать новый РН с нуля.
Static_electro
ну неправда же. Тот же Everyday Astronaut неоднократно отвечал на этот вопрос "а вот почему не поставят раптор на фалкон", достаточно доступным языком. Как самый простой ответ — по габаритам не войдет, а если впихнуть — то непонятно, как фалкон на таком движке приземлять. А без приземления — кому он нафиг нужен...
Valerij56
Никто никогда не собирался ставить на первую ступень Рапторы. Но у ВВС был интерес ко второй ступени для Фалькона Хэви с метановым уменьшенным Раптором, а у Маска был интерес дозаправки этой ступени на орбите. Это интересно — такая система, после заправки на НОО, может отправить 60+ тонн в дальний космос. Но потом Маск решил сразу приступить к работе над Старшипом.
striver
Sunny-s
я вообще не понимаю, как у такой статьи положительный рейтинг до сих пор
0xd34df00d
Самолёт начал разгоняться, но потом оторвался от взлетно-посадочной полосы, вскоре после чего у него исчезли шасси. Затем он резко накренился, но пилоты смогли устранить крен. После незначительного увеличения высоты и скорости пилоты, основываясь на показаниях приборов, решили, что наилучшим решением будет прекратить набор высоты и ослабить тягу двигателей. Через некоторое время после этих событий самолет начал терять высоту. К счастью, когда соприкосновение с землёй было практически неминуемо, шасси у самолёта появились вновь, но при этом резко ухудшились его аэродинамическое качество, что заставило пилотов увеличить тягу двигателей и использовать дополнительную механизацию крыла. При соприкосновении с землёй пилоты и пассажиры испытали перегрузку, а на крыльях из-за внезапно сработавшей механизации резко уменьшилась подъемная сила.
mig126
То что вы описали не возможно для самолётов(разве что для сверхмалой авиации на полосе предназначенной для пассажирских лайнеров). Во первых шасси убирают после того как ВПП кончится(и так же за несколько километров выпускают), во вторых если самолёт оторвался от земли, то путь только вверх. Т.к. точка принятия решения(когда ещё можно успеть остановиться), до того как самолёт отрывает колёса.
0xd34df00d
Я все равно не очень понял, что именно невозможно, если я описал стандартный полет.
mig126
Самолёт никогда не убирает шасси над ВПП, как раз для того чтобы сесть на него(или на грунт за ним) в случае чего. Но если отрыв колёс произошёл, остановится он в зоне выкатывания в лучшем случае, т.к. точка принятия решения давно позади. И это мировые стандарты при полётах. Я не знаю где ваши стандарты применяют.
Если лайнер уже взлетел(и экипаж решил садиться обратно), то он как минимум выкатится на грунт.
0xd34df00d
Я не знаю, откуда вы взяли про уборку шасси над, если я написал про «вскоре после».
jake_Observer
С каждым разом есть прогресс. Правильно Илон говорит, еще не известно что лучше: выполнить гладкий тест или увидеть слабые стороны.
DagothNik
Писали, что давления в баках не хватило, во всём остальном полёт прошёл штатно (из-за этого крушение при посадке. Но ручаться за информацию не могу.
Valerij56
Да, как написал Маск в твиттере вскоре после испытания, давление наддува в посадочном баке было слишком низким. Хотя, возможно, что в сферическом посадочном баке топливо «ушло» при маневрах от заборной горловины, и двигатель «хватанул газа» (имеется в виду газ наддува). Из-за обоих причин в двигателе загорается в горячем кислороде медь, и появляется зелёный выхлоп.
Halt
Посадочные баки делали специально для того, чтобы не было топливного голодания двигателей. Так что вариант с уходом топлива выглядит сомнительно. А вот недостаточный наддув и помпаж ТНА вполне себе похожи на правду.
Mike_soft
а «зеленый» — это не «пусковое топливо» (триэтилалюминий+триэтилбор)?
BlackMokona
Нет, у Раптора искровое зажигание
Valerij56
Прототип, конечно, взорвался. Но перед этим он взлетел. А потом вполне успешно опустился методом управляемого падения, до него таким образом летали только скайдайверы. А потом он почти успешно сел — и вот здесь возникла проблема, в посадочном баке было недостаточное давление наддува.
Да, он взорвался. Но он привёз гигабайты телеметрии, успешно выполнил почти все этапы полёта. И не зря у него уже готовы два близнеца — вероятность того, что прототип успешно выполнит программу Маск заранее оценил в 33%
RIP, SN8. Не стоять тебе на ракетной аллее, хотя ты это вполне заслужил. Ты сделал всё, что мог, и мы будем помнить тебя.
StjarnornasFred
Мне понравился коммент Маска: RUD (Rapid unscheduled disassembly). Быстрая внеплановая разборка! Рогозин, бери на вооружение, пополняй словарный запас.
Ommonick
у нас RUD был в 90-x уже.
Sunny-s
Это не Маск придумал, а NASA в 70х, просто старый прикол ракетчиков
Andrey_Dolg
Как же всё же круто он выглядел когда падал параллельно земле. =)
TerroMin
Посадка первой ступени для Илона это уже обыденность, так что взрыв на посадке не имеет никакого значания, главное было взлётеть и положить корабль на бок, для симуляции возращения корабля с орбиты
Valerij56
Ну, и потом «первертоц» — вертикализация перед посадкой.
Lomaxart
Роскосмос… что у нас?
kova7ev
«Над землей летит корабль
Громыхая крыльями
Деревянные шасси,
Дверь подбили клиньями.»
SakuradaJun
Смех смехом, но в двигателях РД-107/108 система зажигания состоит из деревянных палок:
https://habr.com/ru/post/392575/
Valerij56
Да, из поджигаемых электроимпульсом зажигательных шашек в камере сгорания и в газогенераторе. Причём в камере сгорания они вводятся через сопло, на берёзовых рейках, в просторечии «спичках». Именно из-за того, что в середине пятидесятых ещё не умели уверенно запускать керосиновый ракетный двигатель в полёте у РН «Союз» такая компоновка. Двигатели «морковок» первой ступени и вторая ступень запускаются одновременно.
Zenitchik
"Морковки" считаются второй ступенью, потому что ракетчики их нумеруют в порядке включения двигателей. Сначала включается центральный блок, потом, если всё хорошо — "морковки".
StjarnornasFred
Летайте пароходами РЖД. У Роскосмоса есть дела поважнее.
nitr0gen
Ангару скоро запустим
ae560
Ну, например, чем вам не достижение:
или вот:
опять же:
Ну это же всё фигня, про это же громко никто не кричит. Вот Маск — это да!!! Это молодец… Даже свой фейл превратит в инфо-повод, который надо обсосать, обсудить, покричать что это супер пупер прогрес, и продвижение в космонавтики, и вообщее всего человечества…
Crandel
Ускоряют, что бы на нем хоть кто-то летал, там же совершенно не удобно дольше лететь)
flx0
Справедливости ради, в Dragon сутки сидеть — тоже так себе экспириенс.
Crandel
Космонавты говорят, что сильно больше места и намного удобнее). Так что союзам остается только побыстрее доставлять)
oleg_go
Быстрая доставка заставляет космонавтов продлевать свой рабочий день до 16-18 часов в день полета. Вот уж кому эти пляски не нужны, так это им — но их заставляет руководство. А заставляет оно лишь для того чтобы похвастаться — как мы быстро долетаем до МСК.
SomaTayron
Ерунду пишите. Быстрая доставка — гарантия, что организм все еще остается в ощущениях земной гравитации и при необходимости ручного управления не будет ошибок. По безопасности сверхкороткая схема равноценна 2 суточной — в первом случае организм все еще в «земных» ощущениях, а во втором — гарантированно переходит на ощущение невесомости.
Так что «хвастовства» так как раз никогда и не было — сверхкороткая просто безопаснее средней. Ну, а из-за короткой продолжительности еще и гигиенически удобнее.
oleg_go
А давайте дадим слово самим действующим лицам
news.rambler.ru/scitech/44988574/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkНо я не сомневаюсь что Вы лучше знаете чем сами космонавты что для них хорошо, а что плохо. Такие как Вы готовы за… космонавтов ради своей сомнительной гордости
SomaTayron
Внимательно перечитайте, что сказал Сураев, и поймете, что это то же самое, что и я написал ))) Он сравнивает 6 часовую схему и 2 суточную. Я это и написал, что 6 часовая находится на границе — и относительно долго и есть риск неадаптированного состояния.
Я же говорил о 3 часовой
PS кстати, с Сураевым не просто знаком, но и обсуждали этот вопрос. Если интересно, могу дать ссылку на последний патент, он как раз и делался исходя из их запросов — тренажер стыковки, в котором обезвешиваются руки, а само тело в сухой иммерсии. Это как раз нужно для крайних состояний (обычное — когда еще о ощущениях «Земли», а обезвешенное — это на двухсуточную)
PPS кстати, из ЦПК вернулся 4 декабря, мы 18 корабль сдавали.
oleg_go
Ссылку дайте на его слова о преимуществах 3 часовой схемы
SomaTayron
вы так пошутили?! )))
Сураев летал в 2009 и 2014 (а двухвитковая даже для грузовиков впервые в 10.07.18), он понятия не имеет, какие ощущения на двухвитковой, потому конечно и не говорит то, чего не знает наверняка. По секрету — он летал даже не на 2.1+МС, а на ФГ+ТМА, там даже не получилось бы реализовать, если бы хотели…
Zenitchik
Помнится, ещё Феоктистов говорил, что сразу после взлёта — человек испытывает острое привыкание к невесомости. Стыковаться в таком состоянии — довольно неприятно.
zone19
У smoliarm в блоге было описание, почему NASA не использует коротких схем (в 3 часа) и не будет использовать:
smoliarm.livejournal.com/453660.html
SomaTayron
Да, читал smoliarm и улыбался. Он тогда еще говорил о быстрых стыковках на примере Джемени и парном пуске, чем и показал, что мягко говоря сравнивает теплое с мягким. Одно дело выведение двух объектов на одну и ту де орбиту, и совсем другое выведение с Земли к орбитальному объекту — там орбиты имеют сходный участок в узком коридоре и все ограничено по точности и времени.
Ну, а если по сути… Из интереса просто гляньте программу полета на двухсуточном. На 3 и 4 витках — маневр № 1 (двухимпульсный. одноимпульсный маневр №2 на 17 витке) на топливе второй секции КДУ. Отдых экипажа на 6-11 (22-27) витках.
Поясню проще. На 3 часовой схеме (назовем условно момент стыковки Т0) уже после 2 витка идут стыковка и космонавты при желании идут спать, перенося во сне период адаптации к невесомости. На двухсуточной (режим автономного сближения с 33 витка) — в Т0+1,5...3 проводят маневрирование, а спать идут аж в Т0+6ч. И эту схему Сураев называет более комфортной в сравнении с 6 часовой, хотя на 6 часовой спать ложатся на 3 часа раньше, чем на 2 суточной, но на 6 часовой как раз попадают в начала адаптации к невесомости.
А в 3 часовой и переходная адаптация еще не наступает, и спать можно будет на 3 часа раньше, чем на 6 часовой и на 6 часов раньше, чем на 2 суточной.
Вот такая простая математика — при 2 витках и спать еще не хотят и организм еще не «ломает». При 2 сутках приходится терпеть без сна лишние 6 часов, но сон подгадывают как раз на момент «ломки». А при 6 часах хоть еще и сильно не вымотался, но и поспать не получается, и у некоторых начинается ломка как раз перед стыковкой.
Ну, а отмазки НАСА — любой спец умеет придумать отмазку, особенно если она предназначена для формальности, а не технического совещания. Помнится, они даже «объясняли» почему при сведении мусорят на орбите, оставляя служебный отсек всего на 4 км ниже МКС. А ведь короткая схема экономичнее, этого топлива вполне хвалило бы опустить мусор ниже, чтоб он быстрее сгорел.
Am0ralist
Запилите статью про космос)
SomaTayron
Мне бы сейчас отчетность доделать то загрузке отела )))
После 44 ФЗ начался геморрой — все средства идут через казначейство, и им не важно, кто и сколько работал, главное — чтоб по бумаге часы и люди «бились». А у нас 2 на больничном, одна сломала ногу, плюс возрастной карантин… В командировку поехали втроем, двое через сутки свалили болеть, пришлось отдуваться.
Ну, а потом хорошо бы лекции для детишек обновить — в этом году хочу несколько расширить по «терроформированию» — не просто модели атмосферы, а с заданиями по условиям моделирования перехода на тех или иных планетах (стартово: удаление от звезды, масса, плотность, первичный газовый состав, на выходе степени изменения — достижение только радиационной защиты, /+давление, /+температура, /+кислород)
Am0ralist
Просто без статьи (даже если это будет а-ля новость про что-то с деталями) вам не могут в карму поставить больше 4 другие пользователи)
SomaTayron
Да строго говоря я тут не для «лайков» )
Слежу, какие новости людей интересуют, какие темы вызывают сложности в понимании и разборе — и это использую в качестве темы для разбора с ребятами. Так сказать альтернативная обратная связь
anonymous
Справедливости ради, у smoliarm был еще пример лунных модулей
dydyman
Союзы начинали с 2х суточной схемы. На драконе тоже можно по коротким схемам летать и летать так будут, это как бы вообще не от корабля зависит. А в первых полетах важнее корабль обкатать по полной.
i_Max2
Насколько помню перед быстрой схемой еще корректировали орбиту МКС чтобы «сошлось» как надо.
dydyman
Да, там еще по быстрой схеме можно не каждый день летать, если не ошибаюсь, а для обычных схем пусковое окно каждые сутки.
migelle74
Космонавтам нравится сутки сидеть. Т.к. перед стыковкой у них есть время поспать. А иначе получается почти сутки бодрствования, а в конце этих суток стыковка.
SomaTayron
Ускоряют не «для того что», а «потому что» — потому что одни могут этого достичь, а другие нет. Все решает баллистика и САУ ракеты, а по этим показателям мы начиная с 80-х уже были впереди. Ну, а в 2003 начали уходить в отрыв.
Из интереса сравните коридоры выведения разных носителей. Рекорд в этом принадлежал Прогрессу — максимальная прогнозная ошибка по высоте, дай бог памяти, +4/-1 км.
PS насчет времени полета и «удобства» — зайдите на сайт ИМБП, почитайте в каком временном коридоре наступает адаптация к невесомости. 6 часов — это у нижней границы, как повезет, 3 — организм все еще привычен к Земле и реагирует адекватно. а вот диапазон от 8 ч до 1.5 суток — тут уже рулетка. В итоге 2 суток даже безопаснее лететь, чем одни. В автомате то разницы никакой, а вот если переходить на ручной, то есть риск остаточных ложных навыков.
Iguana2
Первые два пункта это все старое, пусть и усовершенствованное, третье прока слова, спутников нет. Вот Роскосмос в лице Рогозина заявил, что будем делать многоразовую ракету (пусть даже почти копию фалкона по рисунку), и вот через полгода после заявы они выкатываю похожую трубу на старт, запускают и при приземлении она разбивается… Могу вас заверить, что восторженных комментов было бы гораздо больше, чем Маску. Но это же невозможно в данной системе, не так ли (судя по истории Ангары)?
ae560
Во всех трех пунктах есть два ключевых понятия — это «впервые» и «сделано». На сколько старое или новое или суперновое — не важно совсем. Космонавтика это не производство айфонов эта очень консервативная отрасль. Показатели «относительная масса полезного груза» и «удельный ипульс» достигли лучших значений ещё в прошлом столетии и существенно обойти их в этом столетии вряд ли удасться.
Что невозможно «в данной системе»?
То что, вам хочется каких-то странных вещей, «как у Маска»? И слава богу, что невозможно. Тот же Рогозин про многоразовасть заявлял: «И, если это всё оправдает себя и с инженерной, и с экономической точек зрения, то тогда, действительно, ракета среднего класса, которая придет на замену „Союзу-2“, будет многоразовой»
Iguana2
Ниже комментаторы подробнее ответили вам. А про «странные вещи» вы правы, про них будут говорить, обсуждать. А деньги любят тишину, их, деньги, в тишине пилить надоть))
PS Только что поставил лайк под новостью от Рк про двигатель рд-0124мс, так что я рад любой новости про космос, независимо с какой стороны или страны Земли. В твиттере у меня только космическая и немного научная тематика).
Daemonis
Ну, по этому критерию можно непрерывно гордиться. Впервые запустили робота Федора. Впервые обнаружили и заделали просверленную дырку.
С приходом в нее бизнеса она становится все менее консервативной.
В переводе на человеческий это означает «если сможем, сделаем, если не сможем, скажем — неоправданно»
ae560
Верно! Поводов хоть отбавляй.
Но вы же хотите гордиться, тем что подпрыгнули на 12 км на устройстве отдаленно напоминающее ракету? Ну даже не знаю что сказать…
Увы, законы природы не обманешь. Без перехода на новые, неведомые ещё, принципы ключевые характрестики уже не улучшить. Так, на проценты, а то и доли процентов.
Так и Маск так же делает!!! Мало ли уже вариантов сменил и сроков затянул. Не удивлюсь, что лет через 10 откажется от многоразовости.
flx0
Для бизнеса ключевая характеристика — стоимость. И именно за ее улучшение идет сейчас борьба. И именно эту борьбу Роскосмос с треском проигрывает. А компенсировать это улучшением других характеристик, как вы сами верно заметили, — не выйдет.
Daemonis
Мне тут гордиться нечем. Но прыжок на 12 км впечатляет больше, чем железный манекен обмотанный скотчем, да.
Разница есть — Маск сначала сделал, потом уже откажется (если). А Рогозин откажется, не сделав.
ae560
А вот ачивку «первый антропоморфный робот космонавт» уже какой-нибудь другой шарлотан, типа Маска, не получит. Первый робот-космонавт русский! Опять же напомню, и первый спутник земли ничего полезнего не произвел, ни тем более первый космонавт звездочку с неба не достал.
Вот, вот, вот. Сначала сделает, а потом подумает/посчитает, а надо ли делать вообще (окажется что и не надо). Одним словом ШОУ. По набросу лапши инвесторам на уши, на потеху публике. Вот за это я Маска уважаю — каждый день смотрим цирк, за чужой счет.
Ну извинити, что Рогозин лично вам не доложил обо всех просчитанных, промакетированных и отброшеных вариантах. Занят более полезными делами.
Valerij56
Да, Рогозин, действительно, занят более полезными делами. Песни сочиняет.
Чем бы дитя не тешилось…
ae560
Ну до курения наркотков в прямом эфире ещё не дошло! Значит есть ещё куда стремиться!
mig126
У нас эта борьба с наркотой(что у них ей не является) зашла за все разумные границы.
Некоторые лекарства не имеющие аналогов не купишь, только покупать самостоятельно за границей и везти домой(почтой это уже контрабанда наркотиков), перепродать такие лекарства нельзя, это уже сбыт и тоже соотв. статья(хоть никого не посадили, возможно благодаря огласке, но нервы потрепали).
Было несколько уголовных дел(не знаю чем закончилось) на предпринимателей изготавливающих хлебо булочные изделия за покупку мака(и госнаркоконтроль не волнует что те крохи наркотического вещества нельзя извлечь технически).
Было громкое дело на изобретателя солнечных панелей. Он по каким то причинам решил заказать нужное для их изготовления вещество(причём даже не наркотик, а растворитель который можно использовать для его приготовления) в Китае(где оно свободно продаётся) самостоятельно(вероятно потому что официально это долго и муторно). От срока ему удалось отмазаться в т.ч. благодаря огласке, но он уехал в Индию и там организовал свой бизнес по их производству.
artemerschow
mig126
Ага, спустя шесть лет и нескольких попыток сбить настрой журналистов путём передачи дела из Брянска в Москву и обратно.
artemerschow
История дичайшая от и до, да.
mig126
Обвинение было очень серьёзным, вплоть до пожизненного. Такое нельзя просто закрыть без последствий для одной из сторон, вот и мурыжили до последнего.
ФСКН реформировали, возможно это дело стало последней каплей.
KonkovVladimir
Никотин — наркотик и его уже лет 100 в прямом эфире «курят», да еще и песни про это поют!
anatoly314
anatoly314
Dr_Faksov
А врачи давно говорят что курение конопли наносит существенно меньший вред чем табак. Нет смол, радиации и никотина, как минимум. И официально подтверждённых случаев рака легких от курения конопли тоже нет.
Zenitchik
Вред для окружающих — довольно странная величина.
Для объективности, вред от пассивного употребления и вред от действий употребившего нужно оценивать отдельно.
artemerschow
Daemonis
Это вы точно заметили :) Эту ачивку получил шарлатан Рогозин :)
Роботов в космосе уже и без Федора полно.
ae560
С точки зрения меня, как инженера — да полно. А с точки зрения меня, как простого обывателя, роботов в космосе не было раньше, только тупые автоматы. Так что, первый робот-космонавт русский Федор!
Mike_soft
почему-то складывается впечатление, что называя себя «инженером» — вы, мягко скажем, слегка преувеличиваете (чуть больше, чем называя ФЕДОРа — роботом)
artemerschow
Мне вот интересно, почему люди, схожих с вами взглядов так сказать, на запуск теслы на первой сверхтяжёлой ракете частной компании кривят лицо и начинают рассказывать, что это всё пиар, Маск мошенник, это всё херня, да и вообще мы сверхтяжёлые ещё сто лет назад запускали. Но вот доставить бесполезный кусок железа и лишь потому что он вроде как антропоморфный (нормальных и более функциональных уже кучу доставляли) кичиться этим?.. Ну не знаю.
ae560
artemerschow
ae560
Ну вот вы сами подверждаете, что должно быть в разы больше. Шарлотанство налицо!
artemerschow
Вы точно не путаете «может» и «должен»?
ae560
Так же как и вы путаете «уже запустил» завленную массу и «похвалился» что может такое запускать.
artemerschow
Налицо шарлатанство производителя автомобиля, ведь он на тест-драйве посадил только одного водителя, а заявляет о 5 посадочных местах!
Да, в тестовом полёте не нагрузил полезной нагрузкой на 100%. И что? Чуть меньше топлива потратил. Исходя из характеристик системы мы можем посчитать максимальную нагрузку и так. А заявления из разряда «надо проверять на 70/80/90/100% нагрузки прям обязательно и на каждой по отдельности (мало ли что?)» мало отличается от «надо проверить воздействие телефонов/микроволновок/ГМО/вакцин на 5/10/20/100 поколениях!!!!». И без вас, простите, знаю что и как нужно проверять.
artemerschow
Не могу удержаться и не попытаться теперь вас подловить. Сегодня прошёл второй запуск Ангары-А5 (что круто и вообще, больше запусков богу запусков). Максимальный вес для вывода на ГСО заявлен в 4,6 тонны. Запускали же они сегодня макет, весом в 2,5 тонны. Из этого следует, что Роскосмос шарлатаны? Я отвечу, что нет. А вот вам сложнее. Чтобы оставаться последовательным, надо заявить либо то, что Роскосмос тоже шарлатаны, либо то что наброс про Falcon Heavy был необоснован.UPD: Теперь мне, дабы быть последовательным, надо признать ошибку. 4,6 тонны на ГСО потенциально доступно с другим разгонным блоком. Запуск проходил с РБ Бриз-М и с ним максимальный вес составляет 2,8 тонны на ГСО.
MyshinyjKorol
Какую ракету? Последний раз когда он разбивал ракету это был ни разу не успех (напомню сентябрь 16го). (Авария возвращаемых ступеней при посадке тоже никто не называет успехом, это прямые убытки для спейсов.)
Dragonair
Стоп, а разве Робонавт-2 от General Motors русский?
artemerschow
О, спасибо! Так и знал, что память меня не подводит. Пытался загуглить себя проверить, но чёт не нашёл.
ae560
Робонавт-2 не робот, потому что:
— него нет души (не имеет голоса и не понимает речь)
— не антропоморфный
— не самоходный (и вообще ног нет)
— не ориентируется в пространстве
— не может самостоятельно выполнять задания
т.е. просто бездушный автомат-манипулятор.
Andy_Big
Забыли:
— не православный
artemerschow
Простите, кто не антропоморфный?
DrPass
То ли дело Фёдор, и поставляется со встроенным искусственным интеллектом,
artemerschow
Справедливости ради, там действительно заявлялось о возможности работы как с оператором, так каком-то функционале без него.
DrPass
Ну скажем так, в способности работать самостоятельно Фёдор не был замечен (по крайней мере, в режиме, более сложном, нежели игрушка «Луноход»). А заявлять, ну мало ли, что они заявляли.
artemerschow
Тут мне возразить нечего :)
ae560
Как сказал artemerschow, но про Маска:
DrPass
В данном случае точно ничего не путаю. Работу столь крутой функции показали бы миллион раз во всех подробностях, если бы она была.
MyshinyjKorol
Вы похоже больше 4х лет не заглядывали сюда — список запусков. Эх, все бы такие шоу устраивали глядишь были бы уже на Луне или Марсе.
flx0
Лучше сюда заглядывать:
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Falcon_9_first-stage_boosters
Тут статистика не по запускам, а по ракетам. Не считая хеви, было выпущено 14 ступеней Block 5. 8 из них в строю, причем из них 2 летали по 7 раз, 2 по 4, одна — 3, и три самые новые успели слетать по одному.
Еще 3 ступени были пущены в расход (2 для тяжелых спутников, одна на испытаниях САС) и 3 разбились при посадке.
Итого 46 пусков были обеспечены всего 14ю ракетами.
И выглядит так, что первый-второй запуск ракеты с коммерческой нагрузкой ее фактически окупает, а дальше на ней забесплатно возят старлинк (который уже работает в нескольких штатах).
DrPass
Конкретно это — вообще ничем не достижение, это просто флуктуация во временном диапазоне двухвитковой схемы стыковки.
Было бы достижением, если бы несчастную Ангару не мучали уже четверть века. А так, вызывает разве что уныние.
scream_r
При этом стоимость программы разработки Ангары в 2018 году оценивалась в 110 млрд. рублей российских налогоплательщиков, которые в основном были потрачены во времена цены ~30р за доллар. То есть это более 3.5 млрд. в долларах сша.
Стоимость разработки Falcon 9 оценивается в 850 млн (0.85 млрд.) долларов сша, из которых только половина были государственными деньгами. Стоимость разработки версии Falcon heavy ещё 500млн (0.5 млрд) долларов. Разработка Falcon начата ориентировочно в 2004 году. Количество пусков всех версий Ангары — 2 (из них 1 суборбитальный). Всех версий Falcon — более 100.
migelle74
Американский рекорд все равно не побили.
SomaTayron
Побивать нечего, нет в этом плане ни американских ни советских рекордов… Это как говорить, что какая то современная машина побила рекорд каких то мотоциклов. Это разные классы операций.
Обычно вспоминают про Джемени или парные советские пуски — но там была речь о стыковке двух аппаратов, выведенных почти одновременно на одни и те же орбиты. То есть вообще без маневров и переходных орбит. А вот если объекты выводятся «прямо» с большим временным лагом, а тем более на разные орбиты, неизбежно появляются дополнительная орбита фазирования и переходная.
migelle74
Лунные модули?
Zenitchik
Первые стыковки "Космосов" и "Союзов" друг с другом и с "Салютом" тоже использовали вывод второго аппарата ракетой носителем прямо к первому. И именно в них было установлено, что стыковаться сразу — нельзя. Человек после взлёта перед стыковкой отдохнуть должен.
SomaTayron
Сейчас полегче, «кентавры» спасают от последствия отливания крови в нижнюю половину. Хотя конечно бесплатного ничего не бывает, тут выбирают «из двух зол» — пах конечно передавливает сильно, но все равно лучше, чем совсем без противоперезрузочных.
Zenitchik
А разве космонавты взлетают не лёжа? У них же перегрузка грудь-спина. Перетекание крови в ноги — это проблема лётчиков с их разнонаправленными перегрузками.
SomaTayron
Там несколько сложнее. С одной стороны «лежа» (точнее «поза ребенка») — это не горизонтально, голова ощутимо выше, даже выше согнутых колен. С другой — лежементы не статичны. К примеру, перед приземлением взводятся амортизаторы и это меняет угол наклона. Не сталкивался по работе, взведены ли они перед стартом (по логике — да, но не утверждаю, могу поинтересоваться), но при любых вариантах голова выше. Классика по зоне подложки была 240 мм, отсюда и 2 космонавта было, потом на малый ход меняли 35 мм и изменили общие углы. Ну, а при перецепке парашютной взводится в верхнее положение (250 мм, рабочий ход при обжатии 240).
Кстати, строго говоря положение выбирается не совсем исходя из перегрузок, там чуть сложнее. Говоря по аналогии с перегрузками на посадке, чистый удар о грунт на скорости 6-10 мс дает кратковременную перегрузку аж 60-100g, но решающим там является скорость нарастания перегрузки 5000-7000 g/с. Предел по линии голова-таз по вертикали — 3.94 м/с, а по нарастанию перегрузки аж 19000 1/с. Вот исходя и этого и начинались пляски с бубном.
Если интересно, по нагрузкам можете у Свиренгена глянуть («Aerosp.Med.»I960). Устарела конечно, но там хорошая детализация и источник открытый
hippohood
Про Ангару это шутка или сарказм? Четверть века в разработке, единственный пробный полет 6 лет назад, запускать её фактически неоткуда… Давайте тогда с гордостью вспомним модуль Наука, который уже вот вот полетит на МКС… с опозданием в 14 лет. Как раз Рогозин начал разговоры о том что МКС разваливается и недолго ей осталось. Хоть погостит
Со скоростным полётом это круто, мы уже радовались. Вроде никто не молчал, все новости этим забиты. Хотя это и просто ачивка — новых научных свершений, снижения стоимости или ещё чего-то в результате этого достижения трудно представить.
jedecuz
Скоро на сайте Роскосмоса вылажат рисунки Рогозина.
lain8dono
Обложки для альбомов с песнями Рогозина?
unwrecker
ЭЭЭЭ. Я правильно понимаю, что космический корабль он же вторая ступень сам взлетел с земли без РН? Понятное дело, что скорее всего без нагрузки, но всё же…
Valerij56
Да, правильно поняли. И без нагрузки, и с тремя двигателями вместо шести, и с заправкой примерно 100-200 тонн топлива, вместо примерно 1100 тонн (прописью — тысяча сто тонн).
gotozero
Ну двигателей там и так будет 3. Остальные 3 они для вакуума. При старте с земли они мертвый груз
Valerij56
Двигателей там будет шесть. В штатном полёте все они будут запускаться на высоте около ста километров, о есть в вакууме. Но при посадке будет использоваться три атмосферных с управляемым вектором тяги.
Halt
Да, верно. Без нагрузки или при суборбитальных полетах первая ступень не нужна.
TorynVeider
Вообще, круто очень- огромная махина ложится на бок и потом возвращается в вертикальное положение. Очень убедительно.
Dmitry88
Почему посадочных лап нет, как у Фэлкона? Они разве не, как демпферы, не сработают? Или при такой массе бесполезно?
Mike_soft
есть. маленькие. Но почему-то не вышли.
mig126
Один двигатель перед самой посадкой заглох и оставшиеся не смогли компенсировать, потому корабль «сел» раньше, чем отработала программа выпуска опор.
Valerij56
В принципе, разрушение при посадке было для этих испытаний почти плановым исходом. Я не знаю, почему не вышли посадочные опоры, но практически все запланированные операции прототип сделал штатно, и сбросил на Землю огромный объём телеметрии.
DmitryYF
Есть версия, что для выхода ножек нужно определенное ускорение (торможение), а тут этого не произошло.
akaAzazello
Кажется, появилось немного новых кадров для следующей версии ролика от SpaceX "How Not to Land .." ;)
Valerij56
Нет. Для первого полёта всё, действительно, прошло прекрасно. Задачей этого испытания было получение данных, и успех «первертоца» (маневра вертикализации, flip maneuver) — это уже успех.
akaAzazello
Большинство кадров в уже существующем ролике SpaceX тоже относится к полётам, где всё прошло прекрасно — спутники выведены, манёвры сделаны, данные получены — а обьединяло их именно RUD(rapid unscheduled disassembly) ;)
Valerij56
Видео с камеры на посадочной площадке.
KonkovVladimir
Мне интересно как во время этого перевертона метан и кислород вращались в баках и как они после этого сумели попасть в двигатель, хотя метан похоже «не сумел».
dydyman
Для посадки там есть специальные маленькие баки:
KonkovVladimir
При включении двигателей перед посадкой в баках было ~100 т,
flightclub.io/result/2d?id=d3729759-faa3-4adf-b15b-ea3e8663b40a
а посадочные баки вмещают 7.3 + 22.9 т = 30.2 т, где-то еще 70 тонн оставалось.
dydyman
Маск говорил, что переключение на малые баки прошло успешно. Остальное топливо было в основных баках. Возможно там был вариант посадки на топливе из основных баков, если бы не удалось переключиться на малые
Static_electro
там специальный отдельный бак небольшого размера под это дело
Valerij56
Делов то! В посадочный метановый бак следующего Старшипа поставят камеру с теплоизоляцией и подогревом, и увидим.
zone19
Когда я смотрел это видео в другом месте сначала подумал, что это имитация полета с помощью компьютерной графики. Пока эта дура не приблизилась, повернулась и не начала тормозить двигателем. Незабываемые ощущения.
Psionic
Парочка неудобных вопросов к мечтателям — топливом старшипа является пара Метан-Кислород, оба криогенные, полет с земли на Марс при самом благосклонном взаиморасположении планет на орбитах занимает месяца три, что для хранения криогенного топлива без охлаждения не хорошо (если интересуетесь космической техникой, то толжны знать такие особенности криогенного теплива, как выкипание) — как не долететь до Марса с пустыми баками?
Что за электропитание у старшипа? Солнечных батарей на концептах не видно, атомный реактор тоже нигде не упоминается, а ведь эта штука должна находится в автономном полете многие месяцы — чем питать все оборудование?
Экипаж и пассажиров — 100 человек, объем груза 1100 груза кубометров, тоесть 11 кубометров на человека (нормальная жилая комната 40 кубометров примерно), но с учетом того что нужно еще запасы еди, воды, воздуха, система жизнеобеспечения, места под нужник, и прочее — сколько реально там для пассажиров останется — колонисты что будут что лететь как селедки в бочке много месяцев?
Valerij56
Достаточно прикрыться от Солнца в полёте, хотя бы «воланом» из ЭВИ (экрано-вакуумной изоляции) — и метан с кислородом будут оставаться жидкими при атмосферном давлении.
Проблемы полётов Старшипа как колониального корабля будем обсуждать, когда они станут актуальны. Правда, я до этого момента, вероятно, не доживу (возраст и состояние здоровья). Сначала, вероятно, экипаж и пассажиры (как первые колонисты, так и «зимовщики», летящие на Марс сроком в 1-2-3 синода с последующим возвращением) будут иметь численность до 25 человек. Просто потому, что в первую очередь надо доставить оборудование.
Chamie
А откуда вы, если не секрет, взяли эти числа, в т.ч. 100 человек до Марса?
Valerij56
Ну, о том, что Старшип будет в состоянии доставить сто человек до Марса говорил ещё в 2016 году Маск. В принципе — может, и комфорта, и места будет больше, чем на каравеллах Колумба и кораблях, перевозивших первых колонистов в Новый Свет. Рисуют даже сто отдельных одноместных кают, хотя такого комфорта Маск и не обещал.
Но, мне кажется, Старшип даст такого пинка развитию космонавтики, что быстро появятся межпланетные корабли орбитального базирования, а за Старшипом останется роль челнока орбита-поверхность.
Areso
Все говорят о межорбитальных буксирах, но никто их не строит. Думаю, потому что не востребованно.
Valerij56
Ну, так и Старшипы тоже не летают. Стоимость доставки на орбиту упадёт на порядок, а в дальний космос на порядки (потому, что большую часть массы на НОО составляет топливо) — и будет востребовано.
Areso
Многоразовые РН уже есть, а вывод как стоил 60-90 миллионов, так и стоит.
Поэтому, несмотря на оптимизм по поводу развития технологий у SpaceX, экономического чуда не произошло.
Нет вывода за хотя бы вдвое меньшую цену.
Хотя самое дорогое — двигатели — они спасают, иногда спасают и обтекали.
Mike_soft
если есть возможность продавать пуски по 60-90 — зачем продавать их дешевле?
вот смотрите: в 90-х была возможность продавать нефть по 20, а местами и по 13 баксов за бочку. когда стали покупать за 140 — почему-то возможностью продавать за 20 пользоваться перестали…
Areso
Тогда неочевидно, что может привести к падению цен, даже если себестоимость сократится.
Разве что появится несколько разных частных компаний с низкой себестоимостью запусков, да еще и в одном «весе». Тогда будет смысл снижать цену… а так?
Chamie
Если себестоимость упадёт настолько, что SpaceX сможет себе позволить уронить рынок штучных запусков в обмен на создание массового спроса.
hippohood
Снижать цену имеет смысл когда производственные мощности превышают спрос.
Valerij56
Именно поэтому Маск затеял программу Rideshare, с ценой запуска малых спутников $1M за 200 кг или $5K килограмм.
Mike_soft
к падению цен может привести банальная конкуренция.
Собственно, она и привела, насколько помню — юла поумерила аппетиты.
может, еще за счет массовости упасть, но это вряд ли.
ну и с другой стороны, существует ограничение конкуренции (т.е. несмотря на то, что у Маска дешевле — часть пусков отдают его конкурентам, чтоб они составляли конкуренцию спейсам, и спейсы не охамели. и чтоб было более одной возможности вывода нагрузок)
Valerij56
Да, у американцев есть «Основы космической политики», по которым они сейчас поддерживают двух участников, отдавая им государственные запуски в пропорции 60/40. А совсем недавно они, с 2006 по 2015 год прямо финансировали ULA в размере примерно миллиарда долларов в год, а в 2016-2019 по 800 миллионов на «содержание инфраструктуры» (это кроме оплаты запусков). Кстати ULA создано по специальному закону, чтобы прекратить внутреннюю конкуренцию Боинга и Локхид. Кстати, и сейчас 60% государственных запусков получает ULA, но вот коммерческих запусков у них практически и нет.
striver
Как сказал Эрик Бергер — не допускать к конкурсам в США РН, которые не могут конкурировать на международном рынке.
MyshinyjKorol
Судя по развертыванию старлинков при их финансировании вывод для спейсов стоит раза в 2-3 меньше 60 млн «для рынка». Ну а не снижают для рынка, чтобы не упускать маржу, поскольку пока что простое снижение в пару десятков млн не принесет автоматически все заказы.
devlind
«Нормальная жилая комната 40 кубометров», прикольно — и сколько пространства выше 2м вы используете у себя в комнате? К тому же 40 куб метров это для «комфортного проживания», вы же когда едете в поезде, машине или летите на самолёте не требуете себе 40 куб. метров пространства, так? Там скорее всего в плане удобства будет как на кораблях или подводных лодках — шконка чтобы поспать (вполне вероятно что даже не лично твоя, а общая с ещё 1-2 людьми и спать можно будет посменно, т.к. нет смены дня и ночи) и какие-то общие зоны отдыха и работы.
На счёт электричества — можно наставить солнечных панелей — для Марса они ещё актуальны и какой-нибудь РИТЕГ.
Но до этого ещё дело не дошло, они только над общей конструкцией корабля пока работают. Над начинкой нужно будет думать позже.
selivanov_pavel
Закрыть баки экраном от Солнца, в вакууме нагреваться больше не от чего. Можно даже дать остыть до твёрдой фазы, если конструкция баков позволяет.
Скорее всего, РИТЕГ запихнут, для обитаемой базы он всё равно понадобится.
Ну пошлют два Старшипа, обитаемый и кладовку. Или три, для отказоустойчивости.
partys
«Скорее всего, РИТЕГ» пока блок аккумуляторов из теслы под обтекателем, а на старых рендерах были 2 выдвижные солнечные панели.
Crandel
Это был прекрасный полет, я думаю они даже перевыполнили свой план прыжка
speakingfish
Справедливости ради, многие live комментаторы восприняли отключение двигателей как проблему. В том числе Everyday Astronaut написал что SN8 не достиг запланированного апогея в 12км, а поднялся только до 8км. После испытания он спросил об этом Илона и Илон ответил что всё так и планировалось.
Кроме этого ни один из сайтов не угадал со счётчиками скорости и высоты — в реальности SN8 поднимался и спускался гораздо медленнее.
Но вот меня волнует другое — почему не вышли посадочные опоры? Помимо подачи топлива, проблема возникла ещё и в механике выпуска опор? Но разве Илон об этом написал?
Chamie
mig126
Возможно компьютер когда видит отрицательную высоту посадки(и не успевает вывести её в ноль по расчётам), он специально не выпускает опоры. Пусть корабль лучше разрушится, чем перебьёт кабеля управления от жёсткой посадки и он улетит неведомо куда.
У самолётов эпизодически случаются такие ситуации, когда кабель управления перебит и двигатель работает самостоятельно. А это очень мешает вовремя остановится, как это было в недавнем случае с АН124.
У ЖРД аналогично, двигатель управляется клапанами, в случае потери связи может продолжать работать, т.к. турбонасос сам себя поддерживает.
RomanKerimov
Может поэтому же один из работающих двигателей отключился, и это было штатное выключение в нештатной ситуации?
Хотя тогда и другой должен был бы выключиться, так что вряд ли.
v1000
В новой версии надо увеличить демпфирующие свойства посадочных устройств:)
SomaTayron
Если уж заходить с этой стороны… Логично демпфирующую систему делать не на носителе, а на самой посадочной площадке, вроде «сухой мембраны». Тогда при штатной посадке лишняя страховка от быстрых случайных ошибок, а при нештатных отключениях все равно спасти сложно. Зато экономия по массе, плюс повышенная гарантия на штатных спусках
drWhy
А разве взаимодействие двух систем управления не усложнит посадку?
SomaTayron
Зависит от типа, если пассивный — то нет конечно, скорее наоборот. Это просто полет фантазии — условно говоря, если ГЛ ловить в сеть, то почему ступень не ловить в сеть/рукав или не сажать в негорючий наполнитель. При таком раскладе основной механизм остается посадка на движках, которые отключаются за несколько метров от поверхности. Ну, а если на посадке будет ветер, не погасятся угловые или ошибка центровки, то это лишняя защита от повреждения.
Понятно конечно, что я утрирую, но движение в этом направлении перспективнее, чем утяжелять систему на самих носителях. Это как при старте, максимум функций переносятся на стартовый комплекс, чтоб облегчить носитель.
Mike-M