Хотя коронавирус помог человечеству снизить вредные выбросы в атмосферу в I полугодии 2020 на рекордные 9%, экологам праздновать победу рано, потому что, как говорят сантехники, «тут всю систему менять надо» — систему углеродной экономики, построенной на тотальном потреблении ископаемых энергоносителей. И если с новыми источниками мы определились (солнце и ветер), то с носителем их нестабильной энергии ещё нет. На эту роль претендует водород. В этот раз мы расскажем о его перспективах, а также о предсказании Жюля Верна, о ночном кошмаре Илона Маска, о самом большом в мире заводе «зелёного» водорода в Фукусиме и наших шансах на пенсии ездить до дачи на водородных электричках (шансы велики).
Построенное Toshiba предприятие Fukushima Hydrogen Energy Research Field в префектуре Фукусима — самый крупный в мире опытный завод по производству водорода через электролиз. Работы велись в рамках проекта «Hydrogen social construction technical development project/Hydrogen energy system technical development/Technical development concerning business model construction and the large-scale actual proof of a re-energy use hydrogen system» японской Организации по разработке новой энергетической и промышленной технологии (NEDO).
Источник: Toshiba Energy Systems & Solutions Corporation
Жюль Верн в «Таинственном острове» в 1875-м году писал:
— Вода? — переспросил Пенкроф. — Вода будет гореть в топках пароходов, локомотивов, вода будет нагревать воду?
— Да, но вода, разложенная на составные части, — пояснил Сайрес Смит. — Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой, ибо все великие открытия — таков непостижимый закон — следуют друг за другом и как бы дополняют друг друга. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов, в тендеры паровозов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей. Следовательно, бояться нечего. Пока землю населяют люди, она их не лишит своих благ, ни света, ни тепла, она отдаст в их распоряжение растения, минералы и животных. Словом, я уверен, когда каменноугольные залежи иссякнут, человек превратит в топливо воду, люди будут обогреваться водой. Вода — это уголь грядущих веков.
— Хотелось бы мне поглядеть на всё это, — заметил моряк.
— Рано ты появился на свет, Пенкроф, — вставил Наб, до тех пор не проронивший ни слова.
Инженер Сайрес Смит (на рисунке в центре) описывает не только водородную экономику. На страницах романа Жюля Верна «Таинственный остров» (1875 г.) он рассказывает, как добывать огонь без спички, определять долготу и широту, строить гончарную печь, делать нитроглицерин и гидроксил, свечи, сооружать гидравлический лифт и т.п. Источник: Rama / Wikimedia Commons
Скептично настроенный моряк из робинзонады Жюля Верна «Таинственный остров» действительно родился слишком рано, чтобы убедиться в точности прогноза Сайреса Смита. Цель превратить водород в «уголь будущих веков» в большинстве программ разных стран должна быть достигнута к 2030-2050 гг. Значит ли это, что человечество уже прошло, скажем, две трети пути к водородной экономике? Попробуем спрогнозировать, но сначала разберёмся с хронологией.
Началось всё в 1776 году с открытия водорода британцем Генри Кавендишем, который реакцией цинка и соляной кислоты получил этот бесцветный газ. В 1800 году его соотечественники Уильям Николсон и Энтони Карлайл впервые провели электролиз — известную всем нам со школы реакцию разложения воды на водород и кислород с применением электричества.
Спустя 30 лет химик из Швейцарии Кристиан Шёнбейн и британец Уильям Грове провели обратный процесс — получили электричество из водорода и кислорода, построив первые в истории топливные элементы на водороде с кислотным электролитом.
В XX веке стало больше прикладных исследований. В 1920-е гг. в немецкий инженер Рудольф Эррен реконструировал двигатели внутреннего сгорания грузовиков, автобусов и подлодок так, чтобы они могли работать на водороде и его смесях. А британец Джон Холдейн впервые предложил использовать энергию ветра для производства водорода электролизом.
Катастрофа дирижабля «Гинденбург» в 1937 году, а затем Вторая Мировая война прервали на время исследования в этой области, хотя водород активно использовался, к примеру, в блокадном Ленинграде.
Когда в Ленинграде закончился бензин, механик Борис Шелищ сумел перевести автомобильные двигатели на отработанный аэростатами водород. Источник: RIA Novosti archive / Wikimedia Commons
В 1970 году химик из США Джон Бокрис ввёл понятие «водородной экономики», предложив питать электросети американских городов энергией солнца, а в качестве её носителя использовать водород.
Все эти годы доступный и практичный газ активно осваивали в промышленности. Правда, о его экологическом потенциале не задумывались, поэтому большинство оставшихся в наследство от индустриальной эпохи способов получения водорода хотя и недорогие, но «грязные». О них далее.
5 оттенков водорода: для чего и как его добывают?
С тех пор как Джон Бокрис предложил превратить водород в энергоноситель, мировой спрос на этот газ увеличился в три раза и достиг 70 млн тонн в год. По разным оценкам, к 2040-м годам показатель возрастет до 100-200 млн тонн в год. По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), для нефтепереработки вырабатывают 33% этого газа, для получения аммиака и минеральных удобрений — 27%, для синтеза метанола — 11%, а для удовлетворения нужд сталелитейной промышленности — 3%.
Водород бесцветный, не имеющий запаха и вкуса, нетоксичный газ, но в смеси с воздухом или кислородом горюч и опасен. Источник: Toshiba Clip
А откуда берётся водород? Львиная доля добывается из природного газа (76%) и угля (23%). Из-за этого экологически безвредный H2 получается грязным для окружающей среды — его производители выбрасывают в атмосферу столько же углекислого газа, сколько Великобритания и Индонезия вместе взятые. Чтобы раскрыть экологический потенциал водорода, его нужно производить иначе.
В последние годы сложилась «цветовая» классификация водорода по виду источника для его производства:
— серый водород — из природного газа;
— синий водород — из полезных ископаемых, но с применением технологии захвата углекислого газа (Carbon Capture and Storage, CCS), о которой мы рассказывали здесь.
— чёрный водород — из угля;
— коричневый водород — из бурого угля;
— зелёный водород — из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Теперь посмотрим, как именно производятся «разноцветные водороды» и сколько это стоит.
Легче воздуха, но дороже доллара: сколько стоят разные виды водорода?
Начнём с ископаемых источников. Из природного газа водород производят реформингом — преобразованием CH4 путем эндотермической реакции с использованием водяного пара. Минус этой технологии — выбросы CO2, которые, впрочем, можно уменьшить до 90%, если применять технологии CCS.
Для справки: один кубометр водорода равен 0,08988 килограмма или 1,2699 литра и имеет примерно такую же энергетическую ценность, как треть литра бензина. Это означает, что сжигание 1 килограмма водорода высвобождает такое же количество энергии, как и сжигание 2,75 килограмма бензина.
«Серый» водород пока самый дешёвый. По данным МЭА, стоимость производства одного килограмма водорода 0,90–3,20 долл. США в зависимости от региона и технологии. Самая низкая цена на Ближнем Востоке (0,90 долл./кг), в США (1,00 долл./кг) и России (1,10 долл./кг) — выручают низкие цены на природный газ. В Европе и Китае получается дороже: 1,73 долл./кг 1,78 долл./кг соответственно.
«Синий» водород, вырабатываемый из природного газа с применением захвата CO2, дороже. На Ближнем Востоке он обойдётся 1,45 долл./кг, в США — 1,52 долл./кг, в России — 1,64 долл./кг, в Европе — 2,32 долл./кг, в Китае — 2,38 долл./кг.
Чтобы снизить «углеродный след» от производства водорода, можно использовать технологии захвата углекислого газа. Принцип CSS — на схеме. Источник: Toshiba Energy Systems & Solutions Corporation
«Чёрный» водород производят методом газификации — переработки твердого или жидкого топлива путем его окисления. Так делают в основном в Китае, где много дешёвого угля. При производстве «чёрного» водорода выбросы CO2 увеличиваются в два раза по сравнению с «серым». Но китайцев привлекает в нём цена — один килограмм «чёрного» водорода стоит 1,10 долл., а с применением захвата CO2 — 1,50 долл.
«Коричневый» водород также можно вырабатывать газификацией, но бурый уголь — пока редкость, поэтому говорить об усредненных ценах рано. Австралийцы хотят его использовать и, по их расчётам, стоимость одного килограмма «коричневого» водорода (с учётом CCS) составит 2,14–2,74 долл.
Конечную цену всех этих видов водорода в основном определяет стоимость сырья, и это главная проблема. Газ и уголь — исчерпаемые ресурсы, их цена волатильна, а «углеродный след» очень заметный. Поэтому с каждым годом всё привлекательнее и для экологов, и для экономистов идея добывать энергоноситель из воды, покрывающей 70% поверхности Земли.
«Зелёный» водород: где его производить и сколько он стоит?
Электролизом пока производится менее 0,1% водорода, но именно этот метод предполагает использование возобновляемых источников энергии.
А энергии нужно много: по подсчетам МЭА, чтобы произвести электролизом текущий годовой объём водорода (70 млн тонн), нужно электричества больше, чем вырабатывает за год Евросоюз (3,60 тыс. ТВт·ч). Поскольку технология получается энергоемкой, стоимость «зеленого» водорода в основном зависит от цен на электричество.
К счастью, они снижаются: по данным Международного агентства по возобновляемой энергии (International Renewable Energy Agency, IRENA), в 2019 году средняя стоимость «солнечного» электричества снизилась на 13% до 0,07 долл./кВт·ч. Энергия морского и сухопутного ветров подешевела на 9% соответственно до 0,05 долл./кВт·ч и 0,12 долл./кВт·ч. Электричество, выработанное из ископаемых источников, в среднем оценивается в 0,066 долл./кВт·ч.
Когда на Земле истощатся запасы воды, на электролиз пойдут запасы виски, пива, энергетиков и газировки. Источник: YouTube-канал Inventor
Со второй составляющей потенциального электролитического чуда (водой) попроще: на один килограмм водорода нужно девять литров воды. Соответственно, чтобы получить годовой объём водорода, понадобятся 617 млн куб. м воды — 1,3% мирового потребления H20 энергетикой. Вода нужна пресная, а морскую воду придётся деминерализовать. Впрочем, к цене одного килограмма водорода это добавляет всего 0,01-0,02 долл.
Сколько в итоге стоит «зелёный» водород? По данным Совета по водородной энергетике (Hydrogen Council), сейчас его цена в среднем равна 6,00 долл. за кг. МЭА даёт такую вилку: 3,00–7,50 долл./кг. Есть факторы, которые сильно влияют на стоимость «зелёного» водорода. Прежде всего, это регион.
Самые перспективные уголки планеты для водорода на возобновляемых источниках энергии — это Патагония, Северная Африка, Ближний Восток, Монголия, Австралия, Китай, США и Новая Зеландия. Здесь стоимость «зеленого» водорода составит 1,60-2,40 долл./кг. Источник: International Energy Agency
Второй фактор — масштаб производства. Чем он больше, тем ниже конечная стоимость «зелёного водорода». И поэтому, хотя Япония небольшая страна, земли для самого большого в мире завода по производству водорода на солнечной энергии компании Toshiba власти префектуры Фукусима не пожалели…
Реально мирный атом: зачем в Фукусиме построили самый большой водородный завод в мире?
По подсчётам Совета по водородной энергетике (Hydrogen Council), чтобы один килограмм «зелёного» водорода стоил 1,00-2,00 долл., к 2030 году, нужно увеличить его производство до 12 млн тонн в год. Чем больше масштаб производства, тем ниже его удельные затраты.
Чтобы понять, как большое производство водорода можно интегрировать в существующую энергосистему, компания Toshiba построила самый крупный в мире опытный завод по производству водорода через электролиз, который питает энергия солнечной электростанции (СЭС). Он называется Fukushima Hydrogen Energy Research Field, FH2R. Завод находится в посёлке Намиэ (преф. Фукусима) и занимает площадь 220 тыс. кв. м. Он состоит из солнечной электростанции мощностью 20 МВт и электролизера с входной мощностью 10 МВт.
Помимо СЭС, завод питает обычная электросеть. ВИЭ могут давать энергию с избытком, и лишний водород можно запасать для поддержания электролиза в периоды минимальной активности солнца или ветра. Но не в столь солнечной стране как Япония Toshiba решила использовать электросеть, чтобы найти экономический баланс между альтернативным традиционным источниками тока. Источник: International Energy Agency
Опытный завод FH2R будет производить до 900 тонн водорода в год для питания машин и автобусов на топливных элементах, а также для собственных нужд. Выработка достигнет 1,20 тыс. куб. м в час, то есть в сутки продукции завода хватит на заправку 560 водородомобилей и энергию для 150 домов.
Кстати, о транспорте. Путь к водородной экономике, скорее всего, лежит через баки личных авто, автобусов и грузовиков, где водород заменит бензин. Как и когда это произойдёт?
Ночной кошмар Илона Маска: победят ли водородомобили «Теслу»?
Машины на топливных элементах — программа минимум водородной революции. Такой транспорт в центре внимания программ большинства принявших их стран.
Водород содержит больше энергии на единицу массы, чем природный газ или бензин, что делает его привлекательным в качестве транспортного топлива. Из плюсов ещё быстрая заправка (в отличие от электрокаров), больший запас хода (около 400 км при средних 250 км у электромобилей), низкий вес сырья, отсутствие выбросов CO2, более экологичная и простая утилизация топливных ячеек по сравнению с батареями электрокаров.
Сейчас по миру ездят более 25 тыс. машин на водороде — в два раза больше чем в 2018. В основном это Toyota Mirai (о которой мы однажды писали здесь, на «Хабре»), Hyundai Nexo и Honda Clarity Fuel Cell, хотя в Китае доминируют автобусы и грузовики. Но водородомобилей гораздо меньше, чем их прямых конкурентов — электрокаров на батареях, число которых приблизилось к 7,2 млн. Почему?
Во-первых, водородные машины дороже. К примеру, Toyota Mirai стоит 58,5 тыс. долларов США, а Tesla Model 3 — 35 тыс. долл. Дорогими выходят два основных компонента водородомобиля — топливные элементы и бак. Однако и эта проблема в перспективе будет решена увеличением масштабов производства. Если сейчас стоимость топливной ячейки для водородной машины составляет 230-180 долл/кВт·ч, то при увеличении их выпуска с 1 тыс. до 500 тыс. единиц в год она снизится до 45 долл/кВт·ч. Цена водородного бака при таком же увеличении масштаба снизится с 23 долл/кВт·ч до 14-18 долл./кВт·ч.
В Toyota Mirai два водородных бака общим весом почти 88 кг. Водород в них хранится под давлением в 70 МПа. Источник: Mariordo / Wikimedia Commons
Во-вторых, есть проблема с заправками: их мало — 25 тыс. водородомобилей заправляются на 470 станциях, большая часть которых находятся в Японии (113), Германии (81) и США (64). Впрочем, со временем проблему решит развитие сети заправок.
Теперь о расходах на топливо. К примеру, в Германии 1 кг водорода на общественных заправках стоит 9,50 евро. Автомобиль на топливных элементах потребляет примерно один килограмм водорода на 100 км. Таким образом, затраты на топливо сопоставимы со средним бензиновым автомобилем, который потребляет 7 литров на 100 км.
В сумме капитальные и текущие затраты на водородомобиль оцениваются экспертами МЭА примерно в 0,65 долл./км, тогда как у электромобилей он составляет порядка 0,58 долл./км., но в перспективе они сравняются. По прогнозу Совета по водородной энергетике, личные авто станут конкурентоспособными к 2030 году при снижении цены водорода до 2,00 долл./кг. А что с другими областями применения водорода?
Резюме: когда начнётся эпоха водорода (и начнётся ли вообще)?
Эксперты Совета по водородной энергетике посчитали, при какой цене за килограмм водород станет конкурентной альтернативой другим энергоносителями с малым «углеродным следом».
Водород уже незаменим в качестве сырья в промышленности, а в будущем его перспективы связаны с транспортом и поставками тепло- и электроэнергии для гражданских и промышленных потребителей. Источник: Path to Hydrogen Competitiveness. A Cost Perspective // 20 January 2020, Hydrogen Council
Когда цена килограмма водорода опустится до 4,00-5,00 долл., конкурентоспособными станут грузовики и автобусы, курсирующие по длинным маршрутам. Причём это может произойти уже через 5 лет. С личными авто и фургонами ситуация иная: даже если цена водорода снизится, их стоимость может остаться высокой относительно электрокаров. Тогда покупать водородомобили будут только автомобилисты с приоритетами быстрой заправки и те, кто использует авто очень интенсивно, например, таксисты. Чтобы превратить маленькие авто в конкурентов Tesla, нужно снизить цену водорода до 1,00-1,50 долл./кг.
А вот электрички на топливных элементах уже вполне могут тягаться с обычными на маршрутах до 50 км с высокой частотой рейсов. Чтобы они сохранили привлекательность, доля расходов на топливо должна упасть с текущих 40-50% до 20-30%, что может произойти при цене 4,5 долл./кг водорода к 2030 году.
Совсем скоро (примерно к 2023 году) могут завоевать мир погрузчики, которые уже сейчас активно используются в Китае при цене 1 кг водорода в 7,00-9,00 долл.
По трубопроводам водород можно подавать в жилые здания. В этом случае он сможет заменить для электричества и отопления домов природный газ с применением технологии захвата углекислого газа. При снижении цены до 3,00-5,40 долл./кг водород становится более выгодным, чем другие системы отопления, скажем, на биометане. Но с природным газом без CCS водород справится только если будет стоить меньше 1,00 долл./кг. В качестве источника электроэнергии топливные ячейки на водороде станут конкурентными при цене 1,90 долл./кг.
Итак
Как видим, полностью водородной экономика к середине этого века всё же не станет. По прогнозу Международного совета по водороду, при цене 1,8 долл./кг водород сможет покрывать до 15% мирового спроса на энергию к 2030 году, а к 2050 году — 18%. По-видимому, мы, как и жюльверновский моряк Пенкроф, родились слишком рано, чтобы увидеть, как водород станет «углем эпохи». Скорее всего, этот газ будет играть важную роль в многофакторной энергетике и действительно заменит ископаемые в некоторых регионах и сферах применения, но ему ещё долго придётся конкурировать с другими источниками и носителями энергии.
delhi_heir
При использовании водорода, большая часть испаряется просачиваясь прямо через баки, покидая Землю. :(
El_Kraken_Feliz
Зашёл только ради того, чтобы убедиться, что комментарий про луц уже написан.
drWhy
«Поэтому с каждым годом всё привлекательнее и для экологов, и для экономистов идея добывать энергоноситель из воды, покрывающей 70% поверхности Земли.»
«Когда на Земле истощатся запасы воды, на электролиз пойдут запасы виски, пива, энергетиков и газировки. Источник: YouTube-канал Inventor»
adictive_max
delhi_heir
С хранением тоже не очень, из-за постоянных утечек в процессе хранения. :(
drWhy
А ещё мембраны при электролизе — расходный материал. Как и при деминерализации воды кроме дистилляции, которую вряд ли будут использовать для опреснения морской воды перед электролизом.
Pavlov83
как треть литра, или все же как 3 литра бензина?
grokinn
1,2 литра H как треть литра бензина, 1 кг H как 2,75 кг бензина.
saege5b
1 кг. Н2: 1/0,08988=11.1259457054 кубических метра.
эквивалент 1 кг бензина: 11.1259457054/2,75=4.0457984383 кубических метра.
4046/700=5.78 литра сжатого водорода.
т.е. чтобы заместить бак на 30 литров бензина, потребуется 121 кубометр водорода, сжатого давлением в 700 атмосфер до 171 литра без учёта оборудования.
Вроде так.
shashurup
— какой у нас нынче курс?
— 1 к 120!
— вот, видишь, за один рубль дают 120 долларов!
svanichkin
Правильно ли я понял, что переход на водород это что бы:
На википедии есть хорошая статья по водороду, где рассказно как про низкий КПД (чуть выше автомобилей на ДВС), про то как начинался опыт внедрения водородных заправок и чем это закончилось и еще много все го интересного, а главное реального. И почему в итоге поняли что лучше перешагнуть через этап водорода сразу на этап хранения электричества.
Я всё сказал.
grokinn
В той же википедии есть статья про Toyota Mirai где указан КПД преобразования водорода в электрический ток 83% против 23-38% для ДВС.
svanichkin
Я специально цифры не приводил, т.к. и ДВС двигатели есть с высокими КПД. По остальным пунктам все ОК? можно переходить на водород?
salkat
не могу представить ДВС с КПД 83%
Igor_O
Тут важно забыть/не учесть простой факт, что примерно весь водород на данный момент получается из нефти или природного газа. Т.е. из тех самых ужасных "ископаемых источников". А в остальном — да. Намного эффективнее солнечных батарей. Хотя… Соляра тоже эффективнее солнечных батарей. Просто сейчас устроили дизель-гейт и дизельные машины не комильфо...
acc0unt
КПД преобразования химической энергии в электрический ток у обычной литий-ионки при этом выше 90%. Но основные потери водорода — они даже не в этом последнем этапе преобразования, а при производстве, сжатии/охлаждении и транспортировки этого самого водорода.
Если делать водород электролизом, то потери во всей цепочке электричество->водород->электричество просто чудовищные. На фоне этого стандартный электромобиль с аккумуляторами — венец энергоэффективности.
И это не говоря о том, что водород требует полностью новой инфраструктуры. Электромобиль тем временем можно, при желании, зарядить за ночь от обычной розетки — а более серьёзные быстрые зарядные станции требуют только подвода электричества.
dushinYu
micho1973
В общем без АЭС никак. Росатом одобряэ.
DeggerZed
Как обладатель в прошлом авто на метане не понимаю зачем носятся с этим водородом?? при сгорании метан образует воду и co2, транспортировка метана до заправки отлаженный процесс, при утечке метан не образует взрывоопасную смесь с воздухом вернее быстро проходит опасную концентрацию разбавляясь. Для экологии можно получать метан из атмосферы как тут описано habr.com/ru/post/92934, для чего тогда эта возня с водородом?
delhi_heir
Хайп для инвесторов-гуманитариев.
gorgona45
Так CO2 — это диавольское наваждение современности, все силы на борьбу с этим исчадием ада :)
trueMoRoZ
Пропан же лучше вроде как
MikeVC
Сидеть попой на баке с водородом под давлением 700! очков — нее фигушки лучше уже сразу на бочку с порохом!
Тут обычный баллон с воздухом с давлением 300 очков — та еще бомба надо его регулярно опрессовывать, есть срок службы и т.д потому как его взрыв раскроет авто как цветочек а сидящих там превратит в паштет. Баллон же с водородом как на фото сделает это еще и с соседними авто!
На заводе лучше синтезировать другое экологичное и безопасное топливо. Спирт например.
LevOrdabesov
Спирт, к сожалению, очень «грязное» топливо, и по выхлопу, и по влиянию на двигатель.
MikeVC
Спирт — это самый простой пример.
Да, и он почище бензина будет. Не зря в европах им бензин бавят для экологичности. И гоночные машины им заправляют.
Matshishkapeu
Прямо шедевр, 1000 литров водорода равна 1,2 литра водорода.
saege5b
Забыли дописать что 1.2 литра сжатого до 700(?) Атмосфер. По логике так получается, 1000/700=1.4285714286
В принципе, если ахнет на крытой парковке, то верхние этажи до МКС доберутся.
Goodwinnew
H2O -> водород и кислород = потратили энергию
сожгли водород = получили обратно воду
где здесь источник энергии? только как аккумулятор
что бы получить энергию больше, чем потрачено на получение водорода = термояд однако нужен.
Lesage
А как с безопасностью у авто на водороде? Что будет при дтп с баком, заполненным газом при давлении в 700 атмосфер?
gorgona45
Так понимаю, чтобы утилизовать зону отчуждения после событий 10летней давности?
Melanxolik
Водород нужно получать днем от СЭС, заполнять им баки и жечь на турбинах ночью для выробатки электричества, по идее это будет дешевле чем запасть электричество в батарейки.
Поезда тоже вполне можно пустить на водороде, но автомобили, упасите.
Нам еще рано до такого, уже вижу как сталкивается старый ВАЗ на водороде и Тэсла.
RigelNM
Для аккумулирования на станции сложно придумать что-то лучше маховиков.
mynameco
Может я что то не понял, но как водород, зеленый, который добывают электричеством, заменит электричество в электричках?
Teemon
Мне тоже непонятно, почему не раскрыто преимущество между преобразованаием СЭС в электричество->потребитель против СЭС->электролиз->водород?
Или основной принцип в том, что в течение дня СЭС может производить гораздо больше электричества, чем утилизировать и водород это способ хранения энергии?
Плюс если помножить на, что технология развивается в Японии, а там, как я понмю из географии за 7й класс полезных ископаемых (энергии) совсем бы сказать мало. Может быть, это часть какой-то программы энергетической независимости Японии?
Если так, у них остаётся только солнце, но тогда возвращаюсь к первому вопросу — почему энергию солнца эффективнее преобразовывать в водород, а не использовать в виде электричества
alexxisr
Я так понимаю, чтобы можно было использовать накопленное за день ночью. Или в случае с ветряками — сглаживать периоды ветра и штиля.
clawham
Моё личное мнение — водород это утопия и мы ещё многими жизнями заплатим за осознение его опасности. Но это лирика.
самое крутое в электромобиле это на мой скромный взгляд(езжу на электричестве с 11 года) — возможность заправляться ВЕЗДЕ где есть розетка!
соответственно уже есть и миллионы зарядных станций везде где правительство страны этому не мешает.
Ещё занимательный факт — топливные ячейки сравнительно легко могут быть сделаны обратимыми! И вот тут мы подходим к краху маска — Если ктонибудь придумает недеградирующую топливную ячейку на 5-10 киловатт с возможностью работы в режиме электролизера а водород из неё будет запасаться в той же машине не под давлением 70 мпа и по цене дешевле 50 килоуе — маск улетит на марс первым же рейсом.
В обозримом будущем такое не то что не предвидется — никто даже не смотрит в это направление! Та же мирай имеет на борту аккумуляторы но заряжать их можно только топливными элементами насколько мне известно. почему так?
В общем увы — но как говорил очень умный человек — что опять водород? ну это пройдет когда ещё сотня другая людей погибнет от очередного его взрыва.
alexhott
Обратимая топливная ячейка? Это по сути аккумулятор и есть. Если будет эффективнее лития, то Маск на своей гигафабрике начнет их делать и ставить в теслы.
delhi_heir
А ещё машина с таким аккумулятором может не завестись на морозе, а в жару напротив водород в нём кончится очень быстро, и можно легко застрять не доехав «по среди Сахары».
Потому что на морозе в —40oC гидриды выделяют существенно меньше водорода, чем в жару +50oC.
То что стоит слишком дёшево — ни фига не ценится, и с водой может получиться как с нефтью про которую говорили что её хватит на многие тысячи лет и потому экономить не нужно. :(
Не хочу чтобы Земля превратилась в безводный Марс. :(
adictive_max
Поздравляю, вы только что изобрели Никель-металлогидридный аккумулятор :)
Вот только есть огрооомное количество мест, куда подвезти цистерну соляры на несколько порядков проще и дешевле, чем цистерну электричества :)delhi_heir
Только вот часть соляры, в отличии от водорода, не улетучится по дороге, и при хранении.
clawham
везде где есть цистерна маляры — есть и цистерна электричества почти автоматически.
И да — я не спорю о тайге или карьерных самосвалах хотя и они ездят на электричестве от генератора.
Я говорю о том месте где скоплено 95% всего автотранспорта всей земли — в городах.
alexhott
бензин в России сейчас стоит меньше доллара за 1 КГ в розницу, и 70% это акциз.
водород а 2 доллара за 1 КГ? не пока не надо…
robomakerr
Когда повозки на водороде проездят хотя бы лет 10 и ни одна не взлетит на воздух, тогда и «заменит»)
sanalex76
А кто-то знает, какой КПД процесса гидролиз/сжигание в ДВС? Насколько мне известно, гидролиз очень далек от 100%