Вячеслав Ермолин, 1 февраля 2021 г.

Текущая статистика запусков
Текущая статистика запусков

Миссия:
Запуск технологического спутника «Фанчжоу-2» на легком коммерческом носителе «Шуанцюйсянь-1» («Гипербола-1») компании i-Space. Запуск аварийный с разрушением на активном участке полета. Причина выясняется.

Инфографика текущего запуска.
Инфографика текущего запуска.

Ссылка на изображение в высоком качестве.

Девиз:
«Китайские «частники» в деле. Пока спотыкаются».
Официального девиза нет.

Время и место старта:
1 февраля 08:00 UTC.
Космодром Цзюцюань, Китай.

Ракета-носитель:
Hyperbola-1 («Шуанцюйсянь-1», SQX-1, «Гипербола-1») — четырехступенчатая ракета-носитель сверхлегкого класса. Все ступени твердотопливные. Возможно, основана на разработках военных баллистических ракет.

Полезная нагрузка:
Fangzhou-2 («Арк-2»). Формат спутника CubeSat-6U. Назначение спутника — платформа для проверки технологий, которые будут использоваться в будущих сериях малых и средних возвращаемых космических кораблей Fanzghou, разработанных Beijing Space Ark Space Technology Co., Ltd. (SPACE ARK).

Орбита:
ССО. Параметры не опубликованы.

Интересное:
— 8-й запуск 2021 год. Одна авария.
— 3-й запуск Китая в 2021 году. Одна авария.
— 2-й запуск Hyperbola-1 с 2019 года. Одна авария.
— Стоимость запуска ракеты-носителя около 5 млн $.
— Стоимость вывода 1 кг полезной нагрузки на LEO не менее 17 000 $.

Ссылка на изображение в высоком качестве.
Статья с портала NSF.

Эмблемы и нашивки миссии
Эмблемы и нашивки миссии
Легенда к статистике
Легенда к статистике

Личное мнение:
Компания i-Space первый китайский частник, который в 2019 году успешно запустил ракету собственной разработки со спутниками. Второй запуск закончился аварией на этапе работы первой ступени.

Внимание к подобным запускам опирается на два модных тренда: компания относится к «newspace» — частникам, которые строят ракетки; ракетки относятся к сверхлегкому классу, типа Electron или LauncherOne. Традиционные пусковые компании в прошлые десятилетия этот класс ракета-носителей игнорировали. Но в последние 10 лет он стал «золотой жилой» для десятков стартапов во всем мире. Модная тема стала стимулом для инвесторов вкладывать деньги в мелкие компании, обещающие легкий и красивый доступ в космос. 21-й год должен стать годом практической демонстрации возможностей этих компаний.