Цифровая трансформация – это одновременно и угроза, и возможность: под ее действием разоряются одни компании (например, Nokia или Kodak) и становятся всемирно известными другие (как Booking или Google). Мы рассмотрим план действий, который шаг за шагом может провести компанию от уязвимого положения к новым возможностям.
Шаг 1. Поменяйте ваше личное восприятие
Первый шаг в развитии – осознать, что же все-таки происходит. Вы должны внимательнее смотреть на окружающий мир, чтобы разглядеть тенденции и закономерности, которые меняют бизнес. По опыту работы с клиентами мы знаем, что это изменение больше похоже на персональное развитие, чем стратегический анализ.
Это очень важный момент. Трансформация — это то, что каждый должен принять, осознать и прочувствовать. От нее нельзя отгородиться процедурами или делегировать IT-менеджеру. В нее нужно погрузиться с головой! Это новый образ мысли. Вы должны сказать себе: «В будущем я не смогу быть менеджером без осознания этого».
Регулярно анализируйте внешнюю среду. Что происходит в мире? Что мы видим на рынках других стран? Что делают наши конкуренты? Кто новые игроки?
В дополнение руководители могут проверить, насколько легко и удобно (или на самом деле нет) стать клиентом компании. Ведь именно это – способ входа новых игроков на рынок.
После этого начать присматриваться.
Шаг 2. Найдите сторонников
После личного погружения в проблему вы должны вдохновить и мобилизовать всю свою организацию. Цель состоит в том, чтобы развивать компанию с учетом новых тенденций на рынке, с осознанием того, что земля горит под ногами и необходимо броситься на поиск новых возможностей. В первую очередь, это вопрос правильной оценки окружающей среды, которую невозможно сделать без привлечения на свою сторону менеджерской команды, сотрудников и собственников бизнеса.
Руководство компании должны быть теми, кто бросает вызов и задает правильные вопросы, которые двигают компанию вперед. Главная задача менеджерской команды – понять мир вокруг компании, включая потенциальные угрозы и возможности. В итоге их работы нужно убедиться, что руководство компании регулярно задает себе следующие вопросы:
Откуда может прийти переворот в нашей отрасли и в каком виде?
Насколько устойчива текущая бизнес-модель? Необходимо подвергнуть ее стресс-тесту на случай потенциального переворота.
Насколько устойчива вся система относительно потенциального переворота: ваша компания, цепочка поставок и отношения с клиентами?
Какова ваша стратегия реагирования? Вы будете сами инициировать трансформацию отрасли или быстро следовать за лидерами? Насколько вы успешны в реализации последних инноваций и реагировании на текущие угрозы?
В каком тонусе организация? Где встречается наибольшее сопротивление? Какие компетенции нужны и где можно их получить?
Вы должны регулярно собирать эту информацию и инициировать ее обсуждение. Речь идет о поиске общего языка для обсуждения трансформации. Важно понять, кто в команде может проявить инициативу и понять, где она наиболее востребована. Кто способен возглавить этот прорыв? Кто сможет вдохновлять? Как правильно распределить эти роли?
Шаг 3. Проработайте сценарии
Следующим шагом нужно приспособить бизнес к изменениям вокруг него. Можно начать с анализа того, где вы рискуете столкнуться с наибольшим напряжением. Поработайте с вашей бизнес-моделью, например, в виде ее визуальной модели, и проанализируйте ее наиболее уязвимые элементы. Это станет хорошей отправной точкой для разработки сценариев трансформации.
Самое сложное – взглянуть на свою организацию снаружи. Внутри компании может быть заинтересованность в том, чтобы избежать такого внимательного взгляда. Менеджеры смогут убедить друг друга в том, что бизнес-модель устойчива и вам ничего не угрожает, и верить в особые отношения с вашими клиентами, которые защитят от любых угроз. Однако история учит обратному. Трезвый взгляд снаружи очень важен на этом шаге. Для получения более объективного взгляда неплохой идеей будет пригласить внешних консультантов. Вы точно будете знать возможные источники угроз и сможете начать разрабатывать стратегии реагирования и сценарии действий.
Шаг 4. Обманите иммунитет своей компании
На следующем шаге нужно мобилизовать способность компании быстро меняться и быть гибкой. У каждой компании есть иммунитет к изменениям. Как и человек, компания проходит кривую изменений, которая начинается с отрицания, переходя в депрессию и потерю веры. Гораздо позже происходит принятие, позволяющее воспользоваться открывшимися возможностями. Соответственно, если вам придется совершить трансформацию компании, смена стиля руководства будет основным вызовом. Важно определить, будут ли новые инициативы зарождаться внутри или вне компании. Будет ли меняться сразу вся компания или будет реализовываться множество компактных инициатив вокруг нее?
Стоит рассматривать новые бизнес-модели и инновации как некий конвейер (так делают фармацевтические компании при разработке новых продуктов) – набор неизменных этапов, который нужно предпринять, чтобы вывести продукт на рынок. Так реализуют ускоренные инновации: «нащупывают» и проверяют новое, чтобы быстро принять решение о жизнеспособности каждой идеи. Такой подход сэкономит вам много времени на детальную проработку того, что действительно будет двигать компанию вперед.
Шаг 5. Дерзайте!
На этапе реализации важнейшее нововведение – это скорость. Нужно забыть о классическом «благообразном» инженерном подходе, когда «идеальный» продукт разрабатывается, тестируется и снова дорабатывается, прежде чем мы покажем его клиенту. У вас нет ни времени, ни ресурсов для этого. «Ошибайтесь быстро!» должно стать вашим девизом и это, возможно, будет самым большим культурным шоком для вашей компании. Вы должны научиться делать все быстро и легко, чтобы не растратить все ресурсы на одном направлении.
McDonalds – уважаемая и устоявшаяся компания, которая смогла ускорить инновации. Испытание нового блюда начинается с простого фото в паре ресторанов. Затем оценивается реакция клиентов на фото. Клиенты заказывают бургер, которого на самом деле еще не существует. Персонал отвечает, что этот продукт в разработке, благодарят за интерес и предлагают один из бургеров в меню бесплатно.
На фоне трех месяцев в дегустационной лаборатории с фокус-группой в попытках оценить интерес клиентов к новому продукту – это просто невероятный прорыв. Нужен только фотограф.
Дальше бургер начинает продаваться в нескольких заранее выбранных ресторанах. Он все еще не включен в сложную цепочку поставок компании, его просто готовят несколько поваров на кухне. В тестовом ресторане сразу можно оценить восприятие новинки. Только после подтвержденного успеха продукт будет полностью доработан и включен в логистический поток. Это быстрая и дешевая разработка. Если идея оказалась плохой, то это станет ясно очень быстро!
Dynamometr
На какой вопрос отвечает этот кейс? Скольким людям понравился внешний вид нового бургера, или сколько людей захотели получить бесплатную еду за фиктивный интерес к нему?
Columbus_russia Автор
Клиенты не знали, что они получат что-то бесплатное за выбор этого бургера. Оценивался интерес не к внешнему виду, а к новому рецепту, который был указан на фото (как и для других позиций меню).
DrPass
Как по мне, маркетологи макдака тут ерундой страдают. Во-первых, интерес к новому блюду будет всегда, независимо от рецепта. Есть достаточно большая категория покупателей, которые пробуют новинки потому что это новинки, соответственно, его нет смысла проверять.
Во-вторых, после первого же клиента, который умеет пользоваться мобильным телефоном, информация о способе получения бесплатного бургера в макдаке становится достоянием общественности.
Dynamometr
Клиенты не знали, но узнали. Очень простой социальный навык, которым приятно поделиться с окружающими: закажите вот этот несуществующий бургер, и получите бесплатно любой на ваш выбор. Т.е. после одного-двух дней доля «халявщиков» будет уже существенна, что исказит результаты исследования.
Данный кейс создаёт определенную ценность для клиентов, и эта ценность — не информирование о новом рецепте, а получение бесплатного бургера.