В 1950-х предприниматель Малком Маклин изменил мир. Ему надоело терпеть медленную доставку грузов и погрузку/разгрузку в порту, и он открыл свою траспортную компанию, чтобы перевозить грузы по восточному побережью США быстрее и дешевле. В течение 10 лет был принят стандарт контейнерных перевозок, а в 1966 году в плавание отправился первый международный контейнеровоз. Он перевозил виски для США и оружие для Европы. Когда-то перевозки товаров в бочках, мешках и коробках были медленным и ненадёжным способом транспортировки. Теперь их поставили на конвейер, ежегодно перевозящий миллионы стандартных контейнеров, заполненных непредставимой смесью всякой всячины.
Я начал писать эту статью, когда в Суэцком канале на несколько дней застрял контейнеровоз. Вот так просто был перекрыт жизненно важный водный путь, и нарушен график доставки всего, от нефти и оружия до плат с ESP8266 и джинсов с завышенной талией. Этот инцидент подчёркивает хрупкость системы перевозок, в которой последовательно используются разные виды транспорта, и заставляет задуматься, изменится ли это когда-нибудь.
Принятие стандарта
Все мы привыкли видеть стандартные транспортные контейнеры длиной в 10, 20 или 40 футов (3, 6 или 12 метров), сделанные из стали или алюминия с дверями в торце. Это самый распространённый их тип – вероятно, именно он в первую очередь приходит на ум, когда речь заходит о контейнерах.
Их называют контейнерами сухого хранения, и по стандарту ISO все они имеют ширину в 8 футов (2,4 м) и высоту в 8 футов 6 дюймов (2,6 м). Есть ещё контейнеры типа high cube выше на фут (2,9 м), но в остальном такие же по размерам. Многие из таких контейнеров переделывают в дома – в виде стильных студий, убежищ для выживальщиков или временные офисы строителей. В связи с пандемией спрос на них так вырос, что цены в последние несколько месяцев рванули вверх.
Хотя Малком Маклин и не изобрёл контейнерные перевозки, чёткие стандарты на контейнеры, появившиеся благодаря ему, предотвращают проблемы во время установки контейнеров друг на друга, их перевозки и хранения, и позволяют бережно обходиться с любым контейнером в любой точке мира, а также с лёгкостью загружать его на любую железнодорожную платформу. Абсолютно все параметры контейнеров стандартизированы, от размеров и до способа нанесения информации. Самыми большими различиями между двумя контейнерами будут серийные номера, краска, и, может быть, несколько миллиметров по одной из осей.
Но при их всей стандартизированности контейнеры не подходят абсолютно для всех типов груза. Есть довольно много типов контейнеров для перевозок, предназначенных для других целей. Давайте же посмотрим на некоторые из них.
Контейнер с плоской платформой
Это, по сути, просто платформа без стен и крыши, на которой можно перевозить такие вещи, как станки, лес, автобусы и лодки. То есть, всё большое, что нужно загружать и сгружать сверху.
У некоторых таких контейнеров складываются стороны, чтобы легче было сгружать груз. Складные контейнеры можно класть друг на друга, и такая стопка из четырёх контейнеров по размеру примерно соответствует одному стандартному. Они бывают длиной 20 и 40 футов, а ширина у них обычно такая же, как у стандартных.
Контейнер без верха
Они очень похожи на обычные контейнеры, только вместо крыши у них брезент или крышка, которую можно убрать, чтобы вместить груз любой высоты, включая гигантские шины.
Короткие стороны служат дверьми, поэтому есть несколько вариантов погрузки и разгрузки груза.
Туннельный контейнер
Контейнеры с дверями с двух сторон, а не только с одной. В них гораздо легче грузить и разгружать товары. А если контейнер используется в качестве временного склада, удобно бывает достать оттуда какой-то предмет, который иначе оказался бы у дальней стенки.
Туннельные контейнеры тоже бывают длиной в 20 и 40 футов. Обычно их делают из стали и оснащают фанерным полом.
Контейнер с открывающейся стенкой
Они очень похожи на туннельные контейнеры, только у этих дверь находится с одного торца, зато одна из длинных сторон открывается, чтобы в него удобнее было грузить широкие предметы. Это также полезно в случае, когда нужно найти определённый товар, не разгружая весь контейнер целиком.
У контейнеров разных типов есть специальные карманы для вилочных погрузчиков, чтобы пустые контейнеры легче было переставлять с места на место. На фото контейнера с открывающейся стенкой внизу сбоку чётко видно эти карманы.
Контейнер-холодильник
Холодильники полезны для транспортировки таких вещей, как продукты и других скоропортящихся товаров при долговременном поддержании неизменной температуры. Охлаждаются они обычно водой или жидкостью, хотя у некоторых внутри бывают и генераторы.
Благодаря таким контейнерам вы можете найти апельсины и яблоки в ближайшем магазине круглый год. Также в них перевозят цветы и лекарства.
На фото представлен контейнер для перевозки бананов, которые нужно держать в бескислородной среде, чтобы они не созрели раньше времени. В нём установлена система управления атмосферой, способная сохранять бананы в зелёном состоянии до 45 дней.
Изолированный контейнер
Не все скоропортящиеся товары нужно обязательно охлаждать, но некоторым требуется поддержание определённого температурного диапазона. Некоторые сорта яблок или лекарств прекрасно сохранятся в изолированном контейнере.
Также такие контейнеры хорошо справляются с сохранением товаров от воздействия окружающего воздуха, поскольку прогоняют его через фильтры. У некоторых изолированных контейнеров делают двойные стенки, как у термоса. Иные же просто отделаны изнутри термоизоляцией.
Грузовые контейнеры на колёсиках
Такие контейнеры предназначены для перевозки наборов или стопок различных вещей. Внизу у них есть колёсики для облегчения перевозки, кроме того сами контейнеры складные, и их легко хранить друг на друге.
Их обычно делают из прочной сетки, и раскрашивают в разные цвета.
Контейнеры половинной высоты
Это просто контейнеры высотой в два раза меньше обычных. Они бывают с крышкой или без.
Обычно в них возят что-то вроде угля, камней, и прочих тяжёлых сыпучих грузов, погрузку и разгрузку которых хочется упростить. Также в них грузят машины, тяжёлые станки и прочие вещи, способные поместиться внутри. Тяжёлые грузы удобно перевозить в них благодаря пониженному центру тяжести.
Контейнеры для автомобилей
Как вы, наверное, догадались, они предназначены для перевозки авто. Если вы заказали машину с другого континента, как-то она должна к вам попасть.
У многих таких контейнеров есть въезд и двухуровневые полки, чтобы впихнуть туда несколько машин, не теряя полезного объёма.
Цистерны
Большие цилиндрические ёмкости с жёстким внешним каркасом. Используются для перевозки всяких жидких грузов, от патоки до бензина.
В каждую цистерну помещается от 21 000 до 40 000 литров жидкости.
Контейнеры среднего размера
Всякие особые контейнеры для разных типов грузов, от жидких до твёрдых. Также в них обычно перевозят химикаты, пищевые сиропы, краску и сырьё. Они средние по размеру между бочками и большими контейнерами.
Некоторые из этих контейнеров жёсткие, а другие гибкие, способные складываться. Придумали их примерно 30 лет назад.
Бочки
Все мы видели подобные бочки, хотя они бывают разные, не только объёмом 55 галлонов (208 литров). Бочки обычно делают из стали, жёсткого пластика или плотного картона – в зависимости от назначения.
Они удобны для перевозки жидкостей и порошков, поскольку их можно катить, перемещать на ручной тележке или ставить друг на друга при помощи паллет, чтобы потом перевозить вилочными погрузчиками по нескольку штук за раз.
Особые контейнеры
Уникальные контейнеры, иногда изготавливаемые в единственном экземпляре. Часто используются для особых перевозок, типа оружия и военного оборудования. Из-за этого их часто серьёзно охраняют и защищают.
В отличие от стандартных контейнеров, они бывают разных размеров и форм, а изготавливают из материалов, подходящих для конкретной цели.
Сменные контейнеры
В основном используются в Европе. У них прочное дно и открывающийся верх, поэтому в них можно перевозить различные типы грузов.
Обычно такие контейнеры перевозят грузовики и железнодорожные платформы. Вместо жёсткого основания с карманами для погрузчиков у них есть складные подпорки, на которых он может стоять между погрузками на грузовик или железную дорогу.
Контейнеры для всего
Вот наиболее распространённые типы контейнеров, за исключением знакомой всем нам металлической коробки. У множества грузов есть особые запросы, но так или иначе их всегда можно запихнуть в какой-нибудь контейнер.
codecity
Ничего не увидел про Kubernetes.
nuBacuk
Вижу контейнеры, захожу почитать про Docker.
geo-stark
:) Вот да, по моему первая статья с картинкой контейнера, которая внезапно про контейнеры, а не про docker