В наших блогах на Хабре и Мегамозге мы рассказываем о том, какие действия предпринимаем для создания лучшего облачного сервиса в Рунете и том, какие подходы к управлению кажутся нам эффективными. Очень часто бывает так, что при работе над стартапом его команде не удается соблюдать дедлайны. Почему это происходит, и как этого избежать?
Создатель StageCMS Бенедикт Дайке (Benedict Deicke) написал материал о том, какие выводы в области управления проектами за время работы над своим стартапом — CMS-системой для сайтов музыкальных групп Stage. Этот пусть был не самым легким и занял 3652 дня, хотя изначально Дайке планировал закончить гораздо раньше. Мы представляем вашему вниманию адаптированный перевод этой истории.
Привычка бросать проекты
CMS-система Stage предназначена для создания сайтов музыкальных групп. На ней работают веб-представительства таких коллектовов, как Nightwish, Epica и Sonata Arctica.
Дайке говорит, что изначально считал свой проект перспективным, но опасался, что не сможет довести его до конца.
У меня есть целый список незаконченных проектов и обширная коллекция доменов, которые я под них зарегистрировал, но никогда не использовал.
История Stage началась немногим более 10 лет назад. К тому моменту Дайке только закончил школу и имел небольшой опыт программирования. Тогда же он начал слушать тяжелую музыку и отращивать волосы. Одной из его любимых групп был коллектив Nightwish, и однажды Дайке написал их вебмастеру предложение о помощи. Удивительно, но молодой программист получил ответ на свое предложение и вскоре начал работать над CMS для нового сайта группы, который был запущен первого апреля 2006 года.
Получившуюся CMS Дайке пытался использовать и для других сайтов, однако это процесс таил в себе «много боли на самых разных уровнях». Неопытный программист ничего не знал о системах контроля версий, тестах и объектно-ориентированном дизайне, он просто не знал, что делает, поэтому его продукт быстро превратился в мешанину кода, который невозможно поддерживать.
Параллельно он начал учиться на факультете ИТ в университете и стал подрабатывать фрилансером. В итоге Дайке выучил Ruby и Ruby on Rails. Тогда же он начал работать над новыми проектами — базе данных «метал»-концертов разных групп в привязке к местам их проведения, сайтом для поиска людей по интересам, сервис отзывов университетских столовых, сайтом, который анализировал твиты для отображения погоды в конкретном месте, приложениме для вывода рецептов и списков ингредиентов на планшет, закрепленный на кухне (это было еще до появления iPad!), веб-приложением для поиска местоположения поклонников конкретного фильма, музыкальной группы или продукта, и еще несколькими другими («Про некоторые я даже и не вспомню»).
Дайке говорит, что каждый раз в начале работы над проектом он пребывал в приятном возбуждении («Это гениальная идея — следующий The Next Big Thing»). Однако ни один из проектов так и не вылился во что-то конкретное — студент работал над ними несколько недель или месяцев и в конечном счете терял мотивацию, увлекаясь новой идеей.
На протяжении нескольких лет параллельно с учебой и работой он предпринимал попытки реанимировать свою «музыкальную» CMS — постепенно Дайке узнавал все больше и расширял свой опыт, который хотелось применить к этому проекту.
Попытка номер два
Во время первой попытки реанимации он начал переписывать движок с нуля, сфокусировавшись на создании привлекательного пользовательского интерфейса. Также была реализована гибкая система аутентификации и авторизации, которая позволяла использовать разные роли и регулировать уровень доступа. Также в новой системе была отличная лента активностей, но проблема заключалась в том, что CMS не умела работать с контентом!
Я погрузился в разработку лишних фич и потерял мотивацию еще до того, как начал работу над самым важным аспектом системы.
В следующий раз Дайке решил все переписать, уже сфокусировавшись на главных функциях. Он начал реализовывать идеи по организации процесса работы с контентом. План заключался в переносе нескольких функций из старой версии системы и добавлении пары новых.
Сделать это нужно было за два месяца, чтобы успеть к намеченной дате перезапуска сайта Nightwish. Работы было много, поэтому Дайке решал несколько задач параллельно. В итоге ни одна из них так и не была завершена, дедлайн был сорван, мотивация потеряна, и сайт группы остался жить на старой версии системы.
К этому моменту Дайке закончил колледж и устроился на свою первую полноценную работу. Он много читал профильной прессы, откуда узнал, что запуск успешного проекта невозможен без привлечения венчурных инвесторов. Поэтому идея поработать в стартапе казалась ему логичной. В итоге он был простым разработчиком, которого никто не допускал до питчей перед инвесторами. Тем не менее, будущий предприниматель впитывал имеющуюся информацию и смог больше узнать о трудностях, с которыми сталкиваются стартапы, которым для выживания нужен постоянный приток инвестиционных денег.
Параллельно Дайке продолжал работу над своими проектами, но, как и раньше, ни один из них не был завершен. Он хотел еще раз заняться своей CMS, но наличие основной работы в стартапе не оставляло много времени на свои проекты. В итоге он возвращался к проекту раз в несколько недель, обновляя зависимости по выходным. Чаще всего, в начале уикенда что-нибудь ломалось, и его остаток приходилось тратить на исправление проблем.
Стало ясно, что в моем подходе к созданию продуктов есть какая-то фундаментальная ошибка.
В то же время Дайке начал осознавать, что привлечение внешнего финансирования — не единственный способ построения бизнеса. Пример таких компаний, как 37signals и GitHub, которые смогли пройти путь от небольшого стартапа до успешного бизнеса, хорошо мотивировал.
В 2012 году друг Дайке порекомендовал ему книгу Роба Уоллинга “Start Small, Stay Small: A Developer’s Guide to Launching a Startup”, прочтение которой открыло разработчику глаза на многие вещи.
Я узнал о том, что такой микропредпринимательство и понял, что оставаться небольшой компанией иногда даже лучше. Успешному стартапу не нужно быть The Next Big Thing, которую за миллиарды купит крупная корпорация.
Стало понятно, что нужно найти нишу, в которой можно было бы сфокусироваться не на продажах частным клиентам, а на работе с компаниями. Также Дайке понял важность маркетинга.
Несколькими месяцами позднее он покинул работу и стал работать в качестве фрилансера. На то было несколько причин, и одной из них было желание плотнее работать над Stage. В этот раз подход к делу был кардинально другим.
Снова все сначала
Дайке еще раз избавился от все ранее написанного кода, но не начал программировать с нуля. Вместо этого он создал посадочную страницу и опубликовал ее в интернете. Затем он потратил около 100€ на контекстную рекламу Google AdWords. Спустя короткое время на рассылку о запуске проекта подписалось 50 человек. Этот факт не означала, что идея окончательно проверена, но сильно мотивировал стартапера.
Прежде чем приступить к разработке продукта, Дайке связался с одной рок-группой и предложил им свой продукт, назвав цену. Музыканты согласились заплатить, когда система будет готова, и с ее помощью удастся что-то заработать на продаже музыки и сувениров.
После этого Дайке приступил к написанию кода. По плану система должна была позволять создавать одностраничный сайт музыкального коллектива (тарифный план «Новичок»).
Дайке удалось построить свой график таким образом, чтобы выделять один день в неделю на разработку CMS. Процесс занял 4 месяца, и в начале 2014 года система заработала — на ней был запущен сайт той самой группы.
Разработчик все еще ничего не заработал, а продукт не был запущен публично, но он работал, и им кто-то пользовался. Тогда же Дайке начал переговоры о редизайне сайтов с еще двумя группами (раз и два).
Это были значительно более популярные коллективы, которым определенно должны были понадобиться дополнительные функции (тарифный план «Профессионал»). Дайке удалось продать им свою систему.
Он начал доделывать недостающие функции, держа в уме сайты новых клиентов. Он сделал только то, что им требовалось, и ни каплей больше. Спустя пару месяцев оба сайта переехали на Stage.
Официальный сайт Epica
Итак, у проекта было три клиента, которые согласились платить за него. Поэтому в августе того же года Дайке внедрил в систему функцию оплаты и попросил клиентов осуществить первую оплату. По его собственному выражению, это был самый страшный момент за все годы.
Когда он попросил их ввести свои платежные данные, а они это сделали, и оплата успешно прошла, разработчик почувствовал облегчение. Наконец-то ему удалось что-то заработать собственным продуктом!
Последние штрихи
В принципе, после этого уже можно было затевать официальный запуск проекта, но Дайке еще хотел «отдать должок» и перевести сайт Nightwish на Stage. Им были нужны некоторые дополнительные функции (например, локализация на разные языки), а трафик предполагался вдвое больший, чем тот, с которым до сих пор сталкивалась система.
Снова Дайке вступил в переговоры с группой, убеждая их заплатить а новую CMS, и после получения согласия начал работу. Сайт был запущен в марте, а первая оплата от группы поступила спустя пару недель. В итоге на Stage работало пять сайтов музыкальных коллектовов, система приносила создателю 307€ ежемесячно повторяющихся платежей.
После этого состоялся публичный запуск Stage. Дайке говорит, что его смущало наличие недоработок в системе, однако теперь он не стал ждать, пока они все будут исправлены — этот момент может никогда и не наступить. Вместо этого, он действовал в соответствии с мыслью Рида Хоффмана о том, что «если вас не смущает первая версия вашего продукта, то вы слишком поздно запустились».
Десять лет на проект: вынесенные уроки
Дайке говорит, что до сих пор не уверен, что Stage станет по-настоящему успешным проектом, однако даже текущих результатов ему не удалось бы добиться без пересмотра отношения к делу. Ниже представлен список уроков, которые предприниматель вынес из почти десятилетнего периода разработки:
- Начинать нужно с малого — для успеха нужен фундамент. Двигаться к цели следует небольшими шагами.
- Основное внимание надо уделять ключевым функциям продукта. Не следует отвлекаться на ненужные рюшечки.
- Сначала — запуск посадочной страницы. Она должна описывать продукт и давать возможность подписаться на новости о запуске. Сообщения о новых подписках очень мотивируют.
- Следует разговаривать с людьми. Необходимо общаться с окружающими людьми и потенциальными клиентами.
- Маркетинг очень важен. В создании крутого продукта нет никакого смысла, если о нем никто не узнает.
- Не надо бояться продаж. Если продукт решает проблему, то заплатить за него — это честный выход.
- Необходимо упорство. Будет множество ситуаций, в которых захочется все бросить. Но можно пройти и через трудные времена.
- Главное — сохранять фокус. Дайке прекратил работать над другими проектами, сфокусировавшись на одном продукте. Именно это помогло добиться реального прогресса.
Подписывайтесь на наши блоги на Хабре и Мегамозге, чтобы не пропустить ничего интересного!
Комментарии (3)
ntrox
25.09.2015 07:39Ребята, поправьте пожалуйста ошибки в тексте — местами очень мешает вникать в суть.
А по теме — всё верно. Если хочешь делать вещи, важно научить себя ОСОЗНАННО контролировать своё время и свои действия.
DjOnline
10 лет назад все сидели на MySpace, что им там не хватало?
alexlash
Не спец по майспейсу, но все же кажется, что свой сайт для популярного коллектива все же более гибок в плане возможностей заработка и распространения контента.