Это небольшая заметка посвящена теме оформления результатов создания ИТ-продуктов для органов государственной власти и крупных корпораций. В настоящее время при сдаче работ указанным организациям требуется представить десятки документов (часто в бумажной форме), подтверждающих соответствие выполненных работ требованиям технического задания.
Вопрос заключается в том, обеспечивает ли такое количество документации надлежащее качество выполненных работ?
Для тех, кто в теме, давно уже не секрет, что громадное количество «макулатуры», сдаваемой заказчику, часто служит прикрытием творческой несостоятельности заказчика или разработчика, которые не могут правильно поставить задачу и сделать качественный продукт и прикрывают это объёмом технической документации. «Макулатура» также служит обоснованием завышенной стоимости программного продукта.
Чиновника это устраивает, так как при любой проверке можно показать объём странице-километров документации и избежать ответственности за неработающее программное обеспечение.
Любителям документации рекомендую честно ответить на вопросы:
- Используется ли создаваемая документация хоть раз в жизни для решения вопросов, связанных с сопровождением или развитием информационной системы? Если используется, то какой ее процент.
- Насколько документация соответствует работающему ИТ-продукту (например, в текущем моменте)? Если говорить о рисках, может ли возникнуть ситуация, когда в результате некорректной информации в документации принимается решение, которое приводит к финансовым потерям, связанным с сопровождением или развитием информационной системы?
- Какая часть сданной Вами документации содержит противоречивые сведения. Скажем, в одном документе приведена одна информация о развертывании ИТ-продукта, а в другом – другая?
- Если человеку необходимо разобраться в какой-либо проблеме, связанной с функционированием ИТ-продукта, ему лучше поискать ответ в документации или в других источниках данных: исходных кодах, информации о конфигурации серверах, а может, просто найти людей, которые всё это создавали?
ГОСТ 19.101-77 «Единая система программной документации. Виды программ и программных документов» к числу обязательных документов относит только спецификацию и текст программы. Все остальные документы в большинстве случаев не требуются, по крайней мере в том виде, как сейчас.
Наверное, нашему ИТ-сообществу пора честно озвучивать данную проблему перед заказчиками, особенно перед органами государственной власти. Ведь тратятся деньги налогоплательщиков, в том числе и наши с Вами.
Это, кстати, позволит нам внести свой вклад в дело сохранения наших лесов и борьбу с глобальным потеплением.
alexxz
А что именно предлагается?
Отказаться от документации по продукту, который был разработан под одну уникальную задачу?
Или таки улучшить каким-то образом качество выходной документации?
fiddle-de-dee Автор
Документация — моя профессия, я не могу себя ее лишать. Речь идёт не просто об улучшении, а об изменении порядка качества. В целом, об изменении отношения к документации.
Много работая в данной сфере, я попытался сформулировать текущую ситуацию. Чтобы вылечить человека, надо чтобы он понял, что он болен. Чтобы захотел изменить ситуацию. Чтобы заказчик захотел получить не объем макулатуры а то, что ему поможет при работе с системой.