Часть 1 из 7: CompTIA A+ и запись вебинара о подготовке к сертификациям по ИБ
Часть 4 из 7: CompTIA Security+. Сертификации CompTIA для ИТ-специалистов
Пашков Кузьма — Lead InfoSec, EMC trainer @ training.muk.ua/courses/security/
Первый раз я попал на технический тренинг в 2001 году, это была серия авторизованных курсов Microsoft из программы подготовки инженеров к сертификации Microsoft Certified Systems Engineer 2000. Тренинги попеременно вели два молодых талантливых преподавателя Сергей Полехин и Виктор Ашик.
Динамичное изложение, регулярная смена формы подачи учебного материала и многочисленные дискуссии под контролем преподавателя вызывали и удерживали живой интерес взрослой инженерной аудитории в течение всего времени обучения, а это, между прочим, по 8 часов каждый рабочий день в течение месяца. Процесс обучения, сконцентрированный на студентах, кардинально отличался от уже успевшего надоесть традиционного подхода, применяемого большинством преподавателей высшей школы — я был удивлен и заинтригован.
Несомненно, Сергей и Виктор обладали экспертной квалификацией в предметной сфере и врожденным талантом учить людей, но это хоть и необходимые качества эффективного преподавателя, но недостаточные. Для успешного обучения большому объему знаний и навыков в течение короткого периода времени требуется апробированная методика, синтезированная из опыта успешных преподавателей и основанная на результатах многолетних научных исследований — много позже я узнал ее официальное название — student-centered learning.
Уже через год, работая инженером пуско-наладчиком, я регулярно проводил обучение персонала Заказчика по эксплуатации и обслуживанию поставленных систем, пытаясь воссоздать атмосферу того памятного тренинга из 2001 года.
Первым этапом в освоении эффективной методики преподавания был курс Train-the-Trainer, обязательный для кандидатов на звание сертифицированного тренера Microsoft (Microsoft Certified Trainer — MCT). Четырехдневное погружение в особенности проведения авторизованных курсов завершилось контрольным выступлением, которое по результатам проверки со стороны вендора было признано удачным и дало мне допуск к проведению авторизованных курсов по технологиям для которых у меня уже были инженерные сертификации.
Второй этап проходил во время работы преподавателем на Факультете Переподготовки Специалистов Питерского Политехнического Универсистета — под руководством эксперта Егора Орлова, ведущего направление “Защита информации”, я интенсивно осваивал особенности преподавания в высшей школе. Именно он и познакомил меня с международно-признаваемой сертификацией для технических тренеров CompTIA CTT+ (Certified Technical Trainer) и положенной в ее основу методикой эффективного обучения взрослых student-centered learning.
Сертификация CTT была разработана в середине 90х силами крупнейших ассоциаций США в области профессионального образования — Information Technology Training Association (ITTA) и Computer Education Management Association (CedMA), и вот уже второе десятилетие является международно-признаваемым стандартом квалификации для преподавателей программ дополнительного профессионального образования в технической сфере.
Перейдя под контроль оператора вендорнезависимых сертификаций CompTIA в 2001 году, сертификация получила не только новое имя CTT+, но и признание в тренерских сертификациях ведущих производителей ИТ-технологий, таких как IBM, Microsoft, Ricoh, Novell и тд.
Квалификация претендента на звание CTT+ оценивается в соответствии с требованиями международного комитета по стандартам преподавания (International Board for Training, Performance and Instruction — IBSTPI) и проходит в два этапа: компьютерный тест, затем оценка судьями видеозаписи выступления претендента.
Компьютерный тест TK0-201 проводится на английском языке в центрах тестирования VUE и проверяет знание методики преподавания, а именно:
— планирование курса
— методы и средства обучения
— репутация преподавателя и коммуникации
— управление группой
— оценка результатов обучения
В случае успешной сдачи теста можно переходить ко второму этапу, предварительно выбрав в качестве цели одну из двух специализаций: экзамен TK0-202 для реального или TK0-203 для виртуального (онлайн) класса. Выбранный вариант предполагает видеозапись фрагмента (около 20 мин), в котором будет раскрыта неочевидная техническая тема для группы из нескольких обучаемых. За это время преподаватель должен качественно проявить практические навыки использования ранее описанной методики, например:
— провоцируя диалог с обучаемыми по изучаемой теме
— удерживая внимание обучаемых
— проводя реальный курс
Прохождение курсов Train-the-Trainer помогает в воссоздании методики student-centered learning, но их авторский формат (в СНГ их разрабатывает не Microsoft, а признанные в отрасли эксперты-преподаватели) не предполагает стандартизованного всеобъемлющего и регулярно обновляемого содержания. Авторы разрабатывают программы таких курсов на свое усмотрение — без жесткой привязки к открытым стандартам, обновляют их от случая к случаю, так как эти курсы имиджевые, редко проводятся, и учебные центры не спешат вкладываться в их разработку и актуализацию.
В результате даже с 2х летним опытом регулярного проведения технических тренингов я не смог сходу набрать даже 50% правильных ответов в тестах для самостоятельной подготовки, обнаруженных в поисковых системах по коду экзамена TK0-201.
Изучение профессиональной литературы, рекомендованной CompTIA для самостоятельной подготовки открыло для меня целый мир прибыльного учебного бизнеса, где непрерывное повышение качества и эффективности образовательных услуг является объективной реальностью. Среди книг, окончательно прояснивших методику student-centered learning, особо выделю “How to be a successful technical trainer” by Keys and Zeff и “Training for results” by Bob Mosher — именно после них я стал стабильно набирать больше 90% правильных ответов и буквально через неделю сдал компьютерный тест стоимостью 280$ с первой попытки.
В 2004 году еще не было варианта экзамена по проведению виртуального (онлайн) класса, поэтому я стал готовиться к видеозаписи реального выступления. Скажу сразу, это было одно из самых тяжелых профессиональных испытаний в моей жизни, и причин тому несколько:
Первая — это необходимость проведения тренинга на английском: все участники видеозаписи должны общаться на языке Шекспира и делать это понятно для будущих судей, являющихся носителями этого языка. Собрать в одной аудитории 4-5 человек, готовых на английском обсуждать сложную техническую тему, и удерживать их там несколько часов — организационно сложная задача.
Вторая — проведение видеосъемки. Здесь однозначно необходим квалифицированный оператор с профессиональным оборудованием, и вот почему. Разборчиво и без искажений записать голоса группы ведущих дискусию человек в учебной аудитории скорее всего можно только снабдив каждого персональным микрофоном. Захватить в кадре панораму с преподавателем и студентами, четко отобразить экран проектора и рисунки на доске, опять же, скорее всего можно только непосредственно направляя объектив и меняя фокус видеокамеры. Тем более что монтаж видеозаписи явно запрещен — съемка должна вестись непрерывно, как в прямом эфире.
Третья причина — необходимость в течение 20 минут раскрыть для аудитории сложную техническую тему, попутно демонстрируя все заявленные в методике навыки. Здесь крайне сложно обойтись без фактического написания прототипа сценария с диалогами сразу по 2-3 темам на случай, если с какой-то темой живая дискуссия не заладится.
Анализируя эти причины можно использовать 2 стратегии: или в несколько дублей снимать один и тот же 20 минутный отрывок, или сделать съемку сразу нескольких учебных тем в течение дня. В обоих случаях предлагается собрать свой собственный комитет из 3-4 судей (желательно профессиональных преподавателей) и провести оценку видеозаписи по опубликованным критериям, цель — набрать проходной балл. Так я и поступил.
Также очень важно заметить, что научиться учить людей можно только непосредственно занимаясь этим делом на регулярной основе. И лучше делать это в зрелом коллективе учебного центра с безупречной репутацией. К таким могу отнести практически идеальные «учебные машины» Бориса Фридмана и Дмитрия Гудзенко. Эти кузницы кадров регулярно поставляют на ИТ-рынок СНГ таких гуру как Михаил Михеев, Федор Самородов, Сергей Клевогин и многих других.
В результате был оплачен сбор (280$) за работу оценщиков, а выбранная моими коллегами видеозапись была отослана в CompTIA в формате видеокассеты — началось томительное ожидание.
Через несколько недель пришло подтверждение успешности контрольного выступления и присвоения статуса CTT+. В отличие от других сертификаций CompTIA статус технического тренера можно считать пожизненным. Все встретившиеся на моем пути ведущие национальные (www.specialist.ru и www.microinform.ru), и международные (www.netcomlearning.com и www.globalknowledge.com) учебные корпорации узнавали эту сертификацию и, при всех прочих равных, отдавали предпочтение имеющим ее соискателям. На данный момент (2015 год) кроме классической Classroom Trainer доступна специализация Virtual Classroom trainer, актуальная для тех, кто работает с системами дистанционного образования (далее СДО), массово распространившимися как в ВУЗах так и в учебных центрах.
Использованная мной методика подготовки в наши дни может быть дополнена прохождением видеокурсов (Computer-based training — CBT), которые можно найти в поисковых системах по названиям их ведущих мировых, например, Pluralsight (бывшая CBT Nuggets), разработчиков, а также по названиям сертификационного статуса CompTIA CTT+ и кодам экзаменов TK0-201, TK0-202, TK0-203.
Также в случае выбора новой специализации Virtual Classroom trainer значительно упрощается сдача экзамена TK0-203, так как собрать группу спецов для участия в онлайн-классе и провести запись экрана в СДО значительно легче.
Описанную методику подготовки к получению статуса CompTIA CTT+ я уже несколько раз адаптировал и успешно применял для получения допуска к проведению авторизованных курсов ведущих мировых ИТ-корпораций. На примере корпорации ЕМС адаптация выглядела следующим образом. Для допуска к проведению одного курса по одному продукту требовалось:
— сдать все ассоциированные с продуктом сертификационные экзамены для администраторов/инженеров/архитекторов,
— затем пройти официальное авторизованное обучение,
— затем провести этот же курс 50/50 с преподавателем-ментором,
— ну и в конце концов, самостоятельно провести курс под молчаливым контролем ментора, сидящего на задних рядах, и ждать, когда заполненный им отчет с оценкой пройдет через бюрократический аппарат ЕМС.
Жду вопросы по обучению и сертификациям CompTIA по адресу PashkovK@muk.com.ua
Пашков Кузьма, Lead InfoSec, EMC trainer @ training.muk.ua/courses/security/
Учебный центр МУК (Киев)
Часть 4 из 7: CompTIA Security+. Сертификации CompTIA для ИТ-специалистов
Пашков Кузьма — Lead InfoSec, EMC trainer @ training.muk.ua/courses/security/
Введение в технические тренинги
Первый раз я попал на технический тренинг в 2001 году, это была серия авторизованных курсов Microsoft из программы подготовки инженеров к сертификации Microsoft Certified Systems Engineer 2000. Тренинги попеременно вели два молодых талантливых преподавателя Сергей Полехин и Виктор Ашик.
Динамичное изложение, регулярная смена формы подачи учебного материала и многочисленные дискуссии под контролем преподавателя вызывали и удерживали живой интерес взрослой инженерной аудитории в течение всего времени обучения, а это, между прочим, по 8 часов каждый рабочий день в течение месяца. Процесс обучения, сконцентрированный на студентах, кардинально отличался от уже успевшего надоесть традиционного подхода, применяемого большинством преподавателей высшей школы — я был удивлен и заинтригован.
Несомненно, Сергей и Виктор обладали экспертной квалификацией в предметной сфере и врожденным талантом учить людей, но это хоть и необходимые качества эффективного преподавателя, но недостаточные. Для успешного обучения большому объему знаний и навыков в течение короткого периода времени требуется апробированная методика, синтезированная из опыта успешных преподавателей и основанная на результатах многолетних научных исследований — много позже я узнал ее официальное название — student-centered learning.
Уже через год, работая инженером пуско-наладчиком, я регулярно проводил обучение персонала Заказчика по эксплуатации и обслуживанию поставленных систем, пытаясь воссоздать атмосферу того памятного тренинга из 2001 года.
Первым этапом в освоении эффективной методики преподавания был курс Train-the-Trainer, обязательный для кандидатов на звание сертифицированного тренера Microsoft (Microsoft Certified Trainer — MCT). Четырехдневное погружение в особенности проведения авторизованных курсов завершилось контрольным выступлением, которое по результатам проверки со стороны вендора было признано удачным и дало мне допуск к проведению авторизованных курсов по технологиям для которых у меня уже были инженерные сертификации.
Второй этап проходил во время работы преподавателем на Факультете Переподготовки Специалистов Питерского Политехнического Универсистета — под руководством эксперта Егора Орлова, ведущего направление “Защита информации”, я интенсивно осваивал особенности преподавания в высшей школе. Именно он и познакомил меня с международно-признаваемой сертификацией для технических тренеров CompTIA CTT+ (Certified Technical Trainer) и положенной в ее основу методикой эффективного обучения взрослых student-centered learning.
1. Знакомство с сертификацией
Сертификация CTT была разработана в середине 90х силами крупнейших ассоциаций США в области профессионального образования — Information Technology Training Association (ITTA) и Computer Education Management Association (CedMA), и вот уже второе десятилетие является международно-признаваемым стандартом квалификации для преподавателей программ дополнительного профессионального образования в технической сфере.
Перейдя под контроль оператора вендорнезависимых сертификаций CompTIA в 2001 году, сертификация получила не только новое имя CTT+, но и признание в тренерских сертификациях ведущих производителей ИТ-технологий, таких как IBM, Microsoft, Ricoh, Novell и тд.
Квалификация претендента на звание CTT+ оценивается в соответствии с требованиями международного комитета по стандартам преподавания (International Board for Training, Performance and Instruction — IBSTPI) и проходит в два этапа: компьютерный тест, затем оценка судьями видеозаписи выступления претендента.
Компьютерный тест TK0-201 проводится на английском языке в центрах тестирования VUE и проверяет знание методики преподавания, а именно:
— планирование курса
— методы и средства обучения
— репутация преподавателя и коммуникации
— управление группой
— оценка результатов обучения
В случае успешной сдачи теста можно переходить ко второму этапу, предварительно выбрав в качестве цели одну из двух специализаций: экзамен TK0-202 для реального или TK0-203 для виртуального (онлайн) класса. Выбранный вариант предполагает видеозапись фрагмента (около 20 мин), в котором будет раскрыта неочевидная техническая тема для группы из нескольких обучаемых. За это время преподаватель должен качественно проявить практические навыки использования ранее описанной методики, например:
— провоцируя диалог с обучаемыми по изучаемой теме
— удерживая внимание обучаемых
— проводя реальный курс
2. Методика подготовки
Прохождение курсов Train-the-Trainer помогает в воссоздании методики student-centered learning, но их авторский формат (в СНГ их разрабатывает не Microsoft, а признанные в отрасли эксперты-преподаватели) не предполагает стандартизованного всеобъемлющего и регулярно обновляемого содержания. Авторы разрабатывают программы таких курсов на свое усмотрение — без жесткой привязки к открытым стандартам, обновляют их от случая к случаю, так как эти курсы имиджевые, редко проводятся, и учебные центры не спешат вкладываться в их разработку и актуализацию.
В результате даже с 2х летним опытом регулярного проведения технических тренингов я не смог сходу набрать даже 50% правильных ответов в тестах для самостоятельной подготовки, обнаруженных в поисковых системах по коду экзамена TK0-201.
Изучение профессиональной литературы, рекомендованной CompTIA для самостоятельной подготовки открыло для меня целый мир прибыльного учебного бизнеса, где непрерывное повышение качества и эффективности образовательных услуг является объективной реальностью. Среди книг, окончательно прояснивших методику student-centered learning, особо выделю “How to be a successful technical trainer” by Keys and Zeff и “Training for results” by Bob Mosher — именно после них я стал стабильно набирать больше 90% правильных ответов и буквально через неделю сдал компьютерный тест стоимостью 280$ с первой попытки.
В 2004 году еще не было варианта экзамена по проведению виртуального (онлайн) класса, поэтому я стал готовиться к видеозаписи реального выступления. Скажу сразу, это было одно из самых тяжелых профессиональных испытаний в моей жизни, и причин тому несколько:
Первая — это необходимость проведения тренинга на английском: все участники видеозаписи должны общаться на языке Шекспира и делать это понятно для будущих судей, являющихся носителями этого языка. Собрать в одной аудитории 4-5 человек, готовых на английском обсуждать сложную техническую тему, и удерживать их там несколько часов — организационно сложная задача.
Вторая — проведение видеосъемки. Здесь однозначно необходим квалифицированный оператор с профессиональным оборудованием, и вот почему. Разборчиво и без искажений записать голоса группы ведущих дискусию человек в учебной аудитории скорее всего можно только снабдив каждого персональным микрофоном. Захватить в кадре панораму с преподавателем и студентами, четко отобразить экран проектора и рисунки на доске, опять же, скорее всего можно только непосредственно направляя объектив и меняя фокус видеокамеры. Тем более что монтаж видеозаписи явно запрещен — съемка должна вестись непрерывно, как в прямом эфире.
Третья причина — необходимость в течение 20 минут раскрыть для аудитории сложную техническую тему, попутно демонстрируя все заявленные в методике навыки. Здесь крайне сложно обойтись без фактического написания прототипа сценария с диалогами сразу по 2-3 темам на случай, если с какой-то темой живая дискуссия не заладится.
Анализируя эти причины можно использовать 2 стратегии: или в несколько дублей снимать один и тот же 20 минутный отрывок, или сделать съемку сразу нескольких учебных тем в течение дня. В обоих случаях предлагается собрать свой собственный комитет из 3-4 судей (желательно профессиональных преподавателей) и провести оценку видеозаписи по опубликованным критериям, цель — набрать проходной балл. Так я и поступил.
Также очень важно заметить, что научиться учить людей можно только непосредственно занимаясь этим делом на регулярной основе. И лучше делать это в зрелом коллективе учебного центра с безупречной репутацией. К таким могу отнести практически идеальные «учебные машины» Бориса Фридмана и Дмитрия Гудзенко. Эти кузницы кадров регулярно поставляют на ИТ-рынок СНГ таких гуру как Михаил Михеев, Федор Самородов, Сергей Клевогин и многих других.
В результате был оплачен сбор (280$) за работу оценщиков, а выбранная моими коллегами видеозапись была отослана в CompTIA в формате видеокассеты — началось томительное ожидание.
3. Результат
Через несколько недель пришло подтверждение успешности контрольного выступления и присвоения статуса CTT+. В отличие от других сертификаций CompTIA статус технического тренера можно считать пожизненным. Все встретившиеся на моем пути ведущие национальные (www.specialist.ru и www.microinform.ru), и международные (www.netcomlearning.com и www.globalknowledge.com) учебные корпорации узнавали эту сертификацию и, при всех прочих равных, отдавали предпочтение имеющим ее соискателям. На данный момент (2015 год) кроме классической Classroom Trainer доступна специализация Virtual Classroom trainer, актуальная для тех, кто работает с системами дистанционного образования (далее СДО), массово распространившимися как в ВУЗах так и в учебных центрах.
4. Дополнения к методике подготовки
Использованная мной методика подготовки в наши дни может быть дополнена прохождением видеокурсов (Computer-based training — CBT), которые можно найти в поисковых системах по названиям их ведущих мировых, например, Pluralsight (бывшая CBT Nuggets), разработчиков, а также по названиям сертификационного статуса CompTIA CTT+ и кодам экзаменов TK0-201, TK0-202, TK0-203.
Также в случае выбора новой специализации Virtual Classroom trainer значительно упрощается сдача экзамена TK0-203, так как собрать группу спецов для участия в онлайн-классе и провести запись экрана в СДО значительно легче.
5. Продолжение истории
Описанную методику подготовки к получению статуса CompTIA CTT+ я уже несколько раз адаптировал и успешно применял для получения допуска к проведению авторизованных курсов ведущих мировых ИТ-корпораций. На примере корпорации ЕМС адаптация выглядела следующим образом. Для допуска к проведению одного курса по одному продукту требовалось:
— сдать все ассоциированные с продуктом сертификационные экзамены для администраторов/инженеров/архитекторов,
— затем пройти официальное авторизованное обучение,
— затем провести этот же курс 50/50 с преподавателем-ментором,
— ну и в конце концов, самостоятельно провести курс под молчаливым контролем ментора, сидящего на задних рядах, и ждать, когда заполненный им отчет с оценкой пройдет через бюрократический аппарат ЕМС.
Жду вопросы по обучению и сертификациям CompTIA по адресу PashkovK@muk.com.ua
Пашков Кузьма, Lead InfoSec, EMC trainer @ training.muk.ua/courses/security/
Учебный центр МУК (Киев)