Не центр, а академия
В феврале 2021 года в штат ИТ-дирекции Московского кредитного банка (МКБ) были зачислены 23 сотрудника, прошедшие отбор в команду на совершенно новых условиях. Потребность в создании нового источника привлечения ИТ-специалистов в МКБ появилась не просто так. Постоянно возрастающие как по объему, так и по сложности задачи ИТ-блока потребовали постоянного притока новых мотивированных специалистов. Было принято решение о создании собственной учебной программы в банке. «На мой взгляд, – рассказывает ИТ-директор МКБ Алексей Карпунин, – каждый уважающий себя участник рынка, особенно финансового, обязан заниматься подготовкой новых ИТ-кадров. Потому что «добыть» с рынка достаточное количество специалистов физически невозможно, даже если в два-три раза увеличить зарплатный фонд. Специалистов нужно создавать под себя».
За четыре месяца, с ноября 2020 года, команде Карпунина удалось запустить процесс обучения: разработать программу обучения (в ней один месяц теории и два месяца практических задач), провести тщательный отбор стажеров и запустить лекции по теории, а затем и практику.
Перед началом поиска потенциальных стажеров новой ИТ-академии и в рамках формирования новой учебной программы Центр компетенций дистанционных каналов обслуживания (ЦК ДКО) определил три категории подходящих специалистов:
- специалисты без опыта работы, студенты профильных вузов или непрофильных, но желающие связать свою жизнь с ИТ;
- специалисты, знакомые с темой ИТ, работающие в смежной отрасли, – например, тестировщики или пишущие код на другом языке. У таких потенциальных сотрудников есть базис, который требуется наращивать;
- Айтишники, которые прошли уже курсы по интересующей банк специализации и имеют опыт в разработке.
«Из-за того что первый этап реализации ИТ-академии МКБ запускали в строгих временных рамках и были нацелены на максимальную результативность, резюме стажеров из первой группы мы в этот раз не рассматривали», – рассказывает руководитель ЦК ДКО Евгений Новиков. «Квалификации и опыта стажеров должно быть достаточно, чтобы совместно с высококвалифицированными действующими кадрами МКБ давать отличный результат», – резюмирует Алексей Карпунин.
Других ограничений – как, например, возраст стажера или регион его проживания, – не было. «Дело не в возрасте, а в желании учиться, – говорит Алексей Карпунин. – Нам важна нацеленность кандидата на результат и его способности». Учитывая тот факт, что работа в ИТ в большей части организована онлайн, география сотрудников тоже многообразна: от Екатеринбурга и Уфы до Краснодара.
Сотрудники ЦК ДКО искали потенциальных стажеров ИТ-академии МКБ через «старое доброе сарафанное радио» и активно погрузились в профильные онлайн-сообщества: чаты в Telegram и профессиональные форумы. Если люди состоят в ИТ-сообществах, значит, уже замотивированы развиваться в профильном направлении. В планах – развитие партнерских отношений с онлайн-курсами, такое сотрудничество уже идет, в банке намерены его развивать.
Программа обучения и наставники
Евгений Новиков:
– По присланным резюме мы проводили собеседования, оценивая сильные и слабые стороны каждого кандидата в соответствии с нашей матрицей компетенций. Например, человек плохо разбирается в базах данных, но хорошо представляет, как сделать интерфейс для пользователя. А нам нужен специалист, который знает и то, и другое. Также мы определяли стремление человека, каким путем он желает профессионально развиваться. И только после этого формировали каждому индивидуальный план развития. Фактически составили каждому стажеру индивидуальный план обучения на три месяца.
«Теоретическая программа тоже составлялась нами и под нас, – рассказывает Алексей Карпунин. – Ибо вузовские программы слишком обобщенные и оторваны от реальности. Обучающая программа МКБ заточена на цели и задачи нашего банка».
Итак, 23 стажера в ноябре 2020 года приступили к обучению в ИТ-академии МКБ. Процесс обучения разделился на три этапа.
Первый месяц: теоретическая подготовка, план которой составлен в зависимости от компетенций стажера, с последующим
выполнением им квалификационного задания. Теорию читали штатные специалисты МКБ.
Второй месяц занимает работа с наставником из числа сотрудников Центра компетенций МКБ. Фактически на этом этапе стажер уже погружается в практическую работу способом парного программирования (одна из практик XP), когда наставник продолжает выполнять свои ежедневные рабочие обязанности и включает стажеру демонстрацию своего рабочего экрана в режиме онлайн. Ментор пишет код, стажер наблюдает и задает вопросы. Один работает руками, другой – глазами. На следующий день они меняются местами, и стажер два часа программирует, а наставник наблюдает и подсказывает. Время практической работы стажера постепенно увеличивается до четырех часов, то есть половины рабочего дня. «Данный подход не отрывает наставника от производства, а стажер погружается в процесс и знакомится с конкретными продуктами, которые разрабатываются в банке», – поясняет Евгений Новиков.
Третий этап – «высадка» в команду. Стажер подключается и начинает самостоятельно реализовывать небольшие задачи, но задачи из полноценного «боевого» бэклога МКБ.
Алексей Карпунин и Евгений Новиков признаются, что на старте деятельности академии не все наставники обрадовались дополнительной рабочей нагрузке в виде обучения стажеров. «Наставничество – процесс добровольный, – отмечает Е. Новиков. – Погрузившись в процесс, все наставники так им увлеклись, что через три месяца уже сами просили зачислить их стажеров в свои команды». Алексей Карпунин особо отмечает важную роль в организации обучения, поиска стажеров и дальнейшей их жизни в банке коллег из HR.
Команда 23
Каков результат через три месяца? «Наши ожидания оправдались на 110%, – такое признание ИТ-директора МКБ лучше всего описывает результаты деятельности первого набора ИТ-академии. – Из моего опыта обучения стажеров в других компаниях я знал, что процент выпуска готовых специалистов колеблется от 50% до 80% и зависит от качества кандидатов, отобранных на стажировку. Самый главный итог нашего первого выпуска – все принятые на стажировку сотрудники прошли все этапы обучения и начали свою деятельность в боевых командах, все приняты в штат МКБ». Столь впечатляющие результаты сам Алексей Карпунин объясняет качеством проделанной работы на этапе отбора кандидатов. Второй фактор успеха – методика парного программирования и глубокого вовлечения в деятельность банка вместо «оторванных от жизни» задач из учебников.
По словам Евгения Новикова, банк получает хороших, лояльных сотрудников, а новый сотрудник – колоссальный опыт. Ни одни курсы подобного опыта не дадут. Обучение в группе выявило еще один, не самый ключевой, но тоже важный фактор – сплоченность команды: «Стажеры проходили обучение в составе единой группы, а затем получили распределение в разные команды. Но у них остался общий чат, они продолжают помогать друг другу, им не пришлось по одиночке вливаться в новый коллектив».
Центр компетенций запустил уже набор второго потока ИТ-академии МКБ, убедившись в жизнеспособности своей концепции. В этот раз академия расширяет базу знаний и, кроме разработчиков, набирает аналитиков, тестировщиков и других специалистов. Теперь, по словам А. Карпунина, ИТ-академия будет работать постоянно, но выпуски станут не такими многочисленными. «По пять-восемь человек в месяц проще включить в команду, чем 23 стажера в квартал», – поясняет он. Вдохновившись результатами первого выпуска академии, в следующие наборы банк будет рассматривать и начинающих специалистов.
klis
Вы всерьез полагаете, что все по дефолту знают что такое МКБ? Вы всерьез полагаете, что тем, кто знает, что такое МКБ, интересно, насколько оправдались его ожидания?
AnnaVK Автор
Спасибо, добавила в начале полное название (правда, оно было рядом с заголовком, но, согласна, не помешает еще и в тексте)). Надеемся, что опыт одного из крупнейших банков страны будет интересен.
ReDev1L
Я знаю, когда ставка была 8% — они сували кредиты под 22% + страховка )