image

Не центр, а академия


В феврале 2021 года в штат ИТ-дирекции Московского кредитного банка (МКБ) были зачислены 23 сотрудника, прошедшие отбор в команду на совершенно новых условиях. Потребность в создании нового источника привлечения ИТ-специалистов в МКБ появилась не просто так. Постоянно возрастающие как по объему, так и по сложности задачи ИТ-блока потребовали постоянного притока новых мотивированных специалистов. Было принято решение о создании собственной учебной программы в банке. «На мой взгляд, – рассказывает ИТ-директор МКБ Алексей Карпунин, – каждый уважающий себя участник рынка, особенно финансового, обязан заниматься подготовкой новых ИТ-кадров. Потому что «добыть» с рынка достаточное количество специалистов физически невозможно, даже если в два-три раза увеличить зарплатный фонд. Специалистов нужно создавать под себя».

За четыре месяца, с ноября 2020 года, команде Карпунина удалось запустить процесс обучения: разработать программу обучения (в ней один месяц теории и два месяца практических задач), провести тщательный отбор стажеров и запустить лекции по теории, а затем и практику.
Перед началом поиска потенциальных стажеров новой ИТ-академии и в рамках формирования новой учебной программы Центр компетенций дистанционных каналов обслуживания (ЦК ДКО) определил три категории подходящих специалистов:

  1. специалисты без опыта работы, студенты профильных вузов или непрофильных, но желающие связать свою жизнь с ИТ;
  2. специалисты, знакомые с темой ИТ, работающие в смежной отрасли, – например, тестировщики или пишущие код на другом языке. У таких потенциальных сотрудников есть базис, который требуется наращивать;
  3. Айтишники, которые прошли уже курсы по интересующей банк специализации и имеют опыт в разработке.

«Из-за того что первый этап реализации ИТ-академии МКБ запускали в строгих временных рамках и были нацелены на максимальную результативность, резюме стажеров из первой группы мы в этот раз не рассматривали», – рассказывает руководитель ЦК ДКО Евгений Новиков. «Квалификации и опыта стажеров должно быть достаточно, чтобы совместно с высококвалифицированными действующими кадрами МКБ давать отличный результат», – резюмирует Алексей Карпунин.

Других ограничений – как, например, возраст стажера или регион его проживания, – не было. «Дело не в возрасте, а в желании учиться, – говорит Алексей Карпунин. – Нам важна нацеленность кандидата на результат и его способности». Учитывая тот факт, что работа в ИТ в большей части организована онлайн, география сотрудников тоже многообразна: от Екатеринбурга и Уфы до Краснодара.

Сотрудники ЦК ДКО искали потенциальных стажеров ИТ-академии МКБ через «старое доброе сарафанное радио» и активно погрузились в профильные онлайн-сообщества: чаты в Telegram и профессиональные форумы. Если люди состоят в ИТ-сообществах, значит, уже замотивированы развиваться в профильном направлении. В планах – развитие партнерских отношений с онлайн-курсами, такое сотрудничество уже идет, в банке намерены его развивать.

Программа обучения и наставники


Евгений Новиков:

– По присланным резюме мы проводили собеседования, оценивая сильные и слабые стороны каждого кандидата в соответствии с нашей матрицей компетенций. Например, человек плохо разбирается в базах данных, но хорошо представляет, как сделать интерфейс для пользователя. А нам нужен специалист, который знает и то, и другое. Также мы определяли стремление человека, каким путем он желает профессионально развиваться. И только после этого формировали каждому индивидуальный план развития. Фактически составили каждому стажеру индивидуальный план обучения на три месяца.

«Теоретическая программа тоже составлялась нами и под нас, – рассказывает Алексей Карпунин. – Ибо вузовские программы слишком обобщенные и оторваны от реальности. Обучающая программа МКБ заточена на цели и задачи нашего банка».

Итак, 23 стажера в ноябре 2020 года приступили к обучению в ИТ-академии МКБ. Процесс обучения разделился на три этапа.

Первый месяц: теоретическая подготовка, план которой составлен в зависимости от компетенций стажера, с последующим
выполнением им квалификационного задания. Теорию читали штатные специалисты МКБ.
Второй месяц занимает работа с наставником из числа сотрудников Центра компетенций МКБ. Фактически на этом этапе стажер уже погружается в практическую работу способом парного программирования (одна из практик XP), когда наставник продолжает выполнять свои ежедневные рабочие обязанности и включает стажеру демонстрацию своего рабочего экрана в режиме онлайн. Ментор пишет код, стажер наблюдает и задает вопросы. Один работает руками, другой – глазами. На следующий день они меняются местами, и стажер два часа программирует, а наставник наблюдает и подсказывает. Время практической работы стажера постепенно увеличивается до четырех часов, то есть половины рабочего дня. «Данный подход не отрывает наставника от производства, а стажер погружается в процесс и знакомится с конкретными продуктами, которые разрабатываются в банке», – поясняет Евгений Новиков.

Третий этап – «высадка» в команду. Стажер подключается и начинает самостоятельно реализовывать небольшие задачи, но задачи из полноценного «боевого» бэклога МКБ.
Алексей Карпунин и Евгений Новиков признаются, что на старте деятельности академии не все наставники обрадовались дополнительной рабочей нагрузке в виде обучения стажеров. «Наставничество – процесс добровольный, – отмечает Е. Новиков. – Погрузившись в процесс, все наставники так им увлеклись, что через три месяца уже сами просили зачислить их стажеров в свои команды». Алексей Карпунин особо отмечает важную роль в организации обучения, поиска стажеров и дальнейшей их жизни в банке коллег из HR.

Команда 23


Каков результат через три месяца? «Наши ожидания оправдались на 110%, – такое признание ИТ-директора МКБ лучше всего описывает результаты деятельности первого набора ИТ-академии. – Из моего опыта обучения стажеров в других компаниях я знал, что процент выпуска готовых специалистов колеблется от 50% до 80% и зависит от качества кандидатов, отобранных на стажировку. Самый главный итог нашего первого выпуска – все принятые на стажировку сотрудники прошли все этапы обучения и начали свою деятельность в боевых командах, все приняты в штат МКБ». Столь впечатляющие результаты сам Алексей Карпунин объясняет качеством проделанной работы на этапе отбора кандидатов. Второй фактор успеха – методика парного программирования и глубокого вовлечения в деятельность банка вместо «оторванных от жизни» задач из учебников.

По словам Евгения Новикова, банк получает хороших, лояльных сотрудников, а новый сотрудник – колоссальный опыт. Ни одни курсы подобного опыта не дадут. Обучение в группе выявило еще один, не самый ключевой, но тоже важный фактор – сплоченность команды: «Стажеры проходили обучение в составе единой группы, а затем получили распределение в разные команды. Но у них остался общий чат, они продолжают помогать друг другу, им не пришлось по одиночке вливаться в новый коллектив».

Центр компетенций запустил уже набор второго потока ИТ-академии МКБ, убедившись в жизнеспособности своей концепции. В этот раз академия расширяет базу знаний и, кроме разработчиков, набирает аналитиков, тестировщиков и других специалистов. Теперь, по словам А. Карпунина, ИТ-академия будет работать постоянно, но выпуски станут не такими многочисленными. «По пять-восемь человек в месяц проще включить в команду, чем 23 стажера в квартал», – поясняет он. Вдохновившись результатами первого выпуска академии, в следующие наборы банк будет рассматривать и начинающих специалистов.