2020 год привнес колоссальные изменения в жизнь людей всего мира, которые естественным образом отразились на всех сферах экономики и бизнеса. Как компания, уделяющая приоритетное внимание интересам и задачам наших клиентов, мы провели исследование и выявили изменения в потребностях IT-служб компаний различных отраслей бизнеса.
Цели и задачи
Целью исследования стало изучение актуальных потребностей IT-служб, а также изменений, которые произошли в их работе в 2020 году.
Методология
Исследование проводился методом онлайн-опроса. Для получения максимально точных результатов мы использовали специально разработанную форму, включающую 9 вопросов. Респонденты заполняли форму самостоятельно. После получение всех заполненных анкет данные были обработаны и представлены в обобщенном виде.
Всего в опросе приняли участие более 200 руководителей IT-служб различных отраслей экономики.
Наибольшее количество респондентов - представители промышленности и ритейла. Мы также опросили компании финансового, образовательного сектора, здравоохранения и IT.
Результаты исследования
В ситуации пандемии многие компании и, соответственно, IT-службы перешли на удалённый или гибридный формат работы.
В связи с этим системы, позволяющие вести работу сотрудников компании в дистанционном режиме, стали использоваться более активно. Сократился бумажный документооборот, были внедрены различные платформы для организации онлайн-коммуникаций.
Однако не все респонденты назвали изменения существенными, так как в ряде компаний практика удалённой работы уже была внедрена на протяжении длительного периода.
В числе существенных изменений был отмечен приоритет реализации бизнес-процессов с использованием внешних сервисов, возросла скорость принятия решений, повысилась гибкость.
Некоторые компании отметили увеличение активности в сегменте b2c, что также повлияло на работу IT-служб.
Исследование показало, что степень качества работы корпоративных информационных систем находится на высоком, но не идеальном уровне.
Более половины респондентов ответили, что сбои в работе корпоративных сервисов происходят менее раза в месяц.
Причем представители отрасли здравоохранения почти не замечали сбоев, а в IT-компаниях и образовательной сфере существенные сбои происходят ежемесячно.
Примерно половина участвующих в опросе сообщили, что сталкивались с ситуацией потери данных.
В то же время аудиты и тесты систем проводятся преимущественно не на регулярной основе, а при возникновении необходимости. Этим важным процессам уделяют пристальное внимание в IT-сегменте. И это не удивительно, ведь айтишники знают наверняка, что «пожар» легче предупредить, чем потушить.
При сбоях в работе IT-систем компании действуют по-разному. Примерно половина решает вопросы собственными силами, в то время как другие действуют в зависимости от ситуации (зачастую прибегая к помощи внешних специалистов). Стоит отметить, что финансовые и IT-компании чаще справляются с проблемами самостоятельно за счет высокой квалификации штатного персонала.
Более половины опрошенных выразили удовлетворенность скоростью решения задач штатными сотрудниками компании. При этом представители финансовой сферы сообщили, что скорее не удовлетворены этим параметром, а представители отрасли IT, напротив, полностью удовлетворены.
Что касается качества решения задач штатными сотрудники, то здесь полную удовлетворенность также выразили представители IT-компаний, в то врем как большинство респондентов выбрали вариант «Скорее удовлетворены».
Затраты на IT-инфраструктуру компании сочли оптимальными почти 45% опрошенных. При этом около половины участвующих в опросе представителей отрасли здравоохранения сообщили, что не считают затраты оптимальными в полной мере.
Многие CIO сообщили о наличии запланированных проектов в области разработки, оптимизации или модернизации IT-систем в 2021 году. Что не удивительно: важность развития и расширения IT-проектов является очевидной и оказывающей влияние на бизнес уже на протяжении нескольких десятилетий, при этом последний год показал, насколько это может быть критично.
ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Обобщив полученные данные, мы сделали выводы о том, что:
за 2020 год произошел существенный рост нагрузки на IT;
проблемы при сбоях решаются преимущественно внутренними сотрудниками;
немногим менее половины организаций теряли данные после сбоев;
аудиты и тесты систем проводятся не регулярно;
скорость и качество решения задач своими силами – удовлетворительные;
больше половины организаций планируют проекты в области разработки, оптимизации/модернизации IT.
Исходя из полученных результатов, мы подготовили следующие рекомендации для IT-руководителей:
проведение аудита баз данных не менее 1 раза в квартал, особенно если система является бизнес-критичной;
повышение квалификации сотрудников IT-служб с помощью обучения или привлечение внешних экспертов для проведения совместных сложных работ.
Кроме этого
при планировании миграции на open source необходимо обратить внимание на сложность работ и провести обследование на возможность такой миграции, составить план миграции и согласовать с бизнесом "окно" простоя;
для повышения эффективности взаимодействия между сотрудниками компании стоит рассмотреть возможность создания внутреннего корпоративного портала или использование других современных технологичных решений;
возможно, стоит также обратить внимание на реализацию проектов по схеме Agile и/или микросервисной архитектуры.
Итоги исследования мы представили на вебинаре, с видео-записями которого можно ознакомиться на нашем Youtube-канале.