В предыдущей нашей статье мы рассказывали о том, какие уроки мы усвоили, как мы обучали коллег удаленно и как проводили тестирование системы. В данной статье речь пойдет об интеграционных ландшафтах. Для реализации решения в рамках нашего проекта мы выбрали гибридный интеграционный ландшафт на базе SAP PO и SAP MII. В данной статье мы рассмотрим особенности систем SAP PO и SAP MII, их предназначение, достоинства и недостатки. А также расскажем о трудностях, с которыми мы столкнулись при реализации проекта в 2020 году.
Итак, по порядку.
Интеграционные платформы: как выбрать?
Все компании рано или поздно приходят к решению интегрировать системы, которые они внедрили для решения различных операционных задач. И тут возникает вопрос, какую интеграционную систему выбрать.
К сожалению, каждый раз мы сталкиваемся с проблемой, что нет идеальной системы интеграции, есть системы, которые ориентированы на решение определенного круга задач. Поэтому, прежде чем обсуждать поставщиков интеграционных систем и конкретные системы, следует определить, какой круг задач должна решать система интеграции в вашем случае. После этого необходимо определиться с классом(-ами) систем, которые лучше всего решают определенные задачи.
Согласно SAP CIO Guide: Process and Data Integration in Hybrid Landscapes, существуют следующие классы интеграционных систем:
Process Integration – охватывает интеграцию распределённого между системами/приложениями бизнес-процесса. Наиболее предпочтительные инструменты интеграции на базе ESB (Enterprise Service Bus)
Data Integration – охватывает синхронизацию данных между приложениями, базами данных и озером данных вне транзакционного контекста. Наиболее предпочтительные инструменты интеграции на базе ETL (Extract, Transform, Load).
User Integration – охватывает все задачи интеграции между сервером приложений и интерфейсами взаимодействия с пользователем.
Thing Integration – охватывает все сценарии, когда данные из устройств, оборудования должны быть интегрированы с бизнес-приложениями.
Cross Use Cases – остальные сценарии, применяемые для сквозного взаимодействия.
На нашем проекте мы столкнулись со сложным выбором, т. к. задачи, требующие решения, в нашем случае оказались в разных классах систем. Если выбрать одну систему и пытаться на ней решить не характерные для нее задачи, то она не будет столь эффективна, как система, изначально созданная для этой задачи. Нам требовалась интеграция как процессов, так и данных заводского уровня (оборудования). Поэтому наш выбор пал на гибридный интеграционный ландшафт.
Опыт российской практики показывает, что компании в основном делают выбор в пользу таких интеграционных систем, как SAP PO (ранее SAP PI). Однако существуют и другие системы, которые также предназначены для интеграции между системами различных уровней. В нашем случае мы использовали интеграционные системы SAP PO и SAP MII.
Ключевые аспекты использования SAP PO и SAP MII
Когда мы подошли к выбору интеграционной платформы, то ориентировались на следующие наиболее важные аспекты, которые нужно учитывать при разработке архитектуры межсистемной интеграции:
1. SAP PO следует использовать для интеграции процессов в качестве основной Корпоративной сервисной шины (ESB) предприятия (Например, ERP с Банк-клиентом), а также когда требуется:
Использовать репозиторий корпоративных сервисов в качестве центрального репозитория SOA
Использовать поддержку дополнительных стандартов WS (web service), таких как UDDI, WS-BPEL, и задач, WS-RM в корпоративной среде.
Включение критически важных сценариев интеграции между бизнес-приложениями.
Использование новых функций, таких как аутентификация конечных пользователей, валидация XML и возможности BAM
Взаимодействие с системами, находящимися за рамками DMZ корпоративной сети.
2. SAP MII следует использовать в основном, когда стоит задача обрабатывать данные уровня заводов (MES, LIMS), которые представлены в разнородных хранилищах, которые требуется организовать и проанализировать, а также, когда нужно:
Получать согласованные отчеты о производственных операциях на разных сайтах.
Углубиться в хранилища данных предприятия и в разные хранилища данных для производственных интеллектуальных приложений.
Подключить собственные производственные приложения к данным и рабочим процессам SAP S/4HANA - через стандартные и встроенные адаптеры и инструменты (BAPI/RFC синхронный запрос).
Позволить персоналу предприятия выполнять отчетность (стандартную, мобильную и специальную) наряду с базовыми задачами.
Следует отметить, что система SAP MII по своему прямому назначению, помимо выполнения функции интеграционной шины, также дает возможность выполнять оперативные функции с использованием UI/UX-приложений и реализовать процессы по регистрации данных оперативного учета. Однако использование системы SAP MII только как платформы интеграции не дает никаких преимуществ по сравнению другими системами (например, SAP PO).
3. Наряду с отдельным использованием платформ SAP PO или SAP MII (рассматриваемых в данной статье) также нередки случаи совместного использования одновременно двух этих систем, а именно в тех ситуациях, когда:
SAP MII должен взаимодействовать c SAP S/4HANA (и другими системами корпоративного уровня) через SAP PO в интеграционных сценариях, требующих гарантированную доставку.
SAP PO должен использоваться для централизованного управления потоками данных.
SAP MII должен обеспечивать обработку данных уровня завода, даже в случае временной недоступности систем корпоративного уровня.
В SAP MII должны быть реализованы правила и обработки, специфичные для уровня завода.
Таким образом, очень важно при выборе платформы интеграции учитывать не только техническую возможность выполнять определенные действия, связанные с межсистемной интеграцией, но и исходить напрямую из требований к обрабатываемым системой данным.
Преимущества и недостатки SAP PI
Несмотря на то, что верхнеуровнево и SAP PO, и SAP MII поддерживают схожие сценарии интеграции, обе системы разработаны с учетом конкретных сценариев использования.
Мы подготовили таблицу с описанием основных компонентов функционала и преимуществ, которые есть у каждой из систем по этим компонентам. Оценка функционала, представленная в данной таблице, является субъективным мнением консультантов и разработчиков и составлена на основе проектного опыта внедрения систем.
Среди недостатков функционала обеих систем отмечены следующие:
Мы учли преимущества и недостатки каждой из систем, чтобы обеспечить необходимую интеграцию и создать эффективную архитектуру.
Вызовы нашего проекта, и как мы с ними справились
Реализация проектов интеграции систем - непростая задача, требующая согласованной работы различных команд в рамках одной локальной компании или, как в нашем случае, различных команд из нескольких стран с разными часовыми поясами и даже разными языками. К тому же дополнительный уровень сложности для проекта в 2020 году обеспечили пандемия и удаленный формат работы. Все эти трудности заставили нас по-новому посмотреть на взаимодействие между командами, а также внутри команды внедрения.
Первоначальный подход предполагал обычный формат периодических встреч и переписку по электронный почте, но он доказал свою несостоятельность: долгое время ответа, низкая динамика работы, невозможность отслеживать выполнение задач.
В связи с этим мы пересмотрели весь рабочий процесс, а именно:
1. Определили временные периоды, в рамках которых сотрудники могли начать и закончить свой рабочий день.
2. Перешли на scrum-методологию:
Ежедневные встречи, где в формате 15-минутных встреч обсуждали, что сделано, что будет сделано в течение дня и что мешает выполнению задач. Данные встречи помогают решать проблемы быстрее, чем бесконечные переписки.
Проведение встреч в формате видеоконференций. Такое взаимодействие, когда можно видеть друг друга, всегда положительно сказывается на производительности труда.
Общение посредством мессенджеров. Это также позволяет быстрее взаимодействовать с коллегами и предполагает менее формальный тон общения, что сближает сотрудников.
3. Хорошей практикой стала демонстрация Клиенту прототипа интеграционного решения. Мы показываем не только интеграцию, но и реализацию бизнес-процессов, и таким образом исключаем неприятные неожиданности.
4. Мы сделали оптимизацию с учетом разных часовых поясов:
Приоритизировали и распределяли задачи в соответствии с часовым поясом членов команд
Планировали ключевые встречи с учетом разницы во времени
С пониманием относились к экстренным запросам во внерабочее время.
5. Также одним из решений стал запрос и получение доступа в интегрируемые системы для того, чтобы процессы изучения систем, разработки и тестирования не останавливались вне зависимости от времени. Данное решение уменьшило зависимость от коллег при запуске тестового потока или просмотре полей.
Пересмотренный подход позволил нам скоординировать работу команд и выполнить её в срок.
Выводы
Существует большой выбор интеграционных платформ. Чтобы не утонуть в выборе, необходимо четко сформулировать задачи, которые стоят перед компанией, и далее определить класс необходимой системы. В случае если для решения ваших задач требуется гибридный интеграционный ландшафт, необходимо понять, какие задачи будут закрыты какой системой, оценить преимущества и недостатки каждой из выбранных систем и понять, как с ними работать в контексте вашей компании.
В нашем случае при принятии решения об использовании интеграционных систем мы полагались на опыт команды внедрения и опыт наших глобальных коллег, внедрявших системы SAP PO и SAP MII на проектах ранее. Это позволило нам учесть особенности обеих систем и построить эффективную архитектуру.
На собственном опыте мы знаем, что выбор всегда не прост, но возможен. И все проектные вызовы можно преодолеть и обратить в свои преимущества.
Надеемся, наша статья поможет вам в поиске наилучшего для вас решения. Да пребудет с Вами Сила!