В наших блогах на Хабре и Мегамозге мы рассказываем о том, какие действия предпринимаем для создания лучшего облачного сервиса в Рунете и том, какие подходы к управлению кажутся нам эффективными. Сегодня мы снова поговорим об ошибках в менеджменте.
Совсем недавно мы рассказывали историю сервиса для организации супружеских измен Ashley Madison — ресурс был атакован хакерами, которые опубликовали не только личную информацию пользователей, но и данные о том, что руководство проекта обманывало клиентов. В частности, выяснилось, что функция платного удаления информации о пользователях не работала, а вместо девушек с мужчинами общались специально созданные боты (мужчины должны были платить за отправку сообщений «дамам»). Скандал, вызванный в том числе и обманом пользователей, вынудил сооснователя Ashley Madison покинуть компанию. Клиенты, в свою очередь, готовят коллективные иски (один на $578 млн), вопросы могут появиться и у властей разных стран.
На прошедшей неделе тезис о том, что обман оказывает самое пагубное влияние на бизнес, получил еще одно подтверждение. Активисты выяснили, что немецкий автопроизводитель Volkswagen годами намеренно занижал показатели выбросов вредных веществ у своих машин. Информация попала в прессу, и разразился масштабный скандал, который может нанести бизнесу удар, отправиться от которого будет очень нелегко.
Случайность, изменившая все
Обман заключался в том, что компания Volkswagen использовала специальный софт, который понижал вредные выбросы точно в тот момент, когда машина находилась на тестовом стенде. В остальное же время показатель выбросов мог в несколько десятков раз превышать норму — это при том, что дизельные двигатели продвигаются, как более экологичные.
Проблему совершенно случайно обнаружили американские активисты из организации Международный совет по чистому транспорту (International Council on Clean Transport, ICCT). Представители организации решили провести собственные тесты нового поколения дизельных двигателей TDI с целью доказать, что они гораздо меньше вредят окружающей среде, чем бензиновые.
Однако результаты оказались противоположны ожиданиям. Машины для европейского и американского рынков оказались гораздо более «грязными», чем предполагалось. При этом, тесты проводились в два этапа — на специальном стенде и на реальных дорогах. В первом случае результаты оказывались в рамках нормы, во втором обнаруживалось значительное превышение вредных выбросов.
Volkswagen в ответ на обращение других организаций EPA и CARB провел собственные тесты по модели ICCT и отозвал около 500 автомобилей для «обновления программного обеспечения». Агентство по охране окружающей среды США (EPA) отказалось сертифицировать автомобили 2016 года без получения доказательств решения проблемы выбросов. После этого Volkswagen пришлось признать факт установки на автомобили устройств, которые автоматически снижали выделение вредных веществ при тестировании.
Теперь эта информация стала достоянием общественности и разразился грандиозный скандал.
Минус €25 миллиардов
Представители автоконцерна заявили о том, что обнаруженная «проблема» может касаться 11 млн дизельных машин, проданных во всем мире (Audi (A3 TDI), Volkswagen Jetta TDI, Passat TDI, Golf TDI, Jetta Sportwagen TDI и Beetle TDI).
У компании есть два варианта решения проблемы с этими машинами: перепрограммирование двигателей со снижением их показателей в худшую сторону или установка на каждый автомобиль дополнительной системы очистки воздуха. Оба вариант будут дорогими — система очистки для одной машины обойдется в $5000-$8000 — и принесут неудобства покупателям.
Кроме того, владельцы «неправильных» машин теперь оказались в патовой ситуации — им нужно либо продолжать ими пользоваться, загрязняя воздух (при том, что одним из плюсов авто называлась экологичность) или перестать ездить на них. Кроме того, купить такие машины теперь нельзя ни новыми, ни подержанными. В США, например, при продаже с рук новому владельцу машины откажут в ее регистрации.
В компании заявили о готовности потратить на решение проблем $7,3 млрд, но так дешево немецкому автопроизводителю отделаться вряд ли удастся. По данным СМИ штрафы только в США могут составить $18 млрд — в эту сумму не входят возможные судебные издержки, которое могут повлечь за собой коллективные иски обманутых клиентов.
Проверки в отношении Volkswagen уже инициировали власти ряда стран (например, Южной Кореи, Великобритании и Германии). За несколько дней акции компании обвалились на более чем на 40%, а капитализация компании снизилась на €25: €77 млрд до менее чем €52 млрд.
Под давлением общественности и акционеров Volkswagen CEO компании Мартин Винтеркорн был вынужден подать в отставку. Сначала он выпустил видеообращение, в котором рассказал о ситуации со скандалом, но не упоминал о своем намерении уйти с должности. Однако уже спустя несколько часов на сайте автоконцерна появилось письменное заявление об отставке (несмотря на то, что совет директоров и заявил о том, что Винтеркорн не знал о «манипуляциях с данными о выбросах»).
К счастью для Винтеркорна такая поддержка со стороны совета директоров может позволить ему даже сохранить полагающуюся ему «пенсию» в размере $32 млн, однако на его карьере, тем не менее, поставлен крест.
Вывод: обман и бизнес несовместимы
Потеря €25 миллиардов капитализации за несколько дней, предполагаемый штраф только в одной стране в размере $18 млрд, проверки на других рынках и перспектива масштабных судебных исков. Все это уже разрушило карьеру CEO Volkswagen, а последствия для самой компании могут стать еще в разы хуже.
И всего этого можно было бы избежать, если бы руководство автоконцерна тратило средства не на разработку инновационных приборов, обманывающих тестовые установки, а на улучшение своей продукции.
Обман очень дорого обходится бизнесу и восстановить репутацию компании теперь будет крайне сложно. Это доказал опыт Ashley Madison, это очевидно и теперь.
Комментарии (37)
format1981
24.09.2015 20:40+2Интересно как софт определял что двигатель в данный момент тестируется.
И еще, могу ошибаться, но ведь двигатели которые ставят на WV также ставят и на Scoda, Audi,… Их не разоблачат?gleb_l
24.09.2015 21:53+1Может быть ECU при подключении диагностического оборудования переходил на «эко-режим»?
vitamin
24.09.2015 22:24Там же написано, что проблема касается Audi A3 TDI.
Dee3
25.09.2015 01:56+8Почти как в шпионском кино
комментарий в одном блогеИ обратите внимание на то, что я уже не раз говорил: ЭТО делают абсолютно все производители, причём не только с дизелями, но ис бензиновыми машинами!
За уже много лет моей работы в этой отрасли, я ещё не встречал ни одной машины без распознавания цикла NEDC, NEFZ, а теперь и WLTP. В испытаниях есть даже такой пункт о надёжности распознавания требуемых циклов.
Я вам открою большой секрет, который таковым для специалистов не является:
Ещё в 80-х, 90-х было всё это. Например BMW E30 имела такое распознание через открытое окно водительской двери, и определённой комбинации выключателей в салоне.
MINI, ещё тот старый, который «Мистер Бин» и который вообще практически не имел электроники, имел концевик на коробке, который замыкался при включении 3-й передачи (цикл на Мини ехали в основном на 3-й передаче) и при одновременном включении определённых тумблеров менялось опережение зажигания, что позволяло пройти тогдашний цикл.Areso
25.09.2015 11:04+5Т.е. это показательная порка одного отдельного взятого производителя?
edogs
25.09.2015 22:27И раз уж это ИТ ресурс — давайте вспомним, что производители графических карт точно так же затачивают их для скоринга в графических тестах.
До сих пор. Все.
Хотя когда это первый раз вскрылось — шухера было на полинтернета.Lain_13
01.10.2015 11:58+1Не знаю как на счёт заточки конкретно под тесты, но драйвера обычно точат под всё подряд если оно хоть сколько-то популярно. Вон при выходе каждой новой версии дров сообщают даже под что конкретно точили. Вот только когда при помощи говна и палок портируют игру с консолей, например, то тут как ни затачивай, а говно и палки остаются говном и палками. Вспомним хотя бы тот же позор с последним Ватманом. Нет, серьёзно, он ведь до сих пор в продажу на Стиме не вернулся благодаря наконец введённой в Стиме возможности вернуть отходы жизнедеятельности обратно производителю.
vadimzz
12.10.2015 00:28Или показательная порка отдельной страны, для которой автомобили — одна из важнейших статей экспорта и технологического имиджа (и которая владеет хорошей долей VW).
wrewolf
01.10.2015 14:05+1т.е. тем же ребятам надо прогнать тесты по другим автомобилям.
Лаба у них есть, технологию уже обкатали.
Да здравствует обрушение автопрома
lamoss
01.10.2015 12:15Был пост на гиктаймсе на эту тему — открытый капот, вращение только ведущих колес и подобные штуки, которые возможны только на тесте.
PapaBubaDiop
24.09.2015 21:18+15Нам это смешно. Я сегодня нюхнул от КАМАЗА и до сих пор пишу забавные комменты.
owniumo
25.09.2015 08:29+4У нас в Караганде не только с грузовиками всё плохо: большая часть автобусов в городе, маленькие и большие, как кальмары, — разгоняясь, оставляют за собой густые чёрные облака.
lightman
25.09.2015 21:53+1«Читая про эти проблемы европейцев с их раздуванием драм из-за небольших несоответствий топовым стандартам экологичности, я зашёлся в смехе, который плавно перешёл в кашель»
catharsis
07.10.2015 12:54Новые КАМАЗы кстати тоже Евро-5 или вроде того.
Даже ВАЗ уже не производит карбюраторную технику!
Просто у нас страна большая и небогатая, поэтому всем пофиг.
alemiks
25.09.2015 11:57+8>сохранить полагающуюся ему «пенсию» в размере $32 млн, однако на его карьере, тем не менее, поставлен крест
дайте мне $32 млн, я согласен на разрушение своей карьерыRazB0YniK
01.10.2015 10:31+1Придётся для начала потерять для компании пару-тройку десятков миллиардов долларов.
sunnyfox
01.10.2015 13:52Кто б еще наказал производителей продуктов с поддельным составом. Я запарилась искать масло, которое не маргарин (хотя в составе только коровий жир), или покупать паштет из печенки и находить в нем тонну крахмала (которого, разумеется, нет в составе). О твороге вообще молчу.
mihmig
01.10.2015 15:24В росптребнадзор можно не вставая с дивана жалобу накатать.
sunnyfox
01.10.2015 18:55Ага. Катала (и не только я) на творог одного милого производителя, так воз и ныне там. Выносится им «административное наказание в виде предупреждения». И с каждым годом все больше говна. Да фиг с ним, я понимаю, что настоящее дорого и невыгодно производить, я заплачу больше денег, только пусть это будет настоящее масло. Но хренушки, покупаешь самое дорогое, настоящее — мамой клянусь, чистый импорт, а там все тот же маргарин. Подделка?
Впрочем, это системная проблема, а не частная. Просто нагорело. Фольксваген соврал и по выяснении сразу огреб по всем фронтам, а у нас можно потребителю на голубом глазу что угодно впарить.darkfrei
01.10.2015 23:02Тоже покупал тушенку. Оказалось соевая, на банке так и написано. Но лаврушки в составе не было, а внутри банки была!
Из сои лаврушку вырезают теперь.
catharsis
07.10.2015 12:55а как вы это определяете?
sunnyfox
07.10.2015 14:04Для начала — по вкусу :) Я хорошо помню масло из детства, которое крошилось, полежав в холодильнике. На хлеб мы его не намазывали, а накладывали. Плюс у нас сейчас родственники привозят масло домашнее самодельное (правда не сладкосливочное, а кислосливочное — из сметаны), творог и прочие молочные продукты. А еще я прекрасно помню вкус «Рамы» из 90-х. Вот практически все масло, что я покупала в последнее время, с таким привкусом, и размягчается чуть ли не мгновенно. На экспертизу, честно сказать, свои покупки не отдавала. Однако экспертизы от других людей в интернетах просматривала, после того как окончательно возмутилась производительской наглостью.
Печеночный паштет легко попалился на тесте йодом. Посинел мгновенно.
onikiychuka
01.10.2015 16:26К сожалению скандал не про выбросы. Volkswagen слишком быстро начал становится производителем машин #1 в мире (по количеству). Сейчас посмотрим как ребята из дружественных VAG партии зеленых в Германии начнут проверять пепелацы GM. Вот там смеху будет.
А если серьезно — причина не VW, а совершенно идиотские экологические нормы. Велосипедист который едет со скоростью 30-40 кмч дает больше вредных выбросов чем разрешено автомобилю в Калифорнии. Про стадо коров я вообще молчу. Но почему-то все привязались к автомобилям.vadimzz
12.10.2015 00:31Возможно скандал про политику, а не про бизнес. И наказывали не VAG, а Германию.
Color
Скорее «разоблаченный обман и бизнес несовместимы»
Да, хотелось бы, чтобы все вели дела честно, но мы с вами живем не в утопическом мире, а в реальном и с рыночной экономикой
format1981
Lenovo уже в третий раз разоблачили, и ничего.
Color
У китайских компаний на этот счет истинно буддистские взгляды
imater
Леново тоже надо наказать, хотя бы за то, что они не ставять теперь красную пипку в центр клавиатуры.
Fuzzyjammer
Как не ставят? На последней, *50 серии синкпадов трекпойнт все еще есть. Вот лампочку над экраном выпилили, да…
edogs
Да все совместимо:)
В интернетах не особо агрессивно на это реагируют
По поводу первой картинки погуглите coal rollers
www.businessinsider.com.au/conservatives-purposely-making-cars-spew-black-smoke-2014-7
AlexanderG
Э —
экология2ТЭ10М