В 2013 году Илон Маск предложил идею создания скоростной транспортной системы, которая способна в разы сократить время, которое мы тратим на перемещение из точки А в точку Б. Сокращение достигается благодаря очень высокой скорости перемещения пассажирских капсул — вплоть до 1200 км/ч. Ну а такую скорость предполагается развивать благодаря магнитной левитации и вакууму в туннелях. Их проще всего прокладывать над поверхностью земли, а не строить подземные туннели.
На протяжении нескольких лет многие СМИ очень часто говорили о Hyperloop, обсуждая возможное время реализации проекта, его стоимость, технологии и тому подобные вещи. Но сейчас об идее Маска как-то прекратили вспоминать. Означает ли это, что проект умер? Давайте посмотрим.
Кто строит Hyperloop?
Чтобы не возникло путаницы между разными проектами, стоит вспомнить, кто именно занимается реализацией идеи. Она, к слову, не принадлежит Маску. О поездках, которые со скоростью самолета перемещаются в туннелях без воздуха, начали говорить еще в XIX веке. Научное обоснование последовало в XX веке, идею неоднократно обсуждали, но никто так и не решился попробовать.
Так вот, сразу после того, как Маск вспомнил об этом, он заявил, что патентовать ее не будет, чтобы дать возможность всем желающим заняться ее реализацией. Желающих оказалось много, но делом занялись две компании:
Hyperloop Transportation Technologies, компания, которая называет себя последователем идеи Маска. Она объединяет разные организации со всех стран мира. В проекте участвуют ученые, инженеры, технологи, разработчики — всего около 800 человек. Все это в большинстве случаев бесплатно. В этой организации нет четкой структуры: насколько можно понять, кто чем хочет — тем и занимается.
У этой компании есть небольшой исследовательский центр, но вот уже пару лет о нем ничего не слышно. Время от времени публикуются красивые рендеры, и, в общем-то, на этом все.
Virgin Hyperloop — изначально эта компания называлась Hyperloop One, но затем в нее вложился Ричард Брэнсон, и она получила название Virgin Hyperloop. Вот здесь активность заметна, поскольку компания работает именно как коммерческая организация. В состав совета директоров входят достаточно известные предприниматели, которые ранее в разное время участвовали в проектах компаний SpaceX, Tesla, PayPal и т.п. Для примера вот пара имен: сооснователь JumpStartFund Дирк Алборн (Dirk Ahlborn) и президент SpaceX Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell).
Что делают эти компании?
У Hyperloop Transportation Technologies не так много кейсов. По большей части представители этой организации что-то время от времени заявляют.
Правда, на днях стало известно, что лондонская архитектурная компания Zaha Hadid Architects подписала соглашение о сотрудничестве с Hyperloop Italia. Последняя как раз входит в Hyperloop Transportation Technologies.
Итальянская компания планирует построить маршрут между Миланом и аэропортом Мальпенса. По словам представителей, трасса сократит время поездки с 45 минут всего до 10. Преимущество трассы в том, что она будет относительно небольшой, так что на ее примере можно будет отработать реализацию концепта Hyperloop и посмотреть, насколько все это работоспособно — как в технологическом, так и экономическом плане.
На данный момент, о проекте известно немного. Основатель заявляет, что энергия будет поставляться из альтернативных источников, а строительство будет вестись с использованием экологически чистых материалов. Но это все слова, а вот публикаций с информацией о технологиях, стоимости и других подробностях нет.
Известно, что основана компания в 2020 году, а количество сотрудников не превышает полсотни человек. Вот их страничка в LinkedIn.
Собственно, от HTT это все — больше никаких признаков жизни в медиаполе они не подают. Возможно, проблема как раз в распределенной работе и бесплатном труде энтузиастов — идей много, но единой направляющей нет, кто за что отвечает, тоже непонятно.
А вот Virgin Hyperloop как раз работает и весьма активно. У этой компании, поддержанной Ричардом Брэнсоном, много всяких событий, новостей и прочего.
Например, в ноябре 2020 года именно Virgin Hyperloop впервые испытал прототип капсулы с пассажирами. При этом пассажирами были не люди со стороны, а главный технический директор компании Джош Гигель и директор по работе с клиентами Сара Лучиан.
Скорость испытательной капсулы в тестовом тоннеле была сравнительно небольшой — 172 км/ч. Это ничто по сравнению с заявленными ранее 1200 км/ч. Тем не менее, компания продолжает строить испытательные площадки и проводит тесты, так что работа ведется. Капсула с руководством тестировалась в 500-метровом тоннеле. Это расстояние капсула преодолела за 15 секунд.
Кроме того, Virgin Hyperloop строит научно-исследовательский центр по изучению возможностей нового транспортного средства. Строительство ведется в Западной Вирджинии, США. К основному корпусу планируют подключить испытательную ветку Hyperloop, которая поможет тестировать систему, доводя ее до финального варианта.
Компания всеми силами старается сделать его центром не только в Вирджинии, но и США, да и всем мире. Там планируется открыть около 13 000 рабочих мест, включая IT и инженерные должности.
В мае этого года компания заявила о намерении запустить новый транспорт на коммерческой основе к 2027 году. Причем речь как раз идет о скорости в 1200 км/ч. Инженеры доработали аккумуляторы, силовую электронику и ряд датчиков капсулы — кстати, каждая из них рассчитана не на 2 пассажира, которых мы видели в ролике выше, а на 28 человек.
Несколько дней назад руководитель компании дал обширное интервью, в котором продолжает с оптимизмом смотреть в будущее. Например, он заявил, что в мае 2021 обсудил проекты компании с группой Transportation and Infrastructure Сената США. Здесь людей с улицы выступать не приглашают, так что можно надеяться на относительно скорое появление Hyperloop.
Кстати, есть и другие компании, которые занимаются изучением технологии. Например, в Южной Корее даже построили макет, который позволил тестовой капсуле преодолеть скорость в 1019 км/ч. Масштаб получившейся установки не очень большой — 1:17, но, тем не менее, все работает.
Еще есть компания Zeleros из Испании, которая получила около 7 млн евро на разработку собственного проекта, плюс Hyper Poland, которой предоставили 500 тыс. евро. Все это лишь зачатки какого-либо серьезного проекта, но вполне может быть, что что-то выстрелит.
Оптимизма добавляют эксперты, которые прогнозируют увеличение объема рынка Hyperloop до $6.6 млрд к 2026 году. Среднегодовые темпы роста рынка составят около 40,4%.
Впереди — ни облачка?
Не совсем так. На Hyperloop сильно повлияла пандемия коронавируса, задержав реализацию нескольких проектов. Та же Индия, которая собиралась строить у себя пробный участок дороги, отказалась от проекта потому, что у страны появилась гора проблем, связанных с COVID-19.
Кроме того, система очень дорогая, проекты требуют средств, исчисляемых миллиардами долларов США, выделить которые готов не каждый инвестор.
Еще одна задача — безопасность системы. Да, руководитель компании проехал по тестовой трассе, но со скоростью, которая почти в 10 раз меньше расчетной. В Сети активно обсуждают, что будет, если капсула сорвется. С другой стороны, в мире полным-полно не менее опасных технологий, а ими все же пользуются.
Но как бы там ни было, одна компания точно готова вкладывать деньги в проект и развивать транспортную инфраструктуру Hyperloop. Хотелось бы надеяться, что Ричард Брэнсон не отступит от своих планов и доведет дело до конца, несмотря на пандемию и другие проблемы.
Oval
В стране, где у каждого второго оружие и тяга к знанию «а де у нее унутре
неонка5Г» наземный тоннель-трубопровод с вакуумом это безумие.twitter.com/RussianLife2021/status/1370747866998792196
pda0
Наверное ждут, когда Маск научится рыть тоннели со скоростью 60 км/ч… :-D
mrsantak
Боитесь утечек газа вызывающего удушье?
aik
Нет, притечек газа.
Любая дырка в трубе обеспечит вам нехилую аварию и остановит всю линию. Потому что я что-то не видел на рекламных роликах шлюзов, параллельных линий для обгона и т.п.
Очень сильно подозреваю, что если начнут документацию на строительство коммерческой линии разрабатывать, то туда добавят «должна выдерживать падение самолёта» — как для АЭС придумали. Что цену увеличит очень сильно.
Kanut
Ну если вы возьмёте какие-нибудь обычные скоростные поезда, которые используют сейчас в куче стран мира, то там по идее тоже не особо сложно при желании устроить диверсию. И уже при их скоростях аварии приведут к куче жертв.
К ним существуют требования а ля «должны выдерживать падение самолёта»? Мне о таких неизвестно.
aik
Теракт на поезде уничтожит вам поезд. Может ещё кусок рельсов. Систему он не затронет — другие поезда пойдут по параллельным путями или вообще в обход («заборы, коровники» :)). Работу будут больше спасательные и следственные работы тормозить, чем длительность починки.
А дырка в трубе гиперлупа у вас уничтожает всю систему, наносит вред всем пассажирам в этой трубе и неизвестно насколько её останавливает — убрать обломки, заделать дырки, заполнить систему свежим вакуумом…
С этим можно бороться — разъезды, быстро срабатывающие шлюзы при повышении давления и т.п. Но вот у вас в трубе несколько капсул, несущиеся со скоростью в 800 км/ч. Происходит авария, закрываются шлюзы — что с капсулами? Резкое торможение — пассажиры в лепёшку. Медленное торможение — у вас эти капсулы одна в другую паровозиком влетят, который потом в шлюз впечатается, если до этого трубу не порвёт ещё в одной точке…
И тут я ещё не говорю про всякие там стыки каждые Х метров, которые не должны пропускать вакуум, но при этом должны быть подвижными — для компенсации теплового расширения.
На счёт того, что у поездов нету «должны выдерживать падения самолёта» — ну так потому и нету, что там у вас максимум жертв — это пассажиры самолёта+пассажиры поезда. Не самое вероятное стечение обстоятельств. А с трубой гиперлупа — вы на неё в любом месте самолёт роняете — и у вас стопроцентно страдает вся система.
arheops
C чего это? У вас уничтоженный рельс выключает весь перегон. Тут будет точно так же само. Между перегонами просто шлюзы отсечет.
Капсулы тормозить будут одновременно и одинаково. С чего им вообще менять расстояние между собой(ну в секундах, в метрах оно, естественно, уменьшится)?
Skigh
На каком расстоянии у вас шлюзы? Потому что в случае серьёзной разгерметизации, по трубе идет ударная волна воздуха на скорости 1 Мах, а с другой стороны шлюза - капсула с людьми на на примерно такой же скорости.
Кроме того, каждый шлюз - это деньги и точки отказа. Ведь он должен сработать в аварийной ситуации, а нормальному движению не мешать.
arheops
Скорость звука зависит от давления. Чем меньше — тем меньшая скорость звука.
Будет порядка 150-200м/с на самом деле.
очевидно, вам прийдется закрыть шлюзы так, чтоб капсулы не врезалися. С современной электроникой особой проблемы тут не видно.
У вас посадка секунды занимает, даже с 4мя платформами у вас расстояние между капсулами будет порядка километра.
Шлюзы делать все равно прийдется, надо же как-то все это обслуживать. По сравнению со стоимостью трубы разница будет почти никакая.
Сравните с падением самолета в Египте. Одно падение — и у вас весь путь заблокирован с 15го года. По политическим причинам, конечно, но на практике — какая разница то?
ivan01
Не пишите чушь, оба.
1. Скорость звука в газе зависит от температуры газа.
2. В вакуумной трубе при разгерметизации пойдет ударная волна превышающая скорость звука, вообще ударным волнам при резкой разгерметизации важно отношение скоростей звука, а тут оно будет примерно 1.
3. Ударная волна пойдет от дырки единым фронтом и упрётся в противоположную стенку, дальше она будет переотражаться и рассеиваться.
4. Газ заполняющий трубу на удалении не будет формировать никаких ударных волн, они потеряют энергию. Это наврал, подумал и скорее фронт сможет сформироваться всё равно и будет там дофига махов, очень дофига… Километры в секунду.
Посчитал, сухой воздух внутри и снаружи трубы при 20С даст 6 махов скорость ударной волны. 2км/с
gorilych
ударная волна — это волна сжатия. При истечении газа в вакуум ударная волна не формируется.
ivan01
Ерунда, мы говорим и быстром и катастрофическом разрушении стенки со скачком давления по разные стороны от неё, что это, если не скачок уплотнения?
gorilych
Судя по пунктам https://habr.com/ru/company/selectel/blog/563318/?reply_to=23170158#comment_23164126 вы перечисляете факторы, описывающие затекание атмосферного воздуха в трубу с вакуумом. Как при этом стена разрушилась не важно.
Если же у вас фактор, разрушающий стену, является определяющим (взрывчатка? самолёт?) то зачем в ваших подсчётах слова воздух, разгерметизация, скорость звука?
ivan01
Отверстие должно открыться быстро, иначе не будет ударной волны, значит как разрушилось — важно.
Потому что параметры скачка уплотнения в случае мгновенной разгерметизации рассчитываются через число Маха, а число Маха переводится в скорость ударной волны через скорость звука.
gorilych
да нет никакой ударной волны, физик доморощенный. Это обычная задача на истечение газа в вакуум. Не веришь — загугли, сходи в местный универ, студентов поспрашивай.
ivan01
Обычная задача у него. Ты там дырочку размером с пальчик проковырял или мы обсуждаем сраную аварию, где полтоннеля снесло? Ты мне тут ещё про эффект запирания сопла порассказывай. При быстром разрушении тоннеля ударная волна будет, нефизик вы наш. Книжки почитайте, у студентов спрашивать — плохая практика.
gorilych
ударная волна — это волна сжатия. в каком месте у тебя при разгерметизации сжатие? Найди мне научную работу или учебник с ударной волной при истечении газа в вакуум.
Skigh
Кажется, я тут первым назвал движение воздуха при разрушении вакуумной трубы "ударной волной", что конечно технически неправильно, но в разговорном смысле передает потенциальную опасность явления.
ivan01
Это как раз таки технически правильно, не поддавайтесь этому тролю.
gorilych
https://www.nsu.ru/n/mathematics-mechanics-department/documents/%D0%96%D0%B4%D0%B0%D0%BD%20%D0%A1.%D0%90.,%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%209.pdf — тут пример задачи истечения в вакуум в полупространство
ivan01
Читать не пробовали то, что сами присылаете? Нет? Спасибо, сами доказали, что не правы.
Вопросы есть, почему это будет ударная волна со скоростью 5 махов?
P.S. Хороший пример применения метода харрактеристик, надеюсь только, что студентам сначала подробно объясняют физику, стоящую за этим методом, иначе будет как у вас.
gorilych
я не то чтобы читал, я закончил этот университет. У меня дипломная работа касается детонации (частный случай УВ). Но не буду давить своим авторитетом, ок. Просто найди определение ударной волны, условия возникновения, и покажи, что эти условия выполняются при внезапном "соседстве" воздуха с вакуумом. Задача сложная, но ты сам настаиваешь.
Ну и 5 махов — ты же понимаешь, что это очень малая часть воздуха полетит с этой скоростью? Средняя тепловая скорость молекул воздуха около 500 м/с.
Такое впечатление, что твои знания физики подчёрпнуты из голливудских фильмов, где чужого через дырку в иллюминаторе в открытый космос высасывает.
ivan01
Оооо, авторитет прям, диплом есть, я видел много ужасных дипломов. Я вот на кафедре Лойцянского учился. А ещё я работу работаю и книжки читать умею. Дальше письками будем меряться?
Нашел, не поленился, у одного из самых авторитетных авторов страница 43, 139 у Черный Г.Г Газовая динамика 1988.
Даже волна Римана при истечении в вакуум попадает под это определение, можно конечно поспорить, что нет среды, нет и определения. Но в гиперлупе воздух должен быть.
Особенно есть учесть, что число Кнудсена в трубе Гиперлупа будет около 0.000025, что какбы с точки зрения физики всё ещё сплошная среда, хоть и называется вакуумом.
gorilych
Ну раз книжки читать умеешь, то нарисуй картинку в момент времени t=0, и покажи, в каком месте у тебя разрыв второго типа (то есть скорость газа через разрыв не равна нулю). Подсказка: в начальный момент времени у тебя скорость газа везде ноль.
ivan01
А при чем здесь t=0? Нас же интересует что потом будет, или у нас в ударных трубах теперь ударных волн не образуется, там же тоже в t=0 всё статично?
gorilych
Ок, в момент t=0 ударной волны нет. Уже прогресс. Найди тогда решение, в котором у тебя будет в следующий момент чётко выделенная поверность, через которую течёт воздух и где есть скачок скорости. Согласно определению разрыв второго типа должен иметь скачок скорости и должен иметь поток газа через себя.
ivan01
То есть газ у нас какой-то есть в гиперлупе. Уже прогресс. Чётко выделенная поверхность это ударная волна которая будет распространяться в трубе и через которую будут проходить молекулы газа трубы и разгоняться. Про скачки давления и плотности вопросы есть?
gorilych
то есть у тебя ударная волна есть, потому что есть ударная волна. ОК, спор завершён.
ivan01
А что за «найди решение», классическая ситуация в ударной трубе, куча описаний, сам найди. Я тоже могу написать иди сам ищи, определение ему найди, описание ему найди, комплекс преподавателя что ли? Авторитет и сами ищите. Какую-то методичку вшивую кинул и всё.
gorilych
ударная труба содержит поршень, ёпта. Здесь у тебя нет поршня. Первоначально есть разрыв плотности и давления (но это не разрыв второго типа, не УВ), в каждый последующий момент у тебя уже не разрыв а гладкая функция. Доказывается тупо: есть распределение молекул по скоростям, вперёд улетят наиболее быстрые, получится распределение плотности (по расстоянию от отверстия), примерно соотв распределению скоростей (расстояние газа от отверстия = v*t). Поскольку распределение по скоростям — гладкая функция, то и рапределение пллотности — гладкое. Чтд
ПС: если ты мне начнёшь рассказывать, что там в трубе есть газ, что молекулы газа ещё между собой взаимодействуют — так это только в другую сторону действует: замедляет распространение газа в трубу. В случае идеального газа и вакуума в трубе скорость заполнения трубы будет максимальной.
ivan01
Какой к черту поршень? Ты вообще современные (если можно так выразиться, все теперь в CFD) ударные трубы видел?! Там разрушаемые мембраны. В момент разрушения ничего никуда не течёт, о господи.
Мы что в мире розовых пони живём? Типа для ударной волны нам надо чтобы у нас вот реально нулевая толщина была у фронта? Да не бывает в реальности идеальных скачков! Иди бегай теперь за всеми и говори, что у вас тут от гранаты не ударная волна, а вот и от бомбы тоже не ударная, и в ударной трубе у вас тоже не ударная волна. Чистоплюйство будем разводить или по существу? Для аналитических оценок фронт получится достаточно скачкообразный, чтобы считать изменение параметров скачкообразным.gorilych
я далёк от мира современных ударных труб, но я знаю, что там есть поршень. Поршнем может служить другой газ под высоким давлением. Раз ты проводишь аналогию с ударными трубами, то у тебя поршнем является атмосферный газ, а рабочим газом, по которому бежит УВ — это газ низкого давления в трубе. Ну то есть ты пугаешь ударной волной в газе низкого давления? Ну ок, напугал. Наверное очень страшно, когда у тебя давление резко с 10^-5 атм. скачет до 10^-4 атм. Прям сносит напрочь.
ivan01
Ха, хахаха, а вы посчитайте параметры на стенке после отражения этой сильной ударной волны в разреженом газе. У меня вышло порядка 16 КПа. Интересно, сколько у вас выйдет, я грубо считал, может где обсчитался. Я считал, что в трубе 100Па было изначально. А вот теперь можно уже умножать это на площадь сечения, смотреть на изменение импульса, скорость торможения.
gorilych
буря в стакане. ударная волна с давлением в 0.15 атм.
gorilych
вообще мой изначальный поинт был что УВ не будет потому что в трубе вакуум. То есть я не рассматривал газ низкого давления в самой трубе. Для меня очевидно, что наиболее разрушительной силой будет сам по себе поток атмосферного воздуха, который не характеризуется как УВ, потому что это просто плавное нарастание давления до атмосферного (ну и ?*V^2), без скачков. То есть нарастающий ветер.
Газ низкого давления сам по себе представляет препятствие для входящего атмосферного воздуха, и наоборот, смягчает его поток. То, что в нём образуются ударные волны — да и фиг с ними.
Правда, если начать рассматривать капсулу, которая на скорости влетает в атмосферу — тут уже вполне себе ударная нагрузка, как у сверхзвуковых самолётов. Но эта нагрузка определяется скоростью капсулы, а не потоком воздуха при разгерметизации.
ivan01
После отражения ударной волны она оставит за собой газ большего давления, сильно большего, и моментально, а тут капсула на скорости 800-1200 м/с. Я прикинул, выходит нехилая такая перегрузка.
Ну допустим там был вакуум, туда же устремится газ на скорости до 5М, сильно лучше от того станет? Вы посчитайте скорости спутного потока за ударной волной или скорости воздуха, который туда будет втекать, тоже так себе цифры.
philfreeeu
При разгерметизации можно контролируемо наполнять воздухом трубу на всем ее протяжении. Заодно и капсулы затормозятся.
RTFM13
При полном разрушении туннеля прямо перед поездом поезду будут угрожать скорее обломки туннеля, чем фронт заполняющего туннель воздуха. Чтобы прикинуть порядок величин — при диаметре туннеля в 4 метра атмосферное давление составит порядка 100 тонн (с учетом того что диаметр поезда чуть меньше). Для 100 тонного поезда ускорение торможения составит 1g, что ни о чём. Да, там еще преодоление инерции воздуха, на вскидку не посчитаю, но умозрительно цифры будут того же порядка. даже если наберется 10g то для пристегнутого по автомобильным меркам пассажира это ничем не грозит. Саму конструкцию тоже можно рассчитать на такие нагрузки в аварийном режиме. Всё это комариный укус по сравнению со столкновением с обломками туннеля и/или вылет на улицу. Но тут нет какой-то специфичной проблемы гиперлупа. Самолет если влетает на полном ходу в землю тоже разрушается в пыль.
Простреленная дырка диаметром существенно меньше туннеля вообще ничем не грозит, туннель будет заполняться постепенно, поезд естественным образом плавно остановится из-за возросшего сопротивления.
Гораздо опаснее видится слёт с магнитной подушки, контакт со стенками туннеля и разгерметизация кабины. Тут наоборот хочется видеть быстрое заполнение туннеля воздухом (а может азотом из противопожарных соображений). Впрочем, баротравм вряд ли получится избежать при разгерметизации кабины.
aik
Нарушение целостности. Если вы видели ролики на ютубе о том, как народ цистерны плющит, заполняя их вакуумом :), то, наверное, попадался эксперимент, когда цистерна нормально выдерживала давление, а при повреждении цистерна сложилась. Просто кирпич кинули и вмятину оставили, без отверстий.
RTFM13
Потеря устойчивости (в сопроматовском смысле). Думаю это было с цистернами изначально на вакуум вообще не рассчитанных. Лечится или увеличением толщины стенки или периодическими ребрами жесткости дальше которых смятие не пойдёт.
Давление в одну атмосферу это не так много. Стенки, например, обычного туннеля метро на порядок-два прочнее. Если бы не проблема с герметичностью, можно было бы на гиперлуп переделывать. )
aik
Думаю, что вакуум вообще редко в цистернах перевозят. :)
ivan01
"Чтобы прикинуть порядок величин — при диаметре туннеля в 4 метра атмосферное давление составит порядка 100 тонн (с учетом того что диаметр поезда чуть меньше)"
Всё, чушь полная. Что это за странная оценка, где вы просто давление атмосферы используете? Кто вам дал право для оценки использовать атмосферное давление, по какому такому соображению?
gorilych
а какое давление надо использовать? Ты в своём уме вообще?
ivan01
Я то в своём уме, у нас что теперь движущиеся объекты тормозятся статическим давлением или давлением торможения всё-таки? Вот да, сейчас я буду расчитывать как у нас машины ездят и тормозятся атмосферным давлением. Попробуем, площадь сечения машины 4 кв. метра, умножаем на атмосферное давление, получаем 400000 Ньютонов. Ого, нужна тяга 4 тонны, вывод, машины должны ездить задом наперед. Надо использовать давление торможения в крайнем случае и то это так себе оценка, прямо скажем, очень прямо так себе, тоже некорректная для таких скоростей.
bobcatt
А капсулы на перегонах? Со створками аварийных отсекателей не встретятся? Или тут уж как повезёт?
aik
А какая длина перегона у гиперлупа? И вообще, что у него за перегон считаете? У ЖД это расстояние между станциями, разъездами и т.п. Гиперлуп планировался магистральным междугородным транспортом, то есть станции у него в крупных городах и длина перегона тогда будет от города до города.
Ближайшая к шлюзу капсула должна тормозить сильнее — чтобы не влететь в шлюз.
У капсул разная скорость — они же замедляются для поворотов, а не проходят их на полной скорости.
Капсулу надо не просто остановить, в ней люди должны выжить и не сильно при этом поломаться.
А потом этих людей ещё вытащить надо будет как-то.
И т.п.
Я не говорю, что это неразрешимые трудности. Но чем больше начинаешь думать над реализацией, тем сложнее становится система. И дороже. Гонять модельки по трубе на деньги инвесторов можно сколько угодно.
Но обеспечение безопасности людей, едущих по поверхности земли в чистом поле на скорости 300 км/ч — это на порядки более простая задача, чем то же самое для людей в трубе, заполненной вакуумом на скорости в 1000 км/ч. Ибо сложность растёт нелинейно.
Scinolim
Да а что с людьми то будет? Ну 1000км/ч, 300м/с, тут за полсекунды (150 метров) можно оттормозиться, если в тело подушкой безопасности с высоким давлением внутри выстрелить зафиксировав его (чтоб шею не сломало при перегрузке в 60G).
bobcatt
Да запенить внутри всё. Были такие предложения в прошлом веке
wigneddoom
Ага, в х/ф Разрушитель 1993 года.
astenix
Это там, где ракушками надо было уметь пользоваться?
aik
Да и тут на хабре, помнится, кто-то несколько лет назад с таким предложением выступал.
aik
Тогда пассажиров сразу надо укладывать в гравикомпенсаторные «гробики» при посадке, на случай резкого торможения.
Насколько помню, человеку здорово плохеет уже при 15-20G, а максимум человек пережил около 150G, но получил при этом десятки переломов.
Scinolim
В автомобилях на случай лобового столкновения они же не сидят в гробиках. Так и тут, это экстренная ситуация, которая случается раз в 100 лет.
aik
Автомобили не ездят в вакууме со скоростью 1000 км/ч.
RTFM13
При въезде авто в условную бетонную стену, амплитуда смятия автомобиля (тормозной путь) — от силы, полтора метра. Если взять безопасное ускорение торможения 100 м/сс (10g) то тормозной путь будет 450 метров. А при 30g всего 150 метров.
aik
С 1000 км/ч?
Тут ещё возникает вопрос — а чем вы тормозить будете? Вентилятор в реверс? Или за стенки тоннеля уцепитесь?
И это мы тут ещё не начинали обсуждать, с какой там скоростью этот вентилятор вообще крутиться должен, чтобы капсулу в вакууме до 1000 км/ч разогнать.
RTFM13
Да, примерно с 1000.
Какой-нибудь линейный асинхронник и механические одноразовые тормоза. Необходимость такого резкого торможения вообще маловероятна.
aik
А за что тормозим-то? За стенки тоннеля цепляемся?
Ну и вообще, по какой поверхности у нас капсула движется?
Изначальная дурная воздушная подушка, маглев или на колёсиках, как там потом Маск предлагал?
andrey_gavrilov
Что "изначально дурного" вам видится в воздушной подушке (1), и что за предложение "колесиков" "Маском потом" вы имеете ввиду, можно ссылку на пруфы(2)?
Вообще, это большая честь, встретить в интернетах человека, чей инженерный гений и прозорливость превышают оную у человека, который своим инженерным гением до первой строчки списка Форбс сумел добраться. "Как неожиданно и приятно!", гг
aik
А вам самому ничего дурного не видится в создании воздушной подушки в вакууме?
www.youtube.com/watch?v=HE_xHVYwHw8 — Маск про колёсики. В контексте «начните с чего-нибудь просто реализуемого».
andrey_gavrilov
О, оказывается и Маск это не ПРЕДЛАГАЛ в рамках концепта "каким нам делать Hyperloop", а говорил командам, которые возможно захотят поучаствовать, что нужно делать "минимально полезный продукт", и что для каких-то кейсов это будут и колесики, "попытайтесь НАЧАТЬ с чего-то простого, например с колесиков".
Как хорошо, что мы это выяснили, ваше изначальное утверждение оставляло СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ простор для интерпретаций (на самом деле оставляло ощущение "Маск отказался от ИЗНАЧАЛЬНО ДУРНОЙ ИДЕИ воздушной подушки, и теперь топит за колесики!!! 111", что несколько отличным от реальности оказалось, как мы видим)! А то так и людей в заблуждение ввести было недолго!
А про воздушную подушку я правильно понимаю, вам нечем обосновать свое утверждение о том, что это "изначально дурная идея"? Ой как жааааль...
Kanut
Посмотрите на системы скоростных поездов в той же Европе. Нет там никаких «паралелльных путей». Да и адекватных альтернативынх обычно нет или они требуют огромного объезда и обычно сами по себе уже загружены.
В чём проблема поставить шлюзы? Да и вообще если у вас даже вынесут целый кусок трубы от этого вакуум не исчезнет во всём гиперлупе. То есть давление начнёт подниматься, но это не мгновенный процесс. И вы вполне себе успеете относительно спокойно остановить остальное движение и закрыть шлюзы.
Если у вас самолёт упадёт на скоросной путь, то у вас тоже на долгое время встанет как минимум всё движение на этом отрезке. В куче случае будет блокирована огрмоная часть всей сети скоростных проездов. И это вполне себе уже наблюдалось при авариях в прошлом и это «всего лишь» финансовая/логистическая проблема.
И уж сделать так чтобы при повреждении одного участка трубы не нужно было останавливать абсолютно всю сеть гиперлупов особо много ума и вложений на мой взгляд не надо. То ресть будет примерно тоже самое что и со скоростными поездами.
ksbes
Ну тут ещё и чисто психологический момент. Умирать так — страшно.
Самое страшное — это разгерметизация капсулы в рабочем тоннеле. Её не остановишь, не ускоришь, секцию туннеля быстро воздухом не заполнишь. В результате на станции люди увидят как прибывает капсула, открывается, а там — 28 засушенных, слегка окровавленных трупиков с прощальными записками в руках (в худшем случае разгерметизация будет заметной, но не очень быстрой, например, за счёт наличия запасного сжатого воздуха)
В результате хоть смертей и меньше, чем, скажем, при падении самолёта, но психологический эффект мощнее.
arheops
Разгерметизация самолета вас не пугает?
За время посадки с 10тысяч вы на гиперлупе то до конца доедите.
Наполнить туннель через насосные станции всяко быстрее, чем его опустошить.
bobcatt
Разгерметизация самолёта на 10 000 максимум баротравма органов слуха и неприятные ощущения, правда если маска с кислородом выпадет.
В техническом вакууме начнётся классическая пузырьковая эмболия, почитайте результаты вскрытия экипажа Союз-11. Независимо от наличия или отсутствия кислородной маски без гермошлема
arheops
Если на скорости в 1200 у вас разгерметизируется кабина так, что прямо внутри станет технический вакуум, то вакуум — не самая большая ваша проблема, поверьте.
bobcatt
А что с пассажиром произойдёт при " просто разгерметизации" по вашему? Дышать нечем, всё болит, минуты полторы и всё проблемы кончились.
arheops
Ничего. Кислород и так из балонов, просто возрастет расход, давление не упадет.
censor2005
А что, в капсуле гиперлупа нельзя установить кислородные маски?
ksbes
Маски не помогут. Во-первых — их просто давлением же сорвёт (или лёгкие надует так, что не выдохнуть — могут вообще порваться). Во-вторых, всё что не прикрыто маской — там жидкости вскипят и испаряться. Со временем (несколько минут) человеческая тушка превратится в сублимированный продукт — вроде Доширака.
RTFM13
Можно заполнить туннель азотом из баллонов расположенных в туннеле за пару секунд до давления в 10-20% атмосферного, этого хватит чтобы жидкость в организме не закипела. А потом секунд за 30 уже через клапана на улицу атмосферным воздухом. От взрывной декомпрессии не спасёт, но всё же.
astenix
Пассажиров можно/будут вгонять в анабиоз на протяжении всей поездки, чтобы не дергались, если что.
DMGarikk
Каким же образом? а куда девать тех кто из анабиоза не вышел?
astenix
Ну, мало ли мест, куда можно мирно спящего задевать…
Aleksandr-JS-Developer
Выйдут на следующей…
aik
Скоростным поездам никто не мешает двигаться по обычной ЖД. Если вы не в Испании, конечно, там свои приколы. Поезд, на худой конец, можно остановить в чистом поле, пересадить людей на автобус и довезти до цивилизации. Из трубы в чистом поле пассажиров не высадишь. Ну или если предусматривать люки, то это лишние точки отказа, которые надо контролировать.
Это поток воздуха, который будет заполнять трубу на огромной скорости — одна атмосфера будет вливаться в вакуум. Какой силы удар должны будут шлюзы выдерживать?
Рельсы восстанавливаются очень быстро. Особенно если вам надо просто по быстрому пустить систему, а не сразу на 300 км/ч выходить. Плюс дублирующие маршруты. Восстанавливать же трубу с вакуумом надо сразу полноценно. Что всяко не быстрая работа.
Как уже сказал, поезд на поверхности земли в чистом поле — это совсем не той же сложности задача, что капсула в трубе и в вакууме.
Kanut
Мешает. Например имеющийся график. И бессмысленность таких действий так как там всё равно обычные ходят. И никто же вроде бы не предлагает убрать обычные ЖД после постройки гиперлупа. То есть они всё равно остаются как «бэкап».
Скорость насколько я помню зависит не только разницы давлений, но и например от радиуса трубы. Плюс это не мгновенный процесс. Если у вас есть конкретные расчёты, то я готов на них посмотреть. «Интуитивно» я в этом не вижу нерешемой проблемы.
Кому нужен скоростной поезд который едет медленно? Особенно если есть не скоростные поезда?
BMXer_V
Скоростные поезда при аварии на их скоростной линии прекрасно объезжают проблемное место по линии для обычных поездов. Очевидно, со скоростью обычного поезда. Но проезжают, во всяком случае во Франции так. Так что максимум, что может случиться плохого- опоздание на несколько часов в точку назначения.
CAJAX
Как человек, проехавший на TGV 400 км за 8 часов могу сказать "всякое бывает".
aik
А ещё можно вспомнить таскание TGV тепловозом по неэлектрифицированный линии. Пару лет такой маршрут работал, по-моему, пока скоростную линию не продлили.
cgnrat
Хорошо звучит )
ITMatika
— А у вас вакуум свежий?
— Вчерашний!