Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский и я… люблю рвать шаблоны. А во фронтенде как раз крайне много заблуждений вокруг шаблонизации. Так что давайте порвём их на лоскуты снизу вверх и справа налево.


Разрыв шаблона


Далее мы разберём что такое шаблоны. Их ключевые достоинства и фатальные недостатки. Зачем они нужны и почему не нужны. Сформируем представление о правильном решении и проедемся катком по популярным. Так что полная гамма чувств нам обеспечена.


Прошу к столу..


А что такое шаблон?


Казалось бы, тут всё очевидно: это способ генерации кода на целевом языке. Однако, всё не так просто. Чтобы понять ключевое свойство шаблона, давайте рассмотрим пару примеров..


Это шаблон:


"Hello, ${name}!"

А это уже нет:


"Hello" + name + "!"

Оба кода делают одно и то же, но почему одно является шаблоном, а другое — нет? Всё дело в том, какой язык является первичным в коде, а какой является опциональной добавкой к нему. Шаблон предполагает написание кода сразу на целевом языке, вкрапляя в него специальные управляющие конструкции, которые тем не менее синтаксически согласованы с целевым языком.


Яркий пример синтаксически согласованных управляющих конструкций можно наблюдать в XSLT:


<xsl:template name="page">
    <acticle>
        <h1>
            <xsl:copy-of select="./head" />
        </h1>
        <xsl:copy-of select="./body" />
    </article>
</xsl:template>

А вот такой код, не смотря на использование шаблонов в 1 и 3 строке, в целом шаблоном всё же не является, так как чтобы понять, каков будет результат, нужно мысленно корректно исполнить JSX-код:


const head = <h1>{ headContent }</h1>
const body = 'Hello, World'
const article = <article>{ head }{ body }</article>

Грубо говоря, если взять парсер целевого языка, то он справится и с парсингом шаблона, просто проигнорировав управляющие шаблонные конструкции, никак их не обрабатывая. И, соответственно, человек тоже может буквально видеть получающийся из шаблона результат, а не собирать его в уме.


Как видно в последнем примере, код на JSX может быть шаблоном, а может им и не быть. И как правило шаблоном он всё же не является, не смотря на синтаксическое подражание HTML.


Зловещая долина


А необходим ли HTML?


Во фронтенде целевым языком для шаблонов как правило является HTML. А HTML является не более, чем сериализованным представлением DOM дерева. И в прошлом именно HTML был языком коммуникации между клиентом и сервером. Поэтому серверу нужно было генерировать именно его.


Однако, в современном вебе клиент и сервер больше не обмениваются HTML, предпочитая JSON, ProtoBuf и другие более эффективные форматы. Более того, теперь клиент уже сам формирует DOM напрямую, через JS-API, минуя HTML представление. А это значит, что в качестве целевого языка описания DOM может быть использован не только HTML, но и иные форматы сериализации DOM.


Например, HAML:


!!!
%html{ :lang => "ru" }
    %head
        %title= title
        %meta{ 'http-equiv' => 'Content-Type', :content => 'text/html' }/
    %body
        %h1= title
        %p= description

Или xml.tree:


! DOCTYPE html
html
    @ lang \ru
    head
        title ? title
        meta
            @ content \text/html; charset=utf-8
            @ http-equiv \Content-Type
    body
        h1 ? title
        p ? description

Или даже JSON. Без примера, ибо слишком уж он развесистый получается.


В этом свете использование HTML-шаблонизации является скорее данью традиции, чем реальной необходимостью:


<!DOCTYPE html>
<html lang='ru'>
    <head>
        <title>{title}</title>
        <meta
            content='text/html; charset=utf-8'
            http-equiv='Content-Type'
        />
    </head>
    <body>
        <h1>{title}</h1>
        <p>{description}</p>
    </body>
</html>

Эффект штурмовика


А достаточно ли HTML?


Мощности HTML хватает лишь для описания DOM. Но современная разработка предполагает компонентную декомпозицию. А где декомпозиция — там и композиция. То есть нам необходим инструмент для создания экземпляров компонент, их настройки и соединения друг с другом реактивными связями разных направлений.


Тут не то что HTML, а даже DOM уже катастрофически не хватает, что неизбежно порождает чудовищ. Например, вам нужно вставить несколько компонент и провязать их состояния друг с другом.


Возьмём ангуляровский "шаблон":


<bi-panel class="example">

    <check-box
        class="editable"
        side="left"
        [(checked)]="editable"
        i18n
        >
        Editable
    </check-box>

    <text-area
        #input
        class="input"
        side="left"
        [(value)]="text"
        [enabled]="editable"
        placeholer="Markdown content.."
        i18n-placeholder="Showed when input is empty"
    />

    <div
        *ngIf="text"
        class="output-label"
        side="right"
        i18n
        >
        Result
    </div>

    <mark-down
        *ngIf="text"
        class="output"
        side="right"
        text="{{text}}"
    />

</bi-panel>

Весьма похоже на HTML, но только это не HTML, чтобы там ни говорили Angular-евангелисты. DOM (и как следствие HTML) поддерживают лишь задание строк в качестве атрибутов. А для компонент нужны не только строки, но и другие типы данных: числа, объекты и даже другие компоненты. И их надо не только хардкодить в шаблоне, но и брать из свойств, класть в свойства, а то и вообще обеспечивать двустороннее связывание.


И тут начинаются кастомные расширения HTML. Каждый атрибут в примере выше имеет свою семантику, но синтаксически выглядят они все одинаково:


  • #input — это локальный идентификатор, для доступа через TS.
  • class="editable" — это имя класса для привязки стилей через CSS.
  • side="left" — это имя слота, куда этот элемент будет помещён.
  • [(checked)]="editable" — это двустороннее связывание свойств вложенного и внешнего компонентов.
  • [enabled]="editable" — это уже одностороннее.
  • text="{{text}}" — а это тоже самое.
  • placeholer="Markdown content.." — это какой-то захардкоженный текст.
  • i18n-placeholder="Showed when input is empty" — а это, внезапно, указание, что атрибут placeholder подлежит переводу, и пояснение переводчику.
  • *ngIf="text" — это же вообще к компоненту не относится, а регулирует будет ли компонент рендериться в родителе.

Все 4 компонента лежат вперемешку, не смотря на то, что часть из них относится к левому слоту, а часть к правому. То есть это мало того, что не HTML, так это ещё и вовсе не шаблон. Это — язык для компоновки компонент, мимикрирующий под HTML. Из-за этой мимикрии он преисполнен горой сомнительных решений, осложняющих изучение, разработку, чтение и поддержку как самого прикладного кода, так и инструментария, превращающего эти "шаблоны" во что-то, что может исполнить браузер, чтобы показать интерфейс.


А внутре у ней неонка


Но чем же HTML хорош?


Ключевое достоинство HTML — его декларативность. Вопреки расхожему мнению, декларативные языки описывают на самом деле не "результат", а некоторую семантическую структуру. И эта структура может быть использована для программного анализа с получением множества разных "результатов" в зависимости от потребностей.


Мы можем взять HTML и нарисовать на экране красивый плоский интерфейс. Можем в VR показать объёмный интерфейс, который можно потрогать. Можем реализовать голосовой интерфейс для не зрячих. Можем распечатать в виде книги. Можем собрать все заголовки для формирования оглавления и все термины для тезауруса. Можем собрать все ссылки и уведомить сайты, куда они ведут, о том, откуда на них ссылаются. Можем отправить уведомление всем упомянутым пользователям. И много чего ещё.


Но всё это многообразие возможностей крайне затруднено, а то и попросту не возможно при написании императивного кода, который описывает конкретные действия по получению одного конкретного результата. Что бы там ни говорили адепты функционального программирования, но оно ни в коем разе не является декларативным. ФП — это просто императивное программирование на иммутабельных структурах, описывающее конкретные действия, по трансформации заданных входных параметров в заданные выходные. Всё, что можно сделать с чистой функцией — это её исполнить. А всё, что может дать нам анализ её кода — это "ну, там вызываются какие-то функции, вот их сигнатуры".


Простой пример императивного функционального кода:


приготовить_яичницу = ()=> последовательность(
    ()=> яйцо ,
    яйцо => разбей( яйцо ) ,
    разбитое_яйцо => уберать_скорлупу( разбитое_яйцо ),
    яйцо_без_скорлупы => пожарить( сковорода )( яйцо_без_скорлупы ),
    жаренное_яйцо => добавить_приправы( жаренное_яйцо )
)

А вот пример настоящего декларативного кода в модели RDF:


яичница
    включает
        жареное_яйцо
        приправы
жареное_яйцо
    создаётся_посредством
        горячая_поверхность
скворода
    является
        горячая_поверхность
жареное_яйцо
    создаётся_из
        яйцо_без_скорлупы
яйцо
    включает
        яйцо_без_скорлупы
        скорлупа

Это логические триплеты. Благодаря нормализованному представлению их очень просто парсить и анализировать.


Но вернёмся к нашим шаблонам. Возьмём популярный сейчас JSX, который мимикрирует не только под HTML, но и под JS, и даже под ФП, при этом ничем из упомянутого не являясь:


const Example = ( props: {
    className?: string
    text?: string
    onTextChanged?: ( next: string )=> void
    editable?: boolean
    onEditableToggle?: ( next: boolean )=> void
} )=> {

    const [ stateText, setStateText ] = useState( props.text ?? '' )
    const [ stateEditable, setStateEditable ] = useState( props.editable ?? true )
    const [ inputElement, setInputElement ] = useState< HTMLTextAreaElement >( null )

    const className = ( props.className ?? '' ) + ' example'
    const text = props.text ?? stateText
    const editable = props.editable ?? stateEditable

    const setText = useCallback( ( next: string )=> {
        setStateText( next )
        props.onTextChanged?.( next )
    }, [ props.onTextChanged ] )

    const setEditable = useCallback( ( next: boolean )=> {
        setStateEditable( next )
        props.onEditableToggle?.( next )
    }, [ props.onEditableToggle ] )

    return (
        <BiPanel

            className={ className }

            left={
                <>

                    <CheckBox
                        className="editable"
                        checked={ editable }
                        onToggle={ setEditable }
                        >
                        { l10n( 'Editable' ) }
                    </CheckBox>

                    <TextArea
                        ref={ setInputElement }
                        className="input"
                        value={ text }
                        onChange={ setText }
                        enabled={ editable }
                        placeholder={ l10n( 'Markdown content..' ) }
                    />

                </>
            }

            right={
                text
                    ? <>

                        <div
                            className="output-label"
                            >
                            { l10n( 'Result' ) }
                        </div>

                        <MarkDown
                            className="output"
                            text={ text }
                        />

                    </>
                    : <></>
            }

        />
    )

}

Закроем пока глаза на объёмность и сложность кода. Давайте подумаем, что мы можем получить из него без исполнения..


Можем ли мы при сборке вытащить все локализуемые тексты и заменить их на персистентные ключи?

Нет. Даже если мы распарсим весь код в AST, найдём все вызовы функции l10n и понадеемся, что передан ей всегда будет лишь строковый литерал, а не какое-нибудь выражение, нам всё равно неоткуда взять персистентную информацию для формирования ключей, чтобы они не менялись при каждом изменении вёрстки.


Можем ли мы в визуальном конфигураторе понять, что свойства CheckBox.checked, TextArea.enabled и props.editable связаны друг с другом двусторонней связью?

Нет. И не верьте адептам Реакта, утверждающим, что двустороннего связывания там нет, и что оно вообще не нужно. Оно и нужно, и есть, хоть и реализуется через костыли с парными пропсами вида checked={ editable } onToggle={ setEditable }.


Можем ли мы там же понять, что если не задать свойство editable, то текстария будет изначально редактируемой?

Нет. Разве что очень сильно заморочиться и реализовать data-flow анализ. И то он будет справляться далеко не со всем многообразием возможного кода.


Можем ли мы при сборке проверить, что CSS-селектор .example .output .link действительно на что-то матчится?

Нет. Так как имена классов собираются из строк в прикладном коде.


Продолжать можно долго, но суть уже должна быть ясна: императивные языки содержат слишком мало информации о высокоуровневых абстракциях и слишком много низкоуровневого шума. Это капитально осложняет программный анализ.


А король-то голый!


А возможна ли декларативность?


Чем меньше язык позволяет вольностей, тем проще его программно анализировать. Но обратная сторона этого — снижение гибкости. Чтобы достичь максимальной гибкости, нужен язык общего назначения. Во фронтенде таким языком обычно является JS и другие языки, в него компилирующиеся. Поэтому очень велик соблазн либо собирать компоненты сразу в нём, либо засовывать в "шаблоны" вкрапления на JS. Разумеется ни о какой декларативности в этом случае уже говорить не приходится.


Чтобы добиться гибкости, но не потерять декларативность, нужно разбивать код компонента на 2 части:


  • Декларативная, где происходит компоновка компонент друг с другом.
  • Императивная, где описывается логика работы.

Именно поэтому надо отделять "шаблоны" от "скриптов", а не потому, что одно как бы бизнес-логика, а другое — её отображение.


Для примера возьмём язык view.tree, используемый в $mol:


$my_example $mol_view
    sub /
        <= Panel $my_bipanel
            left <= input /
                <= Editable $mol_check_box
                    checked?val <=> editable?val true
                    title @ \Editable
                <= Input $mol_textarea
                    hint @ \Markdown content..
                    value?val <=> text?val                     enabled <= editable
            right <= output /
                <= Output_label $mol_paragraph
                    sub / <= output_label @ \Result
                <= Output $mol_text
                    text <= text

Он мало того, что в несколько раз меньше эквивалентного JSX кода, так из него ещё и легко вычленять локализацию, собирать статистику использования, проверять переопределения стилей и много чего ещё. Можно даже построить конфигуратор позволяющий взять произвольное существующее приложение и, не написав ни строчки кода, собрать из него что-то новое. Ну а когда декларативных возможностей не хватает — всегда можно написать комплексную логику в отдельном скрипте, используя всю мощь языка общего назначения:


export class $my_example extends $.$my_example {

    output() {
        return this.text() ? super.output() : []
    }

}

К сожалению, с подачи Фейсбука вместо чего-то такого мы имеем сейчас повсеместный императивный JSX и кучу костыльных проектов, пытающихся его программно анализировать. А в тех фреймворках, где есть отделение скриптов от шаблонов, вместо шаблонов мы видим императивный недо-DSL мимикрирующий под HTML, что приверженцы Реакта справедливо считают бессмысленным.


Dart, да не Дарт


Что опять за наезды на JSX?


Раз уж мы уже наехали, то не будем останавливаться и проедемся до конца, по всем недостаткам дизайна JSX помимо недекларативности...


Push семантика


Вложенное поддерево вычисляется безусловно, даже если оно завёрнуто в компонент, который показывает своё содержимое лишь иногда. Решаться это могло бы через передачу замыкания вместо VDOM:


return (
    <Dialog visible={ opened } >
        { ()=> <>Heavy content</> }
    </Dialog>
)

Но, как всегда, есть "но":


  • Заворачивать всё подряд в замыкания банально не удобно.
  • Замыкания нужно мемоизировать через useCallback, чтобы избежать лишних рендеров.
  • Без автоматического трекинга зависимостей это просто не будет работать.
  • Изменение получения VDOM на замыкание меняет API компонента.

В результате реальный код становится куда более страшным:


const dialogContent = useCallback( ()=> (
    <>Heavy content</>
) )

return userObserver( ()=> (
    <Dialog visible={ opened } >
        { dialogContent }
    </Dialog>
) )

Сравнение push и pull семантики — это отдельная большая тема. Поэтому вкратце обрисую преимущества pull: она позволяет просто и эффективно реализовать ленивые вычисления, рендеринг, загрузку и вообще экономить ресурсы. У push семантики же с этим всем серьёзные проблемы.


Неэффективность


JSX компилируется в крайне не удачный JS код, который из-за своей мегаморфности крайне сложно поддаётся оптимизации JIT-компилятором:



Сверху — то, каким он мог бы быть быстрым при мономорфности. А снизу — суровая реальность в FireFox.


Слабые возможности связывания


JSX заточен под проталкивание значений. Но любые другие связывания — это боль. Хочешь передать замыкание — изволь завернуть его в useCallback и описать отдельным массивом всё, от чего оно зависит (и счастливой отладки, если что-то забудешь):


const setName = useCallBack( ( name: string )=> {
    setInfo({ ... info, name })
}, [ info, setInfo ] )

return <Input value={ info.name } onChange={ setName }>

Самое забавное, что useCallback тут должен спасать от лишних рендеров, но так как замыкание зависит от info, то его приходится указывать в зависимостях, что приводит к обновлению замыкания при каждом изменении данных, даже если info.name фактически не поменялся. А следовательно рендер Input будет происходить при каждом изменении любого поля info.


Про двустороннее связывание я ранее уже упомянул, что оно делается через костыли с прокидыванием пары свойств. Это мало того, что многословно, так ещё и легко разъезжается, приводя ко крепким обнимашкам с дебаггером.


Неконсистентность


Из-за подражания HTML константные строки прокидываются одним синтаксисом, а все остальные типы и неконстантные строки — другим:


<input type="password" minLength={ 5 } className={ 'password ' + className  } />

Дочерние компоненты могут быть переданы двумя совсем разными способами:


<Dialog>
    <Hello />
    <World />
</Dialog>

<Dialog
    children={[
        <Hello />,
        <World />,
    ]}
/>

А уж сколько есть вариантов условного рендеринга — один хуже другого.


Всё это — следствие попытки усидеть сразу на двух стульях: HTML и JS.


Костыли для комментариев


Набирать и читать их просто неудобно:


<Dialog>
    <Hello />
    {/* World */}
</Dialog>

Волшебные атрибуты


JSX никак не форсирует простановку уникальных идентификаторов вложенным компонентам. А потребность получать ссылку на конкретный DOM элемент есть. Поэтому в вёрстке появляются волшебные атрибуты:


<Dialog>
    <Hello ref={ setHelloRef } />
    <World ref={ setWorldRef } />
</Dialog>

По той же причине, функция рендеринга не может отличить перемещённый элемент от нового, что приводит к лишнему рендерингу. Чтобы этого избежать вводится ещё один волшебный атрибут:


<Dialog>
    <Message key="hello">Hello</Message>
    <Message key="world">World</Message>
</Dialog>

Правда, при переносе в другого родителя, не спасает и он.


И беда даже не в том, что эти атрибуты вообще существуют, а в том, что синтаксически они неотличимы от любых других.


Много мусора в вёрстке


Мало нам закрывающих тегов из HTML. Давайте добавим ещё и лесенку из контекстов:


<ThemeContext.Provider value={theme} >
    <UserContext.Provider value={signedInUser} >
        <Layout />
    </UserContext.Provider>
</ThemeContext.Provider>

<ThemeContext.Consumer>
    { theme => (
        <UserContext.Consumer>
            { user => (
                <ProfilePage user={user} theme={theme} />
            ) }
        </UserContext.Consumer>
    ) }
</ThemeContext.Consumer>

Отсутствие ограничений


Отсутствие синтаксических ограничений мало того, что затрудняет программный анализ, так ещё и неизбежно приводит к ухудшению качества кода. Даже если код пишет не говнокодер, порой бывает, что некогда или лень делать правильно, а срезать угол ничего не мешает, и выглядит это вроде бы проще. Но разбитое окно тут, покосившееся там, и вот у нас уже не чётко структурированный код, а лютая тормозящая лапша, где всё связано со всем, лежит вперемешку, но концы с концами фиг сведёшь:


<div className="tag-list">
    {tags.map((tag) => (
        <button
            key={tag}
            className="tag-pill tag-default"
            onClick={() =>
                dispatch({
                    type: 'SET_TAB',
                    tab: { type: 'TAG', label: tag },
                })
            }
        >
            {tag}
        </button>
    ))}
</div>

В цикле хреначим немемоизированное замыкание, код которого тут же по среди "вёрстки" и всё, что он делает, — меняет формат события. Не, ну а что, подумаешь ререндер всех элементов на каждый чих. Процессоры сейчас быстрые, данных мало, переход к определению работает везде..


А view.tree прям такой идеальный?


Нет, конечно, педаль в пол, давим и его..


Слабая интеграция с IDE


Microsoft добавила поддержку JSX прямо в компилятор TypeScript, что дало не только хороший тайпчек, но и интеграцию в тайпскриптовый Language Server. А это значит отличную интеграцию не только с их же VSCode, но и с другими IDE.


К сожалению, Microsoft не озаботилась простотой интеграции сторонних языков с TS. view.tree, конечно, компилируется в TS, что даёт тайпчек при сборке, но IDE этого всего не видит. Соответственно, не работают подсказки, рефакторинги и тп. Хорошо хоть подсветка синтаксиса есть.


Неявная типизация


Во имя простоты и наглядности в языке почти нет возможности задать тип явно. Типы выводятся из значений по умолчанию, что не всегда даёт ожидаемый результат.


Например, значение null имеет тип any:


/**
 * Placeholder null
 */
Placeholder() {
    return null as any
}

Как и аргументы методов:


/**
 * name!id?next \Unknown
 */
@ $mol_mem_key
name(id: any, next?: any) {
    if ( next !== undefined ) return next as never
    return "Unknown"
}

Но это всё компромиссы конкретного языка, а не декларативного подхода в целом. Ведь можно же было сделать, например, так:


/**
 * Placeholder null $mol_view
 */
Placeholder() {
    return null as null | $mol_view
}

/**
 * name!number?string \Unknown
 */
@ $mol_mem_key
name(id: number, next?: string) {
    if ( next !== undefined ) return next
    return "Unknown"
}

Что тут ещё сказать?


Фух, покатались на славу. Пришло время остановиться и перевести дух, поразмыслить над смыслом бытия, и двинуться дальше..


В выступлении "Tree — единый AST чтобы править всеми" можно познакомиться с форматом tree. В выступлении "Свой язык с поддержкой sourcemaps за полчаса" с его пайплайном. А в выступлении "$mol — лучшее средство от геморроя" можно найти краткое введение конкретно в язык view.tree.


Заглядывайте в чат "Разработка языков программирования" всё это обсудить. Или даже в чат "$mol: Разработка" если заинтересовал фреймворк $mol.


Ну и, конечно, предлагайте в комментариях свои идеи как упростить жизнь разработчика интерфейсов, не водружая инвалидные коляски поверх многоэтажных костылей.


То, что тебя не убивает, делает тебя… страннее!


Скука, скука, СКУЧНО!