Африканский континент, как это ни парадоксально, является мировым лидером в использовании беспилотных летательных аппаратов в медицинских целях и продолжает двигаться вперед в этом направлении. Основных причин для этого кажущегося парадокса две. Первая: Африка рассматривается в качестве своеобразного полигона дронов различных направлений в реальных условиях. Вторая: Африка – это регион, в котором есть объективная потребность в использовании летательных аппаратов подешевле из-за огромных территорий, сложных ландшафтов и практически полного отсутствия качественной инфраструктуры, позволяющей использовать иные, более традиционные средства обеспечения.
Первые попытки практического применения беспилотников в гуманитарных целях связаны с крупными природными катастрофами. Землетрясения на Гаити (2010 г.), в Китае (провинция Юньнань, 2014 г.), в Непале (2015 г.) однозначно показали, что дроны весьма эффективны в качестве средств наблюдения и анализа материала при ЧС. Успехи практического применения дали «зелёный коридор» дронам в гуманитарной области.
Дрон доставляет медицинские препараты, Швейцария, 2019 год
А вот в систему здравоохранения дроны пришли совсем недавно. Массово данное явление распространилось при включении госпрограмм именно в Африке. Причина заключается в глубокой «чёрной дыре здравоохранения», которая постоянно наблюдается на континенте. Следует помнить, что в этих условиях Африка практически всегда находится на пике какой-нибудь очередной серьёзной заразы. Ранее беспилотники уже экспериментально применяли в европейских странах для оценки ситуации в опасных для людей местах. В частности, в Англии — для оценки травм при авариях, связанных с химической, биологической или ядерной угрозой; в Швейцарии — для доставки медпрепаратов на территории со сложным ландшафтом. В США дроны с момента распространения использовались в качестве доставщиков лекарств в сельские и территориально удалённые районы.
Видеофильм о том, как работает система медицинских дронов в Руанде:
В Руанде крупный проект по использованию медицинских БПЛА начался в 2016 году (подробно о проекте и дронах можно почитать тут). Цель заключалась в транспортировке пакетов с кровью и иных медсредств в периферические медицинские центры, доступ к которым был сильно затруднён. В Руанде проект полностью себя оправдал, и коммерческая компания Zipline, осуществлявшая доставку крови таким образом, разрослась и стала экономически весьма успешной. Их дроны могут использоваться и ночью, и в условиях ливней и ветров. Скорость доставки впечатляет: заказ донорской крови или лекарств исполняется в течение 30 минут (либо до одного часа в зависимости от территориальной удалённости)!
Видеофильм о том, как работает система медицинских дронов в Малави:
ЮНИСЕФ использует беспилотники в Республике Малави. Программа началась в 2017 году, к слову, после серьёзного наводнения. У эксперимента в Малави, кроме стандартного анализа аэрофотосъёмки и использования дронов в качестве доставщиков, есть ещё одна важная цель. Это практика использования дронов для распространения сигнала Wi-Fi или мобильной связи в труднодоступных местах или в условиях чрезвычайной ситуации. Медработник из отдалённой деревни в Малави, рассказывая о своём опыте работы в этой местности, подчёркивает, что в сезон дождей физической возможности добраться до крупной больницы с запасами лекарств нет. Из-за отсутствия связи нет и возможности каким-то образом вызывать помощь. Отдельно в Малави используются беспилотники для доставки наборов для тестирования на ВИЧ в сельские поликлиники, а также доставки оттуда в крупные больницы образцов крови на тестирование. В Гане и на Мадагаскаре также использовались беспилотные летательные аппараты для доставки жизненно важных медицинских приспособлений, таких как: наборы для тестирования на ВИЧ и туберкулез, противозачаточные средства и медицинские принадлежности.
Практически полное отсутствие связи и «условно-существующие» сельские дороги — это главные враги медицины в Африке в целом.
Сенегал и Гана с 2017 года начинают реализацию программы поставок медицинских препаратов и крови с использованием дронов, важным аргументом является рентабельность данного метода.
Основатели Zipline Келлер Ринаудо и Питер Сид (слева направо)
В Гане идея с беспилотниками реализуется с апреля 2019 г. На данный момент сеть в Гане считается самой крупной в мире. Как и в случае с Руандой, служба дронов в Гане была спроектирована и установлена — и в настоящее время контролируется — американской компанией Zipline в партнерстве со Службой здравоохранения Ганы. По официальным данным, «беспилотный летательный аппарат Ганы круглосуточно осуществляет экстренную доставку 148 различных вакцин, продуктов крови и жизненно важных лекарств в медицинские учреждения страны» (на 2019 г.) Программа сразу же показала свою эффективность на практике. В экстренном случае (семилетнему мальчику потребовалась переливание крови) доставка крови в восточном регионе Ганы составила всего несколько минут.
Проект в Гане, хоть и начинался изначально в качестве эксперимента по крайне срочной доставке отдельных экстренно необходимых вещей, в дальнейшем получил распространение под названием «летать, чтобы спасать жизнь». Эта круглосуточная система оказания медицинских услуг охватывает примерно 2000 медицинских учреждений, в том числе и в отдалённых пунктах. По замыслу руководителей страны, внедрение медицинских дронов должно в некоторой степени минимизировать «пропасть» в медицине между городом и селом. Доставка крови в Гане (да и по всей Африке в целом) — вещь критически важная. 30 лет назад материнская смертность составляла 760 случаев на 100 000! В 2015 году — 319 человек на 100 000. Для понимания уровня проблемы — в России данный показатель в районе 10 смертей на 100 000 человек.
Сброс медицинского контейнера с дрона фирмы Zipline
К слову, в Гане использовали (первый зарегистрированный случай в мире) дроны для борьбы с COVID-19. Непосредственный пример использования заключался в том, что 244 рабочих-строителя оказались закрыты на карантин. У трёх рабочих тест на ковид оказался положительным. Местный руководитель службы здравоохранения сельского района направил мазки на анализ не в столицу, где на тот момент ожидание составляло 5 суток, а в иной центр, менее загруженный, используя БПЛА. Через двое суток рабочие были выпущены из карантина, результат не подтвердился. Любопытно, что до этого дошла впервые именно Гана. Причём количество впечатляет: 15 000 тестов в день с учётом 300 рейсов дронов, не забываем и о том, что доставка СИЗов и иных медикаментов не останавливалась.
Дрон с вакцинами прибывает в медицинский центр (Конго), где медицинские работники выгружают посылку
В 2019 г. в Конго австралийцы из фирмы SwoopAero, вместе с фондом ГАВИ (Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации), испытали доставку вакцины от полиомиелита в отдельные сельские больницы. Всего два дрона за два дня доставили запас медикамента на три месяца в три поликлиники, путь обратно также был продуктивен. Перевозились документы и образцы на иные заболевания.
ЮАР, совместно с Национальной службой крови Южной Африки (SANBS), разработала свои собственные беспилотники для доставки крови под названием Tron. Данный дрон способен везти до 2 кг полезной нагрузки за раз, время полёта — 90 минут, площадь — в районе 100 км.
Дрон Tron и его пилот. А вот тут можно посмотреть очень красивое видео, как он летает
Отдельно хочется отметить Танзанию и LakeVictoriaChallenge (правительственная инициатива для местного населения в районе озера Виктория). Это густонаселённая сельская местность, там проживает примерно 35 млн человек. В 2019 году был проведён форум «African Drone Forum», в рамках которого прошёл крупнейший в истории страны конкурс БПЛА. Также были проведены испытания дронов на практике, а главное — непосредственно на месте поднят вопрос разработки и фактически создана нормативно-правовая база, которая облегчит использование крылатых машинок для работы и социального обеспечения, не забывали и о помощи в развитии для местных компаний.
Африканский форум дронов:
Любопытно, но доставка дронами может оказаться дешевле традиционных способов. Университет Джонса Хопкинса ещё в 2016 году посчитал, что экономия при использовании беспилотников для доставки вакцин может достигнуть 20%, особенно, с учётом труднодоступных мест. На данный момент практика подтверждает данные расчёты.
Чуть отойдя от ситуации в сфере здравоохранения, отметим, что дроны в последние годы стали использоваться активнее в разных сферах. Так армия Намибии использует их для борьбы с браконьерами в заповедниках. В Марокко БПЛА используют для борьбы с незаконной деятельностью на море и для поиска разливов нефти. В Эфиопии еженедельно выпускают стерильных насекомых (это такой методы борьбы с паразитами, подробнее можно почитать тут) в определенные регионы. Активно используются дроны в сельском хозяйстве и в горнодобывающей промышленности, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Технический прогресс не стоит на месте, беспилотные летательные аппараты уверенно входят в нашу жизнь не только в качестве средств, её разрушающих, но и в качестве средств поддержки и помощи. Любопытный «киберпанк» получается в современной Африке. В то время, когда люди продолжают жить в мазанках, топить костры прессованным коровьим навозом и кушать альбиносов, медицинские анализы и кровь перемещаются при помощи системы станций дронов.
Эффективная реализация системы медицинских БПЛА на уровне государств Африки — важный опыт для всего мирового сообщества. Даже в «цивилизованных странах» есть труднодоступные территории, есть и потребность в совершенствовании службы срочной доставки, в том числе и медикаментов. Возможно, непосредственно сейчас, в условиях непрекращающейся пандемии, мы наблюдаем за новым этапом, за новым шагом системы здравоохранения как в Африке, так и во всём мире в целом.
1) Медицина с неба: возможности и уроки использования дронов в Африке
2) Компания J&J использует дроны для доставки лекарств от ВИЧ в Восточную Африку
Англоязычное:
1) Adu-Gyamfi, S., Gyasi, R. M., &Darkwa, B. D. (2021). Historicizing medical drones in Africa: a focus on Ghana. History of Science and Technology, 11(1), 103-125.
2) Can Unmanned Aerial Systems (Drones) Be Used for the Routine Transport of Chemistry, Hematology, and Coagulation Laboratory Specimens?
3) Скачок в будущее: дроны в Африке к югу от Сахары
4) В Малави открыли коридор для гуманитарных дронов
Автор: Кирилл Латышев
Комментарии (5)
dyadyaSerezha
31.07.2021 11:03Дрон-самолет с вертикальным взлетом-посадкой, это круто. Интересно, какое соотношение электро и бензиновых двигателей, и соотношение дронов, управляемых оператором и ИИ.
Для России было бы очень полезно, дак разворуют же все..
corvair
31.07.2021 15:43+1В Африке эксплуатацию подобной техники облегчает климат, а у нас оно бОльшую часть года будет на хранении, не представляю работу типичного электрического или малокубатурного ДВСного дрона в зимнее время где-нибудь в Сибири или в Якутии.
DmitrySpb79
31.07.2021 14:12+1Да, дроны в медицине и доставке сейчас довольно активно развивающаяся область, вот пример голландской компании (видео на голландском, можно включить перевод субтитров):
Bedismo
02.08.2021 18:12+2Работал с африканским стартапом, думаю будущее за ними. Там можно быстро тестировать и применять системы, который не очень эффективный в развитых странах. Это как развитие интернета и банковской отрасли в Украине в данный момент, не было ничего, сразу стали применять самое пепедовое, что невозможно быстро сделать в том же США.
corvair
Ещё одна неотъемлемая составляющая данной системы, без которой она теряет большую часть смысла - системы упрощённого лабораторного исследования типа Cefield Genexpert, позволяющие проводить молекулярно-генетические исследования, в частности на инфекции, без специализированной лаборатории и с меньшими требованиями к квалификации персонала. Вся пробоподготовка и ПЦР в реальном времени проходят в картридже, куда надо просто капнуть пробу и сунуть его в анализатор. При этом картридж с сухими реактивами не требует особых условий хранения. Идеал для полевого применения военными и гуманитарными миссиями. Обратная сторона - высокая себестоимость тестов и низкая гибкость проприетарной системы.