Пиком и, фактически, финалом советской космонавтики часто называют программу «Энергия» — «Буран». Оценки стоимости этого амбициозного проекта разнятся, но обычно называются цифры, превосходящие 14 миллиардов «тех» рублей. По нынешним ценам это триллионы «деревянных» — колоссальные затраты! Вполне возможно, что финал советского строя и государства в значительной степени был предрешён в т.ч. и подготовкой к единственному полёту «Бурана» 15 ноября 1988 года…
Но это лирика. Тем более, что началось всё задолго до. Как несложно догадаться, новая многоразовая космическая система создавалась как «ответ Чемберлену», а точнее — заокеанской программе «Спейс шаттл». Американский проект предполагал, что «шаттлы» будут доставлять на околоземную орбиту десятки тонн грузов единовременно и, при необходимости, кое-что возвращать оттуда. Поди знай, какую адскую машину потенциальный противник соберёт там, прямо над головами мирных граждан Страны Советов! И главное — а чем мы хуже?..
Работы начались в 1974 году. Почти миллион человек трудился на сотнях предприятий над новым проектом! Причём, как и положено, проектом секретным.
Одной из задач, стоящих перед конструкторами «Бурана» была разработка «мозга» для корабля — бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). Задача, надо сказать, нетривиальная. Система управления (СУ) будущего космического корабля (КК) должна была обеспечить не только удачный взлёт и выполнение всех задач на орбите, но и высочайшую точность посадки. Судите сами — СУ КК «Союз-ТМ» (а эти аппараты также планировалось использовать в программе «Энергия» — «Буран», в первую очередь в качестве спасательных, для эвакуации терпящих бедствие экипажей) должна была посадить аппарат в заданный район, где все компетентные и не очень органы «стоят на ушах», готовясь встретить «звёздных гостей». При «космических» скоростях и расстояниях погрешность наведения на посадочный курс не должна превышать 1 градус. Иначе занесёт, как Леонова и Беляева, в какой-нибудь медвежий угол!
Впрочем, это ещё не катастрофа. Сядут же они где-нибудь! Нештатная, но вполне мягкая посадка была возможна даже при отклонении в 10°.
«Бурану» не приходилось надеяться на «где-нибудь». Хочешь-не хочешь, а если отклонишься при спуске больше, чем 20', просто не выйдешь на полосу, так-то! А без посадочной полосы такую махину просто не посадишь. Так что пришлось вводить в проектируемую СУ блок, предназначенный специально для маневрирования в атмосфере и высокоточной посадки. Заодно были предусмотрены и запасные полосы, в том числе за рубежом.
Стоит отметить, что «Буран» по замыслу конструкторов должен был иметь возможность заходить на посадку неоднократно. Для этого планировалось установить ТРД в хвостовой части. Таким образом советскому кораблю, в отличие от «шаттла», полагалось садиться с включенными двигателями. Но они, как и катапультные кресла пилотов, на момент первого (и единственного) старта не были готовы. Так что сажать КА пришлось «по-шаттловски», планированием. Команду на запуск этих двигателей заблокировали.
К работам по СУ было подключено несколько коллективов по всей стране, от 30-го ЦНИИ Минобороны до Львовского радиотехнического НИИ. Постепенно определился облик БЦВК для нового корабля. В его состав вошли две практически идентичные системы — центральная (ЦВС) и периферийная (ПВС). Каждая из систем должна была включать по четыре синхронно работающие и резервирующие друг дружку БЦВМ. Так было решено исходя из того, чтобы безопасность экипажа была обеспечена при любых двух отказах.
В качестве БЦВМ была использована ЭВМ «БИСЕР-4».
Появление машин серии «БИСЕР» можно считать качественным скачком в отечественном компьютеростроении. Уже вторая версия этих ЭВМ имела битный мажоритарный элемент, который позволял достоверно фиксировать сбои в работе граней процессора. Межгранный обмен давал возможность надёжно фиксировать информацию в случае каких-либо подобных аномалий.
Сравнение БЦВМ «Бурана» и современного ему «Шаттла»
ЭВМ «БИСЕР-4» была ещё совершеннее. Например, количество дешифраторов на 256 разовых команд достигло двадцати одного вместо двух на более ранних машинах. При этом объём внешних абонентов также вырос на порядок.
Архитектура этих БЦВМ основывалась на больших интегральных схемах (БИС) 582-й серии. От БИС других серий было решено отказаться по ряду причин, в первую очередь — из-за большего энергопотребления.
Большой проблемой стало создание ПО для БЦВМ будущего КА. Разработчики «Бурана» в 1983 году обратились в Институт прикладной математики. По их оценкам, требовались сотни часов работы тысяч специалистов.
Проектировщики заблуждались. Относительно небольшой коллектив ИПМ под руководством Виктора Крюкова за три года создал удачный язык программирования ПРОЛ2, который отлично подходил для БЦВМ «БИСЕР-4». Работы по «Бурану» позволили Виктору Алексеевичу блестяще защитить в 1988-м году докторскую диссертацию.
На основании ПРОЛ2, а также ДИПОЛЬ и ЛАКС (также созданных для программы «Энергия — »Буран"), впоследствии был создан ещё более интересный язык «ДРАКОН» - «Дружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность». И ведь действительно, обеспечивает! Настолько, что отдельные версии его до сих пор используются в разных областях. Например, в медицине. «ДРАКОН» даёт возможность реализовать такое забавное явление, как т.н. «программирование без программистов». Используемые в нём «дракон-схемы» при минимальной подготовке позволяют понимать программу «узкому» специалисту в любой области, отстоящей от программирования достаточно далеко.
Также советскими (впоследствии — российскими) математиками и программистами под руководством В. Паронджанова, была разработана на основе «ДРАКОНа» автоматизированная система проектирования программных систем ГРАФИТ-ФЛОКС. Она используется для обеспечения полётов современных ракет-носителей, например — «Протон-М».
Таким образом мы, отвлекшись, снова вернулись к теме космоса. Для того, чтобы проверить работу бортовых программ для «Бурана» (да и не только для этого), пришлось построить Комплексный моделирующий стенд (КМС). На нём установили одну БЦВМ «БИСЕР-4» и полноценный бортовой магнитофон емкостью 46000КБ (объем ОЗУ «БИСЕР-4» составлял 4х512 КБ и ОЗУ многократно загружалось с ленты). Правда, часть команд, не имеющих непосредственного отношения к полёту, пришлось отключить. Это вызывало некоторое беспокойство конструкторов. А вдруг именно какая-нибудь из непроверенных программ даст сбой?
С самого начала разработок, в этажерке, в которой размещалась бортовая аппаратура «Бурана» были предусмотрены 8 мест, для размещения 8 таких БЦВМ типа Бисер-4
Как мы знаем, полёт «Бурана» прошёл благополучно. И это несмотря на не самую благоприятную погоду и при старте (штормовое предупреждение, это вам не шутки!), и в ходе посадки (ветер и рост давления по сравнению с запланированными). Вся СУ сработала блестяще! И это несмотря на то, что в БЦВК включил лишь четыре БЦВМ вместо штатных восьми. Правда закончилось всё для «Бурана» весьма печально… А ЭВМ «БИСЕР-4» стала основой для новых, ещё более совершенных машин серии.
Но об этом как-нибудь в другой раз.
Автор: Павел Заикин
Комментарии (55)
Goupil
19.11.2021 14:36+7БЦВМ шаттла AP-101 (сделанная на основе зарекомендовавшей себя архитектуры IBM/360) так же применялась на самолетах, B-52, B-1B, а ее предшественник AP-1 на F-15. В целом семейство System/4 Pi, которое выпускали начиная с 1967 года, где только не применяли в военно-космической продукции США. Возможно где-то они даже еще функционируют. Может ли этим похвастаться БИСЕР?
Medeyko
19.11.2021 15:08+16До такой степени нет, всё же произошёл масштабный развал, не будь которого, наверняка новые поколения БИСЕР использовались бы шире.
Но и так кое-где разные поколения БИСЕР использовались и используются: в разгонных блоках "Фрегат" и большинстве "ДМ", ракетах-носителях "Протон-М", "Зенит-2", "Старт", GSLV Mk.I, KSLV-1 и "Ангара", а также в межконтинентальных баллистических ракетах "Молодец", "Курьер", "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс". Также, вроде, планируется использовать в РБ "КВТК" и МБР "Сармат".
Medeyko
19.11.2021 15:33+8Интересно, а что с БИСЕР настолько не так, что есть люди, которым не лень минусовать карму за простое изложение связанных с этой БЦВМ фактов (понимаю, что такие вопросы не очень любят, но слишком уж интересно)?
Я могу предположить только что проблема в раздражении от ДРАКОНа (точнее, от попыток его продвижения Паронджановым), который немного используется для работы с последними поколениями БИСЕР.
Не уточните, так ли это? Мне очень любопытно.
count_enable
19.11.2021 16:59+9Откуда информация о GSLV? Роскосмос консультировал индусов при постройке, но всё же ракета индийская. Зачем им устаревшая БЦВМ с чужими стандартами?
Раздражение не так из-за ДРАКОНа, который рекламируется в стиле "грузине лучше чем армяне", а из-за того, что техническая информация о Бисере весьма скудна, но подаётся в стиле советских отчётов для госкомиссии, где устаревшая терминология "обьём внешних абонентов" переплетается с восторженными эпитетами "ещё совершеннее", "превосходя аналоги" итд. Если бы не секретность, то думаю многие бы с удовольствием прочитали бы тех документацию на машину. Вот есть любители БЭСМ, постоянно делают симуляторы и портируют всякое - здоровое хобби цифрового археолога.
Medeyko
19.11.2021 17:15+5Я не стал расписывать детали, но надеюсь, что нигде не ошибся и не ввёл в заблуждение. Речь о РБ 12КРБ, который является третьей ступенью GSLV Mk.I (в определённой степени на основе его пытаются сдеать КВТК).
Информация об этом, например, здесь: http://www.khrunichev.ru/main.php?id=51
С KSLV-1 похожая ситуация - ракета корейская, но первая ступень - чуть модифицированный УРМ Ангары.
Мне тоже очень жаль, что информации о БИСЕР мало, да.
Goupil
19.11.2021 17:43+2Тогда возникает вопрос - системы управления двигателей РД-180, которые поставлялись американцам вплоть до недавнего времени, тоже сделаны с применением российских ЭВМ? И применяют ли индусы сделанную в России третью ступень поныне?
Medeyko
19.11.2021 19:10Насколько я в курсе, для РД-180 на Atlas III и V использовалась американская система управления.
Индийцы российскую третью ступень не применяют, GSLV Mk.I более не летает: контрактом 1991-го года планировалась передача криогенных технологий, но вмешались США, и ограничились изготовлением нескольких криогенных третьих ступеней. А индийцы, соответственно, сделали проект по замене российских ступеней на свои, и это и стало GSLV Mk.II, которая летает и поныне. А ещё индийцы сделалали GSLV Mk.III, но это сильно другая ракета, а не доработанная GSLV Mk.II...
count_enable
19.11.2021 18:53Роскосмос сделал баки и двигатели, но попал под ограничения по экспорту ракетных технологий и на замену индусы разработали всё своё. Никакой информации о использовании советских БЦВМ в индийских ракетах нет.
Medeyko
19.11.2021 19:14Насколько я помню, третьи ступени были полностью произведены у нас, хотя быстрым гуглежом не нашёл явной информации ни что да, ни что нет. А откуда информация, что у нас сделали только баки и двигатели, а дальше индийцы собирали третьи ступени сами, Вы уверены в ней? Ракеты с произведёнными на замену третьими криогенными ступенями - это уже другие ракеты, GSLV Mk.II.
scorpius_13
20.11.2021 18:12+2...то есть по сути, человеку накидывают минусы тупо потому что внутренние шаблоны минусующих не выдерживают столкновения с жестокой реальностью излагаемой информации?
sshikov
19.11.2021 23:09+1Не минусовал, но раздражение реально имеет место. Именно от попыток продвижения — уж больно неуклюжие.
tea1975
19.11.2021 15:59-7Думаете автор вопроса ждал таких разъяснений? Просто швырнул на вентилятор и отошёл..
Goupil
19.11.2021 16:49+8Если вы считаете что искренние вопросы это "швырнул и отошел", то это ваше дело, но звучит как "парламент - не место для дискуссий" . Мне было интересно реальное применение в народном хозяйстве всех этих наработок, потому что советская микроэлектронника, в чем-то прорывная, сильно страдала, когда очередное гениальное изобретение получали гриф секретности и терялось для всех кроме военных, а для нужд хозяйства закупали технику (если закупали) в ФРГ. О роли IBM/360 в развитии и внедрении вычислительной техники, из которого и выросло семейство System/4 Pi, говорить наверно не надо.
AP-101 кстати на момент первого полета шаттла был уже в чем-то арахичным - чего стоит память на магнитных сердечниках, когда была уже доступна относительно надежная память на полупроводниках. Астронавты не раз отмечали что пользоваться БЦВМ шаттла непросто и иногда она лишь добавляла работы там, где должна была от нее избавлять. БИСЕР в этом смысле как дитя более позднее вполне мог быть более продвинутым. Но увы и ах, прошло 30 лет и наработки советских инженеров и программистов, на которые было потрачено огромное количество человеко-часов, остались лишь в том,что само выросло из советского периода и что скоро канет в лету.
akaAzazello
19.11.2021 18:38+2Упомянутый выше(как летавший на Союзе) ЭВМ Аргон, также использовался на космических станциях Салют (и 1й компьютер на Мир), баллистических ракетах, ЗРК (Бук М0/М1(где я ним и пересекался - так что пишу не по наслышке), С-300). Где надо было - работал парой ЭВМ(на Салютах и С-300, может были и более сложные конфигурации) - т.е. то же самое применение, но был создан на 10 лет раньше, отработан и технологически, и на уровне программного обеспечения. И вместо его развития создали с нуля этот БИСЕР.
dem0crypt
19.11.2021 18:53А можно подробнее про аргоны на С-300?
akaAzazello
19.11.2021 21:17+2Я с Аргоном на Бук М1 общался - про С-300 рассказывали старшие офицеры - собственно, завидовали количеству одновременно сопровождаемых целей и обьясняя это сдвоенным Аргоном. Могу предположить, что речь шла о самых первых С-300 - под этим названием много разных модификаций выпускалось.
dem0crypt
22.11.2021 12:17Насколько я помню ПБУ работал на Байкале (не путать с современным Байкалом). А состав про РПН ничего не знаю
victor_1212
19.11.2021 18:31+2>БЦВМ шаттла AP-101 (сделанная на основе зарекомендовавшей себя архитектуры IBM/360)
AP-101 это целое семейство (b/s/f/...), конечно можно сказать что на основе 360, но это больше касается системы команд, для тех кто интересуется можно проследить линию родства немного дальше, 360 разработана на основе опыта серии 700/7000, которая в свою очередь вышла из Q7, 7090 - это типа транзисторная версия ламповой AN/FSQ-7, т.е. вся линия ibm mainframe фактически началась с sage, и вообще строить компьютеры их в mit lincoln labs научили :)
F0iL
19.11.2021 19:12+1Использование магнитофона для многократной дозагрузки софта - это круто, конечно.
Не, так-то в те годы хранением данных на ленте никого не удивить было (я еще помню Спектрум и C64 с загрузкой с кассет), но что интересно, так это что тут во-первых имели место критические требования к надежности, а лента, все-таки, штука довольно капризная, а во-вторых, судя по всему, там "на лету" перезаписывались прямо части программы в ОЗУ без прекращения/приостановки работы самой ЭВМ.
Tippy-Tip
20.11.2021 02:00+2Так суть в том, что в таких магнитофонах использовалась не лавсановая лента, а проволока.
Самолетный магнитофон МС-61. Принят на вооружение в 1961 году. Предназначен для записи речи с выходов СПУ (самолётное переговорное устройство) и автоматической записи с ларингофонов командира корабля. Запись речи производится на проволоку с автоматическим стиранием предыдущей информации. Обычно на самолёте устанавливаются два магнитофона. При обрыве или окончании звуконосителя автоматически включался в работу резервный магнитофон. Магнитофон МС-61 размещается в шарообразном бронированном герметичном корпусе. Снаружи для большей заметности на месте катастрофы корпус окрашен в оранжевый цвет. Запись ведётся на магнитную стальную проволоку. Для воспроизведения записи используется наземный магнитофон МН-61. Устанавливался на самолётах Ан-12, Ан-22, Ил-76, Су-24, Су-25, Ту-16, Ту-95, Ту-134, вертолётах Ка-32, Ми-6. Длительность записи на кассету - не менее 5,5 ч. Линейная скорость движения звуконосителя - 150-180 мм/с
Бортовой регистратор параметров полета устроен по аналогичному принципу, но небольшим отличием: проволока там замкнута, что обеспечивало перезапись данных, и не требовало излишнего дублирования аппаратуры.
Отсюда я делаю вывод, что для "Бисера" использовали те же идеи, что и для БРПП.
Alexsey
19.11.2021 19:21+11Сколько не слышу про ДРАКОН так и не смог понять - что для 1996 года, не говоря уже про сегодняшний день, в нем такого революционного и уникального что именно от него отдельные товарищи пускают слюни и писают кипятком.
no111u3
19.11.2021 23:57+3Ну так это чисто авторское мнение о том что это могучий язык, вот честно я читал истории многих людей которые хоть как-то связаны с РКК "Энергия" и ни в одной истории я не слышал даже краем об этом языке, ни в одной, если вдруг автор этого языка покажет ссылки которые позволят понять что да, в таком то модуле использовался этот язык то да, будет понятно, а пока это просто выглядит как самопиар.
no111u3
19.11.2021 23:51+6Всё выглядит так хорошо, но насколько мне говорили знакомые чья кафедра делала как раз ПО для самого челнока там было всё на ассемблере без всяких Драконов и прочего что было показано в фильме, более того сама БЦВМ если хорошо поискать оказывается составлена из нескольких 4х битных МК с частотой около 400 кГц.
Wesha
20.11.2021 02:05+4Вполне допускаю, что для
лоховначальства программы "писались" на "Драконе", а потом компилилсь в расово верный ассемблер.Не спорю, понимать тридцатиметровую распечатку блос-схемы проше, чем аналогичной длины программу на ассемблере, особенно если ты не программист.
Medeyko
20.11.2021 03:54+2"Не ДРАКОН для Бурана, а Буран для ДРАКОНа"! :) В смысле, во время создания Бурана ДРАКОНа фактически почти что совсем не было, просто из опыта работы над Бураном и был создан ДРАКОН (работы над ним начались только в 1986 году, а более-менее завершились в 1996).
Первое изделие, при разработке которого ГРАФИТ-ФЛОКС/ДРАКОН сколько-нибудь реально применялись - это РБ ДМ-SL, полетевший в 1999-м.
А если всё же говорить про роль ДРАКОНа именно в создании Бурана, то как я понимаю, там было только очень ограниченное применение предтечи, прототипа ДРАКОНа, где ещё не было большей части из его современных конструктов либо они выглядели иначе.
Вот здесь приводят пример http://rsdn.org/forum/education/4237528.1 : "... Она разрабатывалась на ДРАКОНЕ. Но тогда это был "бумажный" ДРАКОН. Фактически это был детальный алгоритм, на ДРАКОНе. Лариса отдала его программистам, и они закодировали его на ассемблере БИСЕР-4." - что более-менее сочетается со словами Ваших знакомых.
jar_ohty
20.11.2021 14:51+2Нет, там 8 штук 4-битных микропроцессорных секций, которые все вместе образуют один процессор с разрядностью 32 бит (если мне память не изменяет — некое подмножество IBM/360). Тактовая частота в зависимости от буквы — 600 кГц или мегагерц, сами секции — почти цельнотянутые у TI (с минимальными изменениями от оригинального SBP0400).
anton19286
20.11.2021 18:42четырезбитными там были микросхемы АЛУ микрокомандного чипсета, они каскадировались до нужной разрядности
TaksShine
20.11.2021 13:23+2... По их оценкам, требовались сотни часов работы тысяч специалистов.
Проектировщики заблуждались. Относительно небольшой коллектив ИПМ под руководством Виктора Крюкова за три года...Любопытно, как вообще проектировщики представляли себе работы "тысяч" специалистов над одним ПО.
И любопытно, насколько "относительно небольшой" коллектив в итоге был? Если человек 15, то три года его работы -- уже 100К человеко-часов вполне себе, о которых думали "заблуждавшиеся проектировщики".
В общем какой-то весь абзац в американском (или советском?) стиле -- лишь бы написать громкие числа и потом сравнения с нечислами, а с "грандиозным успехом".
Krotov_A-1001
20.11.2021 17:26+4В связи с большим объемом ПМО для управления БС(около 50 БС), ИПМ им. Келдыша была заказана САПО "Пролог". Головным предприятием по разработке ПМО для "Бурана" было НПО АП им. Пилюгина. Основной объем ПМО на "Прологе" написан разработчиками БС НПО "Энергия" и НПО "Молния"(около 90%).
ОС, динамика и остальное написаны на "Угре", это ассемблер IBM 360/370.
Дракон(в девичестве до 1988 года - Графит) не мог использоваться на Буране. ПМО Бурана разрабатывалось на ЕС ЭВМ.
Прол2 это попытка перевода Пролога на ПЭВМ после полета Бурана. Но Буран кончился.
Рабогы по второму Бурану продолжались еще 2 года на ЕС ЭВМ. Была добавлелена ПЭВМ.
Система команд Бисера-4 это усеченая система целочисленных команд ЕС ЭВМ(она же IBM 360/370).
Диполь разработан ИПМ для МС ЭВМ для стендовых испытаний и ПСП.
ЛАКС на ЕС ЭВМ для стендовых испытаниях на КМС.
А был еще Пси-Фортран от ИПМ для Бисера на ЕС ЭВМ. Но он родился мертвым.
Пзрзнджанов конечно придумал Дрзкон, но это не Буран. На Буране его заслуга это ФЛОКС - формальное логическое опнсание команд и сигналов, позже еще и признаков.
catkaff
20.11.2021 18:56Скудная статья. В духе скрепного урапатриотизма аналаговнета. Я ожидал развернутую историю с кучей интересных и не опубликованных ранее технических деталей.
Carburn
20.11.2021 20:08+1СССР развалился из-за взрыва на ЧАЭС.
elektroschwein
21.11.2021 14:07+4Там, скорее, была совокупность процессов и обстоятельств: затянувшаяся война в Афганистане, гонка вооружений и разработка Бурана, катастрофа в Чернобыле, Спитакское землетрясение, и многое другое - это все либо долгосрочно, либо единомоментно требовало просто нереально колоссальных ресурсов. А в 80-х ещё очень сильно упали цены на нефть (а Союз уже плотно был на "нефтяной игле"), вот и надорвалась в итоге...
ovn83
20.11.2021 21:35+3Статья ни о чём, я так понимаю в основе БЦВМ лежал 1806ВМ3, аналог pdp-11, сопроцессор 1801ВМ4, остальное помощь и переферия 582 серия.
elektroschwein
21.11.2021 14:30+1Вот тут есть интересная тема на форуме:
Сначала там пишут:
На борту было несколько М-ЭВМ, управление курсом - заведомо на 1806ВМ3-10 ( 2 млн рег-рег в составе М-ЭВМ ) и 1801ВМ4 ( 1806ВМ4 не поспевал... ).
Софт подтягивали даже после останова программы в 1988 г. - на случай возобновления при "некотрых обстоятельствах".
Отмечу, что от курсовой М-ЭВМ шли несколько телеграфных каналов - соответственно, к интеллектуальному оборудованию ( например, контроллера авионики ( см. выше )).
Почему планер был готов к 1986 г, а полетели только в 1988 г. - 2 года писали софт и хитрили с тактовой 1806ВМ3 ( а он, как известно, "-8 мгц" ).
Были и многочисленные полеты в атмосфере - на контрольных экз. отлаживали софт, не всегда удачно.Кстати, "Буран" - это вершина айсберга советского СОИ, под который построили полЗеленограда ( 1806 и др. серии ) и полП-Посада ( "850" и "1564" серии ).
Возможно, и мн. др. городов МЭП построили -т.к. в Кремле показалось, что без СОИ красному террору придет песец. Достроились до отсутствия колбасы в магазинах, а в 1991 г. - примитивных конфет-леденчиков...Потом у участников форума возникли сомнения в реалистичности этих утверждений и в итоге нашли цитату своих из ответов Генерального конструктора "Бурана" Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского:
Александр Корниленко, (Москва):
На чём строилась автоматика "Бурана"? На наших серийных процессорах типа 1801ВМ2, или создавалось что-то своё по спецзаказу? Или на зарубежных (в чём я почему-то сомневаюсь)?
Г.Е. Лозино-Лозинский:
Вы совершенно правильно сомневаетесь, Александр! Указанные Вами серийные процессоры нас не устраивали по ряду причин, а об использовании зарубежных не могло быть и речи. Это был отечественный спецзаказ.
Выше, вон, говорят, что БЦВМ Бурана имела модифицированную систему команд ЕС ЭВМ (IBM/370) и софт писался на ассемблере IBM 360/370 Учитывая, что даже следующие (уже не-Бурановские) "Бисеры" тоже имеют систему команд ЕС/IBM, то вполне похоже на правду.
ovn83
21.11.2021 15:01+1На ЕСках промчитывались траектории и т.п., на самом корабле их не было, чисто по габаритам и потреблению нереально. Сама программа управления писалась на чём то низкоуровневом, без ОС, чтоб работало в режиме реального времени.
С 1806вм2 или 3, непомню точно, я работал году в 2008-10, космос, военка. В те же времена видел и рабочие модификации БЭСМ, на основе архитектуры которых создан Эльбрус.
Medeyko
21.11.2021 15:45+2Да, Вы правы, БИСЕР-4 была на модифицированной системе команд ЕС ЭВМ. А 32-разрядный процессор был построен на 4-х разрядном 582ИК1. Т.е. коллега выше немного перепутал местами - это как раз БЦВК был на 582-й серии ( http://www.155la3.ru/k582.htm - там и фотография бурановской платы есть), а на 1806-й были, вроде, какие-то периферийные абоненты - их там было очень много...
Возможно, создатели Бурана читали вот это: https://ntrs.nasa.gov/api/citations/19750024686/downloads/19750024686.pdf :)
uoak
Можно упомянуть легендарную историю, случившуюся при автоматической посадке Бурана: " Перед самым приземлением «Буран» заставил наблюдателей поволноваться, резко сменив направление и на время пропав из поля зрения антенн. Кто-то в центре управления полетами уже начал составлять сообщения о неудавшемся полете, кто-то готовился взорвать «Буран» − такое распоряжение было на случай полного отказа оборудования. Но корабль лишь развернулся и зашел на посадку с другой стороны аэродрома. "
https://rostec.ru/news/buran-pervyy-i-edinstvennyy/
count_enable
Опять эта древняя байка о гениальном манёвре автопилота, который на самом деле был обычной штатной схемой посадки.
Чем медицина так отличается от других применений, что там возможны такие "забавные явления"? Когда были придуманы блок-схемы, и какое отношение имеет ДРАКОН к ним?
Серии БЦВМ для космических кораблей?
Особенность советского хай-тека это абсолютная автаркия. Под каждую разработку делалось максимальное количество уникальных разработок - во-первых, "освоить" побольше денег, во-вторых, уменьшить зависимость от смежников. Поэтому под "Буран" и создали свою БЦВМ (На "Союзах" летали "Аргоны"), свои языки программирования, и очень чесались руки сделать свою элементную базу. А ещё построили свой самолёт, но к счастью он получился достаточно универсальным и унифицированным с серийными Ан-124. Как результат такого подхода - многократное увеличение затрат на разработку практически идентичных по возможностям изделий и зоопарк несовместимых платформ.
uoak
Спасибо за уточнение. Кажется, драматизм я действительно преувеличил, но беглый поиск находит воспоминания про то, что не все эту штатную схему ожидали.
Воспоминания В.Е. Сотникова, во время подготовки «Бурана» - начальника проектного отдела: https://gagarin.energia.ru/past-future/90-lr.html
Cотников:
" примерно на десяти км по высоте Буран должен был сделать выверку курса, еще раз сориентироваться относительно посадочной полосы и внести коррективы в свое движение. Для нас это была как бы обычная ситуация, но «Буран» повел себя необычно для нас. Он развернулся поперек посадочной полосы, буквально поперек и полетел вдаль от нас. Там сделал маневр и вернулся на посадочную полосу. Как потом показал анализ, это был единственно правильный для ветра, для скорости маневр. Летчики испытатели сказали, что они так никогда не смогли бы сделать. Поволновались, скажем прямо. Но потом убедились, что он был прав."
Воспоминания Б.И. Гудилина, начальника подготовки пуска.
http://www.buran.ru/htm/gudilin.htm
Гудилин:
Однако ОК совершает штатный маневр и выходит на расчетную глиссаду посадки. Вздох облегчения. Как оказалось, бортовой вычислительный комплекс корабля в соответствии с той самой 19-ой версией программно-математического обеспечения полета, определил в рамках прогнозирования, что посадочная скорость будет больше расчетной и выдал команду о переходе на правый цилиндр ее гашения. Умная машина и умные люди, создавшие ее!"
Интересно, что один пишет про маневр на высоте 20 км, а второй -- про 10 км...
psynix
Насколько помню рассказы отца (участник программы) маневр такой теоретически допускался, но было все равно очень неожиданно. А маневр был совершен чтобы ветер при посадке "вжопу" не дул.
nixtonixto
vvzvlad
Ммм… Интересно, что бы вы сказали на это сейчас, если бы ПФР объявила тендер на миллиард на разработку ОС для своих систем с нуля, а минздрав бы продвинул разработку собственного процессора. Возмутились бы, наверное.
sergej_pipets
построили ДВА своих самолета...
Wesha
... В очередной раз показав, что люди в возбуждении могут забыть проверить важные вещи (типа направления ветра на аэродроме). А компьютер не забыл, он же железный.
axe_chita
Возможно программы и алгоритмы «Бурана» были перепроверены во всех мыслимых и немысленных вариантах, после печально знаменитого«кувырка» «Полюса» при первом запуске «Энергии». Что и дало «Бурану» выполнить штатный «нештатный» режим посадки.
Wesha
Слово "возможно" здесь лишнее :)