В последнее время мы много работаем с регионами, проектируем и строим дата-центры от Краснодара до Крайнего Севера. И каждый раз интересно наблюдать, насколько там другие — по сравнению с Москвой — отношения.

Вот, возьмём, к примеру, Магнитогорск (здесь и далее впечатления личные). Там люди с понятиями. Если сказали, что сделают, то точно сделают в срок. При этом многие вещи решаются на слово. Народ очень вежливый, адекватный, спокойный. Без торгашества: не ждёшь, что тебя нагреют. Когда мы собирались в Магнитогорск, нам говорили — да там 90-е, криминал. Ничего такого. Культурный спокойный город. 

В Магнитогорске мы тоже строили ЦОД. Расскажу, как всё было, и чем ещё запомнилась Магнитка. 

На фото выше — очень красивая смотровая площадка. Это часть триптиха «Меч победы», памятник «Тыл — фронту». Меч как символ победы над врагом был выкован на Урале, поднят на Волге («Родина-мать зовет») и победно опущен в Германии («Воину-освободителю»). От памятника панорамный вид на Магнитку. До горизонта — один большой комбинат, и эта мощь действительно впечатляет.  

Магнитогорск поделён рекой Урал на две части. Правобережная европейская — та, где находится сам город. Левый берег — в Азии, там стоит Магнитогорский металлургический комбинат. В городе четыре моста, так что по дороге на комбинат хоть по одному, да проедешь.

Итак, изначально на площадке стояло двухэтажное кирпичное здание 1930-х годов. Договорились, что его снесут, затем котлован нужно будет заместить правильным грунтом и на нём поставить ЦОД. Но когда мы снова приехали в Магнитогорск, увидели, что на площадке лежат куски строительного мусора вместе с остатками здания. 

Начали проводить обследования грунта. Бурили в нескольких точках. ЦОД — тяжёлая конструкция, поэтому в его основании лежит бетонная плита. Положить её просто так нельзя, грунт должен быть подготовленный. Поэтому нам нужно было проверить, что
а) грунт годится для плиты;
б) на прилегающей территории нет никаких старых коммуникаций. 

Когда стали с остатками здания разбираться, выяснилось, что у снесённой постройки есть ещё и подвальный этаж. Это стало сюрпризом для всех, включая заказчика, поскольку за давностью лет никакая документация по этому зданию не сохранилась. Картина была, почти как при раскопках в Помпее: 

В итоге мы выкопали котлован глубиной четыре метра вместо двух. Только так смогли убрать весь этот фундамент. Замещали грунт щебнем, который тут же на ММК и производится. Ушло около 200 КамАЗов щебня. Уплотнили его катком послойно и залили плиту. 

Из-за того, что история с котлованом затянулась, плиту мы начали лить в ноябре. И тут снова уральские реалии. В ноябре в Магнитогорске уже жёсткий мороз, порой до минус тридцати. Бетон, естественно, замерзает. Поэтому есть две технологии: либо добавлять специальные присадки, либо закладывать греющий кабель внутрь плиты. Мы вынуждены были идти по обоим вариантам. Взяли «провода без изоляции» и по ним пустили электрический ток. 

На улице минус 27, плита закрыта плёнкой, под ней температура в районе +15. Так бетон стоял «под напряжением» и под плёнкой около двух недель. 

Вообще, повторюсь, строить ЦОД в суровом уральском климате — это совсем не то, что в Москве. Вот еще пример: протянули траншею, а закопать её вовремя не получилось — не ту трубу привезли. Траншея простояла неделю на морозе, нужная труба приехала, закопали — всё внутри замёрзло. Примерно неделю потом мучались: спустили в колодец тепловую пушку, и она отогревала эту трубу на всю длину и всю глубину.   

Вот ещё фото для погружения в атмосферу зимнего Магнитогорска (есть тут кто-то, кто соскучился по зиме?):  

С электричеством тоже было интересно: по проекту изначально должны были 400 вольт заводить. Поблизости по низкому напряжению нужных мощностей не было, а далеко тянуть экономически нецелесообразно. Поэтому мы забирали 10 киловольт (почти ЛЭП) и ставили свою трансформаторную подстанцию с двумя трансформаторами. Два дня тянем, потом раз — и мороз минус 20-30 градусов. Значит, день кабель греем, ждем погоды. Как потеплеет, снова полдня тянем. 

А вот тут залипательное видео, как делали трансформаторную:

Сборка

Площадь ЦОДа 200 квадратных метров, столько же по площади и та самая бетонная плита. Сама конструкция ЦОДа состоит из 6 модулей весом по 15 тонн. Каждый модуль опирается на 40 посадочных мест (пластин) в плите. 

Изначально модули и посадочные места были запроектированы с допуском в 2 мм. Инженеры наши постоянно следили за процессом, ходили с геодезистами, контролировали процесс и когда щебень засыпали в котлован, и когда заливали бетон.  По факту у нас получился разбег 1 мм. Честно говоря, тут мы сами удивились. Ребята, которые ставили модуль, сказали, что «вообще никогда не видели, чтобы кто-то так точно заливал бетон». Это было очень радостно позволило сэкономить время, поскольку выравнивание — долгий и щепетильный процесс. 

Модульную конструкцию взяли у Smart IT. У них своё производство, цех в Самаре. Эти ребята с готовностью отозвались на идею сделать ЦОД с фасадным остеклением, как и хотел заказчик, и сделали это красиво. 

Фото с производства:

Гусаки :)

Модуль с наружными блоками системы кондиционирования (и теми самыми гусаками):

Самый главный и самый скромный человек на производстве — Святослав!
Самый главный и самый скромный человек на производстве — Святослав!

Подготовленный к доставке на площадку собранный и окрашенный конструктив:

Проект по зданию ЦОД делали в BIM-среде, сразу исключая все пересечения коммуникаций. Так что когда к нам модули приехали, они встали на нашу прекрасную плиту с допуском 1 мм, и... вся сборка заняла 10 дней. Через 10 дней модули были уже соединены, а внутри шли работы по инженерным сетям. 

Пока конструктив собирали, с погодой снова «повезло». Примерно минус 40 на улице, минус 40 внутри. Ну что сказать: грелись в бытовке, спасались электрическими стельками из спортивного магазина.  

Доставлялись модули на площадку в сборе с основным оборудованием, что позволило сократить сроки развёртывания и монтажа:

«Начинка»

Для бесперебойного питания сделали систему электроснабжения с резервированием 2N: к каждой стойке подвели два луча электропитания от независимых электрических вводов. Организовали трёхсекционный автоматический ввод резерва на базе стандартных АВР от ABB — два ввода городских и третий от ДГУ. В ДГУ предусмотрели бак с топливом на 1000 кубов. Это 12 часов автономной работы при пропадании сразу двух вводов. 

ДГУ приехал вот так:

После установки и сборки на шасси:

Дальше за АВР-ми поставили по двум плечам две независимых электрощитовых, в каждой — современные модульные ИБП двойного преобразования APC by Schneider Electric. По сути, резервирование бесперебойного электроснабжения выполнено уровнем 2N+1. То есть две отдельных резервируемых машины и внутри каждой N+1 силовой модуль. 

В ИБП также использовали модульные аккумуляторные батареи, менять можно оперативно. Для процесса эксплуатации это принципиально важно. 

Кондиционеры и стойки устанавливались на заводе-изготовителе модульных конструктивов. Смотришь на ряд, всё идеально и красиво и глаз радуется

В нашем случае это был один из первых кейсов в России по установке линейки LCP фреоновых внутрирядных прецизионных кондиционеров Rittal. Выбрали эти холодильные агрегаты из-за сочетания высокой холодопроизводительности и оптимальной энергоэффективности (за счёт использования EC-вентиляторов и инверторных приводов в каждый момент времени можно получать ровно столько холода, сколько необходимо). 

Кондиционеры оснащены увлажнителями, а увлажнитель — это, по сути, большой чайник, из которого выходит пар. Когда запустили, выглядело это всё, как будто из стоек валит дым.

Для размещения ИТ-оборудования использовали шкафы Rittal серии TS-IT. Они поставляются в сборе, а 19-дюймовые монтажные плоскости можно устанавливать под требуемую глубину без использования инструмента. Для системы диспетчеризации стоечного оборудования и распределения питания внутри шкафов также использовали решение Rittal. Переключаемые блоки распределения питания (PDU switched) позволяют по сети управлять разъёмами питания через веб-интерфейс, а также измерять параметры электроэнергии в стойке. Они, кстати, тоже монтируются в шкафах без инструмента (технология Snap-In) — монтажники (да и мы) оценили удобство и скорость установки. 

К PDU подключили датчики температуры, влажности, контроля доступа в стойку. Также система мониторинга контролирует температуру и протечки в машзалах, электросетевые параметры на каждом вводе (частота, напряжение). 

Все параметры, которые мониторим, вывели по сети на пост дежурной смены службы эксплуатации. А вот с охранной сигнализацией по-другому — нужно было обеспечить передачу сигналов через радиоканал. Сделали это на «Протоне». 

Финал

Для меня самое интересное — наблюдать, как на ровной площадке за считанные дни вырастает новый ЦОД. Еще 22 ноября ровная площадка, весь месяц — бесконечный «муравейник», монтаж, пусконаладка, и вот 25 декабря — сдача проекта, новый ЦОД готов. Он, кстати, рассчитан на 36 стоек, суммарная ИТ-нагрузка — 208 кВт. Скорость передачи данных до 100 гигабит в секунду. 

Ещё из интересного: здание ЦОД выполнено в корпоративных цветах заказчика. Внутри входной группы — декоративные элементы и живые растения. Вообще с дизайном была ещё одна история: камеры видеонаблюдения на улице стоят, а подводки к ним изначально были из белой гофры. А сам ЦОД оранжевый — не тот торт получается. Что ж, поехали и купили оранжевую гофру. Ну а если серьёзно, то дата-центр закроет потребности ММК в вычислительных мощностях на ближайшие годы. 

А мы идём строить ЦОДы дальше.

Комментарии (19)


  1. todoman
    03.08.2021 11:59
    +4

    Читал, открыв рот. Прекрасно.

    Жаль только, что на инженерном этапе монтажа повествование обрывается. В текст нужно было пригласить ваших коллег из IT :) И продолжить.

    Вопрос: то есть, по сути, ушёл месяц? Насколько этот срок отличается от аналогичных работ в тёплых широтах?


    1. SMakhlin Автор
      03.08.2021 17:40

      спасибо!
      Что касается вопроса, то месяц ушел на сборку и подключение МЦОД к наружным сетям, пусконаладочные работы и испытания. Для ЦОД такого масштаба он был бы примерно таким же и в теплых широтах. А вот подготовка фундамента в более теплых погодных условиях была бы проще.


  1. leahch
    03.08.2021 13:20
    +1

    Молодцы! Классный ЦОД и хорошая инженерия.

    Хотелось бы и про начинку стоек узнать

    Есть правда один момент про залипательное видео и технику безопасности. Можно же было кантовальные стропы в виде оттяжек использовать для разворота и не бегать под висящим грузом :(


  1. Earthsea
    03.08.2021 15:47
    +6

    Вообще с дизайном была ещё одна история: камеры видеонаблюдения на улице стоят, а подводки к ним изначально были из белой гофры. А сам ЦОД оранжевый — не тот торт получается. Что ж, поехали и купили оранжевую гофру.

    Оранжевая ПНД-гофра разрушается под действием ультрафиолета, она не для улицы.

    Цвет гофры - это не дизайн, а маркировка указывающая на ее свойства.


    1. zhabr
      03.08.2021 23:02

      она ещё и пожароопасна, чаще для заливки в бетон


    1. koronabora
      05.08.2021 18:40

      Вот от этого подгорело немного...


    1. mad_schket
      09.08.2021 10:36

      Индустрия электромобилей на связи - у нас оранжевым (RAL 2003) маркируются провода систем высокого напряжения и гофрированные трубы тоже доступны в таком цвете и в достаточно широком ассортименте материалов, включая жаропрочные по разным категориям UL 94.


    1. marcbook
      09.08.2021 10:37

      Кроме того, оранжевая гофра поддерживает горение в отличие от серой ПВХ-гофры. Не знаю, насколько это критично в данном случае, но меня тоже смутил выбор "по цвету".


  1. kotov666
    03.08.2021 17:07

    А как происходит при строительстве таких объектов в плане бюрократии, там всякие журналы выполненных работ и тому подобное, очень часто выматывает именно подобная работа.


    1. SMakhlin Автор
      04.08.2021 14:44

      В части организации строительства – такой объект ничем не отличается от любого другого. Все необходимые при производстве работ журналы (и далеко не только выполненных работ J ) аккуратно ведутся.


  1. scruff
    03.08.2021 19:22

    Было бы лето - перекрасили бы гофру в оранжевый. А так да - только замена.


  1. insecto
    03.08.2021 20:12
    +1

    Двухметровая картинка на КДПВ, имейте совесть!


  1. DWM
    03.08.2021 20:19
    +1

    По сути, резервирование бесперебойного электроснабжения выполнено уровнем 2N+1. То есть две отдельных резервируемых машины и внутри каждой N+1 силовой модуль.

    Предлагаю после двойки поставить пробел, или N+1 заключить в скобки.


  1. Davidchechen
    04.08.2021 08:20
    +1

     (есть тут кто-то, кто соскучился по зиме?) — Конечно. Мне лето с жарой вообще не упало, ненавижу. Только осень и зима.


  1. aMster1
    04.08.2021 14:39

    смущает по поводу ДГУ 2 вещи - емкость для топлива объемом 1000 кубов ( может быть литров?)

    Ну и сам конструктив установки на колесном шасси. Зачем? по уму оно должно стационарно быть, утеплено и подключено к обогреву зимой.


    1. SMakhlin Автор
      04.08.2021 14:40

      Да, это опечатка, конечно. Топливный бак на 1 куб (1000 л). А установка ДГУ на шасси не влияет на его утепление и отопление. Кроме того, еще и отдельный подогрев двигателя круглый год для обеспечения быстрого приема нагрузки


  1. grosrer
    04.08.2021 14:44

    Почему не использовать забортный воздух для охлаждения. Экономия была бы бешеная. Или нет таких технологий?

    Если не секрет во сколько обошлось строительство фундамент + само здание?


    1. SMakhlin Автор
      04.08.2021 14:45

      Забортный воздух использовать можно, но при заданной температуре в холодном коридоре 22+-2 град. Цельсия бешеной экономии не получается. Часть года приходится забортный воздух доохлаждать, что увеличивает капзатраты, при этом экономия на использовании наружного воздуха в холодный период это увеличение не окупает.


  1. 3aBulon
    22.08.2021 11:58
    +1

    А зачем создавать проблемы — строить зимой, нельзя было подождать полгода? Не, ну правда…
    Хотя статьи бы не получилось, опять-таки.