На окраинах мегаполисов кипит тотальная застройка человейниками… А тем временем их жители ездят учиться, закупаться продуктами и лечиться за многие километры от дома. Хайлоад по-краснодарски: в школах параллельные классы с А по Я, 30-40 учеников в каждом и уроки во много смен. Нагрузочное тестирование по-питерски: очереди из больных не вмещаются в поликлинику и тянутся по улице. И это только начало: крупные города стремительно обрастают не пригодными для жизни районами без инфраструктуры.


В эфире проект ХоумХаб — карта для непредвзятого анализа качества городской среды. Наша цель — предоставить инструмент для оценки развитости инфраструктуры, состояния экологии, плотности застройки и других факторов, влияющих на качество жизни. Наше кредо — открытые данные, расчеты и код. Наши инструменты — OSM, PostgreSQL, python и C++.


В прошлый раз мы перемывали косточки удушающе-плотной застройке, а сегодня пройдемся по социальной инфраструктуре. Можно ли достоверно оценить ее доступность и где поджидают грабли?



Гадание по фото: сколько здесь школ и поликлиник?


Облачная инфраструктура. Когда до магазина как до неба


Если инфраструктура в изобилии и под боком, она воспринимается как данность. Не возникает подозрений, что даже в соседнем районе дела обстоят не столь радужно. Массмедиа этому способствует и ловко перетягивает внимание на более удобные темы. Но нет-нет, да и проскочат в новостях отголоски назревающей беды:


  • В краснодарской школе сформировано 33 параллельных класса. Школа рассчитана на тысячу детей, а принять вынуждена в 4 раза больше. Уроки будут проводиться в несколько смен. Интересно, какой уровень преподавания ожидается от раздавленных таким потоком учителей?
  • В сочинских детских садах и школах закончились места. 46 учеников в классе — не предел. Администрация города утверждает, что место для строительства новых садов и школ… тоже закончилось. Уважаемые застройщики, не волнуйтесь. Для новых человейников место найдется всегда.
  • Чтобы попасть на прием ко врачу, московские пенсионеры стоят в очереди по 6-9 часов. Что характерно, поликлиники переполнены именно в районах, нашпигованных новостройками. И это столица, на благополучие которой тратятся космические средства. А что в городах с бюджетом поскромнее?

Дефицит социальной инфраструктуры — мина замедленного действия. Какой багаж знаний приобретет выпускник краснодарской школы? Свяжет ли здравомыслящий человек свою судьбу с медициной, окунувшись в адок местной поликлиники и заглянув в глаза выжатому как лимон терапевту?


Как бы то ни было, по-прежнему полно районов с развитой и продуманной социальной инфраструктурой. Почему какому-то району повезло, а соседний катастрофически от него отстает?


Расцвет и забвение научного градостроительства.

1920-е годы. В Союзе разворачивается грандиозное жилищное строительство. Такого еще не было! В рекордные сроки заселяются целые районы. Небывалые масштабы требуют поиска принципиально новых градостроительных решений. Так внедряется научное градостроительство, в частности районная планировка. Одна из ее задач — комплексное размещение инфраструктурных объектов, обязательно с учетом демографической динамики и перспектив развития района.



Кроме удачных нововведений были и провальные эксперименты. Дом-коммуна — один из них. В квартирах нет кухонь. Предполагалось, что их заменит общая столовая.


1950-е годы. Применяются новые стандарты градостроительства и благоустройства. По смелым генеральным планам заново перестраиваются разрушенные войной города. Одно остается неизменным: планирование жилых районов идет в комплексе с инфраструктурой.



Строительство сталинской высотки на Котельнической набережной. Первый этаж отведен под инфраструктуру: гастроном, почтовое отделение, кинотеатр, ресторан.


1990 — 2000-е годы. Ажиотаж вокруг мегаполисов приводит к тому, что плотность и высотность застройки растут. Пускает корни уплотнительная застройка. Под снос идут разорившиеся заводы и предприятия. Опустевшие промзоны застраиваются лофт-кварталами, деловыми пространствами и жилыми комплексами. Новые микрорайоны плохо пригодны для жизни. Инфраструктура никому не нужна. Кроме людей.


2020-е. Экстенсивное расползание мегаполисов, обрастание спальными районами. В лучшем случае инфраструктуру строят в догонку. Даже если власти запрещают вводить в эксплуатацию жилые объекты до сдачи школы или детского сада, минимальный набор очевиден во всем. Научное градостроительство — в прошлом. Вместо него — переполненные поликлиники, забитые под завязку школы. Ого, да нас ждет интересное будущее.



ЖК ЗИЛАРТ на месте легендарного автомобильного завода. До ближайшей поликлиники — от 20 минут на машине.


Так или иначе, но таковы современные реалии: в каком-то районе в каждом дворе по школе и детскому саду, а в соседнем — плотность застройки в четыре раза выше, но нет жизненно-необходимых объектов вроде поликлиники. И что со все этим делать?


Карта для людей


ХоумХаб — это карта для тех, кому небезразлично настоящее и будущее наших городов. При работе над картой мы придерживаемся принципа абсолютной открытости и воспроизводимости расчетов. Это единственный способ гарантировать объективность при оценке факторов, влияющих на качество жизни.


Расскажем о том, как мы добавили на карту социальную инфраструктуру и что из этого получилось.



Теперь на карте можно анализировать социальную инфраструктуру. Активны два слоя: “Шаговая доступность” и “Объекты инфраструктуры”.


Фактор “инфраструктура” представлен двумя слоями на карте (и одним пунктом контекстного меню, но о нем позже):


  • Шаговая доступность. Этот слой — тепловая карта города. На нем зеленым цветом отмечены места с отлично развитой инфраструктурой, а красным — с зачаточной или вовсе отсутствующей.
  • Объекты инфраструктуры. Это слой с инфраструктурными объектами, по которым мы рассчитываем шаговую доступность.

Вообще говоря, объектов инфраструктуры невероятно много — от спорткомплексов и детских площадок до шиномонтажных мастерских. Но если учитывать их все при расчете доступности инфраструктуры, модель здорово усложнится. А этого без явной необходимости хотелось бы избежать.


Поэтому мы сконцентрировались на самом важном и выделили 5 категорий, по которым оцениваем шаговую доступность инфраструктуры:


— Магазины.
— Аптеки.
— Поликлиники.
— Детские сады.
— Школы.


Да, дети есть далеко не у всех. Но детские сады и школы — лакмусовая бумажка общей обустроенности. Если они отсутствуют, то наверняка это не единственная проблема района.


Среди перечисленных категорий нет одной безумно наболевшей. Парковок! В обсуждении под предыдущим постом многие из вас предлагали идеи об оценке парковочной доступности. Мы избороздили интернет в поисках источника данных о парковках. Ничего с адекватной полнотой и точностью не откопали. В OSM замаплены преимущественно наземные парковки, и те слабовато. На отдельных ресурсах есть данные по новостройкам, но ведь и этого мало. В общем, вопрос с парковками острый и пока открытый.

Помимо слоев, помогающих оценить инфраструктуру, мы добавили специальный пункт контекстного меню “Пешая доступность”. Он появляется по нажатию на дом и нужен для отображения изохрон пешей доступности.


Изохроны — это линии, очерчивающие область, границы которой достижимы из заданной точки за одинаковое время. Изохроны отвечают на вопрос: куда из исходного места я успею добраться за желаемое время.



Изохроны в 5 и 10 минут вокруг выбранного дома. Активен слой “Объекты инфраструктуры”.


Итак, слой “Шаговая доступность” позволяет оценить уровень социальной инфраструктуры по шкале от “ужасно” до “отлично”. Слой “объекты инфраструктуры” отображает на карте самые важные категории инфраструктурных объектов. Контекстное меню “Пешая доступность” помогает понять, куда можно быстро дойти от выбранного дома.


Этого достаточно, чтобы не отрываясь от компа прикинуть доступность инфраструктуры возле интересующего дома или района.


Расчет шаговой доступности


Задача звучит так: рассчитать для домов значение шаговой доступности инфраструктуры. Использовать для этого шкалу, нижняя граница которой означает полное отсутствие инфраструктуры. Затем обобщить полученные значения на некоторую площадь. Это нужно, чтобы анализировать шаговую доступность не только приближая карту к конкретным домам, но и на обзорных зумах:



Плитка из гексагонов, цвет которых характеризует доступность инфраструктуры.


Задача решается за 8 простых шагов:


1. Импортируем данные. Извлекаем из OSM 5 категорий объектов социальной инфраструктуры: магазины, аптеки, поликлиники, детские сады, школы. Раскладываем их по табличкам в PostgreSQL с активированным расширением PostGIS.


2. Рассчитываем значимость инфраструктурных объектов. Некоторые инфраструктурные объекты важнее, чем другие. Помимо субъективной составляющей есть и объективные критерии. Так, ассортимент в сетевом супермаркете шире, чем в местном ларьке, а соотношение цена-качество более предсказуемое. Поэтому мы рассчитываем значимость для каждого объекта инфраструктуры:


$importance \in [0,1]$


3. Ищем ближайшие к дому объекты. Для каждого дома находим объекты инфраструктуры, расстояние до которых не превышает 1.5 км. Затем в игру вступает навигационный движок с открытым исходным кодом valhalla. С его помощью от дома до выбранных объектов прокладываются пешеходные маршруты. Valhalla возвращает не только геометрию маршрута, но и ожидаемое время в пути. Оно-то нам и пригодится.


Если бы наша лень превалировала над желанием добиться точного результата, мы бы забили на использование навигационного движка и ограничились просто вычислением расстояния от дома до объекта по прямой и делением его на среднюю скорость пешехода. Такой наивный подход игнорирует преграды на пути в виде водоемов, заборов и железных дорог, а это, мягко говоря, приводит к искаженным результатам.



Слева: расчет расстояния между домом и объектами инфраструктуры по прямой, без учета рек и дорог. Справа: расчет расстояния с помощью навигационного движка. Это медленнее, но точнее.


4. Рассчитываем шаговую доступность инфраструктурных объектов. Во-первых, фильтруем объекты: оставляем только те, что в 15-минутной доступности.


$time \in [0,15]$


Затем из значения $time$ выводим $availability$ — доступность объекта по шкале $[0,1]$. Значение 0 означает, что до объекта придется идти средним шагом минут 15. 1 означает, что объект находится близко к дому или даже в самом доме.


$availability \in [0,1]$


5. Определяем суммарный вес инфраструктурных объектов. Мы получили набор инфраструктурных объектов с их значимостью и доступностью. Для каждого объекта выводим его значимость для конкретного дома, будем считать это весом $w$:


$w=k_i importance + k_a availability$


Суммируем веса всех объектов и получаем итоговый вес инфраструктуры возле дома:


$w_{total} = \sum w$


6. Вычисляем коэффициент диверсификации объектов. Он равен количеству категорий объектов в шаговой доступности от дома $k_{cur}$, деленному на общее количество рассматриваемых нами категорий $k_{max}=5$:


$k_{div}=k_{cur}/k_{max}$


Например, если возле дома обнаружены только поликлиники и детские сады, коэффициент диверсификации $k_{div}$ будет равен $2/5$.


7. Получаем итоговое значение шаговой доступности. У нас есть все, чтобы вывести некоторое число и по нему судить о том, насколько хорошо представлена инфраструктура в шаговой доступности возле дома. Назовем его $doorstepFactor$. Он равен суммарному весу инфраструктурных объектов, умноженному на коэффициент диверсификации:


$doorstepFactor = k_{div}w_{total}$


8. Обобщаем для обзорных зумов. Разбиваем карту на гексагоны, для каждого гексагона усредняем шаговую доступность всех попавших в него домов.


Естественно, в предложенной схеме есть уязвимость, о которой не стоит забывать: никакие расчеты не имеют смысл, если исходные данные содержат ошибки. Не секрет, что в OSM много устаревших и некорректных данных, некоторые микрорайоны вообще отсутствуют. Но мы верим в открытую картографию, силу сообщества и его перспективы. Верят и корпорации, которые все активнее и активнее инвестируют свои ресурсы в развитие OSM. А это значит, что в обозримом будущем качество данных в OSM будет неуклонно расти.


Шаговая доступность на примерах. Хороший, плохой, эко


Кейс “как надо”. Районы с развитой социальной инфраструктурой без труда отыскиваются на карте. К счастью, их все еще много. Как правило это старые районы, в частности — центры городов. Например, центр Челябинска:



В центре Челябинска с инфраструктурой все отлично.


Интереснее рассмотреть пару кейсов с отвратительной инфраструктурой.


Кейс “зато мы построили школу”. Да, в этом районе есть аж одна школа. Вмещает ли она всех детей школьного возраста из соседних человейников?



Новостройки вокруг школы на слое “Шаговая доступность” неумолимо окрашены в бордовый. На слое “Объекты инфраструктуры” видны школа и аптека. Красные линии — это Сокольническая ветка метро.


Этот пример — классика современности, он типичен для новых районов мегаполисов России. Громадные коробки, забитые людьми. Застройщик может раскошелиться на школу и уверять, что в ЖК шикарно развита социальная инфраструктура.


Кейс “у нас эко”. Со слов застройщика, уникальный уютный эко-район Новой Москвы. По факту — один из множества клочков земли, нашпигованных дешевыми малоэтажками. На 219 домов ни одного магазина, ни одной школы или детского сада, ни одной аптеки или поликлиники.



Этот и подобные ему районы изящно сочетают недостатки жизни в мегаполисе и деревне. В ближайший супермаркет — только на машине. Не сюрприз, что все дома на слое “Шаговая доступность” — красные. Слой “Объекты инфраструктуры” включен, просто объектов нет.



Через дорогу строится более дешевый район. Дорога небольшая, но оживленная, и под окнами эко-домов постоянно приключаются пробки.


Этот пример посвящен эксплуатации мечты горожанина вырваться поближе к природе. Но мыслеобраз “завтракаю и смотрю из окна на лес” трансформируется в реалии быта в многоквартирном доме с никакущей шумоизоляцией и постоянной необходимостью куда-то и зачем-то ездить.


Но что мы все о магазинах да об аптеках? Давайте о самом проекте!


Чем мы занимались эти пол года


Опрос под предыдущим постом показал, что 72% из вас при выборе жилья в первую очередь ориентируются на транспортную доступность. Мы сразу же захотели за нее взяться… и, как в истории с парковочной доступностью, забуксовали на отсутствии данных. Для расчета транспортной доступности необходимы исторические данные по дорожному трафику. Ретроспектива дорожного трафика опубликована для некоторых европейских городов, но в России ничего подобного в открытом доступе нет.


Вот мы и переключились на социальную инфраструктуру, которая по результатам опроса заняла второе место в рейтинге ключевых факторов: за нее проголосовало 62%.


Помимо выкатки социальной инфраструктуры мы успели много важных дел:


  • У нас появился полноценный сервер-сайд! Во-первых, это сервис гео-поиска. Он ищет адреса домов, улицы, города, метро и ЖК. И часто — находит. Во-вторых, навигационный движок для построения изохрон. Оба проекта на C++, быстрые и не прожорливые.
  • Упростили интерфейс и освежили дизайн.
  • Подготовили страницу “Данные и расчеты”, на которой описано, как устроены все слои на карте. Ведь смысл нашего проекта в максимальной воспроизводимости результатов и открытости расчетов.
  • Пофиксили тонну мелких багов. Спасибо всем, кто репортил!
  • По просьбам наших пользователей мы добавили на карту новые города. Помимо Москвы это Санкт-Петербург, Самара, Алматы, Архангельск, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Сочи, Краснодар… Ха, да мы только начали!
  • Теперь с нашей карты легко переключиться на карту OSM, спозиционированную в нужной точке. Это можно сделать по правой кнопке. Чрезвычайно удобно, если обнаруживаешь ошибку в данных и знаешь, как ее исправить.
  • Мы выложили исходный код и документацию на GitLab. Ждем новых баг-репортов и пул-реквестов!


Сочи и Краснодар с прошлой недели на карте! Море, солнце и слой “Рельеф”.


Жизнь ХоумХаба показывает, что даже силами маленькой команды энтузиастов можно планомерно развивать и улучшать проект. Кто-то занимается этим по выходным, кто-то — вечерами, кто-то — эпизодически подкидывает идеи… Но из этих небольших трудовложений выкристализовываются по-настоящему крупные фичи, и это впечатляет. В кооперации — сила!


Отдельное спасибо Irkest за чуткий выбор курса для развития проекта, Rostixman — за настоящую фронтендерскую магию, а engine9 — за спасение дизайна из моих бэкендерских лап.


Наши планы


У нас появились задумки, как запилить вменяемую транспортную доступность без исторических данных по пробкам. Рискнем их реализовать, но это будет непросто. Также обязательно искупим один застарелый грешок: каемся, слой “Экология” не настолько хорош, как хотелось бы. Мы доведем его до ума и по результатам выкатим пост.


И да, мы набираем добровольцев в нашу команду. Ресерч, оптимизация, изящные микросервисы, солидные монолиты. Новые фичи! Особенно будем рады питонистам. Пссст, у нас можно выкатываться в пятницу вечером.


Послесловие


Доступность социальной инфраструктуры формирует наше качество жизни. Речь об обеспечении потребностей в жизненно-важных услугах и товарах. В современных реалиях этот факт игнорируется. Научное градостроительство? Не, не слышали. Проработка социальной инфраструктуры на этапе планирования района? Спасибо, у комитета по архитектуре свои планы. Что до застройщиков, то им школы, поликлиники и прочая “социалка” априори не выгодна.


Вот и получается, что в школе 33 параллельных класса, пробиться на прием ко врачу могут только самые здоровые, а из эко-домов в булочную лучше ездить на такси.


Взяв за основу открытые данные, мы отразили на карте доступность инфраструктуры в нескольких крупных городах. Теперь любой желающий может составить собственное, не навязанное выгодоприобретателями мнение. Так в каких районах с инфраструктурой все отлично на самом деле, а в каких — только на словах застройщика?



В школах Китая до сих пор есть классы с сотней учеников. Но в Поднебесной работают над ошибками и активно развивают социальную инфраструктуру. А мы напротив идем к тому, чтобы побить китайский анти-рекорд.

Комментарии (73)


  1. cru5ader
    07.09.2021 09:45
    +3

    Раз уж Екатеринбург и Челябинск добавили, добавьте и Уфу пожалуйста :-)


    1. Serine Автор
      07.09.2021 09:47
      +3

      Не вопрос. В следующем батче городов будет и Уфа.


      1. avkor2021
        07.09.2021 14:02
        +1

        И про Омск не забывайте


        1. Serine Автор
          07.09.2021 14:06

          Обязательно.


      1. iKBAHT
        07.09.2021 15:13
        +1

        И Калининград ждет)


        1. Serine Автор
          07.09.2021 15:25

          Добавила в виш-лист)


          1. Javian
            07.09.2021 16:23
            +1

            Рейтинг городов с наибольшим спросом несколько лет постоянен - можно просто по ним пройтись. Непонятно как проект проигнорировал Казань. А также следует обратить внимание на Уфу, Новосибирск, Н.-Н. Для популяризации сервиса надо брать из рейтинга городов среди покупателей.


            1. Serine Автор
              07.09.2021 16:41

              Вы правы, что для максимального охвата нужно целенаправленно перебирать рейтинг городов. Но при выборе между гипотетическими будущими пользователями и теми, кто пишет нам здесь и сейчас, репортит баги и заказывает город, мы однозначно выбираем второй вариант)


              1. Javian
                07.09.2021 19:37

                А откуда взяться здесь и сейчас, если корректировать им нечего. Логичнее несколько первых городов из рейтинга опубликовать в статусе "в работе", чтобы появились активные пользователи по этим городам. Параллельно аккуратно, чтобы не выглядело как спам, упомянуть в комментариях на тематических ресурсах о переездах, новостройках.

                Например я иногда захожу почитать свежие комментарии к городам, которые я знаю на nesiditsa.ru. Там как в анекдоте
                Плывет теплоход из Израиля в СССР, навстречу ему аналогичный теплоход из СССР в Израиль. Пассажиры обоих теплоходов столпились у бортов и крутят пальцами и виска. Капитан удивленно спрашивает у штурмана:

                - Что это они все показывают?

                - Наверное, это их национальное приветствие.


    1. Denis_D
      08.09.2021 10:25
      +1

      И Томск, пожалуйста.


      1. Serine Автор
        08.09.2021 10:26

        Принято. Как добавим, дадим знать!


  1. Rostixman
    07.09.2021 09:49
    +3

    Ссылка на проект https://homehub.su


    1. dekeyro
      07.09.2021 12:57

      Скажите, а наполнение точками инфраструктуры кто выполняет?


      1. Serine Автор
        07.09.2021 13:15
        +2

        Точки инфраструктуры мы импортируем из ОСМ. Фильтруем их по тегам:

        shop: "convenience", "supermarket", "mall", "greengrocer"

        amenity: "pharmacy", "school", "kindergarten", "clinic"

        healthcare: "clinic"

        Также чтобы попасть на карту, у точки обязательно должно быть заполнено поле name (иначе мы насобираем совсем малозначимые объекты типа киосков с мороженым).


        1. iShrimp
          08.09.2021 18:45
          +1

          Как бы ещё учесть при этом тип объекта? Например, больницы бывают разные.

          С удивлением узнаю, что в Челябинске в районе Областной больницы хорошая инфраструктурная доступность благодаря тому, что

          рядом находятся четыре больницы.

          Одна из них - собственно Областная (которая принимает только больных из области и только по записи с м/ж), вторая - Областная детская (работает аналогично), третья - Онкодиспансер, а четвёртая - Областное патологоанатомическое бюро.

          При этом за медицинской помощью нужно ездить в ГКБ №1 (3 остановки на троллейбусе).


          1. Serine Автор
            08.09.2021 19:02

            Спасибо, это важное замечание. Нужно подумать, как это правильно учитывать. Такая же история и со школами и другими объектами: например, есть школы для иностранцев, есть - частные платные, для детей с особенностями развития и тд.


            1. iShrimp
              08.09.2021 20:53

              Ну тут либо нужна интеграция с популярными коммерческими сервисами (а во сколько это обойдётся?), либо набирать пользовательскую базу и агрегировать данные самостоятельно...


      1. Irkest
        07.09.2021 13:30
        +1

        Информация об инфраструктурных объектах берется из OSM. Данные в OSM вносят участники сообщества. Стать участником сообщества может любой человек.


        1. AcckiyGerman
          07.09.2021 16:22

          И если проект "взлетит" и станет важным фактором выбора жилья при покупке (для значимого количества людей), то у застройщиков появятся отделы по добавлению на ОСМ несуществующих школ, магазинов и поликлиник".


          1. zetroot
            11.09.2021 12:28

            Это довольно быстро вычистят энтузиасты.


    1. 3aBulon
      12.09.2021 15:06

      Почему не запоминает где я был, после перехода в меню и возврата на главную?


      1. Serine Автор
        12.09.2021 16:18

        А почему должен?

        Сохранение состояния при переходе на главную с других страниц - неявное, не очевидное поведение, и это не хорошо. Большинство современных и популярных сервисов с картами не хранит состояние.

        Другое дело, что у нас в ближайших планах определять геопозицию пользователя с точностью вплоть до города и вместо дефолт-сити позиционировать на этот город. Мы думаем, такое поведение будет удобнее всего.


  1. yoz
    07.09.2021 09:57
    +3

    Интересный проект. Довольно очевидные данные дает для разумных людей, но с наглядной картинкой.


  1. Javian
    07.09.2021 10:00
    +7

    какой уровень преподавания ожидается от раздавленных таким потоком учителей?

    Учителей давно раздавили. Пару лет назад узнал о существовании у Минобразования методичек по преподаванию для выпускников педвузов. Содержимое вызвало ассоциации с фильмом Идиократия.

    А что в городах с бюджетом поскромнее?

    Там нет таких объемов. Вообще поищите по заголовкам новостей с упоминанием "вице-премьер РФ Марат Хуснуллин" - речь только о строительстве квадратных метров любой ценой. Инфраструктура, поликлиника, школы - это не к нынешнему вице-премьеру.

    Шаговая доступность.

    Много лет назад запомнилось, что якобы в советском микрорайоне должна выдерживаться норма "не больше 15 минут пешком". Это расстояние до школы, садика, магазина, остановки общественного транспорта.


    1. drWhy
      07.09.2021 10:16
      +5

      У пожарных, кстати, тоже норматив 15 минут, дольше это уже как не очень скорая помощь. Да и подъехав к новостройке пожарная машина может упереться в забор или не достать лестницей и до середины высотки.
      Ещё новоявленным районам нужны сети — электрическая, вода и канализация, место под мусорный полигон.


      1. Serine Автор
        07.09.2021 10:23
        +4

        Еще в новых районах чаще всего серьезные проблемы с парковочными местами. Вокруг человейника все может быть настолько заставлено машинами, что скорая или пожарная машина не сможет подъехать.


        1. titsi
          10.09.2021 09:51

          настолько заставлено машинами, что скорая или пожарная машина не сможет подъехать.

          Экономия при проектировании генплана.((( Так как требуется сократить стоимость м2 жилплощади. Тут нужно балансировать, и хорошо будет либо этажность уменьшать, либо расширять генплан, но цены увеличаться((


      1. engine9
        07.09.2021 14:22
        +6

        Мусорные полигоны такая же ошибка как и эти человейники. Рациональная технология это РСО (раздельный сбор) и рецикл.


        1. drWhy
          07.09.2021 17:37
          +2

          Конечно, но похоже пока достаточного количества перерабатывающих заводов нет, как и заинтересованности в них бизнеса. ЕМНИП в Южной Корее весь мусор сдаётся исключительно рассортированным, в разных пакетах сразу с наклеенными марками об уплате переработки. У нас как-то заметно собирают для переработки пока только пластик, да и то масса нюансов.
          Кстати, на днях застал рабочих за переборкой пластика прямо у контейнера, поинтересовался — что кидать, что нет. Конкретно интересовали бутылки из под подсолнечного масла, был уверен что их не перерабатывают. Оказалось — вполне подходящее сырьё, в отличие от всех емкостей из-под бытовой химии, не подходят также все бутылки со швом на дне, только цельнодутые. Возможно, у другого переработчика требования другие.


          1. engine9
            07.09.2021 19:33
            +4

            Ничего не двигается по одной причине — коррупционной.


          1. NeraDail
            27.10.2021 15:53

            судя по описанию вы говорите просто про разный пластик: ПЭТ и HDPE


  1. Materializator
    07.09.2021 10:00
    +2

    Живу в Зеленограде (район Москвы, находящийся в 20 км от Москвы :), попрошу вас обратить на нас внимание и распиарю вас у нас.

    Есть 2 интересные особенности:
    1. Город разделён Октябрьской ЖД, к северу - исходная застройка по модели "Сперва думаем, потом пускаем бульдозеры, лес срезаем по минимуму", южная часть - (Новый город) - многоэтажки на пустырях и посадки деревьев. Мне комфортно в Старом. Может быть, ваша метрика подтвердит мои ощущения.

    2. Вокруг города - леса, медведи и Московская область. Но застройщики строят на областных землях, не забывая в названиях и рекламе продавать "Зеленоград". Если на вашей карте населённые пункты будут ограничены границами, то эти человейники не будут учтены, а там всё плохо.

    Пожелания:
    "Мощность", положительную у школ-садов-поликлиник, и отрицательную, у жилья, будете учитывать? И рабочие места.


    1. yoz
      07.09.2021 10:05

      Мощность таких заведений сложно оценивать. В ручном режиме только. Есть старые школы, еще в дореволюционных зданиях, там одно количество учеников. Есть новые мега-школы, огромные ангары с окнами.


      1. dekeyro
        07.09.2021 12:59
        +1

        есть же проектная мощность указываемая в характеристиках школы.


        1. Serine Автор
          07.09.2021 13:18
          +1

          Может подскажете, откуда ее можно подгрузить? В ОСМ я подобных тегов не помню.


          1. JediPhilosopher
            08.09.2021 11:42
            +1

            А ниоткуда. Во всяком случае в автоматизированном режиме.

            Некоторые типовые школы строятся по типовым же проектам Минстроя, которые можно взять у них на сайте. Например https://minstroyrf.gov.ru/docs/10953/ Там указана проектная мощность. Но это пдфочки которые надо вручную разбирать.

            Можно как-то через связи вытаскивать такие данные из местных ведомств, занимающихся застройкой. Например, нам в Санкт-Петербурге городской Комитет по градостроительству и архитектуре такие данные дал. Вместе с фактической наполненностью. Можно поглядеть это на https://schools.yourmaps.io - мы там что-то в таком же духе сделали, поиск ближайшей школы со свободными местами на основе официальных данных.

            (Кстати попиарю на https://yourmaps.io, может авторам пригодится - визуальный редактор запросов к API OSM, чтобы быстро делать эксперименты типа "а сколько у нас объектов с таким-то тегом в такой-то области". Писал про него на Хабре https://habr.com/ru/post/502714/)

            Можно на сайтах школ смотреть.

            Вообще в OSM есть такие теги, но их никто не ставит, разумеется.

            Но тут сразу всплывает другая проблема - демография района и плотность населения. Считать по площади полигонов домов вокруг - тыкать пальцем в небо, в зависимости от типологии застройки она будет сильно варьироваться. Плюс в разных районах по факту разное количество детей может быть при одинаковом населении. Так что вы не сможете сделать вывод о том, достаточно ли мест в школе, или там надо пять лет в очереди стоять.

            Нам для того же schools.yourmaps.io КГА дали еще и население по домам по данным какой-то переписи. Но там тоже вопросы к полноте и точности данных, да и устарели они уже.

            В общем по открытым данным мне кажется это все нереально рассчитать с приемлемой точностью.


    1. Serine Автор
      07.09.2021 10:12

      На данный момент мы уже так или иначе оцениваем "мощность" (вес) инфраструктурных объектов (Ашан круче, чем ларек у остановки и тд). Но чтобы выводить отрицательную мощность жилья, нужно иметь довольно точное представление о том, сколько народу в нем живет (плотность населения). А по имеющимся данным в ОСМе это проблематично. Вот если найдем достоверный источник для населенности, это будет очень круто! Сразу сможем и вводить, как вы сказали, отрицательную мощность, и много чего другого полезного.


      1. mikelavr
        07.09.2021 10:58
        +1

        Плотность населения дома можно оценить по количеству окон в доме. Соответственно, (периметр/шаг окон)*количество этажей. Шаг можно принять за 3.5 метра, ниже план проекта П-44.


        1. Serine Автор
          07.09.2021 11:13

          Нам нужно делать это в автоматическом режиме. Качество маппинга этажей в ОСМ в зависимости от города и района сильно варьируется. С подъездами все еще хуже. А информацию про шаг окна совсем непонятно, откуда выводить. Ходить по городу и вносить руками по понятным причинам не осуществимо)


          1. Serine Автор
            07.09.2021 13:03
            +2

            Хм. Можно единожды вычислить это значение для каждой серии дома. Но не у каждого дома есть серия, а в ОСМ с сериями домов совсем не густо даже в городах-миллионниках.


      1. Apxuej
        07.09.2021 11:31
        +2

        Не знаю насколько достоверный, но на сайте "Реформа ЖКХ" смотрел данные по количеству жителей домов - можно посмотреть по любому дому в отдельности. Оттуда же можно выгрузить более подробную информацию по количеству квартир и общей площади жилых помещений в каждом доме, что уже можно использовать для приблизительной оценки количества проживающих в доме. К сожалению, в выгрузках по отдельным регионам нет информации конкретно по количеству жителей, но думаю можно попробовать связаться с людьми, которые работают с базами данных этого портала, чтобы получить нужную информацию. И мне почему-то кажется, что Вы уже пробовали это делать, расскажите почему не получилось? Или может по какой-то другой причине их базы не подходят?


        1. Serine Автор
          07.09.2021 13:09

          Спасибо большое за наводку! Этот ресурс мы не смотрели. Обязательно поизучаем. Для нас главное, чтобы у данных были: подходящая лицензия, хорошее покрытие и достоверность.


      1. kreo_OL
        07.09.2021 22:50
        +2

        Я всего-лишь мимо крокодил, но в целом есть гисовые системы с как минимум количеством жильцов + план микро-микро-района (я не опечатался. В Краснодаре например внутри микрорайона есть еще микрорайончики). Там же кстати можно было за должности по жкх глянуть))

        Но! Не могу сказать что это все открыто и бесплатно. Возможно да, а возможно нет. Мне как клиенту ук доступна вся эта информация по всем жк и райончикам которые обсулживает это ук.

        Постараюсь не забыть и предоставить более подробную инфу, как буду у пк)


        1. Serine Автор
          08.09.2021 09:45

          Было бы очень здорово)


        1. JediPhilosopher
          08.09.2021 11:45

          Проблема в том, что у каждого региона ГИСы свои, как и перечень данных, который в них доступен.

          Так-то вручную для отдельно взятого города эту информацию можно откуда-нибудь надергать Но это куча ручной работы. А вот сделать универсальное решение, работающее хотя бы в рамках РФ, так не выйдет - слишком много уже ручной работы, потребуется нехилая команда чисто для сбора и актуализации этой информации.


  1. Tyusha
    07.09.2021 15:43
    +3

    Там не 33, а всего 28 классов. Не использовали буквы: Ё, Й, Щ, Ь, Ъ. Ну а дальше можно как в экселе AA, AБ.


    1. Serine Автор
      07.09.2021 16:01
      +1

      Там - это смотря где. Есть и 28, и 33... В краснодарской школе №71 - 33 параллельных класса. Какие-то буквы они действительно не используют, но вопрос уникальности айдишников остался за кадром. Может пошли по экселевскому пути)


    1. titsi
      10.09.2021 09:59
      +1

      Не использовали буквы: Ё, Й, Щ, Ь, Ъ

      Ы? Я так понимаю тоже.


  1. svart
    07.09.2021 17:12
    +2

    Вы не могли бы расширить область вокруг Санкт-Петербурга километров на 25? Так захватите массу городов спутников, жители которых зачастую работают именно в СПб


    1. Serine Автор
      07.09.2021 21:26
      +1

      Расширим!


      1. NeraDail
        27.10.2021 16:02

        и еще в разделе экология/качество воздуха вокруг Кронштадта с востока и с запада вода, но с запада есть данные, а с востока нет. надо либо вообще с воды убрать эти полигоны, либо где-то доискивать данные, потому что сейчас это выглядит как очевидная ошибка


  1. f000
    07.09.2021 21:05
    +1

    Отличный ресурс! Прошу включить в планы Ростов-на-Дону.


    1. Serine Автор
      07.09.2021 21:24
      +1

      Принято)


  1. vasyaa747
    07.09.2021 21:24
    +8

    Всё ИМХО

    При покупке жилья главный приоритет - цена квадрата. Вот как шоры на глазах у лошади. Спрашиваю: чем вы обосновывали своё решение о покупке именно здесь? В ответ типичное - "Зато своё и недогорого". "Вот вложусь, а потом ка-а-ак продам и наварюсь". "Зато не родителями". Самый разумный, ПМСМ, "На две-три тысячи ипотека меньше". Остальное "включается" значительно позже. Понимание того, как жить в таком человейнике. Понимание, как добираться. Где и как будет стоять твоя машина. Где и куда можно пойти вечером. Немногие, поняв достаточно рано, успевают исправить положение без ущерба для кармана. А остальные.... Тяжко жить в постоянной готовности к войне.

    Это как грабли, не поймёшь как больно пока не наступишь. Дополнение. Грабли сломанные пополам бьют вдвойне больнее.


  1. AmberSP
    07.09.2021 23:30
    +7

    Посмотрел я на свой район, багровый по инфраструктуре на вашей карте, удивился. Не, школа с садиком реально переполнены, но остальное сильно лучше, чем в "зелёных" районах. проверил карту - ну да, OSM там сильно отстаёт от реальности, надо будет упороться и поправить.

    А пока пришла в голову простая эвристика - если в районе на карте нет алкомаркета - карта не актуальна :)


  1. sshmakov
    08.09.2021 09:51
    +2

    Не хватает карты с общим коэффициентом "удобства" жилья. Или "экологичности". Или обоих)

    Потому что каждую карту разглядывать интересно, но для выбора надо скакать между ними, и все равно есть ощущение, что чего-то не заметил.

    А так очень круто!


    1. Serine Автор
      08.09.2021 10:24

      Спасибо за положительный отзыв!)

      Мы думали над тем, чтобы сделать некий обобщенный слой в духе "где жить хорошо") Который бы сочетал с разными коэффициентами значения со слоев "экология", "плотность застройки", "застройка", "шаговая доступность" и так далее.

      Но есть некоторое препятствие. Не скажу, что это блокер, просто нужно сесть и подумать, как сделать правильно.

      Большинство людей все-таки не интересуется всеми параметрами сразу (и в одинаковой степени). Кому-то пофиг на плотность застройки. Кому-то - на экологию. Получается, нужно либо давать пользователю выбор, по каким слоям строить обобщение (а это значительно усложнение интерфейса), либо такой общий слой не будет востребован.


      1. LPDem
        08.09.2021 11:14

        Обязательно нужен слой с итоговой оценкой. И он должен быть активным по умолчанию. Сейчас при входе на сайт показывается просто карта, не сразу понятно, что надо слева слои включать. Ещё было бы здорово иметь слой с примерной ценой квадратного метра в этом районе.


      1. sshmakov
        08.09.2021 13:15

        либо такой общий слой не будет востребован.

        Сделать так, как вам больше нравится, и тогда узнаете, востребован он или нет.


  1. DDroll
    08.09.2021 10:15
    +1

    Я бы добавил возможность зарегистрированным пользователям добавлять объекты инфраструктуры на карту (с модерацией, разумеется). Посмотрел сейчас поселок в Подмосковье, где у жены родители живут. Городок маленький, население около 3 тыс. человек, при этом есть и школа, и садик, и поликлиника; но на карте дома бордовые.


    1. Serine Автор
      08.09.2021 10:37
      +2

      О, мы тоже об этом думали. Это очень прикольная социальная фича: у пользователя личный кабинет, он может улучшать карту и сразу видеть свои правки, а в ОСМ и на нашу новую версию тайлов они попадут после модерации.

      Проблема в премодерации. Если сделать модерацию постфактум, это не помешает любому желающему забить карту мусорными объектами. Скорее всего, первыми на карте появятся POI с name="девочки тут. дешево. тел: +7 916...". Поэтому нужна именно премодерация. А мы маленькая команда из нескольких разработчиков, которые с трудом выкраивают время на разработку базового функционала. Куда уж сидеть премодерировать... А при удачном раскладе (фича стала популярной) поток POI на премодерацию станет таким, что мы с ним самостоятельно не справимся.

      Кроме того, личный кабинет и логика добавления правок пользователя в ОСМ - отдельная большая разработка, затрагивающая и фронтенд, и бэкенд.

      А пока что с нашей карты можно по правой кнопке вызвать меню и в нем нажать "Открыть на карте OpenStreetMap". И исправить ошибку в ОСМе.


      1. Soarerru
        08.09.2021 12:41
        +1

        Для модерации создавайте коммьюнити, по типу как в Wikipedia.


        1. JediPhilosopher
          09.09.2021 00:22
          +3

          И как его создать?

          У людей, никогда не пробовавших, обычно какие-то искаженные представления о народном участии. Типа достаточно сделать проект опенсурсным и сразу набегут контрибьюторы, на кнопку доната сразу набегут донатеры, а на инструмент для моддинга - коммьюнити модеров. Хотя по факту создать устойчивое коммьюнити, от которого пользы будет больше чем затрат времени на его организацию, для малоизвестного проекта это очень нетривиальная задача.


          1. Serine Автор
            09.09.2021 10:43
            +1

            Да, к сожалению это так не работает. Причем трудозатраты на инструменты для функционирования коммьюнити могут быть огромными. Уже не говоря непосредственно про работу с коммьюнити - она тоже отнимает время.


        1. sshmakov
          10.09.2021 09:37

          Есть же коммьюнити OSM


          1. JediPhilosopher
            13.09.2021 12:51

            Коммьюнити OSM довольно болезненно относится к приложениям, через которые люди начинают добавлять кучу неадекватных объектов на карту. Например, помню, в свое время обсирали maps.me за кучу добавленных пользователями точек типа "здеся мы жарили шашлыки с васяном", которые видимо не понимали разницы между добавлением в личные точки и добавлением на общую карту.

            Если сильно разозлить коммьюнити то можно и бан на осм серверах получить.


  1. Soarerru
    08.09.2021 12:39
    +2

    Ну, у ЗИЛАРТа не 20 минут до поликлиники, в районе ул. Трофимова там есть поликлиники, и взрослая и детская. Вопрос - готовы ли они принять такой район.

    А ещё сейчас модно делать "апартаменты". Нет прописки, нет школ, садиков и поликлиник. Апартаменты же, сразу было сказано!


  1. prs123
    10.09.2021 16:51
    -2

    Среди перечисленных категорий нет одной безумно наболевшей. Парковок! В обсуждении под предыдущим постом многие из вас предлагали идеи об оценке парковочной доступности. Мы избороздили интернет в поисках источника данных о парковках. Ничего с адекватной полнотой и точностью не откопали. В OSM замаплены преимущественно наземные парковки, и те слабовато. На отдельных ресурсах есть данные по новостройкам, но ведь и этого мало. В общем, вопрос с парковками острый и пока открытый.

    В интернете все-таки есть довольно точные данные о парковках - это Яндекс.Карты и 2Гис. Правда, это не открытые источники. Не пробовали с ними это обсудить?


    1. Serine Автор
      12.09.2021 10:55
      +2

      Яндекс и 2Гис - это коммерческие организации, предоставляющие свои API за деньги. Пайплайн варки данных ХоумХаба работает регулярно, и обращений к API было бы много. Соответственно ценник был бы высоким. Нам это не подходит.

      Даже если бы мы каким-то чудом влезли в ограничения по бесплатному использованию того же яндекса (хотя даже на старте ХоумХаба с покрытием только одного города это уже было нереально), такая модель была бы крайне недальновидной. Яндекс в очередной раз меняет условия использования, и часть функционала ХоумХаба отваливается. Спасибо, но нет. Мы предпочитаем не быть завязанными на какие-либо сторонние сервисы.

      Кроме того, что в яндексе, что в 2гисе есть данные об открытых парковках либо парковках в таких объектах как ТЦ, БЦ и тд. С подземными парковками в обычных жилых домах там негусто.


  1. aakhlopov
    22.09.2021 10:15

    Транспортная доступность для общественного транспорта начинается с пешей доступности остановок. Думаю, такой слой можно попробовать рассчитать с помощью ваших наработок с минимумом усилий.


    1. Serine Автор
      22.09.2021 10:20
      +1

      Все-таки мы бы хотели уже на запуске слоя "транспортная доступность" иметь бОльшее наполнение, чем просто пешая доступность остановок. На какой-то остановке на проселочной дороге останавливается единственный маршрут 2 раза в день, какая-то остановка в центре города, и на ней останавливаются десятки маршрутов, автобусы подъезжают каждые 3-5 минут.

      Просто нужно потратить время на то, чтобы для каждого города подключить и провалидировать источник данных о расписаниях и маршрутах, и регулярно из него подтягивать обновления.


  1. Eleferen
    24.09.2021 17:16

    Вологду добавьте, пожалуйста


    1. Serine Автор
      24.09.2021 17:16

      Добавим!