Всем привет! Меня зовут Анастасия Шарикова, я Technical Lead в Bookmate и веду телеграм канал Yet another QA.
Реклама очередных курсов по тестированию и не только сейчас слышна из каждого утюга – но что делать, когда ты уже не новичок? Сегодня я хочу поднять такие вопросы:
Как работать со своей базой навыков и знаний, как ее улучшать и актуализировать.
Какое обучение экономически целесообразно и что будет пустой тратой времени и денег.
Как понять, что действительно стоит в себе прокачивать, а что можно отложить на будущее.
Что делать, чтобы не скатиться в самобичевание, достигаторство и синдром самозванца и не выгореть.
Конечно, тема сложная, но мы попробуем в ней разобраться.
Целеполагание развития
Для начала хотелось бы раскрыть такой важный аспект, как целеполагание.
Целеполагание – это осознанный или неосознанный процесс выбора и постановки целей, определяющий жизненную и деловую стратегию развития.
При этом хочу обратить внимание, что цели могут быть как осознанные, так и неосознанные – например, навязанные обществом, работодателем или даже корнями из детства. А вот осознанное целеполагание – это продуманный выбор целей, определённых внутренними мотивами, существующей ситуацией и ориентированных на достижение желаемых результатов. В чем его особенность? В том, что при осознанном подходе вы можете выделить потребности и мотивы к вашему развитию в целом и конкретному обучению, если оно требуется.
К чему я это веду? Очень часто опытные специалисты рвутся что-то учить и прокачивать, не подумав, а надо ли им вообще обучаться? Это может привести к такому результату:
Банальное выгорание по дороге
Быстрая потеря приобретенных навыков из-за того, что их некуда применить даже в перспективе
Несоответствие карьерных целей прокачиваемым навыкам
Непонимание, почему же так скучно и так не нравится та или иная учеба.
Что делать?
Старайтесь действовать последовательно:
0. Подумайте, есть ли у вас вообще ресурсы на развитие? И моральные, и временные. Если вы работаете на трех работах и спите три часа, то вряд ли классная идея нагрузить себя еще.
Оцените то, что вы уже умеете. Тут каждому подойдет свой метод, вариантов множество, от карты компетенций до списков soft и hard-skills. По возможности привлеките стороннюю оценку, например от внешнего ментора или от сотрудника вашей компании.
Подумайте о том, чего хотите достичь, к какой цели вы стремитесь, что вас тревожит. Приведу несколько примеров:
Хочу больше денег на этой работе,
Хочу повышения в должности на этой работе,
Хочу релокейт в крутую компанию,
Не могу больше видеть свою компанию, хочу уйти в компанию мечты или сменить сферу,
Чувствую себя не таким, как окружение, а вокруг все умные, хочу тоже быть умным как все,
Мне тревожно, и я не знаю что делать,
Все учатся, а я нет, мне тоже надо,
На работе отправили учиться,
Мой бывший говорил, что я не смогу научиться программировать, а я хочу смочь,
Хочу быть t-shape специалистом,
Хочу развить soft-skills.
Причины могут быть очень разными, и пути решения их тоже могут быть разными.
3. Продумайте то, как вы собираетесь решать поставленную задачу, какие сроки себе даете и какой результат ожидаете, сколько времени вы сможете выделять на это. Особенно важно продумать все так, чтобы не было противоречий. Опять же, пара примеров:
Если вам нравится изучать python, но в работе он не нужен ну никак вообще, даже если пофантазировать, вряд ли это приведет вас к повышению зарплаты.
Если вы хотите прокачать автотесты и вам на это надо три часа в день, а ваша позиция не подразумевает потенциального развития в этом направлении, вероятность того, что вы сможете этим заниматься в рабочее время, крайне мала.
Но стоит рассматривать и позитивные сценарии, например, если вы метите в лида, и скоро вас планируют повысить, то тут скорее всего как раз получится интегрировать обучение в рабочие процессы.
4. Оцените, какие возможности для развития и обучения будут оптимальны именно для вас.
Варианты для развития требуемых навыков
IT рынок сейчас предоставляет множество вариантов для развития, которые могут соответствовать разным параметрам:
Внутреннее и внешнее обучение
Групповое и частное
Самообучение и изучение нового с преподавателем
Бесплатное и платное
Краткосрочное и долгосрочное
И так далее.
На что стоит обращать внимание при выборе вашего варианта? Если мы говорим о курсах, то рекомендую внимательно изучить актуальность курса и программы, ознакомиться с теми, кто будет преподавать и, главное, как. Если речь про менторинг или коучинг, то стоит обратить внимание не только на бекграунд специалиста, но и на его опыт и то, насколько вы доверяете этому человеку. При самообучении, особенно долгосрочном, я крайне рекомендую заранее спланировать то, как вы будете действовать. И еще важный момент – если речь идет про обучение в рамках работы, то стоит заранее обговорить с руководителем/работодателем формат. К сожалению, я не раз видела не самые приятные случаи, когда руководство считало, что сотрудник обязан изучать нужные для работы материалы строго в нерабочее время.
Конечно, тема выбора оптимального курса и способа развития стоит отдельной статьи, причем с бОльшим количеством источников, но на мой взгляд важно и обозначить актуальность проблемы
А как не выгореть?
Думаю, каждый сталкивался с тезисом, что сфера IT требует постоянной учебы. Звучит логично, но многие упускают важный момент – учеба это не всегда условные курсы или очередной учебник по программированию. Это и решение новых рабочих вопросов, и сложные рабочие задачи, и изменение направления работы при ее смене, и улучшение ваших коммуникационных навыков за счет работы, и нетворкинг – многое так или иначе помогает нам меняться, и в идеале – в лучшую сторону.
Напоследок – пара вопросов, которые стоит себе задать на основе личного опыта и опыта коллег:
Вы действительно собираетесь учиться тому, чему хотите или это просто мода?
Вы правда такой плохой специалист, как думаете, или это вам сказали, чтобы не повышать зп и оставить вас на месте?
Вы правда уверены, что тот источник, которому вы доверяете, стоит того?
Действительно ли у вас есть время и силы на совершенствование?
Не говорит ли в вас тревожность или внутренний токсичный голос?
Материал подготовлен Анастасией в рамках курса «QA Lead».
Всех желающих приглашаем на demo-занятие «Организация тестирования при различных методологиях разработки». На занятии рассмотрим особенности организации тестирования при методологиях разработки и их правильное применение:
1. Behaviour Driven Development (BDD)
2. Acceptance Test Driven Development (ATDD)
3. Test Driven Development (TDD)
>> РЕГИСТРАЦИЯ