Всем привет! Меня зовут Анастасия Шарикова, я Technical Lead в Bookmate и веду телеграм канал Yet another QA

Реклама очередных курсов по тестированию и не только сейчас слышна из каждого утюга – но что делать, когда ты уже не новичок? Сегодня я хочу поднять такие вопросы:

  • Как работать со своей базой навыков и знаний, как ее улучшать и актуализировать.

  • Какое обучение экономически целесообразно и что будет пустой тратой времени и денег.

  • Как понять, что действительно стоит в себе прокачивать, а что можно отложить на будущее.

  • Что делать, чтобы не скатиться в самобичевание, достигаторство и синдром самозванца и не выгореть.

Конечно, тема сложная, но мы попробуем в ней разобраться.

Целеполагание развития

Для начала хотелось бы раскрыть такой важный  аспект, как целеполагание. 

Целеполагание – это осознанный или неосознанный процесс выбора и постановки целей, определяющий жизненную и деловую стратегию развития.

При этом хочу обратить внимание, что цели могут быть как осознанные, так и неосознанные – например, навязанные обществом, работодателем или даже корнями из детства. А вот осознанное целеполагание – это продуманный выбор целей, определённых внутренними мотивами, существующей ситуацией и ориентированных на достижение желаемых результатов. В чем его особенность? В том, что при осознанном подходе вы можете выделить потребности и мотивы к вашему развитию в целом и конкретному обучению, если оно требуется.

К чему я это веду? Очень часто опытные специалисты рвутся что-то учить и прокачивать, не подумав, а надо ли им вообще обучаться? Это может привести к такому результату:

  • Банальное выгорание по дороге

  • Быстрая потеря приобретенных навыков из-за того, что их некуда применить даже в перспективе

  • Несоответствие карьерных целей прокачиваемым навыкам

  • Непонимание, почему же так скучно и так не нравится та или иная учеба.

Что делать?

Старайтесь действовать последовательно:

0. Подумайте, есть ли у вас вообще ресурсы на развитие? И моральные, и временные. Если вы работаете на трех работах и спите три часа, то вряд ли классная идея нагрузить себя еще.

  1. Оцените то, что вы уже умеете. Тут каждому подойдет свой метод, вариантов множество, от карты компетенций до списков soft и hard-skills. По возможности привлеките стороннюю оценку, например от внешнего ментора или от сотрудника вашей компании.

  2. Подумайте о том, чего хотите достичь, к какой цели вы стремитесь, что вас тревожит. Приведу несколько примеров:

  • Хочу больше денег на этой работе,

  • Хочу повышения в должности на этой работе,

  • Хочу релокейт в крутую компанию,

  • Не могу больше видеть свою компанию, хочу уйти в компанию мечты или сменить сферу,

  • Чувствую себя не таким, как окружение, а вокруг все умные, хочу тоже быть умным как все,

  • Мне тревожно, и я не знаю что делать,

  • Все учатся, а я нет, мне тоже надо,

  • На работе отправили учиться,

  • Мой бывший говорил, что я не смогу научиться программировать, а я хочу смочь,

  • Хочу быть t-shape специалистом, 

  • Хочу развить soft-skills.

Причины могут быть очень разными, и пути решения их тоже могут быть разными.

3. Продумайте то, как вы собираетесь решать поставленную задачу, какие сроки себе даете и какой результат ожидаете, сколько времени вы сможете выделять на это. Особенно важно продумать все так, чтобы не было противоречий. Опять же, пара примеров:

  • Если вам нравится изучать python, но в работе он не нужен ну никак вообще, даже если пофантазировать, вряд ли это приведет вас к повышению зарплаты. 

  • Если вы хотите прокачать автотесты и вам на это надо три часа в день, а ваша позиция не подразумевает потенциального развития в этом направлении, вероятность того, что вы сможете этим заниматься в рабочее время, крайне мала.

Но стоит рассматривать и позитивные сценарии, например, если вы метите в лида, и скоро вас планируют повысить, то тут скорее всего как раз получится интегрировать обучение в рабочие процессы.

4. Оцените, какие возможности для развития и обучения будут оптимальны именно для вас.

Варианты для развития требуемых навыков

IT рынок сейчас предоставляет множество вариантов для развития, которые могут соответствовать разным параметрам:

  • Внутреннее и внешнее обучение

  • Групповое и частное

  • Самообучение и изучение нового с преподавателем

  • Бесплатное и платное

  • Краткосрочное и долгосрочное

И так далее.

На что стоит обращать внимание при выборе вашего варианта? Если мы говорим о курсах, то рекомендую внимательно изучить актуальность курса и программы, ознакомиться с теми, кто будет преподавать и, главное, как. Если речь про менторинг или коучинг, то стоит обратить внимание не только на бекграунд специалиста, но и на его опыт и то, насколько вы доверяете этому человеку. При самообучении, особенно долгосрочном, я крайне рекомендую заранее спланировать то, как вы будете действовать. И еще важный момент – если речь идет про обучение в рамках работы, то стоит заранее обговорить с руководителем/работодателем формат. К сожалению, я не раз видела не самые приятные случаи, когда руководство считало, что сотрудник обязан изучать нужные для работы материалы строго в нерабочее время. 

Конечно, тема выбора оптимального курса и способа развития стоит отдельной статьи, причем с бОльшим количеством источников, но на мой взгляд важно и обозначить актуальность проблемы

А как не выгореть?

Думаю, каждый сталкивался с тезисом, что сфера IT требует постоянной учебы. Звучит логично, но многие упускают важный момент – учеба это не всегда условные курсы или очередной учебник по программированию. Это и решение новых рабочих вопросов, и сложные рабочие задачи, и изменение направления работы при ее смене, и улучшение ваших коммуникационных навыков за счет работы, и нетворкинг – многое так или иначе помогает нам меняться, и в идеале – в лучшую сторону.

Напоследок  – пара вопросов, которые стоит себе задать на основе личного опыта и опыта коллег:

  • Вы действительно собираетесь учиться тому, чему хотите или это просто мода?

  • Вы правда такой плохой специалист, как думаете, или это вам сказали, чтобы не повышать зп и оставить вас на месте?

  • Вы правда уверены, что тот источник, которому вы доверяете, стоит того?

  • Действительно ли у вас есть время и силы на совершенствование?

  • Не говорит ли в вас тревожность или внутренний токсичный голос?


Материал подготовлен Анастасией в рамках курса «QA Lead».

Всех желающих приглашаем на demo-занятие «Организация тестирования при различных методологиях разработки». На занятии рассмотрим особенности организации тестирования при методологиях разработки и их правильное применение:
1. Behaviour Driven Development (BDD)
2. Acceptance Test Driven Development (ATDD)
3. Test Driven Development (TDD)
>> РЕГИСТРАЦИЯ

Комментарии (0)