«Привет! Меня зовут Маша, я стажер отдела коммуникаций» - уже месяц я начинаю свое рабочее утро с этой фразы и еще множество раз за день успеваю ее повторить. В офисе Техцентра я на задании: мне нужно охватить как можно больше сотрудников, чтобы взять у них интервью для статьи. Статья – не просто так: в этом году Техцентру исполняется 20 лет. 

За первые несколько дней хождения к сотрудникам я, кажется, получаю новое прозвище – «свежий взгляд». Все спрашивают мое мнение об устройстве компании, ожидая чего-то революционного в ответ. Я же скорее вижу революционное вокруг. 

Что, например, может объединять писателя, психолога, спортсмена-марафонца и вузовского преподавателя? Фраза звучит как начало анекдота. На деле же ответ вполне серьезный: их, как и многих других, уже 20 лет (ну хорошо, кто-то пришел позже) объединяет Техцентр. 

Кажется, за 20 лет Техцентр, как компания, выработал один железный принцип: никаких ограничивающих принципов в отношении сотрудников. Пресловутый термин diversity обретает здесь вполне себе глубокий смысл. Он не про желание казаться разными, а про принятие и уважение выбора каждого. 

Сотрудники Техцентра уходят в другие компании, улетают в другие страны, учатся новым профессиям, занимаются бесконечно разными видами спорта, но всегда приходят, добегают и прилетают обратно. Я собрала истории коллег, которые пробуют себя в разном, но в итоге все равно каждый новый рабочий день выбирают Техцентр.  

Сергей Бушов

Пишет книги, играл в театре

Разница языка, на котором здесь общаешься и на котором пишешь, конечно, колоссальная. Я как-то даже пробовал записывать местные разговоры, чтобы потом в своих текстах этим воспользоваться, как бы посмотреть на это со стороны. Это какой-то очень странный язык. 

В одну из своих книг я даже включил кусочек про IT- контору. Я не делал акцент на языке, но столкнулся с другой проблемой. Я описал разные технические вещи, а потом эта книжка попала к корректору, и она стала ее так править, что технические люди просто бы ничего не поняли. В итоге мне пришлось настоять, чтобы в некоторых местах оставили первоначальные варианты формулировок. Все-таки существует какой-то элемент недопонимания между айтишниками и людьми, которые работают с русским языком. 

К какому из этих двух лагерей принадлежу я? Сложно сказать. Но пишу я очень давно и печатаюсь уже со школы.  Когда я поступал на Мехмат, у меня вообще были серьезные сомнения насчет того, стоит ли мне туда идти. А  в итоге все пошло как-то по накатанной. С Техцентром получилось случайно, и я вот я уже 15 лет здесь работаю. 

В обычном режиме я пишу по чуть-чуть утром, иногда бывает несколько строчек. Когда у меня начинает «переть», я могу вообще специально один улететь в отпуск, чтобы там закончить все «хвосты». Могу писать в электричках, во время работы тоже какие-то идеи и строчки записываю. Бывает, что стихи приходят. Оно как-то постоянно варится в сознании. 

У меня были тяжелые периоды, когда я вообще ничего не делал творческого. Но когда есть силы, я всегда пишу. Я уже опубликовал 7 книжек и вот сейчас пишу еще две параллельно. Раньше доходило до того, что я вел список со всеми идеями, однако после того, как их там набралось больше 200, я его бросил. 

А так вообще я много чего в жизни пробовал. Например, у меня был период, когда я пытался уйти из Техцентра. Меня уговорили остаться, но я взял отпуск за свой счет на два месяца. В этот момент в моей жизни появилась театральная школа, где я около трех лет потом играл. Мне очень нравилось, я даже жалею, что бросил. Но на самом деле это невозможно совмещать с работой, самое главное, там режиссер был вечно недоволен, что я не могу вовремя приходить, и в итоге я выбрал Техцентр. 

С одной стороны, работа дает возможность как-то подпитывать хобби, а с другой - IT  - тоже достаточно интересная среда, в каком-то смысле айтишники - новая интеллигенция. Здесь собрались люди, которые могут интересоваться чем-то интеллектуальным даже не в своей узкой области. 

Я чувствую, что мое окружение скорее здесь, а не там. Когда, например, я пытался играть в театре, люди оттуда казались мне странными. Несмотря на то, что у каждого своя странность, техцентровские мне как-то ближе. Может, я к ним больше привык. Мышление творческих людей очень своеобразно, а айтишники, я бы сказал, в это плане более практичны. Кроме того, в Техцентре есть свои сюжеты, всегда есть, за чем наблюдать.  

Василий Боков

Бегает на ультрамарафонские дистанции

В Техцентре я работаю с 2008 года, а с 2009 – бегаю марафоны. 

Идея бежать марафон возникла совершенно случайно. В последние дни августа 2009 я принял участие в простеньком горном походе по Кавказу. Там познакомился с человеком, который, как оказалось, регулярно совершает забеги. Он сообщил мне, что собирается сразу по по возвращении из похода бежать Московский марафон (в те времена Московский Международный Марафон Мира).

Я тут же загорелся идеей и тоже решил присоединиться. Недостаток ума в итоге был компенсирован настойчивостью. Несмотря на то, что я никогда ранее не бегал (разве что в школе) и никогда не занимался циклическими видами спорта, в том марафоне я все же финишировал: преодолел дистанцию за знаковые 256 минут (4 часа 16 минут). Уж, не знаю, что на меня повлияло: атмосфера на соревновании или просто меня задело то, что марафон дался так тяжело, но после забега я начал тренироваться. Тренировался по 2/4 часа в день и бегал на различные дистанции сначала в России, а потом по всему миру.

Через несколько лет я обновил свой личник на марафонской дистанции до 2:48 и собрал полную коллекцию медалей основных марафонов планеты (World Marathon Majors). Позже я переключился на ультрадлинные дистанции. К примеру, я трижды преодолевал дистанцию забега Тур Гигантов - 350км, с 30км суммарного набора высоты.

Для меня любой крупный старт – это полноценная отдельная жизнь длиною около года. Сначала ты ставишь себе большую цель и дальше строишь свою жизнь вокруг этого события: «вымечтовываешь» его, тренируешься, оптимизируешь время, чтобы все успеть. Потом, когда уже едешь на забег, это всегда потрясающе красивые места и новые люди вокруг, со многими мы до сих пор общаемся. 

Мария Липатова

Совмещает материнство с ролью домен-лида

Наверное, все-таки есть какой-то набор мифов про женщин в IT. Где-то женщинам меньше платят, потому что они как будто бы приносят меньше пользы. Плюс существует такая тема, что если у женщины дети, то она обязательно будет на них отвлекаться, а если она одна, то тогда будет отвлекаться на свою личную жизнь. Не знаю, у меня совершенно другой опыт. Сейчас расскажу. 

С особыми стереотипами в семье или на работе я не сталкивалась. Сама вообще в университет хотела поступать на лингвистику, думала, что языки мне вроде хорошо даются. Но родители у меня инженеры, и они настояли на IT. Получается, что сейчас я работаю абсолютно по специальности «системный анализ и управление» - занимаюсь анализом и управлением. 

На курсе девочек у нас было мало. Мне кажется, тут у многих срабатывает внутренний стоп. Многие девочки как-то себя недооценивают, им все время кажется, что они не смогут, и поэтому должны выбрать менее стрессовую профессию. Сплошной синдром самозванца. И это не то что извне, это изнутри как-то диктуется. Я что-то подобное еще наблюдала и на менторских программах, в которых много участвовала. Вроде никакого буллинга в команде нет, а ощущение остается: «Если я девочка, то значит, я не дотягиваю». 

У меня было ровно обратное ощущение. Появился ребенок – и пришлось «дотягивать». Я получила повышение ровно перед декретом. А потом вернулась из него спустя два месяца после рождения (спасибо удаленке) и стала еще лидом целого проекта. На самом деле появление ребенка помогло мне структурировать свое время. Раньше его вроде как было много, а сейчас это всегда очень четкое планирование. Зато и время с семьей, и время на работе стало намного более насыщенным. Мне кажется, это плюс. 

Второй плюс заключается в моем стиле управления что ли. Мужчина все-таки больше относится к работе, как к бизнесу, как к чему-то, что ему приносит деньги. А женщина скорее относится к работе как к своему проекту или ребенку. Элемент заботы все-таки в этом есть. Я, например, все проблемы сотрудников воспринимаю очень близко к сердцу. С одной стороны, это хорошо для сотрудника, он может всем поделиться, а я могу войти в положение. А с другой стороны, для меня все-таки иногда эмоционально тяжело пропускать все через себя, я учусь иногда дистанцироваться. 

Дмитрий Янтер

Преподает в "Высшей школе экономики" и МГУ

Все началось с ВМК. Там есть набор курсов, которые читают представители индустрии. Среди них всегда были спецкурсы по Java и лаборатории от крупных компаний. И вот в конце 2015 года у нас тоже возникла идея что-нибудь вести. 

Мы все решили, что еще один курс по Java – это будет неуникально, поэтому остановились на таком совмещении финансовой математики и программирования, когда мы рассказываем, с одной стороны про математические модели, а другой стороны показываем, как их кодить на Python. 

Помню, когда я учился на ВМК, мое представление о финансовой математике и о том, чем занимаются банки, было очень далеким от реальности. Все на факультете тогда либо думали, что это супер просто (исключительно регрессивный анализ и эконометрика), либо, наоборот, что это очень специфичная и непонятная тема. Вот ты студент, тебе там, не знаю, 19 лет – какие опционы? О чем это? Кажется, что они из другого мира. Мы на курсе постарались развеять этот миф, показать, что мы в работе сталкиваемся не только с опционами и формулой Блэка-Шоулза. 

Вообще наша общая да и моя личная цель в преподавании – сделать академические знания актуальными, продемонстрировать, как их можно применять на практике. Университетская среда часто живет в какой-то башне из слоновой кости. Это как в романе «Игра в бисер» - герои существуют в своей действительности, в игре, и не знают, как все обстоит вовне. 

Я как раз стараюсь не уходить от практики и не собираюсь ударяться исключительно в преподавание. Хотя и стопроцентным хобби я бы преподавание тоже не назвал. Ты же приходишь к студентам, и они постоянно задают тебе какие-то вопросы. Понятно, что часть вопросов год от года одинаковые, но ведь часть – всегда разные. И это заставляет тебя самого постоянно обновляться. Чтобы заинтересовать студентов, тебе надо быть актуальным. Может быть, не на 100 процентов, не cutting edge, но ты каждый раз должен нести что-то новое, свежее. Если им рассказывать про давно отжившие скучные вещи, это не заставит их сидеть до 9 часов вечера в пятницу в аудиториях. А вот если они сидят, значит, ты что-то правильное сделал, и им интересно. 

Благодаря преподаванию, я многие вещи переосмысливаю. Как, например, к той же теме подойти с другой стороны, чтобы она стала проще, понятнее? Как ее по-другому разбить? 

Может, было бы круто превратить наш факультатив в целое направление в университете, но таких целей у нас нет. Пока мы просто читаем уникальный курс. 

Александр Селяев

Три раза приходил в Техцентр, учится на психолога

В Дойче я приходил три раза. Уходил, потому что проекты заканчивались, и надо было двигаться вперед. 

Поработав за свою жизнь со множеством менеджеров, а потом став менеджером сам, я понимаю, каким руководителем хочу быть. Моя модель – больше про наставничество, чем про традиционные методы управления. Я стараюсь поддерживать сотрудников, чтобы каждый мог расти, а потом и помогать другим. 

Вопрос который я себе задаю: что будет, если меня сейчас собьет автобус? Что нужно сделать, чтобы все продолжало работать как минимум еще полгода без моего присутствия? Поэтому я стараюсь создавать команды, а не полагатся на отдельных героев. В идеале на каждую область всегда должно быть два-три человека, чтобы в случае чего, никакое из звеньев рабочей цепи не прервалось. 

Параллельно с работой я учусь в Высшей школе экономики. Скоро получу диплом психолога. Свои самые амбициозные цели связываю именно с получением второго образования и вижу большой потенциал в применении психологии в бизнесе. 

Как пришел в психологию? Думаю, как и большинство других – решать свои проблемы. В один момент сложилась тяжелая личная ситуация. Мои родители покинули нас, и на работе не сложилось с карьерными планами. Сейчас понимаю, что там и тогда был пик моего выгорания. Сам я тогда не разобрался. И подсказать никто не мог. Сильно просел ресурс. Если бы такая ситуация произошла теперь, то, наверное  никуда и не уходил бы. А в тот момент просто выгорел как спичка.

Вообще люди в психологию приходят в первую очередь разобраться со своими травмами, а не потому что хотят кому-то другому помочь. Так и я пошел учиться. Сначала долго выбирал место, а потом как-то разговорился с коллегой, который к тому моменту уже защитился по магистерской программе в Вышке. В итоге тоже решил туда поступать. Сейчас первый год прошел, остался еще один – наверное, самый сложный. На днях выбрал тему для научной работы – буду исследовать то, как работники организации переносят опыт взаимоотношений со своими родителями на своих же руководителей. Чтобы поддерживать интерес и прорабатывать изученное, я завел канал "Бессознательное в организации" (https://t.me/psycomp).

Знакомые и команда говорят, что после возвращения я изменился, начал больше слушать других. Вообще для человека иногда важно, чтобы кто-то просто рядом сидел, молчал и слушал. Я порой шучу, что как акула реагирует на кровь, так и я теперь чувствую, когда люди выгорают. В таких случаях готов предоставить свое время, чтобы поддержать. 

Очень круто, что у нас в Техцентре теперь появились различные инструменты психологической поддержки. Можно обратиться к профессиональным психологам. Это очень полезно. 

Думаю, важно, чтобы теперь все менеджеры научились пользоваться инструментами первой психологической помощи – слушать, создавать безопасное и восстанавливающее пространство для своих сотрудников. Я иногда привожу пример: вот вы моете руки, но ведь мыть голову тоже необходимо. И чтобы помогать другим нужны не токсичные «расслабься, все пройдет, другим хуже, это пустяки», а все-таки более мягкие методы и способы поддержки. Ничего это не пустяки. Любое чувство важно. С ним приходится жить и обязательно надо работать.

Комментарии (1)


  1. MAXH0
    18.10.2021 16:54
    +2

    <irony>Мария, классно... Классно... Особенно - Ушла в декретный отпуск и получила повышение практически одновременно 

    Напомнило сюжет ситкома. И картинка для привлечения внимания как афиша. Что может объединять писателя, психолога, спортсмена-марафонца и вузовского преподавателя? Девушка-стажёр!!!

    </irony>

    Если серьезно многие отзывы очень интересно читать и встречаются глубокие мысли которые заставляют задуматься. Например ..."существует какой-то элемент недопонимания между айтишниками и людьми, которые работают с русским языком" или "вот вы моете руки, но ведь мыть голову тоже необходимо. "