По какому пути будет развиваться городская транспортная инфраструктура

Подсчитано, что скорость автомобильного потока в Лондоне сегодня ниже, чем у среднего велосипедиста. А водители Лос-Анджелеса по 90 часов в год вынуждены стоять в пробках. 

Все чаще городские власти задумываются о том, как избавиться от личных автомобилей, которых стало слишком много. В Москве сужают проезжую часть, расширяют тротуары и строят велодорожки. Мадрид, Париж и Брюссель устраивают “разгрузочные” дни и закрывают от автомобилей целые районы. 

Чем же их планируется заменить? Может, мы будем путешествовать по воздуху с реактивными ранцами за спиной? Или скользить в специальных креслах по натянутым над городом тросам? Эти идеи, которые совсем недавно были прогнозами футурологов, уже завоевывают рынок. 

Движущиеся тротуары

Одно из решений проблемы предложили швейцарские ученые. По мнению исследователей из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL), автомобилям на замену в больших городах могут прийти движущиеся дорожки (или траволаторы). 

Идея таких дорожек появлялась в разных научно-фантастических сюжетах: у Герберта Джорджа Уэллса, Роберта Хайнлайна и Айзека Азимова. В 1893 году такую конструкцию впервые установили на Всемирной выставке, проходившей в Чикаго, следом ее же показали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. 

Траволаторы уже давно перемещают посетителей крупных аэропортов, торговых центров и выставочных площадок во всем мире. 

Траволаторный тоннель в Санкт-Петербургском метро
Траволаторный тоннель в Санкт-Петербургском метро

Однако инженеры EPFL пошли дальше. Оно предлагают использовать движущиеся дорожки, скорость которых может составлять до 15 км в час, в качестве крупномасштабной системы для перемещения людей внутри городов. Предполагается, что мобильные тротуары будут объединены в одну сеть, чтобы пассажиры могли переходить с одного траволатора на другой.

По словам специалистов EPFL, использование движущихся тротуаров поможет сэкономить пространство, поскольку они будут занимать меньше места, чем автомобильные дороги. Их ширина составляет всего 1,2 метра, в то время как для автомобильной дороги требуется не менее 2,5 метров.

Такая система сможет перемещать до семи тысяч пассажиров в час на каждую движущуюся дорожку. Для сравнения — автомобили за это время перевозят от 750 до 1800 человек по обычной дороге.

Левитирующие лифты

Мы привыкли, что лифты перемещаются только вверх и вниз. Строго по вертикали. Но в недалеком будущем они смогут ездить и по горизонтали. Перевозя пассажиров даже между зданиями — по улицам. 

Специалистами немецкого концерна ThyssenKrupp уже проведены успешные испытания такого лифта, получившего название Multi. В настоящее время голландская фирма OVG Real Estate возводит самое высотное здание в Берлине — деловой центр East Side Tower, в котором впервые будет использована лифтовая система Multi. По плану небоскреб высотой 140 метров должен быть сдан в 2021 году.

Multi — первая в мире лифтовая система без тросов и проводов
Multi — первая в мире лифтовая система без тросов и проводов

В системе Multi не используются кабели, для нее не нужно машинное помещение. Кабину двигает сила электромагнитного поля. На стене шахты закреплены рельсы, но лифт их не касается: он левитирует от них на некотором расстоянии. Магниты, которые установлены на рельсах и на кабине, одновременно отталкивают и притягивают друг друга. Такой принцип применяется в детских игрушках, а еще в поездах Maglev, которые могут разгоняться до скорости самолета. 

Кабина приводится в движение линейным двигателем. Одна его часть расположена на кабине, другая — рельсы в шахте. Это как бы развернутый традиционный электродвигатель: обмотка магнитной системы разомкнута и создает магнитное поле — это статор. Другая половина механизма обеспечивает линейное перемещение подвижной части двигателя — это якорь. 

Для смены направления движения с вертикального на горизонтальное в шахте установлены “стрелки”: на них механизм поворачивает магнитные рельсы на 90 градусов.

Трискутеры

Средство передвижения нового поколения может быть больше похоже на электрический трехколесный велосипед, чем на привычный автомобиль.

Трискутеры спасут города от пробок и выхлопных газов
Трискутеры спасут города от пробок и выхлопных газов

Triscooter — электромобиль, который можно купить уже сегодня. Максимальная скорость, которую он может развивать, 50 км в час — этого вполне достаточно для города. Заряжается трискутер от обычной розетки за 6–8 часов. Запас хода — до 45 км. Полной зарядки аккумулятора хватает на 12 часов работы. 

Разработка идеально подходит для городской среды: за счет компактного размера (1х2х1,6 м) трискутер легко объезжает пробки и находит место для парковки. При этом вмещает до 3-х пассажиров. Управляется он достаточно легко: как мотоцикл. 

Прямо сейчас можно отправиться на экономичную и экологически чистую прогулку по городу, запрыгнув в одно из этих транспортных средств. Их производство и продажу запустил предприниматель из Санкт-Петербурга Дмитрий Макеев. Ниша легкого электротранспорта в нашей стране пока не занята, и Дмитрий видит в этом хорошие возможности. Трискутер стоит значительно дешевле автомобиля с бензиновым двигателем (от 249 000 руб.). А один километр пути на нем обходится всего в 20 коп. (на бензиновом автомобиле — от 4 руб.).

Проект Triscooter на глазах превращается из футуристичного концепта в перспективный бизнес. Интерес к нему уже проявили крупные заказчики. Компания Макеева получила несколько заказов от интернет-магазинов, коттеджных поселков и сетевых компаний по доставке еды. В будущем предприниматель планирует производить беспилотные трискутеры на базе существующих моделей.

Реактивные рюкзаки

Название “реактивный рюкзак” (англ. jet pack) прочно закрепилось за летательными аппаратами, закрепляемыми на спине пилота, вне зависимости от типа двигателя. Идея создания такого рюкзака возникла еще в 1919 году у советского изобретателя Александра Андреева, а в 1928 году он получил патент на это изобретение. Однако дальше чертежей этот проект не продвинулся, так как средств для создания аппарата выделено не было.

Одновременно с этим джетпаки появились на страницах американских научно-фантастических комиксов. На обложке одного из номеров “Удивительных историй” 1928 года был изображен человек, летящий с помощью специального ранца за спиной. 

20 апреля 1961 года реактивный ранец перестал быть фантастикой. В этот день был совершен первый в истории свободный полет на джетпаке. Пилот Гарольд Грэм поднялся на высоту примерно 1,2 метра и плавно стал двигаться вперед со скоростью около 10 км/ч. Он переместился по прямой на расстояние, равное 35 метрам, и приземлился. Полет продолжался всего 13 секунд.

Джетпак Martin Aircraft
Джетпак Martin Aircraft

Сегодня стоимость реактивного ранца составляет порядка $300 тысяч. Высокая цена и непродолжительное время полета (до 10 минут) пока делают непрактичным использование этих аппаратов в качестве личного транспорта. Однако на них уже летают пожарные и спасатели: в 2015 году власти Дубая закупили 20 джетпаков производства новозеландской компании Martin Aircraft. Их предполагалось использовать для борьбы с пожарами на верхних этажах небоскребов.

Увеличение времени пребывания аппарата в воздухе с момента взлета до момента посадки и крупносерийное производство, которое снизит стоимость в несколько раз, могут сделать реактивные рюкзаки массовым явлением.

У джетпаков есть хорошие перспективы стать если не личным, то коммерческим транспортом — например, транспортом для экспресс-доставки. Для управления ими не требуется лицензия пилота, а для взлета подходит любая площадка площадью в 1 квадратный метр.

Подвесные кресла

Болгарский архитектор Мартин Ангелов (Martin Angelov) предложил концепцию формирования структуры городского транспорта, которая подразумевает перемещение в черте города при помощи подвесных кресел, движущихся по стальным тросам. 

Этот весьма оригинальный вид транспорта, который придает новый смысл выражению “зависнуть где-нибудь в городе”, получил название Kolelinio. Проект предполагает, что по всему городу будет размещена плотная сеть подвесных канатных дорог, к которым можно “прицепиться” в любом месте — и ехать куда нужно.

Перемещение по городу на “летающем кресле” Kolelinio
Перемещение по городу на “летающем кресле” Kolelinio

Кресло Kolelinio представляет собой устройство, которое можно переносить за спиной, на манер рюкзака. Оно состоит из электрического двигателя, аккумуляторов и сиденья. Добравшись до ближайшей “станции” Kolelinio, предлагается зацепить этот агрегат за один из тросов — и двигаться к цели со скоростью до 25 км/ч. Как горнолыжник на фуникулере. Ну, или как туша на конвейере мясокомбината. Зато без пробок.

Высота тросов на протяжении путей перемещения неодинакова. Она должна изменяться в соответствии с особенностями городского ландшафта и инфраструктуры местности. 

Kolelinio легко помещается в специальной сумке-рюкзаке
Kolelinio легко помещается в специальной сумке-рюкзаке

Архитектор предполагает, что установкой линий должны заниматься городские власти, а само устройство у каждого пассажира будет свое, удобной для него модификации. Для детей, например, вместо сиденья можно делать удобные и безопасные штанишки.

Проект подразумевает формирование нового надземного транспортного “слоя”. Движение на высоте, по мнению Мартина Ангелова, обладает несомненными преимуществами — ему не страшны никакие наземные препятствия, которые можно просто обходить по верху. 

Kolelinio — это шаг к организации города будущего, в котором чистота окружающей среды также важна, как и динамика жизни. По мнению автора, его проект необходимо внедрять уже сейчас, не дожидаясь истощения топливных ресурсов планеты.

Комментарии (47)


  1. Javian
    03.11.2021 12:57
    +4

    Движущиеся тротуары, дорожки описаны у Перельмана. Уже скоро сто лет книжке, но практического смысла идее не нашли.


  1. berez
    03.11.2021 13:07
    +6

    Triscooter — электромобиль, который можно купить уже сегодня.

    Его можно было купить еще много-много лет назад. Вся Индия (и не только) на трискутерах ездит — тук-тук называется.
    Электрические, кстати, тоже есть — как минимум уже года три по Дели ездят.


    1. Areso
      03.11.2021 14:01
      +1

      Да и сейчас продаются на АлиЭкспресс.

      В Сочи такие ездят, но мало. Гораздо больше обычных мопедов и мотоциклов.

      А вот в Турции, где бензин дорогой, электрических мопедов просто дофига. Двух, трёхколёсный.

      В Москве электрические мопедки тоже популярны у курьеров. Трёхколёсные, правда, раз в 10 реже встречаются.


  1. ASDF59
    03.11.2021 13:11
    +2

    Подвесными креслами в России могут заинтересоваться, как в Цитадели из Half-Life 2.


  1. Bedismo
    03.11.2021 13:41
    +1

    Что-то мне такие лифты не нравятся, если свет вырубить, как он будет держаться?


    1. ASDF59
      03.11.2021 13:44
      +1

      Думаю, он плавно опустится за счет наведённой ЭДС при движении, как электромагнитный тормоз.


    1. berez
      03.11.2021 14:07
      +3

      Меня больше волнует, как магнитное поле будет действовать на носимую и вживленную электронику. С сердечным ритмоводителем я бы точно в такой лифт не пошел.


    1. Exchan-ge
      04.11.2021 03:10
      +1

      Что-то мне такие лифты не нравятся, если свет вырубить, как он будет держаться?


      Не так давно у нас в городе упал лифт с людьми в жилом доме. Есть пострадавшие.
      А ведь с обычным лифтом такие вещи не должны происходить в принципе.

      «Если что-то в принципе может быть сделано неправильно — обязательно найдется кто-то, кто так и сделает» (с) один из законов Мэрфи.


  1. DieserU
    03.11.2021 14:10
    +4

    насчёт, что джетпаку достаточно 1кв.м - это явно преуменьшение, тк этот джетпак явно сдует всё живое на расстоянии многих метров от места старта, очевидно


  1. GiperBober
    03.11.2021 14:46
    +3

    Главная проблема автомобилей в крупном городе - это не когда они едут, а когда они стоят. Потому что именно запаркованные где попало автомобили порождают сужение улиц, захламление дворов, лишний трафик в поисках парковки, плюс неоптимизированный по времени трафик, приводящий к "часам пик".

    Решение проблемы не в том, чтобы пытаться убрать личные автомобили. Решение проблемы - автопилот+городское управление дорожным трафиком+крупные автоматические стоянки. Сценарий - ночью машина заряжается на стоянке, утром приезжает к подъезду, забирает владельца, отвозит на работу, и уезжает на ближайшую парковку или развозит остальных членов семьи, после чего уезжает на другую крупную парковку, где и стоит в ожидании вызова или по графику. Городской сервер управления трафиком определяет, как лучше направить потоки автомобилей, чтобы не создавать заторов. Задача городских властей так же в том, чтобы "размазать" час пик, вместо того, чтобы все ехали на работу к 8, оптимизировать начало рабочего дня для различных зданий, например, с 7:45 до 8:15.

    Ну и работать это будет только если ручное управление запретить в принципе.

    P.S. Как интересно будут выглядеть дворы многоэтажек без машин...


    1. none7
      03.11.2021 15:17
      +2

      Проблема в том, что любые парковки стоят денег, застройщики и рады бы строить подземные паркинги, но владельцы автомобилей совсем не хотят за них платить. Парковка под окном это не только удобно, но и бесплатно. Мне нравиться подход Японии; пока у тебя нет личного парковочного места, автомобиль ты купить не сможешь.


      1. GiperBober
        03.11.2021 15:24
        +1

        С чего вы взяли, что парковка под окном - это бесплатно?.. Всю придомовую площадь оплачивают покупатели квартир. Так же, как площадь лестниц, площадок, крыш, подвалов и газонов оплачивают тоже они. И уборку и содержание этой площади тоже оплачивают владельцы квартир. И земельный налог на участок тоже включён в налог на квартиру.


        1. Biga
          03.11.2021 16:15
          +3

          Ну, наполовину-то бесплатно, потому что за это также платят жильцы без машины.


      1. Exchan-ge
        04.11.2021 02:51
        +1

        застройщики и рады бы строить подземные паркинги, но владельцы автомобилей совсем не хотят за них платить.


        В нашем доме есть подземный паркинг, места в котором (простая площадка минимальных размеров) продаются за $30 000 минимум.
        Все парковочные места были распроданы еще на момент начала строительства дома.

        Боюсь, что версия «владельцы автомобилей совсем не хотят за них платить» не совсем верная или верная для каких-то специфических случаев.
        Кстати, месячная стоимость одного места в паркинге (для полноценного собственника, а не для арендатора) — $40 (охрана, освещение, уборка, др.)


    1. seven_hh
      03.11.2021 16:52
      +2

      Было бы здорово устранять первопричину - нет машины и нет проблем. Если основная задача машины ежедневно перемещать из точки А в точку Б одного человека, то расстояние это нужно сокращать до разумного минимума или увеличивать емкость, чтобы можно было использовать массовые средства перемещения десятки и сотни людей за раз (платформы)


      1. RusikR2D2
        04.11.2021 07:42
        +1

        Знаю людей, которые поедут в магазин на машине, вместо того, чтобы пройти 10 мин пешком. Также значимая часть людей при выборе "стоять в пробке" - "ехать в метро" выбирают "стоять в пробке".


      1. anton19286
        04.11.2021 11:41

        Барак на территории завода. Детей отбирать.

        Если серьезно, я бы в качестве транспортной системы предпочёл сеть тоннелей для элекросамокатов. Если самокат не пересекается с машинами и пешиками - это идеальный транспорт. Проблем остаётся две: дождь и мороз. Тоннель решает обе.


    1. Exchan-ge
      04.11.2021 02:41
      +2

      Сценарий — ночью машина заряжается на стоянке, утром приезжает к подъезду, забирает владельца, отвозит на работу, и уезжает на ближайшую парковку или развозит остальных членов семьи, после чего уезжает на другую крупную парковку, где и стоит в ожидании вызова или по графику.


      Вы описали работу такси :)
      У автомобилей общего пользования есть/будет такой же недостаток, как и у любого общественного транспорта — использование разными, случайными людьми (см. на состояние лифтов во многих домах, это один из видов автоматического транспорта).
      Личный же автомобиль — это продолжение личного пространства, где нет места случайным людям.

      P.S. Как интересно будут выглядеть дворы многоэтажек без машин…


      Это уже было — и я это помню :)
      Забавно, но места во многих дворах не было больше — его занимало развешенное для просушки белье и специальные места, на которых выбивали ковры (с зоной отчуждения вокруг них :) — реалии 60х годов, еще до эпохи «жигулей» и стальных гаражей прямо во дворах.


      1. wormball
        04.11.2021 14:12

        > Вы описали работу такси

        Судя по тому, что автомобиль развозит только членов семьи, предыдущий оратор описал работу личного водителя какого-нибудь никиты михалкова.

        > Личный же автомобиль — это продолжение личного пространства, где нет места случайным людям.

        Только это происходит в ущерб другим людям и очень дорого. Ежели бы автовладельцы всегда платили бы истинную цену за пользование автомобилем — никаких вопросов не было бы. А сейчас фактически автомобильная инфраструктура спонсируется всеми жителями, а пользуются ей около 20% людей (в москве).

        > Забавно, но места во многих дворах не было больше — его занимало развешенное для просушки белье и специальные места, на которых выбивали ковры

        Ну скажете тоже. У нас на две пятиэтажки было одно место для выбивания и штуки три места для развешивания. Четыре парковочных места максимум. Остальное — зелёная зона, где дети резвились. Сейчас там всё срыли под парковку. Хотя это были восьмидесятые, не знаю, как у вас там в шестидесятых — быть может, от развешанного белья шагу нельзя было ступить.


        1. Exchan-ge
          04.11.2021 20:01

          Судя по тому, что автомобиль развозит только членов семьи, предыдущий оратор описал работу личного водителя какого-нибудь никиты михалкова.


          Было бы слишком нудно расписывать все в подробностях.

          А сейчас фактически автомобильная инфраструктура спонсируется всеми жителями, а пользуются ей около 20% людей


          Откуда такие данные? Я вот вижу, что трамвайно-троллейбусное управление спонсируется городом, а пользуется этим электротранспортом намного меньше 20% от общего числа жителей города (не Москва)
          Кстати, если сейчас вдруг резко ограничить движение личного автотранспорта — это самое ТТУ элементарно не справится с потоком пассажиров (как и маршрутки с автобусами).
          Плюс последует социальный взрыв, который опрокинет любую власть.
          (я хорошо помню, в каких условиях ежедневно ездил на работу в 1984...1995 гг. — «сельдь в бочках», и это при 22 км в одну сторону с пересадкой. Спасибо, больше так не хочу)

          У нас на две пятиэтажки было одно место для выбивания и штуки три места для развешивания.


          У ваших пятиэтажек были балконы?

          Двор дома, где я живу сейчас -намного более зеленый и оборудован детской площадкой (включающей и спортплощадку), чем двор моего детства, где «стадионом» до времени была площадка, по плану выделенная под застройку, но до начала строительства пустовавшая.
          Кстати, и тогда во дворе парковались машины — грузовики, автобусы и даже однажды — БМП (к радости всех пацанов :)
          Это их водители заезжали домой пообедать или завезти груз по хозяйству.


          1. wormball
            04.11.2021 22:40

            > Откуда такие данные?

            Где-то была такая статистика, что 80% поездок приходится на общественный транспорт, лень искать. Даже ежели предположить, что на самом деле все автовладельцы передвигаются исключительно на своих автомобилях (что с очевидностью не совсем так), эта цифра будет 70%, что также немало. Ежели вы хотите посчитать не только автовладельцев, но и членов их семей, то спешу вас расстроить — по статистике в одном автомобиле едет около 1,2 человека. Да и жестоко было бы заставлять автовладельцев работать бесплатными таксистами для остальных членов семьи.

            Соль в том, что эти 20 — 30% поездок кушают 80 — 90% всей транспортной инфраструктуры по площади и львиную долю транспортного бюджета. Что не только несправедливо, но ещё и вредно.

            > Я вот вижу, что трамвайно-троллейбусное управление спонсируется городом, а пользуется этим электротранспортом намного меньше 20% от общего числа жителей города (не Москва)

            А это уже вопросы к руководству вашей немосквы (да и москвы тоже, но в меньшей степени). Ибо при грамотном управлении общественным транспортом пользуется порядка 80% людей. Вот хорошая статья об том, почему общественный транспорт (в отличие от личного) надо субсидировать: maxkatz.livejournal.com/90818.html.

            > Кстати, если сейчас вдруг резко ограничить движение личного автотранспорта — это самое ТТУ элементарно не справится с потоком пассажиров (как и маршрутки с автобусами).

            Потому что надо нормальный общественный транспорт делать. Это не в пример дешевле, нежели пытаться всем обеспечить личный автомобиль (что не только дорого, но и невозможно).

            > Плюс последует социальный взрыв, который опрокинет любую власть.

            Ой, ой, ой. В москве ввели платные парковки, особо активные автолюбители поверещали про плату за воздух, и ничего. Ежели деньги, сэкономленные на автомобильной инфраструктуре, пустить на человеческий общественный транспорт и велоинфраструктуру (чего в москве, кстати, сделано (почти) не было), то всем станет только лучше, включая автомобилистов. Средняя продолжительность и стоимость поездки упадёт, а выйти на улицу станет поприятнее. Потому в европах ровно это и делают, а вовсе не чтобы позлить водятлов.

            > У ваших пятиэтажек были балконы?

            Были. А сейчас у всех стиральные машины, которые почти досуха отжимают, плюс все воров боятся, так что есть подозрение, что ваш бельевой кошмар не вернётся. Зато можно будет, например, тех же детей отпускать играть во двор, тогда как сейчас нельзя, ибо «а вдруг машина собъёт», да и не особо приятно на парковке играть. А потом все удивляются, а чо это все дети сидят за компом/телефоном, как сычи.


            1. Exchan-ge
              05.11.2021 11:10

              Где-то была такая статистика, что 80% поездок приходится на общественный транспорт


              Для подобных утверждений надо таки давать ссылку на конкретные данные.
              Так как подобная информация может относиться к 70-тым годам ХХ века, а то и раньше :)

              Соль в том, что эти 20 — 30% поездок кушают 80 — 90% всей транспортной инфраструктуры по площади и львиную долю транспортного бюджета


              Опять же, нет ссылки на источник.

              Ибо при грамотном управлении общественным транспортом пользуется порядка 80% людей.


              Ой. Совершено же очевидно, что люди предпочитают иметь личный автомобиль, а не пользоваться общественным траспортом (иначе бы и темы не было) А причины я уже указал выше.

              Потому что надо нормальный общественный транспорт делать.


              В СССР был упор на общественный транспорт. В Москве была разветвленная сеть метро, это в значительной степени решало проблему, в других городах метро не было (или была пара-тройка линий) и общественный транспорт был адом, особенно в тех городах, где было много предприятий.

              Ой, ой, ой. В москве ввели платные парковки,


              Ой, да кого волнуют платные парковки в центре Москвы? Тут наоборот, провинция скорее позлорадствует. А вот тотальные ограничения для личных авто по всей стране — дело совершенно другое.

              сейчас у всех стиральные машины, которые почти досуха отжимают


              Даже после машины с сушкой белье надо вывешивать. Проблему решили лоджии, а их тотальное остекление самими жильцами — еще и решило и эстетическую проблему :)
              Кстати, балконы хрущевок, если они и были — проблемы не решали, их конструкция не позволяла сушить на них белье без доработки своими силами.
              Кстати, «паруса» над дворами (усовершенствованный вариант сушки по «западному» образцу), я наблюдал еще в 1998 году.

              Зато можно будет, например, тех же детей отпускать играть во двор,


              Я выше уже написал про детскую площадку в нашем дворе. Вы думаете, что ее поставили строители при сдаче дома? :)


              1. Areso
                06.11.2021 11:57

                Конкретно в Москве ежедневно около 3,6 машин ездит, по данным ЦОДД. Остальные 8,6 миллионов перемещаются на общественном транспорте (Лискутов в интервью называет число в 17,3 человек, но мне кажется, что это число поездок, ведь человек едет на работу, потом обратно)


                1. Exchan-ge
                  06.11.2021 13:17

                  Конкретно в Москве ежедневно около 3,6 машин ездит, по данным ЦОДД. Остальные 8,6 миллионов перемещаются на общественном транспорте


                  «В Москве была разветвленная сеть метро, это в значительной степени решало проблему, в других городах метро не было (или была пара-тройка линий) и общественный транспорт был адом, особенно в тех городах, где было много предприятий» (с) выше

                  Какая часть из этих 8,6 миллионов пользователей общественного транспорта использует метро?


                  1. Areso
                    06.11.2021 13:28

                    В Москве новые низкопольные трамваи ходят полупустые (и выглядят при этом как из фантастических фильмов), комфортные автобусы и т.п.

                    По меркам провинциала - почти любой московский общественный транспорт является примерами высоких стандартов социально-транспортного обеспечения.

                    Да, половину этого трафика перевозит метро, и да, не везде оно развито. Но и плотность населения почти везде меньше, чем в Москве.

                    Но строить выделенные трамвайные линии в разы дешевле, вполне реально достичь похожего результата с выделенными линиями для наземного ОТ.


                    1. Exchan-ge
                      06.11.2021 14:02

                      В Москве новые низкопольные трамваи ходят полупустые (и выглядят при этом как из фантастических фильмов), комфортные автобусы и т.п.


                      Так и у нас трамваи ходят полупустыми, как новые, так и старые.
                      Проблема в том, что трамвайные маршруты были проложены очень давно, и уже не соответствуют современным транспортным потокам.
                      А для новых просто нет места.
                      А принцип метро позволяет игнорировать существующую структуру улиц и прокладывать линии наиболее рациональным образом, в результате чего именно линии и станции метро определяют центры и направления транспортных потоков, а не наоборот.

                      По меркам провинциала


                      По меркам и опыту провинциала — общественный транспорт, это зло.
                      Так как:
                      а) на популярных маршрутах в час пик он всегда переполнен, в другие часы — полупустой.
                      б) фактическое время поездки на ОТ — гораздо больше, чем поездка в ту же самую точку назначения на автомобиле (личном или такси).
                      Причина — несовпадение маршрутов общественного транспорта с требуемым (+ пересадки). Плюс габариты ОТ и необходимость остановок значительно снижает скорость движения ОТ. При этом ОТ движется в тех же полосах движения, что и личный автотранспорт и точно также стоит в пробках. А метро хорошо развито только в столицах.
                      в) отсутствие понятия «личное пространство» в ОТ, что особенно ярко проявилось во времена пандемии ковида. Хотя и при обычном гриппе было все тоже самое.


                      1. Areso
                        06.11.2021 16:02

                        Видимо, загруженность трамваев от города зависит.

                        Слушайте, если схема метро вдруг устареет, проблем будет даже больше, чем с трамваями. Для новых трамвайных линий место найти сложно, но можно - достаточность забрать 1 полосу у владельцев автомобилей (для кольцевых маршрутов) или 2 полосы. Причем, трамвайные линии не обязательно должны быть зонами отчуждения - опыт развитых стран показывает, что они вполне себе могут органично вписываться в городской ландшафт, и быть либо часть зеленой зоны, либо частью пешеходной (или велопешеходной) зоны.

                        В этом пункте согласен.

                        Решение с часом пик мне кажется достаточно простым - нужно выводить больше подвижного состава два раза в день на 3-4 часа. с 7:30 до 10:30 и с 16:30 до 19:30, к примеру. Подвижного состава всегда больше, чем он есть на линиях. Вы скажите - нужен персонал - отлично, персонал у меня тоже есть. Смотрите, молодые люди могут работать смену, но им деньги нужны - сначала ипотека, потом школа и кружки, потом ВУЗы, а люди предпенсионного возраста уже не могут, наравне с молодыми, так впахивать. Да и не особо в этом нуждаются - они своё заработали. Но до пенсии далеко, а накоплений особо нет. И тут мы берём и предлагаем им частичную занятость - выходить 1 или 2 раза в день только во время часа пик. За ними остаются их льготы, взносы и прочая, зарплату пересчитываем пропорционально отработанным часам, можно даже с небольшой премией (всё-таки, одно дело по пустым дорогам, другое дело в час пик страдать), и сделать предложение доступным от 45 до 63 лет. С полным контролем текущего состояния здоровья перед выходом на линию - тонометр, "дыхните в трубочку", вот это всё.

                        Время будет почти всегда больше, но можно развивать экспресс-маршруты.

                        Общественный транспорт по удобству почти всегда будет проигрывать личному, но, к сожалению, мы не можем в текущих реалиях обеспечить каждому по личной жоповозке. Во-первых, это дорого (если мы говорим о современных, безопасных и экологичных моделях), а страна продолжает нищать; во-вторых, нагрузка на инфраструктуру настолько велика, что приходиться вводить непопулярные меры ограничения - платные парковки по 380 рублей в час - это оно. Мы просто не можем разместить столько автомобилей ни на дорогах, ни на стоянках, независимо от цены конкретной машины. Опять же, ну вот мне слегка за 30, и я как-то дожил до этого возраста без личного авто (за исключением небольших периодов, внезапно, в деревне, где ОТ не было совсем, но там и проблем с парковками, знаете, тоже нет). И многие коллеги примерно моего возраста тоже без автомобилей.

                        Что касаемо пандемии, ну, тут только каршеринг или автопилотное такси, либо средства индивидуальной мобильности - от собственных ног, роликов, и самокатов (не электрических) до космических пепелацев типа моноколёс или электромопедов. Одно плохо - почти все они плохо сочетаются с плохой погодой. Т.е. можно, но очень некомфортно.


                      1. Exchan-ge
                        06.11.2021 20:27

                        Для новых трамвайных линий место найти сложно, но можно — достаточность забрать 1 полосу у владельцев автомобилей (для кольцевых маршрутов) или 2 полосы


                        Это если есть что забрать.
                        А так, из-за существующей застройки, расширить улицы невозможно. И если улицы и так узки, то скорее снимут трамвай и сделают дополнительные полосы.
                        Так как, несмотря на бытующие представления — пропускная способность автодороги больше, чем у трамвайной линии.
                        (надо учитывать интервалы движения трамваев, а не только число пассажиров в них :)

                        и быть либо часть зеленой зоны, либо частью пешеходной (или велопешеходной) зоны.


                        Не, не могут. Проверенно — я живу как раз в сотне метров от весьма оживленной трамвайно-пешеходно-автомобильно-велосипедной улицы и все противоречия интересов этих видов транспорта видны мне как на ладони :)
                        (а сейчас свои пятьдесят копеек к этому рублю добавляют электросамокаты и т.п. виды транспорта — они вступают в противоречие и с трамваями, и с пешеходами, и с автомобилистами и даже с велосипедистами)

                        нужно выводить больше подвижного состава два раза в день


                        Э, а что будут делать водители этого дополнительного подвижного состава в остальное время? Им же нужно будет платить зарплату за полный рабочий день, иначе на такую работу никто не пойдет — слишком геморно.

                        И тут мы берём и предлагаем им частичную занятость — выходить 1 или 2 раза в день только во время часа пик


                        А попробуйте сами поработать в таком режиме (вот я в таком режиме и работаю — я преподаватель и у всех у нас есть «окна» в расписании, часа по три, а то и больше. Спасает только то, что у нас работа «умственная», и с работы уходить не надо — эти три часа занимаешься тем, чем бы был бы вынужден заниматься дома
                        в любом случае. А вот что делать людям физического труда — «простои» очень плохо действуют на психику и снижают работоспособность)
                        Ну и плюс — где взять средства на сам дополнительный подвижной состав, он очень дорогой и не окупится при такой эксплуатации (он должен не стоять, а ездить и приносить прибыль)

                        мы не можем в текущих реалиях обеспечить каждому по личной жоповозке.


                        В текущих реалиях в семьях сплошь и рядом по два авто.
                        А транспортный коллапс обеспечивают строители, втыкающие высотки на каждый свободный клочок земли.

                        Мы просто не можем разместить столько автомобилей ни на дорогах, ни на стоянках,


                        Проблема стоянок решается элементарно — путем строительства многоэтажных паркингов вместо очередной высотки.
                        (цена места в нашем паркинге начинается от 30 000 долларов и желающих полно).

                        С пропускной способностью дорог сложнее (т.е. намного дороже :)
                        но тоже вполне решаемо (см. на мировой опыт)

                        Но вот гораздо проще запретить, чем принимать меры.

                        ну вот мне слегка за 30, и я как-то дожил до этого возраста без личного авто


                        Я сел за руль в 14 лет (станция Юных техников, автокружок), водил там грузовик, но свое первое личное авто смог купить только в 34 года (тогда с покупкой авто были большие проблемы).
                        И надо сказать — это сразу очень сильно облегчило мою жизнь, так как позволило регулярно перевозить довольно заметные по массе грузы (больше, чем позволяет перевозить велосипед), с которыми в общественном транспорте (кроме такси) были бы очень большие проблемы.

                        Одно плохо — почти все они плохо сочетаются с плохой погодой.


                        Лет восемь назад в городе внезапно выпало очень много снега — огромные сугробы по центру улицы на проверку оказывались полностью засыпанными снегом большими внедорожниками :)

                        Единственным видом транспорта, который смог сочетаться с такой плохой погодой, оказался пешеходный :)


                      1. Areso
                        06.11.2021 21:30

                        А так, из-за существующей застройки, расширить улицы невозможно. И если улицы и так узки, то скорее снимут трамвай и сделают дополнительные полосы.
                        Так как, несмотря на бытующие представления — пропускная способность автодороги больше, чем у трамвайной линии.

                        Да, пропускная способность 1 полосы дороги выше, чем 1 полосы трамвая.

                        В идеальном мире, где никто не тупит за рулём, никуда не лезет, ниоткуда не вылазит.

                        В текущих реалиях в семьях сплошь и рядом по два авто.

                        в каких таких семьях?

                        Из РБК: доля семей с 1 автомобилем - 34%, с 2 - 13%, с 3 и более - 3%.

                        Остальные 50% не имеют автомобиля совсем.

                        https://www.autonews.ru/news/5825aff59a794747431327f3

                        И надо сказать — это сразу очень сильно облегчило мою жизнь, так как позволило регулярно перевозить довольно заметные по массе грузы (больше, чем позволяет перевозить велосипед), с которыми в общественном транспорте (кроме такси) были бы очень большие проблемы.

                        Грузовая доставка доставила мне тонну+ цемента, причем не до подъезда, а прямо в квартиру. И кафель с керамогранитом. Почти как телепорт, только не так быстро.Несмотря на то, что это не самое дешевое удовольствие, я вам честно скажу: это дешевле, чем просто содержание авто за год. Я уж не говорю, о возможности взятия грузовичков в аренду. Так что права - да, полезны, особенно в мегаполисе. Каршеринг, авто общего и специального назначения помогают.

                        Проблема стоянок решается элементарно — путем строительства многоэтажных паркингов вместо очередной высотки.
                        (цена места в нашем паркинге начинается от 30 000 долларов и желающих полно).

                        Вы в России живёте? Пишите, пожалуйста, в рублях. 2 миллиона рублей за парковку? На Крестовском острове или на Каменном? У нас цена - в Екатеринбурге - на паркинг от 350 тысяч до 1 миллиона в самых пафосных домах, но я бы не сказал, что там прямо очередь на эти парковки. Мой дом сдан в апреле 2021 года, в нём все еще есть места в продаже. 5 мест, только что проверил.


                      1. Exchan-ge
                        07.11.2021 13:08

                        В идеальном мире, где никто не тупит за рулём, никуда не лезет, ниоткуда не вылазит.


                        У нас на дорогах давно уже работает принцип «а куда ты денешься из подводной лодки» — две стальных стены по бокам из припаркованных авто, два/четыре непрерывных стальных потока по полосам.
                        Тупящего тут же задавят морально. Тех кто лезет — обычно пропускают, так как просто так, без причины, на такое решиться сложно :)
                        В общем, идея транспортного конвейера уже реализована на практике.

                        Из РБК: доля семей с 1 автомобилем — 34%, с 2 — 13%, с 3 и более — 3%.Остальные 50% не имеют автомобиля совсем.


                        Э, это статистика в среднем по стране. Ищите отдельную статистику по крупным городам.

                        Грузовая доставка доставила мне тонну+ цемента


                        Речь-то не о тоннах цемента, а о обычных бытовых вещах.
                        Весом до 15 кг в сумме. Один человек может это нести и пешком, вот только это связано с определенными неудобствами, которые удваиваются при попытке использования общественного транспорта (кроме такси)

                        Каршеринг, авто общего и специального назначения помогают.


                        Вы с кашерингом реально имели дело? :)

                        Вы в России живёте? Пишите, пожалуйста, в рублях.


                        Нет, конечно — поэтому и указываю в долларах.
                        Но совсем рядом :)

                        Мой дом сдан в апреле 2021 года, в нём все еще есть места в продаже. 5 мест


                        Так дом-то еще новый. Народ не успел деньжат накопить, после покупки квартиры. Не переживайте — ситуация изменится очень быстро, мы этот этап тоже проходили :)


    1. wormball
      04.11.2021 14:51

      > Главная проблема автомобилей в крупном городе — это не когда они едут, а когда они стоят.

      Главная проблема — это и то, и другое. Личный автомобиль стоит 90% времени, зато когда он едет, он занимает в три раза больше места.

      > Сценарий — ночью машина заряжается на стоянке, утром приезжает к подъезду, забирает владельца, отвозит на работу, и уезжает на ближайшую парковку или развозит остальных членов семьи, после чего уезжает на другую крупную парковку, где и стоит в ожидании вызова или по графику.

      Так это не решение ни проблемы стоянки, ни проблемы езды. Стоять у вас автомобиль будет приблизительно столько же, а ездить ещё и побольше. Ежели вы думаете, что вы понастроите стоянок где-либо в замкадье, и все автомобили там будут стоять в ожидании хозяев, а во внутримкадье будет красота — то учтите ещё то, что они до оных стоянок должны будут доехать, а затем снова приехать. Итого пробки у вас будут уже не в одну, а в две стороны. И сэкономленные парковки вам придётся застраивать дополнительными дорогами (плюс к строительству миллионов парковок в замкадье).

      > Решение проблемы

      в том, чтобы автовладельцы платили истинную цену за пользование автомобилем. Хотя бы даже без учёта компенсации косвенного вреда для пешеходной доступности и комфорта пребывания на улице, а просто оплачивали бы стоимость всех ремонтов дорог и прочих эстакад. А не как сейчас в россии — платят все, а пользуются те, кто купил повозку. Ежели бы в дополнение к 30 тысячам за небитый-некрашенный жигуар надо было бы отвалить ещё миллион-другой за дороги, глядишь, люди бы десять раз задумывались перед тем, как подарить себе вожделенный комфорт и свободу перемещения. А пользовались бы общественным транспортом и/или средствами индивидуальной мобильности (тм).

      > чтобы «размазать» час пик, вместо того, чтобы все ехали на работу к 8, оптимизировать начало рабочего дня для различных зданий, например, с 7:45 до 8:15.

      Ну да, от дополнительных 30 минут час пик очень сильно размажется, учитывая, что продолжается он часа два минимум.


  1. RusikR2D2
    03.11.2021 19:09

    Странно, что идея маленьких одно-двухместных автомобильчиков не нашла отклика. Как вышеуказанный трицикл. По факту - зауженный электрический квадроцикл, но с закрытым кузовом (а для желающих и без). Двухместный можно уместить в габариты 0.7х1.5 метра (+ высота). На парковке вместо одной машины можно поставить 5 таких "машинок" (перпендикулярно краю проезжей части). А т.к. масса небольшая, то можно сделать дешевые многоуровневые автоматические парковки. На дороге также будет занимать мало места. И цена может быть также привлекательной - менее 5000 долларов. Можно идею развить дальше - вагоны (платформы) поездов для таких "крох" для путешествий в другой город.


    1. agat000
      03.11.2021 19:39
      +1

      Именно потому, что маленькие. Семья с ребенком даже рассматривать такое не будет. Да и без детей тоже - катать на таком можно подругу, но не жену.

      Неплохое решение для молодых одиноких, для такси (большинство пассажиров едут в одно лицо), курьеров и т.п. То есть очень нишевый продукт.


      1. RusikR2D2
        03.11.2021 19:49
        +2

        В Москве часто в машине 1-2 человека. При небольшой цене в семье это может быть не единственная машина. А на работу даже семейные люди обычно едут в одиночку. Что касаемо "очень нишевого продукта" - так любителей мотоциклов или велосипедов тоже не так много - однако и то и то производят крупные компании и в немалых количествах.


        1. Exchan-ge
          04.11.2021 02:57

          или велосипедов тоже не так много


          Я бы так не сказал :)


          1. Areso
            06.11.2021 12:00

            В Москве, мне кажется, сложно быть любителем велосипеда. Этот город ненавидит пешеходов, но существование велосипедистов учитывается только пригородными линиями РЖД


            1. Exchan-ge
              06.11.2021 13:23

              В Москве, мне кажется, сложно быть любителем велосипеда.

              КДПВ
              image

              «Велосипед активно входит в моду в Москве. Велосипеды рекламируют и продают производители — это было всегда. Однако раньше ездить на них можно было лишь в особых местах, в скверах, на площадях (зонах, закрытых для автомобилей)…
              Однако когда в дело вступили муниципальные власти, ситуация начала меняться.
              Пробки в Москве достигли в последние годы настолько больших размеров и стали почти повсеместными, что из одного района города в другой пешком порой можно было попасть быстрее, чем на легковом автомобиле. Кстати, вместе с личными авто в пробках стоял и общественный транспорт. Потому наземный общественный транспорт в бытовых разговорах обвиняли в медлительности и ненадежности.
              Но время шло, и подходы менялись. Велосипед стали рекламировать не только как товар. Его стали продвигать как транспортное средство на небольшие расстояния. А после того как постепенно стали возникать участки движения велосипедистов, его стало возможно применять в Москве не только для редкого развлечения и сбора пыли в коридоре или подвале. Сделаны шаги по увеличению доступности велосипедов; их можно арендовать и оставить на специальной парковке» (с)


              1. Areso
                06.11.2021 13:44

                Бумага все стерпит.

                Удачи им на великах добраться из Южного Порта в соседние Печатники, куда добраться можно только по Волгоградскому проспекту (точнее - шоссе). Даже внутри ТТК хватает мест с подземными переходами (которые не очень-то удобны для всех, кроме здоровых взрослых пешеходов), а за ТТК (и само ТТК) просто мрак деньской - проспекты как шоссе (потому что рядом с ними нет тупо даже пешеходной инфраструктуры), переходы через железнодорожные линии, рассекающие город на части (три группы вокзалов - Павелецкий, Белорусский, трёх вокзальная площадь), и на сладкое - отличная штука под названием МЦК (внутригородская кольцевая электричка). Удачи через неё перебраться.


                1. Exchan-ge
                  06.11.2021 14:12

                  Бумага все стерпит


                  На той улице, по которой я езжу на работу, как раз сейчас прокладывают велодорожку.
                  И не абы как — а по всем правилом — с защитой от автотранспорта в виде бетонных надолбов :). Да, как против танков, но только размером поменьше.

                  image

                  Велопарковка возле работы уже есть, осталось только решить проблему душа, и — уже можно ездить на веле на работу, благо с хорошей погодой у нас проблем нет.
                  (нет, это не в Москве, но в не менее известном городе-миллионнике :)

                  Кстати, велосипедисты нынче передвигаются по городу гораздо быстрее личного и общественного транспорта, особенно в центре.
                  Уже много лет как мне не удается догнать на своем авто ни одного обогнавшего меня велосипедиста. А вот мотоциклисты сейчас в большинстве случаев движутся в общем потоке — он настолько плотный, что протиснуть мотоцикл уже стало проблемой.


      1. Exchan-ge
        04.11.2021 03:00
        +1

        Неплохое решение для молодых одиноких, для такси (большинство пассажиров едут в одно лицо), курьеров и т.п.


        Да, у нас на «смартах» ездят именно курьеры разного типа — эти машины можно запарковать перпендикулярно к общей линии парковки :) В тех разрывах, что остаются между припаркованными последовательно машинами.


    1. Exchan-ge
      04.11.2021 02:56
      +1

      Странно, что идея маленьких одно-двухместных автомобильчиков не нашла отклика.


      Именно потому, что 1-2 места — это слишком мало.
      Потому как число поездок очень велико, и вероятность того, что потребуется больше мест — тоже велика.
      Четырехместное авто — это как раз естественный стандарт. Можно больше, а вот меньше — нет.


      1. RusikR2D2
        04.11.2021 07:39
        +2

        В рамках США (за пределами перегруженных городов) с их разумной сетью дорог - согласен. Но если есть выбор - стоять в пробке (искать парковочное место) в четырехместной машине или ехать, но в двухместной?


        1. Exchan-ge
          04.11.2021 11:09
          +1

          если есть выбор — стоять в пробке (искать парковочное место) в четырехместной машине или ехать, но в двухместной?


          Увы, если есть проблемы с парковкой — размер машины перестает иметь значение, так как займут любое свободное место, желающих всегда много.
          Конечно, речь о машинах малого и среднего размера — большие джипы и пикапы идут отдельной категорией (я, например, не представляю — зачем держать машину с габаритами ПАЗика в городе, имея постоянные проблемы с парковкой. Кстати, большинство подземных паркингов, в т.ч. и в торговых центрах, имеет довольно узкие проезды, с которыми у больших машин большие проблемы).


  1. agat000
    03.11.2021 19:40
    +1

    . Оно предлагают использовать движущиеся дорожки, скорость которых может составлять до 15 км в час,

    То есть самокатчики смогут разгоняться до 75? Неплохо так. А велосипедисты вообще влетать будут.


  1. Exchan-ge
    04.11.2021 03:04
    +1

    Кресло Kolelinio… предлагается зацепить этот агрегат за один из тросов — и двигаться к цели со скоростью до 25 км/ч.


    Да, в дождь и сильный ветер это будет просто замечательно :)
    (кстати, никто не знает, почему проезд какой-то сотни-другой метров по канатной дороге стоит так дорого? :)


  1. Exchan-ge
    04.11.2021 03:06
    +3

    могут сделать реактивные рюкзаки массовым явлением.


    В пустынной, безлюдной местности — да.
    В городе — однозначно нет.


  1. VanKrock
    04.11.2021 17:01
    +3

    Лично я вижу будущее только в полном отказе от частного транспорта в черте города и заменой его на беспилотное электотакси.