За 2020 год число продаж в сегменте доставки выросло на 60%, а службы стали №1 в рейтинге скачивания. Агентство Axe Marketing расскажет, какие прогнозы делают эксперты на сервисы доставки еды в 2022 год. 

Почему доставка выгодна? 

В пандемию мир перешёл на доставку вынужденно, но уже спустя время люди поняли, что заказывать еду через интернет — самый выгодный вариант. Не нужно никуда выходить и выбор обширнее, чем в одном заведении (гиганты доставки — «Яндекс», Delivery, Admitad — дают доступ к большинству ресторанов с разной кухней). 

По данным РБК, с первого по третий квартал 2020 года закрылось 313 сетевых ресторанов. Росстат сообщает, что в России стало более чем в 2,6 раза меньше кафе (в 2019 — 41 тыс., а в 2020 — уже 17 тыс.). Чаще всего они закрывались в самом начале пандемии — апреле и мае — однако тенденция есть и сейчас. 

Для компаний по доставке интернет-гости куда выгоднее офлайн-посетителей. Отсутствие ресторана экономит деньги на аренде помещения и расширяет круг пользователей.

Объём рынка доставки сейчас растёт примерно на 10-15% в год. В 2018 году доля агрегаторов на российском рынке составляла 15-17%, а к 2022 году эксперты рассчитывали на прирост в четыре раза больше. Рост связан ещё и с тем, что сервисы доставки, сотрудничая с ресторанами, просят 20-30% комиссии от чека. При этом оставляют им 2-6% маржинальности в среднем, и рестораторам это просто невыгодно. Именно поэтому многие из них стараются уходить в самостоятельный сервис. При этом эксперты из «Тинькофф. Банк» утверждают, что развитие этой сферы связано ещё и с переходом населения к безналичному расчёту. По данным банка, рост количества их клиентов каждый год составляет более 30%. 

Доставка еды считается куда популярнее продуктовой, потому что она шире всего представлена регионально: если «Яндекс.Еда» есть во многих городах России, то «Яндекс.Лавкой» пользуются только жители мегаполисов. 

Dark kitchen 

В 2020 году вырос «теневой» формат ресторанов без залов, которые работают только на доставку. Притом он показал стабильный рост и в 2021 год. Помимо новых проектов, более популярными в пандемию становятся и «отцы» Dark kitchen: «Кухня на районе», «ВкусЛаб», FoodBand. Концепция там простая — у ресторанов есть только кухня, без зала для офлайн-гостей. Для многих бизнесов это стало единственным способом выжить в локдаун. В мае прошлого года стартап Bright Kitchen (у неё восемь Dark kitchen в Москве) привлёк 100 млн. инвестиций для расширения географии за пределы ТТК в Москве. 

Топ скачиваний 

Во втором квартале 2020 года, согласно исследованию Criteo, более половины российских пользователей скачали одно приложение по доставке несколько раз в неделю, 24% — раз в неделю, и только 14% — несколько раз в день. Безусловные лидеры по скачиванию — «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Гиганты заняли около четверти рынка по итогам третьего квартала 2020 года. 

Как таргетированная реклама влияет на развитие доставки?

Чтобы сделать качественную рекламу, компаниям по доставке еды необходимо знать свою целевую аудиторию, иначе распыление затратит лишние ресурсы, а пользы не принесет. 

Полезно задаться очевидным вопросом: зачем и когда люди заказывают готовую еду?

Многим компаниям помогают опросы потенциальных потребителей, но из теста с двумя ответами особой информации не вынесешь, поэтому нужно стараться угодить всем. 

  1. Анализ комментариев в соцсетях или оставленные курьеру отзывы при доставке еды.

  2. Полезно исследовать конкурентов: их основные плюсы, рекламные решения.

  3. Просмотреть основных покупателей: места доставки еды, чеки заказов

После выявление аудитории можно переходить к ее сегментации.

  • кто заказывает еду?

  • в какой время дня?

  • куда? (работа, дом)

Ответы на эти вопросы позволят размещать рекламу в тех местах, где нужная аудитория точно заметит вашу компанию.

Когда вы определили людей, которые будут заказывать вашу доставку, необходимо сделать их постоянными клиентами. Как? С помощью креативной рекламы и/или интересных предложений.

Сохранится ли рост продаж? 

На рынке доставки недостаточно просто привлечь клиента к единоразовому заказу, важно оставить его на платформе для дальнейшего пользования, поэтому компании стараются создать доверительные отношения с клиентами и максимальное удобство для потребителя. 

Покупатели в пандемию хотят обезопасить себя, поэтому отдадут предпочтение тому сервису, который позволит по максимуму снизить общение с курьером: забрать заказ под дверью, оплачивая его картой в приложении. Поэтому на рынке выживут и вырастут те, кто сможет дать клиентам безопасность и комфорт. 

По данным банковских транзакций, оборот продаж в среднем увеличился в 4 раза. Развитие фудтеха связано с быстрым реагированием на новые тренды рынка. В пандемию акцент покупателей резко изменился с дорого сегмента заказов на более демократичные. При этом заказ еды для россиян медленно перетёк из разряда праздничной в повседневную, ведь доставка стала более доступной по цене. Поэтому онлайн-рестораны становятся только популярнее. 

Если сервис смог подстроиться — он остался на плаву. Чтобы в условиях растущей конкуренции выбиться в лидеры, компании должны облегчать способ доставки клиентам, сокращать время и делать крутой интерфейс. Сервисы сегодня делают ставку не только на кастомизацию продукта, но и на персонализацию и детальный таргетинг приложения, новых каналов для привлечения клиентов. 

Многие из них меняют интерфейс на более удобный, что особенно привлекает заказчиков: максимально упрощают механизм заказа, переносятся на новые платформы и тд. В Pizza Hut цифровой алгоритм определяет предпочтения клиента и предлагает лучшие ингредиенты для пиццы из 4896 возможных комбинаций. А «Яндекс» вообще позволяет с помощью голосового помощника Алисы заказать еду аудио-режимом. 

Даже после снятия ограничений, люди не отказались от доставки, а бурный рост сегмента продолжается и сейчас. 

В 2021 году доставка еды стала даже более востребованной, чем в начале пандемии, однако ожидались совсем другие итоги, ведь люди постепенно теряли страх заразиться. 

Приоритетная аудитория для компаний доставки — миллениалы. Именно они привыкли к жизни в интернет-пространстве и в основном заказывают еду онлайн. А сервисы для такой аудитории всегда должны, потому что молодёжь постоянно ищет новое и старается найти более оптимальный вариант для покупки. Если сервис может дать безопасность, демократичные цены, уменьшить время доставки и создать крутой интерфейс сайта, то он выживет в любое время, а тем более в пандемию. После недавних новостей о введение ограничений на посещение общественных мест это стало только более очевидно. 

Поэтому не поздно начать выводить доставку в онлайн или оживлять стратегии интернет-продвижения даже сегодня.

До встречи :)

Комментарии (5)


  1. shiru8bit
    08.11.2021 19:33
    +5

    Не нужно никуда выходить и выбор обширнее, чем в одном заведении

    Не знаю, как сейчас в Яндексе, давно не проверял, а в Деливери как всегда было, так и остаётся

    В вашей корзине есть блюда из другого ресторана.
    Они будут удалены для добавления новых.

    И касательно выгодности, ну, несомненно, 350 рублей (высокий спрос) за доставку 200-рублёвой булки из соседнего дома кому-то выгодно. Но не уверен, что клиенту.


    1. Thero
      09.11.2021 00:21
      +1

      статья вроде о том что продавать булки в соседнем доме за 200р невыгодно для бизнеса потому что никто их не покупает в достаточном количестве.


    1. Ritan
      09.11.2021 00:30
      +2

      Всё так и есть. Яндекс еда сейчас развивается только в сторону добавления большего количества рекламы(в виде проплаченых рейтингов) и повышения цены доставки( из БК/Мака в соседнем доме доставка сейчас стоит 250р без повышенного спроса )


  1. MAXH0
    09.11.2021 07:03
    +1

    Почему? Все очень просто - рестораторов подсаживают на внешний сервис. Вход копейка, выход = потеря бизнеса. Подробнее описано ТУТ (про промышленную автоматизацию, но принципы схожи).

    Крупные Вендоры создают Экосистемы для Клиентов, из которой невозможно выйти. Экосистема требует такое количество инвестиций, что любая попытка перейти к другому Вендору приводит к колоссальным затратам ресурсов. Точнее так: вход для Клиента очень простой - это решение из коробки, но если клиент хочет переиспользовать и развивать свои решения, то это разработка решений, а решения потом невозможно перевести в другую Экосистему.

    Поэтому, если кто и решит воспользоваться доставкой в регионе, то я рекомендую им не «Яндекс.Еда» и Delivery Club, а подумать о СВОЁМ приложении, чтобы не было как "Отдай клиентов дяди, а сам иди к ... lady". База данных клиентов - это самый важный капитал любого бизнеса. И то что его уведёт не бывший партнер или крот, а внешний сервис - не имеет значения.


  1. natmusina
    10.11.2021 16:20

    Предположу, что это всё равно будет длительный процесс. Кроме того, даже при наличии повседневного спроса на доставку, спрос на заведения не снизится. Для многих в данный момент это всё равно важный эмоциональный момент: "выйти в люди", "живой нетворкинг", "дойти до магаза или точки самовывоза самому, чтобы хотя бы прогуляться".
    Для ресторанов и кафе это дополнительный инструмент продаж, но явно не замена