Когда крупные игровые компании в прошлом говорили об эмуляции, они обычно рассматривали эту технологию как способ кражи игроками их интеллектуальной собственности при помощи пиратства. Однако сейчас руководитель Xbox Фил Спенсер призывает игровую отрасль принять легальную эмуляцию как способ сохранения наследия и доступности старых игр.
«Я надеюсь (и считаю, что сейчас должен выразить эту мысль именно так), что наша отрасль должна заняться вопросом легальной эмуляции, которая позволила бы современному оборудованию запускать любые (в рамках разумного) старые исполняемые приложения, чтобы играть в любую игру», — сообщил Спенсер сайту Axios в недавнем интервью. «Я считаю, что если мы заявим: „Любой человек должен иметь возможность купить игру и продолжать играть в неё“, то это станет хорошим предзнаменованием для нас как для отрасли».
Это очень значимая цель и важное заявление о намерениях от руководителя крупной игровой компании. Но в реальном мире легальная эмуляция старых игр сталкивается с практическими проблемами лицензирования, из-за которых нам сложно будет приблизиться к мечте Спенсера о «запуске любого старого исполняемого приложения».
Современное состояние легальной эмуляции
На самом деле, Sony и Nintendo тоже не отказались полностью от официальной легальной симуляции на своём оборудовании. Nintendo использовала эмуляторы для воссоздания классических игр даже до создания Wii Virtual Console, которая сделала популярной концепцию легальной эмуляции в 2006 году. А Sony использовала эмуляторы для HD-ремастеров, скачиваемых на PSP игр для PS1 и своей консоли PlayStation Classic (лицензировавшей работу сообщества разработчиков эмуляторов в open source).
Только небольшая часть игр для N64 доступна на Switch через онлайн-подписку.
Однако на более современных консолях и Sony, и Nintendo по большей части ограничили «официальные» возможности поиграть в старые игры различными сервисами подписки на пакеты: Nintendo посредством своей медленно растущей коллекции Switch Online, а Sony — через свою масштабную библиотеку игр PlayStation Now со стримингом/скачиванием.
Это отличается от подхода Microsoft, которая использует слой эмуляции для того, чтобы старые диски Xbox и Xbox 360 работали на современном оборудовании. Microsoft даже продаёт цифровые копии некоторых игр, выпущенных десятки лет назад, по отдельности или по подписке Game Pass, добавив в них такие улучшения, как HDR и повышенная частота кадров на Xbox One и Series S/X.
Лицензирование и юридические ограничения
Спенсер поддержал развитие «легальной эмуляции» в то же самое время, когда Microsoft объявила, что теперь на новых консолях Xbox будет доступно ещё 70 игр для Xbox и Xbox 360. Но вместе с этим объявлением Microsoft сообщила, что «достигла предела возможностей в пополнении каталога старых игр из-за лицензионных, юридических и технических ограничений».
Это означает, что пользователи Xbox официально смогут поиграть на современном оборудовании только примерно в 600 игр из более чем двух тысяч игр для Xbox 360 и всего в 63 игры из почти тысячи игр для первого Xbox. Хотя в этот список включены самые популярные и запомнившиеся игры для классических консолей, он всё равно выглядит бледно по сравнению с широким набором играбельных игр, совместимых с неофициальными эмуляторами.
Так получилось потому, что в большинстве случаев ограничивающим фактором является не технология, а проблемы с правами. «Есть и технические сложности, но чаще всё сводится к лицензированию», — рассказал сайту Inverse в прошлом году директор по управлению программами Xbox Джейсон Роналд, объясняя, почему всё больше старых игр Xbox несовместимо с новым оборудованием Xbox. «В некоторых случаях уже не существует разработчика или издателя игры. Даже поиск того, кто должен выдать нам разрешение, может оказаться крайне сложной задачей».
На современном «железе» Xbox можно играть в многие старые игры Xbox, но не во все...
Почему компании Microsoft вообще требуются отдельные лицензии для эмуляции игр с созданных ею консолей? Похоже, ответ на этот вопрос как-то связан с условиями, которые написаны в исходных лицензиях.
«В общем случае, когда у тебя есть договор на разработку или издание, то в нём указано, какие права на издание ты лицензируешь», — рассказывает мичиганский юрист и ведущий Virtual Legality Ричард Хоег. В этих договорах обычно чётко указано, на каких конкретных платформах можно издавать игру, то есть, по словам Хоега, «запуск на виртуальном программном 360 внутри Xbox One, например, может быть и не разрешён».
В случае любой игры с таким договором компании Microsoft необходимо получать новую лицензию от издателя на эмуляцию игры на новой платформе. Именно по этой причине Nintendo не может просто использовать исходные договоры с издателями и добавить на Wii Virtual Console все игры с NES; в первоначальной сделке не учитывались последующие платформы. Даже для игр Xbox 360 на дисках может понадобиться новая лицензия, покрывающая новые эмулируемые версии, запускаемые на Xbox One (это касается и скачивания новой версии игры в оболочке эмулятора).
Как выше сказал Джейсон Роналд, поиск нужных компаний, с которыми можно договориться о новой лицензии — это не всегда простая задача, особенно когда в дело вступают лицензированная музыка или промежуточное ПО. «Допустим, использовался декодер видео, встроенный не в игру, а в ОС. В зависимости от исходной лицензии может потребоваться повторное лицензирование его для эмулятора, а если она теперь невозможна, то это может означать, что эмулировать игры, использующие этот декодер, нельзя. Они просто не будут работать», — рассказал нам юрист и блогер Law of the Game Марк Метенитис.
Аппаратное решение?
В прошлом другие производители консолей обходили эту проблему, добавляя в новые системы оборудование для запуска старых игр. Благодаря этому Game Boy Advance мог запускать все старые игры Game Boy, а первые версии PS3 запускали игры для PS2 и PS1. Так как эти старые игры, строго говоря, продолжали работать на той же аппаратной платформе (просто встроенной в корпус новой консоли), то исходные лицензии продолжали действовать, обеспечивая этим консолям полную обратную совместимость без необходимости решения множества юридических проблем.
В первой PS3 на 60 ГБ присутствовало оборудование PS2, обеспечивавшее обратную совместимость.
Но это дополнительное оборудование стоит денег, особенно если между поколениями архитектура значительно изменилась. Владельцы PlayStation узнали об этом в 2007 году, когда Sony убрала обратную совместимость из всех последующих моделей, предположительно для снижения затрат.
«Обратная совместимость — важная побочная возможность, но она далеко не приоритетна», — рассказывал в то время Джек Треттон, работавший президентом SCEA. «Обратная совместимость — не такая уж сильная мотивация к покупке, как вам говорят. У нас очень большая линейка игр на PS3; большинство людей покупает PS3 ради игр для PS3».
Это объясняет, почему вы не можете сыграть в выпущенную 25 лет назад игру для PS1, вставив её диск в PS5. Чтобы изменить эту ситуацию, Sony пришлось бы встроить в новую систему оборудование PS1 или заново по отдельности лицензировать игры для легальной эмуляции на современном оборудовании. И оба этих подхода влекут за собой затраты, на которые Sony, похоже, идти не желает.
Возможно, в дальнейшем это будет меньшей проблемой для производителей консолей, потому что лицензионные соглашения начинают отражать новую реальность поддержки разных поколений устройств. «Сегодня во многих лицензиях учитываются последующие консоли и эмуляция, но как и большинство аспектов лицензии, это может быть предметом переговоров», — говорит Хоег.
Как бы то ни было, в ситуации со старыми играми у производителей консолей есть не так много простых решений. Из-за юридических проблем мечта производителей об использовании эмуляции для запуска любых старых исполняемых приложений на новом оборудовании может во многих случаях остаться лишь мечтой.
Дополнение: после публикации статьи некоторые читатели поставили под сомнение чёткое разграничение между программной эмуляцией и обеспечением обратной совместимости при помощи оборудования. Например, консоли PS3 продолжали поддерживать диски PS1 при помощи программной эмуляции на протяжении всего срока жизни системы. Кроме того, европейские версии PS3 после отказа от установки дополнительного оборудования перешли на полную программную эмуляцию дисков PS2.
Проблемы с повторным лицензированием старых дисков Xbox у компании Microsoft могут больше быть связаны с конкретным способом реализации эмуляции. Для него требуется скачивание подвергнутой реверс-инжинирингу и полностью заново скомпилированной версии игры, предназначенной для процессора x86 нового оборудования, а не для прямой эмуляции кода Power PC на оригинальном диске.
С точки зрения лицензий, этот способ, основанный на скачивании, похоже, полностью отличается от эмулятора, просто выполняющего данные, находящиеся на физических носителях (как это было в случае скачивания игр PS1 на PSP). Чтобы обеспечить более полную обратную совместимость с ПО для старых Xbox, компании Microsoft может потребоваться фундаментально изменить способ работы эмуляции этого оборудования.
Комментарии (11)
musonius
22.11.2021 12:14+2именно поэтому у меня есть прошитый 360й бокс с винтом и огромнейшая библиотека игр под него на одном портале, файлы лежат на распределенном гуглодиске.
но на самом деле проблема с играми на консолях далеко не такая большая. а вот с играми на пк она горааааздо больше - есть игры которые работают только на хр или не выше чем 7. и никто эмулировать это не собирается. в итоге или ты сам играешь в виртуалке или на старом железе которое рано или поздно умрет или не играешь. а на современное железо далеко не всегда есть возможность поставить не 10 винду.
WQS100
22.11.2021 13:04+3на самом деле проблема с играми на консолях далеко не такая большая. а вот с играми на пк она горааааздо больше
Ну не знаю, мне кажется, что наоборот. На ПК, как вы сами пишете, можно виртуалку накатить, и это, скорее всего, большую часть потребностей покроет (в крайнем случае собрать\найти один старый комп вряд ли будет большой проблемой), плюс есть GOG, где довольно много старых игр, которые вроде бы должны более-менее нормально работать на современном железе. С консолями как-то всё сложнее. В зависимости от предпочтений, чтобы играть без особых проблем, нужно иметь на руках как минимум XBOX 360/Playstation 3/PS Vita/Nintendo(3)DS (первые две -- из-за возможных проблем с эмуляцией, последние -- из-за специфического форм-фактора) и к более старым консолям либо эмуляторы ставить и потом с ними возиться (совсем старые консоли, в прицнипе, нормально, эмулируются, а вот с более новыми уже могут возникнуть проблемы с отдельными играми), либо тоже иметь их у себя на полке, что не добавляет особого удобства.
musonius
22.11.2021 13:56на пк игр гораздо больше, на порядок это точно, а может и не на один) +есть шанс того, что старые игры могут конфликтовать с новыми версиями драйверов (и в целом драйвера на 3060 может не быть под хр-вин7). пробрасывать гпу тоже умеют не все виртуальники. в общем надо обладать некоторым опытом, чтобы решать эти проблемы если они решаемы. и этим далеко не все захотят заниматься.
на консоли с общей библиотекой в пару тысяч игр ты просто берешь, закидываешь распакованный исошник на винт консоли и все, она уже в библиотеке консоли, можно играть. ну по крайней мере на 360 так. на прошитой пс3 только играл, но не закидывал туда, не знаю процесса.
WQS100
22.11.2021 15:12на пк игр гораздо больше, на порядок это точно, а может и не на один)
Их будет гораздо больше, только если учитывать буквально всё, что можно на ПК запустить, независимо от того где, когда, кем и как они были созданы. Если же смотреть официально вышедшие игры, то цифры будут скромнее. Если верить той статистике по стиму, которую я нашёл, то в период 2004-2013 гг. в нём появилось немногим более 2 тысяч игр. Принимая во внимание те игры, которые до него вышли, и которые только на дисках выходили, можно увеличить это число, допустим, раза в 3, получим 6-7 тысяч, (не знаю, может я сильно преуменьшаю их число, но мне кажется, что тогда игр выходило не очень много), при этом стоящих трудов по запуску будет гораздо меньше, но будем считать все. При этом на 360 боксе и ps3 вышло примерно по 2000 игр на каждой консоли, почти 2000 игр на PSP, также около 2000 игр на Nintendo DS (и ближе к концу этого периода уже появилась 3DS, на которой тоже успело выйти какое-то количество игр), около 1500 игр на Nintendo Wii (при этом я не стал считать игры на ps2 и xbox, которые в это время тоже выходили, последняя игра на ps2 вышла в 2013 году), так что цифры вполне сравнимы, только тут дело ещё усугубляется тем, что эти игры выходили на разных платформах, в разных форм-факторах, с разным управлением, так что нельзя собрать какую-то одну железку, чтобы запускать их все.
просто берешь, закидываешь распакованный исошник на винт консоли и все, она уже в библиотеке консоли, можно играть
Если мы предполагаем, что у нас есть оригинальное железо в виде консоли (вот у меня таких старых моделей, например, нет, только 2DS и Switch), то также можно предполагать, что у нас и достаточно старый пк может быть, и тогда инструкция особо отличаться не будет. Думаю, если немного поискать в интернете, можно найти для себя приемлемый вариант (первая же ссылка на запрос "собрать пк для старых игр" меня привела на статью с хабра 2018 года, где уже готовая сборка описана; также на том же авито системные блоки целиком можно найти, но в их работоспособности я не уверен)
Xeldos
22.11.2021 12:24+6> Любой человек должен иметь возможность купить игру и продолжать
покупать её снова и снова
v1000
Только вот проблема скорее всего и еще в том, что для производителя не совсем выгодна возможность давать играть в старые версии игр. Потому что нужно продавать новые. Ну или собирать внутриигровые покупки. Потому что главный ресурс - это время. И если его тратят на старые игры - его не тратят на новые.
GospodinKolhoznik
Ещё не дай бог пользователи просекут, что старые игры зачастую лучше новых, и перестанут покупать новинки.
Skigh
Если старая игра вдруг раскрутится на Твиче, её правообладателям будет очень выгодна беспроблемная эмуляция на распространённом современном железе. Это могут быть миллионы долларов продаж на ровном месте.