Сейчас за нашими окнами дождь или снег, чтобы выйти на улицу нужна теплая одежда, а на орбите многофункциональный лабораторный модуль "Наука" уже четыре месяца работает в составе Международной космической станции. Завтра к нему должен отправиться сосед - узловой модуль "Причал". А когда "Наука" готовилась к старту, была середина июля, на Байконуре температура поднималась выше 30° Цельсия, а головной убор был необходимостью. Под катом завершающая часть рассказа о поездке на космодром - вывоз и вертикализация "Протона" с модулем "Наука" семнадцатого июля и пуск двадцать первого.

Вселенная крутится вокруг "Науки"
Вселенная крутится вокруг "Науки"

Видео в формате 360° для дополнения текста и фото:

17 июля 2021 года. Местное время - 4:30 утра, на восточной стороне горизонта еще только начинает разгораться заря, но у торца монтажно-испытательного комплекса 92А-50 уже стоят десятки людей. Ворота МИКа открыты, и туда уходят прицепленные к маневровому тепловозу пустые платформы. Это праздничное и торжественное утро - подготовительные работы и испытания на модуле "Наука" закончены, он установлен на ракету-носитель "Протон-М", ракета полностью собрана, перегружена на транспортер-установщик и сейчас отправится на стартовый комплекс. "Науку" провожают разработчики и создатели, космонавты последних наборов, которым в ней жить и работать на орбите, журналисты и блогеры.

Без различимого для непосвященных сигнала тепловоз начинает очень неспешно двигаться. За ним идут целых пять пустых железнодорожных платформ, поэтому для стоящих несколько в стороне зрителей это выглядит как шоу с продуманной интригой. Блогеры гадают, зачем было сцеплять столько платформ, и уже много недель спустя мне в голову приходит вполне рациональная гипотеза - это сделано, чтобы отодвинуть тепловоз подальше от МИКа и не пачкать дизельным выхлопом чистый ангар. Наконец в проеме появляется вагон системы термостатирования (простым языком, вагон-кондиционер).

Длинный поезд, торжественно-праздничная атмосфера и белый цвет вызывают ассоциации со свадьбой в аристократической среде или коронацией. Только в российской космонавтике все наоборот, и пажи со шлейфом платья выходят первыми. Но вот, наконец, появляется главная героиня, невеста и королева - ракета-носитель. В отличие от "Союза", "Протон" вывозят носом вперед. Но на старт он отправится так же, как и "Союз", хвостом вперед. Большие рукава на головном обтекателе - система термостатирования.

Наконец, спустя пятнадцать минут, поезд полностью выехал и остановился. Можно фотографироваться. Группа в синих комбинезонах чуть левее центра кадра - космонавты последних наборов.

И все это в динамике, ускоренное в 64 раза.

Пока публика фотографировалась на фоне ракеты, платформы отцепили, и тепловоз стал уводить поезд, уменьшившийся до вагона термостатирования, двух платформ под воздуховоды и транспортера-установщика. Тем временем уже почти рассвело. Обратите внимание, что с этого ракурса видно хвостовое крепление установщика между двумя нижними двигателями ракеты и плоскую панель разъемов в центре.

От МИКа до старта чуть больше десяти километров. Сооружения под "Протоны" находятся в северо-западном (левом верхнем) углу космодрома.

Недалеко от МИКа есть железнодорожный переезд, с которого очень удобно фотографировать вывозимую на старт ракету. Отправляемся туда.

Проблема "Байконура" заключается в том, что это огромная территория, не имеющая полностью охраняемого периметра. На космодром регулярно несанкционированно проникают "сталкеры", которые в лучшем случае сфотографируются в ангаре с "Бураном", а в худшем попытаются сделать что-нибудь еще менее этичное. Из-за этого сооружения имеют собственные локальные заборы и охрану. А вывоз ракеты на старт сопровождается целой процессией. В случае "Науки" первыми шли полицейские с собакой, затем надежность пути проверял дополнительный тепловоз, за ним - еще несколько человек в одеждах технического персонала, и только потом уже двигался поезд, сопровождаемый сразу несколькими автомобилями. Дополнительно сверху, обозревая окрестности, кружил легкий вертолет.

Гвоздь эскорта, конечно же, БРДМ-2 отдельного батальона "Скорпион" Управления МВД РФ по городу Байконур. Контраст военной техники, охраняющей мирный космос, очень любят фотографировать, эти машины есть практически в каждом репортаже с вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс.

А так в составе кавалькады еще две полицейские машины и пожарная.

Вертикализация

Наша следующая остановка - стартовый комплекс, площадка 200 левая. "Протоны" полетели спустя восемь лет после "семерок", поэтому интересно видеть, как некоторые технические решения выполнены изящнее, с учетом наработанного опыта. Для начала посмотрим на ракету сбоку. Установщик выглядит очень простым и легким, на его фоне аналогичный агрегат "Союза" заметно выше и кажется громоздким.

После остановки поезда персонал отсоединяет четыре рукава, идущие к вагону термостатирования. Нижние два закрывают лючками и завинчивают, а на двух верхних остаются красные "рога" переходников - когда подъедет ферма обслуживания, к ним подсоединят рукава стартовой системы. А пока придется постоять четыре часа под палящим солнцем. Ракета белая и хорошо отражает солнечные лучи, иногда дополнительно ее одевают в слой теплозащиты. Но не всегда, "Наука" ехала без этого одеяла.

Следующий важный этап - фиксация стрелы транспортера-установщика в стартовом сооружении. Нижние фиксаторы нам не разглядеть, но вот у верха виднеется зацеп очевидного назначения. В какой-то момент без понятного неспециалисту предупреждения, чтобы можно было успеть заснять этот момент, он сдвигается влево. Компания блогеров гадает, как это сделано, ракету ли двигают или что-то в стартовом сооружении, но уже потом, пересматривая фотографии, я вижу рядом гидравлический поршень. Он, кстати, виден на КДПВ в левой части зеленой стрелы.

Наверное для проверки, разгибают и сгибают обратно верхние крепления на установщике, которые "обнимают" ракету между второй и третьей ступенями. Обратите внимание на то, что перила в левой части предназначены для работ в вертикальном положении, а справа - в горизонтальном. Изящно!

И начинается вертикализация ракеты. Тут-то и становится ясна разница установщиков "Союза" и "Протона". На "Протоне" гидравлику перенесли в стартовое сооружение, а транспортер-установщик представляет собой просто легкую стрелу, стоящую на двух парах двухосных тележек. При подъеме ракеты передняя пара остается на месте, и становится отлично виден шип, на который опирается стрела.

Из-за этого, правда, на уже поднятой ракете получается немного сюрреалистическое зрелище стоящей вертикально второй пары тележек.

В отличие от "Союза", который стоит на старте окруженный четырьмя фермами-опорами и двумя кабель-заправочными мачтами, опоры и коммуникации "Протона" убрали в хвостовую часть. Из-за того, что первая ступень собирается уже на космодроме из центрального бака окислителя и шести боковых баков горючего с двигателями, дно бака окислителя открыто. Туда перенесли электрические, пневматические и прочие коммуникации. Стартовые опоры расположены между двигателями, а над ними установлены заправочные горловины. Трубопроводы под гаргротами (в быту есть простой аналог - кабель-канал) разводят компоненты топлива по бакам всех трех ступеней. Одна горловина заправляет все три ступени горючим, одна - первую ступень окислителем, еще одна - вторую и третью ступень окислителем. Разгонный блок и полезную нагрузку заправляют сильно заранее, еще перед установкой на ракету.

Из-за специфики хвостовой части у "Протона" очень интересный газоход. В центре стоит блок разъемов, а по бокам - опоры. Перед установкой ракеты в стартовое сооружение опоры выдвигаются. А когда ракета стартует, опоры складываются и, как и блок разъемов, закрываются защитными обтекателями. Схема с видом сбоку.

А вот фото с форума журнала "Новости космонавтики" (увы, личной возможности сфотографировать с этого ракурса у нас не было). Хорошо видны раскрытые защитные обтекатели. Над пятью из шести опор установлены шланги, соединяющиеся с горловинами на ракете.

Ну и, конечно же, прекрасное зрелище вертикализации в динамике. Обратите внимание, что она разбита на два этапа - сначала ракета движется очень медленно, но после прохода пары десятков градусов переходит в быстрый режим. Время ускорено в 60 раз.

После вертикализации ракета надолго замирает - ее незаметными движениями центрируют относительно блока разъемов. Затем так же незаметно для глаза опускают в стартовое сооружение. В итоге получается вот такая красота.

Когда появляется возможность, подходим поближе и заглядываем в газоход. Он у "Протона" очень компактный, двусторонний и этим похож на американские конструкции. Сложно сказать, чем руководствовались, выбирая газоход-чашу для "Ангары", но, насколько я помню, у протоновского варианта есть своя специфика. Когда-то давно мне попадалась информация о том, что, якобы, там используется специальный клей, которым покрывают стенки, чтобы они не разрушались под напором раскаленных выхлопных газов. Газоход-чашу можно спокойно выстелить бетонными плитами и менять их раз в несколько десятков лет. И в целом, на "Восточном", помнится, мне рассказывали о почти отсутствующих ремонтно-восстановительных работах после пуска.

После вертикализации нужно отвести стрелу установщика, поставить ее обратно на вторую пару тележек и увести в сторону. А для работ на ракете надо подогнать ферму обслуживания. Официально она ферма, хотя ее хочется назвать башней, по аналогии с мобильными башнями обслуживания для "Союзов" на космодромах Куру и Восточный. Да и технически они весьма похожи - движутся по рельсам, а коммуникации растягиваются и складываются на подвесных рельсах сбоку (на фото слева). Закрытые площадки обслуживания делают ее более комфортной, нежели полностью открытые площадки старта "Союзов". Движется она медленно, примерно час, и мы, сфотографировав ее с более близкого расстояния, уже не стали ждать.

Пуск

21 июля 2021 года, местное время 19 часов. С момента вывоза прошло уже четыре с половиной дня, на ракете провели необходимые подготовительные и проверочные работы. На космодроме наступает вечер, дневная жара сменяется на вполне приятную температуру, а парковку в шести километрах от старта, на которой мы стоим, накрывает тень от гостиницы. Но все это фиксируется машинально - все мысли крутятся вокруг "Науки". Россия двадцать лет не запускала большие модули МКС на "Протонах", и не волноваться не получается. На старте тем временем отводят ферму обслуживания, и ракета остается одиноко стоящей на фоне мачт с прожекторами и молниеотводами.

У кого-то в толпе провожающих есть рация, настроенная на рабочие частоты космодрома, и когда по трансляции тихо звучит "минутная готовность", напряжение достигает предела. Фотоаппараты давно наведены и настроены, и вспышка на старте вдавливает палец на кнопке съемки практически рефлекторно. Время старта: 19:58 местное, 17:58 МСК.

У "Протона" практически бесцветный и бездымный выхлоп, так что эти облака - что-то, сгоревшее на стартовом сооружении.

Ракурс не совсем удачный, выхлоп левого газохода на несколько секунд закрывает ракету (кстати, у газоходов-чаш такого не бывает), но она вскоре вновь становится видимой.

Расстояние в шесть с лишним километров означает, что звук идет до нас более двадцати секунд. Ракета уже давно летит, когда до нашего наблюдательного пункта доходит хлопок - двигатели "Протона" используют самовоспламеняющиеся компоненты и быстрее выходят на режим. "Протон" стартует сразу, в то время как "Союз" проходит, стоя на старте, этапы предварительной и промежуточной тяги, которые дают более слабый звук. Поэтому старт "Протона" слышен как хлопок, за которым следует грохот двигателя.

Коричневый дым в пламени выхлопа - штатный дренаж, все в порядке.

На высоте примерно десять километров ракета начинает оставлять инверсионный след, который быстро заканчивается. Выше условия для его формирования опять неблагоприятные.

Вот и все. Ракета быстро становится совсем невидимой, и в небе повисают облако дыма с первых секунд старта и инверсионный след. Если постараться, то можно разглядеть чуть видимый дымный след ракеты правее тени от превращающегося в облако инверсионного следа.

Мы успеваем услышать, что солнечные панели раскрыты нормально. Непростая, но в итоге закончившаяся благополучно дорога до МКС у "Науки" только начиналась.

А последнее фото репортажа сделано уже в Уфе. У меня не получилось заснять первые витки "Науки" с Байконура, а потом над моим городом не было видимых пролетов. И только в последние сутки перед стыковкой появился один пролет вечером. На еще светлом небе МКС была прекрасно различима. Спустя несколько минут должна была пролететь "Наука", и я, ничего не видя, все-таки сделал пару десятков снимков. Быстро глянув, ничего не увидел, и расстроился было, что потерял последний шанс. Но уже потом, просматривая более внимательно, увидел еле заметные треки. Еще сколько-то минут в разных графических редакторах и - вуаля! Один из последних витков одиночного полета модуля "Наука".


Выражаю благодарность пресс-службе Роскосмоса за приглашение и, отдельно, Элине, Анне и Екатерине за самоотверженный труд по организации поездки.

Предыдущие части:
Часть 4: Монтажно-испытательный комплекс "Протонов" - площадка 92А-50.
Часть 3: Город Байконур.
Часть 2: Стартовый комплекс "Союзов" - площадка 31.
Часть 1: Музей космодрома.

Комментарии (8)


  1. dbalabanov
    23.11.2021 13:36

    Обратите внимание, что она разбита на два этапа - сначала ракета движется очень медленно, но после прохода пары десятков градусов переходит в быстрый режим

    почему так?


    1. lozga Автор
      23.11.2021 16:49
      +2

      Хороший вопрос. И, если честно, мне не попадалось хорошего ответа на него. Можно предположить, что это связано с тем, чтобы на полезную нагрузку не действовала усиленная собственным весом нагрузка на изгиб при вращении. Но это не точно, ракета проходит всего пару десятков градусов, а косинус 20° =0,93, т.е. собственный вес уменьшает изгибающую нагрузку процентов на 10 примерно. Вполне возможно, что это даже какие-то ограничения установщика, например, параллельная проверка, что все идет как надо. Или тот же косинус 70 градусов делает подъем более легким для приводов.


      1. Tarakanator
        24.11.2021 08:58

        Ещё гипотеза.
        Некоторые ПН плохо переносят боковые нагрузки. Слышал даже что разрабатывались (или даже были, точно не помню) старты, когда ракету вывозят горизонтально, вертикализируют, и только потом устанавливают ПН. Чтобы избежать 1g боковой нагрузки.
        ВОЗМОЖНО. для медленной вертикализации сделан плавный старт и боковая нагрузка практически не отличается от 1g. А для быстрой вертикализации в момент разгона вертикализации ускорение 0.07g+0.93=1g который по любому ПН должна выдерживать.


        1. lozga Автор
          25.11.2021 16:54
          +1

          ПН, которые не переносят боковые нагрузки, загружают уже после установки ракеты в стартовое сооружение. В Куру такое бывает - сначала горизонтально вывозят "Союз", а потом уже на него ставят головную часть с ПН.

          Вот очень характерная картинка


          1. Tarakanator
            25.11.2021 18:18

            ВОТ. А старт протона такое умеет? Может замедленная вертикализация как "бесплатное" снижение боковых нагрузок?


            1. lozga Автор
              28.11.2021 09:30

              Дело в том, что российские/советские спутники разрабатывались с учетом горизонтальной транспортировки и соответствующих нагрузок. А на Западе есть и вертикальная транспортировка, исключительно под которую некоторые спутники могли разрабатывать.


              1. Tarakanator
                29.11.2021 12:04

                Это вы к чему? К тому, что на 1.5g (цифра с потолка) боковой перегрузки спутники делать дешевле, чем на 1g+ медленный старт вертикализации?


  1. scorpius_13
    24.11.2021 07:34
    +1

    ...за моментом старта напряжённо наблюдали на проходящем в то время форуме МАКС-2021. После старта все ч облегчением выдохнул, но впереди была основная нервотрёпка. А уж как бесновались всякие "доброжелатели" в те дни... Да достаточно тут же на Хабре почитать комментарии к новостям о Науке тех дней.