Сейчас за нашими окнами дождь или снег, чтобы выйти на улицу нужна теплая одежда, а на орбите многофункциональный лабораторный модуль "Наука" уже четыре месяца работает в составе Международной космической станции. Завтра к нему должен отправиться сосед - узловой модуль "Причал". А когда "Наука" готовилась к старту, была середина июля, на Байконуре температура поднималась выше 30° Цельсия, а головной убор был необходимостью. Под катом завершающая часть рассказа о поездке на космодром - вывоз и вертикализация "Протона" с модулем "Наука" семнадцатого июля и пуск двадцать первого.
Видео в формате 360° для дополнения текста и фото:
17 июля 2021 года. Местное время - 4:30 утра, на восточной стороне горизонта еще только начинает разгораться заря, но у торца монтажно-испытательного комплекса 92А-50 уже стоят десятки людей. Ворота МИКа открыты, и туда уходят прицепленные к маневровому тепловозу пустые платформы. Это праздничное и торжественное утро - подготовительные работы и испытания на модуле "Наука" закончены, он установлен на ракету-носитель "Протон-М", ракета полностью собрана, перегружена на транспортер-установщик и сейчас отправится на стартовый комплекс. "Науку" провожают разработчики и создатели, космонавты последних наборов, которым в ней жить и работать на орбите, журналисты и блогеры.
Без различимого для непосвященных сигнала тепловоз начинает очень неспешно двигаться. За ним идут целых пять пустых железнодорожных платформ, поэтому для стоящих несколько в стороне зрителей это выглядит как шоу с продуманной интригой. Блогеры гадают, зачем было сцеплять столько платформ, и уже много недель спустя мне в голову приходит вполне рациональная гипотеза - это сделано, чтобы отодвинуть тепловоз подальше от МИКа и не пачкать дизельным выхлопом чистый ангар. Наконец в проеме появляется вагон системы термостатирования (простым языком, вагон-кондиционер).
Длинный поезд, торжественно-праздничная атмосфера и белый цвет вызывают ассоциации со свадьбой в аристократической среде или коронацией. Только в российской космонавтике все наоборот, и пажи со шлейфом платья выходят первыми. Но вот, наконец, появляется главная героиня, невеста и королева - ракета-носитель. В отличие от "Союза", "Протон" вывозят носом вперед. Но на старт он отправится так же, как и "Союз", хвостом вперед. Большие рукава на головном обтекателе - система термостатирования.
Наконец, спустя пятнадцать минут, поезд полностью выехал и остановился. Можно фотографироваться. Группа в синих комбинезонах чуть левее центра кадра - космонавты последних наборов.
И все это в динамике, ускоренное в 64 раза.
Пока публика фотографировалась на фоне ракеты, платформы отцепили, и тепловоз стал уводить поезд, уменьшившийся до вагона термостатирования, двух платформ под воздуховоды и транспортера-установщика. Тем временем уже почти рассвело. Обратите внимание, что с этого ракурса видно хвостовое крепление установщика между двумя нижними двигателями ракеты и плоскую панель разъемов в центре.
От МИКа до старта чуть больше десяти километров. Сооружения под "Протоны" находятся в северо-западном (левом верхнем) углу космодрома.
Недалеко от МИКа есть железнодорожный переезд, с которого очень удобно фотографировать вывозимую на старт ракету. Отправляемся туда.
Проблема "Байконура" заключается в том, что это огромная территория, не имеющая полностью охраняемого периметра. На космодром регулярно несанкционированно проникают "сталкеры", которые в лучшем случае сфотографируются в ангаре с "Бураном", а в худшем попытаются сделать что-нибудь еще менее этичное. Из-за этого сооружения имеют собственные локальные заборы и охрану. А вывоз ракеты на старт сопровождается целой процессией. В случае "Науки" первыми шли полицейские с собакой, затем надежность пути проверял дополнительный тепловоз, за ним - еще несколько человек в одеждах технического персонала, и только потом уже двигался поезд, сопровождаемый сразу несколькими автомобилями. Дополнительно сверху, обозревая окрестности, кружил легкий вертолет.
Гвоздь эскорта, конечно же, БРДМ-2 отдельного батальона "Скорпион" Управления МВД РФ по городу Байконур. Контраст военной техники, охраняющей мирный космос, очень любят фотографировать, эти машины есть практически в каждом репортаже с вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс.
А так в составе кавалькады еще две полицейские машины и пожарная.
Вертикализация
Наша следующая остановка - стартовый комплекс, площадка 200 левая. "Протоны" полетели спустя восемь лет после "семерок", поэтому интересно видеть, как некоторые технические решения выполнены изящнее, с учетом наработанного опыта. Для начала посмотрим на ракету сбоку. Установщик выглядит очень простым и легким, на его фоне аналогичный агрегат "Союза" заметно выше и кажется громоздким.
После остановки поезда персонал отсоединяет четыре рукава, идущие к вагону термостатирования. Нижние два закрывают лючками и завинчивают, а на двух верхних остаются красные "рога" переходников - когда подъедет ферма обслуживания, к ним подсоединят рукава стартовой системы. А пока придется постоять четыре часа под палящим солнцем. Ракета белая и хорошо отражает солнечные лучи, иногда дополнительно ее одевают в слой теплозащиты. Но не всегда, "Наука" ехала без этого одеяла.
Следующий важный этап - фиксация стрелы транспортера-установщика в стартовом сооружении. Нижние фиксаторы нам не разглядеть, но вот у верха виднеется зацеп очевидного назначения. В какой-то момент без понятного неспециалисту предупреждения, чтобы можно было успеть заснять этот момент, он сдвигается влево. Компания блогеров гадает, как это сделано, ракету ли двигают или что-то в стартовом сооружении, но уже потом, пересматривая фотографии, я вижу рядом гидравлический поршень. Он, кстати, виден на КДПВ в левой части зеленой стрелы.
Наверное для проверки, разгибают и сгибают обратно верхние крепления на установщике, которые "обнимают" ракету между второй и третьей ступенями. Обратите внимание на то, что перила в левой части предназначены для работ в вертикальном положении, а справа - в горизонтальном. Изящно!
И начинается вертикализация ракеты. Тут-то и становится ясна разница установщиков "Союза" и "Протона". На "Протоне" гидравлику перенесли в стартовое сооружение, а транспортер-установщик представляет собой просто легкую стрелу, стоящую на двух парах двухосных тележек. При подъеме ракеты передняя пара остается на месте, и становится отлично виден шип, на который опирается стрела.
Из-за этого, правда, на уже поднятой ракете получается немного сюрреалистическое зрелище стоящей вертикально второй пары тележек.
В отличие от "Союза", который стоит на старте окруженный четырьмя фермами-опорами и двумя кабель-заправочными мачтами, опоры и коммуникации "Протона" убрали в хвостовую часть. Из-за того, что первая ступень собирается уже на космодроме из центрального бака окислителя и шести боковых баков горючего с двигателями, дно бака окислителя открыто. Туда перенесли электрические, пневматические и прочие коммуникации. Стартовые опоры расположены между двигателями, а над ними установлены заправочные горловины. Трубопроводы под гаргротами (в быту есть простой аналог - кабель-канал) разводят компоненты топлива по бакам всех трех ступеней. Одна горловина заправляет все три ступени горючим, одна - первую ступень окислителем, еще одна - вторую и третью ступень окислителем. Разгонный блок и полезную нагрузку заправляют сильно заранее, еще перед установкой на ракету.
Из-за специфики хвостовой части у "Протона" очень интересный газоход. В центре стоит блок разъемов, а по бокам - опоры. Перед установкой ракеты в стартовое сооружение опоры выдвигаются. А когда ракета стартует, опоры складываются и, как и блок разъемов, закрываются защитными обтекателями. Схема с видом сбоку.
А вот фото с форума журнала "Новости космонавтики" (увы, личной возможности сфотографировать с этого ракурса у нас не было). Хорошо видны раскрытые защитные обтекатели. Над пятью из шести опор установлены шланги, соединяющиеся с горловинами на ракете.
Ну и, конечно же, прекрасное зрелище вертикализации в динамике. Обратите внимание, что она разбита на два этапа - сначала ракета движется очень медленно, но после прохода пары десятков градусов переходит в быстрый режим. Время ускорено в 60 раз.
После вертикализации ракета надолго замирает - ее незаметными движениями центрируют относительно блока разъемов. Затем так же незаметно для глаза опускают в стартовое сооружение. В итоге получается вот такая красота.
Когда появляется возможность, подходим поближе и заглядываем в газоход. Он у "Протона" очень компактный, двусторонний и этим похож на американские конструкции. Сложно сказать, чем руководствовались, выбирая газоход-чашу для "Ангары", но, насколько я помню, у протоновского варианта есть своя специфика. Когда-то давно мне попадалась информация о том, что, якобы, там используется специальный клей, которым покрывают стенки, чтобы они не разрушались под напором раскаленных выхлопных газов. Газоход-чашу можно спокойно выстелить бетонными плитами и менять их раз в несколько десятков лет. И в целом, на "Восточном", помнится, мне рассказывали о почти отсутствующих ремонтно-восстановительных работах после пуска.
После вертикализации нужно отвести стрелу установщика, поставить ее обратно на вторую пару тележек и увести в сторону. А для работ на ракете надо подогнать ферму обслуживания. Официально она ферма, хотя ее хочется назвать башней, по аналогии с мобильными башнями обслуживания для "Союзов" на космодромах Куру и Восточный. Да и технически они весьма похожи - движутся по рельсам, а коммуникации растягиваются и складываются на подвесных рельсах сбоку (на фото слева). Закрытые площадки обслуживания делают ее более комфортной, нежели полностью открытые площадки старта "Союзов". Движется она медленно, примерно час, и мы, сфотографировав ее с более близкого расстояния, уже не стали ждать.
Пуск
21 июля 2021 года, местное время 19 часов. С момента вывоза прошло уже четыре с половиной дня, на ракете провели необходимые подготовительные и проверочные работы. На космодроме наступает вечер, дневная жара сменяется на вполне приятную температуру, а парковку в шести километрах от старта, на которой мы стоим, накрывает тень от гостиницы. Но все это фиксируется машинально - все мысли крутятся вокруг "Науки". Россия двадцать лет не запускала большие модули МКС на "Протонах", и не волноваться не получается. На старте тем временем отводят ферму обслуживания, и ракета остается одиноко стоящей на фоне мачт с прожекторами и молниеотводами.
У кого-то в толпе провожающих есть рация, настроенная на рабочие частоты космодрома, и когда по трансляции тихо звучит "минутная готовность", напряжение достигает предела. Фотоаппараты давно наведены и настроены, и вспышка на старте вдавливает палец на кнопке съемки практически рефлекторно. Время старта: 19:58 местное, 17:58 МСК.
У "Протона" практически бесцветный и бездымный выхлоп, так что эти облака - что-то, сгоревшее на стартовом сооружении.
Ракурс не совсем удачный, выхлоп левого газохода на несколько секунд закрывает ракету (кстати, у газоходов-чаш такого не бывает), но она вскоре вновь становится видимой.
Расстояние в шесть с лишним километров означает, что звук идет до нас более двадцати секунд. Ракета уже давно летит, когда до нашего наблюдательного пункта доходит хлопок - двигатели "Протона" используют самовоспламеняющиеся компоненты и быстрее выходят на режим. "Протон" стартует сразу, в то время как "Союз" проходит, стоя на старте, этапы предварительной и промежуточной тяги, которые дают более слабый звук. Поэтому старт "Протона" слышен как хлопок, за которым следует грохот двигателя.
Коричневый дым в пламени выхлопа - штатный дренаж, все в порядке.
На высоте примерно десять километров ракета начинает оставлять инверсионный след, который быстро заканчивается. Выше условия для его формирования опять неблагоприятные.
Вот и все. Ракета быстро становится совсем невидимой, и в небе повисают облако дыма с первых секунд старта и инверсионный след. Если постараться, то можно разглядеть чуть видимый дымный след ракеты правее тени от превращающегося в облако инверсионного следа.
Мы успеваем услышать, что солнечные панели раскрыты нормально. Непростая, но в итоге закончившаяся благополучно дорога до МКС у "Науки" только начиналась.
А последнее фото репортажа сделано уже в Уфе. У меня не получилось заснять первые витки "Науки" с Байконура, а потом над моим городом не было видимых пролетов. И только в последние сутки перед стыковкой появился один пролет вечером. На еще светлом небе МКС была прекрасно различима. Спустя несколько минут должна была пролететь "Наука", и я, ничего не видя, все-таки сделал пару десятков снимков. Быстро глянув, ничего не увидел, и расстроился было, что потерял последний шанс. Но уже потом, просматривая более внимательно, увидел еле заметные треки. Еще сколько-то минут в разных графических редакторах и - вуаля! Один из последних витков одиночного полета модуля "Наука".
Выражаю благодарность пресс-службе Роскосмоса за приглашение и, отдельно, Элине, Анне и Екатерине за самоотверженный труд по организации поездки.
Предыдущие части:
Часть 4: Монтажно-испытательный комплекс "Протонов" - площадка 92А-50.
Часть 3: Город Байконур.
Часть 2: Стартовый комплекс "Союзов" - площадка 31.
Часть 1: Музей космодрома.
Комментарии (8)
scorpius_13
24.11.2021 07:34+1...за моментом старта напряжённо наблюдали на проходящем в то время форуме МАКС-2021. После старта все ч облегчением выдохнул, но впереди была основная нервотрёпка. А уж как бесновались всякие "доброжелатели" в те дни... Да достаточно тут же на Хабре почитать комментарии к новостям о Науке тех дней.
dbalabanov
почему так?
lozga Автор
Хороший вопрос. И, если честно, мне не попадалось хорошего ответа на него. Можно предположить, что это связано с тем, чтобы на полезную нагрузку не действовала усиленная собственным весом нагрузка на изгиб при вращении. Но это не точно, ракета проходит всего пару десятков градусов, а косинус 20° =0,93, т.е. собственный вес уменьшает изгибающую нагрузку процентов на 10 примерно. Вполне возможно, что это даже какие-то ограничения установщика, например, параллельная проверка, что все идет как надо. Или тот же косинус 70 градусов делает подъем более легким для приводов.
Tarakanator
Ещё гипотеза.
Некоторые ПН плохо переносят боковые нагрузки. Слышал даже что разрабатывались (или даже были, точно не помню) старты, когда ракету вывозят горизонтально, вертикализируют, и только потом устанавливают ПН. Чтобы избежать 1g боковой нагрузки.
ВОЗМОЖНО. для медленной вертикализации сделан плавный старт и боковая нагрузка практически не отличается от 1g. А для быстрой вертикализации в момент разгона вертикализации ускорение 0.07g+0.93=1g который по любому ПН должна выдерживать.
lozga Автор
ПН, которые не переносят боковые нагрузки, загружают уже после установки ракеты в стартовое сооружение. В Куру такое бывает - сначала горизонтально вывозят "Союз", а потом уже на него ставят головную часть с ПН.
Вот очень характерная картинка
Tarakanator
ВОТ. А старт протона такое умеет? Может замедленная вертикализация как "бесплатное" снижение боковых нагрузок?
lozga Автор
Дело в том, что российские/советские спутники разрабатывались с учетом горизонтальной транспортировки и соответствующих нагрузок. А на Западе есть и вертикальная транспортировка, исключительно под которую некоторые спутники могли разрабатывать.
Tarakanator
Это вы к чему? К тому, что на 1.5g (цифра с потолка) боковой перегрузки спутники делать дешевле, чем на 1g+ медленный старт вертикализации?