Давайте представим себе обычного среднестатистического пришельца. Что нам рисует наше воображение при слове «инопланетянин»?
Скорее всего, это будет один из двух вариантов:
Классический маленький зелёный человечек. Возможно, у него есть рожки, антенны или какие-нибудь другие отличительные признаки. Но самое главное, что он маленький и он зелёный.
Более современный и «взрослый» светло-серый гуманоид. У него непропорционально большая округлая голова, которая сужается в нижней части. Ещё у него огромные чёрные миндалевидные глаза без зрачков. Руки у этого инопланетянина длинные и очень тонкие, с большими пальцами. Тело тоже тонкое и вытянутое.
Эти два образа наиболее характерны для нашей современной поп-культуры. Их можно встретить и в книгах, и в кино, и в комиксах — почти всегда, когда речь идёт об инопланетянах. Конечно, есть и исключения: писатели-фантасты и художники с богатым воображением сознательно избегают банальных привычных паттернов. Но маленькие зелёные или серые человечки прочно засели у нас в мозгах.
Что общего у викингов и инопланетян?
В подобных случаях интересно понять, откуда же взялись столь устойчивые стереотипы. Многие из вас, наверняка, уже читали о том, что у настоящих исторических викингов на самом деле не было никаких рогов на шлемах. Тем не менее, при слове «викинг» мы не задумываясь представляем себе светловолосого или рыжеволосого гиганта с непременными атрибутами — рогатым шлемом и двумя косичками по бокам.
На самом же деле учёные считают, что если викинги и использовали рогатые шлемы, то только в редких случаях — скорее как церемониальные головные уборы для особых ритуалов. В бою же такие шлемы не столько помогали бы, сколько мешали. В самом деле, не бодать же викингам своих противников. Ни в одном захоронении того времени не было найдено подобных артефактов. Существует даже гипотеза, что викинги вообще не носили шлемов.
Есть две версии происхождения легенды о рогатых шлемах. Первая связана со средневековой католической церковью, которая объявила воинственных викингов чертями и «дьявольским отродьем». Вполне логично было бы изобразить их с рогами, что и не преминули сделать авторы церковных книг. Вторая версия — более современная. Романтические художники 19 века любили изображать своих героев в сильно приукрашенном виде — примерно так же, как в наши дни в комиксах рисуют супергероев. Например, в 1820 году шведский художник Август Мальмстрём в иллюстрации к поэме «Сага о Фритьофе» изобразил викингов с рогатыми шлемами. Книга имела большой успех и миф распространился по всей Европе.
Маленькие зелёные человечки
Давайте ненадолго забудем про инопланетян и подумаем, кто же у нас в истории мифологии и литературы ещё был зелёным (не обязательно маленьким). Да ведь это же эльфы! Есть ещё и лепреконы. А в русском фольклоре — многочисленные лесные жители под руководством лешего: всяческие кикиморы, лесовики и нимфы.
Это только самые очевидные и известные примеры. Если же проследить всю цепочку, то становится понятно, что устойчивый паттерн таинственных зелёных существ, которые живут рядом с человеком, существует в мифологии ещё с первобытных времён.
В книге Антона Первушина «Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора» подробно изложена вся история мифа о зелёных человечках. Точнее — о древних зелёных богах и героях до того, как они измельчали. Вот некоторые примеры:
Бог Осирис в египетском пантеоне, которого изображали с зелёной кожей и каким-нибудь растением.
Шумерское божество Таммуз, кельтский Ноденс и скандинавский Один тоже так или иначе связаны с природой и плодородием. Правда, не очень понятно, насколько они были «зелёными».
Герои народного фольклора: Джон Ячменное зерно, Пак, Зелёный рыцарь, Лепрекон. Даже сам Робин Гуд, который традиционно обычно изображается в зелёной одежде.
Обитатели холмов сиды, шиды или туаты в кельтской мифологии.
Наконец, эльфы, которые, как считается, произошли от германо-скандинавских альвов, олицетворяющих животворящую силу природы. В более поздних английских сказках эльфы сильно уменьшились в размерах и традиционно имели зелёную одежду или зелёную кожу.
Вообще, так называемый «зелёный человек», — это популярный мотив в средневековом искусстве.
Так что зелёных человечков в нашей мифологии более чем достаточно. Заметьте, почти все они обычно скрытно живут рядом с людьми и связаны с природой и плодородием. Ну а уж позже стереотип о зелёных людях плавно перекочевал в современную космическую мифологию. Инопланетяне тоже показываются людям только по особым случаям. Есть также устойчивый миф, что они живут рядом с нами (вспомним хотя бы «Людей в чёрном»).
Антон Первушин приводит примеры ранних образчиков новой формы образа зелёных человечков:
Забытый рассказ Чарльза Лумиса «Зелёный мальчик с Ура», написанный в 1899 году. В нём фигурирует марсианин-гуманоид зелёного цвета.
Детская книжка Фанни Остендер «Дар магического жезла», 1902 год. В ней главного персонажа в мир фей сопровождает маленький зелёный гуманоид.
Теперь ироничный термин «зелёные человечки» всё больше ассоциируется именно с инопланетянами. В укреплении этого мифа поучаствовали и журналисты, и писатели фантасты, например, Эдгар Берроуз.
Сейчас «зелёные человечки» воспринимаются скорее как герои детских книжек и юмористических произведений. Им на смену пришли «серые человечки» или «греи».
Маленькие серые человечки
Серые гуманоиды уже совсем не такие милые, как зелёные потомки эльфов. Они выглядят угрожающе и пугающе, они медленно и таинственно перемещаются в тумане и бесстрастно смотрят на вас своими чёрными огромными глазами. Их образ призван возродить серьёзное отношение к инопланетному вторжению и рассказам очевидцев.
Считается, что впервые греи встречаются в повести шотландского писателя Кеннета Фолингсби «Меда: Сказка о будущем», написанной в 1891 году. Затем идею подхватил и растиражировал Герберт Уэллс в эссе «Человек миллионного года». Оно было опубликовано в 1893 году и описывает наших далёких потомков примерно так же, как мы представляем себе серых инопланетян.
Ну а дальше этот образ, что называется, пошёл в народ. Нам он хорошо знаком по современному кино, например, по сериалу X-Files или по фильму Стивена Спилберга «Близкие контакты третьего рода». Ну и, конечно, многие из вас видели замечательную мистификацию — запись Alien autopsy, 17-минутную ленту, изображающую медицинское исследование пилота-инопланетянина на американской военной базе.
Но как же возник этот образ? Если зелёные человечки пришли к нам из доисторической глубины веков, то откуда же к нам пожаловали серые человечки? На этот счёт есть просто удивительная гипотеза, которую выдвинул психолог Фредерик Мальмстрём.
Примечание. Когда я написал этот абзац, я вдруг с удивлением обнаружил, что современный психолог — однофамилец шведского художника Августа Мальмстрёма, который придумал рогатые шлемы викингов. Бывают такие совпадения.
Итак, держитесь. По гипотезе Мальмстрёма все мы встречали в детстве образ серого большеглазого инопланетянина. Это наша мать.
Не спешите записывать американского учёного в шарлатаны и мистификаторы. Всё дело в том, что каждый младенец обладает астигматизмом и воспринимает окружающий мир совсем не так, как взрослый человек. И самое первое лицо, которое он видит в своей жизни, лицо матери, воспринимается им как набор расплывчатых пятен. Астигматизм у младенцев постепенно проходит, а образ «гуманоида с большой головой, огромными чёрными глазами и бесцветной кожей» остаётся в глубинах нашего сознания на всю жизнь.
Корни всех вещей
Признаться, когда я прочитал в книге Антона Первушина главу «Инопланетяне тайно присутствуют на Земле», я был поражён тому, насколько глубоко идея о зелёных человечках уходит корнями в далёкое прошлое. Как причудливо иногда преобразуются старинные мифы, прежде чем дойти до нашего времени! Многое из того, что считается современным, на самом деле зародилось даже не в средневековье, а в гораздо более древние времена. Всё это удивительным образом перемешивается с особенностями работы нашего сознания, порождая устойчивые стереотипы.
Наша поп-культура породила целый зоопарк образов инопланетян: от мрачного зловещего Чужого до дружелюбного добродушного Альфа. Но зелёные или серые человечки с большими головами и миндалевидными глазами по-прежнему прочно сидят у нас в головах и никуда не собираются уходить. Мы считаем, что именно так и должны выглядеть «реальные» пришельцы.
Комментарии (19)
ignat99
02.12.2021 10:46+3В русском языке есть два слова - иноземец и иностранец. Иноземцы давно среди нас. И часть нас - иноземцы.
pae174
02.12.2021 15:30+2Аналогичный прикол с игрой слов - в законодательстве разных англоязычных есть статусы Resident Alien и Non Resident Alien. Двусмысленность этого обыграна в фильме "Люди в черном" в эпизоде с остановкой Реджика.
NemoVors
02.12.2021 10:50+9Идея с матерью-инопланетянином интересна. Но почему серый? Цвет кожи все же - конкретный цвет. Или младенцы цвета тоже не сразу учаться воспринимать (я правда не знаю)?
И еще - почему же образ сохраняется как "чуждый" и "инопланетный"? Ведь он скорее должен сохраниться как "родной", "кормящий" и "любящий"? Или сохраняется как "неизвестный" и "неопределенный", когда младенец так видит, например, врачей, которые тоже толпятся рядом во время родов и первых дней, одеты в белые халаты на фоне ярких светильников. Вот их лица на таком фоне вполне могут казаться серыми. И оттуда же могут расти ноги о "тестах", которые на младенцах проводят (врачи-то измеряют температуру, иногда ректально - вот вам и "зонды" :) , берут кровь на анализ и т.д.).
Что-то мысль понеслась. Но если можно вызвать спящие воспоминания из младенчества, то они вполне соотвествуют рассказам похищенных: яркий свет, туман (плохое зрение) инопланетяне, говорящие на непонятном языке (младенец языков не знает), тесты, обрывочная память (младенец много спит) и т.д. Даже интересно стало, нет ли корелляции в перекрашивании зеленых в серых после появления больниц в современном представлении?
astenix
02.12.2021 16:38Серый, зеленый, оранжевый — любой цвет, лишь бы НЕ был такой, как у нас. Иначе это будут не пришельцы, а собратия наши по разуму, против которых будет сложно объявлять звездные войны.
Reformat
02.12.2021 11:51+3Почему когда человек представляет иной разум, то воплощает его в привычные земные формы? Руки, ноги, щупальца, голова? Какая-то техника, машины-блюдца?
Никто не задумывался что по настоящему другой, и тем более, превосходящий нас разум, совсем не похож на любых мыслимых "инопланетян", и может быть даже не распознан и не замечен нами?
Например, попробуйте предствить, что происходит в нейронке муравья, когда вы берете его на руку, или когда вот он полз к препятствию, и раз, вы убрали его, или добавили?
С этой точки зрения, иной разум может быть уже здесь...
MentalBlood
02.12.2021 13:48Почему когда человек представляет иной разум, то воплощает его в привычные земные формы?
Потому что бытовое понятие разума тесно связано с эмпатией. Если к чему-то можно применить эмпатию (легко представить о чем оно думает), то оно, скорее всего, разумно. Такая утиная типизация
Такое "эмпатия-ориентированное" представление о разуме может выглядеть легкомысленно, но в быту другое представление не нужно. Т.е. можно давать разные интересные определения разума и говорить в их контексте о разных интересных вещах, но это уже философия получается
MentalBlood
02.12.2021 13:58Никто не задумывался что по настоящему другой, и тем более, превосходящий нас разум, совсем не похож на любых мыслимых "инопланетян", и может быть даже не распознан и не замечен нами?
Ребята, называющее область в которой работают "спекулятивный реализм", любят говорить о таких вот темных, недосягаемых вещах. Имхо это все очень скучно. Если мы принципиально не можем что-то распознать, то наличие этого чего-то неотличимо от его отсутствия
Ну и даже терминологически, зачем называть что-то разумом, если оно интуитивно ну вот вообще не похоже на разум. Можно другое слово придумать
P.S. Еще можно думать в обратном направлении, мол наш разум не может быть распознан более "низшим" разумом. А можно вообще забить на линейку "ниже-выше", или даже на метрику и говорить о разумах как о чем-то не поддающемся сравнению
pankraty
02.12.2021 20:26+4На эту тему попадался короткий рассказ - довольно забавный, но я не помню ни автора, ни названия. Там в Солнечную систему прибыли представители негуманоидной цивилизации, у которых восприятие времени на несколько порядков более медленное, чем у нас. С их точки зрения, буквально на их глазах, на одной из планет возникла и взрывоподобно развилась разумная жизнь на основе углерода.
закончилось печально
Космический корабль землян обнаружил пришельцев, по-видимому, чрезвычайно древний. Признаков жизни ре обнаружено, всё обитатели представляют собой окаменелости, которые было решено выставить в музее.
И только уборщик недоумевал, почему эти окаменелости периодически оказывались сдвинуты на несколько миллиметров, и раз за разом ставил их на место.
Ellarihan
03.12.2021 13:44+2Л. Каганов - "На место"
pankraty
03.12.2021 13:55+2Точно! Спасибо большое! Поставлю прямую ссылку https://lleo.me/arhive/fan2004/na_mesto.shtml
engine9
10.12.2021 00:29+1Наверное потому что человек как машина стереотипов, проще представлять что-то шаблонное, архетипическое.
Goupil
02.12.2021 16:14+11В начале космической гонки, когда остро стояли даже базовые вопросы жизнедеятельности в космосе, оба конкурсанта проводили многочисленные эксперименты с братьями нашими меньшими. Часть из них проводилась на земле, а часть в условиях, приближенные к "натуральным" - в стратосфере. Сверхвысотные шары поднимали капсулы высоко в небо, где холодно, черно над головой и нечем дышать. Советы любили отправлять лучших друзей человека, традиция, продолженная и в дальнейшем. У американцев был более свободный доступ к эволюционно более близким человеку, но экзотическим в плане содержания животным - приматам. Обязанная датчиками макака совершала путешествие наверх, к космосу, и обратно, прокладывая дорогу человеку. Благополучно и не очень, наука требует жертв, желательно бессловесных.
Иногда капсула терялась, связь с ней пропадала, ее относил ветер подальше и она могла сесть далеко за пределы военных баз. Представим что такая капсула ночью села в поле, где сеньор Родригес, его жена и дети растят кукурузу. Спустя несколько дней Санчо, сын фермеров, рано утром подмечает на поле что-то странное блестящее и круглое (или сплющенное, если совсем не повезло). Он бежит к отцу, отец, позвонив в полицию, вместе с ним и женой срочно едут на место. Они обходят неизвестный объект, но боятся приближаться - они набожные католики, кто знает чьих демонических рук эти проделки. Вдруг они отмечают что створки капсулы приоткрыты, видимо из-за удара. Внутри, в полутьме, среди трубок и проводов виднеется что то неподвижное ,небольшое, в костюме, серо-зеленое, без видимого носа, с огромными темными глазницами. Что-то похожее на человека, но не человек. Зловещее. Из капсулы доносится тяжёлый запах разложения.
Не желая испытывать судьбы они возвращаются домой. Все бурно обсуждают что это такое, жена плачет и говорит что надо было усерднее молиться, а теперь горе им горе. Родригес молчит и курит сигареты. Вечером вместе с полицией почему-то приезжают военные и какие-то странные люди в спецовках, извиняются за неудобства, но ничего не объясняют, грузят дьявольскую штуку на грузовик и увозят. Через неделю из местной газеты приезжает журналист и спрашивает о том, что очевидцы видели. "Чертовщина какая-то" говорит Родригес и трет виски " Совершенно без шума появился шар, а в шару мелкий зелёный человечек с вот такими глазами! Его потом увезли военные и ничего не объяснили! Por favor, напечатайте это! Мир должен знать! Моя жена плачет каждый вечер, и дети плохо спят!"
Журналист улыбается. Он знает что спасибо Герберту Уэллсу народ жаждет историй о пришельцах, особенно на заре космической эры.
Тем временем на военной базе в капсулу грузят новую макаку и с надеждой что если уж капсула упадет, то теперь в море.
General_Failure
03.12.2021 14:35+2если уж капсула упадет, то теперь в море
И счастливый журналист поедет за новыми свидетельствами НЛО уже к рыбакам.
uhf
03.12.2021 20:33+2Какая мать, какие младенцы? Что в головах этих психологов?
Если сравнить неандертальца и современного человека, то различия хорошо видно. Голова относительно тела стала больше, потому что мозг теперь основной рабочий орган, и его нужно много. Мышц стало меньше, потому что не нужно руками убивать мамонта. Нижняя челюсть уменьшилась, потому что не нужно перетирать грубую низкокалорийную пищу. Волосяной покров уменьшился, потому что стал ненужен. Глаза стали больше, потому что это основной порт ввода информации.
Образ пришельца — это просто экстраполяция эволюции человека.engine9
10.12.2021 07:12+1И как это ваше предположение увязывается с массовым неверием в теорию эволюции и возмущению обывателя на то что он якобы произошел от обезьяны?
Полагаете, что миф зародился из за того, что людям интуитивно понятна и очевидна эволюционная трансформация человеческого тела? Я вот сомневаюсь.
Вы, кстати, можете увидеть лицо с большими глазами и маленьким ртом сами, попросите кого-нибудь смотреть на вас с расстояния сантиметров десять. Нужно будет напрягать зрение, но именно с такого ракурса сказываются перспективные искажения.uhf
10.12.2021 08:23+1людям интуитивно понятна и очевидна эволюционная трансформация человеческого тела
Именно так. Образ пришельца широко распространился и укоренился во время НТР, когда противников эволюции никто не воспринимал всерьез, да они и слова не имели. А Уэллс, которому в этой статье приписывают популяризацию образа, был атеистом.
BiW
Натягивание совы на глобус. С кожей зеленого цвета египтяне изображали не только Осириса, но и просто умерших людей. Т.е., если человек зеленый - значит он мертв. В основном, Осириса изображали в виде мумии(внезапно, да?), поскольку до того как воскреснуть и стать судьей в мире мертвых, он был убит и мумифицирован, с кожей зеленого цвета.