Рано или поздно каждый продакт становится достаточно матёрым, чтобы грамотно автоматизировать любую ручную работу:

  • Финотдел тратит время на отчет? Вот вам кнопка, жмите, отчет сформируется автоматически!

  • Аналитики делают ручные выгрузки? Вжух, и у нас теперь красивый автоматический дашборд!

  • Сэйлзы заполняют данные о клиенте вручную? Хоп, и данные уже парсятся автоматом!

Тогда продакт начинает чувствовать себя этакой Белоснежкой, которая улучшает всё, к чему прикоснется. Да и коллеги его хвалят — ведь всем нравится, когда что-то делалось руками, а теперь работает «само по себе». Пусть вкалывают роботы, а не человек!

Но это ошибка.

На длинной дистанции автоматизация часто бесполезна и даже вредна для бизнеса. А продакт – как раз тот человек, который должен предостеречь окружающих.

Сегодня расскажу, как вовремя распознать зловредную автоматизацию.


Не все автоматизации одинаково полезны

1. За комаром не ходь с топором

Как правило, в каждом бизнесе есть бутылочное горлышко или точка ограничения, которая мешает масштабировать прибыль. Любая деятельность, которая не ведет к устранению этого ограничения, – малополезна для бизнеса.

Это плюс-минус очевидно.

Но когда речь заходит об автоматизации ручной работы – редко кто задается вопросом: «А как это повлияет на наши ключевые метрики?».

Не надо так!
Не надо так!

Допустим, вы прокачали маркетинг и трафик на сайт льется рекой. Потенциальные клиенты заходят и оставляют заявки на обратный звонок. Но у вас всего 2 сэйлза, которые физически не успевают прозвонить все заявки.

Нужно ли в этой ситуации фокусировать силы вашей небольшой IT-команды на улучшение инструментов финотдела? Очевидно, нет – прямо сейчас это никак не поможет бизнесу, не даст роста прибыли.

Если очень хочется что-то автоматизировать – лучше сделайте скоринг заявок, чтобы сэйлзы знали, какие заявки прозванивать в первую очередь. Но хитрость в том, что обычно проще нанять еще 10 сэйлзов, чем что-либо программировать.

2. Кошке игрушки, а мышке слёзки

Конечно, не всегда автоматизация – это про кратный рост и масштабирование прибыли. Иногда это просто желание сэкономить. Мол, сейчас тратим деньги на ручную работу, автоматизируем её и будет экономия!

Что ж, звучит неплохо.

Но на практике автоматизация чаще ведет не к экономии, а к замене одних расходов другими.

Например, саппорт жалуется: «Мы ежемесячно тратим время на эту рутину! Давайте ее автоматизируем!». Продакт-Белоснежка уже потирает руки – он умеет решать такие задачи и сейчас всё сделает в лучшем виде!

Вот что произойдет дальше:

  • продакт потратит неделю на проектирование автоматизации;

  • разработчики потратят ещё неделю-другую на её реализацию;

  • результат выльют на продакшн;

  • саппорт немного порадуется, ведь ручной работы стало чуть меньше;

  • а ручной работой теперь будут заниматься уже разработчики, вынужденные поддерживать эту автоматизацию (документация, регрессия, поиск-починка багов, хотфиксы и т.д.);

  • также вырастет сложность проекта, а значит, все будущие доработки функционала будут стоить дороже;

  • в итоге мы тратим 50 фантиков на работу высокооплачиваемых разработчиков вместо того, чтобы тратить 5 фантиков на работу саппорта!

Когда всё автоматизировали
Когда всё автоматизировали

Суть в том, что не бывает автоматизации, которая работает сама по себе. На самом деле вы просто заменяете одни процессы другими, зачастую более дорогими и сложными.

3. Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря

В разработке продукта практически не бывает задач, которые можно сделать «между делом». Пока время, энергия и фокус команды тратится на очередную автоматизацию – вы упускаете возможность найти реальные точки роста продукта и поработать над ними. А ваши конкуренты, тем временем, с удовольствием занимают рынок.

Есть типичная трагикомедия в двух действиях, которую раз за разом разыгрывают сотрудники операционных отделов.

Трагикомедия «Шеф, всё пропало!»

Действие первое, трагедия.

Прибегает к вам, скажем, руководитель отдела продаж.

Картинно заламывая руки, он говорит, что мы на грани катастрофы и если срочно не автоматизировать использование промокодов – то продажи рухнут, а квартальные цели компании будут безнадежно загублены. Судьба полимеров в ваших руках! Заодно он в красках расписывает, какие невыносимые мучения испытывает каждый рядовой сэйлз из-за необходимости вручную обрабатывать промокоды.

Вы, конечно, бросаете все дела и срочно продумываете автоматизацию промокодов. Закидываете хотфикс в спринт, а разработчики в поте лица овертаймят, чтобы быстрее вылить столь необходимый функционал. Сроки спринта сдвигаются, а иногда из него выкидываются какие-то другие задачи.


Действие второе, комедия.

Наконец, вы выливаете долгожданную автоматизацию на продакшн.

Проходит неделя, другая – вы смотрите аналитику. И видите, что промокод ввели буквально несколько пользователей.

Как же так? Ведь это такой важный функционал, от которого зависит будущее компании! Вы идете к заказчику, чтобы выяснить, в чем же дело.

А он и говорит: «Та чет маркетинг пока занят, они отложили интеграции с промокодами, туда-сюда, пятое-десятое... Короче, скип».

Проходит ещё полгода, и вы понимаете, что этот функционал просто не используется. То есть весь этот кипиш был зря. Сэйлзы забыли про эту задачу уже через неделю, а разработчики до сих пор вынуждены поддерживать её работу, проверять на регрессии, чинить баги и так далее.

Мораль сей басни такова:

  • Каждый отдел искренне считает свои задачи самыми важными, это нормально.

  • Операционные отделы, как правило, стараются операционку сократить – это тоже нормально, ведь они ищут способы оптимизировать свою работу.

  • Но продакт должен с холодной головой оценивать реальные риски и выгоду для бизнеса. Для этого нужно сделать всего две вещи:

    • Досконально разобраться: что делаем и зачем, как это работает сейчас и как будет работать после автоматизации.

    • Открыть Excel или Google Sheets – и посчитать окупаемость предлагаемой автоматизации.

  • Если продакт излишне доверчив или стесняется сказать «нет» заказчику, то это беда для компании, в которой он работает.

4. Ты ему о деле, а он: приходи на неделе

Допустим, ваш аналитик регулярно делает ручную выгрузку данных по продажам. Если вам нужно разово поменять условия этой выгрузки – вы просто говорите ему: «Олег, давай в этот раз без европейских клиентов».

И Олег рад стараться, ему так даже интереснее.

Но совсем другая история, если вы уже автоматизировали эту выгрузку. Теперь, если вам нужно изменить условия, то это превращается в проблему:

  • придется или ставить задачу на разработчиков и ждать выливки,

  • или пилить админку для управления настройками выгрузки.

А если эта информация нужна вам срочно?

И не забывайте, что проверить корректность полученных данных всё равно сможет только живой аналитик.

Когда нужно чуть подправить настройки автоматизации
Когда нужно чуть подправить настройки автоматизации

Здесь нет простого решения, всегда будет дилемма: менять настройки руками разработчиков или пилить дополнительный функционал для управления настройками. И то и другое дорого, медленно и усложняет архитектуру. В отличие от Олега.

5. Пустую воду как ни вари, а навару не будет

Нередко бывает и так, что нужно не автоматизировать процесс, а просто избавиться от него.

Например, фины просят автоматизировать отчет, который стал занимать слишком много времени. Худшее, что можно сделать в этой ситуации, – сразу начать думать, как бы лучше сделать автоматизацию.

Лучше сначала разобраться: кому этот отчет нужен и зачем. Иногда, к удивлению самих финов, оказывается, что отчет делается просто по традиции и сейчас он уже не востребован. Или что похожий отчет уже есть в какой-нибудь системе аналитики, просто фины с ней не работают. Или отчет нужен только для расчета KPI, и тогда проще поменять систему KPI, чем городить автоматизацию.

6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает

Даже в ситуациях, когда автоматизация какого-то процесса оправдана, – зачастую не оправдана полная его автоматизация.

Обычно можно разбить операционный процесс на несколько частей. Например, сначала автоматизировать самое трудоемкое, а остальное оставить в ручном режиме.

Это позволит:

  • быстрее продумать и реализовать задачу;

  • быстрее снять операционную боль и дать профит бизнесу;

  • уменьшить риски и стресс при переходе на новую систему;

  • убедиться, что автоматизация действительно решает проблему и что ей реально пользуются;

  • собрать фидбек и учесть его при автоматизации следующей части;

  • а если что-то пойдет не так – откатить всё обратно дешевле и проще.

Поэтому если вы решились делать автоматизацию – сделайте её частично и посмотрите, как это сработает.

7. Без дела жить – только небо коптить

Если откинуть все рациональные доводы, то останется последний, эмоциональный:

Но люди же страдают!

Они делают руками то, что может делаться автоматически!

Я хочу им помочь!

Хорошо, давайте представим, что будет, если вы действительно автоматизируете их работу. Эти сотрудники станут просто не нужны (как минимум – в таком количестве). Неужели помощь заключается в том, чтобы их уволить?

Автоматизация ≠ добро
Автоматизация ≠ добро

Нет ничего плохого в том, что люди делают что-то руками, если это взаимовыгодная сделка:

  • бизнес получает результат, и это быстрее-дешевле-гибче, чем пилить автоматизацию;

  • сотрудник честно трудится и получает за это зарплату;

  • используя заработанные деньги, он развивает экономику своей страны;

  • государство получает рабочие места и налоговые поступления в бюджет.

Не нужно рушить эту идиллию своей навязчивой автоматизацией!

Хозяйке на заметку

Резюмируя, вот краткий список вопросов, которые стоит задать себе прежде, чем браться за любую автоматизацию:

  • Влияет ли эта автоматизация на ключевые метрики бизнеса? Поможет ли она масштабировать прибыль?

  • Сколько денег ежемесячно мы тратим на ручную работу, которую собираемся автоматизировать?

  • А сколько прибыли приносит процесс, который мы собираемся автоматизировать? Может, лучше от него вообще отказаться?

  • Насколько автоматизация окупится с учетом стоимости её разработки, внедрения, поддержки?

  • Как мы будем менять настройки автоматизации, если когда возникнет такая необходимость?

  • Должны ли мы автоматизировать весь процесс целиком или можем начать с малой его части?

Хорошая, годная автоматизация

Конечно, не любая автоматизация вредна. Навскидку я могу вспомнить 5 кейсов, когда автоматизация целесообразна и оправданна:

1. Госуслуги

Когда мы говорим об операционных процессах, которые затрагивают миллионы людей, – любая автоматизация будет заведомо выгодной.

Вы делаете в приложении кнопку «Сменить адрес прописки» – и вот уже миллионы людей не стоят в очередях, не общаются с хамоватыми бюрократами, не тратят дни на минутные дела!

2. Большие корпорации

  • Если у вас стартап на 5 человек, то при найме нового сотрудника не сложно рассказать ему всё необходимое лично.

  • Когда у вас в штате 50 сотрудников, то лучше, чтобы за онбординг новичков отвечал отдельный человек.

  • Ну а если в компании уже сотни сотрудников, то разумно будет использовать LMS, чтобы поставить обучение новых людей на поток.

Правда, в случае с LMS или CRM – проще брать готовые решения, чем пилить что-то своё. Но в целом мысль такая, что чем больше компания, тем чаще оправдана автоматизация её внутренних инструментов.

3. Выход на новые рынки

Иногда вам нужно быстро проверить востребованность продукта на новых рынках – скажем, в десятке стран сразу. Представьте, как непросто нанять рекрутеров, сэйлзов, саппорт даже в одной незнакомой стране (с учетом местного законодательства, менталитета, рынка труда). А найм сразу в десяти странах вообще затея на грани фантастики, особенно если у вас раньше не было такого опыта.

В таком случае разумнее запускаться с автоматической воронкой продаж, если ваша бизнес-модель это позволяет. Да, конверсии наверняка будут хуже, но зато вы оцените востребованность продукта сразу во всех выбранных странах. А наращивать операционку сможете уже там, где даже автоматическая воронка дает нормальный результат.

4. Подготовка к масштабированию

Например, вы привлекли следующий раунд инвестиций и собираетесь потратить полученные деньги на привлечение новых клиентов. Но иногда кратный рост клиентской базы требует также кратного расширения операционных отделов.

И тогда вы оказываетесь перед выбором – нанимать десятки новых сотрудников или автоматизировать их работу. В такой ситуации автоматизация может быть хорошим решением.

5. Работа с B2B-клиентами

Допустим, вы работаете с корпоративными клиентами и каждый из них – это десятки или сотни пользователей вашего продукта. Если значительная часть этих клиентов испытывает какие-то неудобства, то лучше это исправить.

Например, руководителям компаний нужен ежемесячный отчёт по прогрессу своих сотрудников. Лучше дать им кнопку, по которой они этот отчёт получат, чем готовить такие отчёты в ручном режиме.

Разница с обычной автоматизацией здесь в том, что вы не только избавляетесь от ручной работы, но и получаете конкурентное преимущество для своего B2B-продукта. А это помогает привлекать новых клиентов и удерживать старых.


Расскажите в комментариях, если сталкивались с другими ситуациями, когда автоматизация хорошо окупалась.

Заключительная мысль

Возвращаясь к нашему продакт-менеджеру: фокусировка на автоматизации может навредить не только его продукту, но и ему самому. Вместо того чтобы думать о высокоуровневых метриках, он находит себе рутинные доработки и вязнет в них, иногда на годы.

Что может пойти не так?
Что может пойти не так?

Чтобы профессионально развиваться, продакту нужно научиться сдерживать свое желание хаотично улучшать всё подряд. Начать смотреть на продукт не как «Белоснежка-улучшатор», а как шахматист, который видит всю ситуацию на доске и понимает, куда сейчас нужно приложить усилия.


P. S. Выше я рассказал об автоматизации операционки руками собственных разработчиков. Но это не единственный возможный путь – есть же и готовые сторонние решения. Но их я умышленно оставил за скобками, потому что там отдельная история: свои плюсы-минусы, свои риски и подводные камни. Плюс, когда речь идет о покупке стороннего решения, обычно все скрупулезно считают окупаемость, ведь платить придется ежемесячно.

К самостоятельной же автоматизации нередко относятся более легкомысленно. Надеюсь, моя статья поможет иначе взглянуть на этот вопрос.

Комментарии (28)


  1. Javian
    24.12.2021 14:22
    +3

    Вспоминается начало 2000-х, когда в школах пытались учить VBA т.е. предполагалось, что компьютерная грамотность - это умение программировать в Excel. Каждый должен был бы уметь автоматизировать свою работу.


    1. Ventarron Автор
      24.12.2021 14:52
      +8

      Ну это, кстати, хороший кейс, когда кто-то может самостоятельно свою работу автоматизировать.

      Я когда-то, в позапрошлой жизни, был верстальщиком в еженедельной газете. А верстальщик, работавший до меня, тратил по несколько часов на финальное форматирование текста (всякие отступы, кавычки, выделения, стили). Довольно муторная скучная работа, которая требует большой внимательности. После такого глаза гарантированные красные. И так каждую неделю. И нет права на ошибку, т.к. потом газета отправлялась в типографию и печаталась тысячами экземпляров.
      Помнится, я написал какой-то несложный скрипт, который делал всё это форматирование автоматически, за несколько минут. Об этой автоматизации я не пожалел))


      1. Robur_le_Conquerant
        24.12.2021 15:11
        +8

        Главное, чтобы о такой автоматизации бизнес не узнал. А то скажет "мы брали тебя на 8 часов в день, а ты отрабатываешь теперь только 2. Остальные 6 часов ты автоматизировал. Будем платить за 2. А за автоматизацию спасибо. Ты молодец"


        1. kompilainenn2
          24.12.2021 15:30
          +11

          После такого можно скрипт снести без следов и искать иную работу


      1. Zeiram
        24.12.2021 16:56
        +2

        Вместо Работы вы сделали Автоматизацию Работы - вы проявили инициативу и эта деятельность не была оговорена с шефом заранее. Значит вы поступили не как наёмный сотрудник, а как совладелец бизнеса. По-сути вы дали бизнесу сильно больше того, что предполагалось, причём бесплатно. Вам дали внеочередную премию или какой-то бонус?
        Моя интуиция подсказывает, что не дали. Ведь так у нас заведено - бесплатное принимается, но не ценится.


        1. PereslavlFoto
          24.12.2021 23:57
          +1

          Бонус дали: время и здоровье.

          Но в целом вы, конечно, правы. За такие действия надо доплачивать. Беда в том, что если вообще нужны такие действия, если ситуация провоцирует такие действия — значит, денег у компании нету. Будь у неё деньги, она бы уже наняла умельца и загодя такое сделала.


          1. Crystal_HMR
            25.12.2021 01:15
            +3

            На моем опыте чаще компании (или руководители подразделений в больших компаниях) даже не знают о такой возможности. А потом "а что, так можно было?". И тут несколько исходов. В первом случае вас поблагодарили, стали относиться лучше, стали давать похожие задачи и всячески мотивировать. Бывает, что ничего не меняется кроме осознания, что у вас больше времени свободного и давай ка мы нагрузим вас всякими другими задачами (армейский вариант: кто не курит - тот копает). Честно говоря, ни разу не видел вариантов с увольнением после таких ситуаций, но не отрицаю, что такое может быть. Со мной лично была ситуация, что написанное мною требовалось при увольнении с мотивацией "это делалось в рабочее время на рабочем оборудовании" и не взирая на то, что все вокруг имеют такое же рабочее время и такое же оборудование, но делают это руками (не говоря уже о том, что работы много, и делал я это дома по вечерам). Бывшему руководителю я сказал, что всё снёс и это не вернуть, но заинтересованным исполнителям копию из бекапа восстановил после личной просьбы.


        1. Ventarron Автор
          25.12.2021 09:24
          +2

          Ну мне тогда было двадцать с чем-то лет, я такими критериями не мыслил. Все было проще — работать неудобно, сделаю удобнее :)

          Из бонусов я тогда заработал только респекты от коллег.

          Ну и как верно написал Crystal_HMR, в редакции до этого никто и не предполагал, что этот процесс вообще можно автоматизировать.


      1. nikolayv81
        25.12.2021 11:40
        +1

        Главное чтобы потом не получилось как в одной крупной на тот момент бумажной газете "известия", когда в ней в статьях стали регулярно проскакивать "служебные тэги", в районе 2002го гдето...


        1. Ventarron Автор
          25.12.2021 12:40

          Ну это, кстати, хороший пример и подтверждение тезиса, что нельзя "раз и навсегда" сделать автоматизацию и просто забыть про неё :)


        1. Javian
          25.12.2021 16:10

          Не так давно

          Издание «Газета.ру» назвало клинического фармаколога Олега Талибова «запрещённой в России организацией». Об этом в фейсбуке рассказал сам Талибов.

          Приписка «организация запрещена в России» появилась в двух текстах, где упоминается Талибов — об опасности передозировки витамина D и приёме противомалярийного препарата мефлохин при профилактике коронавируса. Оба материала вышли в один день за подписью одного автора.


    1. fo_otman
      25.12.2021 15:00
      +3

      Так уж получилось, что я начал свой путь программиста с составления программок на VBA в Excel. Через полгодика кропротливого изучения был на работе полубогом. Ужасные, кривые, но рабочие скрипты очень-очень облагчали людям жизнь. Ощущение удовлетворенности от работы было на 120%.


      1. PereslavlFoto
        25.12.2021 15:23

        Но почему же они были ужасные и кривые?


        1. fo_otman
          25.12.2021 15:37

          я несильно парился над всякими дурацкими принципами и дублировал код столько раз, сколько надо было.


  1. dth_apostle
    24.12.2021 22:22
    +3

    Передернули вы, как минимум, раза 2, дальше было лень считать.

    1. В кейсе, где автоматизируется НЕ бутылочное горлышко, вопрос не к автоматизации, а выбору цели. Причем здесь сама автоматизация?

    2. Там, где нужно поправить параметры отчёта: если такого параметра изначально не было, аналитик потратит столько же времени на переработку отчёта. А если был, то автоматизация только в плюс

      То есть, в общем, жёлтый заголовок, и порете вы хрень. Накидали бы вам минусов за такую вот спекуляцию.


    1. qw1
      25.12.2021 00:57
      +3

      По второму пункту, я считаю, всё верно. Стоит только автоматизировать какое-то действие или отчёт, пользователи моментально теряют способность делать это вручную. Если что-то ломается, ни в какую не согласны делать по-старинке: программисты — чините! Или если что-то надо изменить/добавить.

      аналитик потратит столько же времени на переработку отчёта
      Аналитик потратит больше времени, т.к. это не то, с чем он работает каждый день + надо хорошо формализовать + поставить задачу разработчикам. Зато один раз, а не каждый день.

      Проблема в том, что функции перекладывают с рядовых менеджеров, которые раньше делали такой отчёт, на ИТ-отдел. При этом, новых людей в ИТ не добавляют. Считается, что если что-то автоматизировано, то работа сделана, и больше не требует внимания. Но каждый день накидывают новое. А оно всё копится и требует поддержки на самом деле.


      1. Crystal_HMR
        25.12.2021 01:23

        Ну у вас ведь есть система ведения отчетности о проделанной работе? Система трекинга времени? Если новые вещи не имплементируются или задачи выполняются долго - то нужно показать почему. Если отдел из N разработчиков тратит время на поддержку старых продуктов - то, к сожалению для них [разработчиков этого отдела], они должны доносить об этом руководству/заказчику. И либо нанимайте доп.персонал, либо откладываем реализацию новых фич и занимаемся рефакторингом старых проектов. Как правило, после рефакторинга оказывается, что как минимум третью уже никто не пользуется, еще третью пользуются единицы, а еще треть - это дублирующий функционал. Можно напрячься, сделать самим, нарисовать красивую презентацию о проделанной работе и прийти к руководству с запросом на повышение. В зависимости от развития событий - принимать соответствующие решения.


        1. qw1
          25.12.2021 10:57
          +2

          Учёт задач и трекинг времени работает внутри ИТ-отдела (т.е. к рядовым программистам вопросов нет), а уровнем выше не интересен никому. Видимо, у нас (и у автора статьи) проблема в том, что у ИТ-отдела не единый заказчик, которому можно показать и объяснить, а куча других департаментов. Каждый тянет одеяло на себя, желая, чтобы только его хотелки быстрее выполнялись (показать, что его департамент работает хорошо), и пофиг на общее дело.


          1. Crystal_HMR
            26.12.2021 11:35

            У ИТ отдела как правило не один заказчик. Но другие ведь справляются :)

            Что бы понять чьи хотелки делать раньше - нужен некий скоринг заявок. Лучше, если этот скоринг будет делать бизнес. Если есть единый руководитель бизнеса - то в итоге он. Если нет - то пусть руководители бизнесов собираются и обсуждают друг с другом кто важнее.

            А вот занятость разработчиков не волнует тех, кто сверху, пока руководитель разработчиков не может правильно донести до верхов текущую ситуацию.


    1. Ventarron Автор
      25.12.2021 09:54
      +2

      Вообще, обычно не отвечаю на хамские комментарии.

      "Передернули", "порете хрень", "спекуляции" — фу таким быть.

      Но я вижу, что другие люди ваш комментарий читают, поэтому отвечу для них, а не для вас. Тем более это позволит глубже раскрыть некоторые тезисы статьи.

      1. Типичная история именно для автоматизации:

        Увидели проблемы в операционке Автоматизировали операционку


        Вместо этого, я предлагаю действовать так:

        Увидели проблему в операционке Оцениваем её в масштабе всего бизнеса Автоматизируем только если это повлияет на наши ключевые метрики

        Конечно, так оценивать нужно любую задачу. Но, на моей практике, ошибки допускаются чаще именно при автоматизации. Думаю, это связано с иллюзией экономии, которую она дает.

      2. Аналитикам, с которыми я работаю, обычно нужно 5-15 минут, чтобы подправить SQL-запрос. За это время можно разве что оформить задачу на разработчика, но точно не сделать её, не проверить её и не вылить её.

        Плюс разработчик же не делает задачу в вакууме — он делает задачу вместо какой-то другой, полезной задачи. Я всегда очень осторожно отношусь к тому, чтобы грузить разработчика чем попало.

      P. S. Солидарен с комментарием qw1 выше. Видно, что человек уже сталкивался с подобными ситуациями на практике.


      1. ciuafm
        25.12.2021 12:20

        На удивление полезная статья, написанная вдумчиво и доходчиво. Я сам сторонник спонтанной автоматизации - вжух-вжух и в продакшн. Меня постоянно сдерживали понимающие начальники, но только сейчас, прочитав эту статью, я понял почему они это делали, хотя они и пытались объяснить. Рекомендую к прочтению сисадминам - автоматизаторам которые работают соло.


        1. Ventarron Автор
          25.12.2021 12:27

          Спасибо большое за этот комментарий!

          Признаться, мне нелегко дается написание статей. Конкретно для этой я около года делал заметки и собирал кейсы, а потом пару месяцев шлифовал текст.

          Но когда вижу такие комментарии, то кажется, что всё было не зря :)


  1. Pasquil
    25.12.2021 02:04
    +5

    Прошу прощения, но что-то какой-то странный продакт в вашей статье... Скорее местечковый проджект, без руководителя, на подхвате. Этакий проджект, не обременённый моральными принципами.. И в компании, видимо, не знают о такой вещи, как стратегия, которая включает в себя не только развитие бизнеса, но и развитие внутренней инфраструктуры.

    Как вообще можно брать в работу проект без, хотя бы, предварительной оценки? Если разработчики тратят 50 "фантиков" на поддержку автоматизации, то может проблема в постановке задач? Или в костылях?

    При всем этом, вы пишете и правильные вещи. Ну, которые прописные истины. Ощущение, что ваш продакт из статьи, далеко не матерый, а работает примерно 1-2 года и просто описывает свой путь проб и ошибок. Это не плохо, но статья должна называться по-другому в этом случае. А язык написания вполне хорош. Мне понравилось. Читается достаточно легко.

    А пример с отчетом и Олегом шикарен... Если в течении года автоматизация помогает получать нужный отчет и только один раз в год нужно изменить настройки выгрузки - явно не стоит держать для такого отчета человека в штате.

    И да, автоматизация может привести к увольнению сотрудника. А может и к перераспределению функционала. И тот и другой вариант работодателя устраивает. Вы же работаете не на коллегу, чьи действия можете автоматизировать, а на компанию?

    Я ни в коем случае не сторонник увольнения всех и вся. Для меня интереснее освободить человека от рутины и дать ему другие задачи.

    В общем, к чему я все это. Вредит не автоматизация. Вредит отсутствие проработки и понимания для чего это все делается и к чему приведет.


    1. Ventarron Автор
      25.12.2021 09:08

      Предполагаю, что ваш опыт из другой области — возможно, вы работаете в аутсорсе? Я же говорю о работе над собственным продуктом. В любом случае, постараюсь ответить по пунктам.

      1. Почему проджект? Разве проджект проектирует автоматизацию, общается с заказчиками, продумывает кейсы, пишет техзадание? У него ж совсем другая роль. Конечно речь о продакте или хотя бы бизнес-аналитике.

      2. Смотря что вы имеете в виду под оценкой проекта. Если эстимейт задачи разработчиками — то, конечно, все оценивают размер задач, это обычная практика. Если же речь о финансовой оценке окупаемости каждой фичи или гипотезы — то это встречается довольно редко, только в компаниях с сильной продуктовой экспертизой.

      3. Не очень понял вот это сочетание: "местячковый, аморальный и с опытом до 2 лет") Откуда такая статистика? Я собеседовал достаточно продактов из крупных городов и компаний, и вот что могу сказать: продакты с опытом до 5 лет очень редко умеют делать автоматизацию грамотно (не наворотить космолет, учесть все кейсы, качественно опросить заказчика и т.д.). В Белоснежку продакт превращается где-то на границе 5-7 лет опыта. Но, понятно, всегда есть исключения.

      4. Конечно, никто не держит аналитика ради одного отчета. Но типичная ситуация, когда в обязанности аналитика, помимо всего прочего, входит и несколько регулярных выгрузок из БД.

      5. С последним вашим тезисом "Вредит не автоматизация. Вредит отсутствие проработки и понимания для чего это все делается и к чему приведет" - согласен. Но как раз в этом и задача статьи — дать понимание "как повлияет автоматизация" тем, кто ещё не совсем это понимает :)


      1. onlinehead
        25.12.2021 15:18
        +1

        Если же речь о финансовой оценке окупаемости каждой фичи или гипотезы — то это встречается довольно редко

        Эм, а на каком основании тогда вообще принимается решение о разработке фичи или анализе гипотезы? Как можно вообще начать что-то делать, не понимая хотя бы в первом приближении кому это нужно и во сколько это обойдется в дальнейшем?
        Не, я понимаю если речь идет о хобби-проекте, но как это с бизнесом то соотносить?


        1. Ventarron Автор
          25.12.2021 18:18
          +2

          О-о-о, вы бы удивились какой бардак творится в вопросах приоритезации бэклога!

          Я довольно регулярно собеседую продактов — в основном мидл+ и синьор уровней. И, чтобы понять как они мыслят, всегда расспрашиваю — как они генерили гипотезы, как их приоритезировали и т.д.

          Так вот даже в крупных компаниях часто берут в работу задачи, потому что "СЕО настоял", "команда очень хотела", "пользователи пожаловались", "конкуренты такое сделали", "оунер очень верил в эту идею" и т.д. В лучшем случае используют RICE или ICE методологии. Но реальную приоритезацию на основе прибыли, с учетом маржинальности, с расчетом срока окупаемости — такое делают единицы.

          А самая дичь творится в госкорпорациях, там люди вообще не понимают слова "окупаемость". Мыслят категориями "освоить бюджет" и "руководитель так сказал". Я такого наслушался, что до сих пор кошмары снятся))


  1. lxsmkv
    25.12.2021 09:11
    +5

    На фоне возрастающего спроса на RPA (robotic process automation), весьма ожидаемый отрезвляющий пост.

    Я думаю что, грубо говоря, один специалист по Lean Management даст быстрее рост производительности, чем автоматизация без разбору.

    Кстати, в применении к автоматизации тестирования, похожая картина. Автоматизация пилится, баги находятся, баги регистрируются, но клиентом не приоритизируются. Ну и нахрена автоматизация, если ты этой информацией по сути не пользуешься. Зачем ускорять накидывание багов в джиру? Чтобы потом через шесть месяцев выяснить что баг был починен случайно, в связи с чем-то другим. Т.е. автоматизация сама по себе, спринты сами по себе. Такая петрушка бывает, когда клиент заказывает автоматизацию тестирования, но не совсем понимает для что он собирается с ней делать. Он требует повышения покрытия, отчетов, собирает всевозможные метрики, а баги из автоматизации как лежали в багтрекере полгода назад так и лежат.

    Еще, по моему опыту, люди упорно не хотят устранять очевидные препятствия. Они будут "спотыкаться о швабру", материться, эта швабра станет притчей во языцех, но не станут ее убирать на место. За наведение порядка во внутренних процессах клиент не платит, поэтому на это "времени нет". Так и будет валяться в бэклоге таск, что надо перестать делать миграции базы данных скриптами и принятъ на вооружение Liquibase. И тому подобное. Даже если есть свободное время, никто пальцем не пошевелит. И, что интересно, по моим наблюдениям, можно быть хорошим специалистом и при этом "не видеть" все эти потери эффективности. Наверное именно потому, что профессионалу "ничего не стоит" состряпать миграционный скрипт, или подправить что-то где-то руками в сотый раз. Ведь это как бы не так часто происходит. А если еще и менеджер человек заботящийся в первую очередь о закрытии обязательств перед заказчиком (читай "прикрытии своего тыла") то оно так и будет гнить потихонечку.



    1. Ventarron Автор
      25.12.2021 10:01

      Спасибо, ценный комментарий, хорошо дополняет статью.