Потому что государство – это продукт. Со своими метриками, экономикой, жизненным циклом. У граждан-пользователей есть и лайфтайм, и отток, и средний чек. Да и цели те же: найти свою нишу на мировом рынке, решить боли пользователей, повысить выручку и капитализацию. Только вот чиновники, которые управляют нашими странами, угробили бы любой стартап примерно сразу.
Рыба с головы портится
Что, если проблема человечества не в перенаселении или глобальном потеплении? Не в бедности, неравенстве и даже не в культуре потребления? Вдруг это всё только следствия?
Думаю, единственная настоящая проблема человечества – невероятно хреновый менеджмент.
Если бы у руля стояли компетентные люди, то все проблемы решались бы последовательно и без особых драм. Мы бы вытаскивали самые приоритетные задачи из общечеловеческого бэклога. Фокусировали на них внимание ученых и экспертов. И щелкали их как семечки, одну за одной.
Вместо этого у нас типичная история про лебедя, рака и щуку – как на уровне всего человечества, так и на уровне отдельных государств. Причем лебедь хочет в космос, рак в средневековье, а щука обеспокоена только сохранением собственной власти.
Феномен стартапов
Интересно, что хреновость менеджмента распределена неравномерно.
Мы наблюдаем тотальную некомпетентность руководства многих государств, но потрясающий профессионализм в успешных IT-стартапах.
Вероятно, причина в том, что государства могут выживать, будучи неэффективными. При обилии природных ресурсов, например. Или если держать население в нищете. А лучше и то, и другое вместе.
В то же время, стартапы подвержены такому быстрому и жесткому естественному отбору, что любая серьезная некомпетентность в управлении убивает их сразу же.
Именно этот контраст заставляет думать, что менеджеры стартапов управляли бы государством эффективнее чиновников. Тем более, что задачи у них схожие.
Самих депутатов вряд ли можно чему-то научить. И даже если выгнать их всех на мороз и набрать новых, условно компетентных – нет гарантии, что всё это снова не превратится в «бешеный принтер». Возможно, дело в самой системе: сотни высокооплачиваемых дилетантов сидят и жмякают кнопочки. И, главное, никто из них ни за что не отвечает.
Но и совсем без менеджеров не обойтись
Перед публикацией решил посмотреть – а что вообще на Хабре есть про управление государством? К моему удивлению, нашлось немало идей про прямую демократию. Это когда каждый гражданин непосредственно участвует в принятии государственных решений.
Думаю, это провальная история. Как кораблю нужен капитан, так и продукту нужен product owner. Потому что большинство пользователей хочет пользоваться продуктом, а не работать над ним. Кроме того:
Пользователи часто не знают, что именно им нужно. И, тем более, не могут представить оптимальное решение. Они хотят пресловутую «более быструю лошадь» вместо автомобиля.
Хотелки разных пользователей могут противоречить друг другу и даже быть взаимоисключающими.
Пользователи не могут оценить стоимость, сложность и риски внедрения своих хотелок. Тем более – оценить последствия в долгосрочной перспективе.
Большинство пользователей попросту недостаточно компетентно, чтобы принимать осознанные управленческие решения.
Наконец, люди легко «ведутся» на популизм и подвержены стадному инстинкту. Достаточно представить, что им предложили проголосовать за 10-кратное снижение налогов или повышение зарплат. Конечно, большинство эти инициативы с радостью поддержало бы. А в скором времени экономика государства загнулась бы.
Как же заставить всю эту государственную махину работать? Возможно, тут-то и пригодится опыт стартапов. А именно методологии, которые позволяют взвешенно принимать решения и предельно точно оценивать их результаты.
Давайте порассуждаем, какие IT-методологии было бы классно внедрить в управление государством.
Приоритезированный бэклог
Я открываю новостной Telegram-канал и вижу новые законы, один интереснее другого:
Депутаты переименовали улицы
Депутаты запретили аниме
Депутаты запретили критиковать власть
Депутаты увеличили штрафы для водителей
Депутаты запретили Telegram
То есть вместо системной работы над ключевыми метриками они пытаются лечить отдельные симптомы костылями да заплатками. Цитируя классику: «What is going on inside their head?».
Кто-то скажет: «Ну, это отдельные скоморохи всякую ерунду предлагают».
Нет.
Во-первых, это не просто предложения, это принятые законы. А значит, за них проголосовало большинство депутатов.
А во-вторых, невозможно представить, чтобы в профессиональной среде кто-то всерьез такое предлагал. Его бы сразу поставили в тупик простейшими вопросами:
Что будет считаться успехом и как ты измеришь результат?
Как, по-твоему, это будет внедряться и контролироваться?
Как это поможет решить ключевые проблемы государства?
Тот трэш, который мы наблюдаем, возможен только в среде насквозь некомпетентной.
Но, постойте, почему это кажется таким знакомым?
Потому что именно так действуют люди, которые берутся управлять продуктом не имея нужных навыков. Откройте любую статью на тему «Как мы пять лет пилили продукт, а потом поняли, что он никому не нужен» или «Как мы годами делали фичи, а потом закончились деньги и мы так и не запустились» – там будут истории ровно тех же фэйлов.
Это типичная ошибка управления продуктом, когда люди мечутся между придумыванием новых фич и точечными правками. Я нередко вижу такие инициативы в тестовых заданиях джунов. Как правило, таких ребят мы даже на собеседование не зовем. Видимо, после этого они и идут в депутаты – от безысходности, так сказать.
Поиск точки роста
Если продукт уже запущен и работает, то худшее, что можно сделать, – это начать его хаотично «улучшать». Бездумно добавлять фичи и законы, править дизайн и цены, менять логику и конституцию.
Что нужно на самом деле: проанализировать текущую бизнес-модель, юнит-экономику, воронки привлечения, активации, удержания. Найти узкое горлышко всей системы. Сфокусировать все усилия только на проблемных метриках. Нагенерить гипотез. Сложить их в бэклог и последовательно проверять.
Культура гипотез
Откуда берутся гипотезы в здоровом стартапе?
Продуктовый менеджер изучает аналитику и большие данные, проводит опросы и интервью пользователей, исследует удачные решения конкурентов, консультируется с экспертами, ищет материалы по нужной теме.
Но чиновники выше этой суеты – они просто полагаются на чуйку!
Когда депутаты пытаются выдумать из головы удачный закон – они как слепцы, угадывающие направление посреди минного поля. Только за собой они ведут всю страну.
Не нужны никакие догадки. Любой продакт вам скажет, как искать релевантные гипотезы. Хотите развивать малый бизнес? Идите к предпринимателям и проводите глубинные интервью. Хотите прокачать туризм? Анализируйте опыт стран, которые на этом собаку съели. Хотите понять, что не так с дорогами? Изучайте статистику ДТП на карте.
Риск-менеджмент
Каждый раз, когда мы вносим значимые изменения в продукт – мы выкатываем их поэтапно, чтобы минимизировать риски и не навредить нашим клиентам. А если это новый функционал – даем к нему доступ только части пользователей, чтобы потом сравнить их метрики с контрольной группой.
Конечно, это сложнее, чем раскатать сразу и на всех.
Хорошо, что у депутатов нет таких проблем – они без малейших сомнений могут принять новый закон, который затронет десятки миллионов человек. Безумие и отвага!
Выручает то, что большинство этих законов настолько плохо продуманы, что внедрить и проконтролировать их выполнение попросту невозможно.
Конечно, так быть не должно.
Не вижу ни одной причины, почему бы не обкатать закон сначала на маленькой аудитории или не устроить A/B-тест для оценки его влияния.
Думаю, многие заметили, как «эффективно» власть боролась с пандемией COVID-19. Когда из чертогов разума доставали какие-то странные правила и сразу применяли их к целым городам. Большинства фэйлов можно было бы избежать, если бы чиновники потратили хотя бы пару часов на локальные тесты каждого решения.
MVP
Прежде чем запускать очередной провальный нацпроект стоимостью в триллионы – хорошо бы сделать небольшой прототип за 100$ и выяснить, что, оказывается, идея не жизнеспособна.
По моему опыту, практически любую идею можно проверить «на коленке». Не всегда нужен даже прототип. Иногда достаточно лендинга, чтобы понять, есть ли интерес к продукту и какова будет стоимость привлечения пользователей.
Аналитика и дашборды
Как понять – какая партия приносит пользу государству, а какая ему вредит?
Конечно, если партия десятки лет при власти, а население только беднеет из года в год, то можно что-то заподозрить. Но если власть все-таки сменяемая, то хотелось бы знать, кто как справляется. Ну или хотя бы – кто больше ущерба стране нанес.
Какие инструменты стартапов могли бы тут помочь?
Общедоступный онлайн-дашборд позволил бы мониторить – кто сколько инициатив-гипотез выдвинул, сколько поддержал, сколько из них были успешны и какой доход это принесло.
Это позволило бы оценить итоги работы любой партии или конкретного депутата. Если депутат генерит только убыточные законопроекты, то, возможно, стоит попросить его покинуть пляж.
Чтобы такой дашборд был возможен – нужны экспертные и независимые аналитики. Возможно, четвертая, аналитическая ветка власти. Способная оценить итоги каждого законопроекта в цифрах. Более того – никакой закон вообще нельзя принимать, пока аналитики не подтвердили, что смогут просчитать эффект от его внедрения.
Ну а чтобы исключить коррупционные схемы, когда аналитики шаманят с данными для конкретной партии – все данные должны быть в общем доступе, чтобы перепроверить их мог любой желающий.
Human-centric design
В какой момент наши города превратились в токсичные парковки и безликие человейники? Почему люди на улицах упорно делают вид, что это нормально? Почему все сделано из пластика, сайдинга и какашек? Зачем так жить? Где архитектурные гайдлайны на уровне городов и государств? Где смертная казнь для людей, которые захламляют городскую среду рекламой?
Кхм, извините, в последнем вопросе во мне тоже проснулся депутат.
Что было бы со стартапом, который использует неудобный, некрасивый, устаревший дизайн? Вероятно, он потерял бы пользователей, которые ушли бы к конкуренту.
То же самое происходит и в наших странах. Люди заводят трактор и уезжают куда-то, где можно гулять по городу не испытывая хтонического ужаса. Разница только в том, что сменить мессенджер можно за пять минут, а переехать в другую страну для многих непосильная задача.
При этом ресурсов для создания хорошей городской среды часто требуется не больше, чем для плохой. Вопрос только в компетентности людей, которые этим занимаются.
Поэтому здесь дело даже не в методологии как таковой. А в понимании, что хороший продукт невозможен без хорошего дизайна. На это нужно выделять ресурсы точно так же, как и на другие потребности государства.
Бонус: пьеса «Стыдоба. Или как чиновник продуктом управлял»
Трагикомедия в 4-х действиях.
Действующие лица: продакт, чиновник, сисадмин, офис-менеджер, народные массы.
Читать
Действие первое
День до голосования на пост Chief Product Officer в крупном стартапе. Пасмурный опен-спейс с запотевшими окнами. Народные массы мнутся в нетерпении. Входит продакт с микрофоном.
П р о д а к т. Здравствуйте! Я проанализировал наши квартальные метрики и думаю, в ближайшее время мы должны сфокусироваться на увеличении среднего чека с платящего пользователя и конверсией во вторую поку…
(Голос из толпы). Ску-у-учно!
Слышится неодобрительный гул толпы.
(Другой голос). Почему печенье заканчивается в четверг, что нам делать в пятницу?
П р о д а к т (сконфуженно). Но… Позвольте… Ведь вовсе не о том…
Н а р о д (в едином порыве). Прочь! Позор! Прочь!
Продакт, понурившись, спешно покидает помещение.
Действие второе
Место действия то же. Входит чиновник в дорогом костюме.
Ч и н о в н и к. Привет, народ! Я вас люблю!
Толпа одобрительно аплодирует.
Ч и н о в н и к (грозя кулаком куда-то в сторону). А этим всем мы покажем! Нечего тут! Ишь!
Слышится радостное улюлюканье из зала.
Ч и н о в н и к. Я так скажу. К черту метрики! На хрен аналитику! Мы должны поднять всем зарплаты! Вдвое!
Толпа восторженно рукоплещет.
Ч и н о в н и к. Вместе мы сделаем наш продукт великим! Снова!
Народ ликует.
О ф и с - м е н е д ж е р (кричит из толпы). Я хочу от тебя детей! Мой голос за тебя!
Действие третье
Серверная. Темно, холодно. Сисадмин пьет чай. Входит чиновник.
Ч и н о в н и к. Хочу победить на выборах. Подшамань мне голоса. Вот бабла тебе принес.
С и с а д м и н. Ок.
Действие четвертое
Средиземное море, яхта качается на волнах. Чиновник выкидывает бутылку из-под шампанского за борт и надиктовывает будущие решения на диктофон, чтобы не забыть.
Ч и н о в н и к. Поувольнять, значица, оунеров энтих. Сестру туда поставлю и Димку своего.
Ненадолго прерывается, чтобы прожевать креветку.
Ч и н о в н и к. А еще – неприкосновенность для руководства. И никакого контроля чтоб за расходованием средств. И обеспечить мне личного водителя, а то несолидно как-то...
Чешет пузо и переворачивается на другой бок. Шезлонг жалобно скрипит.
Ч и н о в н и к. Да! Про бездельников этих не забыть же. Увеличить штрафы за опоздания. И зарплаты порезать! А то ишь… повадились!
Занавес
Короче, Склифосовский!
Ключевая мысль, которую я хочу донести, – управление государством в нынешнем виде устарело. Модель, где сотни популистов перекрикивают друг друга, а потом голосуют – это пережиток прошлого. Сегодня можно принимать обоснованные и взвешенные решения на основе кастдева и аналитики. И это не должны быть решения-законы. Это должны быть решения-гипотезы.
Именно так работает менеджмент стартапов. Чиновникам продуктовое мышление позволило бы не просто хаотично что-то делать тут и там, а системно улучшать жизнь в стране. Итерация за итерацией, спринт за спринтом.
P.S. Конечно, я прошелся по верхам – просто чтобы проиллюстрировать идею. Но, может быть, у вас есть мысли – какие методологии продуктового или проектного менеджмента хорошо зашли бы в госаппарат? Делитесь в комментариях, пожалуйста.
P.P.S. Должен признать: на самом деле весь этот эффективный менеджмент – только полумеры. Потому что государством, очевидно, должна управлять нейросеть. Тогда любая система будет работать как следует – хоть нейромонархия, хоть нейрокоммунизм.
Mainer5s
Проблема не в том, где найти эффективных правителей, а в том, как протолкнуть их наверх.
TsarS
Это опять поиск очередного царя. Хочется жить в стране, в которой я имею право не знать кто у нас вообще правитель. А «поднимание» фамилий — это не то. У всех одинаковые программы — «За всё хорошее».
Mainer5s
А какие еще могут быть варианты? Какая-то супер система? Так ведь ее тоже кто-то очень конкретный должен поддерживать.
TsarS
Ну так сначала должны разработать параметры этой суперсистемы, какие то критерии качества. А у нас все сначала лезут в руководители, а потом придумывают себе работу
de-Bill
В принципе, такие критерии давно есть: ВВП на душу и продолжительность жизни.
Но это не вопрос «пятилетку в три года».
StanislavL
Пирамиды хорошо дают ВВП.
А на Кубе живут долго.
Alex_ME
На правах глупости:
Выбор программ, а не лиц. Конкретные лица, исполняющие программы, абстрагированы, и могут сменяться в процессе.
TsarS
Ну вот я о том же. Только программы с обоснованием и конкретными действиями, а не лозунгами. Ибо лозунги у всех одинаковые.
raamid
Очень хорошо сказано. Но неправильно. Потому, что человек не имеет права не знать кто у власти. Потому что власть нужно контролировать. И это тоже такая работа. Ага, после трудового дня, детей, жены, ипотеки. Государство «само собой» не заработает. Как показывает практика, проголосовать раз в 5 лет однозначно недостаточно. Поэтому я люто поддерживаю статьи на Хабре, где рассказывают про дыры в комьютерной сети РЖД. Вот как-то так и нужно поступать, чтобы не спали те кто у власти. Положа руку на сердце, мы ведь и сами спали бы, если бы у нас не было начальства. А у чиновников начальник — народ. Они прошли конкурсный отбор (голосование), мы им скинулись на зарплату, и мы должны следить за тем как они работают, потому что они не умнее, не «правильнее», они могут ошибаться и самое главное — власть разлагает человека, вот за этим нужно следить.
Ilusha
И вторая проблема: как не дать «протухнуть» эффективным правителям.
Проблема ещё в деньгах. Действительно хороший менеджер, не пойдёт работать в гос. корпорацию или в депутаты.
Потому что геморроя больше на порядок, а ЗП может быть и меньше.
А «протолкнуть» в депутаты не так уж сложно, как кажется. Просто никто не хочет. И это системная проблема.
Materializator
Разрешите возразить на
?Обеспечив базовые потребности, разработчик начинает подниматься по пирамиде Маслова. То в алкогольный опт не хочет, то «Частный знак» критикует.
И есть люди, готовые бесплатно работать на благо общества — то ли они видят, что от закрытия круглосуточного алкопритона меньше угонов и пожаров, то ли им приятно ходить по городу без охраны… Странные, короче, люди. Но полезные.
Bronx
А также проблема с хорошими, годными метриками. Если бы всё покрывалось метриками, то СССР мог бы внедрить свой Госплан, с программистками и ЭВМ. Увы, даже простая задачка всего с 2-мя возможными исходами натыкается на глубокий разрыв между деонтологией и утилитаризмом, и этот разрыв не преодолеет ни один продуктовый менеджер, но "потребитель" будет требовать именно этого (иногда с вилами в руках).
И даже если метрики вдруг находятся, то остаются проблемы вроде "что измеряем, то и получаем", утилитарных монстров и проч.
vassabi
трудно найти эффективного будущего правителя, и даже если вы такого нашли — трудно его «протолкнуть наверх»
давайте с более простой задачи зайдем — как сделать так чтобы можно было легко «снять вниз» неэффективного правителя (и при этом чтобы не сильно легко, а то популизм он такой)?
Mainer5s
Так задача проталкивания наверх нужного эквивалентна снятию вниз ненужного)