Год назад многие из нас узнали о новой для нас на тот момент социальной сети — Clubhouse. Именно после того как в ней зарегистрировался Илон Маск, туда потекли толпы русскоязычных пользователей и конечно такой всплеск активности не мог не остаться незамеченным. Однако год спустя уже сложно найти кого-то, кто бы так же часто «зависал» в этой сети как в прошлогоднем феврале. Что же случилось?
Как это работает
Clubhouse является площадкой для общения, в которой это происходит в так называемых комнатах — аналогов бесед в текстовых мессенджерах, куда может заходить определенное количество пользователей, роли которых делятся на модераторов и слушателей. Человеку могут дать право говорить для участия в обсуждении. Комнаты являются временными и пользователь легко может переходить из одной в другую, а также находить что-то по своим интересам. Можно так же создавать свои комнаты, регулировать их уровень доступа — для друзей или кого угодно.
Начало
Согласно Википедии Clubhouse для iOS был запущен в апреле 2020 года. Первыми разработчиками соцсети стали программисты Роэн Сет и Пол Дэвисон, которые учились в Стэнфордском университете. Продукт хорошо подошел к условиям пандемии и не остался незамеченным, однако рост, несмотря на стабильность, был медленным. Тем не менее охватывая знаменитостей все большего и большего масштаба, к концу 2020 года сервис набрал 600 тысяч пользователей. Резкий взрыв его популярности пришелся на появление в нем Илона Маска, чье выступление привлекло огромное внимание, такое, что не все желающие его послушать смогли «вместиться» в комнату с ним. К тому же выступления в комнатах никак не записывались и пользователи спешили послушать очередную знаменитость.
Популярность
В России сервис резко пошел вверх в плане популярности уже в конце января-начале февраля. В качестве одного из факторов, подстегнувших успех, можно назвать «недоступность» сети — требовалось приглашение от уже зарегистрированного пользователя, чьи возможности вербовать новых людей были тоже ограничены. Начал повторяться путь, пройденный в США — на площадку потекли знаменитости, пообщаться или послушать которых можно было в отдельных комнатах, что конечно было заманчивым для пользователей. Некоторые даже ставили свои рекорды по аудитории и это все больше подстегивало интерес людей к платформе.
К середине февраля активно подтянулись технологические бренды вроде Яндекса, Mail.ru Group (ныне VK) и других. Компании использовали ClubHouse площадку для продвижения, устраивая неформальные общения, а потом и вовсе начали проводить собеседования там.
Угасание интереса
Несмотря на февральский успех, март показал и первую усталость от новой сети. Формально пользователи продолжали прибывать но ощущения прежней «движухи» уже не было. Сервис заполнили партнёрские и брендинговые комнаты — в них меньше информативности и непосредственности. Люди перестали активно следить за выступлениями, по сути «наигравшись» в этом месте.
В качестве некоторых причин упадка Clubhouse называются следующие вещи:
- Аудитория успела значительно вырасти за счет раздачи приглашений в геометрической прогрессии, и многие уже не проводили за разговорами столько времени. Пропало исключение эксклюзивности;
- Разработчики очень тянули с приложением под Android, что это сказалось на желании еще не охваченной потенциальной аудитории там находиться;
- Наиболее активную часть пользователей беспокоит низкое качество контента и непонимание способов монетизации приложения;
- Формат легко позаимствовали конкуренты. Ключевую возможность Clubhouse переняли и другие компании, среди которых LinkedIn, Spotify и даже Reddit. Свои «голосовые чаты» были с конца декабря 2020 года и в Telegram.
И хотя Clubhouse растратил популярность так же быстро как и приобрел ее, он все равно оставил свой след, пусть и в других социальных сетях. А как вы думаете, что еще послужило причиной неудачи или все-таки сервис мог бы сохранить и развить свой успех?
Комментарии (17)
Maxim_Q
13.01.2022 14:45+3Странный у вас график активных пользователей только за 2 недели. Можно привести за год с момента основания?
Metotron0
13.01.2022 17:52+2Пропало исключение инклюзивности
Что это означает? Что пропало в связи с ростом аудитории?
Shaz
13.01.2022 20:41+5Ощущение что они (эти самые пользователи) типа "илитка", которых допустили послушать умных людей. Приложение только под ифон, вход только по приглашению.
Alcpp
13.01.2022 22:32+2Вероятно имелась ввиду эксклюзивность. Инклюзивность это про вовлечение инвалидов в общество и общественную жизнь.
skipperprivate Автор
13.01.2022 23:39Спасибо, исправил!
Metotron0
14.01.2022 01:17+2Может быть, всё же ощущение эксклюзивности пропало, а не исключение пропало? Или была исключена эксклюзивность. А то как будто раньше она исключалась, а теперь это пропало и она появилась.
Metotron0
14.01.2022 01:16+1Вот мой межушный парсер и поломало, что инклюзивность, да ещё и исключённая…
rikki_tikki
13.01.2022 18:16В подкасте "запуск завтра" есть занимательный эпизод про то, как clubhouse взломали хакеры
Pavel1114
14.01.2022 06:19+5да не было никакой популярности. Была очень массированная рекламная компания, довольно успешная, кстати, в отличии от идеи самого приложения.
qant
14.01.2022 10:34Не удивлюсь если кто то заработал на продаже акций или других фантиков, лень гуглить. Но предполагаю что на хайпе могли хорошо заработать, а не только привлечь аудиторию
bigfoot_tmn
14.01.2022 20:03По-моему причина очевидна: неравенство пользователей.
Кто-то решает дать тебе право открывать рот или нет.
Не выгнать за неадекватное поведение, а просто не пускать изначально.
Machirodont
Очередной чатик, которые, наверное, сотнями клепают и хоронят ежегодно. Просто менеджменту повезло развести инвесторов на вваливание кучи бабла в маркетинговый бюджет. Как только деньги на раздувание хайпа кончились - проект предсказуемо сдулся.
AngelNet
Занятно то, с каким рвением теле2 навязывал эту дрянь своим пользователям. Помню я звонил в саппорт, с просьбой отключить услугу, так мне несколько разных уровней "специалистов" заявили что "отключение услуги невозможно". По этой причине даже был выбран другой тарифный план, без клаба, который я кастомизировал под себя (тариф).
Поразила "логика" операторов колцентра: - "А вам то какое дело что не выключается? Оно же бесплатное, пусть висит, не обращайте внимание" © После этого я уже вскипел.
kAIST
Не совсем понятно. В Теле2 доступ к определенным соц сетям это дополнительные услуги?
KivApple
Так и не раскрыта тема, зачем добиваться отключения бесплатной услуги. Или там всё же были какие-то последствия её включенности? (Например, спам уведомлениями с предложением зайти)