Меня зовут Катя, я недавно стала QA-лидом в Альфа-Банке, до этого работала в команде. В этом посте я расскажу, как у меня происходил переход из командного тестировщика в позицию QA-лида. Возможно, моя история окажется полезной для тех, кто переходит из статуса "часть команды" в статус лида и пытается понять, что вообще случилось и как дальше жить.

Сейчас я занимаюсь Альфа-Мобайлом, нашим мобильным приложением для физических лиц. Работа в команде состояла из обычного взаимодействия с нашими IOS- и Android-разработчиками, с аналитиком, с бэкенд-разработчиком и с product owner’ом. В моей командной работе были обычные спринты, обычная приемка, обычное написание автотестов к различным компонентам архитектуры, конечно же, дедлайны и еженедельный всеобщий Мобайловский регресс. Помимо работы в команде, есть еще наставничество.

Архитектура довольно нетипичная: помимо обычного front’a и back’a есть еще и middle, и не каждый въезжает сразу, на это тратится много времени. На тот момент, когда со мной поговорил мой руководитель и рассказал, что пора переходить в лиды, у меня было два начинающих падавана. В общем, состоялся разговор о том, что пора расти, пора уже переходить дальше, я ответила, что хоть и очень загружена, но готова. 

Из тестировщика в лиды

Переход из работы в команде в лидовство проходит так: выделяется какой-то период времени, а-ля 3 месяца, похожий на испытательный срок, в эти 3 месяца я работаю в команде, параллельно ищу себе замену, и, так как я сильный тестировщик, мне нужна хорошая замена, то есть человек, которого я обучу. Плюс в этот испытательный срок добавляются лидовские активности.

Что вообще такое лидовские активности? Бывают банальные, типа работы с документацией, нужно заполнить какой-то документ в Excel, чтобы там были определенные отчеты, сводка, статистика или составить какой-либо список по определенным критериям, то есть всякая неприятная и интуитивно понятная штука для какого-нибудь менеджера. Также в лидовские активности входит и проведение собеседований. Этого я никогда не делала, ничего не умела, и мне нужно было научиться слушать человека, соответственно, еще проводить собеседования, отвечать на вопросы, которые я задаю, самой и в принципе научиться разбираться в людях (подходит ли их рабочая культура к культуре в Альфа-Мобайле или нет, много ли хочет человек, как он себя продает и так далее). 

А ещё есть задачи для исследования. Они очень похожи на задачи, которые приходят в команду, когда приходит какой-то заказчик и говорит: «Я хочу разработать что-то, а вы сами разберитесь». У меня есть подобные задачи, может прийти заказчик а-ля «Вы что-нибудь протестируйте» либо есть какие-то операции в банке, которые нужно исследовать и понять, как их тестировать, нужно провести какой-то анализ, а потом передать подобную задачу своим тестировщикам и уметь ответить на все вопросы, которые могут возникнуть.

Управление временем

Когда я работала в команде, я использовала базовую технику тайм-менеджмента, разделяла все свои задачи. Для начала, как бы это дико не звучало, нужно сделать список своих дел. Затем их надо разделить на 4 колонки: приоритетные, срочные, текущие и релакс. Приоритетные – это задачи, которые нужно сделать в максимально короткие сроки. Срочные – задачи, которые нужно выполнить к сроку, текущие – какие-то большие задачи, либо ежедневная рутина, релакс – как бы это странно ни звучало, но в расписании каждого человека релакс обязан быть, чтобы обед, например, не уходил на конец рабочего дня. Со временем мой список дел выглядел примерно так, что приоритетные – это регресс, приемка, ретест какой-нибудь приемки, срочные – встречи, подготовка ко встречам, подготовка к митапу, текущие – написать автотесты, разобрать отчеты, составить чек-лист и так далее. В релаксе у меня сначала был только обед, но со временем мне стало не нравиться, что я слишком много ем, поэтому я добавила туда занятия спортом от 15 до 30 минут.

Со временем, когда я научилась строить планы на день и когда у меня уже ожидаемый список выполненных дел начал совпадать с реальным, я научилась планировать неделю, а затем и планировать спринт. Мне это очень помогало. И, когда я переходила в лиды, все, что у меня было - это вот эта базовая техника тайм-менеджмента, началось совмещение. Так как я хорошо работала в команде, мне хотелось продолжать так работать, с той же силой, с тем же запалом, в общем, когда я планировала спринт, я набирала то же количество задач, как и обычно. И это ужасно.

А нужно было как-то совмещать. И, помимо моей обычной работы, мне начали приходить всякие лидовские задачи. Сначала они были какие-то элементарные, очень даже понятные, их было много. У меня было очень много командной работы и много лидовских задач. Я стала перегружаться, взяла очень много задачи, и у меня не было такой опции, как “пока у меня испытательный срок, задержусь после работы и доделаю”, потому что я мама, у меня есть маленький ребенок, который переходил в первый класс, для этого я тратила тоже очень много времени. В общем, на меня это все навалилось, и я стала даже где-то выгорать. Самое простое, что приходит на ум, это не брать лишние задачи.

У меня уже была подобная история: я работала в команде, ко мне приходил коллега и просил сделать какие-то мелкие задачи, которые, в принципе, не входят в мои обязанности, но я знала, как это делать. Сначала я на все соглашалась, а потом поняла, что очень перегружалась и в свое рабочее время делаю не свою работу. Я просто научилась отказываться в какой-то момент, и сейчас мне нужно было сделать то же самое, либо сказать какой-то максимально возможный реальный срок. В принципе, я уже знала, как с этим работать, более или менее “нет” я сказала. Но у меня были задачи, их оставалось так же много, но были те, что требовали очень много усилий, и сесть за них я не могла, хоть время под них выделяла. Просто иногда сидела, смотрела на задачу, мне не хотелось в ней разбираться, мне хотелось все делегировать, используя свою новую власть, и я просто отходила “на покушать”, потом еще раз возвращалась и отходила “на покушать”. 

Тупики и архетипы

В общем, оставим пока этот тупиковый момент. Мне захотелось просто как-то разобраться в том, что же со мной происходит, почему я так часто прокрастинирую, и что мне нужно сделать, чтобы начать работать. У меня в голове обычно есть какой-то стереотип, я думаю, как и у многих, такого успешного человека, то есть человека, который все успевает, который не устает или какой-то бодрый чувак, который все выполняет в срок, который взял одну задачу, отработал, потом взял другую задачу и так далее. Я поняла в какой-то, что эта модель мешает мне жить. В общем, я посмотрела, что такое архетипы личности, как они работают и как они могут примениться к моей ситуации. Это тоже можно найти в теории тайм-менеджмента. Базовые архетипы личности – это рационалы и иррационалы. Мы их рассмотрим сейчас.

Есть рационалы, в общем, для меня это как раз архетип успешного человека – последовательные, организованные, продуманные, взвешенные и все такое. А есть иррационалы. Они спонтанные, импульсивные, импровизирующие, непостоянные и ветреные, хотя последнее качество ложное. Я себя отнесла к иррационалу.

В чем же отличие между рационалом и иррационалом? Их можно сравнить с поездом и обычной машиной. У поезда маршрут спланирован, время отправления и прибытия зафиксировано, он всегда движется четко по маршруту, у него всегда четкое время на остановки, перерывы, техобслуживание, дозаправку и так далее. Если происходит какая-то задержка, расписание нарушается, то начинается стресс.

У машины же наоборот – он в любой момент может отклониться от пути, и, если поменять какие-то условия, например, нужно поменять маршрут, чтобы быстрее доехать, они очень хорошо реагируют на эти изменяющиеся обстоятельства. Чем отличаются их успехи? Рационалист может стать гуру в одной области, ценится как раз за качество работы, за то, что их реальный результат почти всегда совпадает с ожидаемым. Они движутся с одной и той же скоростью. А иррационалы могут преуспеть в нескольких непохожих областях, например, физика и лингвистика, языки, путешествия, и совместить несовместимое.

И так как я отнесла себя к иррационалу, я решила рассмотреть, как он вообще работает. Сначала происходит какой-то невероятный запал, даже, например, если приходит задача на анализ, я думаю: “Сейчас я все сделаю, сейчас я пойду туда, посмотрю то, узнаю это”.  А потом занятие, если им долго заниматься, быстро пресыщается и уже становится неинтересно, и выполнять ты его не можешь. Когда в итоге задача решается, результат достигнут, победа длится маленький промежуток времени. И это не сопоставимо с тем, сколько усилий на нее затрачено. Проблема как раз и заключается в расфокусировке. То есть, считается, что мы должны сделать задачу от начала до конца, не переключаясь на другую. И это мнение, навязанное обществом, что я не могу себе позволить несколько вещей, мне не подходило, и я понимала, что не могу так жить.

В общем, я возвращаюсь к своей задаче. У меня есть задача на исследование, и она не делается. Задача была в стиле “У нас что-то поменялось, нужно протестировать и посмотреть, что клиентов Альфа-Банка эта доработка не будет аффектить.” А поменялось где-то глубоко в архитектуре, даже моей компетенции не хватает на то, чтобы там как-то разобраться. Обычно, если приходит такая задача и не понятно, что с ней делать, я ищу какие-то источники, которые могут дать информацию об этой задаче, понять, как ее делать. То есть, это либо документация, либо аналитик, либо человек в банке, который может мне помочь с этим разобраться. Но когда я нахожусь в новой для себя ситуации, бывает так, что я такая скованная количеством задач, и мне не приходит идей. В общем, был такой момент, что мне нужно было уехать в другой город по делам. Так как мы сейчас на удаленке, это сделать было, в принципе, легко.

Я уехала в другой город и работала в том же режиме. Послерабочий досуг у меня, в принципе, не менялся, то есть я была с семьей, с ребенком, но моя эффективность повысилась. То есть, у меня просто изменилась обстановка, работать я стала эффективнее, просто в другом городе, в другой комнате. Мне понравился этот момент, но я же не могу постоянно переезжать из города в город. В общем, я задумалась над многозадачностью, которая подходит для человека, у которого много рутины, то есть как выполнять множество задач одновременно, плюс у меня позиция лида, которая просто обязывает выполнять множество задач одновременно.

Принципы

Есть несколько принципов для творческих людей, либо для многозадачных людей, и сейчас я о них немного расскажу. Первый принцип – нужно взять свою идею или проблему из одного контекста и переместить ее в другой. Я напомню сейчас всем известный пример. Он связан с Архимедом. У Архимеда стояла такая задача, что ему нужно взвесить корону короля. Он не знал, как это сделать, пробовал различные подходы, у него ничего не получалось. В итоге он пошел принимать ванну и понял, что объем его тела просто “вытекает”. Тогда его осенило, что этот способ поможет ему взвесить корону. Это хороший пример многозадачности, то есть человек занимался одним делом, и ему на ум пришло решение задачи. Тут как раз про контекст речь.

Есть еще один принцип: чтобы научиться что-то хорошо делать или чтобы решить какую-то проблему, вам нужно параллельно делать что-то еще. Я приведу популярный американский пример. Была группа студентов-медиков, диагнозистов. Их поделили на две части, одна часть пошла изучать искусство. После какого-то периода времени начали сравнивать их работу, как они вообще ставят диагнозы и лечат людей. Оказалось, что у группы людей, которая изучала искусство, постановка диагноза имела “творческий подход”, чаще всего они определяли диагноз быстрее, либо точнее, либо имели какой-то нетипичный способ постановки диагноза. Это показало какую-то эффективность.

Но бывает застой, как у меня, например, и нужно просто переключить тему. Иногда это сделать очень тяжело. Я снова приведу пример. Допустим, мы решаем какой-то кроссворд, и у нас осталось последнее слово. И мы думаем: “Вот сюда должно подойти это слово. Оно отвечает на заданный вопрос. Но по буквам оно не подходит”. Я застреваю на этом последнем моменте и не хочу переключаться, потому что работа уже почти доделана. Проблема заключается в том, что я застреваю на неправильном ответе, и что бы я ни делала, я никак не могу уйти с этого неправильного ответа. Тут важно понять этот момент и перейти просто к другому делу, сменить обстановку, сменить задачу.

Таким образом, благодаря пониманию принципов многозадачности, понимая, как я хочу работать, какой принцип работы мне больше подходит, я себе поменяла рутину. Я добавила туда новые активности, то есть в расписании появилось больше каких-то моментов, например, я почти три года занималась йогой, и получалась она у меня хорошо, но почему-то уже не работала. Я просто пошла на танцы. Получилось так, что я поменяла подход к решению каких-то задач.

В итоге можно сделать такой вывод: если у вас что-то не получается, что-то не работает, не обязательно ориентироваться на стереотипы, которые заложены обществом. Нужно постараться понять себя, услышать себя, понять свою личность и адаптировать ее к жизни. Это уже все исследовано, нужно просто найти хорошие практики.

Комментарии (1)


  1. scruff
    20.01.2022 12:15

    Как-то всё рафинировано и иедализированно в статье. Этакий QA в вакууме. В реальности, чтобы пробиться "наверх" нужно обладать целым рядом других качеств, таких как умение "кусаться и огрызаться", умение ходить по головам, умение манипулировать коллегами, ну и разумеется, умение быть лояльным начальству (не буду говорить как это называется в реальной жизни - все и так знают ))) ). Все остальные софт/хард скиллы и прочий эффективный тайм-менеджмент тут действуют как некое приложение к основным вышеуказанным качествам.