Я люблю научпоп. Это такой особенный жанр, он как бы и не научный, и не художественный, а что-то среднее. И вот тут загвоздка: чтобы написать хороший научпоп, надо уметь и в науку, и в художку, а таким сочетанием навыков обладают не только лишь все. Автор может владеть словом, но поверхностно разбираться в предмете, причиняя адскую боль куда более прошаренному читателю. Или наоборот - писать в полном соответствии с фактами, но так, что уже на пятой строчке клонит в сон. Формализовать искусство нельзя, но можно препарировать научно-популярный текст и проанализировать его особенности, что я и собираюсь сделать - прямо на примере этой же самой статьи.

Вообще подводных камней в нелёгком деле писательства великое множество: это и неумение складывать слова в предложения, и неспособность ясно выразить мысль, и просто банальная безграмотность. Иной раз натыкаешься на опус, автор которого забыл даже проблему задекларировать, не то что ввести читателя в курс дела (как видите, я только что это сделал). Не знаю, что получится в итоге, но, надеюсь, что-то хорошее.

Ну да ладно, вступление есть, чуток скромности добавил, теперь надо развить задекларированную в предыдущем абзаце проблему. Чем вообще отличается научпоп от научного текста, если говорить о самой глубинной сути этих понятий? Информационной моделью. В модели взаимодействия «читатель – текст» научная статья пассивна, потому как целевой читатель изначально очень хочет прочитать её – ему кровь из носу нужна информация о, скажем, особенностях разведения пингвинов в условиях микрогравитации. Он с этим работает, и волей-неволей он всё равно будет читать ваш текст. В случае же с научно-популярным текстом всё наоборот: читателю он, в общем-то, безразличен, и здесь уже автору статьи очень нужно, чтобы её прочитали. Причины не важны, важен сам факт их наличия – ведь зачем-то он эту статью написал и выложил. Я вот пишу сейчас эти строки, надеясь, что кому-то они помогут. Другой может просто тешить своё эго. Тоже неплохой вариант.

Это в корне меняет подход к написанию текста, хотя и оставляет базовые принципы неизменными. В научной статье важна строгость и однозначность. Такое понятие, как увлекательность, автору научной статьи нафиг не нужно – как мы помним, потенциальный читатель уже увлечён на все сто процентов. В научно-популярном же тексте нужно сесть сразу на два стула: соблюсти однозначность повествования и в то же время сделать его увлекательным. Как следствие, оно должно сочетать в себе принципы как научной статьи, так и художественного произведения. Именно их я и хочу рассмотреть ниже.

От научной статьи мы берём структуру, хотя и с оговорками. Например, вот этот текст начинается вовсе не с аннотации, а с фразы-завлекалочки, и лишь затем идёт аннотация, причём в свободной форме – это уже взято из художественного произведения. Но задачу свою она выполняет, а именно обозначает проблему и её ключевые особенности, от которых будет зависеть весь последующий информационный поток. И, собственно, теперь, когда они обозначены и даже подчёркнут сделанный вывод, можно приступать к рассмотрению конкретных элементов.

Нарратив. В нашем случае это последовательная цепочка образов и понятий, которая с помощью текста транслируется читателю. Вот прямо сейчас, например, вы читаете о том, как прямо сейчас читаете о том, как прямо сейчас читаете о том, как прямо сейчас… э-э, стойте! Ладно, переиначу: чуть раньше вы зафиксировали в уме понятие «нарратив», которое будет использоваться дальше по тексту, и тут же получили пример - рекурсию, которая послужила декоративным элементом для поддержания интереса. И теперь я перехожу к следующему звену - а именно к форме повествования в научно-популярной статье. Как вы можете видеть, это звено напрямую связано с предыдущим. Весь этот блок про нарратив является частью более общего, охватывающего рассматриваемые особенности написания научно-популярных статей, причём подблоки идут последовательно, перехватывая друг у друга мысль. 

В этом вся суть: в рамках одного блока поток не должен прерываться. Предыдущая фраза, например, хоть и начинает новый абзац, но прямо связана с предшествующим, кратко суммируя сказанное для дальнейшего развития мысли. А предыдущая фраза эту мысль развивает, приводя пример и объясняя его. Так же как и предыдущая, которая дополняет тезис ещё одним примером. Продолжать можно и дальше, но нарратив не должен затягиваться, иначе это перегружает мозг. Так что под этим блоком можно подвести черту и переходить к следующему.

Обратный клапан. Это такая штука в трубопроводе, которая позволяет жидкости течь лишь в одном направлении. Для информационного потока справедлив аналогичный принцип: любые зависимости между используемыми образами и понятиями идут сверху вниз, но не наоборот.

В этом смысле текст напоминает программу. Вы не можете использовать переменную до того, как объявите её – вот здесь то же самое. Вводя в текст новое понятие, нужно либо пояснить его, либо сделать его понятным из контекста. Упомянув выше обратный клапан, я тут же дал описание того, что понимаю под этим термином, и вот этот самый абзац вы читаете уже с учётом этого знания. Теперь он работает примером, тогда как иначе это был бы просто кусок текста без функции.

Любопытно, что даже в художественных произведениях с нелинейным сюжетом этот принцип соблюдается. Допустим, новая глава хронологически стоит раньше предыдущей, однако введённые в ней персонажи либо уже встречались раньше, либо как-то представляются читателю. Просто логические и эмоциональные цепочки работают теперь по-другому.

Терминология. Например, в первом же абзаце я упоминал жанр, отнеся к нему научно-популярные тексты, и кто-нибудь наверняка да возмутился уже, что, мол, на самом деле жанр – это совсем другое, но это не совсем так. 

Не стоит резко обрывать поток внезапной мыслью, как я сделал это только что. Можно слегка сгладить этот обрыв или вовсе сделать его частью общего замысла (как я сделал это только что, да), но всё равно – не стоит. 

Дело в том, что на сегодняшний день понятие «жанр» не имеет точного определения, так что я волен трактовать его по-разному, лишь бы смысл был понятен из контекста. И, по-моему, это вполне удалось: даже если вы не согласны с использованным мною толкованием «жанра», вы всё равно поняли фразу. Другое дело с «обратным клапаном» - этот термин используется в ином смысле, я же применил его метафорически и, по сути, просто выдумал ему новое определение, чтобы удобней обозначить один из компонентов проблемы. Блок о терминологии не случайно стоит после нарратива и обратного клапана: он зависит от них обоих, как за счёт примеров, так и по смыслу. И хотя оба они применяются ко всему тексту, терминологию стоит выделить как пример подсистемы текста, наглядно демонстрирующей суть этих понятий.

 Всё сказанное справедливо также и для художественных текстов, просто в них оно не так очевидно. Кроме того, оно ещё и может служить литературным приёмом, который нежелательно пихать в текст научно-популярный. Задача увлекательности, однако, по-прежнему остаётся, и в большинстве случаев её решают простым облегчением текста: разгружают тяжеловесные конструкции, жертвуя однозначностью понимания, привносят разговорные словечки, сленг, ну и так далее. Все эти вещи не работают на прямое восприятие полезной информации читателем, их цель – не дать уплыть его интересу. 

Зачем нужно упрощение и разговорные словечки? Чтобы «приблизить» автора к читателям, показать, что он такой же человек, как и они, а не заумный ботан. Зачем вводить в текст эмоциональные выражения? Чтобы придать ему живости, превратить обычное повествование в рассказ от первого лица. Ух, ёпта, мы ж тут не научное исследование описываем, хр-р, тьфу. Лично я люблю использовать в качестве иллюстраций максимально идиотские и нелепые (однако при том совершенно корректные технически) образы, например, парадокс близнецов на примере не абстрактных безымянных пилотов, а злобного Таыщ’ын’кахр’бун’юка и доброго Ю. Это привносит некоторое смятение в нарратив, но веселит читателя, а значит, работает. Вот, даже сюда я смог их впихнуть, а ведь боялся, что не выйдет, и придётся обойтись одними пингвинами.

Восприятие любого текста строится на одних и тех же принципах, которые, в свою очередь, зависят от нашего мозга. Писатель всего лишь использует эти принципы, чтобы решить ту или иную задачу – у научной статьи это сухое донесение информации, но чем дальше мы движемся в сторону искусства, тем больше добавляем к этому новых и новых подзадач. Научно-популярный жанр находится где-то посредине между искусством и ремеслом, и если первое невозможно формализовать, то со вторым уже всё не так печально. По крайней мере, вырисовываются какие-то общие закономерности, и нужно лишь правильно их применить.

Естественно, это лишь самая верхушечка огромного айсберга, а общая картина намного сложнее - в первую очередь потому, что люди все разные, и один и тот же текст воспринимают по-разному. Мало того, самому писателю мешают когнитивные искажения, в частности, проклятие знания, из-за которого ему очень трудно понять, как написанное будет восприниматься со стороны. Я вот хоть и проверял описываемые концепции на примере текста, который их же и описывал, всё равно не уверен, что всё получилось как надо. Помогает обратная связь, но лишь отчасти.

Такой вот получился итог, а теперь надо написать какую-нибудь эффектную фразу для завершения. Таыщ’ын’кахр’бун’юк желает вам удачи в нелёгком деле писательства, и помните: рукописи не горят.

Комментарии (15)


  1. OlegZH
    22.01.2022 23:26
    -10

    Я люблю научпоп.

    Это такое музыкальное направление? Научный способ сочинения популярной музыки?

    Это такой особенный жанр, он как бы и не научный, и не художественный, а что-то среднее.

    А какое среднее? Арифметическое? Геометрическое? Гармоническое?

    И вот тут загвоздка: чтобы написать хороший научпоп, надо уметь и в науку, и в художку, а таким сочетанием навыков обладают не только лишь все.

    Уметь что? Ходить? Летать? Ползать? Или рыть?

     Блок о терминологии не случайно стоит после нарратива и обратного клапана: он зависит от них обоих, как за счёт примеров, так и по смыслу. 

    Может быть, ещё и чертёж преложите? Это же тянет на изобретение! Кто же до Вас сообразил поставить в одну цепочку нарратив, обратный клапан и блок терминологии?!! Тут, по смыслу, нужен ещё и потоковый накопитель для машины времени. Но он уже запатентован. Остаётся только сделать машину пространства. Для примера.

    Зачем нужно упрощение и разговорные словечки?

    Упрощение и разговорные словечки на письме смотрятся плохо. В прозе полагается писать высоким штилем. В назидание и благоговение.

    Вот, даже сюда я смог их впихнуть, а ведь боялся, что не выйдет, и придётся обойтись одними пингвинами.

    Пингвинов не тройгайте! А то их придётся занести в красную книгу. Кожется, и так уже занесли. Или это Вы про Линукс? Или:

    Penguin – бесплатная программа для работы с ключевыми словами.

    Penguin [Premium Edition] – это многофункциональная программа для подбора, обработки и кластеризации ключевых слов. Так же он может использоваться для обработки любых данных, хранящихся в больших текстовых файлах.

    Penguin [Keywords Tools] (Premium Edition) – это программа для быстрого составления, чистки, анализа и кластеризации семантического ядра. Работает с большими CSV-файлами, а так же с выгрузками Bukvarix, Ahrefs, SerpStat, KeySo, Majestic, SpyWords и любых других сервисов. Имеет самую быструю систему многоуровневой кластеризации и позволяет за минуты группировать миллионы поисковых запросов. Ускоряет работу с ключевыми словами в десятки раз!

    Самое то для наупопа!

    Такой вот получился итог, а теперь надо написать какую-нибудь эффектную фразу для завершения.

    Тема рекурсии не раскрыта. ;-(

    go to 1;


    1. Hellequin Автор
      22.01.2022 23:30
      +4

      Толсто.


  1. Daddy_Cool
    23.01.2022 04:15
    +3

    Краткое содержание статьи - надо писать хорошие научно-популярные статьи, а плохие писать не нужно!
    Автор взялся за очень трудную задачу задачу - рассказать как надо писать хорошие научно-популярные статьи. Проблема в чем - есть очевидные вещи - что должна быть определенная структура, что статья должна сочетать и научную часть и популярную, и т.п... Это всё понятно - каждый будущий писатель популярных статей сам прочитал не один десяток популярных статей. А вот насколько это всё будет качественно реализовано зависит в первую очередь от умственных способностей и навыка автора, и оценить это смогут только читатели. Кстати если вначале статью протестировать на домашних - то результат может оказаться весьма неожиданным. Я как-то написал научно-популяную статью для одного настоящего, бумажного журнала, и первый вариант дал почитать домашним (с физическим образованием, заметим). Оказалось, я совершенно непонятным образом использовал жаргонные выражения: "посчитаем" вместо "проведем численный расчет", "померяем" вместо "проведем физический эксперимент", ну и еще много претензий было. Но это заметные недостатки - можно сформулировать: "Не используйте жаргон!" А есть плохо формализуемые вещи - всякие образы, сравнения, да и сама тема статьи... всё это должно быть интересным и оригинальным. А как это измерить?
    Вот как объяснить, чем плоха фраза: «Однажды, прекрасным майским утром, стройная амазонка на великолепном гнедом коне скакала по цветущим аллеям Булонского леса»? И ведь она может быть хороша если предполагается легкая ирония.
    Я бы наверное сформулировал такие принципы (по содержанию, по технике - не получится):
    1. Материал статьи должен быть чем-то близок читателю - возможно начинать надо с интересного примера/явления/ситуации.
    2. Не используйте жаргон.
    3. Не используйте термины если есть аналоги в обычном языке, если термин объясняется целым абзацем - возможно можно просто написать этот абзац и обойтись без введения термина.
    4. В научном тексте не должно быть "лишних фраз". Лишние фразы - это фразы не несущие информационную нагрузку, общие слова, банальности, клише, и т.п... в научпопе без них вряд ли можно обойтись, но хочется поменьше. Последнее особенно важно в наш век информационных технологий когда количество людей способных воспринимать длинные тексты стремительно сокращается. (Не смог удержаться от примера).
    4.5 (Не принцип, а замечание). Еще я замечал,что часто плохо воспринимаются умствования авторов. Вот там где дается материал - там хорошо, а где начинаются рассуждения автора о природе вещей - сразу много пустых слов. Видимо каждому хочется почувствовать себя философом и обобщить всё и вся, а хороший уровень встречается редко.


    1. vipassa
      23.01.2022 08:41

      Согласен с вашим замечаниями!


    1. Hellequin Автор
      23.01.2022 09:49

      Всё-таки краткое содержание - это "не теряйте мысль" и "правильно подавайте информацию". Ну и да, речь идёт о научно-попуряном жанре, а не о научном.


    1. Shaz
      23.01.2022 10:14
      +1

      Как писать хорошие статьи можно спросить например: https://habr.com/ru/users/Zelenyikot/posts/


    1. lllamnyp
      23.01.2022 14:37

      "посчитаем" - жаргон и надо приправлять текст наукообразием вида "проведем численный расчёт"? Я даже в научных (а не научно-популярных) текстах стремился выражаться попроще. Вот замечательный пример: https://fis.wikireading.ru/3538


  1. vipassa
    23.01.2022 08:42
    +2

    А статью автора осилил где-то на 20%. Дальше было уже не интересно


  1. emptycat
    23.01.2022 13:05
    +1

    Автору советую на досуге открыть, например, "Фейнмановские лекции по физике", что бы понять как писать научно и в то же время на достаточно простом уровне, но не скатываясь в примитивизм. Также хорошим образцом научно-популярной литературы считаю книги библиотеки "Квант". Если речь идет о статьях - эталоном для меня являются статьи из журнала "В мире науки".


    1. Daddy_Cool
      23.01.2022 13:20

      Насчет ФЛФ - лично у меня есть большая претензия к этому курсу - он недостаточно хорошо структурирован, часто случаются перескоки с пятого на десятое. Впрочем навернео не существует идеальных курсов физики. Чтобы уяснить тему надо обложиться учебниками и вкуривать.


    1. Hellequin Автор
      23.01.2022 15:03

      Фейнман зачитан до дыр. Так же как и Перельман.


  1. Philippus
    23.01.2022 15:04

    Респект.

    Зачетная статья


  1. third112
    23.01.2022 16:36

    имхо нужно отметить, что научпоп бывает разный. Одно дело, если статья для школьника начальной школы, другое — если для академика. И в чисто научных журналах сталкивался с подобными проблемами. Так один из двух рецензентов написал на мою статью по применению графов в солидный химический журнал, что обычные химики это не поймут. Я ответил, что 30 лет назад окончил ХФ МГУ и там на 2-ом курсе сдавал линейную алгебру, поэтому надеюсь, что другие химики знают, как перемножить 2 матрицы. Редактор, спасибо ему, опубликовал мою статью. Я от читателей вопросов "как перемножить 2 матрицы" не получил, а получил другие.


    1. Hellequin Автор
      23.01.2022 17:27

      Безусловно, хотя, как мне кажется, научпоп предназначен в первую очередь как раз для массовой аудитории, чтобы заинтересовать её.


      1. third112
        23.01.2022 18:05

        Все — это значит никто (с) А. Дюма
        Понятно, что если обращаетесь к школьнику, то нобелисту будет скучно читать и т.д.
        При этом нобелист в худ.лит. может с интересом читать популярные статьи по квантовой механике.