Всем привет! Случайно наткнулся на данную статью, где автор рассказывает своё мнение о текущем состоянии IT и об отсутствии необходимости высшего образования для него. И, на мой взгляд, подобные статьи часто пользуются популярностью и опасны для людей, только выбирающих свой карьерный путь.
Зачем я пишу?
Почему я решил написать, потому что в своё время (накануне универа) тоже зачитывался подобными статьями на Хабре и VC. И вот какие установки я сформировал себе на базе их прочтения.
Нет разницы, в какой ВУЗ ты пойдешь. Всё равно все работают не по специальности, а знания все устаревшие. Да и вообще может надо сразу идти работать, что уж там время терять. Все успешные люди с 16 лет же работают.
В России все ВУЗы на низких международных рейтингах, так что образование стопроц будет некачественное. Если нет денег на европейский/американский диплом, то считай, что ничего и не добился.
Преподаватели вообще какие-то неудачники, которые работают за жалкие 500$ с высшим образованием. Вон в Маке и то больше получают.
* Вообще надо как можно раньше свой бузинес мутить и ехать в
СиликоновуюКремниевую долину.
Может быть я немного передергиваю, но сейчас примерно так я вижу свой образ мышления в 18 лет. И я думаю, наверняка и сейчас много моих собратьев по разуму поступает в универы с такими же установками. Поэтому хочу расписать, к чему они меня привели) Извините, пишу анонимно, поскольку пока это точно не история успеха))0)
Коротко обо мне
В общем, сам я из Питера, учился в хороших технических школах, но тогда этого не понимал, думал, что в обычных. Когда заканчивал школу, руководствовался приведенными выше установками, поэтому даже практически не чекал специальности, не думал, чем я хочу заниматься. Решил, что хочу пойти туда, где дадут возможность сразу работать и учиться на практике.
Так что по итогу пошёл учиться на машиностроительную специальность в престижный питерский технический универ, где обещали меньше напрягать и возможность работать с 3-го курса. А, ну ещё стажировку в Немеции, но её так и не было.
Но какое же моё было удивление, когда выяснилось, что у нас будет шестидневка, полностью забитая различными парами, смысл большинства которых я вообще не понимаю. Я-то думал, что сейчас приду в универ, там всё уже будет не как в школе, будем наукой заниматься и т.д.
А на самом деле нет, продолжится та же учеба, только будет больше степень самостоятельности, а людей на потоке много, поэтому вполне нормальная ситуация, что до конца доживает половина, а где-то и того меньше.
При этом, на мой взгляд, люди довольно часто уходили не потому, что они прям не тянут, а потому что просто становилось лень дальше разбираться и приходить сдавать. Многие разочаровывались. Но далеко не все потом смогли найти специальность по душе и доучиться при перепоступлении.
В общем, вернемся к моей истории. По итогу я так и учился на своей любимой специальности до 4 курса. После первого курса я уже разочаровался, думал изучать программирование, но там всё равно отвлекался на текущие задачи по учёбе, да и любил тогда в комп поиграть. Затем по стандарту военная кафедра, и поступить ты успеваешь опять же только на свою специальность, поскольку в июле, когда сдают экзамены в магистратуру, ты маршируешь по плацу.
Там я тоже думал перепоступить, но когда уже начал, было жаль бросать, да и шел на красный диплом. Поэтому решил остаться. Конечно же, дипломы были не такие, как я ожидал. Требования к ним были довольно слабые. Но я для себя постарался хоть какую-то осмысленную работу выдать, которой был в целом доволен.
И вот наконец-то я могу спокойно идти работать и всему учиться. Но не тут-то было. Мне повезло пройти на интересную стажировку, но в процессе я обнаружил, что мб это совсем не то, что мне бы было интересно. Я пообщался с людьми, которые там 10-15 лет работают. И не сказать, чтобы у них сильно менялись задачи. Меня это стало разочаровывать. И в итоге я ушёл, чтобы какое-то время подумать и переучиться. И что я могу сказать, этот опыт был очень полезным для меня с точки зрения самоанализа.
Я начал изучать программирование, но понял, что на этапе массивов я уже упираюсь в непонятную для меня абстракцию. Потом стал копать дальше. И понял, что у меня не хватает именно понимания многих базовых вещей. Т.е. всю жизнь я учился только запоминать и сдавать информацию. А потом я практически её не использовал, поэтому мой КПД во время учёбы был довольно низкий. Сейчас уже наверстываю самостоятельно по различным курсам и книгам.
Какие выводы я сделал
В общем, думайте своей головой (да здравствует Капитан Очевидность). Я очень много ориентировался на подобные разгромные статьи, а по итогу они для меня лишь стали оправданием моего относительно праздного времяпрепровождения во время учёбы. Ведь, правда, зачем учить предмет на отлично и разбираться, если всё равно не пойду работать по специальности и не буду использовать? Или зачем идти на сложную специальность на матмех, ведь всё равно в IT зарплаты не зависят от наличия высшего образования. И так можно продолжать до бесконечности. Но суть в чём, в том, какие у вас цели и ожидания от этой жизни.
Безусловно есть много вакансий, особенно управленческих, где нет необходимости иметь обширные фундаментальные знания, достаточно шарить за межличностные отношения и можно долго работать на хорошей зарплате. Но часто эти вакансии довольно нервные из-за высокого уровня ответственности и конкуренции. Либо ещё можно быть коачем и зарабатывать на мечтах других людей. Можно клепать формочки со stack overflow. Да вообще можно аккаунт на Onlyfans завести и получать больше, чем инженеры))0)
И я не хочу в чём-то обвинить этих людей, они делятся лишь своими мыслями, к которым пришли, как и я. Но часто люди пишут очень уверенно, особенно ссылаясь выборочно на статистику. А ведь статистика может нас вводить в заблуждение из-за неверно выстроенных причинно-следственных связей. Но какую часто ошибку мы делаем в молодом возрасте - мы не смотрим на бэкграунд человека. Ведь у каждого свои ценности и свой взгляд на жизнь, а из этого уже и вытекают его советы.
Но если вы хотите заниматься действительно интересными задачами и повышать каждый раз уровень сложности, то для этого нужна база, которую может дать высшее образование, если к нему правильно подходить. Не просто вызубривать предмет, потом сдавать и забывать после экзамена, как часто делал автор этой статьи. А сидеть прямо во время семестра и изучать все непонятные темы. Ведь чтобы знания остались, их необходимо уложить себе в голову, уметь по-разному интепретировать, применять, только потом это уже будет всё на интуитивном уровне. Не бойтесь возвращаться к школьной программе. У нас есть много гэпов. И это нормально. Хуже, если мы будем уверены, что диплом о высшем образовании = высшему образованию. Тогда и получается, что многие из нас не понимают: «Как так выходит, что я универ закончил, а работу найти не могу». Вообще на эту тему недавно прочитал небольшое эссе Канта «Что такое Просвещение?», которое меня заставило задуматься на многие вещи взглянуть по-новому.
Вернёмся к начальным установкам
Так что если вернуться к тем установкам, с которых я начал, то можно так ответить на них:
Очень часто все эти истории об успешном успехе являются «ошибками выжившего». Поэтому если у вас есть возможность пойти в хороший университет, то не стоит этого стыдиться и считать, что тогда не будет красивой истории про то, как человек сам с нуля всего добился. Надо просто заниматься любимым делом, чтобы было интересно. И не забывайте, что когда пойдёте на работу - времени на самообразование станет гораздо меньше, особенно если добавятся задачи ещё по другим аспектам жизни.
Рейтинги очень часто могут отражать тот объём средств, что университет вложил в рекламу. В России действительно очень сильное физмат образование: МГУ, МФТИ, СПбГУ и т.д. Когда я общался на международных программах с европейскими студентами, то я бы не сказал, что они сильно от нас отличаются по уровню знаний. Но в чём они сильно отличаются российских студентов, дак это в уровне осознанности своего выбора. Они чётко могут рассказать, зачем они выбрали конкретно эту специальность и кем хотят стать. У нас, конечно, ещё наслоилась перестройка экономики в 90-х, ну что поделать.
Для многих людей деньги действительно могут быть не главным критерием жизни, а могут быть и интересные задачи, поэтому лучше уважать преподавателей и стараться брать от них как можно больше полезной информации, даже если вам кажется, что они знают меньше вас.
Замутить бизнес можно всегда успеть, но для этого тоже важно обилие знаний и понимания разных аспектов как технологий, так и общественного развития. Например, Гейтс когда бросил универ - уже был очень прокаченным в области программирования благодаря школьным увлечениям.
Вместо заключения
Постарайтесь честно оценить свой уровень и свои желания, только так вы поймёте, чего дальше хотите. Сомневайтесь в любом мнении, в том числе и в изложенном в этой статье. Фильтруйте источники информации. И думайте, чего вы вообще хотите сделать в этой жизни и что для вас важно.
А главное: не забывайте, что высшее образование - это не 4-6 лет в университете, а понимание устройства текущего мира и возможность работать полностью самостоятельно и брать на себя ответственность за решение задач.
P.S. И хочу завершить выступлением основателя Khan Academy Сала Хана о том, как правильно стоит учиться. Я это выступление, к сожалению, увидел только после окончания университета, но меня тогда поразило, насколько наши гэпы в знаниях могут наслаиваться друг на друга, давая кумулятивный эффект, а потом нам мешать развиваться в дальнейшей жизни.
Комментарии (45)
AlexeyALV
26.01.2022 11:37+22Писал уже в комментах к подобным статьям: учеба в вузе нужна не для получения самых свежих находок в предметной области. Она нужна для создания базы, которая позволит новшества быстро воспринимать, правильно интерпретировать. И учиться работать с источниками, находить нужное.
Базовые знания даже в сфере ИТ и робототехники сформированы достаточно давно, так что древние рассыпающиеся на ходу преподаватели ими все же владеют. Хотя знаю, что по крайней мере в вузах нашего города по ИТ-специальностям на кафедрах есть вполне нестарые преподы, следящие за последними изменениями. Не все, но есть.
Лично мне не раз внезапно пригождалось то, что учил и думал, что зря. Местами жалел, что не вникал глубже. Избавило бы от потери времени уже в процессе работы.
AlexeyALV
26.01.2022 11:44+7Живой пример, кстати, с недавнего митапа: человек рассказывал про разработку автопилота и показал слайд с формулами и схемой обычной отрицательной обратной связи. Понятной даже прогулявшим большую часть ТАУ. Слайд вызвал восхищённое оживление среди части аудитории, которые чуть раньше высказывались о ненужности вузов. Они называли это сложной математикой и секретными разработками. Было очень смешно. Но одновременно грустно
panzerfaust
26.01.2022 13:13-1А где в вашем примере принципиальная роль вуза? Люди без диплома специальности АУ/АСУ принципиально не могут разрабатывать автопилоты? Или любой вуз с программой АУ/АСУ автоматически выпускает людей, готовых к такой разработке?
Или все же грамотный разработчик автопилотов это: качественный курс ТАУ в вузе + профильная стажировка + попадание после вуза в профильную компанию + годы практики. Причем 2 последних компонента - это 95% успеха.
AlexeyALV
26.01.2022 14:50+4Принципиальна роль вуза в данном случае - определенный кругозор, позволяющий оценить материал. Когда перед вами встала задача, можно придумывать решение, изобретая велосипед и заодно все термины с ним связанные, а можно целенаправленно поискать подходы и применить их.
Я нигде не говорил, что вуз отменяет годы практики. Просто с подготовкой за эти годы можно усвоить гораздо больше.
edkr Автор
26.01.2022 16:34+2и база позволяет значительно быстрее осваивать новые вещи на работе, сократив эти годы практики до определенного результата
FGV
26.01.2022 18:22Люди без диплома специальности АУ/АСУ принципиально не могут разрабатывать автопилоты?
Почему не могут? Вполне могут - 737 MAX самый яркий тому пример: https://habr.com/ru/post/458224/
тока почему то летать на нем ссыкотно, уж лучше:
... грамотный разработчик автопилотов это: качественный курс ТАУ в вузе + профильная стажировка + попадание после вуза в профильную компанию + годы практики...
sshikov
26.01.2022 17:15+1>следящие за последними изменениями.
Ну, есть еще такая проблема, что они (так как обычно не работают в отрасли) не всегда могут здраво оценить, какие изменения на самом деле перспективны.
ReDev1L
26.01.2022 23:56А у меня противоположное мнение: потерять 1 или 16*60 минут на работе при разовой сложной задаче vs потерять 4+ лет забивая голову ерундой.
panzerfaust
26.01.2022 11:57+6Я вижу фундаментальную ошибку во всех этих статьях. Говорится "вышка дает вам набор навыков ХХХ - поэтому вышка полезна". Так полезна-то не вышка, а именно набор навыков ХХХ. А дать его может и не только вышка.
Для меня вуз - 5 лет потерянного времени. За много лет в разработке ПО мне не пригодилось ровным счетом ничего эксклюзивного из специальности "инженер-системотехник".
А вот среднее образование в физмат лицее - железобетонный фундамент даже спустя 16 лет. Я даже до сих пор сносно помню химию. А командировки на места нефтедобычи в самом начале карьеры и общение с северными мужичками прокачали софт-скиллы лучше, чем может вышка и все курсы личностного роста.
Обилие критики ВО особенно к контексте работы в ИТ все же говорит о глубоком системном кризисе, даже если не брать во внимание ни мою ни вашу истории.
iiwabor
26.01.2022 13:50+3Мне пригодилось из вузовских знаний очень многое - и в работе и по жизни. Пригодилось даже то, что я в свое время не выучил (высшая математика? Это точно мне не пригодиться - зачем она инженеру-конструктору? Да, как конструктору, она мне не пригодилась, а как разработчику ПО - очень даже))) - и я хотя бы знал, что это такое и где про это почитать.
Rutel_Nsk
26.01.2022 14:17+1Моя специальность тоже «инженер-системотехник», думаю про потерянные 5 лет вы погорячились. При отсутствии профильного высшего образования сильно уменьшается кругозор и соответственно гибкость в работе. Да, непосредственно при работе это не сильно чувствуется, это примерно как необходимость геометрии, химии, физики в обычной жизни.
panzerfaust
26.01.2022 14:45+4"Кругозор" как продукт вуза - это тоже клише. Причем очень жиденькое. Сколько я видел студентов (и сам таким был) - "знаний"-то много, да все по верхам.
Тот же эффект можно получить, если регулярно читать википедию и публицистику. Но это родители в детстве должны были привить, а не вуз.
Rutel_Nsk
26.01.2022 14:58+2А зачем нужны детальные знания, если они не востребованы в конкретной работе.
Правильнее знать «Оглавления» всех учебников и уметь быстро актуализировать затребованное знание. Вот это и дает высшее образование.
sshikov
26.01.2022 17:22+2>ничего эксклюзивного из специальности «инженер-системотехник».
Это конечно прискорбно, но у меня специальность вообще инженер механик — и мне многое пригодилось, при том что я не инженером работаю, а таки программистом. По сути, меня научили проектировать — а уж что конкретно, уже не так и важно.
>Я даже до сих пор сносно помню химию
Ну как-бы, а если бы вам ее дали в ВУЗе, а не в лицее? Вам повезло с лицеем, и не повезло с ВУЗом? И как это можно обобщить?
> полезна-то не вышка, а именно набор навыков ХХХ. А дать его может и не только вышка.
Логично. Вообще, по мне так правильная постановка вопроса должна звучать примерно так: как быстрее и лучше получить набор навыков, нужный для… и тут мысль тормозится. Хотим ли мы быть строго «инженерами механиками», чему учили меня, или схемотехниками, как вас, или мы хотим возможность потом развиваться в разные стороны? Поэтому набор навыков должен быть в идеале гибким. Но дать сразу все навыки одновременно для веб разработки и скажем эмбеддед — как минимум сложно. Да и где мы столько преподавателей найдем, для начала? Поэтому и остается банальное «научить учится», и дать те самые софт скиллы, которые в том числе позволят новые знания получить тоже.
hardtop
26.01.2022 12:34Гейтс бросил учёбу, потому что мама у него работала в IBM, а те запускали персоналки, и Билл дописав чужую ос, назвав MS-DOS договорился об установке её на PC (не без помощи мамы, конечно). Там семья была богатая и образованная.
И сейчас самостоятельно научиться программировать проще простого. Туча книг, бесплатных туториалов, ютюб, стековерфлоу опять же есть. Нужен только комп (причём, даже не дорогой).
Массивы - это несложно. Как почтовые ящики в доме. Почтальон распихивает газеты по индексу. Жильцы по индексу газеты забирают.
edkr Автор
26.01.2022 16:37да я согласен, что не очень сложно, просто я тогда в школе со своими установками не стал вникать сильно, просто сдал и забыл. И думаю, что многие так делают, поэтому решил поделиться опытом, что лучше сразу во всём досконально разбираться в т.ч. по дополнительным материалам или курсам, чем откладывать на потом, когда это наслоится на новую тему, из-за чего дальше будет только сложнее.
StupidityIncarnate
26.01.2022 16:37Нужен комп и ВПАХИВАНИЕ с пониманием того, что ты впахиваешь и учишь материал, а не просто просиживает часы, проматывая видосик для галочки
js_n00b
26.01.2022 13:31+5Опа. Я так же как и автор учился на машиностроении, а потом по ряду причин и умозаключений решил перейти в разработку.
Могу сказать, что айти представляет из себя уникальную область, в которой можно получить инженерную профессию не выходя из дома, а потом ещё и устроиться на высокооплачиваемую должность. В других инженерных дисциплинах это не так по ряду причин: для практики полученных знаний недостаточно одного компа, нужны дорогостоящие лаборатории; стандартизация в других областях гораздо выше, требуется зубрежка и сдача тестов, иногда даже просто для получения доступа к некоторым вещам; работа инженеров-непрограммистов не так просто масштабируется, а удаленка, чаще всего ,физически невозможна.
Поэтому, на мой взгляд, если у вас есть способности и навыки самостоятельной учебы, и вы хотите войтивайти, лучше не тратить время на вуз. Но это не значит, что если вы не умеете учиться, то остаётся только поступать в универ/на курсы. Там вас ожидает та же самостоятельная работа, только с бесконечным цейтнотом. Никто не будет вас тянуть, как в школе.
Может быть самый важный плюс вуза это общение и взаимопомощь между студентами. Где-то видел исследование( к сожалению, ссылку сейчас не найду), что успеваемость студента прямо коррелирует с тем, в какую группу/компанию он попал, настроенную на учебу, или, простите за выражение, раздолбаев. Так что если вы уже в универе, кооперируйтесь с ребятами умнее и серьезнее вас, которые будут вас мотивировать и помогать.
Не стоит забывать, что вуз это прежде всего академические знания, и если у вас нет амбиций создать свой яп/компилятор, ИИ, квантовый компьютер, сделать академическую карьеру, и ваша цель стать рядовым разработчиком/тестировщиком, то учеба там, тем более, будет лишней потерей времени. Если же такие амбиции появятся в будущем, то всегда можно поступить заочно.
aanovik42
26.01.2022 13:31+14Я начал изучать программирование, но понял, что на этапе массивов я уже упираюсь относительно непонятную мне абстракцию.
Если эта фраза написана не для красного словца, а серьёзно, то у меня есть история.
Когда я учился в 5 классе, мне захотелось наклепать какую-нибудь программу. Ну, чтобы окошко было как у программ, диалоги с кнопками "ОК" и "Отмена", вот это всё. Я приехал в книжный магазин, купил книгу "Visual Basic в задачах и примерах", и в тот же вечер создал первое приложение с кнопками "Показать картинку" и "Выход".
Следующие несколько дней я развлекал себя написанием простейших калькуляторов, примитивной графикой, таймерами и другими учебными проектами. Я даже понял, что такое переменная. С некоторым трудом, но въехал в понятие "тип переменной".
А дальше в книге были массивы. И я не понял вообще ничего. Что это за массивы, зачем они нужны. Там был какой-то пример с домиками, которые стоят на улице, и эти домики пронумерованы по порядку, и в каждом домике свои жильцы — или типа того, уже не помню всех подробностей. Суть в том, что я ничего не понял, и застрял именно на массивах.
В итоге я проигнорировал массивы и продолжил развлекать себя с помощью других инструментов языка. Смотрел какие-то сайты и форумы, находил там интересные фичи из документации, не описанные в книге. В общем, неплохо чувствовал себя и без этих ваших массивов.
А в 6 классе к нам на урок английского должны были прийти какие-то native speakers, и учительница предложила подготовить развлекательную программу. Мне вместе с другим одноклассником было предложено сделать презентацию в Power Point, что-то вроде интерактивного словаря. И тут мне
мочаидея в голову ударила: а давайте я программу напишу, чтобы там и словарь был, и можно было новые слова добавлять, и тренажёр для перевода — ух, круто будет! А давайте.И тут я столкнулся с реальным использованием массивов. Взял ту же самую книжку, посмотрел этот пример с домиками, накидал пару учебных примеров — и вообще не понял, в чём была трудность год назад. Точнее, я понял, что трудность была в непривычном синтаксисе, который сбивал меня с толку, но в целом концепция оказалась крайне естественной и понятной.
А потом была школьная информатика и Pascal. А потом были университетские занятия на бизнес-информатике. И каждый раз я наблюдал одну и ту же картину: поначалу никто ничего не понимает, кроме тех, кто уже понимает. И Вася с Машей, которые "с детства за айти", долго и красочно объясняют остальной группе, зачем нужны массивы, кто такой этот ваш объект и чем он отличается от класса. Не потому что они умнее, а потому что уже познакомились с этими концепциями два дня (или два года) назад. Сами.
По какой-то загадочной (для меня) причине вам кажется, что сейчас вы базу не понимаете, а вот в университете вам бы её объяснили, и вы бы всё поняли. Ну, типа, "сидел в аудитории и ветром в голову надуло базу". Да нет же, это не так работает. Бывают талантливые преподаватели, у которых группа действительно идёт как по маслу, но это прям редкие исключения. Да, в университете есть некий скелет обучения (сам по себе очень спорный) — ну так откройте программу обучения и скопируйте названия предметов к себе в заметки, подумаешь большое дело. Те же алгоритмы и структуры данных можно найти в виде статей и курсов на любой вкус.
Но для понимания массивов вам не нужно изучать алгоритмы, матан и дискретную математику. Массивы можно объяснить ребёнку. Все эти разговоры о базовой базе формируют у вас что-то вроде синдрома самозванца: вы спотыкаетесь о непонятную тему, сворачиваетесь в позу эмбриона и жалеете о том, что поступили не туда. Естественный процесс обучения (пробовать с разных сторон, пока не получится) почему-то вызывает у вас дикую боль и недостаток этой, ну как её — ах да, базы.
ИМХО как раз в этом и заключается вина нашей системы образования, которая прививает очень странные представления об изучении нового предмета. Способность самостоятельно выстраивать план обучения атрофируется напрочь, нам обязательно нужен поводырь, который будет тыкать носом в темы и принимать экзамены раз в полгода. Вместо того, чтобы развивать естественный инстинкт познания, его душат в раннем возрасте и начинают городить надстройку в виде учителей-надзирателей. Это плохо, это неправильно, мне так кажется.
OlegZH
26.01.2022 14:11+2ИМХО как раз в этом и заключается вина нашей системы образования, которая прививает очень странные представления об изучении нового предмета. Способность самостоятельно выстраивать план обучения атрофируется напрочь, нам обязательно нужен поводырь, который будет тыкать носом в темы и принимать экзамены раз в полгода. Вместо того, чтобы развивать естественный инстинкт познания, его душат в раннем возрасте и начинают городить надстройку в виде учителей-надзирателей. Это плохо, это неправильно, мне так кажется.
Нет. Не кажется. Как когда-то писали в интернетах, ППКС.
edkr Автор
26.01.2022 16:55+1Согласен, на самом деле очень круто, что Вы уже в 5 классе взяли книжку и пошли по ней разбираться. Я тогда бы пошёл в футбольчик, наверное, играть) Просто как раз свою статью тоже хотел этому моменту посвятить, что действительно очень многое нарабатывается самостоятельной практикой, которая невозможна без самодисциплины и личной ответственности перед собой. Вот у меня её в школе практически не было, поэтому я столкнулся с массивами, кое-как их сдал, а потом благополучно не вспоминал тему, ибо думал, что видимо я не в состоянии понять. Хотя сейчас понимаю, что я даже толком и усилий не приложил, чтобы разобраться. А так да, действительно многие вещи можно очень простым языком объяснить)
aanovik42
26.01.2022 18:07Футбольчик тоже нормально. Ещё вопрос, кто будет чувствовать себя лучше годам к 50-ти: кто в детстве в футбольчик играл или кто за книжками сидел.
А с программированием всё у вас получится при желании. Поговорите с людьми, которые давно работают в индустрии, особенно если у них есть опыт разных проектов/компаний/языков/стран/etc. Определите для себя, в каком направлении лучше двигаться, спросите что актуально для начинающего, какие карьерные возможности. Сами тоже погуглите, вакансии посмотрите, требования к стеку. Набросайте список тем от простого к сложному. И потихоньку двигайтесь. Можно курсы поискать, можно бесплатные/недорогие и точечные (udemy, stepik, coursera и прочие в помощь), многое можно понять из документации и отдельных статей. Опять же большие серии роликов на YouTube есть по многим темам, начиная с азов. Решайте задачи, опять же много сайтов с задачами есть, начиная с того же hackerrank.
Сейчас очень хорошее время для самостоятельного обучения, не останавливайтесь и не бойтесь не понять с первого раза. С десятого поймёте в любом случае. Опять же есть всякие учебные сообщества в Telegram, там можно помощи попросить.
iiwabor
26.01.2022 13:41+3ВУЗ - это знания и связи.
Знания - тут все зависит от уровня ВУЗа, например выпускников МГУ или МФТИ работодатели расхватывают как горячие пирожки, а вот дипломы заборостроительного пригодятся только на госслужбе - чтоб вообще был.
Связи - если ты учился в хорошем ВУЗе, и его выпускники занимают высокие должности в разных сферах - то ты для них свой и можно рассчитывать на их помощь при необходимости. У англичан это называется "старый школьный галстук"
Выпускники вайтишных курсов ничего этого не имеют
andreyverbin
26.01.2022 16:01+2Согласен, в целом, но диплом вы переоцениваете. Разговорный английский дает вам сильно бОльшую прибавку к зп чем диплом МГУ или МФТИ. Имея опыт в 10 лет вы можете получать ~500 тыс. то же самое + разговорный английский ~1250 - 2500 тыс.
me21
27.01.2022 20:27Подождите, это где такие зарплаты в полтора ляма за 10 лет опыта и разговорный английский?
andreyverbin
27.01.2022 21:50
Rutel_Nsk
26.01.2022 14:10-1и отсутствием необходимости высшего образования для него
Высшее образование для программиста нужно только для формального соответствия. На гос службе нужен диплом для занятия определенной должности.
Мое мнение: Простой программист с высшим образование, это скорее неудачник. Такой человек не смог реализовать себя в профессии которой обучался.
В целом профессия программист требует некоторого «вывиха» мозга: Почитайте про концепцию динамических конструкций, ссылок и тд. Если вы склонны к кропотливой работе все понимаете про динамические сруктуры, то программистом вы можете работать. Необходимо почитать пару учебников по целевому языку и попрактиковаться на тестовом проекте. И можно начинать карьеру.
andreyverbin
26.01.2022 15:55Я очень много ориентировался разные такие разгромные статьи, а по итогу они для меня лишь стали оправданием моего относительно праздного времяпрепровождения во время учёбы
Вы неправильно поняли статьи, которые читали. Там же написано "Да и вообще может надо сразу идти работать, что уж там время терять.". А чтобы так получилось надо бы еще со школы изучать программирование самостоятельно и к моменту поступления в ВУЗ иметь пракктический опыт. Иначе как так получится, что в вузах программированию учат плохо, а на работу должны взять пока еще учитесь или сразу после школы?
А сидеть прямо во время семестра и изучать все непонятные темы.
Тут вы делаете неверный вывод. Нужно учить то, что нравится, забить на все, что не нравится, а освободившееся время тратить на самообразование и практику. За 5 лет обучения в ВУЗе вам нужно набрать хотя бы 3-4 тысячи часов практики программирования.
В текущих реалиях ВУЗ не может вам дать эти тысячи часов в рамках учебной программы. ВУЗ дает вам дешевое жилье, еду, тусовку, свободное время и доступ к работодателю. Локация и тусовка имеет важное значение. Тусовка это мотивация, помощь, поддержка интереса и общение. Локация это работодатели, стажеров-студентов на удаленку не особо берут. Хотя все может быть уже изменилось из-за ковида.
Очень часто все эти истории об успешном успехе являются «ошибками выжившего».
Это не ошибка выжившего. ВУЗ не является ни обязательным, ни достаточным требованием. Успешные попытки "войти в айти" от неуспешных отделяет всего лишь один критерий - сколько времени потрачено на образование. Обязательно потребуется потратить 1-2 тысячи часов на практику, без этого никуда. Такие факторы как вуз, локация, тусовка не являются строго необходимыми для успеха, но помогают сохранить мотивацию. Реально обязательных фактора два - наличие свободного времени и внутренняя мотивация (читай кайф от программирования).
edkr Автор
26.01.2022 17:011) Ну я как раз и писал про то, что раньше многие вещи неправильно воспринимал из-за своих установок. И думаю, что много таких людей с похожими заблуждениями.
2) Да, можно наработать, но надо понимать куда двигаться. В этом плане правильно выбранная специальность может хотя бы помочь этот каркас сформировать. А если пойти в совсем отдаленную сферу, то может выйти, что куча времени в никуда уйдёт. А с современным отношением к вышке в СНГ, я думаю, многие ребята не сильно переживают, куда поступят. Что сильно контрастирует с европейцами или американцами, которые часто уже понимают свою траекторию со школы.
3) Я тут подразумевал про стартаперов истории успеха, а не про людей, которые "вкатились в IT". Но так с Вами согласен про время и мотивацию.
laisto
26.01.2022 16:24единственный реальный плюс образования в том, что ты помещаешься в группу людей, у которых на данном этапе примерно такая же направленность мыслей. далее, по ходу прохождения всякой нудятины (инженер it, обожал всякие социологии-философии-истории, ага), группа дробится на компании по взглядам и интересам. и вот эта компания уже пробует свои силы на реальных проектах и, может быть, из этого что-то вытекает. база - не база. не дают в институтах (учился в двух, один из них, вроде как, ведущий), по крайней мере в необъятной) актуальных знаний. всякие обещания зарубежных практик, как правило, тоже фикция.
RhelasTgav
26.01.2022 17:02Когда-то собеседовал выпускников ВУЗа, который когда-то закончил сам. Один из лучших в городе на тот момент. Набирали в стажеры, это важно. На момент моего выпуска я уже неоднозначно относился к высшему образованию в стране, а эти несколько дней собеседований загнали меня в депрессию.
Потому да, я тоже считаю, что вышка не нужна для работы в IT, более того, ТАКАЯ вышка не нужна для работы где угодно кроме медицины, там своя специфика. Лучше прийти в компанию, в которой вы хотите работать и предложить поработать там 4 года бесплатно, уровень знаний будет несравнимо выше, да и опыт хороший.
Однако, для успеха нужно работать, очень много работать и учиться, что с ВУЗами, что без - нужно вкалывать
Breathe_the_pressure
26.01.2022 17:02+3У меня есть некоторая необъективная статистика, у меня топ технический ВУЗ, который закончил >20 лет назад, ну в кратце могу сделать выводы. Ну также по работе с кем общался, что они закончили и что получилось в итоге.
В целом начальные установки не противоречат истине, просто школьники\студенты их используют по другому назначению, чтобы ничего не делать. У самого сын, он часто извлекает из мира умозаключения, которые снимают с него отвественность напрягаться лишний раз.
Главное качество: В общем случае большая часть целеустремленных и настырных, куда-то пришли в нужное место.
Вот что я думаю:
Если вам не повезло попасть в топ ВУЗ, это ничего не значит, если у вас есть это главное качество.
Не все начинают с привилегированных начальных условий, если не попали заграницу, то можно и тут неплохо развиться.
Преподаватели все разные, кому не повезло, учите сами.
Свои бизнес это вопрос случая, слачаем надо уметь воспользоватся. Но нет случая, не будет и бизнеса.
В итоге по окончанию Вуза, есть и краснодипломники, которые занимаются откровенной фигней. И с корками нонаме Вузов, которые хорошо волокут в своей теме, и добились результатов.
Т.е. в целом от Вуза, ваша настырность и работоспособность не зависит, но Вуз помогает отобраться на начальном этапе, куда надо. Без Вуза будет сложнее.
И потом, через 5 лет, ваш Вуз, это всего лишь статистика в резюме. Ступенька всего лишь. Ничего вам Вуз не гарантирует, если вы сами ничего дальше не хотите и не стремитесь.
andreyverbin
26.01.2022 22:14Свои бизнес это вопрос случая, слачаем надо уметь воспользоватся. Но нет случая, не будет и бизнеса.
Мой опыт наблюдения за 6 предпринимателями от ИТ показывает в течение более 10 лет показывает, что каждый
Имел несколько кризисов, был близок к закрытию бизнеса;
Когда проект все таки закрывался, то выходил из него либо с небольшой прибылью, либо в 0, но ни разу не было больших убытков;
Работает меньше среднего работника;
Зарабатывает больше коллег по цеху, работающих на дядю, иногда в 10 и 20 раз больше, иногда в 2-3 раза.
Что интересно - очень часто кризис почти убивает бизнес, но в последний момент что-то случается и все становится нормально. Первые 2 раза думал, что везет, но когда за 10 лет у разных людей я вижу этот паттерн раз за разом становится тяжело верить в удачу. Пока теория в том, что так устроен рынок - распределение вероятности поймать заказ таково, что совсем умереть тяжело, но и супер роста не будет.
Breathe_the_pressure
26.01.2022 22:18Ну просто выборка маленькая. У меня вот, например, один из знакомых владельцев застрелился. Набрал кредитов и не смог расплатиться. В масс-медиа даже писали об этом.
andreyverbin
27.01.2022 01:02Жаль такое слышать, никакой бизнес не стоит жизни. В моём случае все занимались, в основном, услугами, никаких кредитов не брали и в случае провала спокойно могли найти высокооплачиваемую работу в ИТ.
Мой аргумент в том, что бизнес в ИТ это не случай. Вполне прослеживается некая логика, риски не велики, матожидание сильно выше средней зп.
K36
26.01.2022 22:47на этапе массивов я уже упираюсь в непонятную для меня абстракцию.
тут действительно нужно внешнее образование
пинание
puyol_dev2
27.01.2022 00:28Вообще, смысл любого высшего академического образования - сформировать склад мышления. С таким складом ты будешь не просто обычный "чернорабочий", а сможешь мыслить глубже и масштабнее
vgogolin
27.01.2022 00:59Я думаю, если мы рассмотрим список навыков и технологий котрые реально нужны в наших проектах, а потом посмотрим, какой процент из них мы можем эффективно получить в вузе... лучше даже не будем расстраиваться )
Диплом просто надо получить с минимальными трудозатратами по времени. Так принято, он неожиданно может оказаться блокером и за пару месяцев по ночам его не нарисуешь... А список того, что нужно знать в работе - учить самостоятельно, понемногу и каждый день.
HellWalk
27.01.2022 10:44Даже немного завидую людям, которые вокруг себя видят проблему в не знании чего-либо
Я вижу проблему в том, что людям просто пофигу.
Написал код - зачем тестировать - пользователи протестируют, если что - сообщат об ошибке.
Написал код - зачем покрывать тестами - и так работает.
Нашел ошибку - зачем править, если пользователи молчат - значит все ок
Куча техдолга в проекте - пофигу, все равно уволюсь.
И так далее.
movl
27.01.2022 12:00Да просто все люди разные и процесс образования у всех разный. Помню как мало что понимал на лекциях по мат. анализу на первом курсе, а потом прочитал пару глав Фихтенгоьца, где он рассказывает про рациональные и иррациональные числа, и мгновенно сложил весь пазл про пределы, производные, ряды и интегралы. Получил свою тройку на экзамене, но до сих пор у меня нет существенных трудностей с пониманием каких-то математических выводов, хотя это понимание может быть и своеобразным. При этом легко могу представить тех, кто сдал тот же самый экзамен на отлично, но к настоящему времени уже выветрил все основы за ненадобностью.
Свой диплом я даже не стал забирать из ВУЗа, но чем дольше работаю, тем чаще обращаюсь к каким-то фундаментальным знаниям, которые дал мне ВУЗ и которые вряд ли смог получить где-то еще.
Короче это к тому, что образование -- слишком общий термин, и в разное время его могли интерпретировать по разному, как и сейчас, в зависимости от культурной среды. В России у высшего образования, к сожалению, нет престижа. Думаю тут дело в его относительной доступности, а из этого уже формируется отношение, как к процессу его получения, так и к данному явлению в целом. Факт в том, что сносно работать и зарабатывать можно и без образования. И хоть я с Вами полностью согласен, особенно относительно той пропаганды, которая существует вокруг высшего образования в нашей стране, но для многих оно оказывается действительно бесполезным.
shumskyds
Главная истина: «Чтобы добиться успеха, нужен труд». Вjobывать, короче, желательно, включая голову.
kompilainenn2
В свое время я прочитал в одной фантастической книжке годную фразу на тему:
"Есть три пути хорошо устроиться в жизни:
Долго вкалывать без гарантии на успех
Родиться в богатой семье
Удачно жениться/выйти замуж"
iiwabor
Последние два пункта для подавляющего большинства людей невозможно выполнить - ты уже родился в небогатой семье и дочек/сыновей миллионеров на тебя не хватило.
Остается первый пункт - зарабатывать своим трудом и умом.
edkr Автор
А я для себя пришёл к тому, что два последних варианта будут деструктивны для человека, поскольку он со стороны будет казаться и успешным, но при этом понимать, что он не сам всего этого добился. Да и наверняка каждому хочется видеть результат именно своих действий и усилий, а не которые тебе принесли "на блюдечке".
Dmitriy_Volkov
Имхо пункт 2 не менее актуальный и он ограничивается не только милионерами. Да, все мы знаем мем "Тяжёлые времена рождают сильных людей ...". Но на самом деле точно такой же кумулятивный эффект имеет место и в преемственности поколений. В среднем богатые семьи становятся богаче, у образованных родителей чаще всего образованные дети и т.д. И тут наша задача быть среди тех, кому удастся передать нашим детям имеющееся, а также привить мотивацию к преумножению и последующей передаче.