Всем привет! Случайно наткнулся на данную статью, где автор рассказывает своё мнение о текущем состоянии IT и об отсутствии необходимости высшего образования для него. И, на мой взгляд, подобные статьи часто пользуются популярностью и опасны для людей, только выбирающих свой карьерный путь.

Часто мы делаем неосознанный выбор, за который всё равно отвечать только нам, только потом
Часто мы делаем неосознанный выбор, за который всё равно отвечать только нам, только потом

Зачем я пишу?

Почему я решил написать, потому что в своё время (накануне универа) тоже зачитывался подобными статьями на Хабре и VC. И вот какие установки я сформировал себе на базе их прочтения.

  1. Нет разницы, в какой ВУЗ ты пойдешь. Всё равно все работают не по специальности, а знания все устаревшие. Да и вообще может надо сразу идти работать, что уж там время терять. Все успешные люди с 16 лет же работают.

  2. В России все ВУЗы на низких международных рейтингах, так что образование стопроц будет некачественное. Если нет денег на европейский/американский диплом, то считай, что ничего и не добился.

  3. Преподаватели вообще какие-то неудачники, которые работают за жалкие 500$ с высшим образованием. Вон в Маке и то больше получают.

  4. * Вообще надо как можно раньше свой бузинес мутить и ехать в Силиконовую Кремниевую долину.

Может быть я немного передергиваю, но сейчас примерно так я вижу свой образ мышления в 18 лет. И я думаю, наверняка и сейчас много моих собратьев по разуму поступает в универы с такими же установками. Поэтому хочу расписать, к чему они меня привели) Извините, пишу анонимно, поскольку пока это точно не история успеха))0)

Коротко обо мне

В общем, сам я из Питера, учился в хороших технических школах, но тогда этого не понимал, думал, что в обычных. Когда заканчивал школу, руководствовался приведенными выше установками, поэтому даже практически не чекал специальности, не думал, чем я хочу заниматься. Решил, что хочу пойти туда, где дадут возможность сразу работать и учиться на практике.

Так что по итогу пошёл учиться на машиностроительную специальность в престижный питерский технический универ, где обещали меньше напрягать и возможность работать с 3-го курса. А, ну ещё стажировку в Немеции, но её так и не было.

Но какое же моё было удивление, когда выяснилось, что у нас будет шестидневка, полностью забитая различными парами, смысл большинства которых я вообще не понимаю. Я-то думал, что сейчас приду в универ, там всё уже будет не как в школе, будем наукой заниматься и т.д.

А на самом деле нет, продолжится та же учеба, только будет больше степень самостоятельности, а людей на потоке много, поэтому вполне нормальная ситуация, что до конца доживает половина, а где-то и того меньше.

При этом, на мой взгляд, люди довольно часто уходили не потому, что они прям не тянут, а потому что просто становилось лень дальше разбираться и приходить сдавать. Многие разочаровывались. Но далеко не все потом смогли найти специальность по душе и доучиться при перепоступлении.

В общем, вернемся к моей истории. По итогу я так и учился на своей любимой специальности до 4 курса. После первого курса я уже разочаровался, думал изучать программирование, но там всё равно отвлекался на текущие задачи по учёбе, да и любил тогда в комп поиграть. Затем по стандарту военная кафедра, и поступить ты успеваешь опять же только на свою специальность, поскольку в июле, когда сдают экзамены в магистратуру, ты маршируешь по плацу.

Там я тоже думал перепоступить, но когда уже начал, было жаль бросать, да и шел на красный диплом. Поэтому решил остаться. Конечно же, дипломы были не такие, как я ожидал. Требования к ним были довольно слабые. Но я для себя постарался хоть какую-то осмысленную работу выдать, которой был в целом доволен.

И вот наконец-то я могу спокойно идти работать и всему учиться. Но не тут-то было. Мне повезло пройти на интересную стажировку, но в процессе я обнаружил, что мб это совсем не то, что мне бы было интересно. Я пообщался с людьми, которые там 10-15 лет работают. И не сказать, чтобы у них сильно менялись задачи. Меня это стало разочаровывать. И в итоге я ушёл, чтобы какое-то время подумать и переучиться. И что я могу сказать, этот опыт был очень полезным для меня с точки зрения самоанализа.

Я начал изучать программирование, но понял, что на этапе массивов я уже упираюсь в непонятную для меня абстракцию. Потом стал копать дальше. И понял, что у меня не хватает именно понимания многих базовых вещей. Т.е. всю жизнь я учился только запоминать и сдавать информацию. А потом я практически её не использовал, поэтому мой КПД во время учёбы был довольно низкий. Сейчас уже наверстываю самостоятельно по различным курсам и книгам.

Какие выводы я сделал

В общем, думайте своей головой (да здравствует Капитан Очевидность). Я очень много ориентировался на подобные разгромные статьи, а по итогу они для меня лишь стали оправданием моего относительно праздного времяпрепровождения во время учёбы. Ведь, правда, зачем учить предмет на отлично и разбираться, если всё равно не пойду работать по специальности и не буду использовать? Или зачем идти на сложную специальность на матмех, ведь всё равно в IT зарплаты не зависят от наличия высшего образования. И так можно продолжать до бесконечности. Но суть в чём, в том, какие у вас цели и ожидания от этой жизни.

Безусловно есть много вакансий, особенно управленческих, где нет необходимости иметь обширные фундаментальные знания, достаточно шарить за межличностные отношения и можно долго работать на хорошей зарплате. Но часто эти вакансии довольно нервные из-за высокого уровня ответственности и конкуренции. Либо ещё можно быть коачем и зарабатывать на мечтах других людей. Можно клепать формочки со stack overflow. Да вообще можно аккаунт на Onlyfans завести и получать больше, чем инженеры))0)

И я не хочу в чём-то обвинить этих людей, они делятся лишь своими мыслями, к которым пришли, как и я. Но часто люди пишут очень уверенно, особенно ссылаясь выборочно на статистику. А ведь статистика может нас вводить в заблуждение из-за неверно выстроенных причинно-следственных связей. Но какую часто ошибку мы делаем в молодом возрасте - мы не смотрим на бэкграунд человека. Ведь у каждого свои ценности и свой взгляд на жизнь, а из этого уже и вытекают его советы.

Но если вы хотите заниматься действительно интересными задачами и повышать каждый раз уровень сложности, то для этого нужна база, которую может дать высшее образование, если к нему правильно подходить. Не просто вызубривать предмет, потом сдавать и забывать после экзамена, как часто делал автор этой статьи. А сидеть прямо во время семестра и изучать все непонятные темы. Ведь чтобы знания остались, их необходимо уложить себе в голову, уметь по-разному интепретировать, применять, только потом это уже будет всё на интуитивном уровне. Не бойтесь возвращаться к школьной программе. У нас есть много гэпов. И это нормально. Хуже, если мы будем уверены, что диплом о высшем образовании = высшему образованию. Тогда и получается, что многие из нас не понимают: «Как так выходит, что я универ закончил, а работу найти не могу». Вообще на эту тему недавно прочитал небольшое эссе Канта «Что такое Просвещение?», которое меня заставило задуматься на многие вещи взглянуть по-новому.

Вернёмся к начальным установкам

Так что если вернуться к тем установкам, с которых я начал, то можно так ответить на них:

  1. Очень часто все эти истории об успешном успехе являются «ошибками выжившего». Поэтому если у вас есть возможность пойти в хороший университет, то не стоит этого стыдиться и считать, что тогда не будет красивой истории про то, как человек сам с нуля всего добился. Надо просто заниматься любимым делом, чтобы было интересно. И не забывайте, что когда пойдёте на работу - времени на самообразование станет гораздо меньше, особенно если добавятся задачи ещё по другим аспектам жизни.

  2. Рейтинги очень часто могут отражать тот объём средств, что университет вложил в рекламу. В России действительно очень сильное физмат образование: МГУ, МФТИ, СПбГУ и т.д. Когда я общался на международных программах с европейскими студентами, то я бы не сказал, что они сильно от нас отличаются по уровню знаний. Но в чём они сильно отличаются российских студентов, дак это в уровне осознанности своего выбора. Они чётко могут рассказать, зачем они выбрали конкретно эту специальность и кем хотят стать. У нас, конечно, ещё наслоилась перестройка экономики в 90-х, ну что поделать.

  3. Для многих людей деньги действительно могут быть не главным критерием жизни, а могут быть и интересные задачи, поэтому лучше уважать преподавателей и стараться брать от них как можно больше полезной информации, даже если вам кажется, что они знают меньше вас.

  4. Замутить бизнес можно всегда успеть, но для этого тоже важно обилие знаний и понимания разных аспектов как технологий, так и общественного развития. Например, Гейтс когда бросил универ - уже был очень прокаченным в области программирования благодаря школьным увлечениям.

Вместо заключения

Постарайтесь честно оценить свой уровень и свои желания, только так вы поймёте, чего дальше хотите. Сомневайтесь в любом мнении, в том числе и в изложенном в этой статье. Фильтруйте источники информации. И думайте, чего вы вообще хотите сделать в этой жизни и что для вас важно.

А главное: не забывайте, что высшее образование - это не 4-6 лет в университете, а понимание устройства текущего мира и возможность работать полностью самостоятельно и брать на себя ответственность за решение задач.

P.S. И хочу завершить выступлением основателя Khan Academy Сала Хана о том, как правильно стоит учиться. Я это выступление, к сожалению, увидел только после окончания университета, но меня тогда поразило, насколько наши гэпы в знаниях могут наслаиваться друг на друга, давая кумулятивный эффект, а потом нам мешать развиваться в дальнейшей жизни.

Комментарии (45)


  1. shumskyds
    26.01.2022 11:21
    +4

    Главная истина: «Чтобы добиться успеха, нужен труд». Вjobывать, короче, желательно, включая голову.


    1. kompilainenn2
      26.01.2022 11:30
      +6

      В свое время я прочитал в одной фантастической книжке годную фразу на тему:

      "Есть три пути хорошо устроиться в жизни:

      1. Долго вкалывать без гарантии на успех

      2. Родиться в богатой семье

      3. Удачно жениться/выйти замуж"


      1. iiwabor
        26.01.2022 13:45

        Последние два пункта для подавляющего большинства людей невозможно выполнить - ты уже родился в небогатой семье и дочек/сыновей миллионеров на тебя не хватило.

        Остается первый пункт - зарабатывать своим трудом и умом.


        1. edkr Автор
          26.01.2022 16:32

          А я для себя пришёл к тому, что два последних варианта будут деструктивны для человека, поскольку он со стороны будет казаться и успешным, но при этом понимать, что он не сам всего этого добился. Да и наверняка каждому хочется видеть результат именно своих действий и усилий, а не которые тебе принесли "на блюдечке".


          1. Dmitriy_Volkov
            27.01.2022 16:29
            +1

            Имхо пункт 2 не менее актуальный и он ограничивается не только милионерами. Да, все мы знаем мем "Тяжёлые времена рождают сильных людей ...". Но на самом деле точно такой же кумулятивный эффект имеет место и в преемственности поколений. В среднем богатые семьи становятся богаче, у образованных родителей чаще всего образованные дети и т.д. И тут наша задача быть среди тех, кому удастся передать нашим детям имеющееся, а также привить мотивацию к преумножению и последующей передаче.


  1. AlexeyALV
    26.01.2022 11:37
    +22

    Писал уже в комментах к подобным статьям: учеба в вузе нужна не для получения самых свежих находок в предметной области. Она нужна для создания базы, которая позволит новшества быстро воспринимать, правильно интерпретировать. И учиться работать с источниками, находить нужное.

    Базовые знания даже в сфере ИТ и робототехники сформированы достаточно давно, так что древние рассыпающиеся на ходу преподаватели ими все же владеют. Хотя знаю, что по крайней мере в вузах нашего города по ИТ-специальностям на кафедрах есть вполне нестарые преподы, следящие за последними изменениями. Не все, но есть.

    Лично мне не раз внезапно пригождалось то, что учил и думал, что зря. Местами жалел, что не вникал глубже. Избавило бы от потери времени уже в процессе работы.


    1. AlexeyALV
      26.01.2022 11:44
      +7

      Живой пример, кстати, с недавнего митапа: человек рассказывал про разработку автопилота и показал слайд с формулами и схемой обычной отрицательной обратной связи. Понятной даже прогулявшим большую часть ТАУ. Слайд вызвал восхищённое оживление среди части аудитории, которые чуть раньше высказывались о ненужности вузов. Они называли это сложной математикой и секретными разработками. Было очень смешно. Но одновременно грустно


      1. panzerfaust
        26.01.2022 13:13
        -1

        А где в вашем примере принципиальная роль вуза? Люди без диплома специальности АУ/АСУ принципиально не могут разрабатывать автопилоты? Или любой вуз с программой АУ/АСУ автоматически выпускает людей, готовых к такой разработке?

        Или все же грамотный разработчик автопилотов это: качественный курс ТАУ в вузе + профильная стажировка + попадание после вуза в профильную компанию + годы практики. Причем 2 последних компонента - это 95% успеха.


        1. AlexeyALV
          26.01.2022 14:50
          +4

          Принципиальна роль вуза в данном случае - определенный кругозор, позволяющий оценить материал. Когда перед вами встала задача, можно придумывать решение, изобретая велосипед и заодно все термины с ним связанные, а можно целенаправленно поискать подходы и применить их.

          Я нигде не говорил, что вуз отменяет годы практики. Просто с подготовкой за эти годы можно усвоить гораздо больше.


          1. edkr Автор
            26.01.2022 16:34
            +2

            и база позволяет значительно быстрее осваивать новые вещи на работе, сократив эти годы практики до определенного результата


        1. FGV
          26.01.2022 18:22

          Люди без диплома специальности АУ/АСУ принципиально не могут разрабатывать автопилоты?

          Почему не могут? Вполне могут - 737 MAX самый яркий тому пример: https://habr.com/ru/post/458224/

          тока почему то летать на нем ссыкотно, уж лучше:

          ... грамотный разработчик автопилотов это: качественный курс ТАУ в вузе + профильная стажировка + попадание после вуза в профильную компанию + годы практики...


    1. sshikov
      26.01.2022 17:15
      +1

      >следящие за последними изменениями.
      Ну, есть еще такая проблема, что они (так как обычно не работают в отрасли) не всегда могут здраво оценить, какие изменения на самом деле перспективны.


    1. ReDev1L
      26.01.2022 23:56

      А у меня противоположное мнение: потерять 1 или 16*60 минут на работе при разовой сложной задаче vs потерять 4+ лет забивая голову ерундой.


  1. panzerfaust
    26.01.2022 11:57
    +6

    Я вижу фундаментальную ошибку во всех этих статьях. Говорится "вышка дает вам набор навыков ХХХ - поэтому вышка полезна". Так полезна-то не вышка, а именно набор навыков ХХХ. А дать его может и не только вышка.

    Для меня вуз - 5 лет потерянного времени. За много лет в разработке ПО мне не пригодилось ровным счетом ничего эксклюзивного из специальности "инженер-системотехник".

    А вот среднее образование в физмат лицее - железобетонный фундамент даже спустя 16 лет. Я даже до сих пор сносно помню химию. А командировки на места нефтедобычи в самом начале карьеры и общение с северными мужичками прокачали софт-скиллы лучше, чем может вышка и все курсы личностного роста.

    Обилие критики ВО особенно к контексте работы в ИТ все же говорит о глубоком системном кризисе, даже если не брать во внимание ни мою ни вашу истории.


    1. iiwabor
      26.01.2022 13:50
      +3

      Мне пригодилось из вузовских знаний очень многое - и в работе и по жизни. Пригодилось даже то, что я в свое время не выучил (высшая математика? Это точно мне не пригодиться - зачем она инженеру-конструктору? Да, как конструктору, она мне не пригодилась, а как разработчику ПО - очень даже))) - и я хотя бы знал, что это такое и где про это почитать.


    1. Rutel_Nsk
      26.01.2022 14:17
      +1

      Моя специальность тоже «инженер-системотехник», думаю про потерянные 5 лет вы погорячились. При отсутствии профильного высшего образования сильно уменьшается кругозор и соответственно гибкость в работе. Да, непосредственно при работе это не сильно чувствуется, это примерно как необходимость геометрии, химии, физики в обычной жизни.


      1. panzerfaust
        26.01.2022 14:45
        +4

        "Кругозор" как продукт вуза - это тоже клише. Причем очень жиденькое. Сколько я видел студентов (и сам таким был) - "знаний"-то много, да все по верхам.

        Тот же эффект можно получить, если регулярно читать википедию и публицистику. Но это родители в детстве должны были привить, а не вуз.


        1. Rutel_Nsk
          26.01.2022 14:58
          +2

          А зачем нужны детальные знания, если они не востребованы в конкретной работе.
          Правильнее знать «Оглавления» всех учебников и уметь быстро актуализировать затребованное знание. Вот это и дает высшее образование.


    1. sshikov
      26.01.2022 17:22
      +2

      >ничего эксклюзивного из специальности «инженер-системотехник».
      Это конечно прискорбно, но у меня специальность вообще инженер механик — и мне многое пригодилось, при том что я не инженером работаю, а таки программистом. По сути, меня научили проектировать — а уж что конкретно, уже не так и важно.

      >Я даже до сих пор сносно помню химию
      Ну как-бы, а если бы вам ее дали в ВУЗе, а не в лицее? Вам повезло с лицеем, и не повезло с ВУЗом? И как это можно обобщить?

      > полезна-то не вышка, а именно набор навыков ХХХ. А дать его может и не только вышка.
      Логично. Вообще, по мне так правильная постановка вопроса должна звучать примерно так: как быстрее и лучше получить набор навыков, нужный для… и тут мысль тормозится. Хотим ли мы быть строго «инженерами механиками», чему учили меня, или схемотехниками, как вас, или мы хотим возможность потом развиваться в разные стороны? Поэтому набор навыков должен быть в идеале гибким. Но дать сразу все навыки одновременно для веб разработки и скажем эмбеддед — как минимум сложно. Да и где мы столько преподавателей найдем, для начала? Поэтому и остается банальное «научить учится», и дать те самые софт скиллы, которые в том числе позволят новые знания получить тоже.


  1. hardtop
    26.01.2022 12:34

    Гейтс бросил учёбу, потому что мама у него работала в IBM, а те запускали персоналки, и Билл дописав чужую ос, назвав MS-DOS договорился об установке её на PC (не без помощи мамы, конечно). Там семья была богатая и образованная.

    И сейчас самостоятельно научиться программировать проще простого. Туча книг, бесплатных туториалов, ютюб, стековерфлоу опять же есть. Нужен только комп (причём, даже не дорогой).

    Массивы - это несложно. Как почтовые ящики в доме. Почтальон распихивает газеты по индексу. Жильцы по индексу газеты забирают.


    1. edkr Автор
      26.01.2022 16:37

      да я согласен, что не очень сложно, просто я тогда в школе со своими установками не стал вникать сильно, просто сдал и забыл. И думаю, что многие так делают, поэтому решил поделиться опытом, что лучше сразу во всём досконально разбираться в т.ч. по дополнительным материалам или курсам, чем откладывать на потом, когда это наслоится на новую тему, из-за чего дальше будет только сложнее.


    1. StupidityIncarnate
      26.01.2022 16:37

      Нужен комп и ВПАХИВАНИЕ с пониманием того, что ты впахиваешь и учишь материал, а не просто просиживает часы, проматывая видосик для галочки


  1. js_n00b
    26.01.2022 13:31
    +5

    Опа. Я так же как и автор учился на машиностроении, а потом по ряду причин и умозаключений решил перейти в разработку.

    Могу сказать, что айти представляет из себя уникальную область, в которой можно получить инженерную профессию не выходя из дома, а потом ещё и устроиться на высокооплачиваемую должность. В других инженерных дисциплинах это не так по ряду причин: для практики полученных знаний недостаточно одного компа, нужны дорогостоящие лаборатории; стандартизация в других областях гораздо выше, требуется зубрежка и сдача тестов, иногда даже просто для получения доступа к некоторым вещам; работа инженеров-непрограммистов не так просто масштабируется, а удаленка, чаще всего ,физически невозможна.

    Поэтому, на мой взгляд, если у вас есть способности и навыки самостоятельной учебы, и вы хотите войтивайти, лучше не тратить время на вуз. Но это не значит, что если вы не умеете учиться, то остаётся только поступать в универ/на курсы. Там вас ожидает та же самостоятельная работа, только с бесконечным цейтнотом. Никто не будет вас тянуть, как в школе.

    Может быть самый важный плюс вуза это общение и взаимопомощь между студентами. Где-то видел исследование( к сожалению, ссылку сейчас не найду), что успеваемость студента прямо коррелирует с тем, в какую группу/компанию он попал, настроенную на учебу, или, простите за выражение, раздолбаев. Так что если вы уже в универе, кооперируйтесь с ребятами умнее и серьезнее вас, которые будут вас мотивировать и помогать.

    Не стоит забывать, что вуз это прежде всего академические знания, и если у вас нет амбиций создать свой яп/компилятор, ИИ, квантовый компьютер, сделать академическую карьеру, и ваша цель стать рядовым разработчиком/тестировщиком, то учеба там, тем более, будет лишней потерей времени. Если же такие амбиции появятся в будущем, то всегда можно поступить заочно.


  1. aanovik42
    26.01.2022 13:31
    +14

    Я начал изучать программирование, но понял, что на этапе массивов я уже упираюсь относительно непонятную мне абстракцию.

    Если эта фраза написана не для красного словца, а серьёзно, то у меня есть история.

    Когда я учился в 5 классе, мне захотелось наклепать какую-нибудь программу. Ну, чтобы окошко было как у программ, диалоги с кнопками "ОК" и "Отмена", вот это всё. Я приехал в книжный магазин, купил книгу "Visual Basic в задачах и примерах", и в тот же вечер создал первое приложение с кнопками "Показать картинку" и "Выход".

    Следующие несколько дней я развлекал себя написанием простейших калькуляторов, примитивной графикой, таймерами и другими учебными проектами. Я даже понял, что такое переменная. С некоторым трудом, но въехал в понятие "тип переменной".

    А дальше в книге были массивы. И я не понял вообще ничего. Что это за массивы, зачем они нужны. Там был какой-то пример с домиками, которые стоят на улице, и эти домики пронумерованы по порядку, и в каждом домике свои жильцы — или типа того, уже не помню всех подробностей. Суть в том, что я ничего не понял, и застрял именно на массивах.

    В итоге я проигнорировал массивы и продолжил развлекать себя с помощью других инструментов языка. Смотрел какие-то сайты и форумы, находил там интересные фичи из документации, не описанные в книге. В общем, неплохо чувствовал себя и без этих ваших массивов.

    А в 6 классе к нам на урок английского должны были прийти какие-то native speakers, и учительница предложила подготовить развлекательную программу. Мне вместе с другим одноклассником было предложено сделать презентацию в Power Point, что-то вроде интерактивного словаря. И тут мне моча идея в голову ударила: а давайте я программу напишу, чтобы там и словарь был, и можно было новые слова добавлять, и тренажёр для перевода — ух, круто будет! А давайте.

    И тут я столкнулся с реальным использованием массивов. Взял ту же самую книжку, посмотрел этот пример с домиками, накидал пару учебных примеров — и вообще не понял, в чём была трудность год назад. Точнее, я понял, что трудность была в непривычном синтаксисе, который сбивал меня с толку, но в целом концепция оказалась крайне естественной и понятной.

    А потом была школьная информатика и Pascal. А потом были университетские занятия на бизнес-информатике. И каждый раз я наблюдал одну и ту же картину: поначалу никто ничего не понимает, кроме тех, кто уже понимает. И Вася с Машей, которые "с детства за айти", долго и красочно объясняют остальной группе, зачем нужны массивы, кто такой этот ваш объект и чем он отличается от класса. Не потому что они умнее, а потому что уже познакомились с этими концепциями два дня (или два года) назад. Сами.

    По какой-то загадочной (для меня) причине вам кажется, что сейчас вы базу не понимаете, а вот в университете вам бы её объяснили, и вы бы всё поняли. Ну, типа, "сидел в аудитории и ветром в голову надуло базу". Да нет же, это не так работает. Бывают талантливые преподаватели, у которых группа действительно идёт как по маслу, но это прям редкие исключения. Да, в университете есть некий скелет обучения (сам по себе очень спорный) — ну так откройте программу обучения и скопируйте названия предметов к себе в заметки, подумаешь большое дело. Те же алгоритмы и структуры данных можно найти в виде статей и курсов на любой вкус.

    Но для понимания массивов вам не нужно изучать алгоритмы, матан и дискретную математику. Массивы можно объяснить ребёнку. Все эти разговоры о базовой базе формируют у вас что-то вроде синдрома самозванца: вы спотыкаетесь о непонятную тему, сворачиваетесь в позу эмбриона и жалеете о том, что поступили не туда. Естественный процесс обучения (пробовать с разных сторон, пока не получится) почему-то вызывает у вас дикую боль и недостаток этой, ну как её — ах да, базы.

    ИМХО как раз в этом и заключается вина нашей системы образования, которая прививает очень странные представления об изучении нового предмета. Способность самостоятельно выстраивать план обучения атрофируется напрочь, нам обязательно нужен поводырь, который будет тыкать носом в темы и принимать экзамены раз в полгода. Вместо того, чтобы развивать естественный инстинкт познания, его душат в раннем возрасте и начинают городить надстройку в виде учителей-надзирателей. Это плохо, это неправильно, мне так кажется.


    1. OlegZH
      26.01.2022 14:11
      +2

      ИМХО как раз в этом и заключается вина нашей системы образования, которая прививает очень странные представления об изучении нового предмета. Способность самостоятельно выстраивать план обучения атрофируется напрочь, нам обязательно нужен поводырь, который будет тыкать носом в темы и принимать экзамены раз в полгода. Вместо того, чтобы развивать естественный инстинкт познания, его душат в раннем возрасте и начинают городить надстройку в виде учителей-надзирателей. Это плохо, это неправильно, мне так кажется.

      Нет. Не кажется. Как когда-то писали в интернетах, ППКС.


    1. edkr Автор
      26.01.2022 16:55
      +1

      Согласен, на самом деле очень круто, что Вы уже в 5 классе взяли книжку и пошли по ней разбираться. Я тогда бы пошёл в футбольчик, наверное, играть) Просто как раз свою статью тоже хотел этому моменту посвятить, что действительно очень многое нарабатывается самостоятельной практикой, которая невозможна без самодисциплины и личной ответственности перед собой. Вот у меня её в школе практически не было, поэтому я столкнулся с массивами, кое-как их сдал, а потом благополучно не вспоминал тему, ибо думал, что видимо я не в состоянии понять. Хотя сейчас понимаю, что я даже толком и усилий не приложил, чтобы разобраться. А так да, действительно многие вещи можно очень простым языком объяснить)


      1. aanovik42
        26.01.2022 18:07

        Футбольчик тоже нормально. Ещё вопрос, кто будет чувствовать себя лучше годам к 50-ти: кто в детстве в футбольчик играл или кто за книжками сидел.

        А с программированием всё у вас получится при желании. Поговорите с людьми, которые давно работают в индустрии, особенно если у них есть опыт разных проектов/компаний/языков/стран/etc. Определите для себя, в каком направлении лучше двигаться, спросите что актуально для начинающего, какие карьерные возможности. Сами тоже погуглите, вакансии посмотрите, требования к стеку. Набросайте список тем от простого к сложному. И потихоньку двигайтесь. Можно курсы поискать, можно бесплатные/недорогие и точечные (udemy, stepik, coursera и прочие в помощь), многое можно понять из документации и отдельных статей. Опять же большие серии роликов на YouTube есть по многим темам, начиная с азов. Решайте задачи, опять же много сайтов с задачами есть, начиная с того же hackerrank.

        Сейчас очень хорошее время для самостоятельного обучения, не останавливайтесь и не бойтесь не понять с первого раза. С десятого поймёте в любом случае. Опять же есть всякие учебные сообщества в Telegram, там можно помощи попросить.


  1. iiwabor
    26.01.2022 13:41
    +3

    ВУЗ - это знания и связи.

    Знания - тут все зависит от уровня ВУЗа, например выпускников МГУ или МФТИ работодатели расхватывают как горячие пирожки, а вот дипломы заборостроительного пригодятся только на госслужбе - чтоб вообще был.

    Связи - если ты учился в хорошем ВУЗе, и его выпускники занимают высокие должности в разных сферах - то ты для них свой и можно рассчитывать на их помощь при необходимости. У англичан это называется "старый школьный галстук"

    Выпускники вайтишных курсов ничего этого не имеют


    1. andreyverbin
      26.01.2022 16:01
      +2

      Согласен, в целом, но диплом вы переоцениваете. Разговорный английский дает вам сильно бОльшую прибавку к зп чем диплом МГУ или МФТИ. Имея опыт в 10 лет вы можете получать ~500 тыс. то же самое + разговорный английский ~1250 - 2500 тыс.


      1. me21
        27.01.2022 20:27

        Подождите, это где такие зарплаты в полтора ляма за 10 лет опыта и разговорный английский?


        1. andreyverbin
          27.01.2022 21:50

          Например тут и тут, думаю тут (c учетом бонусов), а также [тут](https://www.comparably.com/companies/gitlab/salaries)


  1. Rutel_Nsk
    26.01.2022 14:10
    -1

    и отсутствием необходимости высшего образования для него

    Высшее образование для программиста нужно только для формального соответствия. На гос службе нужен диплом для занятия определенной должности.
    Мое мнение: Простой программист с высшим образование, это скорее неудачник. Такой человек не смог реализовать себя в профессии которой обучался.
    В целом профессия программист требует некоторого «вывиха» мозга: Почитайте про концепцию динамических конструкций, ссылок и тд. Если вы склонны к кропотливой работе все понимаете про динамические сруктуры, то программистом вы можете работать. Необходимо почитать пару учебников по целевому языку и попрактиковаться на тестовом проекте. И можно начинать карьеру.


  1. andreyverbin
    26.01.2022 15:55

    Я очень много ориентировался разные такие разгромные статьи, а по итогу они для меня лишь стали оправданием моего относительно праздного времяпрепровождения во время учёбы

    Вы неправильно поняли статьи, которые читали. Там же написано "Да и вообще может надо сразу идти работать, что уж там время терять.". А чтобы так получилось надо бы еще со школы изучать программирование самостоятельно и к моменту поступления в ВУЗ иметь пракктический опыт. Иначе как так получится, что в вузах программированию учат плохо, а на работу должны взять пока еще учитесь или сразу после школы?

    А сидеть прямо во время семестра и изучать все непонятные темы. 

    Тут вы делаете неверный вывод. Нужно учить то, что нравится, забить на все, что не нравится, а освободившееся время тратить на самообразование и практику. За 5 лет обучения в ВУЗе вам нужно набрать хотя бы 3-4 тысячи часов практики программирования.

    В текущих реалиях ВУЗ не может вам дать эти тысячи часов в рамках учебной программы. ВУЗ дает вам дешевое жилье, еду, тусовку, свободное время и доступ к работодателю. Локация и тусовка имеет важное значение. Тусовка это мотивация, помощь, поддержка интереса и общение. Локация это работодатели, стажеров-студентов на удаленку не особо берут. Хотя все может быть уже изменилось из-за ковида.

    Очень часто все эти истории об успешном успехе являются «ошибками выжившего»

    Это не ошибка выжившего. ВУЗ не является ни обязательным, ни достаточным требованием. Успешные попытки "войти в айти" от неуспешных отделяет всего лишь один критерий - сколько времени потрачено на образование. Обязательно потребуется потратить 1-2 тысячи часов на практику, без этого никуда. Такие факторы как вуз, локация, тусовка не являются строго необходимыми для успеха, но помогают сохранить мотивацию. Реально обязательных фактора два - наличие свободного времени и внутренняя мотивация (читай кайф от программирования).


    1. edkr Автор
      26.01.2022 17:01

      1) Ну я как раз и писал про то, что раньше многие вещи неправильно воспринимал из-за своих установок. И думаю, что много таких людей с похожими заблуждениями.

      2) Да, можно наработать, но надо понимать куда двигаться. В этом плане правильно выбранная специальность может хотя бы помочь этот каркас сформировать. А если пойти в совсем отдаленную сферу, то может выйти, что куча времени в никуда уйдёт. А с современным отношением к вышке в СНГ, я думаю, многие ребята не сильно переживают, куда поступят. Что сильно контрастирует с европейцами или американцами, которые часто уже понимают свою траекторию со школы.

      3) Я тут подразумевал про стартаперов истории успеха, а не про людей, которые "вкатились в IT". Но так с Вами согласен про время и мотивацию.


  1. laisto
    26.01.2022 16:24

    единственный реальный плюс образования в том, что ты помещаешься в группу людей, у которых на данном этапе примерно такая же направленность мыслей. далее, по ходу прохождения всякой нудятины (инженер it, обожал всякие социологии-философии-истории, ага), группа дробится на компании по взглядам и интересам. и вот эта компания уже пробует свои силы на реальных проектах и, может быть, из этого что-то вытекает. база - не база. не дают в институтах (учился в двух, один из них, вроде как, ведущий), по крайней мере в необъятной) актуальных знаний. всякие обещания зарубежных практик, как правило, тоже фикция.


  1. RhelasTgav
    26.01.2022 17:02

    Когда-то собеседовал выпускников ВУЗа, который когда-то закончил сам. Один из лучших в городе на тот момент. Набирали в стажеры, это важно. На момент моего выпуска я уже неоднозначно относился к высшему образованию в стране, а эти несколько дней собеседований загнали меня в депрессию.

    Потому да, я тоже считаю, что вышка не нужна для работы в IT, более того, ТАКАЯ вышка не нужна для работы где угодно кроме медицины, там своя специфика. Лучше прийти в компанию, в которой вы хотите работать и предложить поработать там 4 года бесплатно, уровень знаний будет несравнимо выше, да и опыт хороший.

    Однако, для успеха нужно работать, очень много работать и учиться, что с ВУЗами, что без - нужно вкалывать


  1. Breathe_the_pressure
    26.01.2022 17:02
    +3

    У меня есть некоторая необъективная статистика, у меня топ технический ВУЗ, который закончил >20 лет назад, ну в кратце могу сделать выводы. Ну также по работе с кем общался, что они закончили и что получилось в итоге.

    В целом начальные установки не противоречат истине, просто школьники\студенты их используют по другому назначению, чтобы ничего не делать. У самого сын, он часто извлекает из мира умозаключения, которые снимают с него отвественность напрягаться лишний раз.

    Главное качество: В общем случае большая часть целеустремленных и настырных, куда-то пришли в нужное место.

    Вот что я думаю:

    1. Если вам не повезло попасть в топ ВУЗ, это ничего не значит, если у вас есть это главное качество.

    2. Не все начинают с привилегированных начальных условий, если не попали заграницу, то можно и тут неплохо развиться.

    3. Преподаватели все разные, кому не повезло, учите сами.

    4. Свои бизнес это вопрос случая, слачаем надо уметь воспользоватся. Но нет случая, не будет и бизнеса.

    В итоге по окончанию Вуза, есть и краснодипломники, которые занимаются откровенной фигней. И с корками нонаме Вузов, которые хорошо волокут в своей теме, и добились результатов.

    Т.е. в целом от Вуза, ваша настырность и работоспособность не зависит, но Вуз помогает отобраться на начальном этапе, куда надо. Без Вуза будет сложнее.

    И потом, через 5 лет, ваш Вуз, это всего лишь статистика в резюме. Ступенька всего лишь. Ничего вам Вуз не гарантирует, если вы сами ничего дальше не хотите и не стремитесь.


    1. andreyverbin
      26.01.2022 22:14

      Свои бизнес это вопрос случая, слачаем надо уметь воспользоватся. Но нет случая, не будет и бизнеса.

      Мой опыт наблюдения за 6 предпринимателями от ИТ показывает в течение более 10 лет показывает, что каждый

      1. Имел несколько кризисов, был близок к закрытию бизнеса;

      2. Когда проект все таки закрывался, то выходил из него либо с небольшой прибылью, либо в 0, но ни разу не было больших убытков;

      3. Работает меньше среднего работника;

      4. Зарабатывает больше коллег по цеху, работающих на дядю, иногда в 10 и 20 раз больше, иногда в 2-3 раза.

      Что интересно - очень часто кризис почти убивает бизнес, но в последний момент что-то случается и все становится нормально. Первые 2 раза думал, что везет, но когда за 10 лет у разных людей я вижу этот паттерн раз за разом становится тяжело верить в удачу. Пока теория в том, что так устроен рынок - распределение вероятности поймать заказ таково, что совсем умереть тяжело, но и супер роста не будет.


      1. Breathe_the_pressure
        26.01.2022 22:18

        Ну просто выборка маленькая. У меня вот, например, один из знакомых владельцев застрелился. Набрал кредитов и не смог расплатиться. В масс-медиа даже писали об этом.


        1. andreyverbin
          27.01.2022 01:02

          Жаль такое слышать, никакой бизнес не стоит жизни. В моём случае все занимались, в основном, услугами, никаких кредитов не брали и в случае провала спокойно могли найти высокооплачиваемую работу в ИТ.

          Мой аргумент в том, что бизнес в ИТ это не случай. Вполне прослеживается некая логика, риски не велики, матожидание сильно выше средней зп.


  1. K36
    26.01.2022 22:47

    на этапе массивов я уже упираюсь в непонятную для меня абстракцию.

    тут действительно нужно внешнее образование пинание


  1. puyol_dev2
    27.01.2022 00:28

    Вообще, смысл любого высшего академического образования - сформировать склад мышления. С таким складом ты будешь не просто обычный "чернорабочий", а сможешь мыслить глубже и масштабнее


  1. vgogolin
    27.01.2022 00:59

    Я думаю, если мы рассмотрим список навыков и технологий котрые реально нужны в наших проектах, а потом посмотрим, какой процент из них мы можем эффективно получить в вузе... лучше даже не будем расстраиваться )

    Диплом просто надо получить с минимальными трудозатратами по времени. Так принято, он неожиданно может оказаться блокером и за пару месяцев по ночам его не нарисуешь... А список того, что нужно знать в работе - учить самостоятельно, понемногу и каждый день.


  1. HellWalk
    27.01.2022 10:44

    Даже немного завидую людям, которые вокруг себя видят проблему в не знании чего-либо

    Я вижу проблему в том, что людям просто пофигу.

    Написал код - зачем тестировать - пользователи протестируют, если что - сообщат об ошибке.

    Написал код - зачем покрывать тестами - и так работает.

    Нашел ошибку - зачем править, если пользователи молчат - значит все ок

    Куча техдолга в проекте - пофигу, все равно уволюсь.

    И так далее.


  1. movl
    27.01.2022 12:00

    Да просто все люди разные и процесс образования у всех разный. Помню как мало что понимал на лекциях по мат. анализу на первом курсе, а потом прочитал пару глав Фихтенгоьца, где он рассказывает про рациональные и иррациональные числа, и мгновенно сложил весь пазл про пределы, производные, ряды и интегралы. Получил свою тройку на экзамене, но до сих пор у меня нет существенных трудностей с пониманием каких-то математических выводов, хотя это понимание может быть и своеобразным. При этом легко могу представить тех, кто сдал тот же самый экзамен на отлично, но к настоящему времени уже выветрил все основы за ненадобностью.

    Свой диплом я даже не стал забирать из ВУЗа, но чем дольше работаю, тем чаще обращаюсь к каким-то фундаментальным знаниям, которые дал мне ВУЗ и которые вряд ли смог получить где-то еще.

    Короче это к тому, что образование -- слишком общий термин, и в разное время его могли интерпретировать по разному, как и сейчас, в зависимости от культурной среды. В России у высшего образования, к сожалению, нет престижа. Думаю тут дело в его относительной доступности, а из этого уже формируется отношение, как к процессу его получения, так и к данному явлению в целом. Факт в том, что сносно работать и зарабатывать можно и без образования. И хоть я с Вами полностью согласен, особенно относительно той пропаганды, которая существует вокруг высшего образования в нашей стране, но для многих оно оказывается действительно бесполезным.