Привет, меня зовут Александр Зараменских, я менеджер разработки Центра внедрения информационно-технологических решений в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). Хочу поделиться историей внедрения системы автоматизации скоринга в нашем банке.

Страшные реалии прошлых лет

Все мы когда-то задавались вопросом, а если не все, то большая часть из нас: «как сотрудники банка определяют, одобрить кредит или нет?», «а сумму какую?», «а процент?», «а срок какой можно?» и прочие моменты. И если сейчас чаще всего мы всё это узнаем за несколько минут, то лет 10 назад приходилось ждать решения по заявке целый день, а может, и дольше. 

Сначала работник офиса банка заполнял от руки анкету, куда вносил данные клиента. Далее отправлял анкету по внутренней почте сотрудникам безопасности, курьер бережно собирал стопки бумаг на столах безопасников, и они, бумаги, потихоньку поступали на проверку. Сам процесс проверки – это сверка данных клиента со статичными базами данных банка и разнообразными «черными списками», в которых фигурировали данные мошенников. Потом заключение сотрудников службы безопасности передавалось обратно во фронт-офис банка по той же внутренней почте изначальному сотруднику, и он принимал решение.  

Сейчас эти истории используются исключительно как котолампа. Я же расскажу, что изменилось за это время и как технологии помогают узнать о нас быстрее и больше.  

С чего все начиналось

Главный источник информации о клиенте – это сам клиент и та информация, которую он предоставляет банку при заполнении анкеты. Банк проверяет информацию и выносит решение на основе проверенных данных. Что проверяет банк? Доход, стаж работы, паспортные данные и дисциплину клиента. Тут же ещё платежная дисциплина клиента по ранее выданным займам и кредитам, частота займов и своевременности внесения платежей, и в помощь приходит Бюро Кредитных Историй (БКИ), в которое все банки обязаны отчитываться по каждому выданному займу или кредиту. Иными словами это база данных кредитных договоров и клиентов с их историями погашений и информацией о возможных допущенных просрочках и платежах. 

Всё это и другие проверки можно назвать скорингом. И как раз именно эта система оценки претерпела большие изменения - от ручного процесса сверки данных сотрудниками безопасности и, фактически, до моментального ответа от API сервисов. Сам же результат проверок был подвержен «человеческому фактору», то есть ошибки сотрудников встречались довольно часто, и это напрямую влияло на окончательное решение по заявкам. Например, могли пропустить стоп-факторы по клиентам и одобрить значительные суммы мошенникам или наоборот - отказать благополучным заемщикам. Сейчас же благодаря автоматизации человеческий фактор исключен, и результат зависит только от нас самих и нашей финансовой дисциплины. 

Внедрение автоматизации скоринга: первая стадия

Автоматизация тут – ключевое слово, банки делают ставки на автоматизацию скоринга. Первой стадией автоматизации в УБРиР стала система расчета на хранимых процедурах с использованием вручную составленных справочников и взаимодействия пары внутренних учетных банковских систем. Во фронт-систему SAP CRM вносились анкетные данных клиента, и на следующем этапе запускался расчет условий и проверка негатива уже на другой БД Oracle, посредством соединения баз данных DB-link. Время работы процедур на Oracle оставляло желать лучшего из-за большого количества обрабатываемой информации и создаваемой нагрузки при работе через DB-link. Отказаустойчивость тоже была на опасно невысоком уровне из-за монолитной связки этих систем.

Расчет занимал много времени. Кроме того было недостаточно информации для принятия конечного решения, заявка уходила на рассмотрение вручную. Так мы возвращаемся к страшилке с самого начала статьи: время шло на часы ожидания. 

Внедрение автоматизации скоринга: вторая стадия

Вторая стадия развития автоматизации скоринга затронула внешние источники информации о клиентах – сервисы. Сервисы делают свои скоринг модели на основе BIG DATA. Например, это могут быть данные от мобильных операторов – траты на связь или использование роуминга. Также используются данные различных сервисов, например, агрегаторов такси или сервисов доставки. Может анализироваться, как часто человек пользуется ими, какая средняя сумма покупки и какая у клиента банковская карта и, чем дальше, тем больше узнают о нашей жизни и привычках. Чем больше их становилось, тем востребованнее стали универсальные адаптеры – агрегирующие в себе наборы разных сервисов с абсолютно разными форматами обмена. 

Это позволяло потребителю, в нашем случае банку, не подстраиваться под каждый отдельный сервис. Проблем не было, пока сервисы не стали исчисляться десятками, и обработка данных превратилась в длительную процедуру. Время тратилось на процесс разработки, доработки и сопровождения этих сервисов, в каждом из которых своя логика и форматы. Нужна была программа, чтобы получать от сервисов разнообразных форматов, к примеру json, единый XML. Такой системой у нас стала программа Credit Registry, где были сразу собраны все БКИ и другие важные сервисы, такие как скоринги мобильных операторов. Но кроме этой системы данный подход потребовал оркестрацию процессов интеграции и шину обмена данными, в нашем случае эти вопросы закрыла система SAP PI, использующая протокол SOAP и XML сообщения. Весь этап с учетом написания всей документации и реализации занял порядка 4 месяцев.

Внедрение такого агрегатора в банке дало преимущество по скорости ввода в модель скоринга новых сервисов, так как теперь у аналитиков и разработчиков был единый формат XML. Его разбор по таблицам, а также описание отнимали меньше времени при доработках. Это позволило точнее выверять данные и определять какой-либо негатив по клиентам. Но если в логике «чем больше знаю о клиенте, тем лучше» проблемы нет, то с постоянно растущим использованием бОльшего количества сервисов возникает вопрос оплаты использования, удобства настройки очередности получения информации и ее проверки.

Системы принятия решений

При росте бизнеса и количества клиентов, изменчивости рынка и других факторов настало время для Систем принятия решений, в которых упор сделан на скорость обработки данных, полученных как от клиента, так и от всех источников внутри банка и сервисов. В нашем случае выбор был сделан в пользу  системы SAS RTDM, которая мы интегрировали со всеми фронтовыми системами (на всякий случай упомяну, что фронт банка – это офисы работы с клиентами, а не фронтенд) банка. 

Само приложение состоит из сервера метаданных и вычислительной машины. Оно использует операционную базу, в которую предварительно или в моменте собиралась информация по клиенту и по заранее составленному алгоритму – стратегии, проводилась проверка, считались все необходимые параметры для вывода в итоговое решение клиенту. Стратегии реализуются на основании заранее рассчитанных моделей и нормативных требований. 

Дополнительными преимуществами стали: 

  • возможность деплоя изменений встроенным инструментом CI/CD - это позволило сделать расширенные сервисные окна для установки изменений из-за отсутствия влияния на другие системы;

  • настройка параметров стратегии: теперь она заключалась не в изменении справочников и доработках хранимок на ORACLE, а проводилась риск-аналитиками в понятном интерфейсе. 

Всё это сократило время на разработку и внедрение стратегии принятия решения, дало возможность работать с интуитивно понятным графическим интерфейсом пользователя. В результате риск-аналитики смогли визуально проектировать процесс принятия решений вместо того, чтобы программировать. Сами процессы формировались из набора многократно используемых стандартных задач, необходимо только перетащить их в область проектирования в окне программы с использованием технологии drag-and-drop:

1. Слева  – элементы интерфейса;

2. Справа – рабочая зона, где выстраивается последовательность проверок и набора действий, которые необходимо выполнить по тому или иному клиенту.

Как в дальнейшем показала практика, масштабирование, то есть  добавление новых вычислительных нод приложения, выполняется достаточно просто и без пересмотра архитектурных решений.

Как мы вставали на эти рельсы

Первые шаги по интеграции в текущие системы выполнялись осторожно и планомерно, поскольку остановка кредитного конвейера или какие-то глобальные ошибки недопустимы для банка. Сам процесс запуска или, точнее сказать, перехода на новое решение также проводился пошагово – каждый кредитный продукт по очереди. Можно выделить момент, когда старые и новые расчеты шли параллельно для сравнения полученных результатов и отладки процесса. Для этого были включены отдельные ветки и куски кода.

Данные события совпали с трансформацией подхода к разработке в организации в целом, с применением методологии Agile. Этот факт позитивно сказался на производственном процессе, так как риск-аналитики и  разработчики были в одной команде. Мы смогли  выстроить конвейер поставок доработок, избегая простоев и ожиданий. 

Избавление от кошмаров

После успешного запуска на потребительском кредитовании среднее время решения по заявке клиента не превышает 3 минут. Процесс стал очень быстрым: человек отправляет данные, банк собирает, направляет запрос, проверяет всё и возвращает результат. Время изменений логики принятия решений также сократилось - с двух недель производственного цикла разработки до пары дней.

Отдельно хотелось бы выделить процесс Ипотечного кредитования, теперь клиенты  могут получить одобрение и узнать возможную сумму для объекта недвижимости за несколько минут. Вспоминая свой опыт оформления ипотеки, где каждый шаг занимал дни… можем сказать:  сейчас становится особенно приятно за результат, которого удалось добиться.

К чему сейчас стремятся банки?

Еще до коронавируса многие сервисы стали уходить в онлайн, но появление вируса сделало рывок в этом направлении, отправив нас на дистант. Сейчас сделан прицел на удобстве предоставления услуг клиентам «не выходя из дома», и это же касается кредитования. Теперь одобрение по заявке в Интернет-банках и Мобильном приложении также можно получить всего за несколько кликов. При этом не нужно заполнять больших бумажных и даже электронных анкет. 

Комментарии (18)


  1. Olegun
    03.02.2022 12:53
    +3

    Например, это могут быть данные от мобильных операторов – траты на связь или использование роуминга. Также используются данные различных сервисов, например, Яндекс Такси, Uber или сервисов доставки. 

    Читаешь и радуешься за собственное privacy.


    1. Sapphire96 Автор
      03.02.2022 13:01

      Тут речь идёт исключительно об обезличеной информации и скоринговых моделях на разном сигменте и большом объёме клиентов...


      1. Hlad
        03.02.2022 13:39

        "… Может анализироваться, как часто человек пользуется ими, какая средняя сумма покупки и какая у клиента банковская карта и, чем дальше, тем больше..."
        Тоже обезличенная информация?


        1. Sapphire96 Автор
          03.02.2022 13:42

          Конечно, все обезличенное, без каких либо отсылок конкретному человеку.


          1. oragraf
            03.02.2022 13:45
            +2

            И ФИО при холодном звонке обезличенное? Удивительно...


            1. Sapphire96 Автор
              03.02.2022 14:01

              Скоринг никакого отношения к звонкам не имеет, от слова совсем)


              1. oragraf
                03.02.2022 14:10

                Просто цитата из МиМ

                – Аркадий Аполлонович вчера вечером был на заседании Акустической комиссии, – очень надменно заявила супруга Аркадия Аполлоновича, – но я не понимаю, какое отношение это имеет к магии.

                – Уй, мадам! – подтвердил Фагот. – Натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении.


          1. nevdokimof
            03.02.2022 13:55

            А человек, которому выдают кредит, тоже обезличенный?


          1. Hlad
            03.02.2022 15:17

            Процитированная мной формулировка говорит прямо об обратном…


          1. fougasse
            03.02.2022 16:02

            Но проверяется таки конкретный человек или я чего-то не понимаю?


            1. Sapphire96 Автор
              04.02.2022 06:10

              Верифицируется информация, которую предоставил сам клиент, это само собой.

              Что касается разнообразных сервисов скоринга, то тут уже другая картина и это служит дополнением.


              1. fougasse
                04.02.2022 12:20

                Ну, то есть, никакого "все обезличенное, без каких либо отсылок конкретному человеку" и близко нет.


          1. metric_ghost
            03.02.2022 20:24

            Как может быть в одном предложении

            , как часто человек пользуется ими, какая средняя сумма покупки и какая у клиента банковская карта и, чем дальше, тем больше..

            и

            все обезличенное, без каких либо отсылок конкретному человеку.

            Какой человек пользуется тогда всем перечисленным и что именно анализируется? Если это усредненный WASP, то результат должен быть усреднённым для всех, а конкретику можно получить, только исследуя действия именно этого заёмщика, никак не обезличенную бигдату.


            1. Sapphire96 Автор
              04.02.2022 06:15

              На тему посторения методик скоринга и их использования для того или иного сегмента клиентов можно говорить очень долго... Я лишь упомянул, что может использоваться для его построения.


  1. spc
    03.02.2022 14:15
    +1

    Я, может, и исключение из правил, но для меня кошмар - это именно автоматизация скоринга, а не день ожидания кредита ("о боже, я умру, если через три секунды мне не откроется истина!" - это вообще нормально?).

    Просто потому что в условиях суровой российской реальности живое решение по кредиту может быть если не более объективным, то, скажем так, более понимающим. Но это вопрос приоритетов, конечно. Если организация ставит на автоматику, то, наверное, авторы и ответственные должны заранее просчитать, сколько составят потери от автоматического отлупа потенциальным клиентам.

    Кстати, подумал - интересно было бы узнать ваши выкладки. Ну, то есть, скажем, если взять период в календарный год, то сколько потенциально платежеспособных заемщиков в процентах от общего числа заемщиков отсеивает скоринг (и лишается ли кто-то за это премии)?


  1. ChePeter
    03.02.2022 15:02

    Скорость работы автоматизированных систем не основной критерий.

    Нужно проверить устойчивость. На сколько, при изменении внешних параметров, система изменит качество решений своих задач.

    Или же гео, социо и пр привязки. Если алгоритм один для всех отделений, то банк однозначно теряет деньги. А сложная дифференциация приведет к той же ручной настройке.

    И т.д.

    И очень интересно взглянуть на расчеты - насколько скорость принятия решений по скорингу влияет на прибыль банка?


  1. screwer
    04.02.2022 08:50

    1) брал ипотеку. На финальной стадии - отказ. Без объяснения причин. Сам догадался, что заблочил скоринг, среагировав на сумму оценки (оценщик от того же банка). Потребовал у оценщика копию. Оказалось, он взял три квартиры, продававшиеся в моем и соседних домах. Соседние дома монолит. Везде сделан ремонт. И сумма - из объявления, а не сделки. Неудивительно, что расхождение с моей бетонной коробкой оказалось запредельным. Итог - оценщик переделал отчёт, просто исправав цифры. Скоринг был пройден.

    2) недавно заканчивал ремонт в последней комнате. Не хватило суммы в размере ~одной зарплаты. Т.е. собрать ее можно не напрягаясь за 3-6 месяцев. Но теперь везде скоринги! Одобрили примерно четверть. Ну и зачем мне эти копейки ? Напрягся, сделал без кредита.

    Какие полезные функции сыграл скоринг в этих историях ?

    Такое ощущение, что в 2022 кредиты выдаются только крайне в них нуждающимся, не в полном объеме, и с под конские условия. (В рассчете на то что кредитуемому все равно деваться некуда?).


  1. rtkprg2
    04.02.2022 17:58

    А как суммы трат на сотовую связь и пиццу вообще могут на что-то влиять? Ну тратит человек на мобильник 1000 рублей, а другой тратит 250. И о чем это говорит? Да ни о чем!