Всем привет, меня зовут Семён, я руковожу разработкой витрины объектов недвижимости в Домклик. Занимал должности от разработчика до директора в разных компаниях и разных странах, проходил этот путь несколько раз и не понаслышке знаю, каково это — выходить из зоны комфорта и в корне менять род занятий. Так, например, происходит при переходе с роли разработчика на роль тимлида. Но сегодня я хочу обсудить следующий возможный шаг в карьере тимлида — переход на директорскую (executive) должность. Он таит в себе много вызовов и неожиданностей. Статья будет интересна тем, кто собирается сделать такой карьерный шаг, а также новоиспечённым СТО, viceCTO, техдирам и прочим Е-level технарям. Прошу под кат.

Сабж

Представим себе разработчика Петю, пришедшего в компанию работать «руками». Петя работает добросовестно, ответственно: изучает бизнес, доменную модель, делает задачки в срок и с надлежащим качеством, пишет тесты и документацию, помогает новичкам и смежным командам. В общем, мечта, а не специалист. Руководство отмечает успехи Пети и со временем предлагает ему занять позицию тимлида. Сложности этого перехода неоднократно описывались в статьях и обсуждались в многочисленных подкастах и докладах на конференциях, и все они сущностно сводятся к одному: роль разработчика — это работа с технологиями, роль тимлида — работа с людьми. Отсюда и все сложности, с которыми сталкиваются новоиспечённые тимлиды. Допустим, Петя успешно эти сложности преодолевает: комплектует команду, растит и мотивирует людей, улучшает инженерную культуру, команда перформит и положительно влияет на бизнес компании, time-to-market уменьшается; стабильность, доступность и поддерживаемость сервисов растёт.

Руководство вновь отмечает Петины успехи и предлагает ему возглавить всю инженерную часть компании, стать техническим директором. Такое решение вполне логично: человек хорошо себя зарекомендовал и в роли специалиста, и в роли супервайзера, и поэтому он наверняка справится и с директорской должностью. В свою очередь, Петя руководствуется той же логикой: он смог перейти из разработчиков в лиды, что может пойти не так с ролью техдира? Но проходит время, и в один прекрасный день все разработчики в компании получают скромный анонс, что Петя решил «продолжить развитие за рамками компании». Что произошло? Почему человек, отлично показавший себя в разных ролях, вдруг «не справился» на должности технического директора? Вероятно, Петины ожидания от роли не совпали с реальностью; в то же время, руководство компании тоже не увидело того, что ожидало при назначении Пети на должность. Ниже я рассмотрю, с какими сложностями обычно сталкивается человек при переходе из лидов в директора, и как подготовиться к такого рода переменам.

Бесконечная неопределённость

Первая и не всегда самая очевидная проблема, с которой сталкивается «директор-новичок» — большая степень неопределённости. В бытность разработчиком к Пете попадали хорошо проработанные задачи, с описанным DoD, макетами, критериями приёмки и пр. Работа с такой задачей была конечна во времени и почти всегда имела ощутимый результат (работающий в production код, улучшение ключевых метрик продукта). Когда Петя был тимлидом, он, полагаясь на свои знания доменной модели и архитектуры системы, мог спроектировать фичу от начала до конца, декомпозировать большой эпик на задачи, оценить и передать исполнителям. Степень неопределённости в сравнении с работой разработчика была выше, но Петя успешно с ней справлялся, так как у него был опыт решения подобных задач, пускай и в меньшем масштабе.

В работе же директора нет зоны ответственности, итераций, четких задач, указаний, понимания конечного результата — нет ничего, к чему привык специалист за годы работы. Зачастую, есть только идеи руководства или собственника из разряда «сделать как Гугл, но лучше». Поэтому конечный результат и направление, в котором стоит двигаться, выбирает сам технический директор, сам каскадирует это на своих -1, сам ставит сроки и контролирует выполнение. И конечно же, сам принимает ответственность за всё это. Груз этой ответственности вкупе с отсутствием быстрого результата (а некоторые проекты могут идти месяцами) может негативно сказаться на эмоциональном состоянии и мотивации человека.

«Проблема не на нашей стороне»

Второй отличительной особенностью работы техдиром является то, что не существует «не твоих» проблем. В бытность разработчиком и тимлидом Петя с лёгкостью мог диагностировать проблему и перенаправить её в смежную команду: не грузятся фотки — проблема в CDN, не открывается сайт — это к службе кибербезопасности (они отвечают за WAF), истёк SSL-сертификат — это в инфраструктуру, и т.д. СТО же обязан реагировать на все сигналы и несёт ответственность за весь ИТ-ландшафт. Плохой отзыв в AppStore — твоё, медленно грузится сайт — твоё, не ходит корпоративная почта — твоё, бухгалтер не может создать проводку в 1С — тоже твоё, не работает Wi-Fi в офисе, команда не успевает к дедлайну, большая текучка в подразделении, ввели санкции — ну ты понял… На первых порах такой поток разнородных задач/проблем/поручений вызывает стресс, особенно с учётом того, что вопросы могут возникать на выходных или в нерабочее время. Ах да, для директора нет понятия «нерабочее время».

“Everybody has a plan until they get punched in the face”, Mike Tyson

Ещё один вызов для техдира-новичка — это необходимость принятия решений «здесь и сейчас». Когда Петя был разработчиком, он мог ответить за срок выполнения конкретной задачи; когда он был тимлидом, он мог взять паузу, чтобы детально проработать план реализации фичи, декомпозировать, прикинуть с командой технический дизайн, и только потом вернуться с оценкой. А у директора зачастую нет такой возможности. Собственник/CEO хочет услышать сроки и стоимость выполнения проекта «здесь и сейчас», прямо на совещании, на котором этот вопрос прозвучал. Можно, конечно, на каждый подробный вопрос руководства обещать «поисследовать и вернуться», но такая стратегия не будет работать вечно, да и, честно говоря, заставляет выглядеть директора некомпетентным и боящимся ответственности. Ещё более странно в ответ на подобные вопросы руководства начинать рассказывать про agile vs waterfall, итеративную разработку, MVP, быстрый цикл обратной связи и прочее. Классический ответ на такие рассуждения: «Бизнес так не работает. Мне нужно подписать контракт сегодня и на всю сумму. Я не могу оформить контракт на часть услуг или на MVP». Я не говорю, что техдир обязан всегда «брать под козырёк» и коммититься на нереальные сроки, я лишь хочу сказать, что человек должен быть готов к такого рода давлению, чтобы в нужный момент критически посмотреть на вызов/проблему/предложение и почелленджить его. К сожалению, навык этот вырабатывается со временем, а пока он не сформирован, новичок будет находиться в состоянии стресса.

Синдром самозванца, 80 lvl

Уже не раз было сказано, что становясь из разработчика тимлидом человек как бы меняет профессию, выходит из зоны комфорта. Так вот, в случае дальнейшего роста в СТО этот эффект усиливается в разы в силу нескольких причин:

  • Невозможность использовать привычные паттерны решения задач. Опыт разработчика зачастую никак не поможет решать задачи уровня директора в силу разницы масштабов и разнородности задач. К примеру, вполне нормальная задача для СТО — открытие нового регионального офиса или выход на новый рынок.

  • «Свой среди чужих, чужой среди своих». С одной стороны, становясь директором, человек окончательно теряет связь с командой разработки, из которой он «вырос»: не участвует в ежедневных церемониях и не в курсе проблем и настроений, отчего он чувствует себя «отчуждённым». С другой стороны, у него новый круг общения и peers, для которых он новичок и пока ещё не до конца свой.

  • Из предыдущего пункта вытекает ещё один, не очень очевидный: неизбежная и так нелюбимая всеми технарями «политика», в которой новичок, конечно, будет «отгребать по щам» первое время. Сюда можно отнести конкуренцию за бюджеты/численность/проекты, перебрасывание ответственности, постоянно меняющиеся договорённости и правила игры — всё это, к сожалению, неизбежно в кресле директора.

  • При этом всём, как бы тяжело ни было и какое бы давление на него не оказывалось, СТО обязан демонстрировать спокойствие, уверенность и лидерские качества.

Всё это, вкупе с трудностями, перечисленными выше, оказывает неимоверную нагрузку на новоиспечённого директора в первые месяцы его работы.

Расписание

Отдельно стоит упомянуть изменения в ежедневном расписании. Помимо уже упомянутой доступности 24/7 и шквала поручений стоит подготовиться к ранним встречам, длинным стратегическим сессиям, срочным инициативам, критическим инцидентам и выступлениям на Town Hall. Особенно остро вопрос со срочными задачами может встать в кризисные времена, которые мы переживаем сейчас. 

Привилегированный «завхоз»

Еще один неприятный факт состоит в том, что в должности технического директора иногда бывает много на первый взгляд «непрофильных» активностей:

  • Бюджетирование. Как минимум, придётся планировать ФОТ подразделения и закупки оборудования (как серверного, так и используемого сотрудниками для разработки). Закупки — это отдельное приключение, если компания работает по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

  • Работа с HR-брендом и сообществом. Казалось бы, при чём здесь СТО? При том, что каждый СТО желает видеть хороший поток кандидатов на свои вакансии, а для этого необходимо популяризировать компанию в сообществе: выступать на конференциях, организовывать митапы, качать open source, улучшать процесс подбора; в общем, быть «на виду».

  • Сбор всевозможных списков-экселей: от доли прошедших очередной опрос на вовлечённость до количества привитых от ковида в подразделении.

  • Если вдруг новичка-техдира ещё угораздило стать CEO (или генеральным директором) по совместительству, то нора становится бесконечно глубокой. Мне в такой роли приходилось вести работу со всеми поставщиками — от снеков на кухне до офисной мебели, — отвечать за условия труда, бюджетировать и отвечать за PnL не только ИТ, но и всей компании, отвечать за своевременную выплату ЗП и бонусов, и бог ещё знает что.

Вместо заключения

Я попытался описать, с какими вызовами может столкнуться новичок в роли технического директора. Попадись такая статья на глаза нашему Пете перед его назначением, кто знает, возможно, он остался бы хорошим тимлидом. Надо сказать, описание получилось мрачноватым, но, конечно же, не всё так плохо. В работе технического директора есть много прекрасного: от компенсации до возможности положительно влиять на бизнес и, не побоюсь этого слова, мир. Главное, не бояться брать ответственность за свои решения, освоить джедайские техники, укреплять горизонтальные связи, побольше доверять людям и делегировать, и всё обязательно получится.

Комментарии (13)


  1. javalin
    31.03.2022 12:20
    +1

    Я думал, что директор/СЕО занимается налаживаем процессов, так, что бы проводка в 1С или закупка снеков его не особо касалась.


    1. DMGarikk
      31.03.2022 12:54
      +4

      ну так «налаживание процессов» — и есть ковыряние с проблемами проводок 1С и снеками, когда получается ситуация что подчиненные формально от себя требования завернули… а проводки так и не появились и снеков нет… и что делать?
      да и потом здорово рассуждать когда у вас безлимитный бюджет… а когда каждая зарплата это головная боль — откуда взять денег и кому оплатить попозже и почему заказчики задержали оплату… то… ох ( p.s. как я стал счастлив когда снова стал работать на дядю)


  1. ruomserg
    31.03.2022 12:33
    +3

    Директор — это такой человек, который хочет или не хочет, отвечает за то «чтобы было!». И да, он может чем-то не заниматься, если нанял человека, обучил его, мотивировал и контролирует. А если человека пока нет (например, уволился), новый не обучен или не мотивирован — то все сам, сам… Стратегически, конечно когда-то директор все наладит, и его не будет ничего касаться. В дале-е-ком таком будущем, если ситуация не изменится (hint: изменится, и не раз). А в моменте — чем только директор не занимается на самом деле.

    Не путайте директора коммерческой организации с директором департамента какого-нибудь государственного или квазигосударственного образования (типа госкорпорации). Там да, если бумагой задница прикрыта, то можно уже ничего и не делать…


  1. lebedec
    31.03.2022 15:37
    +2

    На первых порах такой поток разнородных задач/проблем/поручений вызывает стресс, особенно с учётом того, что вопросы могут возникать на выходных или в нерабочее время. Ах да, для директора нет понятия «нерабочее время».

    Извините, но если директор не в состоянии организовать свой собственный рабочий процесс, почему его допустили до организации работы отдела?

    Эта статья только подкрепляет распространенное представление, что для работы руководителем не нужно никаких фундаментальных знаний и навыков. Главное быть лояльным, в режиме 24/7 принимать на себя любую задачу, какую спустят сверху.

    В реальности то и получаем. Сначала технический директор тратит свое время на закупку снеков или настройку принтеров для бухгалтеров. А потом компания удивляется почему её ключевые разработчики разбегаются, а текущее техническое решение не соответствует требованиям и целям.

    К вопросу ведь можно подойти системно. Сначала в теории разобраться с тем, что организация, руководство и управление - это разные виды деятельности. Изучить устройство человеческих групп и динамику их развития. Осознать роль директора в прикладном смысле. Наконец, тренировать на практике приемы и методики для эффективного исполнения этой деятельности, в зависимости от конкретных обстоятельств.

    В статье об этом ни слова. Можно освоить "Джедайские техники" и вперед рулить десятками людей и влиять на бизнес, главное не боятся, всё обязательно получится. Это ответственный подход к делу, вы считаете?


    1. wlkatz
      31.03.2022 17:04

      Можете что-то конкретное порекомендовать? Книги? Курсы и тп?


      1. lebedec
        31.03.2022 18:22
        +3

        Как отправные точки, могу рекомендовать:

        • Лекции Георгия Щедровицкого. Можно начать с популярной книги "Оргуправленческое мышление". Местами душновато, но в целом даёт теоретическую базу по теме.

        • Эрик Бёрн "Лидер и группа". Формальное описание устройства групп людей. Особенно интересно в контексте обязанности руководителя поддерживать жизнедеятельность команд.

        • Фредерик Брукс "Мифический человеко-месяц". Раскрывает тему управления сложностью и сроками разработки программных решений.


    1. status_200 Автор
      31.03.2022 18:05
      +1

      Спасибо за ваш комментарий.

      Извините, но если директор не в состоянии организовать свой собственный рабочий процесс, почему его допустили до организации работы отдела?

      попробуйте посмотреть на это предложение в контексте статьи: хороший разработчик и хороший тимлид "растет" в других условиях, условиях определённости и налаженных процессов. Что почти всегда неверно в случае директора. Это может поначалу вводить в стресс. Опять же, неструктурированный поток задач — это факт, он будет, независимо от того, справляется директор с ним или нет. В статье не говорится, что директор собственноручно решает все проблемы, а лишь подчёркивается то, что может "прилететь", откуда не ждали.

      Эта статья только подкрепляет распространенное представление, что для работы руководителем не нужно никаких фундаментальных знаний и навыков. Главное быть лояльным, в режиме 24/7 принимать на себя любую задачу, какую спустят сверху.

      Отнюдь. В статье как раз говорится: "Я не говорю, что техдир обязан всегда «брать под козырёк» и коммититься на нереальные сроки, я лишь хочу сказать, что человек должен быть готов к такого рода давлению..."

      К вопросу ведь можно подойти системно. Сначала в теории разобраться с тем, что организация, руководство и управление - это разные виды деятельности. Изучить устройство человеческих групп и динамику их развития. Осознать роль директора в прикладном смысле. Наконец, тренировать на практике приемы и методики для эффективного исполнения этой деятельности, в зависимости от конкретных обстоятельств.

      Что это означает на практике? Вот назначили вас завтра на такую должность. У вас ворох нерешенных проблем. И вы займётесь теорией? Звучит нереалистично


      1. lebedec
        31.03.2022 19:44

        попробуйте посмотреть на это предложение в контексте статьи: хороший разработчик и хороший тимлид "растет" в других условиях, условиях определённости и налаженных процессов. Что почти всегда неверно в случае директора.

        Вам повезло расти в хороших компаниях. Если мы говорим про современные процессы, разработчики по умолчанию находятся в тех же условиях неопределенности: бизнесовые сценарии использования новой фичи не определены, предполагаемые нагрузки не обозначены, риски по интеграции непредсказуемы.

        Ощущение бесконечной неопределённость у директора, как вы пишете, возникает возможно потому, что нет понимания, собственно, с чем он работает? Я на это и намекал, когда говорил про необходимые знания и навыки, кроме готовности принимать всё что прилетит.

        Что это означает на практике? Вот назначили вас завтра на такую должность. У вас ворох нерешенных проблем. И вы займётесь теорией? Звучит нереалистично

        Получается назначили вас на должность директора, убеждаться в наличии необходимых навыков не стали. А почему тогда назначили? Может потому что человек "свой", проверенный временем? Об этом и разговор.

        Это не претензия лично вам. Открытый вопрос.

        Наверно на практике не должно быть таких назначений? Было бы лучше кандидатам сначала освоить предмет своей деятельности, потренироваться под менторством действующих опытных руководителей, а потом принимать должность.

        Технический директор отвечает за сотрудников, организацию их условий труда, реализуемость перспектив компании. К этому стоит готовится тем, кто собирается сделать карьерный шаг. А не о снеках и забитом календаре беспокоится.


  1. HellWalk
    01.04.2022 11:14
    +2

    На мой взгляд не сказана главная опасность пути директора в российской компании - это когда ты вот так вот решаешь 100500 разнообразных задач бизнеса, несешь кучу ответственности, а потом узнаешь, что твой друг Петя, с которым вы 10 лет назад были на одной должности и на одной зарплате - сейчас работает программистом в западной компании, и получает больше.

    И возникает вопрос - а зачем оно все было?


    1. DMGarikk
      01.04.2022 11:54

      И возникает вопрос — а зачем оно все было?

      1) неработайнадядю
      2) явно Петя — врёт и получает 50к и не больше,

      p.s. есличо это слова моего бывшего коллеги с которым у меня был бизнес


      1. HellWalk
        01.04.2022 17:12

        Кстати говоря, есть еще один момент, который нужно учитывать при переходе в менеджмент «попробовать» - если через год вы захотите вернуться к обычной разработке, то рекрутеры будут воспринимать это как даунгрейд, а это вызывает у них множество вопросов.

        Соответственно из двух одинаковых специалистов выберут того, к кому вопросов не возникает.


        1. DMGarikk
          01.04.2022 18:33
          +1

          Соответственно из двух одинаковых специалистов

          специалистов не так много чтобы выбирать, а выбирут того кто софтскилы имеет выше, а они выше будут у человека с менеджментским опытом… т.е.возбмут того кто лучше себя продаст, а бывший управленец сумеет сделать это красивее чем программист

          Вот лично мне опыт собственного бизнеса помог залететь до тимлида уже через три года как я вернулся в ИТ (причем не имея опыта программинга коммерческого, я был сисадмином за 5 лет до этого) и сейчас сеньор на питоне, 6 лет спустя (а вернулся в ИТ вообще в ява-программинг)

          Собственно софтскиллы и менеджерский опыт мне и помогает на собесах


          1. HellWalk
            02.04.2022 12:40

            а выбирут того кто софтскилы имеет выше

            В каких-то ситуациях да, в каких-то ситуациях до софтскиллов не дойдет просто по причине того, что человека забракуют еще на уровне просмотра резюме.

            Я не буду с вами спорить (хотя и есть поводы), мне и самому непонятна позиция рекрутеров, для которых переход из менеджмента в рядовые программисты это плохо. Но они это сами говорят, не я придумал.

            Как и есть стандартная черная метка у людей, которые часто меняют работу. Хотя тем, кому доводилось часто менять работу скажут, что это отличный способ быстро набраться опыта - за короткое время видишь разные команды, разные стеки, разные подходы к разработке, и понимаешь, где было правильно, а где нет.

            Но, есть логика, а есть субъективное мнение и традиции - ставить каких-то людей в людей второго сорта.