Понимаю, что тема возможно не совсем для Хабра, да и я вероятно не самый авторитетный участник сообщества, но все же - накипело.

Помню, как в университетском курсе физических полей мне порекомендовали одну книгу - она называлась Физика Веры, про автора помню только что у него была звучная фамилия Тихоплав. В книге весьма подробно рассматривался вопрос существования торсионных полей. Надо сказать, что подход автора мало напоминал научный, лично у меня сразу возникли ассоциации с сектантской желтой прессой, в связи с чем я и начал тогда копать в интернете на предмет достоверной информации. Очень быстро выяснилось, что РАН прецедент торсионных полей объявил лженаукой и даже созвал комиссию по борьбе с данным явлением; узнав об этом, я книгу забросил, и сосредоточился на расчете электромагнитных квадруполей.

Это было в качестве предисловия, теперь перенесемся к событиям относительно недавним. Что-то сподвигло мою руку на тачпаде дернуться и зарегистрировать домен socint.pro, как мне показалось - удачный с точки зрения потенциального бренда для продвижения. Я тогда расшифровку данной аббревиатуры увидел как "Социализированный OSINT". Чуть позже, погуглив, я обнаружил упоминания, весьма редкие, такого термина как Social Intelligence, или Социальный интеллект. В данном термине я увидел преспективу объединения одной научной дисциплиной таких, казалось бы не связанных отраслей науки, как общая психология, психология лидерства, технологии искуственного интеллекта и теория политической борьбы и лидерства.

Немного почитав весьма скудный данные (дело было около месяца назад, и в сети значилось не более 20-30 относительно научных работ, затрагивающих тему), я прикинул примерный план изучения данного вопроса, и поставил себе цель во что бы то ни стало эту научную работу осилить. Привожу свой план без малейших изменений в первозданном виде:

Актуальность изучения проблематики социального интеллекта

План:

- актуальность вопроса  
- обзор новых подходов к социальному взаимодействию
- обобщение существующих знаний
- переосмысление существующих знаний с применением современных технологий (социальный интеллект и машинное обучение)
- социальный интеллект и лидерство
- социальный интеллект и общая психология
- связь общества, бизнеса и технологий посредством социального интеллекта
- применение принципов социального интеллекта при планировании цифровой трансформации и разработке схем гибридной работы
- социальный интеллект и педагогика: формирование социального интеллекта как научной дисциплины и включение в программы профессионального образования
- масштабирование принципов социального интеллекта на все сферы жизни
- выводы и оставшиеся нерешенными задачи

Признаюсь, но поддавшись собственному тщеславию, я тогда залил данный план на Advego, и получил при проверке 91% уникальности - словосочетание "изучения проблематики социального интеллекта", если мне не изменяет память, модуль проверки посчитал плагиатом.

Вот ссылка на проверку: https://advego.com/antiplagiat/t2xCnkbj/

Каково же было мое удивление, когда сегодня, взявшись наконец за работу и открыв Адвего чтобы скопировать себе план для работы, я обнаружил 30+ ссылок с различной степенью рерайта. Как склонный к сквернословию человек, думаю вы понимаете как именно я удивился. Ну что ж, любое явление поддается эмпирическому методу познания, и я приступил к познанию.

Оставив в стороне эмоциональное восприятие, я решил составить список литературы, объединив источники, на которые ссылались авторы публикаций (напомню, месяц назад их не насчитывалось и 50 штук). Через 5 ссылок я получил следующий список (понимая, что попахивает бредом, я оставил соответствующее примечание):

Примечание: приведенный далее перечень взят из списка использованной литературы статьи https:// и далее дополнялся аналогичным методом по мере изучения автором новых публикаций по теме. Список не проверен и не претендует на достоверность, верифицированные источники отмечены знаком [V] после порядкового номер пп. в списке. В случае вашего желания, вы можете помочь проекту верификацией источников; для этого создана специальная форма обратной связи, расположенная по адресу https:// 

1. Мария Фаликман, «Виды мышления».

2. Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013.

3. Барри Бьюзен, «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт», 2016.

4. Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018.

5. Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018.

6. Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», 2018.

7. Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018.

Павел Авраамов, «Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе», 2016.

9. Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве», 2017.

10. Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014.

11. Том Чатфилд, «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение», 2019.

12. Говард Гарднер, «Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху жизни», 2015.

13. Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013.

14. Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018.

15. Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. М., 2010.

16. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр "Академия", 2009. - 440 с.

17. Менеджмент социальной работы: Учеб. пос. для студентов вузов/под ред.Е.И. Комаровой. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 288 с.

18. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Маркетинг", 2009. - 344 с.

19. Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов / под ред. В.А. Слестенина, - М.: Изд. центр "Академия", 2010. - 200 с.

20. Основы социальной работы: Учеб. / отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2010. - 395 с.

21. Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 2010.

22. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 223 с.

23. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку / Отв. Ред. - П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 2009.

24. Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита", №5 (158) июль 2008.

25. Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита", №6 (159) июль 2008.

26. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред.А.М. Панова, Е.И. Холостовой Т.1-2. М., 2008.

27. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ "МарТ", 2008. - 336 с.

28. Социальная работа/ под ред. проф.В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс", 2009. - 576 с.

29. Социальное обеспечение. М., 2009. № 10.

30. Теория социальной работы: Учебник / под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 2009, - 334 с.

31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2008. - 576 с.

32. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. Социальный интеллект метафора или научное понятие?// Социологические исследования. - 1993. - № 8.

33. Водолагин А.В. Социальные изменения в России: модернизация или «дорога в никуда»? // Социальная политика и социология. 2006. - №2.

34. Водолагин А.В. Философия воли. М.: «Держава - XXI век», 2005.

35. Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации. -М.: Технопечать, 2007

36. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: АМО, 1995

37. Выготский JI.C. Собрание соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982

38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977.

39. Гельвеций. Об уме // Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1970. - Т.2.

40. Гидденс Э. Последствия Модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ Под. ред. B.JI. Иноземцева. М., Acade-mia 1999

41. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Гуманитарное знание, 1993.

42. Гончарук С.И. Методологические основы социального познания. М.: АПК и ПРО, 2004.

43. Грицанов А.А. Исторический материализм (материалистическое понимание истории) // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав, науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. М.:АСТ, Минск: Харвест, 2001.

44. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. СПб.: СЗКЭО «Кристалл», М.: ACT, 2002.

45. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания / Перевод с болг. Е. И. Степанова; Общ. ред. и вступит, статья А. К. Уледова. М.: Прогресс, 1982.

46. Данилов А.Н. Трансформационные процессы в обществе // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. М.:АСТ, Минск: Харвест, 2001.

47. Декарт. Начала философии // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. —Т. 2.

48. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995.

49. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971 .

50. ДерридаЖ. Позиции. Киев, 1996.

51. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М.: ИНФРА-М, 2003. - Т.1. Теория и методология

52. Друзья Пушкина: Переписка, воспоминания, дневники: в 2 т. М.: Правда, 1986.- Т.1.

53. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: Луч, 1992.

54. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.

55. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение / Пер. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

56. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. -М.: Академический проект, 2003

57. Зотов В.Д. Историческое измерение социальной жизни общества // Очерки социальной философии / В.Д.Зотов, В.Н.Шевченко, К.Х.Делокаров и др. М.: Наука, 1994.

58. Иконникова Н.И. Бытие человека: трансцендентные и экзистенциальные измерения. М.: изд-во МЮИ при МЮ РФ, 2003.

59. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества //Полис. 1997. - № 4.

60. Ионин Л.Г. Философия социологии // Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. С.А.Лебедева. М.: Акад. Проект, 2006.

61. Иоселиани А.Д. Техносфера и экологическое сознание в контексте глобализации. Автореф. дис. . д.ф.н. Ростов-на-Дону, 2002.

62. Иоселиани А.Д. Технические и социальные основы техносферы. М.: Перспектива, 2004

63. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И.Богута. -М.: Мысль, 1994.

64. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999.

65. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

66. Кант И. Сочинения в 6-ти т. М. 1963-1966. Т.З.

67. Каныгин Ю.М. Основы когнитивного обществознания (Информационная теория социальных систем).- Киев: Украинская академия информатики, 1993.

68. Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Основы теоретической информатики. -Киев: Наукова думка, 1990.

69. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб.: Питер, 2004

70. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М.: Изд-во МГУА, 1998

71. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.- М.: ГУ ВШЭ, 2000

72. Келле В.Ж. Социальная философия: актуальные проблемы // Философия и общество. 2006. - №1.

73. Козлова И.Н., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования // Вопр. философии. 1977. -№ 10.77 .Колин К.К. Информационные аспекты ноосферного образования, http ://i vano vo. ас .ru/distant/nooedu/

74. Колин К.К. Философские основы информатики // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / Под. ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2005.

75. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учеб. пос. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

76. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. Ч. I. Гл. VII. «Рассудок и разум».

77. Коршунов A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984.

78. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологии, исслед.- 2007.- №2

79. Крамаренко В. Ю., Никитин В. Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.

80. Крапивенский С.Э. Социальная философия. 3-е изд., испр. М.: Гу-манит. центр ВЛАДОС, 2003.

81. Кузанский Николай. Об ученом незнании // Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. - Т. 2.

82. Кузнецова В.Е. К вопросу о понятиях источников и движущих сил общественного развития // Вестник Ленингр. Ун-та. 1980. - №5.

83. Кун Т. Структура научных революций. М: «Изд-во ACT», 2003.

84. Кучинский Г.М. Пиаже // Всемирная энциклопедия: Философия. -М.: ACT; Минск: Харвест, 2001.

85. Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Институт философии РАН, 2000.

86. Лачинов В. М., Поляков А.О. Информодинамика или путь к миру открытых систем. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.

87. Леваш И. Интеллект нации как созидательная сила.// Свободная мысль. 1998. -№1.

88. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

89. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

90. Лейбниц. Монадология // Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. - Т. 2.

91. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопр. философии. -1995. №2.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2004.

93. Лещев С.В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. -М.: Едиториал УРСС, 2002.

94. Лосев А. История античной эстетики. Т. 1. М., 1992.

95. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1975.

96. Майстровский A.M. Структура и развитие непроизводственной техники: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1980.

97. Маюпоен М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -М.-Жуковский, 2003

98. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-центр, 2003.

99. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества: обзор зарубежных теорий // Социол. исслед. 2007. - №2

100. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Гос. изд. политич. литературы, 1955. - Т. 4.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Гос. изд. политич. литературы, 1955 - Т. 13.

102. Меликов И.М. Свобода в духовной жизни. М.: «Елочкин», 2002

103. Меликов И.М. Духовный образ России в русской философии. М.: РГСУ, 2005.

104. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М: МГУ, 1999

105. Микешина JI.A. Философия науки. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

106. Миллс Ч. Социологическое воображение / Пер. с англ. О. А. Оберемко; под общ. ред. и с предисловием Г. С. Батыгина. М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2001

107. Ш.Миронов В.В. Информационное пространство: вызов культуре // Информационное общество. 2004. - №3-4.

108. Миронов В.В. Философия. М.: КноРус, 1998.

109. ПЗ.Митрошенков О.А. Духовная жизнь общества // Философия. М.: Гардарики, 2002.

110. Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Academia, 1999.

111. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000.

112. Момджян К.Х. О ситуации в современном теоретическом обгцест-вознании, или Кризис фрагментации и как с ним бороться // Личность, культура, общество. 2002. - T.IV. - Вып. 3-4.

113. Мясников В.А. СНГ: информационное взаимодействие в образовании в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. -2002. №4.

114. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. http://www.nazarchuk.com/0321 .html

115. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высш. школа, 1973.

116. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.

117. Общая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.

118. Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998.123.0садчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. М.: Академический проект, 2003.

119. Островский Э.В. Общество как целостная развивающаяся система // Социальная философия / Под ред. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995.

120. Отюцкий Г.П. Общество в условиях информатизации (философский аспект) // Социальная политика и социология. 2003 - №3 (19).

121. Отюцкий Г.П. Общество в условиях информатизации: философские проблемы // Социологическая школа МГСУ: результаты и перспективы: сб. докладов. М., 2004.

122. Отюцкий Г.П. Философские проблемы информационно-компьютерной революции. М.: МГУП, 2002.

123. Отюцкий Г.П., История социальной (культурной) антропологии: -М.: Академ.проект: Гаудамус, 2003.

124. Отюцкий Г.П., Мануйлов Е.Н. Политика и современная военно-техническая революция: философско-социологический анализ взаимодействия. Харьков: Мин. Обороны Украины, 1992.

125. Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект? // Вопр. философии. 2005. - №4.

126. Пасхин Е.Н., Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. Монография. М.:МГУК, 2000.

127. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопр. психологии. 1965. - №6.

128. Пигров К.С. Еще раз о предмете социальной философии // Личность, культура, общество. 2002. - T.IV. - Вып. 3-4.

129. Плаксий С.И. Блеск и нищета российского высшего образования. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2004.

130. Платон и его эпоха / Отв. ред. Кессиди Ф.Х. М.: Изд-во «Наука», 1979.

131. Полетаев А. В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. М.: Финансы и статистика, 2001.

132. Пугачева Е. Синергетический подход к системе высшего образования. // Высшее образование в России. 1998. - №2.

133. Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. 1998. - № 1.

134. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект: Философские очерки. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1989.

135. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях / А.И. Ракитов; РАН. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам и др. М., 1998.

136. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.

137. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.

138. Розин В.М. Мышление в контексте современности (От «машин мышления» к мысли-событию», «мысли-встрече» // Общественные науки и современность. 2001. - № 5.

139. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

140. Самарская Т.А. Интеллект как объект социального нормирования: Автореф. дис. .канд. социологич. наук. Саратов, 2001.

141. Седунова А.С. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала у студентов Вузов.: Автореферат дисс. .к.псих.наук. Ульяновский гос. Университет. Ульяновск, 2004.

142. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. / Под ред. В.В.Миронова. М.: Гарда-рики, 2006.

143. Соколова И.В. Социальная информатика: Курс лекций. М.: Изд-во МГСУ, 2002.

144. Солнцев Н.В. Социально-философское наследие: традиции и современность (на опыте России). Монография. М.: Изд копл. МГУПП.

145. Соломатин A.M. Платность и доступность образования: взаимоисключение или взаимодополнение? // Университетское управление: теория и практика. 2001. - № 2 (17).

146. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.

147. Стенберг Р.Д. Практический интеллект. СПб., 2002.

148. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1998.

149. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1988.

150. Тиис Г.К. Трудовой коллектив как носитель единства источников и движущих сил развертывания научно-технической революции: Автореф. дис. . канд. филос. наук. JL, 1981.

151. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

152. Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. 1987. - №5.

153. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004.

154. Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. М.: Политиздат., 1990.

155. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Acade-mia, 1996.

156. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.

157. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.

158. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учеб. пособие. М.: Акад. общ. наук, 1990.

159. Урсул А.Д., Мунтян М.А, Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М., 2000

160. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Магомедов Д.А. Социоприродное развитие и ноосферогенез. Екатеринбург-Ижевск, 2005.

161. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм: концепции, подходы, принципы, перспективы. М.: РАГС, 2007.

162. Урсул А.Д., Урсул Т.А., Шевелев В.В., Пасхин Е.Н. Информатизация общества и перспективы образования в 21 веке. Монография. М.Курск, 2001

163. Урсул Т.А. Социоприродное развитие в универсальной эволюции (философско-методологический анализ). М.: Изд-во «Проспект», 2005.

164. Филиппова,Т.Ю. Программно-целевой подход к формированию и развитию интеллектуального потенциала в образовательной системе :Автореф. дис. . канд. экон. Наук. Санкт-Петербург, гос. инж.-экон. акад. СПб., 1996

165. Философия и психопатология; научное наследие Карла Ясперса. /Под ред. Жукова В.И.- М.; Из-во РГСУ,2006.

166. Фихте И.Г. Общие принципы наукоучения // Антология мировой философии. В 4 т. М.: мысль, 1970. - Т.З.

167. Флек JL Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал, кн., 1999.

168. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2005.

169. Франк C.JT. Духовные основы общества // Введение в социальную философию. М., 1992.

170. Фрейд Зигмунд. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994.

171. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./Общ. ред П.С. Гуревича. -М.: МПСИ: Прогресс, 2006.

172. Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977

173. Фурман А.Е. Исторический материализм: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.

174. Холодная М.Н. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.

175. Хорошее общество: Социальное конструирование приемлемого для жизни общества.// Под ред. Федотовой В.Г. М.: ИФ РАН, 2003.

176. Цвылев Р. И.Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996.

177. Чинакова Л.И. Движущие силы развития общества категория исторического материализма// Филос. науки. - 1977. - №2.

178. Чубенко А. Рукотворная жизнь. // Наука и жизнь. 2005. - №9.

179. Швырев B.C. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания // Введение в философию. М., 1989. - Ч. 2.

180. Шевченко В.Н. Философская идея истории // Философия: Учебник / Под ред. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.

181. Шейнин Ю.М. Интегральный интеллект. М.: Молодая Гвардия, 1980.

182. Шеллинг В. Система трансцендентального идеализма // Антология мировой философии: в 4 т.- М.: Мысль, 1970. Т.З.

183. Щеглова С.Н.Сетевое сообщество социологов: основные характеристики участников и формы взаимодействия между ними // Социологические исследования. 2005. - №5.

184. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках// Американская социологическая мысль. Р.Мертон, Дж. Мид, Т. Пар-сонс, А.Щюц. М.,1996.

185. Экономика знаний и факторы ее реализации/ Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2005. - №15, http://www.council.gov.ru/mf.sl/bulletm/item/220/index.html

186. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Соч. 2-е изд. М.: Гос. изд. политич. литературы, 1955 - Т. 20.

187. Эриугена Иоанн Скот. О предопределении // Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - Ч. 2.

188. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995.

189. Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск: Изд-во ТГУ, 2000.

190. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

191. Beed, С. Naturalised epistemology and economics // Cambridge j. of economics. L. etc., 2005. - Vol. 29, N 1. - P. 99-117

192. Bell D., The third technological revolution and its possible socioeconomic consequences. //Dissent. N.Y., 1989. VI. 36, N.2.

193. Bishop, M.; Trout, J.D. The pathologies of standard analytic epistemology // Nous. Bloomington, 2005. - Vol. 39, N 4. - P. 696-714

194. Castells M.The Network Society: A Cross-cultural Perspective. Lon-don:Edward Elgar. 2004

195. Chomsky N. Language and mind. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2006

196. Croy, M. Philosophy of mind, cognitive science, and pedagogical technique // Metaphilosophy. Oxford; Cambridge (Mass.), 2002. - Vol. 33, N 1/2. - P. 49-69

197. Dean K., Joseph N., Roberts J.M., Wight C. Realism, philosophy and social science. London: Palgrave Macmillan, 2006.

198. Flew T. Understanding global media. London: Palgrave Macmillan, 2006

199. Frey G. Mathematisierung unserer Welt. Stuttgart, 1967.205. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/vuz/vuz sch.plx.

200. Nabudere, D.W. The epistemological and methodological foundations for an all inclusive research paradigm in the search for global knowledge. -Pretoria: AAPS, 2002.

201. Robertson D. S., The information Revolution. // Communication Research. N.Y., 1990 - V. 17 (2).

202. Robertson D.S., The information revolution. // Communication research. N.Y., 1990. - Vol. 17, № 2.

203. Thagard, P.; Beam, C. Epistemological metaphors and the nature of philosophy // Metaphilosophy. Oxford; Cambridge (Mass.), 2004. - Vol. 35, N4.-P. 504-516.

204. Авраамова Е.М., Александрова О.А., Логинов Д.М. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности // Общественные науки и современность. - 2004. - №6.

205. Айзенк Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига: Виеда, 1992.

206. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высш. школа, 1991.

207. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.

208. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.

209. Анурин В. Ф. Социология интеллекта: проблемы формирования, развития и изучения. Автореферат дис. . д-ра социол. наук. Н. Новгород: изд. Н-городского университета, 1998.

210. Анурин В.Ф. Интеллект и социум: Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород: изд. Н-городского университета, 1997.

211. Арапов М.В Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. - № 6.

212. Аристотель. Примечания ко второй аналитике // Сочинения. В 4-х т. -М.: Мысль, 1978 Т.2.

213. Ю.Арлычев А.Н. Сознание: информационно-деятельностный подход. -М.: КомКнига, 2005.

214. И.Асмус Ф. Платон. -М.: МысльД975.

215. Асташов В.Н. Понятие движущих сил развития общества и его методологическое значение в социальном познании: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Д., 1981.

216. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., Политиздат,!975.

217. Баксанский О. Е,. Кучер Е. Н Когнитивные науки междисциплинарный подход . - М.: Альтекс , 2003.

218. Баксанский O.K. и Кучер Е.Н. Моделирование социального интеллекта в в когнитивных науках.// Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / Под. ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2005.

219. Бард А., Зодерквист Я. NetOKparatf: Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

220. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 1. М.: Изд-во МГУ, 1993.

221. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Филос. очерки. М.: Политиздат, 1986.

222. Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб., Русская мысль, 1914.

223. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.

224. Богатырь Б.Н. Необходимость актуализации концепции информатизации образования России продиктована временем // Проблемы информатизации высшей школы. 1998.- №1-2.(11-12).

225. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1996. - № 2.

226. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС, 2003.

227. Варшавская А.А. Проблемы интеграции академической и вузовской науки // Вопросы интеграция науки и высшего образования (Бюллетень Министерства образования и науки РФ). 2005. - №2.

228. Васильчук Ю.А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека // Общественные науки и современность. 2005. - №2.

229. Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социол. исслед. 2000. - №5.

230. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Республика, 2004.

231. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

232. Велыд В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. - №1.

233. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

234. Взятышев В., Романюк JI. Социальные технологии в образовании. // Высшее образование в России. 1998.- №1.

Развязка вопроса наступила довольно быстро, с обнаружением следующего документа:

https://disk.yandex.ru/i/EV4y6tSM756-sQ

Будучи человеком, ничего не принимающим на веру, я обратил внимание на последнюю страницу; а замечая в последнее время странное поведение временных отметок, я усомнился, были ли номера 499 в Москве в 2007 году.

Как сообщали РИА-Новости, переход на данные номера произошел в конце 2010-го.

Тему познания данного вопроса, я как и многие другие темы, был вынужден забросить, но остались вопросы, которые я хотел бы поднять перед интернет-сообществом. Звучат они так:

  1. Не пора ли созвать очередную комиссию РАН по лженауке, задачей которой бы стала борьба с засильем псевдонаучных публикаций, зачастую для человека даже подготовленного, внешне неотличимых от подлинных научных трудов?

  2. Можем ли мы доверять в принципе какой-либо информации, основанной на временных отметках, если мы видим явную подмену временных отметок, причем на отрезке более 10 лет назад, что делает крайне затруднительным установление истинного положения вещей?

  3. Кто столь могуществен и обладает такими ресурсами, чтобы менее чем за месяц замусорить сеть псевдонаучными трудами на тематику, которая хоть и являлась весьма перспективной с точки зрения науки, интересовала, по сути, чуть ли не меня одного?

Послесловие. Целью данной статьи являлось выражение крика души; самопиара, как вы видели, не было вовсе, поэтому если поможете своей реакцией зайти в сообщество авторов, буду признателен. Спасибо за прочтение, аргументированной критике в комментариях всегда рад.

Комментарии (22)


  1. usrsse2
    06.04.2022 23:23
    +4

    499 точно уже были. Я перешёл из гимназии в лицей в 2008 году, а когда я учился в гимназии, то и у меня, и у моего одноклассника были номера с кодом 499. Район Солнцево. При этом в моём доме были номера как +7495934xxxx, так и +7499730xxxx. До того, как ввели 499, вместо них были +7095733xxxx.

    Вот те же РИА Новости (2005 год): https://ria.ru/20051201/42271271.html


    1. encyclopedist
      07.04.2022 02:13
      +1

      Более того, по этой ссылке написано, что на тот момент код 499 действовал уже 2 года, то есть с 2003 года.


      1. pae174
        07.04.2022 06:16
        +2

        Код 499 действует в столице с 30 декабря 2003 г. согласно Приказу № 129 Министерства связи и информатизации РФ. -- https://mgts.ru/company/press/news/9823/


  1. kichrot
    06.04.2022 23:41
    +14

    ... Не пора ли созвать очередную комиссию РАН по лженауке, задачей которой бы стала борьба с засильем псевдонаучных публикаций, зачастую для человека даже подготовленного, внешне неотличимых от подлинных научных трудов? ...

    Бесполезно. :)

    Ни одна комиссия данную проблему не решит. Проблема лженаучных наукообразных публикаций нерешаема принципиально, хоть сто комиссий создавай. Любая комиссия руководствуется прежде всего формальными нормами, а у "грамотной" лженауки с формальными признаками зачастую гораздо лучше, чем у науки.

    Пока лженаука приносит лжеученым доход и выгоду, лженаука будет процветать. Хорошо про это написал дедушка Ленин:

    ... естественно, что к правящей пар­тии примыкают худшие элементы уже потому, что эта партия есть правящая ...

    В.И.Ленин ПСС т.39 РЕЧЬ НА I СЪЕЗДЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КОММУН И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АРТЕЛЕЙ

    Проблема лженауки существовала всегда. Советую прочитать отличную статью о проблеме лженауки , опубликованную еще советское время в 1982 году:

    Отличима ли истина от лжи? Академик А. Мигдал


  1. Goupil
    07.04.2022 00:22
    +8

    В подобных комиссиях в основном сидели, за редким исключением, старые склочные бородавочники, которых отовсюду выгнали за скверный нрав, и которым просто было нечего заняться, отчего они боролись с такими же бородавочниками, но одержимыми и альтеративными. За гос счет разумеется.

    Сейчас же бороться со лженаукой не получится, да и не надо, она как газ заполняет пустоты, оставшиеся после отмирания настоящей науки, поддерживая тем самым структурную целостность каркаса. Не надо мешать.


    1. SIMPLicity
      07.04.2022 02:03

      Поржал...


      1. Goupil
        07.04.2022 02:11
        +16

        Я с глубочайщим уважением отношусь и к сотрудникам антропогенеза, и к некоторым другим борцам с лженаукой. Но к сожалению насмотрелся вблизи на фриков от науки, а так же на всю гниль академии наук, которая была якобы призвана с этими фриками бороться.

        Лженаука как плесень - цветет там, где нет науки настоящей, нет авторитетов и научной культуры. И лучшим методом борьба с ней является не развенчание мифов, а настоящая научная работа и популяризация и самой науки и карьеры в ней.

        Все постсоветское пространство построено на мифах и лжи, понятное дело что науке тут места нет. А значит будет лженаука - выбегаллы в грязных халатах с грязными помыслами и громкими голосами.


        1. SIMPLicity
          07.04.2022 03:20
          +1

          Я не очень близок к науке и околонаучным кругам, поэтому не буду ложиться на рельсы в поддержку своих наблюдений.

          По моему (скромному и непосвящённому в таинства и склоки) мнению, "академическая наука" давно стала "бизнесом". И эксплуатация интеллектуальных достижений - тоже неплохой бизнес,- достаточно разветвлённый, с вовлечением большого количества людей. И популяризаторы, и "борцуны" ("за" какие-то теории и "против"), - тоже часть этого бизнеса. И тоже зарабатывают на этом. Некоторые - вполне себе неплохо. Соответственно, есть приток "свежих кадров", мотивированных на хайп деньги, и не всегда достаточно квалифицированных информированных.

          К сожалению, голоса тех, кто реально "в теме" по каким-то направлениям, просто тонут в вале попутной околонаучной и псевдонаучной информации. Ну и фальсификации тоже добавляют "мути".

          Востребованность идей (изобретений, открытий, ...) бизнесом,- как мерило,- тоже неприменимо, так как реклама делает своё "чёрное" дело (пример про радиактивность) :

          Взято с Популарной Механики (ссылка на стаью выше).
          Взято с Популарной Механики (ссылка на стаью выше).

          Государственная политика (говорю про Россию,- потому что не знаю насколько всё плохо хорошо по ту сторону границы) оставляет желать лучшего. Это я про ограничения "просветительской деятельности" , закручивание гаек (повлекшие за собой закрытие проектов "Династии"), и т.д... Возможно, что не всё так уж плохо, - но мне так видно с моей колокольни.

          Поэтому Ваш коментарий "она как газ заполняет пустоты, оставшиеся после отмирания настоящей науки, поддерживая тем самым структурную целостность каркаса" меня реально порадовал.

          Хотя всё-таки надо и продвигать науку, и как-то борроться с откровенной туфтой.

          PS Электричество тоже когда-то считали "неведомой хренью" а публичные опыты с ним - проделками шарлатанов... :)))


          1. Goupil
            07.04.2022 11:29
            +1

            Академическая наука на западе тоже то еще токсичное место, местные сваливают как только получают степень, оставляя рабовладельческие хозяйства из индусов и китайцев. Но будем честны, наука никогда не была самым прибыльным местом в плане заработка, и возможности все-таки есть, особенно если не отягощен образовательными кредитами. Но я не рекомендую. Лучше в большую корпорацию где 9/5 5/7, страховка, отпуск и прочие радости.

            Государственной политики России в отношении науки не существует. Для существования (не говоря уже о развитии) науки требуется сочетание финансовых, человеческих ресурсов, государственной воли и интереса бизнеса. Как-то так получилось что у нас нет не то что одного-двух компонентов, а вообще всех. Символ научных "потуг" России - Сколково, где начинающие ржаветь здания, пустые павильоны, потешные микропроизводства на западном оборудовании, где весь "прорыв" в лучшем случае это финансово нерентабельная адаптация западного и китайского технологичесокго подхода на зарубежных станках. Через пару лет и этого не станет. И честно говоря это детя было мертворожденым еще в 91ом году.


  1. kubrack
    07.04.2022 00:23
    +9

    Как склонный к сквернословию человек, думаю вы понимаете как именно я удивился. 

    Я не склонный к сквернословию человек)


  1. webkumo
    07.04.2022 00:30
    +4

    Очень быстро выяснилось, что РАН прецедент торсионных полей объявил лженаукой и даже созвал комиссию по борьбе с данным явлением; узнав об этом, я книгу забросил, и сосредоточился на расчете электромагнитных квадруполей.

    Нда? А вот если мне память не изменяет СТО Энштейна тоже клеймили лженаукой какое-то время. Так что одного этого мало, чтобы делать однозначный вывод.

    И да, 200+ источников в статье это, конечно сильно, но такие вещи или под спойлер убирают или в отдельный файл заливают. А то как-то странно получается, что 70% статьи это какие-то ссылки.


  1. Revertis
    07.04.2022 01:15
    +7

    Для борьбы со лженаукой есть проекты:

    1. Учёные Против Мифов, ищите на Ютубе кучу видео оттуда за многие годы.

    2. Премия ВРАЛ.

    3. Вообще портал Антропогенез.ру и т.п.


    1. Zenitchik
      08.04.2022 14:13
      +1

      А ещё "Учёные против лженауки". И комиссия РАН по борьбе с лженаукой.


  1. DrinkFromTheCup
    07.04.2022 06:43
    +2

    Можно. Нужно. Важно.

    Истинная Наука, растущая на фундаменте Логики и Здравого Смысла, отлично подойдёт как добавка к любой сфере деятельности - но именно в IT хорошей её дозы очень сильно не хватает.

    Увы, пока мы не можем договориться о простейших понятиях типа именования должностей (что делает "аналитик"? а "дизайнер"?) и наслаждаемся подменой понятий ("токсичость"? "выгорание"?), мы не сможем договориться о куда более важных вещах.

    А значит, в ближайшие лет пять научного отрезвления IT не произойдёт...


    1. dekeyro
      07.04.2022 08:56
      +4

      Про какие более важные вещи вы хотите договориться в ИТ?


      1. rustler2000
        07.04.2022 09:51
        +5

        Как покинуть vim


      1. DrinkFromTheCup
        07.04.2022 09:52
        +1

        Это правильный вопрос. Ёмкий как дзен-буддистский коан, многослойный как скандинавский кённинг.

        Вы правы, правы полностью.


  1. Akinorri
    07.04.2022 07:50
    +3

    Кто столь могуществен и обладает такими ресурсами, чтобы менее чем за месяц замусорить сеть псевдонаучными трудами на тематику, которая хоть и являлась весьма перспективной с точки зрения науки, интересовала, по сути, чуть ли не меня одного?

    "ВЫЛЕТАЕМ С БОБКОЙ ЗАВТРА ВСТРЕЧАЙТЕ РЕЙС 425 БОБКА МОЛЧИТ НАРУШАЕТ ГОМОЕОПАТИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ ЦЕЛУЮ МАМА"

    Не рекомендую продолжать исследование :-)


  1. aiveng0
    07.04.2022 07:51
    +4

    Понимаю, что тема возможно не совсем для Хабра, да и я вероятно не самый авторитетный участник сообщества, но все же - накипело.

    "Не то, что я такой крутой специалист,
    И, опять же, не то, чтобы меня спросили,
    Просто я подумал - если уже марать чистый лист,
    Так писать про главную проблему музыки в России"


  1. postpoet
    07.04.2022 07:52
    +4

    Очень странно автор готовился к изучению темы и не нашел страничку на википедии.

    Статья на вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_интеллект

    Изучением вопроса занимались не лжеученые, а вполне уважаемые спецы - Торндайк, Олпорт, Айзенк.


    1. diogen4212
      07.04.2022 10:09
      +1

      задумался, что более лженаучно — социальный интеллект или искусственный?


  1. Neusser
    07.04.2022 10:05
    +18

    Прежде чем призывать к борьбе со лженаукой неплохо бы начать с борьбы со лжестатьями, которые на 70% состоят из странного списка, который абсолютно никто не будет читать.