Привет, Хабр! Ранее я писал о том, как можно подружить разработчика и писателя в рамках единого процесса и о подходе Docs-as-code к документированию разработки. Здесь мне бы хотелось поразмышлять, как в условиях agile и постоянного развития одновременно перестраивать документирование под требования других процессов, зачастую не очень предсказуемых, и при этом сохранить максимальную целостность, качество и единообразие документации.

Понятно, когда разрабатывается и постоянно развивается новый продукт, а процессы документирования еще не до конца выстроены, приходится иметь дело с банальнейшим бардаком при подготовке технической документации, который ведет к такому же бардаку при сдаче ее заказчикам. Каждая группа разработки фиксирует документацию так, как считает правильным, но понятия правильности у всех могут быть разные. Приемка же технических документов зависит от позиции и настроения заказчика – лоялен он компании или нет, хочется ему принять все поскорее или наоборот – потянуть резину. Отсюда бывают моменты, когда отвратительного качества сырые материалы принимаются без оговорок, а вполне приличные отвергаются с требованием переделать или доработать их. Для борьбы с этим надо принять ряд простых и понятных для каждого мер: попросту упорядочить процессы на уровне конвенции и закрепить это в инструкциях, обязательных для соблюдения. О том, какие конкретно меры требуются, и пойдет речь.

______________________________

3 меры для борьбы с бардаком в документировании

1. Зафиксировать жизненный цикл документации

Первая и основная мера компании – это внедрение понятного и прозрачного жизненного цикла документации, на каждом этапе которого каждый знает порядок и набор своих действий.  Например, при продуктовой разработке ответственность за внедрение новых функций и обновление старых обычно ложится на функционального аналитика, и, соответственно, он должен выступать как минимум источником инициатив по документированию и участвовать в планировании соответствующих задач. Качество текста – ответственность технического редактора, если, конечно, такая роль предусмотрена, и именно он должен быть последним, кто читает текст и одобряет его для публикации или передачи заказчику. Участников процесса может быть сколько угодно, главное обязательно зафиксировать их роли, порядок включения в процесс и ответственность в нормативных документах.

В принципе, ЖЦ документации как явление рассматривался уже столько раз, что говорить о нем немного неуместно – можно просто открыть любую книгу или курс по документированию, ну, или форум техписателей. Ниже смотрите примерную структуру жизненного цикла, составленную на основе различных источников (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Жизненный цикл документации
Рисунок 1. Жизненный цикл документации

2. Понять целевую аудиторию и зафиксировать требования к документам для каждой группы читателей

Каждый документ имеет свою целевую аудиторию, причем для разных видов документов эта аудитория также различна. Необходимо четко выделять внутренние документы и документацию для внешнего потребителя, документы сугубо технического назначения и общетехнические материалы для широкого круга пользователей. Для каждого вида должна быть обозначена своя аудитория и свой стиль.

Так, например, документы для внешнего потребителя должны строго соответствовать требованиям языковых и технических стандартов описаний и документации. Внутренние же вполне могут быть оформлены более простым языком – с отступлением от общих требований; главное, чтобы они были впоследствии приняты и поняты в данном сообществе разработчиков – важно правильно выбрать сленг, синтаксические конструкции, структуру и т. п.

3. Разработать фирменный стандарт оформления документов

Да, сейчас можно сказать, что соответствие требованиям норм и стандартов – вещь весьма условная, и большинство организаций и предприятий, если они не принадлежат к категории оборонных, не требуют стопроцентного соответствия документов ГОСТам и другим стандартам. Но порядок то нужен, и с этим никто не поспорит. А ГОСТ – это наиболее упорядоченный свод требований. Да, он часто бывает запутан. Да, он бывает избыточен. Но мы сейчас не говорим о создании документа в соответствии со всеми требованиями по отступам, рамочкам, титулам и т. п. Для самостоятельной компании со своим отделом технических писателей и достаточно большим пакетом проектов и заказчиков просто необходим фирменный стандарт оформления внешних документов, в котором вполне можно предусмотреть основные моменты редакторской политики, графические средства и т. п. А вот в качестве основы для такого фирменного стандарта вполне может выступить отраслевой ГОСТ. Для нас, например, наиболее актуальны ГОСТы 34-й и 19-й серий. Причем, достаточно четко и понятно требования к содержанию и структуре документов прописаны именно в 34-й серии, конкретнее – в РД-50, который сейчас уже недействителен (отменен в 2019 году), но лучшего то ничего не придумали. Так почему бы не взять наиболее рациональные блоки по оформлению и структурированию документов оттуда и не переработать их в фирменную редполитику?

Еще один момент, о котором не стоит забывать, – многие наши заказчики работают (или когда-то работали) строго по обозначенным выше ГОСТам, и часто спрашивают, даже полубессознательно, о соответствии именно этим требованиям. Или же, даже если нет необходимости следовать ГОСТам, заказчикам все равно нужны более или менее четкие критерии для приемки. А где они их возьмут? Да все там же – в ГОСТах. Вот и получается, что даже декларируя отсутствие требований, мы все равно вынуждены им следовать хотя бы в общих чертах. Поверьте, это лучше, чем когда заказчик руководствуется принципом «я художник – я так вижу». Документацию при таком подходе можно сдавать долго и нудно. А уж какие при этом будут понесены потери!

Так почему же не сделать ход сразу и иметь проработанный документ, на основании которого мы можем утверждать, что наша документация соответствует требованиям стандартов? Большинство багов в документации сразу отпадут, снизится нагрузка на техподдержку, и, конечно же, убавится стресса и истерик у аналитиков и писателей. Если у кого-то будут претензии к нашей документации, то мы сможем сказать, что вот именно так рекомендуется делать согласно такому-то ГОСТу, и если у заказчика есть потребность в каком-то другом подходе, то пусть он опишет, где и как этот подход представлен. Мы всегда готовы подкорректировать документацию для него. Это же облегчит работу для всех.

Итак, на основе четких требований к документации и прозрачного жизненного цикла мы можем примирить всех – разработчиков, заказчиков и писателей. Ну или хотя бы снизить градус напряженности при принятии документации на продукты. Заодно это поможет навести порядок в структуре документов. О структуре, пожалуй, стоит написать отдельную статью, и не одну, но здесь в качестве «введения в предмет» давайте хотя бы галопом пробежимся по требованиям к основным документам.

Ремарка: я не буду говорить о сугубо технических документах типа технического задания или техно-рабочего проекта, а также о внутренней документации, которая, как уже отмечалось выше, вполне может оформляться как удобно разработчику, лишь бы команде было понятно.

Требования к структуре документации.  Введение в предмет

Структура документации должна быть максимально прозрачной, в принципе, таковой ее и рисуют ГОСТы 34-й серии, которые можно приспособить под нужды компании-разработчика ПО. Можно назвать девять главных документов, необходимых для жизни продукта – приложения, сервиса и т. п.:

  1. Функциональное описание сервиса или приложения с архитектурными схемами и другой информацией.

  2. Файл Readme.

  3. Changelog.

  4. Описание (спецификация) API.

  5. Руководство по развертыванию.

  6. Руководство администратора.

  7. Руководство пользователя.

  8. Руководство программиста (это скорее опция, т. к. требуется только в тех случаях, когда продукт позиционируется как платформа для дальнейшей разработки собственных приложений и сервисов. Наш продукт – платформа ZIIoT – относится к таковым).

  9. Руководство оператора (когда система предусматривает совсем уж простые операции с ПО и не планируется заморачивать народ чтением длинных инструкций).

Формировать перечень документов можно по простейшему алгоритму – смотрите Рис.  2.

Рисунок 2. Алгоритм формирования структуры внешней документации
Рисунок 2. Алгоритм формирования структуры внешней документации

Попробуем рассмотреть структуру упомянутых документов и разобраться, что же в них лучше отразить, а чего там быть не должно. Пойдем по порядку.

Функциональное описание

Функциональное описание составляется аналитиком или техническим писателем по заданию аналитика. В него включаются назначение и функции ПО, требования к нему, а также сведения об архитектуре, интерфейсе и процессах интеграции. Этот документ просто необходим при выпуске ПО, которое может масштабироваться и адаптироваться под заказчика, а также на основе которого заказчик может вести собственную разработку.

Обычно в функциональное описание включаются следующие разделы (в соответствии с ГОСТ 19.402-78):

  1. Общие сведения (обозначение и наименование приложения, зависимости и взаимодействующее ПО и сервисы, языки программирования).

  2. Функциональное назначение (назначение программы и сведения о функциональных ограничениях на применение).

  3. Описание логической структуры (информация об архитектуре и интеграции системы, алгоритме программы, структуре программы с описанием функций ее составных частей, связей между ними и т. п.).

  4. Технические средства (требования к компьютерному обеспечению, на котором должно работать ПО).

  5. Вызов и загрузка.

  6. Формат данных на входе и на выходе.

Readme

Разговор о readme обычно вызывает море хейта, т. к. любой разработчик скажет, что его readme идеален – лучше и сделать нельзя. Выработать требования к такому файлу попросту нереально, т. к. каждая команда видит его в свете своей разработки.

Основное требование, которому необходимо следовать, – readme ведется непосредственно участниками разработки и должен содержать основные сведения о проекте, необходимые для его запуска и работы с ним:

  1. Полное наименование приложения/сервиса.

  2. Краткое описание.

  3. Использованные при разработке технологии и кодовая база.

  4. Установка и настройка программы, необходимые переменные и т. п.

  5. Характерные особенности, которые могут проявиться при работе с программой.

  6. Демо (изображения, ссылки на видео, интерактивные демо-ссылки).

Changelog

Журнал изменений или changelog – это файл, в котором содержатся все значимые изменения для каждой версии ПО. Эти изменения упорядочены, расположены в хронологическом порядке и в идеале всегда актуальны. Идеально, если журнал изменений генерируется автоматически. Тогда команде не приходится заморачиваться при каждом изменении в проекте – все они будут автоматически отражены в журнале.

И здесь также можно сформулировать основное требование – выработать соглашение о коммитах, которому будут следовать все команды разработки. Ну не так это сложно, как кажется на первый взгляд.

Описание API

Документация API – это технический документ о том, как использовать API. Чаще всего он генерируется автоматом, но нужны единые правила и требования к формированию спецификаций. Иначе все рискуют получить невнятное или пустое описание, которое не поможет никому.

Руководство по развертыванию

Данный вид документа достаточно специфический и составляется командой системных инженеров. Технический писатель здесь может помочь разве что с оформлением текста более читабельным языком. Наши заказчики обычно хотят видеть в этом документе такие сведения, как:

  1. Возможные (типовые) конфигурации системы.

  2. Пошаговый порядок развертывания каждой типовой конфигурации.

  3. Порядок проверки работоспособности системы, полученной после установки.

Этот список мы и берем в качестве основных требований. Если же эти сведения будут представлены в форме инструкций, то претензий от заказчиков будет значительно меньше.

Руководство администратора

 Руководство администратора помогает пользователям, ответственным за администрирование системы, следить за порядком ее работы, управлять доступом к ней, корректировать данные и так далее.  По ГОСТу (РД-50), руководство администратора должно включать:

  1. Назначение и порядок использования программного продукта.

  2. Описание общей логики функционирования системы.

  3. Администраторские обязанности и связанные с ними операции.

  4. Регламент выполнения каждой операции (очередность, периодичность, обязательность).

  5. Перечень мероприятий по обслуживанию системы с указанием порядка проведения:

    • настройка и параметризация;

    • справочно-нормативные данные;

    • описание управления учетными записями;

    • способы назначения прав доступа;

    • ввод и вывод информации;

    • описания возможных проблем или неполадок функционирования системы, методов их устранения.

Руководство пользователя

Руководство пользователя предназначено для того, чтобы помочь пользователю самостоятельно работать с ПО. По большому счету, основное требование заключается в том, чтобы в таком руководстве пользователь смог найти максимально полное описание интерфейса, операций, которые он может совершать через него, и проблем со способами их устранения.

Основные разделы руководства пользователя по РД-50:

1) Введение.

2) Назначение и условия применения.

3) Подготовка к работе.

4) Описание операций.

5) Аварийные ситуации.

6) Рекомендации по устранению проблем.

Руководства программиста и оператора

Следует заметить, что для руководств программиста и оператора нет такой уж богатой нормативной базы – каждый заказчик предъявляет к ним свои требования в зависимости от собственных «хотелок» и нужд. Но разрабатывать правила для таких документов все равно нужно. В частности, сейчас мы работаем над руководством программиста, оно, само собой, вызывает много споров и разногласий. В одной из следующих статей поделюсь с вами, к чему мы в результате придем и какие требования сформируем. Особенности руководства оператора мы тоже в перспективе раскроем.

А где же боль и как ее облегчить?

Не все и не всегда готовы принять новую схему работы. Существует достаточно много команд разработки, у которых устоялись иные традиции:

  • планирование осуществляется стихийно;

  • писатель не является полноценным участником процесса разработки, а выступает в качестве этакой пишущей машинки;

  • за качество документа отвечает, в конечном счете, продуктовик, который в общем-то хорошо общается с заказчиком, и документация у него принимается даже не в самом лучшем виде.

Да, такая схема может работать, но только в небольших компаниях с небольшим количеством клиентов. Если же нужно соответствовать условиям рынка, а уж тем более конкурировать с другими вендорами, то необходимо пересматривать свои процессы и подходы, причем, как показывает практика, не один раз, и устанавливать правила игры для всех участников этих процессов.

Казалось бы, это просто – понять и принять необходимость игры по общим для всех правилам. Но по опыту все не так просто и не так быстро. Трудности и медленный темп связаны с тем, о чем я уже говорил в предыдущей публикации, – с боязнью перемен и неготовностью команд разработки перестраиваться на новые рельсы. И здесь стоит вспомнить о создании культуры эксперимента. Под экспериментом понимаем небольшие изменения, не требующие каких-то значительных перестроек, но способные направить процесс к улучшениям (по Эстер Дерби). По сути, все agile-методы построены на идее небольших доработок и изменений, что позволяет в любой момент скорректировать продукт и процесс разработки под меняющиеся реалии. Документирование здесь не исключение. Это живой и подвижный процесс, который тоже должен меняться и улучшаться, не весь сразу, а постепенно – с постепенным вводом новых правил и порядков и их корректированием для приспособления к меняющимся условиям. Эти правила пусть и не застрахуют от всех ошибок, но по меньшей мере сократят их количество. Жить по правилам, даже общего плана, трудно и больно на первом этапе, но это необходимо.

P.S. В этой статье я говорил лишь о верхнеуровневых требованиях, которые должны предъявляться к внешней документации. Конечно, точек зрения на ее форму может быть много, а по отдельным документам так и просто можно писать монографии. Моей целью было сформировать общий вектор нашего движения к упорядоченной документации. В дальнейших же материалах я или мои коллеги попробуем развернуть основные требования и более подробно рассмотреть особенности некоторых видов документов в свете нашего подхода к документированию.

P.P.S. Отдельно хочу отметить, что в данной статье речь идет о формировании документации для «кондовых» технологических предприятий, работающих по ГОСТам. За время написания материала у нас наступило «прозрение», и мы поняли, что организация документации в виде длинных и нудных простыней, уходящих куда-то под стол (за рамки экрана ПК), видимо, не есть лучшее решение, и надо что-то менять в нашей жизни. Мы проработали новую структуру документации, оптимизировав ее в соответствии с требованиями docops и технологических норм, но это уже совсем другая история...

Комментарии (0)